Авто

Приостановление операций по счёту. Как быть, если налоговой инспекцией приостановлены операции по вашему расчетному счету? Прекращение операций, как способ для обеспечения уплаты налогов

Блокировка счета – так «в миру» принято называть приостановление операций по счету налогоплательщика. Это широко практикуемый налоговиками способ обеспечения выполнения обязательств, который применяется к компаниям и ИП.

Блокировка банковского счета – это весьма неприятное событие, поскольку вся деятельность организации, которой «заморозили» счета, становится практически парализованной: невозможно осуществлять никакие расходные операции, то есть рассчитываться с партнерами, а все это может стать причиной немалых убытков.

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией означает, что юридическое лицо или предприниматель не смогут проводить по нему расходные операции: со счета нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. Более того, если налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счетам, то банк не вправе открыть этой компании не только новые счета, но и вклады либо депозиты. Причем не только тот банк, где обслуживается клиент, но и любой другой.

«Заблокировали счет ООО – что делать?» – как показывает наша практика, с таким вопросом в своей работе сталкивалась практически каждая компания. Причины блокировки счета и методику отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика рассмотрим в этой статье.

Причины блокировки счета

Основания для блокировки счета налоговой инспекцией перечислены в статье 76 Налогового кодекса РФ.

Блокировка за неуплату налогов

Если компания не исполнила требование инспекции об уплате налогов, пеней, штрафов в течение 8 рабочих дней после его получения, выносится решение о приостановлении операций. Причем не раньше, чем вынесено решение о взыскании. При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам .

Средства на счетах, которые превышают сумму задолженности, компания вправе использовать по своему усмотрению.

Блокировка за несдачу налоговых деклараций

Решение о приостановлении операций из-за несвоевременной подачи налоговой декларации может быть принято не раньше, чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет.

При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет, т.е. ИФНС вправе заблокировать все деньги на счетах , и компания не сможет осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем.

Блокировка за несоблюдение правил электронного документооборота

Если организации и ИП, которые должны сдавать отчетность в электронном виде (например, организации, являющиеся плательщиками НДС, обязаны сдавать декларацию по данному налогу в электронном виде), в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечили электронный документооборот с ИФНС, то налоговая имеет право заблокировать расчетный счет.

Блокировка за не подтверждение приема документов от налоговой в электронном виде

Организации и ИП должны подтверждать прием трех видов электронных документов, направленных ИФНС: требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов происходит путем отправки в ИФНС электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию необходимо в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Если в отведенный срок юрлицо или предприниматель не подтвердит прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет.

Блокировка за несдачу 6-НДФЛ

Если налоговый агент не представил в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного им НДФЛ по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока его сдачи, то ИФНС также вправе заблокировать расчетный счет.

Помимо оснований, перечисленных в статье 76 НК РФ, блокировка счета также возможна, если ИФНС располагает сведениями о том, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка по результатам выездной проверки (как обеспечительная мера к противодействию сокрытия имущества)

Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия. После этого инспекция может заблокировать деньги на счетах в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества.

Блокировка за несдачу расчета по страховым взносам

С 30 августа 2018 года вступил в силу закон о блокировке счетов от 29.07.2018 № 232-ФЗ , благодаря которому у налоговиков появилось новое основание для приостановления операций по расчетному счету. Теперь счета будут блокировать за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам, если налоговая его не получит в течение 10 дней после окончания срока подачи расчета.

Ограничения для блокировки

Несмотря на то, что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Дело в том, что блокировка счета не распространяется на :

  1. Платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Это значит, что даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов и взносов в фонды, а банк обязан эти поручения исполнить.
  2. Платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Согласно ГК РФ, платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:
  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.

Таким образом, взыскание налогов по требованию ИФНС относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно, даже если действует приостановление по счету.

Как блокируют счет

Блокировка счета в банке действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций по счетам и до момента его отмены. Такое решение принимает руководитель или заместитель руководителя ИФНС, а форма решения о приостановлении операций на счетах утверждена приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме, а его копия вручается представителю компании под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им копии решения, в срок не позднее дня, следующего за днем его принятия.

