Финансы

Государственный долг. Единственные страны в мире, которые не имеют долгов Внешний долг к ввп

Его возникновение связано с необходимостью финансирования бюджетного дефицита. Наш материал поможет понять, что такое государственный долг и каковы особенности этого показателя.

Понятие внешнего и внутреннего долга страны

Государственный долг — способ финансирования различных операций. Законодательные органы установили, что внешняя задолженность исчисляется в иностранной валюте, а внутренняя считается в рублях. Ее накопление приводит к дефициту бюджета, а значит к понижению уровня благосостояния граждан государства. Поэтому расчеты по государственному долгу, который бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным, необходимо проводить своевременно и в полном объеме. Это касается правил, которые действуют в Российской Федерации. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внешний и внутренний:

  • внешний долг. В эту группу входят кредиты из иностранных источников, проценты по ним, а также долги по внешнеторговым операциям;
  • внутренний долг. Он образуется по облигациям, ценным бумагам, не выплаченным компенсациям, кредитам, которые выданы стране банковскими учреждениями.

Наиболее обременительными для страны являются краткосрочные заимствования, так как по ним установлены высокие проценты. Если государство не может во время погасить такие кредиты, то прибегают к процедуре пролонгирования или консолидирования. У всех развитых стран объем государственного долга значительный. Самая большая задолженность в мире у США. Такой показатель является приемлемым, пока рост ВВП (валовой внутренний продукт) превышает объем обязательств по погашению.

Особенности управления государственным долгом

Страна обязана гасить займы, выплачивать проценты по кредитам, держать размер внутреннего и внешнего долга под контролем. Для выполнения этих функций внедрена специальная система управления, являющаяся одним из приоритетных направлений политики. Гарант платежеспособности — казна, которая обеспечивает погашение государственного долга. К методам управления внутренней и внешней задолженности относятся:

  • конверсия — изменение размера доходности долга, например, за счет уменьшения или снижения процентных ставок;
  • рефинансирование, то есть погашение долга за счет выпуска новых займов;
  • аннулирование — отказ от обязательств (это радикальная мера);
  • унификация — слияние нескольких займов в единый;
  • отсрочка — метод, используемый в случаях, когда стране выпуск новых займов не выгоден, не эффективен;
  • реструктуризация — погашение задолженности с одновременным проведением новых заимствований.

Управление государственным долгом — процесс непрерывный, при выполнении которого страна размещает ценные бумаги для привлечения достаточного объема финансирования, гасит текущие задолженности, проводит обслуживание долга. Используя административные и финансовые методы, государство стремиться добиться максимальной эффективности от использования привлеченных внешних и внутренних заимствований.

Управление государственным долгом России — задача, которую решает Правительство и Федеральное Собрание страны. Законодательные и исполнительные органы власти разрабатывают меры в отношении госдолга, устанавливают лимит заемных внутренних и внешних средств, определяют цели, на которые направляется финансирование. Комплексный подход помогает держать ситуацию под контролем.

Текущее экономическое положение в России подтверждает, что не так важен объем внутреннего и внешнего долга. Главенствующими показателями являются его структура, характеристики ВВП, валюта задолженности.

Госдолг стран мира является доминирующим фактором дестабилизации не только финансовой обстановки в мире, но и экономической. Единственный вариант выхода из ситуации - это поиск путей сокращения мировой задолженности, со снижением темпов ее роста включительно. По мнению мировых аналитиков, в то время как первый мировой кризис возник в результате активного роста долгов финансового сектора, корпоративного хозяйства и домашнего хозяйства, кризис 21-го века будет вызван именно ростом государственных долгов большинства стран мира. Эксперты финансового рынка с опасением говорят о том, что долговые обязательства стран уже к 2015 году имеют все шансы превратиться в простую бумагу.

О чем говорит статистика 2014 года?

Госдолг стран мира по состоянию на конец 2014 года имеет устрашающие объемы.

  • Япония - государственный долг соответствует 234% ВВП.
  • Греция - 183%.
  • Португалия - 148%.
  • Италия - 139%.
  • Бельгия - 135%.

Аналитическая мировая компания McKinsey внесла в первую десятку стран по размеру государственного долга еще Испанию (132%) и Ирландию (115%), Сингапур (105%), Францию (104%) и Великобританию (92%). Интересен тот факт, что Америке в данном рейтинге досталось 11-е место с 89% от ВВП. Тут же стоит отметить, что в соответствии с официальной государственной статистикой, еще в 2011 году государственный преодолел отметку в 100% от ВВП. Что касается статистики 2013 года, объем задолженности увеличился до 106,6%. По предварительным расчетам в 2014 году долг Америки должен быть на уровне 109,9%. На данный момент страны ведут активную политику для сокращения государственных задолженностей. Эффективность мероприятий и итоговые показатели 2015 года можно будет оценить только в декабре.

