Мобильные

Антропологическая теория чезаре ломброзо криминология. Теория ломброзо. Контроль физиологических реакций

«Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня, я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей - как будто бы ясный свет озарил тёмную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня.»

Важные последствия для закона и уголовного правосудия вытекают из теоретических предположений Ломброзо. Естественный генезис преступлений подразумевал, что преступную личность следует рассматривать как особую форму психиатрической болезни. Больше не было свободной воли, которая порождала девиантное событие, но неконтролируемая пропульсивная сила, исходящая из самых глубоких инстинктов существа, арестованного на ранней стадии его биологической эволюции. Определяющим фактором была психобиологическая незрелость.

Самым важным последствием было то, что наказание стало формой защиты, а также взяло на себя функцию социальной помощи. По мнению Ломброзо, существовали преступники без надежды на реформу. Это были «рожденные преступники», самая атавистическая форма человека. Общество имело право защищаться от них, даже со смертной казнью, так же, как человек защищается от диких животных, не «думая, что они виноваты в том, что не родились ягнятами». Кроме того, были правонарушители, которые, будучи потенциальной опасностью для общества, должны содержаться в тюрьмах или в приютах для жизни независимо от тяжести совершенного ими преступления.

Чезаре Ломброзо

Ломброзо Чезаре (Cesare Lombroso) (1835 - 1909) - знаменитый итальянский судебный психиатр и криминолог. Создал в науке уголовного права новое уголовно-антропологическое направление. Внес большой вклад в развитие юридической психологии.

Чезаре Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне. Выходец из семьи состоятельных земельных собственников, Ломброзо в юности изучал семитские и китайский языки. Однако спокойной карьеры не получилось. Материальные лишения, заключение в крепость по подозрению в заговоре, участие в военных действиях 1859-1860 гг. пробудили в юноше интерес совсем к другой области – он увлекся психиатрией. В 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, Ломброзо публикует свои первые статьи по психиатрии – по проблеме кретинизма, которые привлекли внимание специалистов. Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена. В 1862 г. он уже профессор психических болезней, затем директор клиники душевных заболеваний, профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии. В 1896 г. Ломброзо получает кафедру психиатрии в Туринском университете. Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.

Другие, с другой стороны, с общей предрасположенностью и в которых случайный фактор в окружающей среде вызвали преступное событие, можно было начать реабилитацию, например, в сельскохозяйственном или промышленном учебном лагере. Ломброзо видел это как криминоиды - субъекты, представляющие степень физических аномалий, которая выше, чем у обычного человека, но намного ниже, чем у порожденного преступника. В этой категории он размещал приемников, контрабандистов, журналистов, которые шантажировали частных граждан, предпринимателей, которые коррумпировали законодателей, законодателей, которые объединяются с бизнесменами и т.д.

Ломброзо – родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основные черты этого направления сводятся к следующему: в криминологию должен быть введен метод естествознания - опыт и наблюдение, а центром изучения должна стать личность преступника.

Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии. Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности. В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Кортикальная дисплазия и эпилепсия

Ломброзо не изучал правонарушителей только в тех «антропологических зоопарках», тюрьмах и пенитенциарных учреждениях, где их поведение было ложным и неестественным. Иногда, с помощью слуги, он раскопал эти человеческие типы в сомнительных призраках и, заплатив им, заставил бы их отвезти его к своим друзьям и «коллегам», которые были на свободе; Затем он любезно слушал их рассказы, наполненные хвалебным кровью, принимал во внимание их антропометрические измерения, взвешивал их и показывал их своим ученикам в классе.

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» – прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876). Он пришел к выводу, что преступник – это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Ломброзо в России

