Финансы

Коменский педагогические. Курсовая работа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Но есть и дальнейшие изменения: подчеркивая идею непрерывного обучения от зачатия до смерти и все более классифицируя педагогику в целях внесения ее основного вклада в общество, соответствующее человеческому достоинству. Часть «общих консультаций» - с другой.

Перед его полетом, вызванным событиями войны, Иоганн Амос Коменский провел 7 лет в качестве преподавателя в латинских школах в Прерау и Фулнеке, теперь, будучи 36-летним, он снова оказывается в изгнании в Лиссе, чтобы учить детей. Потому что, не обращая внимания на образование, он видит одну из главных причин политической катастрофы веры, он надеется, что фундаментальная реформа педагогики создаст предпосылки для лучшего личного, социального и религиозного будущего.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики. Категории и принципы педагогики. Разработка целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией. Обоснование классно-урочной системы. Воспитательный процесс, работа учителя.

    Каждая программа педагогических реформ, которая не только фокусируется на методологических и технических усовершенствованиях, но принципиально нова для вопроса об образовании, состоит из трехэтапного процесса: во-первых, отношения взрослых с детьми подвергаются резкой критике и их жестокости, а также неэффективности обвиняемого; на втором этапе преимущества «нового» будут обещаны в явном противоречии с «старым» образованием, и это будет самоочевидным и «естественным»; в-третьих, предлагаемый план реформ представлен в его отдельных элементах, и его правильность часто демонстрируется его собственными экспериментами.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2016

    Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Мы по-прежнему будем сталкиваться с этой последовательностью программ образовательных реформ. В Иоганне Амосе Коменском мы тоже находим такой подход. Он использует сильные слова для своей школьной критики: «камера пыток» и «головной мозг», он называет существующую школу, которая внушает детям их знания о «использовании насилия», «участвует», «забастовках». Потому что учителя не понимают детей, «делайте их с лошадей ослов». В дополнение к их жестокости к детям школа также характеризует их неэффективность: много времени тратится, но успех обучения очень низок.

    Философские основы педагогической системы Коменского. Методы обучения и воспитания. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. Коменский о работе учителя. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Коменскому.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание "Великой дидактики". Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

    На протяжении столетий та же критика с теми же словами - вплоть до того века, когда, например, Иван Ильич сравнивает школу с опасностями и концентрационными лагерями, а также обвиняет их в том, что во всем образовательном насилии увеличение обучения через школьное образование незначительно. Эту преемственность школьной и образовательной критики можно представить следующим образом: если, несмотря на все усилия по реформе, результат остается прежним, возможно, это связано не с неосведомленными, недостаточно подготовленными отдельными учителями и педагогами, а с основной структурой педагогических отношений способные взрослые к незрелым детям?

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Исследование педагогических взглядов и деятельности Я.А. Коменского. Обзор активных методов и форм обучения: учебной дискуссии, дидактической игры, метода аналогий. Анализ упражнений приучения, особенностей их реализации на занятиях физической культурой.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    Начнем с последнего аспекта. Поскольку человек является единственным живым существом на земле, он выше другой природы: он должен быть «Господом над умами». Это не означает, что человек должен иметь возможность обращаться с природой произвольно, использовать ее ради собственного удовольствия, но вести себя «как джентльмен»: «почетный и скромный, используя все существа в соответствии с их полезностью и благочестием». Именно потому, что человек обладает разумом, он не будет эксплуатировать природу, но будет понимать себя как сотворца в мире Бога.

    Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    Это должно толковаться в смысле наказания, в котором человек должен знать «ясно о себе и обо всех других». Третий аспект положения человека делает его подчинение Богу. Это его цель, и воспитание детей должно способствовать превращению человека в «образ Бога». Но человек не Бог; «глыба глины» связывает ее с миром и с физическими дисками. Только после его смерти человек войдет в свое третье «жилище». Подчинение человека под Богом проявляется в его «фригидности», что означает «приятное, дружеское и постоянное превращение нашего сердца в Бога».

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского, принципы его диалектики, выражение мировоззрения и приемы обучения. Использование принципа наглядности, предложенного Коменским, в современном образовании. Психолого-педагогические проблемы обучения.

