Авто

Платные дороги для грузовиков: дальнобойщиков снова обманули. Опасный маршрут: чем грозит введение платы за проезд грузовиков бизнесу

В большинстве европейских стран существуют и хорошо функционируют сети платных дорог. В использовании такие трассы очень просты, но в каждой стране существуют свои особенности. Чтобы избежать штрафов, необходимо ознакомиться с нюансами.

Платная трасса в Беларуси

Система BelToll - это электронная система сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам в Республике Беларусь. Владельцем системы является ГУ «Белавтострада». В BelToll зарегистрировано около 247 000 транспортных средств, из которых 140 000 - иностранные машины.

Впервые электронная система на оплачиваемые магистрали страны была введена 1 августа 2013 года. Эта очень прибыльная разработка уже в первой половине 2014 года принесла доход государственному бюджету в размере 20 млн долларов.

1 ноября 2015 года было добавлено в систему BelToll 323,5 км дорог страны (трассы Р23, З21, Р99), а также республиканские трассы (М5 и М6). В 2016 году протяженность платных трасс увеличилась на 101 км. Были добавлены такие автодороги как Минск - Гомель (М5) и Минск - Микашевичи (Р23). Протяжность платных магистралей РБ на сегодня составляет 1614 км.

Механизм работы

Каждый водитель должен знать не только то, что существует платная дорога в Беларуси, но также и тот факт, что заранее следует зарегистрироваться в национальной системе сбора платы за проезд. Сделать это же можно и в любом пункте обслуживания. Пункты обслуживания располагаются вдоль магистралей, около пограничного контроля или на заправочных станциях. Произвести регистрацию можно и через официальный сайт Beltoll. Процедура регистрации занимает около 10 минут.

Первая оплата производится наличными деньгами в белорусских рублях. Позже можно будет оплачивать топливными картами. Водителю, который подписал договор, выдают специальный бортовой прибор. Изначально за устройство необходимо оставить залог. Выданное устройство необходимо разместить на лобовом стекле автомобиля. Прибор включается под каждой рамкой платных участков. Если он издал сигнал, значит плата за проезд была снята со счета клиента.


Платная дорога в Беларуси неравномерна, как и по всем остальным европейским дорогам. На трассах между рамками есть бесплатные участки по 850 метров и по 35 км. Это объясняется наличием транспортных развязок с активным движением и крупных пересечений.

Если водитель не планирует ездить по платным трассам, то бортовой прибор в рабочем состоянии нужно сдать в пункт обслуживания. Там же водителю вернут его залог. Контролирует оплату на трассах транспортная инспекция.

Как оплачивать платные дороги в Беларуси?

После регистрации легковых машин нужно оставить 20 евро - это залог за бортовое устройство, для грузовиков - 50 евро. Если бортовое устройство было потеряно водителем, то его можно заблокировать.

Оплата за проезд производится со счета клиента. Во время движения прибор может сообщить водителю, когда у него на счету не хватает денег для оплаты. Пополнять счет можно в круглосуточных пунктах, которые находятся вдоль магистралей.

Платить за проезд не нужно водителям мопеда и мотоцикла, маршрутным такси и тракторам. Также бесплатно могут ездить машины МЧС, скорой помощи и милиции. Все остальные автомобили, не зарегистрированные в ТС, обязаны оплачивать проезд.

Тарифы платных магистралей в Республике Беларусь

Стоимость платных дорог в Беларуси зависит от вида транспорта. Для легкового автомобиля до 3,5 т за 1 км нужно оплачивать 0,04 евро. Для автомобилей, превышающих 3,5 т, которые имеют две оси, нужно заплатить 0,09 евро за 1 км дороги. Для машины, у которой три оси, оплата изымается в расчете 0,115 евро за 1 км. Для фур с четырьмя и более осями оплата составляет 0,145 евро за 1 км.


