Драгоценности

Металлы в ювелирном деле. Физические свойства драгоценных металлов. Примеси, не более

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Тем не менее, он не распространен. Причинами этого являются более высокая стоимость и тяжелая работа, особенно в некоторых титановых сплавах с повышенной жесткостью. Из-за высокой температуры плавления литье трудно и требует особых условий. Сплавленный титан в кислородной среде связан с кислородом и вызывает взрыв. Он не намагничен и не является слабым проводником тепла. Существует высокий порог усталости, поэтому титановые изделия имеют длительное применение. Из-за перечисленных свойств и качеств мы считаем это чрезвычайно привлекательным металлом для изготовления.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

На рынке есть несколько названий серебряных украшений. Итак, каковы все эти типы серебра и что они представляют? Эта статья поможет вам лучше понять различную терминологию при покупке ювелирных изделий или предметов из серебра. Серебро - это металл, который использовался сотни лет. Серебро извлекается из нескольких стран, но крупнейшими производителями являются Мексика, Перу и Австралия.

Серебро, в чистом виде, обычно считается слишком мягким для ежедневного использования. Поэтому добавляют другие металлы, такие как медь. Стерлинговое серебро или стерлинговое серебро - это основной серебряный тип, используемый сегодня в ювелирных изделиях, украшениях и желе. Стерлинговое серебро представляет собой смесь чистого серебра 92, 5% и 7, 5% металлического сплава.

Золото - очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочностью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

Мелкое серебро - чистое серебро 99, 9% и обычно считается слишком мягким, чтобы его можно было использовать в большинстве предметов. Он также считается массивным серебром. Посеребренная обшивка популярна, но иногда продавцы-изгои пытаются пройти этот серебряный серебряный серебро. Он также носит название серебра или оцинкованного серебра.

Серебристые элементы выполнены из основного металла, обычно латуни или никеля, который затем оцинкован. Гальваника - это процесс, который прилипает к очень тонкому слою чистого серебра на металлической основе. Результатом является элемент, который выглядит как стерлинговое серебро, но по гораздо более низкой цене. Может быть, это выглядит, но серебряное покрытие, как правило, исчезает из-за износа довольно быстро и, таким образом, обнажает базовый металл менее красивым.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной ("царская водка").

Серебро Альпака или немецкое серебро на самом деле не серебристые, совсем нет. Это серый сплав, который просто выглядит как серебро. Это иногда упоминается как серебряный никель, белая латунь или новое серебро. Он также используется в качестве основы для серебристых предметов из-за его внешнего вида. Если вы получите настоящий серебро, держитесь подальше от него. Кроме того, остерегайтесь продавцов, продающих это как «прекрасные украшения» для потребителей, которые не знают разницы между серебром и серебром альпаки.

Мексиканское серебро используется для описания серебра, сделанного в Мексике. Он должен содержать более 90% чистого серебра в качестве мексиканского серебра. В настоящее время большинство серебряных украшений из Мексики - серебро. Это серебро отмечено в Великобритании и Ирландии как «серебро 958». Это более чистая форма серебра, чем стерлинговое серебро.

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах - в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина - серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кислотах (кроме "царской водки") нерастворима. Для

Следовательно, он имеет более высокое значение. Метод старения очень популярен в серебряной промышленности и является практикой применения процесса отделки серебристого серебра, чтобы придать им старый вид. Кроме того, это помогает создать контраст, который делает детали дизайна или сложные проекты выглядят лучше.

Дело в том, что украшение для тела с обильными недорогими материалами датируется древними временами, когда даже ракушки использовались как «предметы моды». В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков почти все украшения были изготовлены из драгоценных металлов и камней. Когда женщины дня стали требовать менее дорогой альтернативы, производители начали производить имитированный вид прекрасных украшений с «Пастой» и использованием медных сплавов. Один известный сплав был изобретен Кристофером Пинчбеком, создателем часов восемнадцатого века.

