Термины

Мировой и российский экологический рынок товаров и услуг. Экономическая политика России на рынке экологических товаров и услуг Соловьева София Взаимосвязь между развитием торговли и сохранением окружающей среды. Элементами экологических услуг являются

Важным звеном в обеспечении экологической безопасности является развитие экологического предпринимательства – деятельности по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение вреда здоровью и благосостоянию населения и окружающей природной среде.

Можно выделить два направления экологического предпринимательства:

а)деятельность по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной деятельности;

б) формирование рынка экологических товаров и услуг.

Первое направление включает деятельность по производству оборудования по улавливанию загрязняющих веществ из выбросов и сбросов предприятий, ресурсо- и энергосберегающего оборудования, техники для утилизации отходов производства и потребления, приборов и средств контроля компонентов природной среды, по экологической реабилитации нарушенных земель, по благоустройству окружающей среды.

Среди факторов, влияющих на уровень развития экологического предпринимательства, можно отметить форму собственности, наличие стимулирующих и административных регулирующих мер со стороны государства, влияние внешнего рынка, уровень экологической культуры и информированности менеджмента компаний.

Экологическое предпринимательство в развитых странах рассматривается как важная экономическая задача. В Канаде, например, более 3500 компаний выпускает оборудование для ООС, в странах ЕЭС существует более 30 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством, в США экологическое регулирование дало толчок к развитию новой и выгодной сферы хозяйственной деятельности. В объеме внешней торговли развитых стран доля экологического сектора доходит до 4% при темпах ежегодного роста продаж до 10%.

Экологическое предпринимательство в России реально начало формироваться в конце 80- х годов ХХ в. В связи общественными движениями зеленых и ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС. Однако в связи низким уровнем государственного регулирования природопользования, либерализацией экологических требований и как следствие, недостаточной мотивацией развития этой сферы деятельности, а также отсутствие законодательного ее регулирования, она не вышла из стадии становления. Так, из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15% включили реализацию экологических функций в уставные документы (в Германии аналогичный показатель равен 85%). Поэтому перед экономикой страны стоит задача по формированию экологически ориентированной ее отрасли, что позволит перейти к ресурсосберегающему и экологобезопасному типу общественного воспроизводства. Основными типами функций экологической отрасли могут быть:



работы по изучению и учету природно- ресурсного потенциала (в том числе их экономическая оценка), по созданию и эксплуатации систем экологического мониторинга, по изучению влияния хозяйственной деятельности на природную среду, в том числе экономической оценке ущерба от негативного воздействия антропогенной деятельности ит.п.

разработка экологических ограничений и регламентаций хозяйственной деятельности, определение ассимиляционного потенциала территорий, нормативов воздействий на окружающую среду (Лимитов, квот использования, нормативов ПДВ, ПДС и т.п.);

работы по реабилитации нарушенных земель, ландшафтов, по ресурсовосстановлению (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, утилизация отходов и.т.п.);

работы по производству техники защиты окружающей среды (производство водогазоочистного и пылеулавливающего оборудования, мусоросортировочных заводов, энгергоресурсосберегающего оборудования и.т.п.).

Другим направлением развития рынка экологических товаров и услуг является производство и поставка экологически безопасных товаров, в том числе продуктов питания. Экологически чистые продукты, полученные без применения химических удобрений, кормов, ядохимикатов находят сейчас все больше приверженцев как среди производителей, так и среди потребителей пищевой продукции. В мире отмечается тенденция увеличения «готовности платить» потребителей за чистые продукты питания. Так, по данным опросов 69% опрошенных в Бразилии, 60% в Иране и Испании, 59% во Франции 53% в России и ЮАР готовы платить больше за экологически чистые продукты.



Наличие спроса формирует готовность производителей производить требуемую продукцию.Так, число сельскохозяйственных предприятий Германии, работающих в соответствии с экологическими критериями, увеличилось с 1996 по 2004 г. В 2 раза. В последние годы на рынке продуктов Европы имеется более 3000 продуктов с маркировкой «Вio», т.е. произведенных по экологическим требованиям ЕЭС. По популярности этот экологический знак опережает любой другой, с момента его введения в2001 г. Его получают в среднем 20 продуктов в день. При этом правила его присвоения достаточно жесткие: растения не должны обрабатываться химикатами или быть генномодифицированными, а животные должны выращиваться только на естественных кормах.

В РФ меры по защите потребителей от некачественных продуктов приняты Правительством Москвы. В 2003 г. Здесь введена система добровольной экологической сертификации «Экологичные продукты». Для производства таких продуктов допускается использование сырья, выращенного без применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений.

4.9.2.Торговля правами на выбросы, формирование «банков выбросов»

Страной, где все большее распрост­ранение получает рыночный подход к охране окружающей среды, являются США.

