Банковские карты

Объект «221» — заброшенный ЗКП ЧФ под Севастополем. Объект «221» — заброшенный ЗКП ЧФ под Севастополем Секретный объект 221

С давних пор Крым был привлекателен для переселенцев и завоевателей. Это происходило благодаря его уникальному географическому положению и благодатному климату. Следы своего пребывания оставили здесь хазары, византийцы, греки и генуэзцы. Это имело свое продолжение и в более позднее время. Чаще всего о живших на территории народах можно судить по развалинам укреплений - ведь они более прочны, чем обычное жилье. С развитием военных технологий оборонительные системы постепенно уходят под землю, превращаясь из наземных в подземные.

Одним из таких примеров наследия эпохи позднего социализма стал «Объект 221» — ЗКП Черноморского флота. Он притаился на глубине 182 метра в горе Черка-баир. Место, в котором решено было разместить запасной командный пункт «Объект 221», - Крым, урочище Алсу по соседству с Балаклавой. Нельзя не оценить профессионализм людей, выбиравших это место. По результатам геологоразведки гора имеет монолитное строение, не имеющее ни разломов, ни пустот. Проект ЗКП и его дислокация получили личное одобрение Л. Брежнева. Задуманное имеет аналоги лишь в произведениях фантастов.

Тогда мир находился на пороге ядерной катастрофы. Малейшая случайность могла запустить роковой сценарий с обеих сторон. ЗКП нужен был, чтобы сохранить командование флота, их семьи и семьи политического руководства страны, даже если произойдет ядерная атака. А еще важнее было добиться надежной связи ЗКП с кораблями и подлодками для получения возможности нанести упреждающий или ответный удар. Поскольку более десятка боеголовок США, по данным разведки, были нацелены на Севастополь и его пригороды, решено было сделать местом, где размещен «Объект 221»,Алсу - точку за пределами опасной зоны, но очень близкую к ней. Возможности оборудования и запас пищи давали возможность ЗКП автономно существовать 30 лет, сохраняя боеспособность.

Начало истории

Строить начали в 1977 году. Буквально за один год работники объединения «Донецкшахтопроходка», обладавшие опытом проходки глубоких шахт, предназначенных для размещения баллистических ракет, создали два ствола в 182 метра длиной и 4,5 метра диаметром. Продолжили работы метростроевцы из Харькова. Для строительства предварительно были возведены цеха для обработки металла и деревообработки, даже целый бетонный завод. В итоге работ к 1987 году были созданы 4 горизонтальных уровня. Внутри стволы были покрыты сталью до полутора миллиметров толщиной. Сооружение получилось абсолютно герметичное и высокопрочное. Толстостенные трубы служат для воздухозабора и для вывода кабельных линий и антенных волноводов системы связи. По самым скромным подсчетам, на установку потребовались десятки тысяч тонн металла.

Всю малоквалифицированную работу бесплатно сделали солдаты. Получилась система переходов в сотни метров. Внутренние сооружения выполнялись по особым сварочным технологиям, разработанным в институте им. Патона. Сам ЗКП занимает 13,5 тыс. кв. м, а совместно с остальными уровнями - 22 тыс. кв. м. Конструкция ЗКП по вертикали разделяется на 4 уровня:

  • коммуникационный;
  • командный;
  • жилой;
  • аппаратный.

Уровни связаны посредством лестничных пролётов. Предусматривались также помещения для генераторов электроэнергии, позволявших решить вопрос с энергопитанием.

Цели создания

Планировалось разместить на площадях «Объекта 221» штабные службы Черноморского флота. Огромный город, выстроенный под землей, способен был вместить до 10 тысяч человек. Мир ожидал ядерного конфликта, а Севастополь был одним из вероятных объектов удара. Подземное строение стало бы отличным укрытием.

Предполагалось построить огромную столовую, очистные сооружения и многое другое.

Невредимым пережить взрыв ядерной бомбы призван был «Объект 221», Севастополь мог бы и не выжить. В состоянии 90 % готовности в 1992 году стройку пришлось заморозить. С тех пор финансирования уже не было.