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы - радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Это был в основном сплав меди и цинка, который был похож на золото. Но настоящие бижутерия или более точный термин «Модные украшения», как мы его знаем сегодня, начались в 20-м веке. Когда две мировые войны, крах фондового рынка и Великая депрессия заставили многих отказаться от драгоценных ювелирных изделий, производители и дизайнеры обратились к бесценным сплавам и компонентам для создания модных изделий в качестве альтернативы.

Мы были ключевым поставщиком инновационных и качественных спин-литых сплавов, которые позволили процветать этим крупным заводам, производя классические конструкции, некоторые из которых теперь используются в качестве предметов коллекционирования. Как и во всех продуктах, которые должны поддерживать низкую стоимость, большинство этих компаний, как в Нью-Йорке, так и в Род-Айленде, начали перемещать свои операции на более дешевые офшорные заводы.

Палладий - металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и "царской водке".

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом ("белое золото"), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий - самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий - тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-белого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной ("платиновые спутники"). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро - блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тягучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгметаллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы - золота, се ребра и меди, реже двойные - золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изделий с эмалевыми покрытиями - сплав 916°, для филигранных изделий - 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном - брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы "платиновых спутников"

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза - сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь - сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор - сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, пригоден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, пробирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

На сплаве золота 580-600° остается узкий светло-коричневый ободок по всей окружности капли. Чем ниже проба металла (сплава), тем темнее пятно.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Высокопробное серебро

Белый

Чернильно-темное

Мгновенно

Алюминий и его сплавы

Белый

Желтое, постепенно темнеет

Мгновенно

Платина и ее высокопробные сплавы

Серовато-белый

Действия нет

Олово и его сплавы

Белый

Черное

30-40 с

Цинк и его сплавы

Серовато-белый

Желтое, постепенно темнеет

Мгновенно

Латунь

Желтый

Черное, чернильное

Мгновенно

Низкопробный сплав серебра и меди

Бело-желтый

Черное

Мгновенно

Медь

Красный

Черное, чернильное

Мгновенно

Белое золото (583°)

Белый, серовато-белый

Коричневое пятно

2-3 с

Свинец

Синевато-серый

Грязно-желтое

Мгновенно

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Желтый

Действия нет

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Желтый

Темно-каштановое или зеленое

5-6 с

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб - более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

250

292

333

375

416

500

583

750

875

916

Таблица соответствия проб серебра

Золотниковая

Метрическая

500

654

750

855

875

900

916

925

948

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, определяется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых единиц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X - метрическая проба; А - золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубежных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней - каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X - метрическая проба; В - каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях даны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немецкого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка - была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото - только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье - по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба - благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть легко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы - это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн ". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при помощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка - один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный далеко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собственного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма - ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма - ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань - ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде веревочек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связана зернь - мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого золота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой - один из важнейших приемов при изготовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепления скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное - просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в определенной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь - ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь - это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь - это металл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль - это особый сплав стекловидной массы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми, яркими красками.

Мастерами применялись:

окись олова - белый цвет;

окись железа - желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

магнезия – лиловый;

золото – красный;

иридий - стальной, серый, черный;

окись урания и серебра - желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль - это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) - по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вырезается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) - широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу - передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) - этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX - XX столетия.

Эмаль живописная - заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

С незапамятных времен люди сталкивались с прекрасным желтым металлом. Ему поклонялись, его боготворили, из-за него шли в походы и начинали войны. Золото идеально для обработки и для вложений средств. В состав белого золота входят дорогие платиновые металлы, обеспечивающие ему высокую стоимость.

Виды золота

В чистом виде данный металл имеет желтый цвет, но, при помощи примесей, золоту можно придать различные оттенки. В ювелирных работах чистое золото не используется, только сплавы. Проба золота означает количественное содержание драгоценных металлов в сплаве.

Чистое золото.