Возможность включения природоохранной деятельности в рыночные экономические механизмы объясняется тем, что подсчет прибыли предприятия (разность между доходами и затратами) может дать неверные результаты, если не учиты­вать «внешние эффекты», т.е. социально-экономический ущерб природной среде или/и экономический ущерб другим пред­приятиям из-за увеличения ими издержек на очистку первич­ных ресурсов (воды, воздуха). Включение «внешних эффек­тов» в рыночный механизм, т.е. их «интернализация», позво­ляет преодолеть противоречие между общественными «выго­дами и затратами» и «доходами и затратами» конкретных предприятий-загрязнителей. Основной причиной такого про­тиворечия является загрязнение окружающей среды. Этот подход предполагает, что ущербы от загрязнения природной среды (если их правильно и точно подсчитать) должны полно­стью компенсироваться самими загрязнителями в виде плате­жей за выбросы и сбросы каждым источником загрязнения.

В течение последних двадцати лет в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в США) административные меры регулирования природоохранной деятельности в зна­чительной степени вытеснялись экономическими и рыноч­ными. Так оценка результативности государственных про­грамм охраны окружающей среды, реализованных в США, показала, что затраты на снижение концентраций окислов серы в атмосфере до требуемого уровня были бы в 2-3 раза ниже, если бы была введена плата за загрязнение, пропорци­ональная объемам выбросов, чем при использовании систе­мы расчета и назначения каждому предприятию уровней ПДВ по загрязняющим веществам.

Сочетание рыночного и нормативного подходов представ­лено в программе торговли выбросами БРА (ЕРА - Агентство по охране окружающей среды США). Эта программа введена Агентством по охране окружающей среды для смягчения воз­действия на экономику быстрорастущих расходов на достиже­ние принятых стандартов качества окружающей среды.

Суть программы торговли выбросами заключается в том, что предприятие, которое сокращает суммарный выброс неко­торого загрязняющего вещества ниже установленного уровня, имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют кредиты на выбросы). В дальнейшем такие предприятия мо­гут использовать свои кредиты на выбросы для собственной реконструкции, модернизации или расширения, а также про­дать их другому предприятию, нуждающемуся в таких креди­тах. Единственным условием такой продажи является нахож­дение этих предприятий в одном географическом районе. Считается, что такой подход позволяет:

Сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;

Сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбро­сов, где эти методы будут применяться;

Стимулировать инвестиции в более совершенное очист­ное оборудование и малоотходные производственные техно­логии.

Как уже отмечалось, основой программы являются кре­диты на выбросы, которые служат своеобразной валютой тор­говли излишками сокращения выбросов. Такие излишки могут быть созданы различными способами:

Установкой более эффективного очистного оборудования;

Переходом на малоотходные производственные технологии;

Реконструкцией или закрытием как предприятия в це­лом, так и отдельных производств.

Излишки сокращения выбросов могут стать кредитом на выбросы в том случае, если сокращение выбросов удовлетво­ряет следующим четырем требованиям:

Имеет не сезонный, периодический или временный характер, а носит постоянный характер;

Является добавочным к результатам фактического сни­жения выбросов согласно требуемому нормативному уровню;

Находится в рамках административно-правовой ответ­ственности местной или федеральной инспекции качества воздуха, иначе говоря, контролируется и предписывается эти­ми инспекциями;

Поддается количественному выражению или измерению.
Цена кредитов на выбросы определяется соотношением

спроса и предложения: чем меньше предложений на рынке кредитов на выбросы, тем больше они стоят, и наоборот. Другими факторами, которые определяют цену таких креди­тов, являются:

Издержки, связанные с созданием излишков сокраще­ния выбросов;

Возможные выгоды и риск сделки по кредитам для про­давца в данный момент;

Расходы, связанные с осуществлением самой сделки.
Спрос на кредиты для покупателя зависит от факторов:

Выгоды, связанной с возможными прибылями от строи­тельства или эксплуатации предприятия;

Стоимости осуществления сделки;

Риска, связанного с приобретением кредитов на выбросы.

Цены за кредиты будут подниматься до уровня, при кото­ром покупатели не захотят платить за излишки сокращения выбросов и предпочтут или не расширять производство или перенесут свое производство в более «дешевые» районы. Спрос в этом случае снизится, и цены стабилизируются.

Основу программы торговли выбросами составляют четы­ре экономических механизма:

Суммирование выбросов;

Компенсация выбросов;

Помещение кредитов на выбросы в «банки выбросов»;

Бабл-принцип.

Суммирование выбросов, или политика «облака»: поря­док, согласно которому кредиты на выбросы, которые полу­чены на предприятии, используются им самим. Эта полити­ка разрешает каждому природопользователю свободно рас­пределять выбросы между внутренними источниками на сво­их промышленных объектах таким образом, чтобы в целом они удовлетворяли всем стандартам выбросов. Причем природопользователь не имеет права наращивать выбросы одних видов загрязняющих веществ за счет дру­гих. Перераспределение выбросов должно осуществляться по каждому загрязняющему веществу отдельно. В резуль­тате не нужно следить за каждой «дымящейся трубой», а можно ограничиться заводом в целом, отдельные источни­ки которого как бы формируют «облако». Такой подход до­пускает маневр выбросами: природопользователь может отыскивать их оптимальное распределение, соответствую­щее минимальным издержкам контроля за загрязнением и очистки от загрязнения.

Экономический механизм компенсации выбросов заклю­чается в том, что строительство новых источников загрязне­ния и одновременное сдерживание загрязнений, например, воздушной среды в районах, где не выполняются федераль­ные стандарты качества воздуха, возможно только в том слу­чае, если дополнительный выброс загрязняющего вещества от этого источника будет компенсирован сокращением вы­бросов от других источников.