Меры защиты

Чтобы избежать огласки, запасной командный пункт Черноморского флота был максимально засекречен, и были приняты усиленные меры его маскировки. Чтобы объяснить интенсивное движение транспорта, в окрестностях объекта были дислоцированы воинские части. Трасса между Севастополем и Ялтой вообще была закрыта. Для строителей был сооружен жилой комплекс. При этом пустили слух, что это строится учебный центр для флотских специалистов.

Входные сооружения, оснащенные огромными бронированными дверями со шлюзом, были замаскированы под обыкновенные здания, похожие на корпуса расположенного рядом пионерского лагеря «Алсу». Для задач маскировки были выполнены объемы работ, сопоставимые с основными.

Крах СССР

После краха СССР "Объект 221" ЗКП Черноморского флота потерял свою значимость. Украина стала безъядерной. Правда, она и не смогла бы профинансировать достройку и содержание объекта. У России же долгое время не было уверенности, что она останется в Севастополе. Охрана была снята, а стройка заброшена.

Тотальное разграбление

Параллельно объект разграблялся. Отсюда вывозилось все ценное, что можно было продать. К концу XX столетия большая часть оборудования была демонтирована. Разворовав оборудование, приступили к цветному металлу. Самым востребованным был электрический кабель. Когда закончился цветной металл, очень кстати выросли цены на черные металлы.

Черный металл непрерывно добывался. Его вывозили "Камазами" еще несколько лет. Так, из стройки века «Объект 221» (Севастополь) стал превращаться в разборку века.

Не пощадили вандалы даже железобетонные конструкции, из которых выкорчёвывалась металлическая арматура.

Тотальное воровство происходило при попустительстве всех силовых структур. Это наталкивает на мысль, что подобный беспредел не мог процветать без взяток в крупных размерах для руководства силовых органов.

Разграбление уникального сооружения не прекращается и сейчас. Количество металла ещё очень велико. Основная масса его находится на стенах, правда, чтобы его снять, приходится потрудиться. Теперь и черный металл уже почти разворован. До самого основания демонтированы кирпичные сооружения.

Теперь это место стало просто опасным. Любителям советской экзотики не стоит посещать остатки ЗКП в одиночку. Местные жители и весь криминалитет, занимающийся металлодобычей, очень ревниво воспринимают визиты посторонних. Никому не нужны лишние претенденты на плохо лежащее имущество. Поэтому безопасное посещение возможно, если вам удастся собрать сравнительно многочисленную группу. Одежду для такого посещения нужно выбирать теплую, поскольку температура там круглый год держится около 12 градусов. Чтобы полностью осмотреть «Объект 221», фото которого представлены в статье, вам понадобится не меньше 12 часов. Ускоренное знакомство потребует чуть больше часа. Нужно запастись мощными фонариками.

В летнее время по коридорам сооружения гуляет сильный сквозняк и довольно туманно, оттого что происходит конденсация влаги. Это серьезно затрудняет фотографирование. Вдобавок на объекте отмечается интересный эффект: вместо того, чтобы подниматься по трубам вверх, воздух, наоборот, опускается вниз, выходя через порталы. На первый взгляд это противоречит физическим законам. Еще распространены сплетни, что на сооружении повышен радиоактивный фон. Скорее всего, эту информацию распускают добытчики металла, чтобы напугать нежеланных гостей.

Сегодняшний день

В настоящее время практическое применение для «Объекта 221»так и не найдено. Зато экскурсия сюда сулит незабываемые впечатления. Даже посещение Балаклавы с ее подземной базой подводных лодок не так интересно, как «Объект 221». Крым знаменит многими своими туристическими объектами, но этот особый. Доехать до ЗКПможно, двигаясь по трассе Севастополь - Ялта.

