Драгоценности

Сколько подростку давать на расходы. Как научить правилам карманных расходов детей? На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками

Пока ребёнок маленький, все потребности его обеспечивают родители. Часто малыш и не подозревает, что все его прихоти стоят чего-то – ему нужно только указать пальцем, и желаемое сразу покупается. И дело здесь не в доходах мамы и папы, а в их отношении к любимому чаду. Игрушки хватает только на один вечер, а завтра – новое «хочу». Деньги на карманные расходы — за и против?

Деньги на карманные расходы

Приучаясь к такого рода отношению, ребёнок и позже не понимает, сколько он может потребовать от родителей на исполнение своих прихотей.

А желания становятся всё серьёзнее, и вот на смену мыльным пузырям и вертушкам приходят требования покупки куклы Барби, Человека-Паука, потом – всяких модных школьных аксессуаров, сотового телефона «как у Лёньки» и так далее.

Внезапно приходит момент, когда требования наталкиваются на категоричное «нет». Дальше – скандал и непонимание. А почему? Потому, что малыш с детства не привык ценить финансы, а значит, не понимает, куда и сколько можно тратить.

Отказать малышу в приобретении «одноразовой» игрушки можно и даже нужно . Уже в три года ребёнок поймёт, если ему объяснить, что этот каприз может стоить ему катания на двух аттракционах в парке. Пусть выберет сам – что важнее в данный момент! Ребёнок не обидится – он просто задумается над тем, что на самом деле ему нужно.

Пора личных денег ребёнка приходит лет в 6. Именно в это время родственники начинают порой дарить не игрушки, а деньги на День рождения или другой праздник. Потом начинаются поступления от «зубной феи». В распоряжении ребёнка появляется довольно приличная сумма, которую можно потратить…

А вот теперь начинается сложная работа по разъяснению того, куда можно потратить деньги на карманные расходы. Стоит сразу оговорить, какие из своих желаний ребёнок может удовлетворить самостоятельно.

Например, купить сувенир на море, взять дополнительно финансы в поездку с классом для приобретения там мороженого или игрушки, просто порадовать себя чем-то приятным на прогулке всей семьёй.

Важно научить ребёнка оценивать, действительно ли ему необходимо то, что он хочет купить, особенно если вещь дорогая. Сразу необходимо объяснить, что новый доход может прийти не скоро, а значит, средствами нужно управлять осторожно и умно.

Наконец, собственно деньги на карманные расходы ребёнок начинает получать лет с 13-14. Постепенно нужно научить подростка грамотно распределять финансы на все имеющиеся нужды.

Теперь он сам может откладывать деньги на питание в школьной столовой, покупать необходимые средства гигиены для личного пользования и даже такие интимные предметы, как нижнее белье, носки и колготки. То есть деньги на карманные расходы – это не финансовые средства только на развлечение, это сумма, выделенная родителями на содержание ребёнка и отданная ему для разумного использования.

Конечно, сразу всё не получится, и придётся несколько раз совместно распределять деньги, планируя, сколько необходимо отложить на каждую расходную статью. Поэтому лучше начинать с выдачи карманных денег на дня 2-3 , постепенно увеличивая период самостоятельности до двух недель.

В старших классах ребёнок получает свои финансы раз в месяц – как и родители. Правило при этом гласит: если тебе не хватило денег до следующей «получки» — это твои проблемы (но сотовый телефон всегда должен быть в зоне доступа!).

Наверное, если бы каждый взрослый прошёл подобную школу правильного обращения с деньгами ещё в детстве, навряд ли были бы ситуации студенчества, когда за неделю до стипендии из еды остаются только макароны, а денежные средства составляют лишь сумму, необходимую на поездку домой.

А сколько молодых семей страдает от неумения тратить деньги – это является одной из основных причин распада многих браков! Отсюда вывод: деньги на карманные расходы – это серьёзно. Возможно Вас заинтересует статья, посвященная столь важной проблеме, — ?