То есть данный механизм решает проблему экономическо­го роста в регионах, которые не удовлетворяют федеральным стандартам качества воздуха или воды. Новые хозяйствую­щие субъекты, расширяющие деятельность, связанную с рос­том выбросов, должны выкупить право на выбросы загрязня­ющих веществ (кредиты на выбросы) у других предприятий этого региона. Механизм компенсации предусматривает более чем 100% компенсацию с целью общего улучшения качества природных сред, например, воздушного бассейна. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут выбрасывать покупатели. Пропорции компенсации должны быть тем выше, чем больше расстояние между новым источником выбросов и источником их компенсации. Так, например, в некоторых районах США это соотношение дости­гает 1,1-1,5. Самостоятельные сделки должны заключаться по каждому виду загрязняющего вещества. Естественно, по­купатели станут подыскивать самые дешевые варианты, по- этому издержки на улучшение качества воздуха (воды) в реги­оне минимизируются, а тенденция общего улучшения каче­ства воздуха или воды в районе после каждой сделки по про­даже кредита на выброс усилится.

«Банк выбросов» образуется излишками сокращения вы­бросов. Этот «банк» организует дальнейшее их использова­ние или продажу.

Такие «банки выбросов» организуются при региональных органах охраны и контроля природной среды. Например, «банк выбросов» действует при управлении качеством возду­ха штата Южная Каролина. В этом банке хранятся кредиты на выбросы твердых частиц, СО, NOx, SOx, летучих органи­ческих соединений. Подобные банки могут организовывать­ся в межрегиональные банковские системы, объединяющие «банки выбросов» разных регионов. Этот подход облегчает потенциальным покупателям кредитов на выбросы поиск подходящих продавцов, значительно сокращает издержки на такой поиск.

Развитием компенсационного подхода стал бабл-принцип (принцип «пузыря»). Бабл-принцип - это альтернативная стратегия административному контролю выбросов. Этот прин­цип предполагает, что региональная производственная дея­тельность, отрицательно влияющая на воздушную среду, осу­ществляется в некотором гипотетическом «пузырьке» доста­точно больших размеров. Другими словами, два и более то­чечных источников загрязнения представляются помещен­ными как бы в одном объеме под единым сводом. Это позво­ляет снижать суммарный выброс данного загрязняющего ве­щества, а не его выбросы на каждом точечном источнике. Задача регулирования в этом случае состоит в наиболее ра­циональном распределении между загрязнителями воздуш­ной среды (ограниченных объемом «пузырька») возможно­стей выбросов различных видов загрязняющих веществ. Пред­приятия, получившие разрешение на применение бабл-прин-ципа, могут снижать выброс определенных загрязняющих веществ на тех его точечных источниках, где природоохранные мероприятия приносят максимальный результат, напри­мер, снижают объем выбросов на единицу затрат. Таким об­разом, предприятия имеют экономию средств при одновре­менном сохранении качества воздушной среды и сохранении или снижении существовавшего уровня суммарного выбро­са. В США разрешение на применение бабл-принципа выда­ет ЕРА на основе конкретных заявок. Окончательно полити­ка торговли выбросами, в том числе и применение бабл-прин­ципа, сформировалась и введена в США в декабре 1986 г. В результате анализа различных подходов к управлению при­родопользованием можно сделать следующие выводы:

Применение рыночных подходов в природоохранной де­ятельности позволяет решать одновременно несколько эко­логических проблем, ввиду их взаимозависимости;

Традиционные административно-правовые подходы име­ют право на существование, если они дают положительный эффект.

Так, при сравнении таких экономических методов, как плата за загрязнение в форме платежей или налогов и тор­говля правами на выбросы, предпочтение отдается последней.

Это объясняется тем, что в случае платы за загрязнение труд­но рассчитать величину налога и соответствующий этой вели­чине уровень снижения загрязнения. В случае торговли права­ми, на выброс сначала рассчитывают необходимый уровень сни­жения загрязнения и, исходя из его величины, выдают разре­шение на выброс. Таким образом, система торговли правами на выброс весьма гибкая система и может быть приспособлена к новым, более жестким природоохранным нормативам.

Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня охраны природной среды при тех же удельных издер­жках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу предприятий в отношении удобных им методов охраны при­родной среды. В результате предприятия будут стремиться принимать решения, связанные с меньшими издержками, применять новые технологии борьбы с загрязнением окру­жающей среды. Об экономической целесообразности изложенного подхода свидетельствуют подсчеты экспертов: только в химической промышленности США при сохранении общего объема выбро­сов, благодаря применению описанного механизма перерасп­ределения, расходы на поддержание стандартов качества воз­душной среды сократятся со 136 до 55 млн дол./год .

В целях упорядочения поступления платы за загрязнения может быть введено акцизирование загрязнений . При этом предприятие (до отчетного периода) подает в природо­охранные органы сведения о планируемом загрязнении и приобретает лицензию, позволяющую выбросить его в объе­мах, указанных в лицензии. Если фактические выбросы ока­жутся меньше запланированных, предприятие может полу­чить остатки денежных средств или продать право на остав­шееся загрязнение другому предприятию. В противном слу­чае предприятие штрафуется.

