Финансы

Боевая экономика World of Warships. Как получать больше опыта и кредитов за бой. Проект «Нефть». Заправь корабли топливом и получи их в свой Порт! Где добывать нефть в wow

Обзор валют в 6.2: Нефть, Печать изменчивой судьбы и др. 31.05.2015

Получние Нефти:

  • Некоторые задания для соратников в качестве награды предлагают вам Нефть.
  • Игроки, которые выполнят задание The Time to Strike во время события Бонусные Апекситовые Кристаллы получат 1000 Нефти.
  • Апекситовые ежедневные задания в Танаанских Джунглях также дают вам по 600 Нефти..
  • В некоторых местах Джунглей вы найдете дополнительные задания, за выполнение которых вы также получите Нефть.
  • С некоторых редких существ Джунглей также выпадает Нефть.

Награды за Нефть.

  • Все морские задания и сражения требуют определенное количество Нефти.
  • Самая дорогая миссия стоит 125 Нефти (Пример: All Fel Breaks Loose), в то время как большинство заданий требуют от 20 до 100.
  • Нефть также используется для постройки всех кораблей.

Ресурсы Гарнизона

  • Для постройки одного корабля вам понадобится 25 Ресурсов Гарнизона .

Печать изменчивой судьбы (Печать изменчивой судьбы)

Печать изменчивой судьбы это новая бонус-ролл валюта (дает возможность получить еще один предмет с босса), применение которой вы найдете в Hellfire Citadel и Эпохальных подземельях . Это первый раз, когда бонус-ролл система используется в подземельях.

Fate-Twister Seress и Fate-Twister Tiklal , которых можно найти в Ашране, предложат вам всеразличные задания для получения Seal of Inevitable Fate . Если в течении недели вы будете выполнять задания одного типа, требования к их выполнению будут значительно расти. Сами задания вы можете найти ниже.

  • Золото: 500, 1000, 2000 (Печать судьбы: золото , Печать судьбы: кучка золота , Печать судьбы: огромная гора золота)
  • Ресурсы гарнизона: 300, 600, 1200 ( , )
  • Честь: 500, 1000, 2000 (Печать судьбы: честь , Печать судьбы: большая честь , Печать судьбы: великая честь)
  • Апекситовые Кристаллы: 1000, 2000, 4000 (Печать судьбы: апекситовые кристаллы , Печать судьбы: пригоршня апекситовых кристаллов , Печать судьбы: гора апекситовых кристаллов)

Помимо выполнения заданий, есть и другие способы получения печати:

  • Ваш Дворфийский бункер / Военная фабрика 3 уровня будет давать вам 1 Печать изменчивой судьбы в неделю.
  • Прохождение 5 новых подземелий. Задания: A Burning Path Through Time или A Frozen Path Through Time .

Печать закаленной судьбы

Печать закаленной судьбы стоит 300 золотых и продается у Fate-Twister Tiklal и Fate-Twister Seress в Аршане, а также у нивого продавца Апекситовых вещей в Танаанских джунглях.

Количество печатей, которые вы можете иметь при себе (другими словами, кап), было увеличено с 10 до 20.

Тусклые железные монеты (Тусклые железные монеты)

Тусклые железные монеты - уникальная валюта, доступная только разбойникам.

Griftah хочет еще больше монет в задании An Even Bigga Score , за выполнение которого он даст вам 1500 золотых.

В Танаанских Джунглях вы также найдете специальное снаряжение для обшаривания карманов.

Командиры!

14 ноября в 16:00 (МСК) стартует новый масштабный квест, в котором может принять участие любой желающий! Присоединяйтесь к Проекту «Нефть» - помогите добыть топливо для кораблей World of Warships и получите возможность пришвартовать их в своём Порту. На кону - крейсер V уровня«Красный Крым», линкор III уровня König Albert и корабли модификации Arpeggio. Помогите вернуть их в строй, и сможете бесплатно получить эти корабли на свой аккаунт!