Ламберто Лория, исследователь Новой Гвинеи и Эритреи, отправил ему черепа из южного полушария; английский губернатор Бомбея отправил черепа нормальных индейцев и преступников. Другие сообщения прибыли из России, в то время как в Италии ученики и друзья грабили заброшенные кладбища, ища «интересные» кости для отправки в Турин. Сам Ломброзо, действуя на краю закона, однажды был удивлен обитателями долины Пьемонта, неся мешок, полный старых черепов. По счастью, эти крестьяне посчитали, что это нагрузка тыкв, избавив эксцентричного ученого от объяснения, которое им было бы трудно понять.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях. Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для "примитивного человека и животных". Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Иногда это чрезмерное и необоснованное рвение к сбору документов, ссылок и доказательств в поддержку его собственных диагностических и патологических категорий закладывало Ламбосо, открытое для научных насмешек. Говорят, что однажды Ломброзо написал начальнику общественной безопасности в Париже, чтобы получить от него материал, который ему нужно было проиллюстрировать одной из его книг. Ему была отправлена ​​коллекция фотографий женщин-правонарушителей. Ломброзо, руководствуясь своей криминологической интуицией, идентифицировал на одном лице типичные черты страстного правонарушителя, в другом - типичные признаки алкоголизма и т.д. когда книга была опубликована, он послал бесплатный экземпляр полицейскому, который был ошеломлен увиденным.

Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, и не только для армии и спецслужб: знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.

Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это – одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке.

Эти лица, точно так же каталогизированные, были не теми женщинами-правонарушителями, чьи картины, которые, по его мнению, он отправил, а те, что были «деловыми женщинами», которые обратились в полицию с просьбой о выдаче лицензий и представили соответствующие документы вместе с фотографиями, которые были отправлены по ошибке.

Среди всех любопытных эпизодов, которые заполняли жизнь Ломброзо, в частности, стоит пересчитать здесь. Как мы видели, Ломброзо считал, что гений и безумие тесно связаны, будучи двумя сторонами одного и того же психобиологического состояния. Гениальный человек был дегенеративным, примером ретроградной эволюции, в котором безумие было формой биологической компенсации за чрезмерное интеллектуальное развитие.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику. Ломброзо пришлось смягчить свою позицию. В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных – психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.

Ломброзо увидел возможность проверить эту гипотезу на двенадцатом Международном медицинском конгрессе, на котором он был приглашен председательствовать на сессии по психическим заболеваниям. Во время съезда он спрашивал себя: почему бы не встретить Льва Толстого, высшего гения мировой литературы, в его естественной среде обитания, тщательно изучить его черты и подтвердить свою теорию, увидев его дегенеративные черты?

Подобно натуралисту, который отправился в тур по Южной Америке, чтобы проверить свои эволюционные теории, Ломброзо решил отправиться в дом Толстого в Ясную Поляну, примерно в 200 километрах к югу от Москвы, недалеко от города Тулы. На основе фотографий и портретов, опубликованных в то время, он представил себе, что Толстой будет «кретин и дегенерирован».

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление – это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени.

Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.

Придя в дом Толстого, Ломброзо оказался лицом к лицу со старомодным старомодным человеком, чьи проницательные глаза и суровое костлявое лицо были больше похожи на крепкого крестьянина, который служил в армии, чем у мыслителя. В частности, пара спорила о криминологическом вопросе, который был ближе всего к сердцу Ломброзо, теории родившегося правонарушителя. От таких правонарушителей, утверждавших Ломброзо, общество имеет право защищаться, даже со смертной казнью, так же, как человек защищается от диких животных.

Но Толстой оставался глухим ко всем этим аргументам, «он вложил свои ужасные брови» и швырнул на Ломброзо угрожающие вспышки его глубоких и проникающих глаз; наконец, он разразился, воскликнув: Все это ерунда! Все наказания являются преступными! По его словам, люди не имеют права судить своих товарищей, и все формы насилия недопустимы, даже если они осуществляются с целью возмещения преступления. Ломброзо не мог понять эти позиции, которые казались ему причудливыми и причудливыми эксцентриситетами больного и яростно страстного ума.

Ломброзо принадлежит также работа «Гениальность и помешательство» (1895). В ней ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Автор писал, что сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении просто поражает. Они одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении. Множество гениев страдало умопомешательством: Ампер, Конт, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Шопенгауэр, целый ряд артистов и художников. С другой стороны, между сумасшедшими можно привести немало примеров гениев, поэтов, юмористов и др. В приложении к своей книге Ломброзо привел образцы литературных произведений помешанных, графомановпреступников, а также описал аномалии черепа у великих людей.