Окрестности

У основания высоты 495 находятся остатки здания, которое входило в состав комплекса ЗКП. Это здание вместе со столовой, овощехранилищем, водоочистными сооружениями, подземным водозабором и линиями было возведено для строителей гигантского бункера. Именно этот комплекс зданий служил целям маскировки строительства объекта.

Примечателен тем, что здесь имеет богатую историю каждый сельский пятачок, а не только сам Севастополь. Объект «221» — одно из таких мест. Находится оно в известном урочище – Алсу. Место, о котором идет разговор – очередной «призрак Холодной войны» — одна из тысяч коммуникаций, приготовленных во времена СССР на случай военных действий с НАТО. Возможно, в скором времени такие пункты вновь обретут актуальность – ничего нельзя исключать.

Где находится пункт в Севастополе?

Недостроенная командная база Черноморского флота расположена на склоне возвышенности Мишень (высота над уровнем моря – 495 м), между городком и курортным , в 450 м юго-западнее Госфортского кладбища Морозовки.

Объект на карте Крыма

Открыть карту

История появления военного места в Крыму

Биография этой экскурсионной точки уходит корнями в 1977 г., когда началось строительство стратегического объекта. Оно так и не было завершено, а в 1992 г. – с развалом СССР и уходом Черноморского флота – пункт перестал даже охраняться. Место, о котором идет речь, – не что иное, как ЗКП – запасной командный пункт. Отсюда командиры ЧФ должны были – в случае опасности, возникшей на остальных ЗКП – координировать возможные военные действия.

Пункт получил также название «Алсу-2». Для его возведения организовали специальный стройотряд, успевший довести свое дело уже до готовности в 90%. Но деньги были потрачены напрасно. С 1992 г. объект «221» начал подвергаться разграблению «охотников за металлом». К настоящему времени туристов ждет только голое бетонное сооружение, начинающееся тоннелем. Со временем подъезд к нему завалило бетонными обломками с арматурой.

Экскурсия к объекту «221»

Не только памятники, музеи и античные красоты хранит в себе славный город-герой Севастополь. Объект «221» говорит о том, что на территории городского округа (региона) имеется и много мрачноватых мест. Они заряжены истерией новой мировой войны. Обратите внимание на фото описываемой – мы видим бетонную стену с проходом, ведущим в страшную неизведанную темноту. Как следствие, местные и называют это место «Нора». Для диггеров оно является лучшим «курортом» для отпускного отдыха. Но только для них.

По факту внутри возвышенности Мишень устроен 4-этажный дом. Потерны (расположенные на выходе) завершаются входами, которые замаскированы под два невысоких здания. Двери в них – массивные противоатомные ворота. На пике горы – отверстия шахт (вентиляционных и волноводных). Они имеют диаметр 4,5 м и высоту под 182 м. Шахтные проемы тут перекрыты сооружениями из бетона с камерами-шлюзами. Такая натура лучше всего подойдет для съемок постапокалиптического киносюжета, в основе которого лежала бы ядерная война.

Перед самой «Норой», являясь на открытой местности жутковатым ориентиром, стоит 4-этажный недострой предполагаемого общежития для строителей. Это голая бетонная коробка, заваленная изнутри строительным мусором и мерзкими следами БОМЖ-пикников. Дом-призрак отлично вписывается в окружающий антропогенный ландшафт. Коридоры «Алсу-2» исполнялись по специальному проекту, за соблюдением которого во время секретных работ следил майор Юрий Ревва – отец знаменитого ныне комика. Подвальные проходы имели полукруглые своды, напоминая подземелья замков. Для гидроизоляции помещений решено было применять новейшие технологии – своды эти до сих пор не имеют признаков разрушения.

Людям без подготовки или хотя бы дальнобойных фонариков сюда лучше не соваться – локация изобилует неосвещенными лифтовыми шахтами без дверей, торчащими отовсюду кусками арматуры, провалами и лабиринтами. Путь по ним нигде не обозначен (так как все знаки визуальной коммуникации были металлическими – их еще в 90-х гг. реализовали на металлоприемках «несуны»). Затерявшись, легко подхватить пневмонию – влажность тут намного превышает нормативный показатель. Лучшая рекомендация гостю Морозовки – пофотографироваться на фоне всей этой незаконченной инфраструктуры, находясь снаружи, перед бутафорскими окнами на стене и вокруг ложных дорог и пасек, нужных для обмана предполагаемого противника.