Проект «Нефть» стартует 14 ноября в 16:00 (МСК). Ссылка на сайт Проекта появится в этой новости одновременно с его запуском. Не пропустите!

Добыча нефти сулит немало приятных минут, ведь на каждом из её этапов вам будут открываться всё новые возможности и бонусы! В их числе премиум аккаунт, наборы флажных сигналов и увеличенный

  • ARP Kirishima
  • Спойлер

    ARP Kirishima - японский линкор V уровня, доступный для игры во встроенной модификации Arpeggio
    [*]

  • ARP Haruna
  • Спойлер

    ARP Haruna - японский линкор V уровня, доступный для игры во встроенной модификации Arpeggio

  • ARP Haguro
  • Спойлер

    ARP Haguro - японский крейсер VII уровня, доступный для игры во встроенной модификации Arpeggio

  • König Albert
  • Спойлер

    König Albert - германский линкор III уровня, обладающий мощным бронированием и отличной живучестью.

  • «Красный Крым»
  • Спойлер

    «Красный Крым» - советский крейсер V уровня, оснащённый многочисленной, точной и скорострельной артиллерией.

Проект «Нефть»

Присоединяйся к проекту

Выполняй боевые задачи

Выигрывай призы
Задача участников проекта - добывать нефть, выполняя специальные боевые задачи. Каждый добытый баррель пополняет вашу личную копилку, а также добавляется в общую шкалу прогресса. Постепенно заполняя её, вы будете открывать всё новые корабли, которые при желании сможете приобретать за собранную нефть.

И помните: чем больше баррелей нефти заработаете лично вы, тем быстрее общая шкала заполнится до конца, и будут открыты все корабли проекта!

Боевые задачи
Проходите боевые задачи и получайте награду в виде баррелей нефти за их выполнение! На выбор вам будет представлено сразу множество задач разных категорий и уровней сложности. Выбирайте задачи себе по вкусу!

Обратите внимание: некоторые задачи можно выполнять заново каждую неделю до завершения проекта.

Этапы добычи

Шкала общего прогресса добычи нефти разделена на несколько этапов. По достижению каждого из них вам будет открываться доступ к всё новым кораблям и игровым ценностям, которые вы сможете получать на свой аккаунт, потратив часть собранной нефти.

Проект «Нефть» стартует уже совсем скоро. Не пропустите!

Сегодня поговорим о такой важной вещи, как заработок голда в WoW BFA . Экономика в World of Warcraft развита очень сильно, и за виртуальную валюту можно приобрести почти всё — от экипировки до игрового времени (с помощью жетона). И так, как же много зарабатывать и иметь постоянный доход голда, чтобы ни в чем себе не отказывать?

Учтите, что это довольно не простое занятие. Многое зависит от ваших навыков торговца, умение пользоваться аддонами для аукциона, количества свободного времени и, конечно же, удачи. Гайд актуален, в основном, для дополнения Battle For Azeroth, но и игроки других версий смогут почерпнуть для себя что-то новое.

Способы заработка золота в World of Warcraft

№1. Квесты

Да-да, как бы то ни было, во время прокачки можно немного заработать. Повысив уровень персонажа с первых до последнего, вы обнаружите неплохую сумму, лежащую на вашем счету. Их вполне хватит для первоначальных нужд — сокетов, фласок, еды, символов и т.п.

№2. Профессии

Собирательные профы

Одно из самых прибыльных занятий в WoW — профессии. При чем как собирательные, так и производящие. В Битве за Азерот особо высоко на аукционе ценится трава и руда. Якорь-трава, например, вообще стоит очень дорого. Целенаправленно выискивая и собирая её некоторые игроки сколотили неплохое состояние. Но не одной якорь-травой богаты земли Кул-Тираса и Зандалара. Много других видов трав и руд доступно игрокам для сбора. Для этого придется выучить, и, желательно прокачать такие профессии как Травничество и Горное дело. Есть еще Снятие шкур, но в данный момент цена на шкуры на аукционе далека от желаемой и остается на низком уровне, поэтому для голд фарма ее не советуем брать. Купите специальные сумки для профессий, дабы не забивать место в обычных. Но собирательные профессии лишь часть возможностей заработка от профессий в wow.