В настоящее время Конгресс США принял решение и Агентство по охране окружающей среды выставляет (начи­ная с 1995 г.) на аукцион акции-разрешения на выброс 1 т диоксида серы. Во исполнение данного решения ТЭС, явля­ющиеся основным источником загрязнения атмосферы ди­оксидом серы, должны будут ограничивать объем выбросов последнего до величины, соответствующей акции-разреше­нию. В противном случае они облагаются крупными штра­фами, в исключительных случаях предусматривается даже тюремное заключение для руководителей предприятий, на­рушивших закон .

Таким образом, регулируя количество акций-разреше­ний, ежегодно выставляемых на аукцион, государство мо­жет эффективно регулировать общую величину выбросов диоксида серы (и не только этого вещества) в окружаю­щую среду. В последнее время принято решение о ежегод­ном снижении на 2 млн тонн выбросов оксидов азота. Со­общается о возможности участия в покупке акций-разре­шений общественных экологических организаций, при этом покупка одной акции будет равносильна выведению из об- щего количества выбросов 1 тонны того или иного вредно­го вещества .

Аналогичный рынок акций-разрешений планируется со­здать и по другим видам характерных загрязняющих веществ. В частности, ООН позитивно рассмотрела вопрос о создании международного рынка загрязнений на выбросы хлорфторуг-леродов, приводящих, как известно, к разрушению озоново­го слоя Земли.

Таким образом, по своей сути рыночные методы управле­ния природоохранной деятельностью направлены на обеспе­чение рационального использования ассимиляционного по­тенциала природной среды. Вначале общество определяет допустимые масштабы воздействия на среду обитания, затем оно (в лице государственных органов) распределяет лицен­зии (разрешения) между заинтересованными предприятия­ми. В дальнейшем (в отличие от административной и эконо­мической системы регулирования) предприятиям дается пол­ная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Орга­ны управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличива­лось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: контроль за деятельностью экологических банков и бирж, закрепление прав собственности и создание организаций, обес­печивающих реализацию этих прав.

Большинством специалистов признается, что рыночные методы - весьма перспективное направление развития меха­низма управления природоохранной деятельностью. В то же время они не могут заменить другие методы полностью. Каж­дый из рассмотренных подходов к управлению природополь­зованием имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны, а следовательно, свою область применения, зависящую от экономического развития и традиций управления в стране.

Проблемы изъятия дохода от использования природно-ресурсного потенциала

В собственности государства находится практически весь природно - ресурсный потенциал страны - недра, лес, вода, биоресурсы и значительная часть земельных ресурсов, обеспечивающий формирование 75% реальных доходов частного и государственного секторов экономики страны. Однако в доход государства из этой величины поступает не более 17%. Прямые по­ступления в бюджет в виде платежей за природопользование, включая пла­тежи за загрязнение окружающей среды, составляют не более 4% доходов федерального бюджета. На этом же уровне остается величина поступлений средств от платежей за природопользование и в 2002 году (табл. 16).

Таблица 16

Поступления в федеральный бюджет от платежей за природопользование (прогноз на 2002 год) (млн. руб.)

Вид поступлений Федеральный бюджет Удельный вес поступлений в общем объеме федерального бюджета (%)
Доходы, всего 1830594,3
Платежи за пользование природ­ными ресурсами 480104,6 26,23
Минерально-сырьевые ресурсы Налог на добычу полезных иско­паемых Платежи за пользование недрами Отчисление на ВМСБ (переходя­щие платежи с 2001 г.) 177272,1 9,7
173126,6
2043,0
2102,5
Лесные ресурсы Доходы от использования лесно­го фонда
1950,0 0,1
Водные биоресурсы Плата за пользование водны­ми биологическими ресурсами, включая поступления от реали­зации квот на вылов (добычу) водных биоресурсов
7000,0 0,38
Земельные ресурсы Земельный налог Арендная плата за землю
4830,4 0,26
4393,4 0,24
Плата за загрязнение природной среды 1613,2 0,09
Акциз на природный газ 134153,5 7,3
Акциз на нефть и стабильный га­зовый конденсат (переходящие пла­тежи с 2001 г.) 1580,0 0,08
Средства от вывозных таможен­ных пошлин 147312,) 8,05
Косвенные налоги
Налог на прибыль (прогноз) 109000,0
Налог на добавленную стоимость (прогноз) 57000,0

Оставшаяся часть присваивается частным сектором, обеспечивая норму прибыли по некоторым отраслям до 500% (экспорт нефти и пиломатериалов) при средней рентабельности основных фондов в 5%.

Значительные резервы имеются в части получения дополнительных до­ходов от "обобществления" природно - ресурсной ренты, и в части более эф­фективного использования основного капитала в государственной собствен­ности.

Важно оценить резервы рентного дохода или величины нераспределенной (чистой), народнохозяйственной прибыли, которая образуется в экономике сверх затрат основных факторов производства - труда, капитала и нормальной предпринимательской прибыли. По своему экономическому содержанию чистая народнохозяйственная прибыль представляет собой сверхдоход, получаемый экономикой за счет использования природно-сырьевой ренты.