Как добраться (доехать)?

Путешествие на объект «221» в Крыму следует начинать на общественном транспорте, курсирующим из Балаклавы в Морозовку. Дорогу, идущую через кладбище на гору, укажет любой из местных жителей. Говорят, путь сюда, хоть и очень причудливый, но занимает не более 15 минут.

На машине из Севастополя сюда можно доехать таким образом:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Морозовка, Балаклавский округ, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.515402, 33.703908.

В Крыму объект «221» является любопытной достопримечательностью именно для любителей военной истории. Он расскажет посетителям о готовности Черноморского флота нашей страны к противостоянию с НАТО. Сегодня несложно найти много отзывов о данной локации, а также схемы с указанием ведущих сюда маршрутов. Смотрите в заключении интересное видео о ней.

Оригинал взят у evstratov_and в Объект № 221

Объект № 221 планировался как ЗКПЧФ, Запасной Командный Пункт Черноморского Флота. Недостроенный заброшенный военный объект, расположенный в склоне горы в Крыму.Объект № 221 расположен в урочище Алсу, которое находится недалеко от Балаклавы. Попасть сюда можно, свернув с дороги Севастополь-Ялта на село Морозовка. Строительство Объекта было начато в 1977 году и продолжалось около 15 лет. В 1992 году, с развалом СССР, почти законченный объект был брошен.


“Объект 221”, “Нора”, высота 495, каменный или соляной карьер… По-разному называли это сооружение, построенное на одной из сопок в районе урочища Алсу. Но за всеми этими названиями скрывается Запасной командный пункт Черноморского флота СССР. По своему назначению, запасным он должен быть только в мирное время. Если бы случилась война, именно отсюда бы велось командование кораблями и соединениями ЧФ

“Объект 221” уходит вглубь почти на 200 метров, имеет четыре подземных этажа, два основных входа. Вверху, в самой горе, скрыты вентиляционные шахты. Общая площадь — 17,5 тысяч квадратных метров, это самое крупное подземное сооружение в Крыму.

Это кажется невероятным, но такая масштабная стройка велась почти незаметно. Был сформирован специальный “подземный” стройбат, усиленный специалистами, имевшими опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет. Только за один год были пробиты два 192-метровых ствола, со дна которых пошли в ширь горы штольни главного укрытия.

Даже после 1991 года строительство объекта продолжалось, правда только потому, что бюджет на 92й год был уже утвержден и деньги выделены. В 1992 году объект законсервировали. Степень готовности — около 90(!!!) процентов. Оставалось провести отделочные работы и завести необходимое оборудование. Все горнопроходческие (самые сложные) работы были закончены, коммуникации подведены. Но Украине такой объект был не нужен. Да и не по зубам, прямо скажем. До 1998 года объект хотя бы охраняли и пытались найти ему мирное применение. Были предложения устроить в нем винный завод. Но потом охрану сняли. И начался грабеж…

Объект сообщается с миром двумя расходящимися 500-м потернами, которые перекрывались на входах двумя двойными шлюзовыми камерами с массивными противоатомными бронедверями. Западный портал вёл в тоннель первого уровня, Восточный — в тоннель четвёртого уровня. В глубине горы в блочном пролёте потерны сходились. Соединялись они наклонным тоннелем-перемычкой.