Он простой и ограниченный старик. Спустя несколько месяцев после этого Толстого переписал свой последний великий роман «Воскресение», ранее составленный под названием «История Кони». В окончательном тексте Воскресения Толстой добавил, среди прочего, подробное описание правовых процессов и наказаний, существующих в России в конце века, и антропологические теории Ломброзо обсуждались и были отвергнуты как аморальные. По словам Толстого, преступность не была «свидетельством вырождения делинквентного чудовища, поскольку некоторые тупые ученые объясняли им преимущество правительства».

Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности – Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni, 1890), Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici. Studio di psicologia e sociologia criminale, 1895). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже XIX и XX вв. в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника – личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости. Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.

Когда принц Нехлюдов, главный герой романа, рассматривает проблему криминального отклонения и ищет ответ в «книгах Ломброзо, читает их с вниманием, тем больше он преследует его чтение, тем больше он испытывает разочарование». Судья, склонившись к члену суда, восклицает. «Мне кажется, что он заходит слишком далеко».

Проблемы с некоторыми из постулатов

«Ужасно глупо» отвечает последний. Визит Ломброзо в Толстой был провалом на интеллектуальном уровне. Гениальность и безумие этих двух мужчин не вступили в контакт, потому что они принадлежали к видам, слишком различным, чтобы позволить им найти точку взаимопонимания. Однако этот «научный» эпизод произвел прочный знак «Воскресение», последний великий роман Толстого.

Другими знаменитыми работами Ломброзо стали книги о любви у психически больных («Любовь у помешанных»), о преступности среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»).

Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения физиологии для выявления обмана. В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями. Он утверждал, что может без труда определить, когда подозреваемые лгут. Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Что осталось от Ломброзо и его теорий сегодня?

Наверное, ничего, если мы посмотрим на детали. В конечном счете, его теории были полностью подорваны методологическими слабостями и его идеей о том, что физические стигматы преступности являются по своей природе биологическими, а не часто следствием недоедания и нищеты.

Однако, рассмотренный более широко, Ломброзо оставил много вещей. Во-первых, он был подлинным всемирным культурным феноменом конца девятнадцатого века, который постоянно изучается и публикуется с тех пор. Во-вторых, как сильный сторонник биологического детерминизма в поведении, он оказал прямое влияние на эволюцию антропологической мысли. Он положил большой запас фактами, наблюдениями и измерениями в качестве основы для построения теорий поведения. Он видел в структуре и функции мозга и в характеристиках тела основу для понимания психопатологии.

В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов при допросе преступников. В одном из описанных им случаев криминалист, обследуя подозреваемого в убийстве человека с помощью «плетизмографа», зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления, и не обнаружил у него «никаких внезапных изменений», когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе – фотография убитой девочки. Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования убедительно доказали правоту криминалиста. Описанный случай был, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом. Это означало, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но – что не менее важно – способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Любовь у помешанных

По его мнению, психопатология была, в основном, невропатологией и в более общем плане «соматопатологией». Он был одним из первых, кто рассматривал преступность, в мужчинах и женщинах, как явление, достойное научного изучения. Никто в истории криминологии не имеет репутации Чезаре Ломброзо. Ломброзо был многогранным ученым, который рассматривал практически каждый аспект жизни, умов, тел, взглядов, слов, образа жизни и поведения преступников в надежде найти окончательную причину преступления. Основным тезисом Ломброзо была его идея атавизма, что преступники были эволюционными отступлениями, которые уступали некриминальным.

Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России. Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России. В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.

Студенческие годы ученого

Рассмотрите этот отрывок из его огромного опуса: Криминальный человек: Борющиеся преступники, запрограммированные для нанесения вреда, являются атавистическими репродукциями не только диких людей, но и самых свирепых хищников и грызунов. Это открытие не должно сделать нас более сострадательными к родившимся преступникам, а скорее должно защитить нас от жалости, потому что эти звери являются членами не нашего вида, а видов кровожадных зверей. На протяжении всей его работы есть ясные и ужасающие отрывки с откровенными расистскими и сексистскими подтекстами, которые согласуются с евгеникой в ​​отношении человеческой популяции.

В советской период был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права – одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике. По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс. При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане – в политической преступности.