Оплата не касается водителей микроавтобусов и легковых машин, которые имеют регистрацию в России, Казахстане и Беларуси.

Какие дороги в Беларуси платные?

Платная дорога Беларусь М1 - трасса от Бреста до границ с Россией - полностью платная. Другие же участки дорог платны частично. Участки с частичной оплатой (км):

  • трасса М2 - участок от Минска до национального аэропорта Минска, оплачивается с 15 по 42 километр;
  • магистраль М3 - от Минска до Витебска оплачивается с 9 по 41 километр;
  • М4 (Минск-Могилев) - с 16 по 192 километр;
  • М5/ Е271 (Минск-Гомель) с 21 по 65 километр;
  • трасса М6/Е28 Минск-Гродно-граница Польши, оплачивается с 12 по 57 километр;
  • Р1 - Минск - Дзержинск - с 8 по 35 километр (общая протяжность участка 27 километров);
  • М7/Е28 - Минск - Ошмяны - граница с Литвой - с 57 до 147 (общая протяжность участка составляет 91 километр).

Штрафы за неуплату

Довольно много автомобилистов нарушают правила и пытаются проехать, не заплатить. У большинства возникает непреодолимое желание обмануть систему, так как сами приборы не препятствуют физически, а проверяющих не так уж и много. Если во всех европейских странах на въезде на платную дорогу стоят шлагбаумы, которые поднимаются на выезде только после оплаты, то платная дорога в Беларуси не имеет никаких шлагбаумов. Система основана на специальной радиосвязи, разрешающей оплачивать проезд в режиме движения.


Штрафника, который не оплатил проезд, можно легко найти. Для этого на определенных участках трассы установлены специальные фотофиксаторы. Они помогают проверять регистрационные номера каждой машины. Машина, которая зарегистрирована не в ТС и проезжает по трассе без бортового устройства, легко отыщется по номерам.

Штрафы за нарушения достаточно большие. Штрафуются не только те, кто не оплатил проезд, а даже те, у кого неисправный бортовой прибор или неверно указано количество осей авто. 50 евро - это штраф для легковых автомобилей, если дорога была оплачена не полностью. Для водителей больших фур штраф составляет 130 евро. Если была обнаружена неоплата пошлины в полном размере, то за легковую машину нужно будет отдать штраф в 100 евро, а за машину больше 3,5 т - 260 евро.

Можно ли объезжать платные участки?

Законом отмечено, что автомобиль имеет право объезжать платные участки трассы. Но это не выгодно для самих водителей. Если на платной трассе можно всю Беларусь объехать где-то за 8 часов, то по объездным дорогам с низким качеством покрытия это может занять около суток. Поэтому большинство автомобилистов выбирают платные участки.

Варианты объездных дорог

Объехать участок М1 можно маршрутом Брест - Минск - Калинковичи - Кричев -Рославль - Малоярославец - Москва. Этот объезд подойдет водителям, которые направляются из Бреста в Москву. Но эта трасса хоть и бесплатная, но с очень плохой дорогой. Можно объехать от Бреста до Минска по такой трассе: Брест - Кобрин - Ивацевичи. Получится где-то на 40 км дольше, чем по платной дороге. Второй отрезок пути Минск - Чаусы - Мстиславль - российская граница. Это на 100 км больше, чем по платной трассе.


М2 можно объехать через поселок Сокол, но дорога тяжелая и не асфальтированная. Можно совершить объезд по асфальтированной дороге, но она предназначена для работников аэропорта. Участок позволяет сэкономить 10 км, но данная дорога не отмечена ни на одной карте и ее будет трудно найти.

При объезде М3 водителю придется проехать дополнительно 110 км. Вариант объезда: Минск - Молодечно - Вилейка - Мядель - Докшицы - Чашники - Витебск. Другой вариант дороги: Минск - Молодечно - Вилейка - Плещеницы.

Нормального объезда участка М4 нет. Единственный вариант, как это можно сделать - Минск - Слуцк - Бобруйск - Могилев, но расстояние увеличится на 140 км.