Встретить золото в чистом виде можно только в лаборатории, где его и получают. В природе встречается металл с примесями серебра или меди. Самым чистым считается золото 999 пробы. Иногда его называют банковским либо червонным.

Оно представляет собой сплав золота и другого белого металла, способного придать золоту белый цвет. Из чего состоит сплав, имеющий название «белое золото», можно понять по его цвету. Лигатурой для белого золота могут быть: марганец, никель, палладий. Подобный сплав стал приобретать популярность в начале двадцатого века. Его стали использовать вместо дорогостоящей и тугоплавкой платины.



Оттенки золота варьируются от белого до зеленого.

Красное золото.

Это сплав золота и меди. Цвет определяет количество последней. В составе красного золота почти одинаковое соотношение двух металлов. Красное золото стали активно использовать в начале 19 века. В Европейский странах к этому виду драгоценного металла относятся достаточно пренебрежительно. Несмотря на это, благодаря своему составу оно обладает большей твердостью чем желтое, благодаря чему меньше стирается. Из-за этих свойств красное золото можно смело использовать для изготовления тонких ажурных украшений.

Это классический и самый распространенный вид. Приобрел популярность несколько столетий назад. Для придания прочности чистому золоту, в сплав добавляется серебро и медь. Они способствуют повышению прочностных характеристик металла. Наиболее популярны сплавы желтого золота 585 и 750 пробы.



Желтое золото наиболее популярно в России.

Зеленое золото.

В состав этого сплава входит серебро. Чем больше доля серебра в сплаве, тем он светлее. Так же, сплав зеленого золота получают при помощи соединения золота и рубидия. Зеленое золото очень красиво, но имеет низкую прочность.

Черное золото.

Для того, что бы сплав имел черный цвет, поверхность изделия покрывается черным родием или рутением, либо изготавливают сплав из золота, кобальта и хрома, поверхность которого окисляется искусственным путем.

Ведутся ожесточенные споры о том, какой же сплав более благороден: белый или желтый? Каждый вид золота обладает неповторимыми характеристиками и своеобразной ценностью. Использование и того, и другого подчиняется моде: в разные столетия она обращалась к различным цветам и оттенкам.

Желтый металл прекрасно сочетается со смуглой кожей, он более заметен и обладает характерным блеском, однако, белый металл намного лучше сочетается с бриллиантами, именно поэтому (если опустить физические характеристики сплава) в основном его используют для изготовления оправ для драгоценных камней. Однако не следует забывать, что ценность и благородность металла определяется его пробой. Поэтому желтое и белое золото одинаковой пробы будут иметь одинаковую ценность.



Белое золото выглядит с бриллиантами очень привлекательно.

Сплавы имеют в своем составе не только золото, многое зависит от содержания примесей. В белое золото в качестве лигатуры добавляют никель, который вызывает аллергическую реакцию чаще остальных драгоценных металлов. Из-за этого свойства лигатуры белого золота его использование ограничили в Европе. Никель старались заменить палладием, однако, многие характеристики никеля остаются незаменимыми. Так, он обладает большой твердостью и прекрасно полируется. Это позволяет использовать сплавы, содержащие никель, для создания оригинальных украшений, имеющих сложный дизайн. Из мягкого металла попросту не получится создать таких прямых и четких форм.

Белое золото считается благородным, если в состав сплава входят такие металлы как платина или палладий.

Платина – один из лучших вариантов «отбеливания» желтого золота. Именно она придает драгоценному сплаву прочность и красивый оттенок.

Популярность белого золота во многом зависит от моды, но есть вещи, не поддающиеся её веяниям. Ювелиры, работающие с бриллиантами, предпочитают белое золото желтому, так как украшение получается более изысканными и чистыми. Его цвет выгодно подчеркивает достоинства бриллианта, в то время как желтое золото способно скрыть некоторые недостатки.