Крафт экипировки

Такие товары всегда в ходу у игроков. Самое дорогое из этих трех вариантов — Ракета, т.к. для ее покупки требуются три Сферы , каждая из которых стоит 20.000 голда. Но, судя по собственному опыту, вложившись в это, в итоге я заработал на продаже 15000 голда чистыми. Немного, но все же неплохо.

№3. Фарм ткани

В отличии от добычи кожи, руды и травы ткань не требует выученной профессии. Она выпадает рандомно из почти всех существ в мире Варкрафта. Спрос на аукционе на нее всегда стабильно высокий. Во время прокачки у вас уже накопится несколько стаков ткани, за которые можно выручить несколько тысяч золотых.

Также знайте, что количество ткани, добываемой из мобов можно увеличить. Делается это путем изучения Портняжного дела и дополнительно Сбор ткани. Сколько конкретно будет выпадать ткани мы рассказывали в одной из наших статей, советуем ознакомиться.

№4. Фарм БОЕ и редких маунтов в Кул-Тирасе и Зандаларе

Суть способа в том, что из каждого моба в локациях Кул-Тираса и Зандалара есть шанс добыть экипировку высокого уровня, которая не становится персональной при получении и может быть продана на аукционе. Для этого вам необходимо собрать группу единомышленников в одной из зон и отправится убивать мобов. Дело это довольно нудное и однообразное, однако может принести свои плоды. Есть специальные споты, места, где мобы респавнятся почти мгновенно. Разработчики время от времени фиксят эти споты, но вы можете попробовать найти информацию о активных местах на данный момент, и отправится туда.

Кроме экипировки, из мобов будут падать обычный зеленый шмот, различный хлам(который тоже можно продать и поднять немного денег) и маунты. Такие маунты разные на каждой из локаций. В Друстваре, например, можно выловить Мула . А потом продать на аукционе, спрос на них также стабильно высок. Шанс добычи не высокий, но может повести.

№5. Аукцион

Игра на аукционе — один из важнейших и сложных способов заработать, так как нужно постоянно мониторить цены на различные предметы. Суть его в том, чтобы купить вещь, выставленную за заведомо низкую цену и продать дороже. Люди часто делают ошибки или просто от незнания выставляют дорогую вещь очень дешево. В игре с аукционом обязательно обзавестись , типа Auctioneer, Auctionator и т.п. Они сильно облегчают задачу и берут рутинную работу на себя.

По мере появления новых способов заработка голда в WoW , статья будет обновляться и дополняться, чтобы всегда держать вас в курсе.

Командиры!

14 ноября в 16:00 (МСК) стартует новый масштабный квест, в котором может принять участие любой желающий! Присоединяйтесь к Проекту «Нефть» - помогите добыть топливо для кораблей World of Warships и получите возможность пришвартовать их в своём Порту. На кону - крейсер V уровня «Красный Крым» , линкор III уровня König Albert и корабли модификации Arpeggio . Помогите вернуть их в строй, и сможете бесплатно получить эти корабли на свой аккаунт!

Проект «Нефть» стартует 14 ноября в 16:00 (МСК). Ссылка на сайт Проекта появится в этой новости одновременно с его запуском. Не пропустите!

Добыча нефти сулит немало приятных минут, ведь на каждом из её этапов вам будут открываться всё новые возможности и бонусы! В их числе премиум аккаунт, наборы флажных сигналов и увеличенный опыт за бой!