По направлению Минск - Самохваловичи - Валерьяны - Шищицы - Старые Дороги - Бобруйск - Светлогорск - Речица - Гомель можно не выезжать на платную дорогу М5.


Советы по оплате автомобильных трасс в Республике Беларусь

Иностранцам, которые приехали в Беларусь на пару дней, неудобно регистрироваться и арендовать бортовое устройство. Лучше один раз оплатить. Но, к сожалению, оплата платных дорог в Беларуси распространяется на всех, а правила не зависят от количества дней пребывания в государстве.

Единственный плюс в такой ситуации - это предварительная регистрация на сайте. Сайт очень удобен в использовании, так как разработан на нескольких языках: русский, латвийский, английский, польский и литовский. Онлайн можно воспользоваться услугой калькулятора оплаты, где можно по характеристикам своей машины и маршруту вычислить сумму для оплаты белорусских трасс. Система BelToll специально была разработана для легкого использования. Нужно только внимательно ознакомиться с правилами.


Платные дороги в Беларуси для россиян

Если существует договоренность в форме межгосударственного соглашения между двумя и более государствами об обмене таможенных пошлин, то такое соглашении называется Таможенный союз. Этот союз предполагает образование единой таможенной территории.

В январе 2010 года был создан Таможенный союз. Бесплатное передвижение по платным дорогам РБ предоставлено всем государствам-членам Таможенного союза.

15 ноября 2015 года в России началось взимание платы за проезд дальнобойных грузовиков по федеральным трассам. Перевозчики обещают рост цен, банкротство мелких игроков и большую неразбериху с внедрением новой системы

Теперь дешевле не работать

Предприниматель Вячеслав Трубников из Тамбовской области категорически возмущен планами ввести плату за проезд по федеральным трассам: «Чиновники воруют: дорог-то по стране нет! За что платить?! Нас хотят обязать платить за проезд по дорогам, потому что тяжелые грузовики их портят, а кто компенсирует нам порванные шины и сломанные рессоры из-за того, что на большей части страны дороги как после бомбежки?» Ежемесячно он совершает четыре поездки по маршруту Тамбов — Уфа (1100 км в одну сторону) на своем тягаче Freightliner Columbia. За каждую поездку Трубников получает около 74 тыс. руб. — 50 тыс. руб. от заказчика по договору за доставку груза (36 руб. за 1 км плюс оплата простоя за погрузку-разгрузку), остальные деньги — за доставку попутного груза на обратном пути. «Но он бывает не каждый раз, хотя я демпингую и выставляю ставку всего 18 руб. за 1 км обратного пути», — рассказывает предприниматель.

В течение года Трубников наезжает на своем тягаче о​коло 100 тыс. км, ежемесячно зарабатывая около 300 тыс. руб. «Но чистыми остается всего 40-50 тыс. руб., — утверждает он. — Ведь за последний год подорожало все: бензин, масло, шины, а ставки на перевозки не выросли». Его Freightliner Columbia за поездку до Уфы и обратно потребляет около 1 т дизеля (40 л на 100 км, обходится примерно в 35 тыс. руб.). Раз в два месяца приходится менять масло (от 13 тыс. руб.), почти каждый год — шины (10 колес на тягаче и 12 на прицепе на 250 тыс. руб.). На вопрос про ремонты предприниматель просто ругается. «Еще ЕНВД каждый год поднимают и транспортный налог», — подводит итоги разговора он.