Полость горы занимали Блоки. Два блока для размещения командно-управленческих служб, размеры каждого: длина 130 м, ширина 16 м, высота 16 м. Третий блок — технологический, размеры: длина 130 м, ширина 6 м, высота 7,5 м. Все три блока соединялись между собой проходными потернами.
Межуровневое сообщение осуществлялось по лестничному пролёту, лифты не предусматривались. Общая площадь помещения 13,5 тыс. м 2 (по другим данным 17,5 тыс. м 2)
Наверх уходили две шахты диаметром 4,5 м, служившие для забора воздуха, выхлопа дизельэлектростанции и вывода кабельных трасс к антенным устройствам. В шахтах были установлены железные винтовые лестницы, ведущие на поверхность. К антенному полю на вершине горы выводились волноводы антенн для космической связи с кораблями и подводными лодками (для связи в мирное время используется Передающая станция ЧФ на СЗ-оконечности Караби-яйлы под Высотой 783).

Над бункером — 180 метров скальной породы. Выбранная в качестве места для строительства высота 495, по данным георазведки, имела монолитное скальное строение, безо всяких разломов и полостей. На вершину сопки, где расположено антенное поле, ведут два почти 200-метровых вертикальных ствола, каждый диаметром около 5 метров.

Это выход из ЗКП. На стене нарисованы окна для маскировки.

Вспомогательные помещения.

Во время посещения за гору зацепилось облако и упорно не хотело уходить. Поэтому все фотографии снаружи объекта в тумане.

Это второй выход.

Поднялись и на самый верх горы. Здесь располагалось антенное поле.

У подножия высоты 495 — развалины еще одного здания, входившего в комплекс ЗКП.Этот жилой корпус, а так же столовую на 250 мест, овощехранилище, очистные сооружения, подземный водозабор, линии электропередач и трансформаторные подстанции построили для строителей, которые возводили бункер.

Незваный пассажир.

А это - тот самый карьер, который служил маскировкой для проведения строительства секретного объекта

Объект 221  - подземный мозговой центр, запасной командный пункт Черноморского флота СССР в Крыму в восточном склоне горного массива у села Морозовка, в 4-х километрах от Балаклавы . Был рассчитан на автономное функционирование и должен был выдерживать прямое попадание боеголовки с ядерным зарядом. Строительство Объекта было начато в 1977 году и продолжалось около 15 лет. В 1992 году, с развалом СССР, почти законченный объект был заброшен. К настоящему времени это заброшенные и разворованные строения, но даже при этом он производит неизгладимое впечатление.

«Объект 221» имеет четыре подземных этажа, два основных входа. Общая площадь - 17,5 тысячи квадратных метров, это самое крупное подземное сооружение в Крыму. Под 180-метровой толщей скальных пород скрывается сеть тоннелей, в которых запросто может проехать «КАМАЗ». Объект имеет пять уровней и верхнюю площадку для антенной аппаратуры, тоннели ведут к огромной сети помещений - в них и планировалось разместить все службы штаба флота.

В случае атомной катастрофы, управляющие флотом, а так же государственная элита, отдыхающая в Крыму, возможно со своими семьями, могли переместиться в это убежище и автономно находиться в нем около 30 лет, попутно «пуляя» ракетами в ответ.

История

Место для запасного командного пункта выбирал лично главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР адмирал Сергей Горшков с оглядкой на американский план ядерного нападения «Drop shot», по которому на Севастополь предполагалось обрушить 12 ядерных боеголовок: одну на Инкерман, одну на Балаклаву, остальные - на главную базу Черноморского флота.

По данным геологоразведки «Высота 495 м» (Мишень-гора) представляла собой прочнейший монолит, без единого внутреннего разлома и внутренних полостей.

Для строительства сформировали специальный горнопроходческий батальон, в помощь бойцам подземного стройбата отдали подразделения треста «Донецкшахтпроходка» - у них был огромный опыт в сооружении бетонированных шахт для баллистических ракет. За год пробили два 192-метровых ствола, потом вширь горы - штольни главного укрытия. Близлежащую территорию вокруг объекта засадили густыми зарослями дубняка - чтобы замаскировать ЗКП (запасной командный пункт), а порталам входных потерн придали вид фасадов двухэтажных домов. Окна второго этажа нарисовали черной краской. Если шпионы какие-то фотографии сверху и делали, на них были изображены обычные корпуса. Как в пионерском лагере «Алсу», что был неподалеку. А для совсем любознательных пустили слух, что под Мишень-горой строится жутко секретный флотский учебный центр. Специально для прикрытия соорудили каменный карьер, который не добывал камень, из него только вывозили камень, добытый из тоннелей «Объекта 221».