Самые низкие показатели государственного долга

  • Норвегия - государственный долг составляет 34% ВВП.
  • Колумбия - 32%.
  • Китай - 31%.
  • Австралия - 31%.
  • Индонезия - 22%.

Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП - это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).

Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира

Уровень госдолга стран мира позволяет установить некую связь между объемом задолженности и уровнем развития государства. Стоит сказать, что меньше всего привлекают средств для перекрытия государства, которые находятся на стадии активного развития. У стран, которые считаются экономически развитыми, возникает намного чаще, и в долги они влезают систематически. Если рассматривать задолженность не как процентное соотношение к ВВП, а в денежном эквиваленте, в данной категории лидерское место досталось Америке. Ее национальная задолженность уже давно перешагнула предел в 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики говорят об увеличении задолженности уже к концу 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в категории занимает Япония, со своими долгами в размере 10,5 триллиона долларов. Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится порядка 58-60% от общего мирового долга. При этом Россия, которая еще в середине 2014 года имела задолженность, соответствующую 0,1% мировой, сегодня внесена в «мусорный рейтинг» стран, для которых получить ссуду на международном рынке практически невозможно.

Динамика ситуации

Госдолг стран мира имеет положительную динамику, он систематически увеличивается. Только за период с 2007 по 2014 год нарастить свои задолженности в несколько раз сумели не только страны PIGS, несущие опасность для ЕС (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), но и лидеры международного рынка, в частности Япония, Италия и Франция. Америка же превзошла все государства группы PIGS. По предварительным прогнозам, ситуация в мире будет только накаляться. Абсолютное и относительное наращивание задолженности, скорее всего, будет свойственно странам с высоким уровнем экономического развития.

Почему страны с развитой экономикой имеют неподъемные государственные задолженности?

Причина явления в том, что темпы наращивания экономики не позволяют не только погашать, но и обслуживать взятые ссуды. Для большинства экономически свойственны не только нулевые, но и минусовые темпы развития экономики. Эксперты агентства McKinsey после тщательного анализа ситуации пришли к выводу, что тяжелее всего отказаться от получения кредита для рефинансирования своих задолженностей будет таким странам, как Испания и Япония, Италия, Португалия, Великобритания и Франция. Эксперты видят решение проблемы в комплексной реструктуризации экономики, путем полной ее отвязки от государственной задолженности.

Тенденции и наблюдения

  • Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
  • Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
  • Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.

Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

Приведенные выше наблюдения от специалистов издания «Шпигель» подтверждаются фактической ситуацией в мире. Рассмотрим крупные международные альянсы. Так, «Большая семерка», в теории, соединила в себе экономики самых сильных стран мира. Если сопоставить ВВП и госдолг стран мира из этого альянса, можно увидеть следующие показатели:

  • Великобритания - объем задолженности соответствует 92% ВВП.
  • Германия - 72%.
  • Канада - 86%.
  • Италия - 139%.
  • США - 109,9%
  • Франция - 98%.
  • Япония - 234%.

Сопоставив эти показатели с показателями государств, входящих в состав «БРИКС», специалисты делают определенные выводы. Так, Россия (9% ВВП), Бразилия (65% ВВП), Китай (31% ВВП) и ЮАР (50% ВВП) выглядят на фоне мировых лидеров более «экономически здоровыми». Тут стоит сказать, что на территории государств «Большой семерки» проживает не менее 0,5 миллиарда человек, которые потребляют в разы больше товаров и услуг, нежели порядка 3 миллиардов человек на территории стран «БРИКС».

О чем говорит анализ ситуации 2015 года?

Госдолг стран мира в реальном времени оценить проблематично, так как официальные данные будут представлены только к концу 2015 года. По предварительным оценкам, с учетом того, что рост задолженностей в связи с экономической ситуацией в мире продолжается активными темпами, на их обслуживание в этом году уйдет на порядка 6,3% больше средств. Представители агентства Bloomberg сообщают, что сильнейшие государства мира занимаются активным рефинансированием своих долгов за счет оформления новых кредитов от МВФ. Из официальных источников стало известно, что к концу 2015 года страны «БРИКС» и государства «Большой семерки» должны погасить долговые обязательства в размере 6,96 триллиона долларов. От экспертов можно услышать мнения относительно того, что 2015 год будет благоприятным, и размер задолженностей станет меньше, что на данном этапе кажется нереальным прогнозом.

Таким образом, государства, бизнес и граждане вместе задолжали сумму в 3,25 раза превышающую размер мирового ВВП. Объемы выпуска государственного долга увеличились втрое по сравнению с 2015 годом и достигли $855 млрд.