Блокировка расчетного счета банком означает прекращение расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.

ИФНС может вынести несколько таких решений, и тогда банк заблокирует счет на общую сумму, указанную в них.

Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении (пересчет – по курсу Центробанка РФ на дату начала действия приостановления операций по валютному счету).

Банк, получив из налоговой инспекции решение о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если ИФНС блокирует счет неправомерно. Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования ИФНС о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий), подтверждающих факт взыскания задолженности.

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, формы 6-НДФЛ, а также Расчета по страховым взносам, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым решением в срок не позднее одного дня после представления декларации (расчета).

При блокировке за нарушение правил электронного документооборота с инспекцией решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию.

Если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки, решение об отмене блокировки принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на блокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении о блокировке, компания вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление можно составить в свободной форме, главное – указать в нем номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности и номера счетов, которые следует разблокировать. К заявлению надо приложить справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

Решение о разблокировке расчетного счета, так же, как и о его блокировке, отправляется налоговой инспекцией в банк в электронной форме в срок не позднее, чем на следующий день после принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета налоговой инспекцией: как об этом узнать?

Проверить блокировку расчетного счета своей компании или контрагента можно при помощи специального сервиса «Запрос о действующих решениях о приостановлении» на сайте ФНС России nalog.ru. Для проверки достаточно ввести только ИНН и БИК банка. Подать такой запрос может любой желающий. В ответном электронном письме будет содержаться дата блокировки; период и сумма задолженности; ссылка на требование о взыскании или блокировке счета.

Незаконное приостановление операций по счетам в банке

Несмотря на то, что в НК РФ четко названы случаи, когда блокируется счет, зачастую налоговики выносят решение о приостановлении операций по иным основаниям. Рассмотрим самые распространенные случаи незаконной блокировки (они остаются актуальными и в 2019 году):

  • Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности. Расчетный счет может быть заблокирован только в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации. Если организация опоздала с бухгалтерской отчетностью, оснований для приостановления операций не возникает. Об этом сказано в письме Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590.
  • Несвоевременная сдача налоговой отчетности по итогам отчетного периода (расчета авансового платежа). Такой благоприятный вывод впервые сделала ФНС России в письме от 11.12.14 № ЕД-4-15/25663, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
  • Ошибка в налоговой отчетности либо указание неверных реквизитов при перечислении платежей в бюджет – если такая неточность не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неверный КПП) и не повлекла неперечисление суммы налога в бюджет (например, неверные ОКТМО или КБК).
  • Неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора ТКС (т.к. датой представления отчетности является дата ее отправки). См., например, постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10).
  • Связь с «однодневками». Блокировка на основании подозрения инспекции о том, что компания работает с «однодневкой». Решение ИФНС о блокировке счета на основании своего подозрения, что налогоплательщик работает с компаниями-однодневками, – не предусмотрена НК РФ, и суды в таких спорах встают на сторону компаний (см., например, постановление ФАС МО от 09.11.2009 № А40-88727/08-87-440).

Если инспекция вынесла решение о приостановке операций по счетам неправомерно, его можно оспорить в вышестоящем налоговом органе или суде и наказать инспекцию за весь период незаконной блокировки. Что для этого делать – читайте ниже.

Как наказать ИФНС за незаконную блокировку

Незаконную блокировку счета можно обжаловать. Проще всего попробовать решить вопрос на уровне своей инспекции, обратившись с жалобой к руководителю ИФНС или его заместителям. Если это не поможет, то можно подать жалобу в УФНС своего региона, а затем и в суд.

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.

Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом.

Сумма процентов, причитающихся организации, рассчитывается по формуле:

Проценты = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней незаконной блокировки × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) / Количество календарных дней в году

Арбитражная практика по блокировке счетов

ФНС в последнее время очень строго следит за тем, чтобы инспекции поумерили свой пыл в вопросах блокировки (т.к. в случае незаконной блокировки страдает бюджет). Между тем до сих пор встречаются достаточно интересные споры, связанные с блокировкой.