Денис Широких, владелец компании «Автолайн» из Ленинградской области (12 грузовиков в парке), в целом подтверждает расчеты Трубникова. «Наш основной маршрут — Санкт-Петербург — Москва», — рассказывает он РБК. За поездку в направлении столицы (700 км) он получает 30 тыс. руб. (с НДС), еще 12-13 тыс. руб. удается заработать на обратной доставке, но, как и у тамбовского предпринимателя, не каждый раз. «Мы не можем держать водителя в ожидании обратного заказа больше двух дней, — рассказывает Широких. — За месяц водитель должен совершать шесть поездок, чтобы не нарушать нормативы, но большинство менее семи ходок не делают». Из 42-43 тыс. руб. за поездку водитель получает 9 тыс. руб. (с НДФЛ), 18 тыс. руб. уходит на бензин. А еще есть НДС, ОСАГО и страховые взносы за водителя. На ремонт автомобиля и текущие расходы остается менее 7 тыс. руб. Все машины у Широких в собственности, и новых покупать он не собирается: по его словам, их будет невозможно отбить. «Мы, наоборот, продаем старые машины: за последний год избавились от восьми автомобилей, — говорит он. — На нашем направлении высокая конкуренция, а трафик упал на 30% за последний год, вот и избавляемся от лишних и неэффективных машин».

Дорожные цифры

50 774 км — длина автомобильных дорог, за проезд по которым будет взиматься плата.

1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т зарегистрировано России

1,53 руб. — плата за 1 км пути с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года.

3,05 руб. — плата за 1 км с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года.

94,9 млрд руб. — общие платежи по налогам и сборам в консолидированный бюджет России в 2014 году от компаний, осуществляющих грузоперевозки.

40-60 млрд руб. планирует собрать Росавтодор в виде платы за проезд грузовиков в 2016 году

Источники: ФНС России, Росавтодор, РТИТС

Бизнесмен Александр Бондаренко из Костромы (автопарк в 60 машин) уже сориентировался в новой ситуации: он готовится к повышению тарифов на свои услуги как минимум на 30%, тогда как Широких и Трубников пока это даже не обсчитывали. «Сейчас у меня минимальная ставка 27-29 руб. за 1 км, но за последний год подорожало все, кроме собственно перевозки, поэтому я собираюсь поднять тарифы», — рассказывает он РБК. Он не надеется, что решение о вводе платы за проезд будет отменено. «Как народ заголодает, тогда власти, наверное, поймут, что делают что-то не так», — предполагает он. Последнюю машину в автопарк — новый тягач Volvo за €109 тыс. — он купил в кредит (3,4 млн руб., это 80% от стоимости, под 18% годовых на два года), который скоро заканчивается.

«Сейчас это делать бессмысленно: машина подорожала вдвое, а прибыль от перевозок упала на столько же», — рассказывает Широких из «Автолайна». По расчетам советника по правовым вопросам компании «ИТЭКО-Евразия» Марины Галявиной, при текущей стоимости нового транспорта (5,7 млн руб. — российского производства) и текущих тарифах (27-30 руб. за 1 км) грузоперевозчики получают 27-28 тыс. руб. убытка с каждой машины. «Ситуацию спасает работа на подержанных автомобилях, стоимость и амортизация которых меньше», — говорит она.

Теперь в этой экономике надо еще учесть новый сбор.



70% автомобилей не успели подключить

Взимать плату с владельцев грузовиков будет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». Сбор РТИТС будет осуществлять через информационную систему «Платон». Транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути будет стоить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (правда, после выступлений дальнобойщиков власти решили штрафы по всей России пока не вводить — они действуют только в Московской области).

Никто из опрошенных РБК малых предпринимателей к системе «Платон» еще не подключился и следящих устройств не получил. «Нам сказали, что их нет в наличии», — говорит Бондаренко из Костромы. Представитель «ИТЭКО-Евразия» тоже говорит, что их компания устройства получить не смогла, но машины в системе зарегистрировала. Перевозчики жаловались бизнес-омбудсмену Борису Титову. Представитель Титова сообщил РБК, что, по данным омбудсмена, выдача устройств началась только 9 ноября в центральных офисах «Платона» и пока их получили только крупные участники рынка, владеющие свыше 300 автомобилей. А на стороне такие устройства заказать нельзя «в связи с отсутствием утвержденных требований к ним».