Стройка была капитальная: бункер состоит из четырех подземных этажей, сообщающихся между собой запутанной сетью тоннелей общей площадью 17,5 тысячи квадратных метров. Защищает командный пункт 180-метровая толща скальных пород. В случае чего адмиралам ничего не грозило - подземный штабной центр сообщался с миром двумя расходящимися потернами, которые на входах можно было перекрыть массивными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами. Запоры, задвижки и фильтры надежно защищали обитателей бункера от отравляющих газов и радиоактивной пыли. Две шахты диаметром в 4,5 метра выходили наверх и забирали «из мира» воздух, а еще по ним можно было вылезти из бункера наружу - внутри шахт были винтовые лестницы.

Строительство Объекта началось в 1977 г. и продолжалось около 15 лет. В 1992-м, с окончательным развалом Союза, объект при 90-процентной готовности был заброшен - Россия вышла из холодной войны, а Украина от противоатомного укрытия для штаба своих ВМС отказалась. До 1998 г., по слухам, его «держал» Севастопольский криминальный авторитет Поданев для тренировки своих боевиков.

Как добраться?

«Объект 221» находится в урочище Алсу . Нужно на 17-м км повернуть с дороги Севастополь - Ялта на Морозовку. Оттуда пешком минут 40 через козье пастбище и заросли кустарников. Двухэтажное здание, выглядящее как еще один корпус детского лагеря «Алсу» (одноименный со скалой лагерь находится неподалеку), на деле оказывается порталом. Окна - нарисованные, чтобы военная авиация приняла здание за лагерь и не разбомбила вход в бункер.

Сегодня я расскажу о еще одном сверхсекретном объекте СССР, масштабы которого просто поражают - запасной командный пункт Черноморского флота в урочище Алсу в окрестностях Балаклавы, так называемый объект 221. Ранее я уже упоминал еще , оба исследовались на летнем отдыхе, то есть это была скорее прогулка, чем целенаправленная экспедиция.

Началось все с того, что я случайно заметил экскурсионную предложение на объект сотка - заброшенные ракетные шахты. Цена, конечно, не очень привлекала, тогда как идея - совсем наоборот. Дома, загуглив тему, наткнулся еще на несколько точек, таких как этот ЗКП ЧФ и бочка смерти. Было решено посетить их самостоятельно. План был следующий: автобусом добираюсь до озера в ур. Алсу, далее пешком на 221. После него пешком на сотку, и оттуда уже обратно на трассу на автобус. Жил я в Кореизе, отрезок дороги получается некислий, да и пешком по расчетам нужно было пройти минимум километров 15. Такой маршрут предполагал, что в случае нехватки времени, на сотку не поеду. Ведь я точно не знал, сколько это все займет времени, а ночевать на Южнобережном шоссе не хотелось

Из прочитанного мельком в сети я узнал, что на территории базы есть вход в тоннели в скале, по которым можно полазить. По моему мнению, здесь должно быть интереснее, чем смотреть на ракетные шахты. И я не прогадал: объект 100 за словами разных людей уже под охраной бизнесменов, и, чтобы туда попасть, нужно заплатить деньги. Да и масштабы не такие впечатляющие. Поэтому, имея приблизительные координаты ЗКП, фотоаппарат с камерой, и небольшой обед, я направился в одиночку навстречу приключениям! Об истории всего, что я сейчас здесь говорю, мне пришлось прочитать уже потом, когда приехал домой.

Первым в поле зрения попадает заброшенный карьер по добыче породы и несколько прилегающих сооружений рядом с красивым озером, а среди них - щебневый завод, гостиница для строителей и другие. Парадоксально, но карьер вместе с щебнезаводом строились для отвода глаз, чтобы как-то объяснить огромные объемы выдолбленной породы, позже, по легенде, их «закрыли» по просьбе борцов за природу Крыма.