    Человек может испытать Бога тремя способами - и здесь цикл закрывается, потому что эти три пути охватывают основное положение и задачу человека: он может испытать Бога в природе и понять через изучение природы; он может испытать Бога через знание человека, особенно через свое внутреннее видение; и, наконец, в Библии перед ним открывается непосредственное откровение откровения. Мы можем добавить здесь намек, который, возможно, несколько осмелился, но который может перевести основные идеи Коменского в наше время: теперь говорится, что цели образования должны рассматриваться на трех уровнях, короче говоря, в мыслях, чувствах и действие.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2012

    Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Думая, что на языке Коменского человек означает «разумное существо», его подобие к Богу и его действия являются «Властелином духов». Каждая педагогическая концепция, которая хочет развивать самостоятельную концепцию образования, должна сначала объяснить необходимость образования и образования человека. У Иоганна Амоса Коменюса еще нет концептуального аппарата и эмпирических исследований, к которым мы можем относиться, но его мысли по этому вопросу все же передают фундаментальное проникновение субъекта.

Каждому человеку нужно образование, потому что без него он не может наполнить свое трехмерное положение, описанное выше, самому себе, природе и Богу. Через образование человек становится человеком. Это образование должно происходить в детстве и юности, потому что человек не знает, как долго он живет, потому что это дифференцированная и обширная программа, на которой человек должен быть подготовлен, потому что первые впечатления, которые человек получает, в то время как фундаментальные изменения во взрослой жизни трудно достичь.

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Поэтому нет необходимости вводить в человека нечто из этих характеристик человечества: они неотъемлемо присущи самим себе. Последняя цитата приводит к концепции Иоганна Амоса Коменского. В заголовке этой главы так выражено: «Никто не может ничего другого, кроме как помочь природе рождаться». С одной стороны, все понятия, которые не предполагают, что ребенок сам создан в нем, но что новорожденный - это ничто и нет или даже больше, - это нецивилизованный, глупый пучок импульсивного эгоизма, - к манипуляционному насилию над ребенком.

Взрослый воображает себя создателем человека, как будто он может дышать душой и духом извне в «скопление глины». Но каждый человек - это образ Бога, и это нужно подчеркнуть, чтобы ребенок мог достичь своей собственной человечности. С другой стороны, Иоганн Амос Коменский должен обратиться к понятиям, которые в наши дни выражаются в антиперсональных идеях: если все в природе ребенка, то зачем тогда воспитывать? Коменский пишет: «Молодые люди, маленькие из Божественного Рая, не могут расти сами по себе, как лес в лесу, но что они должны быть посажены, привиты и тщательно продвигаться в своем росте». его ответственное поведение и его стремление к Богу, его человечество не развивается само собой, естественно, но только с помощью «образования».

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

У образования есть задача: защитить молодых людей от заразы и снисхождения в мире; получать в добром, семя которого помещается в их сердцах, и стимулировать их к счастливому росту. Еще раз, образование движется между двумя полюсами всемогущества и импотенции, и когда активная активность взрослых рассматривается исключительно, Манипулирование и насильственное угнетение детей, с другой стороны, образование, как правило,, ставит ребенка в безнадзорность, чтобы он не мог выразить свою специфическую человечность.

Разум, ответственные действия и вера есть у ребенка, но они должны развиваться по их образованию. Учить все легким и простым способом - это ядро ​​образовательной программы Йоханн Амос Коменский. Учить «все» не означает всеобъемлющего, но поверхностного знания всех возможных объектов. Это было бы невозможно и не полезно. Скорее, образование должно быть способом мышления, чувства и действия, основанного на трех задачах человека, описанных выше. «Все» означает получить обзор возможных знаний, получить систематический подход, проникнуть в основное ядро ​​вещи и ориентироваться на важные цели человеческого действия.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Радикально Иоганн Амос Коменский в своем требовании не делать социальных или гендерных различий в образовании: все дети учат всему, потому что все люди и «с Богом нет уважения к человеку». Мы боимся их любопытства? Он также радикален в своем призыве к общему воспитанию всех детей. Поскольку спрос на интеграцию детей с ограниченными возможностями и детей без инвалидности играет определенную роль, мы заключаем тройную аргументацию Иоганна Амоса Коменского в этой главе: Все должны быть отданы цели, а именно святости, добродетели и мудрости.

В себе и снаружи они должны быть приведены в равновесие. В богемской дидактике используется широкий спектр методологических указаний, которые пытаются объяснить, как учиться, чтобы ребенок мог легко и полностью понять. Иоганн Амос Коменский основывает свои принципы на аналогиях с не педагогической областью: природой птиц, строением домов, утончением фруктовых деревьев. Некоторое время можно найти среди предложений по дидактико-методологической реформе образования. Мы не хотим иметь это в виду. Другие мысли, однако, стали фундаментальными элементами образования, которые можно найти в истории педагогики и по сей день.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Поскольку это не означает, что эти принципы реализованы на практике, они все же дают возможность задуматься о реальной образовательной реальности. Чтобы упомянуть некоторые из методологических указаний Коменского на этом этапе, может быть полезно. Образование должно основываться на «способностях соответствующего возраста»; педагог не должен слишком быстро выступать посредником.

