Авто

Экономика и ее основные участники 7. Экономика. Её основные участники. Учимся принимать рациональное решение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Глава III Человек и экономика

О чем ты узнаешь: - Как экономика служит людям - Все ли выгодно производить - Что такое бизнес - Как меняли свой облик деньги На какие вопросы ответишь: Зачем люди занимаются бизнесом? Почему торговлю считают источником богатства страны? Какие функции в экономике выполняют деньги?

Экономика и ее основные участники

Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. Д.Б. Шоу

План: Что такое экономика Зачем нужна экономика Основные участники экономики

Что такое экономика? Эконо́мика - в переводе с древнегреческого: «дом» и «правило», «закон», буквально - «правила ведения хозяйства» Найдите, как в словаре объясняется значение слова «экономика».

Понятие экономики

Понятие экономики

Дополните определения: Экономика – это умения … Экономика – это знания о …

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Направления (сферы) экономики: Иллюстрации в учебнике, стр. 130 - 131

Назовите сферы экономики: 1 2 3 4 Распределение Потребление Производство Обмен

Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в следующих текстах?

Определи сферу экономики: Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура.

Определи сферу экономики: Робин Бобин Барабек Скушал 40 человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом.

Определи сферу экономики: Посадил дед репку. Выросла репка большая –пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку- тянут -потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут! Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку!

Определи сферу экономики: Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

Зачем нужна экономика?

Экономический продукт – изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека. Услуги полезные удобства, предоставляемые кому-либо Товары продукты труда, произведенные для продажи Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.

Формы хозяйства Натуральное Товарное

это способ организации жизни людей, при котором всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Натуральное хозяйство-

Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли утверждать, что у вас – натуральное хозяйство? « Путешествие в прошлое» – учебник, стр. 132 ? В чём недостатки натурального хозяйства?

это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Товарное хозяйство -

Приведите примеры специализации людей в определённых видах деятельности

Прозводитель тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг. тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Потребитель Участники экономики:

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами Цели участников экономики

Цели участников экономики Получение прибыли Удовлетворение своих потребностей с наименьшими затратами.

Словарь: Прибыль – превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами.

Может ли один человек быть одновременно и производителем, и потребителем, т.е. выполнять обе роли? ? Назовите, что общего между производителем и потребителем. ? В чём различия?

Заполните таблицу Вопросы Натуральное хозяйство Товарное хозяйство Кто производит Кто потребляет Как производят Какова производительность труда

Вопросы Натуральное хозяйство Товарное хозяйство Кто производит Производители – члены семьи С применением наёмной рабочей силы Кто потребляет Производство для самих себя Для массового потребления Как производят Традиционными методами Применение техники для увеличения количества продукции и получения прибыли Какова производитель-ность труда Обычно не высокая Стремление к повышению производительности труда

Домашнее задание Параграф 12 (читать, отвечать на вопросы после параграфа) Термины знать наизусть Задание в Рабочей тетради стр. 53-56 - № 4, 5, 7, 9 (по желанию) Задание № 3 в разделе «В классе и дома » (обязательно). Подготовиться к выполнению задания № 2 (альбомный лист, цветные карандаши, вырезки из газет, картинки и т.п.)


ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.

Задачи:

Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер эк о номической жизни, характера деятельности ее участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы гла в ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

1. Что такое экономика

Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедне в но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на тов а ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в г а зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдел ь ные проявления можно объединить общим понятием «эк о номика».

Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сл о во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напр и мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сд е лали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь уб е диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты м о жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сл е дующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, н а пример, следующие определения экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежн ы ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жи з ненная деятельность людей, извлечение ими средств к сущ е ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)

Возможно обсуждение следующих вопросов: почему а в тор предлагает различные определения? Как в этих опред е лениях проявляются различные стороны экономической жи з ни общества? Какое из определений, с которыми вы позн а комились на уроке, можно считать наиболее полным?

Мы начали разговор с частных проявлений экономич е ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наиб о лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: прои з водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покуп а телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного з а втрака свежий хлеб. (Потребление.)

Выполним задание (Слайд 5)

Впиши перечисленные виды экономической деятельн о сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение пари к махерской, выплата пособия семьям на детей, испол ь зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же п о пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в п и ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поч е му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно - для обеспечения его жизни и де я тельности. Экономика принимает активное участие в удо в летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разн о образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нат у ральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство - это способ организации жи з ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятел ь ности производится ими самими и только для собственн о го потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий прои з водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования - ни з кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской д е ревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство - способ организации эконом и ческой жизни общества, при котором люди, специализ и руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени о т вечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стан о вятся товаром, предназначенным для обмена. Произв о дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пр а вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жи з ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обсл у живания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усв о ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как п о требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?

Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потр е бительские мотивы повлияли на выбор того или иного т о вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страт е гии покупателя. Если да, то что?

Название товара

Потребительские мотивы

Выводы

эмоциональные

рациональные

1 . Что такое экономика. П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.