Все пользователи, прошедшие регистрацию заранее, уже получили бортовые устройства, возражает коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков: «Задержки возникают у тех, кто пришел на регистрацию в системе за два-три дня до ее запуска или приходит в офис сейчас. Для тех, кто не воспользовался заблаговременно открытыми каналами регистрации, мы перевели часть офисов по всей стране в круглосуточный режим работы, в частности, в Москве два центра обслуживания пользователей работают 24 часа: п. Сосенское на ул. Адмирала Корнилова, вл. 60, стр. 1, и в г. Химки на ул. Ленинградская, д. 25. А с понедельника все московские и часть офисов в Московской области будут работать круглосуточно», — обещает он.

Представитель Росавтодора успокаивает: в системе «Платон» предусмотрено два варианта оплаты, потому все, кто пока не получил бортовые устройства, могут оформить маршрутную квитанцию в личном кабинете. По словам представителя ведомства, устройствами обеспечены большие транспортные компании, обслуживающие крупнейших ретейлеров, следовательно, сбоев в поставках продовольствия не будет.

Крупные ретейлеры подключились к системе заранее. По словам финансового директора компании «Магнит» Хачатура Помбухчана, автопарк сети получил необходимое оборудование полностью. Собственный парк X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») полностью обеспечен бортовыми устройствами системы «Платон», сообщил РБК ее представитель. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов X5 осуществляют партнеры-логисты: их автопарки укомплектованы необходимыми устройствами только на 10-15%.

Установка бортового устройства — только один из двух способов подключиться к «Платону». Альтернатива — маршрутная карта, которую владелец транспортного средства может оформить в личном кабинете на сайте, через терминал самообслуживания и в офисах оператора системы, рассказывает Замков из РТИТС. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает. Маршрутная карта действует месяц, в течение которого пользователь системы может отменить ее без каких-либо штрафных санкций, объясняет Замков.

Но и тут, оказывается, не все гладко. «Оформить маршрутную карту нельзя — все поля в специальном разделе на портале неактивны и перевозчики не могут воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — утверждает представитель омбудсмена Титова. «Нам уже неделю обещают, что возможность оформить маршрутную квитанцию появится со дня на день, но эта функция все еще недоступна», — возмущалась в пятницу, 13 ноября, Галявина из «ИТЭКО-Евразия».

Итог этого заочного спора «Платона» с перевозчиками подвела сама РТИТС в релизе 15 ноября: «На сегодняшний день успешно прошли обязательную регистрацию около 60 тыс. владельцев более 450 тыс. транспортных средств». Учитывая, что всего в России зарегистрировано 1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т , получается, что 70% автопарка в России с 15 ноября станут нарушителями. Плюс еще около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 т, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки.

Удвоение налогообложения

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40-60 млрд руб. Эта сумма сопоставима с общими отчислениями транспортных компаний и предпринимателей в бюджетную систему России (94,9 млрд руб. в 2014 году). «Введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса», — отмечает представитель Титова. Его расчеты основываются на том, что средний грузовик в месяц проезжает около 12 тыс. км и 70% пробега приходится на федеральные дороги, а значит, его владелец должен будет платить по 13 тыс. в месяц до 1 марта, а потом — вдвое больше. «При текущей прибыльности в 35-45 тыс. руб. (для юрлиц) и 60-70 тыс. руб. (для частников) новый платеж сделает транспортный бизнес бессмысленным», — заключает представитель Титова.

Широких из ленинградского « Автолайна» говорит, что, если ситуация с взиманием платы не изменится, много компаний обанкротится: «Трафик уже падает, а работать себе в убыток никто не будет. С рынка уйдут небольшие компании, а выжившие со временем поднимут цены». «Если плату введут, то я поставлю машину на прикол, — планирует Трубников из Тамбовской области. — Буду есть картошку с луком с огорода и смотреть по телевизору, как развивается экономика страны».