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

В детстве я дружила с одним мальчиком. Папы у него не было, а мама работала на двух работах, чтобы поставить сына на ноги. Юра с пяти лет один ходил в детский сад и приходил домой, один ходил в магазин за хлебом, а вечером встречал маму с работы. С каждой зарплаты мама давала Юре определенную сумму денег, на которую он целый месяц должен был покупать хлеб и молоко. Сдачу, оставшуюся в конце месяца, Юра забирал себе на карманные расходы. Ровесники (и я, в том числе) ему сильно завидовали, ведь он может делать все, что угодно и никто его не отругает. К тому же у Юры всегда водились личные деньги (несмотря на то, что его мама получала очень мало). А наши родители перешептывались, глядя на Юру: "Кто же из него вырастет? Ребенок совсем брошенный. Зачем мать дает ему деньги?". Все ждали, что Юра вот-вот пойдет по кривой дорожке: начнет пить, курить и перестанет учиться, но ничего такого не произошло, скорее, наоборот. Юра вырос, с красным дипломом окончил институт, и сейчас у него свой бизнес (причем весьма процветающий). Он не курит (зачем тратить деньги на отраву?) и выпивает только по праздникам. А свои первые заработанные деньги Юра потратил не на развлечения (как это сделали мы), а на подарок маме и курсы английского языка. Сейчас, глядя на Юрия, я задумываюсь о том, что во многом его достижения - это заслуга его мамы, которая вовремя приучила ребенка к самостоятельности, умению планировать расходы и не ходила за ним по пятам. Конечно, раньше время было более спокойное. Да и жили мы не в Москве, а в тихом подмосковном городке, где все друг друга знали. Но, несмотря ни на что, учить ребенка планировать свои расходы все равно надо, только вот когда и как это делать?

Деньги любят счет

Давать или не давать ребенку деньги? Если давать, то с какого возраста и в каком количестве? Эти вопросы волнуют практически всех родителей. По мнению детских психологов, деньги давать ребенку не только можно, но и нужно, необходимо лишь учитывать несколько важных моментов, чтобы извлечь максимум пользы. Первый вопрос: как давать ребенку деньги? Здесь существует несколько разных способов. Одни дают детям деньги время от времени, под настроение. Например, когда папа пришел домой слегка навеселе и ему хочется осчастливить всех вокруг. Я долго не могла понять, почему сын моего соседа расстраивается, если папа приходит с работы трезвый. Оказалось, что сосед, лишь пребывая в пьяном угаре, всегда дает ребенку деньги (причем потом никогда не может вспомнить, сколько он дал). Мальчик, еще не умея толком считать, уже научился использовать слабость отца. Но от карманных денег, полученных таким образом, мало пользы. В этом случае ребенок вряд ли научится ценить деньги и планировать свой бюджет, так как совершенно неизвестно, когда будет следующий взнос и в каком размере. К тому же велика вероятность, что ребенок свяжет два понятия: если выпил - будут деньги. По данным организации анонимных алкоголиков, дети, которых родители балуют, лишь пребывая "под градусом", повзрослев, часто не могут обойтись без допинга (алкоголь, наркотики).

Другой способ выделения карманных расходов - это система поощрений. "Раз уж давать ребенку деньги, то за что-то, а не просто так". То есть родители оплачивают ребенку хорошее поведение, оценки или работу по дому. В этом случае возникает риск, что ребенок перестанет бесплатно хорошо себя вести, учиться или помогать по хозяйству. Если за мытье посуды или уборку игрушек вы будете платить ребенку энную сумму, то он потом уже не согласится выполнять эту работу бесплатно. Поощрять, конечно, нужно, но следует знать меру и делать это только в особенных случаях. Например, у каждого члена семьи есть определенные обязанности (уборка в своей комнате, вынос мусорного ведра, учеба и т.д.), которые он должен выполнять бесплатно. А вот если вы просите ребенка сделать то, что не входит в его обязанности (убрать вещи брата) - за это потом его можно поощрить в денежном эквиваленте.