В долговых лидерах так называемые развитые страны мира. В 2016 году они увеличили свою задолженность на 6%. На первом месте ЕС. Объем внешнего долга Евросоюза достиг 405% ВВП. Внешняя задолженность США достигла 335% ВВП – $67,3 трлн.

Долг развивающихся стран в 2016 вырос на 4,3% и достиг 217% производимого ими ВВП. Один только Китай увеличил свою задолженность на $710 млрд.

В России внешний долг не увеличился из-за введенных антироссийских санкций. На 1 июля 2016 года он составил $521 млрд.

Эксперты бьют тревогу, вспоминая, что около 75% долга номинировано в американских долларах - фактически объем процентных платежей по этим займам зависит от политики ФРС США.

Так как американский регулятор уже не печатает деньги, а повышает ставки, значит и обслуживание долга становится дороже.

Вообще, мировая экономика сейчас сталкивается с двойной проблемой.

Рост стоимости заимствования и укрепление доллара, то есть очевидно, что стоимость рефинансирования уже имеющихся долгов растет ускоренными темпами, и этот процесс не может остаться без последствий.

Для сравнения государственного долга различных стран надо учитывать, что экономика каждой страны уникальна, как по величине, так и по способу ведения. Для более объективного сравнения государственная задолженность сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Пример : В 2015 году государственный долг Японии составлял около 250 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США.

В таблице приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. В таблице не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран в процентах от ВВП за 2015 год, данные МВФ за 12 апреля 2016 года.

1 Япония - 248,1
2 Греция - 178,4
3 Ливан - 139,1
4 Италия - 132,6
5 Португалия - 128,8
6 Эритрея - 127,1
7 Ямайка - 124,3
8 Кабо-Верде - 119,3
9 Бутан - 115,7
10 Кипр - 108,7
11 Бельгия - 106,3
12 США - 105,8
13 Барбадос - 103,0
14 Антигуа и Барбуда - 102,1
15 Испания - 99,0
16 Сингапур - 98,2
17 Франция - 96,8
18 Ирландия - 95,2
19 Гренада - 92,7
20 Иордания - 91,7
21 Гамбия - 91,6
22 Канада - 91,5
23 Великобритания - 89,3
24 Хорватия - 87,7
25 Египет - 87,7
26 Австрия - 86,2
27 Малави - 83,4
28 Словения - 83,3
29 Сент-Люсия - 83,0
30 Сан-Томе и Принсипи - 82,5
31 Доминика - 82,4
32 Украина - 80,2
33 Мавритания - 78,1
34 Сербия - 77,4
35 Белиз - 76,3
36 Венгрия - 75,5
37 Мозамбик - 74,8
38 Шри-Ланка - 74,4
39 Бразилия - 73,7
40 Сент-Винсент и Гренадины - 73,6
41 Гана - 73,3
42 Мальдивы - 72,9
43 Албания - 71,9
44 Германия - 71,0
45 Судан - 68,9
46 Киргизия - 68,8
47 Йемен - 68,6
48 Сейшельские Острова - 68,1
49 Нидерланды - 67,6
50 Исландия - 67,6
51 Индия - 67,2
52 Черногория - 66,4
53 Ирак - 66,1
54 Багамы - 65,7
55 Сент-Китс и Невис - 65,5
56 Ливия - 65,4
57 ЦАР - 65,0
58 Конго - 64,9
59 Израиль - 64,6
60 Пакистан - 64,4
61 Лаос - 64,3
62 Мальта - 64,0
63 Марокко - 63,7
64 Бахрейн - 63,3
65 Финляндия - 62,4
66 Ангола - 62,3
67 Того - 61,9
68 Уругвай - 61,8
69 Лесото - 60,0
70 Белоруссия - 59,9
71 Вьетнам - 59,3
72 Сальвадор - 58,9
73 Маврикий - 58,1
74 Гвинея-Бисау - 57,7
75 Малайзия - 57,4
76 Южный Судан - 56,9
77 Сенегал - 56,8
78 Аргентина - 56,5
79 Джибути - 55,5
80 Самоа - 55,5
81 Тунис - 54,5
82 Мексика - 54,0
83 Пуэрто-Рико - 53,1
84 Зимбабве - 53,0
85 Замбия - 52,9
86 Кения - 52,7
87 Словакия - 52,6
88 Польша - 51,3
89 Тринидад и Тобаго - 51,1
90 ЮАР - 50,1
91 Колумбия - 49,4
92 Тувалу - 49,0
93 Гайана - 48,8
94 Венесуэла - 48,8
95 Эфиопия - 48,6
96 Гвинея - 48,4
97 Гондурас - 47,4
98 Армения - 46,6
99 Фиджи - 46,1
100 Сьерра-Леоне - 46,1
101 Дания - 45,6
102 Швейцария - 45,6

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.