Также с целью прикрытия рядом была размещена военная часть связистов № 87134, которая теперь относится к РФ и охраняется. Будьте внимательны, я бы не советовал бродить в окрестных лесах или проникать на территорию детского лагеря неподалеку.

Всюду растет ежевика, по дороге щипал, исцарапал все руки колючками.

Сразу за лагерем дорога расходится: слева - село, справа - вход на территорию, дорога перерыта. Выше на горе еще одно здание, восточный транспортный портал.

КПП не видно, как и никаких шлагбаумов или запретительных табличек. Тишина. Иду дальше. Изуродованные остатки сооружений. Уже трудно определить, что это было.

Строительство ЗКП началось в 1977 году. Выбор места поручили главнокомандующему ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергею Горшкову. Данные геологической разведки указывали на то, что гора Нишан-Кая или Чирка (в военных это - высота 495) близ села Морозовка была из цельного монолита, без внутренних разломов и полостей. Благодаря этому командный пункт должен был выдержать несколько ядерных ударов подряд на соседний Севастополь и Балаклаву, где базировался Черноморский флот.

Для строительства сформировали специальный горнопроходческий батальон. Позже подключили работников треста «Донецкшахтопроходка» и «Харьковметрострой», которые в то время уже имели огромный опыт строительства бетонных шахт для баллистических ракет. Донецкие специалисты за год прошли два 182-метровых ствола, а с их дна продолжали работы уже внутри горы.

В центре территории стоит «решето» от казарм. Жалкое зрелище.

Захожу внутрь. От увиденного выделяются эндорфины, ради этого стоило ехать! Панорама многоэтажки изнутри.

Тогда я не знал точного размещения входа в подземные паттерны, поэтому не имел понятия, как туда дойти. Более того, даже не догадывался, что их две Нужно было подниматься вверх. Скажу честно, в горы я хожу крайне редко, но уже осознал, что то, что кажется близким, на самом деле в несколько раз дальше. И если вы рассчитываете идти туда минут 15, то шлепать на самом деле не менее получаса.

Первый раз стало страшно, когда идешь, а вокруг шелестит лес, оборачиваешься - а никого нет. Сразу и не догадаешься, что это крымские ящерицы разбегаются под ногами. Палящее солнце, подъем серпантином на гору около километра. Видно еще одно КПП. Дорога иногда расходится в стороны, приходится все проверять, чтобы не пропустить интересного. В первом разветвлении видны следы разворота танка на асфальте, далее - склады. Возвращаюсь на дорогу.

Поднимаюсь выше: еще несколько развилок и тропинок напрямик. Немного трудно ориентироваться, все заросло зеленью, ориентиров не видно. Сверху открывается красивый вид на озеро и шоссе.

Наконец дорога заканчивается, последний поворот. Здесь лежат огромные валуны, сверху на них сверкает кварц.

Опа! Не сам: вижу нескольких туристов на привале, вторая половина пошла внутрь. Поздоровался. Рассказывают, что уже осмотрели весь первый и третий этажи (если читаете эту статью - отзовитесь!).

Горные работы внутри продолжались пять лет! За это время проложили сотни метров бетонированных туннелей-паттерн, а главное - выдолбили два 130-метровых блоки высотой 16 метров, в которых соорудили два четырехэтажных дома, только без окон и балконов. Общая длина тоннелей и паттерн составляет более 10 км! До 1987 г. все строительные работы были завершены. Приступили к прокладке системы вентиляции, кабельных сетей, облицовки и обустройства блоков. Начался монтаж аппаратуры и оборудования.

Все строительство в то время было засекречено, а народным массам пускали различные легенды. Например, рассказывали, что это - будущий учебно-тренировочный центр ВМФ.