По этой причине Ломброзо был в основном оскорблен криминологическим сообществом. Однако он не был повсеместно оскорблен. Некоторые ученые отметили нюансы и острое понимание того, что Ломброзо имел о преступных преступниках, прозрения, которые не могли быть подтверждены дольше, чем через столетие, с достижениями в области визуализации мозга и генетики. Иными словами, хотя подход Ломброзо был в основном сырой, были блески блеска.

Эта работа была впервые опубликована через два года после смерти Ломброзо и в значительной степени является производным от концепций, выдвинутых в пяти изданиях «Криминального человека». Отредактировано и переведено Мэри Гибсон и Николь Хан Рафтер, 39-.

Несмотря на справедливую критику и ошибочность некоторых положений своей теории, Чезаре Ломброзо - выдающийся ученый, ставший одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку. Его труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии.

Основные работы в области юридической психологии (на русском языке):

Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк, 1895;

Женщина-преступница и проститутка, 1902;

Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке, 1906;

Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике, 1892;

Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения, 1876;

Психология доказательств в судебном процессе, 1905.

Ломброзо Чезаре - популярный итальянский криминалист и судебный психиатр. Ему принадлежит создание нового уголовно-антропологического направления в науке уголовного права. Чезаре сделал огромный вклад в развитие таких направлений, как юридическая психология и криминология. Сегодня мы познакомимся с биографией и достижениями итальянского ученого.

Становление

Чезаре Ломброзо, биография которого нас с вами заинтересовала, родился 6 ноября 1835 года в Вероне. Родители будущего психиатра были состоятельными землевладельцами. В юности Ломброзо увлеченно изучал китайский и семитские языки. Однажды в его спокойной жизни все поменялось коренным образом. Бедность, заключение по подозрению в заговоре и участие в войне пробудили в юноше интерес к довольно необычной области научного знания - психиатрии.

В 19 лет, во время обучения на медицинском факультете университета города Павия, Ломброзо Чезаре опубликовал свои первые наработки по психиатрии, посвященные проблеме кретинизма. Эти статьи привлекли внимание квалифицированных специалистов. Параллельно с учебой начинающий психиатр самостоятельно изучил этнолингвистику и социальную гигиену. В 1862 году Чезаре уже был профессором психических заболеваний. Его карьера начала развиваться весьма стремительно. Вскоре ученый стал директором клиники для душевнобольных и профессором юридической психиатрии.

В 1896 году ученый становится заведующим кафедрой психиатрии Туринского университета. В его интеллектуальном развитии одну из решающих ролей сыграла философия позитивизма, которая утверждала приоритет научных знаний, полученных экспериментальным путем.

Антропологические исследования

Итальянский ученый стал первооткрывателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Антропологическая теория Чезаре Ломброзо базируется на мнении, что в криминологическую методологию должно входить естествознание, а в центре изучения должна стоять личность преступника.

Первые исследования в этом направлении ученый провел в начале 1860-х годов, когда работал военным врачом и был активным участником кампании по борьбе с бандитизмом на юге Италии. Обширный статистический материал, который собрал Ломброзо, стал очень весомым вкладом в развитие криминальной антропологии, социальной гигиены и зарождающегося тогда понятия социологии преступности. Обобщив полученные эмпирическим путем данные, ученый выявил, что отсталость Южной Италии в плане социально-экономических условий повлекла за собой воспроизводство там психически и анатомически аномального типа людей, разновидности, которая нашла выражение в «человеке преступном». Эта аномальность была выявлена путем психиатрических и антропометрических экспертиз и сделала возможными прогностические оценки динамики преступной эволюции.

Концептуальные подходы итальянского ученого проиллюстрировали проблему ответственности общества, которое воспроизводит преступные элементы. При этом они оспаривали официальные криминологические постулаты, в которых ответственность возлагается исключительно на человека, нарушившего закон.

Ломброзо Чезаре был одним из первых ученых, кто осуществлял систематическое исследование злодеев, опираясь исключительно на антропометрические данные, фиксируемые краниографом. Краниограф - это прибор измеряющий размеры отдельных частей головы и лица. Результаты этих исследований были опубликованы в трактате «Антропология 400 нарушителей», увидевшего свет в 1872 году.