  • ARP Kirishima
  • ARP Haruna
  • ARP Haguro
  • König Albert
  • «Красный Крым»

Проект «Нефть»

Присоединяйся к проекту

Выполняй боевые задачи

Выигрывай призы

Задача участников проекта - добывать нефть, выполняя специальные боевые задачи. Каждый добытый баррель пополняет вашу личную копилку, а также добавляется в общую шкалу прогресса. Постепенно заполняя её, вы будете открывать всё новые корабли, которые при желании сможете приобретать за собранную нефть.

И помните: чем больше баррелей нефти заработаете лично вы, тем быстрее общая шкала заполнится до конца, и будут открыты все корабли проекта!

Боевые задачи

Проходите боевые задачи и получайте награду в виде баррелей нефти за их выполнение! На выбор вам будет представлено сразу множество задач разных категорий и уровней сложности. Выбирайте задачи себе по вкусу!

Обратите внимание: некоторые задачи можно выполнять заново каждую неделю до завершения проекта.

Этапы добычи

Шкала общего прогресса добычи нефти разделена на несколько этапов. По достижению каждого из них вам будет открываться доступ к всё новым кораблям и игровым ценностям, которые вы сможете получать на свой аккаунт, потратив часть собранной нефти.

Проект «Нефть» стартует уже совсем скоро. Не пропустите!

Советские нефтяники внесли неоценимый вклад в победу в ВОВ. Без нефти немыслимо было бы противостоять технически оснащенной фашистской армии, поэтому с самого начала войны шла ожесточенная борьба: не подпустить врага ни к одной скважине, в то же время обеспечить топливом технику для Красной Армии. Вся промышленность СССР была перестроена на военный лад, и нефтяная отрасль играла в ней решающую роль

Советские нефтяники внесли неоценимый вклад в победу в ВОВ. Без нефти немыслимо было бы противостоять технически оснащенной фашистской армии, поэтому с самого начала войны шла ожесточенная борьба: не подпустить врага ни к одной скважине, в то же время обеспечить топливом технику для Красной Армии. Вся промышленность СССР была перестроена на военный лад, и нефтяная отрасль играла в ней решающую роль.

1. Война моторов

На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года И. В. Сталин отмечал: «Воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне».

«Современная война будет войной моторов: моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой, – отмечал он же, выступая на заседании Главного военного совета 13 января 1941 года. – В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов». Накануне Второй мировой войны облик вооруженных сил определяли танки, авиация, флот, которые не могли работать без нефти.

2. Поход за нефтью

Как вспоминал министр вооружений и военной промышленности Третьего Рейха Альберт Шпеер, «мы вторглись в Россию из-за нефти».

«Я знаю, – признавался он в одном из своих интервью, – что выдвигалось много других причин, но я могу вас заверить, что было для Гитлера главным приоритетом: снабжать нас горючим».

В 1938 году добыча нефти в Германии составляла мизерный объем – всего 550 тысяч тонн, что не покрывало даже 10% внутренних потребностей и составляло 0,2% мирового показателя. Производство искусственного авиационного и автомобильного бензина, дизельного топлива и смазочных масел достигло 1,6 млн тонн, что также не могло удовлетворить потребностей Третьего Рейха.

Накануне Второй мировой войны главную роль в нефтяном балансе Германии играл импорт. Львиная доля нефти и нефтепродуктов оставалась привозной. В последнем предвоенном году нефтяной импорт Третьего Рейха составлял порядка 5,7 млн тонн. Причем более 80% от этой цифры проходили по статье «из-за океана» и контролировались тяжеловесами международного нефтерынка – преимущественно американскими компаниями и англо-голландским концерном Royal Dutch Shell. С началом войны рассчитывать на эти поставки было сложно. К 1940 году нефтяной импорт «из-за океана» почти полностью прекратился. Нужны были альтернативные источники. Возможности Румынии, которая в мае 1940 года заключила «нефтяной пакт» с Берлином, были ограничены. Оставался Советский Союз, в то время вторая в мире и первая на евразийском континенте нефтяная держава: добыча нефти в СССР по итогам 1940 года составила 31,1 млн тонн.