Суммарная величина нераспределенной прибыли по оценкам составила в 1999 г. 80 млрд. долл. США, а на долю рентной составляющей приходилось около 60 млрд. долл., или 75% от общей ее величины. Рентные платежи, учитываемые в бюджете 1999 г. составили 297 млрд. рублей, или 14 млрд. долл. Следовательно, недополученный рентный доход составил в том же году 46 млрд. долл. (60 минус 14).

Приведенная величина основного капитала, закрепленная за государственным сектором в 1999 г. составила 2,7 триллиона рублей (следует рассматривать в качестве минимальной, так как не все элементы основного капитала были учтены в наших расчетах из-за неполноты имеющейся статистической информации). Средняя рентабельность основных фондов в 1999 г. составляла 5%. Отсюда минимальная величина дохода от государственных активов составила 161 млрд. рублей. В том же году фактическое поступление доходов от госсобственности составило 24,1 млрд. рублей, т. е. было в 6 раз ниже. Государство недополучило примерно 137 млрд. рублей, или 6,4 млрд. долл. США доходов от своей собственности.

Суммарная величина недополученного бюджетом дохода (за счет ренты и госсобственности) составила 52,4 млрд. долл. (46+6,4) или почти 93% к доходам консолидированного бюджета страны (см. табл.17). Таким образом в бюджете мы учитываем не более 52% от общего объема доходов, которыми реально располагает страна, 48% полученных доходов являются неучтенными.

3.3 Пути развития экологического рынка

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

Экономическая эффективность экологических инвестиций:

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры. В частности, более чем десятилетний опыт природоохранной деятельности ОАО «Запорожсталь» демонстрирует ее достаточно высокую эффективность. Благодаря пуску аспирационной установки реконструированной доменной печи № 3, которая позволяет улавливать железосодержащую пыль, поступающую затем снова в производство, удалось получить ощутимый результат. 25-летний опыт использования почвозащитной системы земледелия и производства экологически чистой продукции в хозяйстве «Обрий» Шишацкого района Полтавской области убедительно свидетельствует об экономической выгодности инвестирования в такие проекты: показатель инновационной привлекательности - соотношение чистой прибыли к сумме инвестиций - составляет 1,3, инвестиции окупаются за три-четыре года. Опыт СП «Роква» по сбору вторичного сырья показывает: шиковать в этой сфере деятельности не приходится, но постепенно развиваться можно, обеспечивая новые рабочие места и регулярную зарплату рабочим.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл.,) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

Специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

Стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

Содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

Издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

Создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

Создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основываясь на результаты научного исследования, можно сделать следующие выводы:

    Услуга - это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.

    Основные виды экологических услуг: экологическое страхование, экологический аудит, экологический менеджмент.

    В отличие от традиционной, экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях, и наоборот.

    Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности.

    В Вологодской области рынком экологических услуг в основном предоставлялись следующие услуги:

    • Экологический контроль за судоходством;

      Использование и переработка отходов производства и потребления;

      Размещение твердых бытовых отходов;

      Охрана недр;

      Экологический мониторинг;

      Оформление прав водопользования;

      Оценка качество подземных вод.

    Говорят о механизмах реализации экологиче­ской политики, выделяют три подхода:

    прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контро­лируй») - нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

    экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

    смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

Сформулированные выводы позволяют обосновать следующие предложения:

    Постоянный контроль рынка экологических услуг;

    Контролировать экологический рынок как основу, комплексно контролируя основные показатели деятельности;

    Управляя рынком использовать существующие и искать новые пути повышения его деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с.

    Ананишнов В.В. Экономика природопользования и охраны природной среды: учеб. пособие / СПбГУТ. СПб, 1994.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучше­нии экологической обстановки.//Российский экономический жур­нал. М., № 7, стр. 55-69.

    Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с.

    Большаков В.Н.Экология. М.:Интернет инжиниринг, 2000.-330с

    Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. О некоторых вопросах моделирования экономических процессов с учетом экологических проблем.//Вестник МГУ, сер. 6. М.„ 1994 №3

    Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.

    Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998.

    Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. СПб: Специальная литература, 1995.

    Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.

    Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с

    Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.Гриф МО РФ

    Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

    Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

    Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990

    Указ президента РФ от 04.02.94 г. №230 « о государственной стратегии РФ по охране окрущающей среды и обеспечению развития», М. : Российская газета.

    Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002

    Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств,//ж-л «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

    Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

    Туристических услуг и его территориальная организацияКурсовая работа >> Физкультура и спорт

    Туроператоров: массового рынка , специализированного сегмента рынка , внутреннего рынка и внешнего рынка . Туроператоры массового рынка – наиболее... учебный, экологический , этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и...

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Курбатов Алексей Васильевич, аспирант, *****@***ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями экологических услуг и формированием рынка этих услуг, предложены рекомендации по совершенствованию финансирования работ по оказанию экологических услуг и введению экологического страхования.

Ключевые слова: экологические услуги, рынок экологических услуг, экологическая эффективность.

The article considers a scope of issues connected with specifics of environmental services and formation of environmental services market. The author offers recommendations for improving the financing environmental services and introducing environmental insurance.