Третий вариант выделения карманных расходов (наиболее удачный) - это регулярно, например, в день зарплаты, выдавать малышу определенную сумму. Тогда ребенок, во-первых, научится планировать свои расходы, так как он будет четко знать, когда будет следующий взнос. А во-вторых, малыш поймет, что родителям деньги даются не просто так, а за тяжелую работу. Лично я долгое время была уверена, что деньги берутся из шкатулки, а на работу родители ходят просто так (я хожу в детский сад, а они - на работу). А на объяснение родителей, что у них нет денег, я настойчиво предлагала им заглянуть в шкатулку. До сих пор помню свое разочарование от созерцания пустой шкатулки... Естественно, нельзя отдавать ребенку последнее. Здесь все зависит от ваших доходов. Сумма должна соответствовать доходам семьи. Например, на Западе принято выделять несовершеннолетним детям на карманные расходы 10% от чистого дохода семьи, то есть от того, что остается после оплаты всех коммунальных услуг и страховок. Мне это решение кажется вполне логичным.

Лучше раньше, чем позже

С какого возраста можно давать ребенку деньги? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни дети и в 3-4 года могут самостоятельно планировать свои покупки и не нуждаются в постоянном внимании родителей. А другие и в 10 лет не в состоянии посчитать, сколько шоколадок можно купить на двадцать рублей. Здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка. Но если вы не собираетесь содержать свое чадо до самой пенсии - необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус личных денег. Конечно, решиться на такое непросто, но все равно скоро настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла (хотя бы в магазин), и чем раньше это произойдет, тем лучше. По мнению психологов, оптимальный возраст для приучения к карманным расходам - это 5-6 лет. Во-первых, в этом возрасте ребенок уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя, и догадывается о последствиях. Он вряд ли будет тратить всю сумму на мороженное только по тому, что мама ему обычно покупает всего один стаканчик. С другой стороны, в 6 лет у ребенка еще достаточно детские интересы и у него не возникает желание потратить свои средства на запретный плод (например, на сигареты). "Черепашка-нинзя гораздо привлекательнее и интересней". Во-вторых, это хорошая тренировка перед школой. Именно с помощью личных денег ребенок быстрее научится считать в уме. И в третьих, чем раньше ребенок узнает цену денег, тем бережнее он будет к ним относиться в дальнейшем.

Многие родители считают, что их пяти-шести-семи летний ребенок не сможет найти деньгам правильное применение. "Ребенок еще слишком мал, он либо потеряет деньги, либо потратит их на какую-нибудь ерунду". На самом деле готовность к владению финансами проявляется не вдруг, она создается в самих детях. И если ее не развивать, она может не проявиться и к двадцати, и к тридцати годам. Прежде всего, перестаньте нервничать. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне взрослым, он так и не научится самостоятельно тратить деньги. Считается, что чем раньше у ребенка появятся собственные деньги, тем от них больше пользы. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания.

Одна из моих знакомых молодых мам, устала от бесконечных просьб трехлетней дочери мороженого, конфет и жвачек. Получив в очередной раз детское пособие (на которое, к сожалению, практически ничего нельзя купить), целиком отдала его дочери и сообщила, что это на целый месяц. Что самое удивительное - девочка первое время всю сумму тратила на сладости. А сейчас, спустя год, она копит на "серьезные" вещи - одежду для кукол и заколки для себя.

Куда уходят деньги?

Часто родители боятся, что деньги принесут вред: ведь имея в своем распоряжении энную сумму, ребенок может приобрести то, что ему раньше не разрешали. Конечно, первое время лучше проконтролировать расходы. Но делать это надо аккуратно. Для начала предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии. Например, желая купить крохе игрушку, выделите ему ту сумму, которую вы собирались потратить, и позвольте ребенку самостоятельно сделать выбор. Ваша задача - помочь ребенку произвести устные математические расчеты, чтобы понять, на что ему хватит денег, а на что нет. И воздержитесь от комментариев, если вместо развивающего конструктора он купит десять машинок и сто первый бумеранг. Ребенок должен понимать, что это его личные деньги и тратить он может их на что угодно.