3. Ошибка фюрера

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Немецкие генералы уверяли: нужно идти на Москву, которая является важнейшим центром путей сообщения и связи, политическим и промышленным центром страны. Но у Гитлера было иное мнение.

«Мои генералы ничего не понимают в военной экономике», – впервые произнес свою знаменитую фразу фюрер, требуя нанести главный удар в южном направлении. Захват Крыма, объяснял Гитлер, – это надежные поставки нефти из Румынии, захват южных территорий – блокирование «подвоза русским нефти с Кавказа», захват Кавказа – это нефть для Рейха.

После Смоленска фюрер перераспределил главные усилия в пользу южного направления. Основой решения послужила кажущаяся легкость продвижения группы «Центр». По мнению немецких генералов, перенос в августе-сентябре 1941 года основных усилий армии на юг являлся «роковым решением», приведшем к срыву плана «молниеносной» войны. Позднее Гитлер все же передумал и решил ударить по Москве, но время было упущено.

Немцы добрались до пригородов советской столицы лишь в середине осени 1941 года и были остановлены невиданным по силе и жесткости сопротивлением частей Красной Армии и московского народного ополчения. Положение усугубил и острый недостаток горючего. Война уже переставала быть победоносным блицкригом и требовала существенных расходов топлива.

4. Главная цель 1942 года – нефть

Определяя планы на 1942 год, Гитлер ставил первоочередную задачу прорваться на Кавказ. Директива № 41 от 5 апреля 1942 года гласила: «…в первую очередь все имеющиеся в распоряжении силы должны быть сосредоточены для проведения главной операции на южном участке с целью уничтожить противника западнее Дона, чтобы затем захватить нефтеносные районы на Кавказе и перейти через Кавказский хребет». Планировалось также, что Кавказ станет ключом и к нефтяному Ближнему Востоку, куда одновременно через Северную Африку пробивался генерал Эрвин Роммель. Рейх должен был взять черное золото в железные тиски. По замыслу немецкого командования, 1942 год должен был стать годом решения нефтяных проблем Германии и гарантом будущей победы.

5. Ни капли нефти врагу

В оперативном порядке была сформирована группа из специалистов-нефтяников и работников НКВД, которая выехала в Краснодар. В кратчайшие сроки был разработан специальный комплекс мероприятий по уничтожению промыслов, который реализовали уже под огнем противника: сначала ликвидировали нефтеперекачивающие и компрессорные станции, потом – скважины, а в последнюю очередь – электростанции. Отступив с партизанами в Туапсе, группа Байбакова с тем же заданием перебазировалась в Грозный, где неподалеку, в районе Малгобека, шли ожесточенные бои. А из Грозного специалисты отправились в Баку.

Как свидетельствуют архивные документы, главную нефтяную кормилицу также готовили к уничтожению.

Из постановления ГКО № 2173 от 14 августа 1942 года «О специальных подготовительных мероприятиях по Бакинской нефтяной промышленности»: «В связи с создавшейся военной обстановкой Государственный Комитет Обороны постановляет: обязать НКВД СССР совместно с наркоматом нефтяной промышленности провести специальные мероприятия по подготовке к выводу из строя объектов нефтяной промышленности (скважин, емкостей, предприятий и оборудования) Бакинской нефтяной промышленности, которые к моменту начала проведения этих мероприятий окажутся не вывезенными». К счастью, страшный план ликвидации нефтяной промышленности Баку не пришлось приводить в действие. Не были реализованы и предложения союзников по вводу войск в Закавказье и «помощи» в уничтожении бакинских промыслов. Враг так и не прорвался к главному нефтяному центру СССР.