Теория «прирожденного преступника»

Ученому принадлежит теория о так называемом «прирожденном преступнике». Согласно этой теории, преступником рождаются, а не становятся. На фоне этого суждения итальянский криминолог счел преступление естественным явлением, которое наряду с рождением и смертью, нельзя исключить из нормального бега времени. Сопоставив антропометрические показатели правонарушителей и исследования их патологической анатомии, психологии и физиологии, Ломброзо выдвинул предположение о том, что преступник является особым антропологическим типом. В 1876 году это суждение нашло воплощение в теории Чезаре Ломброзо «Преступный человек».


Психиатр пришел к выводу, что преступники являются деградирующими элементами, отставшими в развитии от остального общества. По мнению Чезаре Ломброзо, преступник не в силах затормаживать свое противоправное поведение, поэтому лучшее, что может сделать общество в отношении преступника, - лишить его свободы или жизни. «Преступный тип», согласно теории Ломброзо, имеет ряд врожденных особенностей атавистической природы, прямо указывающих на отставание в развитии и преступные наклонности.

Ученый разработал систему стигматов (физических признаков), и психических черт преступного типа, которые, как он считал, могут охарактеризовать личность, с рождения склонную к правонарушениям. Среди основных признаков такой личности ученый выделял: сплющенный нос, большие челюсти, низкий лоб, взгляд исподлобья и прочие характерные, по его мнению, особенности примитивного человека. Наличие этих признаков позволяло идентифицировать потенциального правонарушителя прежде, чем он совершит злодеяние, утверждал Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, могут распознать только компетентные специалисты. В этой связи Ломброзо считал, что в ряды судей должны привлекаться антропологи, врачи и социологи, а также требовал, чтобы вместо вопроса о виновности, в делах злодеев фигурировал вопрос о социальной вредности.

На сегодняшний день подобные измерения проводят практически во всем мире. Их используют не только в правоохранительных целях. Антропометрия необходима, к примеру, для анализа рынка рабочей силы и создания сугубо гражданских объектов.


Недостатки теории

Радикальные суждения Ломброзо подверглись острой критике. Было выявлено, что в отношении взгляда исподлобья учёный ошибся. На самом деле взгляд исподлобья является одной из наиболее простых мимических реакций, одинаково доступных для людей разных социальных слоев. Но самым главным недостатком теории итальянского психиатра был тот факт, что она игнорировала социальные аспекты преступности.

В конечном итоге Ломброзо пришлось смягчить свои позиции. В последующих трудах он относит лишь 40 % преступников к врожденному антропологическому типу. Их ученый назвал «дикарями», проживающими в цивилизованном обществе. Кроме того, итальянец признал весомую роль ненаследственных причин преступности. К ним относятся психопатологические и социологические причины. Все это послужило основанием для переименования теории Ломброзо в биосоциологическую.

В конце девятнадцатого века на международном конгрессе по уголовной антропологии теорию антропологической преступности признали в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо объясняли свою позицию тем, что преступление является условным юридическим понятием, содержание которого зависит от условий, времени и места. Тем не менее благодаря наработкам Чезаре Ломброзо криминология получила ряд новаторских идей, часть которых нашла применение в криминологической практике и повлияла на создание теории Э. Кречмера, которая получила название «Морфологическая теория темперамента».

«Гениальность и помешательство»

В 1895 году появился наиболее значимый труд Чезаре Ломброзо - «Гениальность и помешательство». В этой теории ученый выдвинул тезис о том, что гениальность человека обуславливается ненормальной деятельностью его мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Ученый подметил поразительное физиологическое сходство гениев и помешанных людей. Они, как подметил психиатр, одинаково реагируют на всяческие атмосферные явления. Кроме того, наследственность и расовая принадлежность одинаково сказываются на их рождении.


В книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» также рассказывается о том, что умопомешательством страдали многие гении: Конт, Ампер, Шуман, Кардано, Руссо, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие. С другой стороны, среди сумасшедших также можно встретить гениев, юмористов, поэтов и других творческих личностей. Некоторые литературные произведения помешанных преступников и описание аномалий в строении черепа великих людей приведены в качестве приложения к книге Чезаре Ломброзо. Гениальность, как доказал ученый, далеко не всегда является доказательством здравого ума.