Keywords: environmental services, environmental services market, environmental efficiency

В настоящее время главной целью общественного прогресса признано обеспечение высокого качества жизни населения, которое предполагает как удовлетворение экономических и социальных потребностей, так и экологически благоприятную среду обитания. Достижение поставленной цели возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей прогресс не только в экономической, но и в социальной и экологической сферах.

Понятие «устойчивое развитие» широко используется в мировой научной и популярной литературе, а также в общественной практике. Наиболее распространенным является определение, предложенное на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Устойчивое развитие − это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений» .


Во многих странах уже приняты как общегосударственные, так и региональные концепции устойчивого развития, которые включают в себя проблемы экологического, экономического и социального характера. Россия не осталась в стороне от мировых тенденций, и в 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой изложены основные этапы перехода России к модели устойчивого развития как на ближайший, так и на перспективный период − до середины XXI в. В настоящее время концепция устойчивого развития находится в стадии теоретического обоснования и поиска путей практической реализации ее основных принципов.

Концепция устойчивого развития является теоретической основой формирования экологических потребностей населения и предприятий. Эта концепция дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы, а также обосновывает необходимость развития рынка экологических услуг как на региональном, так и на национальном уровнях.

Одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития является поддержка и развитие экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей среде и здоровью населения.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности , тем самым способствуя решению экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.

Важной частью экологического предпринимательства является оказание экологических услуг, сущность которых состоит в удовлетворении экологических потребностей населения и предприятий.

Особенностями экологических услуг, по нашему мнению, являются:

Общественно значимый характер процесса предоставления услуги, так как экологические услуги способствуют улучшению качества окружающей среды;

Содержание экологических услуг и их ассортимент, зависящие от степени жёсткости экологического законодательства (это обстоятельство определяет спрос и предложение на экологические услуги: так, в странах ЕС и США, отличающихся системным экологическим законодательством, ассортимент экологических услуг весьма широк; в Европе свыше 10 тыс. фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований ; в России услуги экологического нормирования стали активно развиваться после введения платы за загрязнение окружающей среды);

Характер экологических услуг, определяемый уровнем экологических потребностей, состоянием экологической культуры и экологического образования (экологическое просветительство как рядовых потребителей, так и производителей товаров и услуг способствует тому, что потребители предъявляют спрос на экологические услуги, а предприятие, предоставляющее такие услуги, создаёт себе благоприятный в глазах общества имидж);

Значительная возможность воздействия на процессы производства и потребления экологической услуги со стороны государства и общественных организаций.


В настоящее время ещё не существует признанной классификации экологических услуг. Как нам представляется, экологические услуги могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: по степени материальности; по потребителям; по уровню использования достижений научно-технического процесса и т. п.

Необходимость формирования рынка экологических услуг как одного из действенных механизмов обеспечения устойчивого развития была отмечена в декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств.

Рынок экологических услуг предлагается понимать как своего рода организационно-экономический механизм, обеспечивающий согласование интересов производителей и потребителей, предпринимательских кругов и общества, отдельных государств в структуре мирового сообщества по поводу использования общественных благ и ресурсов совместного потребления.

Исследование рынка экологических услуг целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как спрос и предложение на экологические услуги зависят от особенностей региональных социальных и экономических процессов, экологических условий и природно-ресурсного потенциала региона.

Доля рынка, занимаемая конкретным хозяйствующим субъектом, определяется как отношение объема оказанных услуг рассматриваемого хозяйствующего субъекта к объему рынка. Значение долей рынка, служащих ориентирами при квалификации положения субъекта хозяйствования как доминирующего, и критерии, позволяющие квалифицировать его как доминирующего, определяются для каждого из рассматриваемых сегментов рынка экспертным путем.

Субъектами рынка экологических услуг должны быть предприятия и организации, предоставляющие следующие услуги:

Оценка природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (экологический мониторинг, разработка экологических регламентов);

Разработка технологий, способствующих экологическому оздоровлению окружающей среды;

Помощь, предоставляемая хозяйствующим субъектам (экологическая инвентаризация, экологическое нормирование, экологическое консультирование, экологический аудит);

Воспроизводство природной среды (рекультивирование земель, очистка загрязненных почв, водоемов , переработка и захоронение отходов, рециклинг, озеленение территории);

Ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии;

Экологическое информирование;

Экологическое образование и формирование экологической культуры;

Экологическая экспертиза объектов (территории, жилых и производственных помещений, продукции);

Страхование экологических рисков.

Рассмотрение региона как социально-эколого-экономической системы предполагает применение системного подхода, т. е. учёт ряда компонентов региональной системы: административного (особенности регионального управления), территориального (особенности природно-ресурсного потенциала), социального (особенности населения и расселения), экономического (особенности региональной экономики). От совокупности этих характеристик зависит структура и интенсивность спроса на экологические услуги.

Спрос на экологические услуги формируется на основе осознаваемых экологических потребностей населения и организаций. На этот спрос оказывает существенное влияние экологическое образование и просвещение, экологическая культура, развитие экологического законодательства. В связи с этим назревает необходимость в разработке мероприятий по формированию системного экологического образования, экологической культуры, а также в совершенствовании экологического законодательства.

Одним из практически осуществимых направлений становления экологической культуры является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т. е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании .

Для того чтобы экономическая и технологическая деятельность была экологически ориентированной, необходим определенный уровень экологической культуры и профессиональной подготовки, важнейшим элементом которых является осознание экологической важности и экономической эффективности чистых технологий. Сегодня просветительство и экологическое образование охватывает, в основном, население, среднюю и высшую школу . Однако экологическая грамотность не менее важна для руководителей предприятий, представителей властных структур, т. е. лиц принимающих решения по вопросам экономического и технологического развития на уровне города и микроуровне.

С этой целью необходимо разработать программу по экологическому образованию для менеджеров, включающую постоянно действующие семинары с активными методами обучения, деловыми играми по проблемам экологического менеджмента, устойчивого развития, передового отечественного и зарубежного опыта и т. д. и учитывающую интересы и потребности представителей бизнеса в этой области; привлечь к работе семинара на конкурсной основе образовательные государственные и некоммерческие организации , обладающие соответствующим потенциалом.

В настоящее время в ряде регионов действуют различные организации, оказывающие экологические услуги в научно-образовательной, коммунально-бытовой и производственной сферах. Анализ их деятельности необходим с целью выявления проблем и перспектив развития рынка экологических услуг.

По оценкам ряда специалистов, в источнике возникновения («начало трубы») можно предотвратить до 70 % отходов и выбросов промышленного производства за счет использования технически обоснованных и экологически выгодных технологий. В России эта задача перехода к политике «предупреждения» не может быть решена только на уровне хозяйствующих субъектов и только рыночными методами. Здесь необходимо активное взаимодействие власти и бизнеса в реализации экологической политики «предупреждения загрязнений» .

Решение проблемы видится в перераспределении финансовых потоков, путём выделения части средств регионального бюджета на поддержку организаций, разрабатывающих проекты по экологизации производства, обеспечивающие снижение отходов и выбросов непосредственно в технологическом процессе.

Другое важное направление – развитие рециклинга, поскольку одна из центральных проблем современной экономики – это отходы производства и потребления. Рециклинг важен не только как средство сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды, но и как способ сокращения потребности в первичных ресурсах, т. к. часть из них возвращается в хозяйственный оборот после соответствующей переработки. Целесообразно создать систему финансовой поддержки разработки проектов рециклинга на конкурсной основе.

Потребители и общественные организации региона должны вовлекаться в формирование экологических альтернатив регионального развития , в частности, путем формирования перечня экологически ориентированных организаций, участия в системе экологического образования и просвещения.

Важная роль общественных организаций – это контроль за соблюдением экологического законодательства.

Учитывая тот факт, что в результате реализации опасности нанесенный ущерб складывается из социальных, материальных и экологических потерь, наибольший интерес при расчетах представляет математическая модель интегрированного риска потенциально опасного объекта (ПОО) как комплексного показателя его безопасности, выраженного в едином стоимостном эквиваленте и объединяющего в себе ожидаемые ущербы социальных, экологических и материальных потерь .

В сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:

5) страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.

Таким образом, несмотря на значительное число научных публикаций по рассмотренным в статье проблемам, существует ещё большое число аспектов, требующих своего решения. Так, необходимо чётко определить роль и место рынка экологических услуг в экономике региона, совершенствовать формы и методы государственного регулирования рынка экологических услуг, обеспечить участие потребителей и общественных организаций в регулировании этого рынка.

Литература

1. Данилов-, Рейф вызов и устойчивое развитие. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989.

3. Экология и экономика. М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Мировая экономика. М.: АСТ, 2003.

5. Шимова экологии и экономика природопользования. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2010.




Экологические товары А. Снижение загрязнения окружающей среды Охрана воздушного бассейна Охрана водного бассейна Обращение твердых отходов Восстановление и очистка загрязненных объектов Защита от шумового загрязнения и вибрации Экологический мониторинг, анализ, оценка В. Чистые технологии и продукты Малоотходные / ресурсосберегающие технологии и процессы Малоотходная / ресурсосберегающая продукция С. Использование природных ресурсов Контроль качества воздуха в помещениях Водоснабжение Повторное использование материалов Возобновимая энергия Энергосбережение Устойчивое сельское хозяйство и рыбное хозяйство Устойчивое лесное хозяйство Управление рисками природных катастроф Эко - туризм


Экологически благоприятные товары Цель - расширение экспорта развивающихся стран, баланс интересов Отсутствует общесогласованное определение ЭБТ не древесная продукция лесного хозяйств продукция традиционных промыслов продукция из натуральных материалов (джут, натуральный каучук) органические продукты сельского хозяйства Нетарифные барьеры в торговле традиционными промыслами регистрация, сертификатов безопасности эко - маркировка Задача национальных государств обеспечить своим производителям доступность сертификации, согласованной с международными требованиями. Биотопливо - экологический товар Предложение Бразилии




Экопром Производство газоочистного оборудования в 1985 г. в % Минхиммаш 56,7 Минцветмет 13,1 Минстройматериалов 12,5 Минэнерго 8,8 Министерство легкого и пищевого машиностроения 4,6 МВД 4 Министерство угольного машиностроения 0,25 Всего 100% 62,4 млн. руб. (в ценах 1985 г.) Защита отечественного экопрома в переходном периоде Либерализация торговли прочими видами очистной техники и малоотходными технологиями