Если ребенок самостоятельно пошел в магазин - не кидайтесь сразу же проверять, на что он потратил деньги. Лучше спокойно расспросите его, что он себе купил. Даже если вы заметите, что кроха рассказывает вам, мягко говоря, "не все" и старается утаить основную часть своих покупок, не выводите его на чистую воду. Возможно, ребенок боится вашего гнева или, наоборот, хочет сделать вам сюрприз. Сделайте вид, что вы ему поверили. Кстати, если ребенок не боится показывать вам свои покупки или даже спрашивает совета, значит, он вам действительно доверяет. Даже если вам его покупки кажутся глупыми и ненужными, сдержитесь от едких комментариев. Согласитесь, вы ведь тоже иногда делаете абсолютно бессмысленные покупки. Умение тратить деньги (как и любой другой навык) приходит с опытом. Только купив двадцать пять солдатиков, ребенок поймет, что они ему совершенно не нужны в таком количестве, и перестанет тратить на них свои доходы. Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Часто дети, получив в первый раз собственные деньги, спускают их на всякую ерунду не потому, что им этого действительно хочется, а чтобы проверить реакцию родителей. "Это мои деньги и если я куплю на них много шоколада мама мне ничего не скажет! Или скажет?" Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит таким образом проверять родительское терпение. Ну, а если вы будете давать ребенку деньги и при этом указывать на что их потратить - грош цена таким деньгам. В этом случае от карманных расходов не будет никакой пользы.

Еще раз о пользе денег

  • Малыш быстрее научится считать, а также складывать и вычитать. Мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке, и именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.
  • Ребенок научится планировать свой бюджет и доживать от "зарплаты до зарплаты", что умеют далеко не все взрослые.
  • Ребенок поймет, что деньги даются родителям с трудом, и научится их ценить.
  • Малыш поймет, что не все на свете можно купить.
  • Узнав цену вещей, он станет более бережливым и аккуратным. Если раньше, испортив игрушку, он знал, что у родителей всегда можно выпросить новую, то теперь ребенок понимает, что новую игрушку придется покупать на свои деньги.
  • Ребенок поймет, что вы ему доверяете и поэтому не требуете отчета о покупках.
  • Вы, наконец, узнаете, что ребенка действительно интересует.

Правила безопасности

И напоследок - немного техники безопасности. Обязательно объясните ребенку, что деньги - это не только возможность покупать нужные вещи, а еще и некоторая опасность. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя". Возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований.

  • Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).
  • Нельзя брать в долг у чужих дядей и тетей.
  • Нельзя давать чужим свои деньги, если они обещают отдать (я забыл кошелек дома, пойдем со мной, я тебе верну деньги).
  • Нельзя оставлять свои деньги в карманах одежды (в раздевалке).
  • Нельзя носить все свои накопления с собой (можно потерять).
  • Если кто-то угрожает ребенку и требует деньги (и другие ценности), их надо отдать не сопротивляясь. Жизнь бесценна.

Анна Котова

Семейный психолог

«Многие спрашивают, зачем деньги детям? Конечно, в этом возрасте ребенок еще не осуществляет покупки самостоятельно. Однако принятие решения купить за 50 рублей шоколадку или положить деньги в копилку может стать полезным навыком. Ребенок учится оценивать ситуацию и принимать несложные решения».

Деньги в начальной школе уже просто необходимы, они нужны, чтобы купить булочку в буфете, школьную газету или сувенир на экскурсии. Очень часто в школах устраивают благотворительные ярмарки, и отсутствие карманных денег поставит ребенка в затруднительную ситуацию. Школьникам начальных классов можно и не выдавать наличных денег, если в учебном заведении в ходу специальные карты для пропуска и оплаты питания. В этом случае проще положить деньги на счет ребенка и расплачиваться таким образом, например, в школьном буфете. Ребенок точно не потеряет деньги, а заодно привыкнет к безналичному расчету.