Малому бизнесу повезло меньше

Крупные транспортные компании, работающие на основной системе налогообложения, смогут отнести платежи за проезд по федеральным трассам на себестоимость, тем самым уменьшив отчисления по налогу на прибыль, говорится в письме Минфина (№ 03-11-11/57133 от 6 октября 2015 года). Такой возможности лишены те предприниматели, которые работают на спецрежимах, в том числе на УСН «доходы минус расходы», поскольку плата за проезд по дорогам не входит в закрытый перечень расходов, которые они могут отнести на себестоимость, установленный в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Чиновники уверяют, что каждый грузовик наносит ущерб, как... 10-25 тысяч легковых автомобилей! Бред? Никаких доказательств этого факта авторы тезиса не приводят, но клятвенно заверяют: чтобы сберечь 51 тысячу километров федеральных трасс, все магистрали нужно срочно сделать платными для тяжёлой техники. И кризис, поразивший российскую экономику, правительство не считает веской причиной для отсрочки, так как «система взимания платы не скажется на росте цен»...

Зачем это нужно?

В том, чтобы грузовики платили за проезд по автомагистралям, нет ничего нового - в Европе такая система существует давно. В частности, в Германии за каждый километр пробега большегрузы массой свыше 7,5 тонны отстёгивают от 8,1 до 19,8 евроцента (5,8-14,2 рубля), притом размер платы зависит и от экологического класса тягача, и от количества осей, а по воскресеньям движение и вовсе невозможно ни за какие деньги. Внести плату можно вручную - через платёжные терминалы на заправках - или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает нужную сумму со счёта.

3,06 руб./км - это много или мало? Если прикинуть, что расход «фуры» составляет около 30 литров дизтоплива на 100 км, то выходит, что километр пробега (при цене литра солярки 35 рублей) стоит 10,5 рубля. А значит, с введением платы за проезд стоимость грузоперевозок вырастет примерно на треть

Впрочем, далеко ходить не надо: даже соседняя Беларусь за движение грузовиков и автобусов по магистралям берёт деньги. Притом платить нужно за любое транспортное средство полной массой свыше 3,5 тонны. Цена вопроса - от 9 до 15 евроцентов (5,8-14,2 рубля) за километр. Процесс оплаты - полностью автоматический, что подразумевает получение прибора-транспондера, залоговая стоимость которого составляет 50 евро. В свою очередь, штраф за отсутствие прибора - 260 евро.

Теперь и в России решили сделать федеральные трассы платными для транспортных средств, полная масса которых превышает 12 тонн. Зачем? Затем, что при тарифе 3,73 рубля за километр без малого 2 миллиона зарегистрированных тяжёлых грузовиков должны ежегодно приносить по 50 млрд рублей прибыли! Притом на создание механизма взимания платы власти не потратили ни копейки - всё профинансировали частные инвесторы. Полученные средства государство рассчитывает пустить на строительство новых и ремонт существующих дорог.

Как оплатить проезд?

Никаких пунктов взимания платы на трассах не будет! В системе «Платон», название которой создатели расшифровывают как «платить за тонну», нужно заранее зарегистрироваться перед рейсом, чтобы получить персональный лицевой счёт, куда следует перечислить деньги. Пройти регистрацию можно двумя способами: на сайте www.platon.ru или посетив один из многочисленных офисов (их адреса указаны на упомянутом сайте). Иностранных же перевозчиков будут регистрировать непосредственно на границе.

В Европе стоимость проезда зависит от количества осей автопоезда и экологического класса тягача. В России же решили не заморачиваться, поэтому древний чадящий «КамАЗ» будет платить столько же, сколько новенький «европеец», соответствующий эконормам «Евро-5» или «Евро-6»

После регистрации - снова 2 варианта развития событий. Либо для каждой конкретной поездки оформлять «маршрутную карту», оплачивая лишь нужное количество километров, либо получить личный транспондер, официально именуемый «бортовым устройством БУ-1201» (для его получения придётся внести залог - 6 тысяч 822 рубля 98 копеек). Приборчик на ветровом стекле будет определять местоположение грузовика и списывать деньги со счёта за каждый километр пробега по федеральной трассе. Как только машина покинет «федералку», счётчик остановится.