6. Артерия жизни

900-дневная блокада Ленинграда (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года) – одна из самых героических страниц Великой Отечественной войны. Город так и остался непобежденным. Его защитники и жители заплатили страшную цену. На Нюрнбергском процессе будет названа цифра – 632 тысячи погибших. Но мало кто знает, что жертв могло быть еще больше. Многие жизни спас сверхсекретный объект – проложенный по дну Ладожского озера уникальный трубопровод, который жители Ленинграда не даром называли «артерией жизни».

Согласно утвержденному проекту, трубопровод должен был иметь производительность 400 тонн в сутки, диаметр 100 мм и протяженность 30 км. Небольшие участки прокладывались по суше по обоим берегам, а большая часть трубопровода (около 21,5 км) должна была пройти по дну Ладоги, на глубинах от 1 до 12,5 м. Головные сооружения решили расположить на оконечности мыса Кареджи, который выступал в озеро и тем самым немного сокращал подводную часть. К этой точке следовало проложить железную дорогу, построить станцию Коса, сливную эстакаду на 12 цистерн; на случай бомбежки расположить на удалении друг от друга резервные насосные установки, передвижные электростанции и емкости для хранения нефтепродуктов. Конечной точкой трубопровода был определен район деревни Борисова Грива.

Работы на озерном участке начались 31 мая 1942 года, а уже к 14 июня были завершены. 19 июня 1942-го правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода в эксплуатацию. В общей сложности за 20 месяцев, которые действовал ладожский трубопровод, по нему было передано 40 тысяч тонн горючего. Высвободившийся транспорт доставлял блокадникам продовольствие. С большими трудностями, но все же работали городские службы. Несмотря ни на что, город выживал и выживал, в том числе благодаря наличию минимальных объемов горючего.

7. Топливная катастрофа Германии

Топливная катастрофа для Германии наступила в мае 1944 года. Альберт Шпеер вспоминал: «8 мая я вернулся в Берлин… А через четыре дня произошло событие, заставившее меня навсегда запомнить эту дату – 12 мая 1944 года. Ведь именно в этот день противник окончательно одержал победу в сфере военного производства. До этого нам удавалось, несмотря на значительные потери в вооружении, в общем и целом удовлетворять потребности вермахта. После налета 935 бомбардировщиков из состава 8-го американского воздушного флота на заводы по производству искусственного горючего в центральной и восточной частях Германии начался совершенно новый период… Он положил начало полному краху немецкой военной промышленности».

Немцы пытались восстановить разрушенные заводы, срочно реализовывали программу строительства подземных мощностей. Но все это уже не могло изменить ход событий.

8. Каждая тонна нефти – это наш залп по Гитлеру

А в это время советские нефтяники сражались на нефтяном фронте под лозунгом «Каждая тона нефти – это наш залп по Гитлеру!». Люди работали сутками, недосыпая, получая скудный продовольственный паек. Ушедших на фронт мужчин замещали их жены. Женщины не боялись никакой работы, трудились даже в бурении! У кого не было достаточных физических сил, шли в бригады по добыче нефти, на тракторные базы, нефтеперекачивающие станции.

Выстояв в самые отчаянные первые месяцы и преодолев критические 1942 и 1943 годы, нефтяники сумели стабилизировать производство и переломить отрицательную тенденцию падения. Незначителен по цифрам, но примечателен сам факт: уже в 1944 году добыча нефти выросла на 300 тыс. тонн и составила 18,3 млн тонн. В 1945 году рост составил почти 1,2 млн тонн – 19,4 млн тонн по итогам года.

Добыча нефти в СССР млн тонн

9. Горючее – фронту!

За время Великой Отечественной войны расход основных видов горюче-смазочных материалов вооруженными силами СССР составил порядка 13,4 млн тонн. При этом показателен рост потребления топлива в крупных сражениях. Если почти за 7 месяцев битвы под Москвой (30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года) со всеми трудностями, связанными с потерей территории и нарушением хозяйственных связей, было израсходовано 294,4 тыс. тонн горючего, то уже в 1943 году только за 1,5 месяца сражения на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года) расход ГСМ составил более 204 тыс. тонн. То есть если в первом случае среднемесячное потребление топлива составляло порядка 43 тыс. тонн, то во втором – уже около 136 тыс. тонн. Более чем двукратный рост.