Подписание декларации неуполномоченным лицом . Инспекция опрашивала руководителя компания - однодневки, который говорил, что не подписывал декларации фирмы. Отсюда ИФНС сделала вывод: декларации подписаны неуполномоченным лицом, то есть не подписаны, то есть не сданы. И на основании п. 3 ст. 76 НК РФ заблокировала счет. Суд решения инспекции отменил, поскольку руководитель внесен в ЕГРЮЛ, опрошенный не указал конкретную декларацию, компания признает отчетность и т. п. (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.03.14 № Ф09-1036/14).

Блокировка за несдачу несуществующей декларации . ИФНС может потребовать стандартные декларации (НДС, прибыль) от налогоплательщика, работающего только на ЕНВД, или декларацию по налогу на имущество от того, у кого нет облагаемых активов. Если декларация не сдана, то инспекция блокирует счет, но проигрывает суд. Хотите узнать подробности дела – изучите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.13 № А17-2944/2012.

Блокировка при наличии имущества . Если налогоплательщик предоставляет гарантии уплаты налогов или имеет имущество, нужное для погашения, инспекция блокировать счет не вправе. Типовой пример: инспекция блокирует счет, хотя налоговый долг меньше общей стоимости имущества, которое может быть направлено на уплату налогов – суд на стороне компании (см. постановление ФАС Московского округа от 04.05.12 № А40-102291/11-20-428).

Бюрократические ошибки ИФНС . Случается, что инспекторы блокируют счет, хотя не отправили требования об уплате налогов, то есть пропустили один из этапов взыскания. Суд признает такую блокировку незаконной. Пример – постановление АС Уральского округа от 28.01.15 № Ф09-9313/14.

Заказать услугу

Приостановление операций по счету - прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

- в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

- в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации .

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей , являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

- платежей , очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

- операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика . Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ (СОБАКА, БЛЕАТЬ, КРЕАТИВЩЕКИ, ЙОПТ )


При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

- для решения, направленного в банк заказным письмом , - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка , - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета . Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки , понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Банк не вправе, получив решение, открывать соответствующему клиенту другой счет . Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету.

Под "счетами" понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ.

В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чём заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счёту - это особый порядок совершения расходных операций.

Все расходные операции по счёту запрещаются, кроме прямо разрешённых статьёй 76 НК РФ.

Зачисление средств на счёт происходит в обычном порядке.

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
  • по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).
Четвёртая очередь - иные исполнительные документы.

Пятая очередь - иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.

Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счёту, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчётов по оплате труда и налогам, страховым взносам.

Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?

В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?

Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.

Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.

То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» - это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.

Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, - это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).

Может ли организация открыть счёт в другом банке, если её счёт в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России № ММВ-7-8/117 от 20 марта 2015 года.

Согласно приказу, информирование осуществляется путём обращения банка:

  • к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
  • к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В них содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ.

Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?

Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.

В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.

Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.

Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.

Ко второй группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчётности.

К третьей группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.

Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.

К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации.

Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчётного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определённый документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчётного периода приостановление операций применяться не должно.

Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьёй 80 НК РФ.

Подобное разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчёта авансового платежа, представляемого по итогам отчётного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.

В связи с тем, что декларации по итогам отчётного периода не входят в перечень документов, приведённый в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда № 305-КГ16-16245 от 27 марта 2017 года.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчётности?

Отчётность налогоплательщика и налогового агента статьёй 80 НК РФ разграничивается.

При этом в главах части второй НК РФ форма отчётности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчёт, но и декларация, сведения и т.д.

Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года).

Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации.

Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких ещё форм отчётности влечёт в качестве последствия приостановление операций?

Расчёта сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчёт налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) - не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчёт по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчёт сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.

Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчёта по страховым взносам?

Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом № 232-ФЗ от 29 июля 2018 года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчёты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным) периодом.

Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчёт считается непредставленным.