Больше денег - больше хлопот

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы, каждая семья должна решить исходя из своих финансовых возможностей. Однако состоятельным родителям психологи не советуют выдавать детям на руки слишком большие деньги, чтобы не приучить их к «неиссякаемому волшебному кошельку». А семьям со скромным доходом не стоит винить себя за отсутствие лишних финансов и провоцировать комплекс неполноценности. Главное, объяснить ребенку, как деньгами распоряжаться. Дети всегда знают, сколько денег имеют их сверстники, и хотят столько же. Но если в семье нет возможности выдавать ребенку такие же суммы, то не стоит отказывать безапелляционно, лучше поговорить с ним о семейном бюджете, рассказать об обязательных платежах, предстоящих покупках или стоимости лекарств для бабушки. В этом разговоре обязательно нужно подчеркнуть, что стесненная финансовая ситуация это не приговор, что многие миллионеры вышли из небогатой среды, а богатые люди порой приходили к банкротству. Как правило, дети в состоянии оценить происходящее и правильно расставить приоритеты. В неполных семьях или в семьях, где родители почти все время уделяют работе, очень часто деньгами и подарками пытаются компенсировать недостаток внимания. Этого делать не стоит: деньги не должны заменять любовь.

Выдавать деньги детям лучше не каждый день или по первому требованию, а раз в неделю, причем заранее оговоренную сумму и в определенный день. Это покажет ребенку, что деньги не берутся из ниоткуда, ему придется самостоятельно решить, потратить ли деньги сразу или отложить. Также ребенку придется самому выбирать, на что он эти деньги потратит — на вредные сладости и газировку, на поход в кино, на новую игрушку или на подарок для мамы к празднику. И если ребенок поначалу потратит все в первый же день, не стоит его ругать, как не стоит поддаваться на уговоры и выдавать дополнительные деньги. Можно подсказать юному финансисту, чтобы он завел дневник расходов, который ему поможет понять, на что уходят деньги.

Денежки любят труд

Дети постарше, особенно подростки, требуют иного подхода. Часть родителей считают, что старшеклассники нуждаются в большем количестве денег, и в этом есть своя логика. Сколько денег давать подростку на карманные расходы — вопрос, зависящий не столько от финансовых возможностей семьи, сколько от умения ребенка деньгами распоряжаться. Высока ли вероятность того, что подросток, у которого всегда на руках довольно крупная сумма, часть ее потратит на спиртное, сигареты или наркотики. И здесь уже все зависит от воспитания и довериями между детьми и родителями.

Деньги подросткам рекомендуется выдавать не раз в неделю, а раз в месяц. И сумма может быть весьма солидная, ее должно хватать на проезд, питание в школе, оплату сотового телефона, на походы в кино, кафе и даже на непредвиденные расходы. Многие включают в этот список оплату кружков и репетиторов, считая, что так подросток быстрее узнает цену деньгам. Конечно, не все подростки демонстрируют высокий уровень осознанного распоряжения своими финансами, поэтому родителям стоит задуматься не столько о том, как приучить ребенка к деньгам, сколько о приучении его к работе. Лучший способ объяснить детям, как обращаться с деньгами, — показать, как они зарабатываются. Обычно лет в 14-15 лет у подростков появляются мысли о подработке, и родителям остается только поддержать их в этом начинании.

В нашей стране подростков неохотно берут на работу, но даже летние подработки, репетиторство, присмотр за детьми соседей или распространение листовок помогут почувствовать себя самостоятельной личностью. Поверьте, заработанные деньги ребенок потратит грамотнее. Ни в коем случае не следует благодарить ребенка деньгами за выполнение домашней работы или получение хороших оценок, он должен понимать, что это его обязанность. Кроме того, такой способ зарабатывания денег научит ребенка шантажу и манипулированию родителями. Пусть в семье в приоритете будут взаимовыручка и благодарность, а не товарно-денежные отношения.

Сколько необходимо давать денег ребёнку, чтобы учесть его интересы и в тоже время не избаловать?

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

1 Финансовое положение родителей

Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.
Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

2. Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка

Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.
Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она не спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.

3. На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками.

Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

4. Здравый смысл в определении размера карманных денег никому еще не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит больше 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

5. Семейные проблемы.

В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Таким образом, родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход. Ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить.
Надо отметить, что размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами.
Таким образом, сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, исходя из собственной жизненной ситуации. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.