Драгоценности

Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире. Предпосылки интеграции Интеграционные экономические процессы в мире

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

Предпосылки интеграции

Со второй половины ХХ века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

(Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.)

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран.

Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.

Предпосылки интеграции следующие:



1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран – интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.



3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

5. «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли – НАФТА.

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Основные этапы процесса интеграции

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня - общего рынка) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции- ­ политического союза , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Большинство из существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. 1

Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:


В.И. Лафитский, заместитель директора ИЗиСП, кандидат юридических наук

В последние годы в юридической литературе появилось много работ, посвященных развитию и моделям региональной интеграции.

Наиболее глубоко процессы региональной интеграции развиваются в рамках Европейского союза. В настоящее время он объединяет 28 государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы, сочетая в себе признаки как международного, так и государственного образования.

Иная модель региональной интеграции сформировалась в Северной Америке. Ее основной целью было создание общего рынка: на первом этапе - Соединенных Штатов и Канады (Соглашение 1989 г.), на втором этапе - США, Канады и Мексики (Соглашение 1994 г.). Идет сложный процесс обеспечения начала третьего этапа развития общего рынка, когда он распространит свое действие на все государства Америки. Был подготовлен проект Соглашения о зоне свободной торговли Америки от 21 ноября 2003 г., участниками которого должны стать 34 государства этой части света. Но процесс согласования к моменту издания книги еще не завершен.

По той же модели идет развитие ряда других интеграционных объединений, в том числе Экономического сообщества западноафриканских государств (16 государств), организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 государство), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (10 стран).

Третья модель региональной интеграции сформировалась в Центральной Америке, в Африке, арабских государствах. Ее особенность заключается в том, что помимо общего рынка она предполагает создание отдельных наднациональных институтов, что сближает ее с моделью Европейского союза.

Так, еще в 1907 г. был учрежден Верховный Суд Центральной Америки. С декабря 1960 г. действует общий рынок государств этого региона. В 1991 г. был сформирован Центральноамериканский пар-

ламент. В его состав входят представители шести государств: Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора. Из центральноамериканских государств в нем не представлена только Коста-Рика.

Конституционный акт от 11 июля 2000 г. преобразовал Организацию африканского единства в Африканский Союз. В настоящее время он объединяет 53 государства Черного континента (в состав Союза не входит только Марокко, в настоящее время еще четыре государства приостановили свое участие в Союзе). Сформированы Общеафриканский парламент, Комиссия, Центральный банк развития, ряд других институтов, созданных по образу общеевропейских институтов и органов.

В марте 2005 г. начался новый этап в развитии Лиги арабских государств. Были поставлены задачи формирования общего рынка, парламента, иных учреждений, объединяющих усилия 22 арабских государств.

Стремительно интеграционные процессы развиваются и на постсоветском пространстве. Их особенность заключается в создании и параллельном существовании разных моделей, отличающихся глубиной интеграции. Эти вопросы являются предметом подробного анализа во многих частях книги, поэтому ограничимся анализом двух вопросов, связанных с ключевыми задачами права в обеспечении интеграционных процессов.

Постановка первого вопроса связана с качеством учредительных документов постсоветских интеграционных объединений с участием Российской Федерации.

Долгое время для многих из них был характерен такой дефект, как абстрактность формулировок. Как следствие из общей массы договоров и соглашений, заключенных, например, в СНГ, примерно 75% бездействуют, а остальные имеют крайне низкий эффект.

Остановимся на одном примере. Знаменитое Ялтинское соглашение «О формировании Единого экономического пространства» от 19 сентября 2003 г. составлено всего на трех страницах, которые ограничиваются в основном призывами и декларациями. Но с таким «правовым инструментом» никакой правовой акт действовать не может. В нем не было четкого плана действий. Соглашение не предусматривало эффективной системы органов. Его текст не содержал норм, которые могли бы обеспечить его исполнение, в том числе посредством принуждения.