О факте непредставления не позднее дня, следующего за днём получения расчёта в электронной форме (десять дней, следующих за днём получения расчёта на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.

За непредставление каких расчётов будут приостанавливаться операции по счетам?

Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчётов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.

Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчёта с нулевыми показателями.

По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчёт по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС № БС-4-11/13691@ от 16 июля 2018 года).

Вместе с тем, с учётом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчёта по итогам расчётного периода (календарного года).

Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС № ММВ-7-8/179@ от 13 февраля 2017 года.

В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причём новый формат решения требует согласования с Центральным банком.

В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчётов по форме 6-НДФЛ и расчётов по страховым взносам?

В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчёта по страховым взносам.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более, чем три года после возникновения оснований для его принятия.

Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/7460-07 от 8 августа 2007 года).

Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчёта), а спустя какое-то продолжительное время.

Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приёме следующих документов:

  • требования о представлении документов,
  • требования о представлении пояснений,
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.

Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом.

Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что ещё относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?

С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечёт приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учёта этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

В каком объёме средства на счёте могут быть заморожены?

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

В таком же объеме могут быть приостановлены операции:

  • с 2015 года - за непередачу налогоплательщиком квитанции о приёме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган,
  • с 2016 года - за непредставление налоговым агентом формы 6- НДФЛ,
  • с 1 июля 2016 года - за необеспечение обязанности по получению документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме,
  • с 31 августа 2018 года - за непредставление расчёта по страховым взносам.
В иных случаях приостановление операций ограничено суммой взыскиваемых средств.

Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31156/2013 от 7 октября 2013 года).

Налогоплательщик вправе оспаривать расчёт суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-14131/2014 от 8 декабря 2014 года).

Какие ещё защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счёту применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС № 10765/12 от 25 декабря 2012 года).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.

Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило своё действие, то это не влечёт отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12

Проверка приостановления по счетам ФНС

В настоящее время все больше финансовых операций между партнерами по бизнесу осуществляется безналичным расчетом путем перевода денежных средств на банковские счета.

Такие операции производятся быстро и легко, однако, как и в любых других делах в осуществлении банковских операций могут возникать временные проблемы.

В случае проблем и задолженностей организации или юридического лица Федеральная налоговая служба может приостановить операции по счетам налогоплательщика. Денежные переводы и прочие операции с электронными средствами через банковские службы в этом случае запрещается.

Достигается выполнение банками требований ФНС наличием соответствующей статьи в законодательстве, запрещающей банкам производить какие-либо операции по приостановленным счетам организаций. Невыполнение банками этих условий чревато серьезными проблемами с законом, а потому обойти блокировку нельзя.

Во избежание заключения убыточных договоров с организациями, операции по счетам которых приостановлены решением ФНС, следует учитывать вероятность наличия такой блокировки. Прежде чем заключать сделку с организацией следует проверить работоспособность ее счетов. Ведь это не только временное неудобство, не позволяющее совершить банковскую операцию в данный конкретный промежуток времени, а еще и свидетельство того, что организация имеет финансовые проблемы и ненадежную репутацию налогового должника.

Проверка состояния счетов

Проверка приостановления по счетам ФНС необходима для выяснения наличия блокировки налогоплательщика в банках федерации. Также можно узнать об отмене блокировки.

Процедура может быть полезна как для проверки делового партнера перед заключением финансового соглашения, так и для личных целей, чтобы убедиться в благополучии своих счетов или своевременно узнать о приостановлении операций по счетам и его отмене.

Легко и быстро узнать текущее состояние счетов можно, обратившись за помощью в организацию, предоставляющую услугу такой проверки. Работники службы проверят состояние указанного счета в базах ФНС и предоставят клиенту информацию о проверяемом счете.

Если операции по счетам могут производиться без проблем, а, следовательно, у владельца счета нет проблем с ФНС, можно смело заключать любые договоры с уверенностью в правильном и своевременном исполнении взаимных обязательств. Если же у организации существуют проблемы с налоговыми органами, проведение некоторых операций стоит отменить или отложить.