1 . Что такое экономика. Производство Распределение Обмен Потребление изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

2. Зачем нужна экономика. Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

3. Основные участники экономики. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «производитель», «потребитель», «обмен». Как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства? Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Домашнее задание: : § 8, на «4» и «5» вопрос №2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96.

Название товара Потребительские мотивы Выводы эмоциональные рациональные

  • Что побуждает человека к деятельности?
  • Каковы главные потребности людей?
  • Какую роль играет труд в жизни общества?
  • Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека?
  • Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?

Что такое экономика

Ты начинаешь знакомство с отдельными сторонами экономической жизни общества. Первоначальные представления об экономике помогут тебе подготовиться к более полному усвоению её основ на следующих ступенях обучения.

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаёшь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты. Все эти отдельные явления можно объединить общим понятием «экономика».

Изначально слово «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856-1950) утверждал: Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные учёные сделали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с деятельностью людей в курсах истории, географии, ты можешь убедиться, что понятие «экономика» рассматривается в двух значениях: 1) хозяйство; 2) область знаний. Ты можешь предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика - это умение...», «Экономика - это знания о...».

Мы начали разговор с отдельных проявлений экономической жизни, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведенный продукт необходимо распределить, осуществив действия, связанные с движением его от производителя к потребителю. За распределением наступает обмен - процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением - использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Рассмотрим стадии воспроизводства на примере удовлетворения потребности человека в употреблении хлеба. Пекарь, используя определённую технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть своей продукции в детские сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец в магазине продаёт людям хлеб, т. е. обменивает его на деньги. (Обмен.) Школьники съедают во время завтрака свежий хлеб. (Потребление.)

Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.

Натуральное и товарное хозяйство

Вспомним, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья... Почему необходимо удовлетворять эти потребности? Совершенно очевидно - для обеспечения жизни и деятельности людей. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей.

    Цель экономики - поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага.

Материальные (экономические) блага - это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Натуральное хозяйство - это способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства. Она отличается использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Полностью натуральное хозяйство вёл известный тебе литературный герой Робинзон Крузо. В условиях, близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. На протяжении многих веков натуральное хозяйство было характерно для жителей русской деревни, скотоводов-кочевников азиатских и причерноморских степей.

    Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем ещё пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?

Главный недостаток натурального хозяйства - низкая производительность труда. Она, как правило, позволяла обеспечить лишь самые основные потребности человека.

На смену натуральному пришло товарное производство. Это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь на определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

    Приведи примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.

Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в жизни общества.

Основные участники экономики

Главными действующими лицами экономики являются производители и потребители. Какую роль выполняет в данный момент человек, легко понять по характеристике экономической деятельности, участником которой он является. Андрей - выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму «Зодчий». Молодые люди строят красивые и удобные дачные дома. Андрей - производитель.

После работы Андрей отдыхает с друзьями в культурно-досуго-вом центре «Альтаир»: играет в бильярд, занимается в тренажёрном зале, ужинает в уютном кафе. Андрей - потребитель.

Как видим, один и тот же участник экономики может выполнять обе роли.

Производитель - тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель - тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство.

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать доход и развивать своё производство.

    Решив заработать деньги на путешествие по стране, Пётр с другом открыл салон «Срочное фото». В чём заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Опора покупателя не на эмоциональный, а на рациональный выбор при покупке позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.

Экономические интересы основных участников экономики тесно взаимосвязаны. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

Проверим себя

  1. Как экономика служит людям?
  2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
  3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
  4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?

В классе и дома

Учимся принимать рациональное решение

Почему мы совершаем те или иные покупки? Исследователи разделили покупательские мотивы на эмоциональные и рациональные.

К эмоциональным мотивам относятся: чувство превосходства (потребность быть лучше других), желание отличаться от других (стремление покупать модные, оригинальные вещи), чувство комфорта (стремление облегчить жизнь), развлечение (желание разнообразить образ жизни), потребность просто поторговаться.

К рациональным относятся: экономия (интерес к сделке с точки зрения экономии средств), качество (например, стремление приобрести такие вещи длительного пользования, как холодильник, пылесос, магнитофон, компьютер с предоставлением гарантии для большей уверенности в качестве товара).

Подумай, что, на твой взгляд, в большей мере влияет на формирование потребительских мотивов: состояние экономики, реклама, уровень доходов потребителя. Предложи и обоснуй свои варианты.

Учёные-экономисты советуют думающему потребителю при осуществлении своего выбора опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь из покупки максимальную пользу. Постарайся учесть этот совет.

Проанализируй, какие мотивы преобладают у тебя как покупателя. Есть ли в них место рациональным решениям?