Экологические услуги Управление водными ресурсами Управление отходами Услуги по инженерным работам, управлению проектами Экологическое консультирование, обучение, тестирование, эко - дизайн, оценка риска Восстановление загрязненной среды, рекультивация, деятельность по предотвращению загрязнения Разумное открытие рынка экологических услуг приводит к более высоким стандартам экологическим и санитарным, увеличению инвестирования, технологическим трансфертам


Управление водными ресурсами Водоснабжение - политически и социально значимая сфера деятельности Частный сектор обеспечивает в настоящее время 5% населения мира водой Водообеспечение - естественная монополия При передаче этих услуг, частичной или полной, в частный сектор последний функционирует в условиях монополии: рост цен, неустойчивое использование водных ресурсов, утрата общественного контроля, преобладание интересов извлечения прибыли, социальная напряженность Услуги исключаются из сферы действия ГАТС при обеспечении водой муниципальными органами власти
Управление отходами Промышленные отходы и бытовые отходы Расширение рынка по обращению промышленных отходов целесообразно Методы утилизации ТБО - технологическая сложность и высокая себестоимость В России и в Москве объемы переработки -3%. Отсутствие финансовых средств и отечественного технологического оборудования. Процесс формирования сферы услуг по обращению бытовых отходов должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг, с одной стороны, и платежеспособным спросом населения, с другой стороны. Требуется детальная проработка политики открытия рынка услуг по обращению бытовых отходов, согласованная с этапами реформы ЖКХ.

Аннотация

С.Н. Новоселов

В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.
Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство.

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.
Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.
Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.
Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения .
Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.
К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности .
В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции .
Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.
Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития- зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк»; функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи .
К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.
Существует связь и между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше и качество окружающей среды. В этой связи возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании .
При осуществлении выбора товаров и услуг необходимо руководствоваться следующим принципом: экологически более чистый продукт должен быть доступен в том месте, где кто-либо обычно делает покупки, а цена на экологически чистый продукт может быть даже выше, чем на более загрязненный .
В этой связи введение маркировки товаров экоэтикеткой должно поощрять промышленность разрабатывать и производить продукцию, которая имеет пониженное вредное воздействие на окружающую среду. Растущая популярность экологической маркировки свидетельствует о повышении спроса на экологически чистую и безопасную для здоровья продукцию. Экомаркировка существует по тому или иному критерию: степени годности к вторичной переработке, способности к саморазложению. В целом доля товаров с экомаркировкой на рынке редко превышает 20% .
Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования .
Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.
Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.
В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов .
К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:

  1. экологическое страхование;
  2. экологический аудит;
  3. экологический менеджмент.

При этом, разумеется, только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.
Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.
Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.
В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.
Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:
- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;
- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;
- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;
- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;
- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;
- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.
При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:
- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,
- эффективное распределение ограниченных ресурсов,
- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,
-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.
Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:
- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;
- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;
- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.
Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:
- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;
- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.
Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.
Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:
- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;
- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;
- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;
- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;
- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;
- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;
- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.
Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.
По оценкам немецких специалистов, в ближайшее десятилетие рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники. Они выделяют такие направления экотехники, как очистка коммунальных стоков, санирование старых свалок и промышленных объектов, очистка газов промышленных предприятий и тепловых электростанций, подготовка питьевой воды, а также рынок вторичных ресурсов и рекреационных услуг .
Развитие и функционирование рыночной системы требует наличия соответствующей рынку инфраструктуры, включающей коммерческие банки, подразделяемые на инвестиционные, ипотечные, отраслевые, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, учебно-научно- консалтинговые центры, общественные объединения, союзы, ассоциации и посреднические многопрофильные фирмы.
Повышение темпов экономического развития, интенсификации, мобильности и маневренных возможностей всего хозяйства страны напрямую зависит от высокоразвитой, оптимально сформированной и технически оснащенной инфраструктуры. Следовательно, на государство, учитывающего современный уровень формирования и развития рынка экологических услуг, возложена обязанность по инфраструктурному обеспечению этого рынка.
Фирмы, оказывающие экологические услуги, в рамках развития рыночной инфраструктуры призваны играть роль системного интегратора интересов различных секторов экономики: реального, финансового, государственного.
Функционирование всех участников рынка экологических услуг возможно только на основе соблюдения баланса их экологических интересов, что и должно рассматриваться как основной принцип его развития.

Литература:

    1.Лукьянчиков, H.H. Экономика и организация природопользования [Текст]/ Н.Н.Лукьянчиков, И.Потравный.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002.- 454 с.
    2.О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г.//Российская газета.- 1994, 9 февр.- С.1.
    3.Перелет, Р. Международные аспекты в формировании экологического предпринимательства и переход к устойчивому развитию [Текст]/ Р.Перелет//Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития).- М., 1995.- С. 152-166.
    4.Тихомиров, Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы [Текст]/ Н.П.Тихомиров.- М.: Экология, 1992. - 239 с.
    5.Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
    6.Серов, Г.П. Экологический аудит [Текст]/ Г.П.Серов.- М.: Экзамен, 1999.-448 с.
    7.Арент, К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства [Текст]/ К.П.Арент.- М.: Московский Государственный Университет природопользования, 2001.- 176с.