Сказывался топливный фактор и на технических параметрах отечественной военной техники. Советские конструкторы создавали лучшие образцы в условиях отсутствия существенных топливных ограничений. Имелась возможность закладывать более высокую мощность, повышать боевую оснащенность, увеличивать характеристики прочности военной техники. Знаменитый танк Т-34 образца 1940-1941 годов имел расход топлива по шоссе в объеме 140 литров на 100 км. В результате целого ряда нововведений Т-34 1942 года расходовал уже 150 литров по шоссейным дорогам. А машина 1943 года выпуска – 155 литров. Были улучшены такие параметры, как бронирование, вооружение, скоростные характеристики, маневренность, запас хода и так далее.

В документе «Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны», составленном 26 июня 1947 года, подчеркивалось: «Обеспечение… армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось». По мере того как дефицит горючего сковывал военную мощь Германии, Советский Союз, отстоявший в кровавой схватке свой нефтяной потенциал, уверенно наращивал мобильность и техническую оснащенность вооруженных сил.

Поставки топлива наркоматам обороны и военно-морского флота, тыс.тонн

10. Спасибо союзникам

Узким местом топливного обеспечения вооруженных сил СССР с начала войны являлся авиационный высокооктановый бензин. Лучший авиабензин, который производился на советских заводах, имел гораздо меньшее октановое число, равное лишь 78! Накануне войны СССР предпринимал спешные попытки нарастить выпуск авиационного бензина вообще и высокооктанового горючего в частности, что было частью масштабной программы модернизации отечественной нефтепереработки, которая должна была завершиться к окончанию третьей пятилетки в 1942 году. Однако тогда проблему решить не удалось. На помощь Москве пришли союзники по антигитлеровской коалиции.

В научной литературе приводятся разные объемы поставок нефтепродуктов по условиям ленд-лиза. Называются цифры от 2 до 2,9 млн тонн. Главными видами поставок стали авиационные бензины и высокооктановые компоненты для их производства. По разным данным, объемы союзнических поставок авиационного бензина в Советский Союз оценивались от 1,2 до 1,5 млн тонн. Для того чтобы оценить, что значили эти цифры, приведем простейшие расчеты. По официальным данным, за годы войны советскими вооруженными силами было израсходовано более 4,481 млн тонн авиабензина. Следовательно, если ориентироваться на цифру 1,2 млн тонн союзнических поставок, то получится, что около 26,7% авиационного бензина советские вооруженные силы получили за счет помощи по ленд-лизу. Если же взять за основу расчетов цифру 1,5 млн тонн, то получим еще более высокий показатель. В этом случае 33,5% авиационного бензина в советских ВВС имели ленд-лизовское происхождение. Таким образом, по этим данным, почти каждый четвертый или каждый третий самолет заправлялся горючим, которое приходило в страну по линии союзнических договоренностей. Нельзя не признать, что доля выглядит очень существенной. И это только количественный показатель, не учитывающий высокое качество поставляемого союзниками горючего.

Как отмечает исследователь нефтяных поставок И. И. Иголкин, «если представить «виртуальную реальность», в которой этих поставок не было бы, то Красная Армия все равно получала бы бензин с октановыми числами 74 и 78, для чего пришлось бы перераспределить ресурсы и еще больше увеличить производство добавки «Р-9». Но Советскому Союзу не пришлось этого делать. Союзники, несмотря на все разногласия, которые сопровождали великие державы на протяжении Второй мировой войны, сумели объединить экономические ресурсы и выступить единым фронтом против общего врага.

Мария Славкина, доктор исторических наук