Дизайнеры, занимающиеся ювелирными изделиями, в своем большинстве отдают предпочтение белому золоту, прежде всего потому, что оно с легкостью сочетается с металлами других цветов. Украшения из металлов различных цветов позволяют создавать новые, неожиданные решения, когда как одноцветные ювелирные украшения предоставляют намного меньше простора для фантазии.



Из золота различных оттенков делают ювелирные шедевры.

Белое золото практически универсально. Украшения из этого сплава удивительно легко сочетаются с любым цветом волос, глаз и даже кожи. Традиционное желтое золото сложнее носить каждый день, украшения из него более яркие, броские. Белое золото не выделяется, оно скромно и не вульгарно. Хотя, это лишь дело вкуса.

Почему в ювелирной промышленности не используется чистое золото?

Физические свойства чистого золота удивительны: оно очень легко поддается ковке, прекрасно проводит электричество, помогает сфокусироваться зеркалам, работающим на дальнем инфракрасном диапазоне.

В промышленности есть много применений чистому, червонному золоту, однако, у этого драгоценного металла есть и свои недостатки:

  • Оно очень легко поддается ковке. Для ювелирных изделий это самый большой недостаток;
  • Оно легко истирается и гнется;
  • Украшения из чистого золота быстро царапаются и теряют свой блеск и красоту.

Как делают белое золото?

Почему золото имеет название «белое»? Белый оттенок золоту придают такие металлы как палладий, платина, серебро. Белое золото с добавлением платины — один из самых дорогих сплавов. Украшения из такого металла продают лишь крупные сети ювелирных магазинов, рассчитывающие на людей, способных купить такую драгоценность.

Более доступен сплав из золота и никеля. Он обладает всеми свойствами благородного белого золота, отличить такой сплав можно лишь по более чуть тусклому блеску. Кроме внешних характеристик, сплав с никелем проигрывает и в отношении к здоровью человека, но не всегда. Все зависит от того, как делают сплав белого золота. Дело в том что никель способен вызвать раздражение или аллергию. Из-за этого в Европе, начиная с января 2000 года, был принят указ, запрещающий использование никеля в ювелирных изделиях и монетах, если его содержание превышает допустимую норму. Но, если украшение покрыто защитным слоем, бояться нечего.



Никель в составе лигатуры белого золота может вызвать аллергию.

Если в чистое золото добавить одну десятую платины, сплав приобретет характерный белый оттенок и такие физические свойства как прочность и химическая стойкость.

Если в украшении использован сплав 585 пробы, то золота в нем около половины, остальную часть составляют платина и серебро. Такое изделие будет радовать владельца безупречной белизной и прочностью.

Если в золото добавлен палладий или никель, металл получит практически незаметный желтый оттенок.

Как получают «чистое» белое золото? Не все сплавы белого золота имеют характерный цвет, для того, что бы изделие поражало своего владельца чистотой оттенка, его покрывают родием. Этот металл относится к платиновой группе и стоит дороже золота. Украшения, покрытые им, более устойчивы к царапинам, истиранию, деформациям. Покрытие из родия позволяет использовать в сплавах никеля без вреда для здоровья. Потому, не смотря на то, что украшение всеравно представляет собой сплав металлов, его ценность близка к чистому золоту.

Как отличить белое золото от серебра?

Эти два драгоценных металла очень схожи внешне, но серебро намного дешевле белого золота, кроме того, серебро – лишь лигатура для дорогого белого золота. Как же распознать серебро?

В первую очередь, стоит обратить внимание на пробу: в золотых украшениях используется 585 или 750 проба, в серебряных 925. Белое золото обладает более ярким блеском, чем серебро. Кроме того, оно обладает большей твердостью, чем серебро.

С какими трудностями придется столкнуться обладателю белого золота?

За капризным сплавом белого золота необходимо тщательно следить: периодически относить изделие ювелиру для того что бы поправить слой родия, если он есть. Белое золото может повредиться при повседневной носке, если вступит в контакт с агрессивными химическими веществами или часто соприкасается с водопроводной водой, в которой может содержаться хлорка.