Сначала научите «вещи и впоследствии языкам», требование, которое представляет интерес для лица бесконечного размытия речи, которое дети уже выставили в детском саду сегодня. Передать целое перед частями, т.е. не начинайте с каких-либо перегибов, в надежде, что дети смогут объединить их как взрослых, а «органическое» обучение, которое исходит из целостного целого, прежде чем оно отличает это.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

«От света к тяжелому», возможно, действительно вопрос, поэтому мы должны дать конкретизацию, которую дает Иоганн Амос Коменский в этот момент: «В будущем учителя и ученые будут говорить на одном языке, чтобы они могли понимать друг друга»; и, наконец.

Изучение смысловых связей. Индивидуализм дидактико-методологической программы реформ Иоганн Амос Коменский может иногда казаться банальным и случайным, и они могут легко отвлечь внимание от того, что является основой его концепции образования. Вот почему мы возвращаемся к этому. Вот почему образование должно поддерживать самореализацию детей Ребенок больше не является пищей, которую ребенок ест, переваривает и использует для своего ребенка. Он не предназначен прежде всего для того, чтобы позволить ребенку воспроизводить родительский контент, он не предназначен для того, чтобы ребенок мог войти в ребенка Общество социализировано, но оно служит для создания индивидуальной личности этого ребенка, работы, которую может себе позволить только сам.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

3. И так как это столь великое дело приходится предпринимать рискованным образом с применением собственной мудрости и собственных сил, то прежде всего они смиренно предадут самих себя, свои работы и преуспеяния своих учеников...

4. Итак, ближайшая забота будет состоять в том, чтобы мощно увлекать учеников благим примером; ибо нет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следят предыдущих и чтобы ученики воспитывались по образцу учителя. Руководство только в виде слов и предписаний обладает силой сообщить делу только весьма слабое движение. Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут.

5. Так как успехи в благочестии и нравственности идут лучше, когда ум, оснащенный светом познания, умеет сделать лучшей выбор среди вещей, а познание вещей почерпается из наук, то пусть учителя помнят, что их питомцы и в этом должны быть осведомлены. А потому учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий, и опять-таки при помощи постоянных примеров, наставлений и практики.

6. Итак, показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они также могли выражать то, что ты можешь. и как только у них явится надежда, что они могут это сделать, заставляй их повторять до тех пор, пока они не будут в состоянии делать это правильно и быстро. Итак, пусть хорошие учителя полагают, что самые маловажные обязанности – диктовать что-либо, гораздо же более важные – наблюдать, внимательны ли ученики, частным спрашиванием возбуждать силу ума, чтобы они понимали, и в процессе исправления, когда ученики сбиваются искусно исправлять.

7. Чтобы быть в состоянии выполнить все это без скуки, необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителя являлись родителями духовного развития учащихся. При этом они должны все делать более добродушно, нежели строго.

8. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. Итак, если нашим учителям придет на ум научить чему-либо хорошему, то они никогда не упустят такого случая, будет ил то в школе в присутствии все, или вне ее частным образом, с каким-либо одним, нов этом последнем случае дело происходит затем следующим образом: то, что ученик усвоил частным образом, он должен повторить в классе перед всеми с двоякой пользой, во-первых, чтобы все привыкли внимательно воспринимать также и то, что говорится кому-нибудь вне школы, и уметь передавать смысл воспринятого; во-вторых, чтобы то, что говорится кому-либо одному по какому-либо поводу, служило на пользу всем; ибо школьный учитель должен быть одинаково учителем всех.

9. Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.

10. Каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего класса, чтобы, хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять сообразно с этим...

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

“Письма к небу” (1614 - 1620).

“Лабиринт света” (1614 – 1626).

“Рай сердца” (1614 – 1621).

“Великая дидактика”.(1633 – 1638).

“Открытая дверь к языкам” (1631).

“Материнская школа” (1632).

“Мир чувственных вещей в картинках” (1658).

“Путь света” (1641).

“Латинская граматика” (1645 - 1648).

“Новое лингвистическое пособие” (1645 – 1648).

“Справочник для учителей” (1648 – 1650).

“Идеи пакатской школы” (1649 - 1652).

“Школа всеобщей мудрости” (1649 - 1652).

“Школа – игра” (1652 – 1654).

коменский педагог


ЛИТЕРАТУРА

Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., Просвещение, 1991.