Социология политической преступности

Наиболее ценным научным наследием Ломброзо стали исследования в области социологии политической преступности. Этой теме ученый посвятил работы: «Политическая преступность и революция» (1890) и «Анархисты»(1895). Психиатр исследовал распространенный в Италии в те времена феномен политической преступности, с точки зрения индивидуального сознания политического правонарушителя. Под последним подразумевается личность, которая жертвенно преданна утопическому идеалу справедливости в социуме. Природу такого социального поведения, которым движут идеи политического вандализма, Ломброзо объясняет кризисом в парламентской демократии Италии, коррупцией в политической среде и обесцениванием идеалов справедливости.

Другие работы

Менее распространенными стали такие наработки Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка» и «Любовь у помешанных». В первой книге ученый рассматривает отношение к любви, преступности и проституции. Психиатр пришел к выводу, что главным инстинктом женщины является размножение, и это обуславливает ее поведение по жизни. Во второй книге Ломброзо рассмотрел вопрос помешательства и потери здравого рассудка от любви.

Контроль физиологических реакций

Ломброзо Чезаре стал первым в мире ученым, который применил достижения в области физиологии для идентификации обмана. В 80-х годах девятнадцатого века он пробовал во время допроса подозреваемого измерять его пульс и давление крови. Психиатр утверждал, что таким способом он может легко узнать, когда подозреваемый солгал, а когда сказал правду. Результаты исследований показали, что контролируя физиологические реакции человека, можно не только выявить скрытую им информацию, но и, что также очень важно, доказать невиновность подозреваемого.

Плетизмограф

В 1895 году ученым были опубликованы результаты применения простейших лабораторных приборов для допроса подозреваемых. В одном из исследований криминалист воспользовался плетизмографом. Сначала человеку, подозреваемому в убийстве, предложили провести в уме некоторые математические вычисления. Затем ему показали фотографии израненных детей, среди которых была та самая девочка, в убийстве которой его подозревают. На протяжении всего эксперимента прибор измерял пульс испытуемого. Согласно показаниям прибора, во время математических подсчетов частота пульса подозреваемого резко увеличилась. А при просмотре фотографий она осталась неизменной. Исходя из этого, Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый совершенно непричастен к убийству.

Этот случай, видимо, стал первым в истории криминалистики, когда применение детектора лжи привело к оправданию испытуемого, а не доказательству его причастности к преступлению. Тот факт, что с помощью подобных приборов можно не только обвинять, но и оправдывать, в значительной степени расширил область применения методов Ломброзо.


Ломброзо в России

Криминологические наработки итальянского психиатра были довольно популярными в России. Он были представлены многочисленными прижизненными и посмертными русскоязычными изданиями. В 1897 году криминалист принял участие в съезде русских врачей. Коллеги оказали ему восторженный прием. В части мемуаров, посвященной русскому периоду биографии ученого, он передал резко негативное видение российского общественного уклада, сурово осудив полицейский произвол и авторитарные методы властвования. Впрочем, такая позиция была распространена среди типичных итальянцев того времени.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространен в Советском Союзе. Он означает антропологическую школу уголовного права - одно из ответвлений буржуазной теории права (исходя из критериев классового подхода). Особо критично россияне отнеслись к учению Ломброзо о прирожденном преступнике. Согласно мнению советских юристов, оно шло в разрез с принципом законности в борьбе с преступниками, а также имело реакционную и антинародную направленность, так как осуждало революционные действия эксплуатируемой массы. Из-за этого заведомо предвзятого подхода без внимания остались наработки Ломброзо, посвященные исследованию первопричин протестантских и экстремистских форм социальной борьбы, выливающихся в социальный терроризм, а в более широком воплощении - в политическую преступность.


Заключение

Выдающийся психиатр и криминалист скончался в итальянском городе Турин, 19 октября 1909 года. Несмотря на то что многие его суждения были откровенно ошибочными и неоднократно подвергались обоснованной критике, Ломброзо был действительно великим ученым. Чезаре Ломброзо, книги которого мы коротко рассмотрели, стал первым, кто внедрил объективные методы в правовую науку. Благодаря его трудам криминология и юридическая психология получили значительный скачок в развитии.