В этом отношении оно разительно отличалось от учредительных документов, сформировавших единое экономическое пространство Европейского союза, Северной Америки, ряда других регионов мира. В них самым тщательным образом регламентированы основы организации единого рынка, основные направления политики по формированию единого экономического пространства, закреплены механизмы их исполнения, согласительные, третейские и судебные процедуры, что исключает либо затрудняет возможность неисполнения их норм.

Все учредительные договоры формируют прочный фундамент единого экономического пространства. Так, например, Договор об учреждении Европейского сообщества подробно регламентировал различные стороны общей экономической системы Европейского союза. Этим вопросам было посвящено около 100 страниц тщательно отработанных правовых норм. Какое-либо подробное их описание займет слишком много времени, поэтому ограничимся упоминанием основных разделов этого акта:

  • «Принципы»;
  • «Гражданство»;
  • «Политика Сообщества»;
  • «Свободное движение товаров» («Таможенный союз», «Запрет на введение количественных ограничений государствами - участниками Сообщества»);
  • «Сельское хозяйство»;
  • «Свободное движение лиц, услуг и капиталов» («Рабочие», «Право на предпринимательскую деятельность», «Услуги», «Капиталы и платежи»);
  • «Визы», «Политическое убежище и другие вопросы, имеющие отношение к обеспечению свободы передвижения лиц»;
  • «Транспорт»;
  • «Общие правила, касающиеся конкуренции, налогообложения, сближения законодательства»;
  • «Основы экономической и финансовой политики»;
  • «Занятость»;
  • «Общая торговая политика»;
  • «Таможенное сотрудничество»;
  • «Социальная политика, образование, профессиональная подготовка и молодежь»;
  • «Культура»;
  • «Здравоохранение»;
  • «Защита прав потребителей»;
  • «Трансъевропейские сети»;
  • «Промышленность»;
  • «Экономическое и социальное единение»;
  • «Научные исследования и технологический прогресс»;
  • «Охрана окружающей среды»;
  • «Сотрудничество в целях содействия развитию»;
  • «Экономическое, финансовое и технологическое сотрудничество

с третьими странами».

Вышеуказанные элементы сформировали единый фундамент региональной интеграции, который был еще более укреплен в последующих документах Европейского союза, в том числе в Лиссабонском договоре 2009 г. Самым тщательным образом был проработан правовой формат единого экономического пространства по Соглашению о свободе торговли в Северной Америке. В этом документе 22 главы. Объем текста - около 150 страниц. При этом отметим, что указанный документ даже не ставит задачи какого-либо дальнейшего сближения трех государств Северной Америки, развития (углубления) форм региональной интеграции по примеру Европейского союза.

Как правило, документы, учреждающие основы общего экономического пространства, содержат четкую программу его построения с разбивкой по этапам и с указанием тех целей, которые должны быть осуществлены межгосударственными объединениями; учреждают разветвленную систему институтов и органов; обеспечивают разрешение возникающих споров; предусматривают необходимость «инвентаризации» правового пространства интеграционных объединений для устранения нормативных правовых актов, препятствующих углублению интеграции.

Такие же краеугольные камни правовой организации должны быть заложены и в фундамент формирующегося единого постсоветского экономического пространства.

Вторая ключевая задача права в обеспечении интеграционных процессов - содействие в унификации национального законодательства. Наиболее успешно она решается в рамках Европейского союза.

Не менее интересен опыт и других интеграционных объединений, в том числе скандинавских и латиноамериканских государств, более приближенных к реалиям развития интеграции на постсоветском пространстве.

Скандинавские государства - Швеция, Дания и Норвегия - были первыми в решении задач унификации законодательства. В 1870 г. они созвали первую Конференцию по нордическому праву, которая впоследствии созывалась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий скандинавских юристов по сближению правовых систем региона. В 1880 г. был принят первый единообразный правовой акт - Закон об оборотных документах, призванный облегчить формирование общескандинавского рынка.

С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скандинавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впоследствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного союза.

В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран, к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. - Финляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные движения скандинавских стран создали Объединенный комитет Нордического социал-демократического рабочего движения, который выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе. С этой целью была выработана программа согласования действий правительств в различных сферах политической, социально-экономической и правовой жизни.

Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г., когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции был образован Нордический совет, в который, помимо указанных стран, вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной из основных целей Совета стало формирование единого рынка труда.

Контуры нового регионального объединения были оформлены Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в преамбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества Нордических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе единообразных норм законодательства . В Договоре особо отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2), единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4) и уголовных наказаний (ст. 5), а также в иных областях, которые будут определены участниками Договора (ст. 6).

Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых национальными парламентами государств - участников Договора. В работе Совета участвуют также представители автономных образований - Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских государств - Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия обязывающих решений, но согласно Договору его рекомендации должны приниматься парламентами.

В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий орган - Нордический совет министров, что существенно расширило возможности обеспечения интеграции в таких сферах, как культура и средства массовой информации, экономика и бизнес, образование и научные исследования, окружающая среда, законодательство и правосудие, благосостояние, Нордический регион и окружающий мир. Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизируются в ежегодных планах действий соответствующих министров государств - участников Договора (в общей сложности в настоящее время такие планы формируются по одиннадцати направлениям), а также комитетов старших должностных лиц министерств.

Многие из них находят воплощение в унифицированных законодательных актах. Практически полностью гармонизировано законодательство по вопросам заключения и исполнения коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным документам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.

В последние годы заметно усиливается роль других правовых средств, в том числе рекомендаций, принимаемых в целях консолидации усилий скандинавских стран в решении общих задач. В качестве примера можно указать резолюцию Нордического совета от 11 апреля 2013 г. о взаимодействии в целях усиления безопасности и защиты от киберугроз и компьютерных атак.

Той же цели служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в середине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские страны Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).

Значительных успехов в обеспечении унификации законодательства добились и государства Латинской Америки. Впервые эта задача была сформулирована еще С. Боливаром. Но конкретное воплощение она получила только к концу XIX в.

В 1875 г. по инициативе Правительства Перу было созвано совещание ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потребности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права . Приоритетным направлением было признано создание единообразных законов в сфере международного частного права. Было разработано несколько проектов. Но поддержки они не получили. Более успешной была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглашений по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского права, ратифицированных Аргентиной, Боливией, Колумбией и Перу. Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте - Кодекс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панамериканской конференции в Гаване и ратифицированный пятнадцатью государствами . Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и процессуального права.

В последние годы одним из основных инициаторов унификации латиноамериканского права выступает Организация американских государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юридический комитет за более чем вековую историю подготовил большое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов по вопросам не только международного частного права, но и доступа к правосудию, права на информацию, предотвращения дискриминации и т.д.

Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Ибероамериканским институтом процессуального права в 1988 г. был разработан Ибероамериканский модельный гражданский процессуальный кодекс, который впоследствии был воспринят многими государствами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией (1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.), Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).

Но самый большой импульс процессу унификации законодательства придало создание общего рынка. В 1960 г. была учреждена Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. - Венесуэла, в 1967 г. - Боливия. Помимо этого формировались более узкие региональные объединения - Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская группа (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.).

С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправительственные совещания (Группа Рио).

Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского общего рынка - МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur). Его участниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай и

Уругвай 1 . В дальнейшем к МЕРКОСУР на правах ассоциированных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу и Эквадор.

Новое региональное объединение ставит цели не только экономической, но и политической и правовой интеграции. В декабре 2004 г. было принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУР, в состав которого вошли по 18 представителей от каждого государства-участника, а также девять членов от Венесуэлы, подавшей заявление о вхождении в Южноамериканский общий рынок.

Изучение опыта интеграции скандинавских и латиноамериканских государств представляет особый интерес в свете задач не только по созданию Единого экономического пространства, объединяющего Россию, Беларусь и Казахстан, но и по укреплению других интеграционных объединений с участием России. Правовые задачи не исчерпываются рассмотренными проблемами. На постсоветском пространстве, как и в Скандинавии и Латинской Америке, существуют разноуровневые интеграционные объединения. Обеспечение их гармоничного сосуществования, повышение эффективности их деятельности и взаимодействия - такие задачи в основном могут быть решены только средствами права. Поиск таких средств и стал предметом этого монографического исследования.