В 1991 году после развала Союза ЗКП становится ненужным, но деньги на его строительство все еще заложены в госбюджет и работа продолжалась. В 1992 году на этапе 90% готовности объект … бросают (возникают ассоциации с Крымской АЭС). Позже хотели приспособить его под винный погреб или линию розлива минеральных вод, но очевидно, что разворовать без приватизации было выгоднее. Трудно представить, сколько металла было вывезено. Говорят, что здесь когда-то обитала бандитская группировка.

Смотрю окружающую территорию. Справа от портала.

Захожу внутрь. Надписи на стене пытаются предупредить об опасности. Трудно оценить их актуальность, ведь такие обозначения могли специально наносить, чтобы отпугивать нежелательных туристов. Часто можно встретить предупреждения о минах. В любом случае следует быть осторожным, особенно когда идешь в пляжных шортах и сандалиях в подземный бункер времен холодной войны СССР

Внутри холодно, ниже 10° летом, поэтому набрасываю заранее прихваченную кофту. С паттерны сквозит. Металлисты срезали все, что могли. На видео можно увидеть сквозную щель в бетонных стенах - здесь стояли демонтированы гермодвери.

Видеонарезка поездки на объект

Схема объекта имеет множество разветвлений, соединений, переходов и других помещений. Длина паттерн составляет 500 м, они перекрывались на входах двумя двойными шлюзовыми камерами с массивными противоатомными бронедверями. Из каждого портала можно перейти на первый и третий уровни. Обратите внимание, блоки имеют четыре этажа! Переход между уровнями в основных блоках соединен внутренними лестницами, которые в настоящее время спилены. Лифты не предусматривались.

Внутреннее помещение горы занимали два блока для размещения командно-управленческих служб. Размеры каждого из них: длина - 130 м, ширина - 16 м, высота - 16 м. Третий блок - технологический, его размеры: длина - 130 м, ширина - 6 м, высота - 7,5 м. Все три блока соединялись между собой проходными тоннелями. Общая площадь помещения 13 500 м² (по другим данным 17 500 м²).

Вверх выходили две шахты диаметром около 6 м (хотя другие источники говорят 4,5 м) для забора свежего воздуха, выхлопа дизельэлектростанции и вывода кабельных трасс к антенному полю. В шахтах были установлены винтовые лестницы на поверхность. К антеннам на вершине горы выходили волноводы для космической связи с кораблями и подводными лодками (для связи в мирное время использовалась передающая станция ЧФ на СЗ-конце Караби-яйлы под Высотой 783).

Вот, что можно нарыть в интернете из схем, зарисованных вручную энтузиастами:

Шагая вперед, заметил, как постепенно угасал свет входа, теперь здесь был только я и мои фонари. Лето не лучшее время в плане исследования тоннелей, ведь образуется много конденсата, на фотографиях получается туман или «снег». В то время у меня не было упомянутых выше схем, и на первой развилке пришлось решить что пойду только вперед, чтобы не заблудиться. Так или иначе исследовать все не получится. Под ногами лужи, периодически видно открытые люки - это соединение с коммуникационным каналом (0 уровнем). Через метров 250 пробую сделать несколько кадров.

Пройдя еще столько же наконец упираюсь в еще одни несколько дверных проемов. Опять разветвления в разных направлениях. Видно вертикальную шахту, где была лестничная клетка. Весь металл срезан. Прохожу дальше, передо мной простирается большой подземный ангар, фонарь не просвечивает до его конца… Стало жутко третий раз. К этому времени я озяб, инстинкт самосохранения взял верх и было решено возвращаться наружу.

Выйдя на улицу, сделал еще одну панораму перед порталом:

Большое удовольствие от увиденного переполняло меня, вокруг шикарные пейзажи и прекрасная погода. На часах полдень, время идти назад к трассе. На остановку я добрался в 13 часов. Еще примерно полчаса ждал автобус. Невероятная жара валила с ног и я решил, что на «сотку» уже не поеду. Еще час автобусом, половину - пешком и я дома.

Жаль, что такой объект пропал, а с другой стороны - хорошо что не пригодился.