Основные сферы экономики: Производство Распределение Обмен Потребление Иллюстрации в учебнике, стр













Основные участники экономики Прозводитель одитель – тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг. тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг. тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Потребитель


Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами


ВопросыНатуральное хозяйство Товарное хозяйство Кто производит Производители – члены семьи С применением наёмной рабочей силы Кто потребляет Производство для самих себя Для массового потребления Как производят Традиционными методами Применение техники для увеличения количества продукции и получения прибыли Какова производитель- ность труда Обычно не высокая Стремление к повышению производительности труда


Интернет - источники Шаблон презентации: Игра «Монополия»: Смайлик с вопросом: Картинка «основы экономики»: Натуральное хозяйство: 1). 158_d01590_73529_519e2f55.jpg 2). Автомобильные перевозки:


Интернет - источники Товарное хозяйство: Кушающий ребёнок: Изготовление сыра: iYI/AAAAAAAAHLQ/2xzreAsCiPg/s288/69837.jpg Производитель: Потребитель: Продавец и покупатель(обмен): Человечек с вопросом:



Вопрос 1. Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?

Побуждение – двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива. В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность понимается, как нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Вопрос 2. Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?

Нет, хозяйственные процессы полностью контролируются человеком.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Потребности абсолютно всех людей нынешняя экономика не в состоянии удовлетворить.

Вопрос 3. Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем ещё пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?

Да, потому что натуральное хозяйство это хозяйство, которым пользуются сама семья, а не для продажи. Для удовлетворения основных потребностей пользуется услугами магазинов, рынков.

Вопрос 4. Приведи примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.

Производство: металлург;

Проектно-изыскательская деятельность: сметчик, конструктор, проектировщик;

Добыча ресурсов: шахтер;

Строительство: каменщик, монтажник;

Эксплуатация: лифтер;

Врачебная деятельность: хирург, терапевт;

Сельское хозяйство: тракторист, пахарь, агроном;

Услуги: водитель, уборщик.

Вопрос 5. Решив заработать деньги на путешествие по стране, Пётр с другом открыл салон «Срочное фото». В чём заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

Экономический интерес заключается в получении прибыли для покрытия расходов на путешествие. Им пригодится умение рассчитывать экономические показатели – доходы, расходы, убытки, маржу.

Вопрос 6. Как экономика служит людям?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаёшь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты. Все эти отдельные явления можно объединить общим понятием «экономика».

К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведенный продукт необходимо распределить, осуществив действия, связанные с движением его от производителя к потребителю. За распределением наступает обмен - процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением - использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Вопрос 7. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?

Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в жизни общества.

Вопрос 8. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?

Производитель - тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель - тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство.

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать доход и развивать своё производство.

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Опора покупателя не на эмоциональный, а на рациональный выбор при покупке позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.

Вопрос 9. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?

Экономические интересы основных участников экономики тесно взаимосвязаны. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

Вопрос 10. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Организация, структура и состояние какой-н. отрасли хозяйственной деятельности.

Экономика - совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг.

Вопрос 11. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика - это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.

Экономика – это сфера жизни людей, без которой человек не может прожить. Человек каждый день сталкивается с экономическими процессами (каждый день ходит в магазин и что-то покупает), можно утверждать, что экономика это сама жизнь во всем ее многообразии, потому что везде мы сталкиваемся с экономикой без нее ни куда.

Вопрос 12. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?

Я считаю, что чтобы стать богатым, нужно как минимум знать экономику. Это знание помогает сбережению средств, может помочь в ситуации, когда возникают споры в каком либо вопросе, по этой теме, требующие точного, быстрого и обоснованного ответа. Зная экономику и ещё ряд наук, которые относятся к этой теме, можно стать одним из самых богатых людей мира, например бизнесменом. Но, это не единственное, что нужно знать, чтобы стать богатым. Нужно также знать поведение мирового рынка, курс валют, многие другие характеристики, так же нужно быть напористым, коммуникабельным, уметь находить выход из трудных ситуаций.

Вопрос 13. Заполни таблицу.

Основные стадии движения продукта

Производство изготовление ёлочных игрушек.

Распределение составление плана расходов семьи на месяц, выплата пособия семьям на детей.

Обмен закупка снаряжения для туристического похода.

Потребление завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, использование освещения в быту.

Вопрос 14. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй ответ примерами.

Существует множество определений экономики. Есть определение, что «Экономика - это наука о богатстве». В разное время это понимали по разному. Богатство в свою очередь – это изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей. Экономика (наука) - наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования. Потребности людей тоже можно назвать ценностями, на которые нужны денежные ресурсы. Удачное предприятие с экономической точки зрения, это такое приобретение, которое приносит максимальную прибыль. А максимальная прибыль = богатство.

Вопрос 15. Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.

Ресурсы-технология-производство-товар-распределение-обмен-потребление.

Вопрос 16. Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.

Обмен: деньги-товар. Семья купила за деньги товар(картошку).

Вопрос 17. Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?

Экономический интерес состоит в покупке лыж по наиболее выгодной цене. Необходимо знать цены в разных магазинах, проводятся в них акции, какое качество имеют лыжи в зависимости от цены.