Можно ли не платить?

Пока можно! В правительстве буквально накануне решили пойти навстречу перевозчикам: Министерство транспорта постановило, что за границами Московской области водителей и собственников грузовых автомобилей не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. То есть фактически первые полгода платными для грузовиков будут только дороги Подмосковья, поскольку штрафы из других регионов дальнобойщикам попросту не придут.


В системе «Платон» на сегодняшний момент оформились лишь менее 10% всех зарегистрированных на территории страны большегрузов. А учитывая фактическую отсрочку на ближайшие полгода, прирост числа новых участников будет крайне медленным. Важное уточнение: система «Платон» не коснётся платных участков федеральных дорог

Штрафы установлены следующие. Для водителей (которые, по идее, вообще не отвечают за оплату проезда) - 5 тысяч рублей, для должностных лиц, ответственных за движение, и индивидуальных предпринимателей - 40 тысяч, для юридических лиц - 450 тысяч. За повторное нарушение должностным лицам и ИП придётся заплатить уже 50 тысяч рублей, а юрлицам - аж 1 миллион рублей. Впрочем, чиновники обещают отменить зверские штрафы для «юриков», а пока фирмы массово перерегистрируют технику на частников или... меняют 12-тонники на более лёгкие машины.

Следить, чтобы «фуры» оплачивали проезд, будут специальные «рамки» над дорогами. Их принцип работы таков: если база данных не содержит номера проезжающего грузовика, значит, он пытается проехать бесплатно, и этой машине нужно выписать штраф. Всего таких рамок будет установлено 481 (пока действуют лишь 18, притом исключительно на дорогах Подмосковья), а вдобавок по магистралям страны будут курсировать 100 автомобилей мобильного контроля.

Сколько платить?

Повторим: платить придётся всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн. Исключение - автобусы (кроме грузовиков-вахтовок), а также военная техника и автомобили специальных служб. Изначально озвученный тариф - немыслимые 3,73 рубля за один километр - правительство вводить не стало. До 29 февраля 2016 года включительно размер платы за движение «по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» составит 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно - 3,06 рубля на километр.

P.S. В настоящий момент сложилась не очень красивая ситуация. Как оказалось, Минтранс не ввёл мораторий на штрафы! Постановление правительства не было издано, а соответствующая новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла. Это означает, что большегрузам отныне нужно платить за проезд по всем федеральным дорогам страны, независимо от региона. Впрочем, пока нельзя исключать, что власти сдержат обещание и на ближайшие полгода оставят дороги всех регионов, за исключением Подмосковья, бесплатными для грузовиков. «Авто Mail.Ru» продолжит следить за развитием событий.

В каких регионах придется платить за дороги?

Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов заявил о том, что Новосибирская область стала первым субъектом, который подписал соглашение с Росавтодором по поводу взимания дополнительной платы с грузового транспорта, чья масса превышает 12 тонн, за передвижение по региональным дорогам. Какие другие регионы на очереди?

С ноября следующего года дочерняя компания Ростеха ««РТ-Инвест транспортные системы» (РТИС) запустит проект сбора налогов с перевозчиков, чьи грузовики весят более 12 тонн, за каждый пройденный по федеральной трассе километр. Согласно плану, РТИС оснастит каждый тяжелый грузовик бортовым устройством за свой счет, а контролировать перемещение машин поможет система ГЛОНАСС. За отсутствие датчика перевозчикам грозят штрафы. Прогноз сборов с федеральных трасс – около 50 млрд руб. в год, т. е. каждый километр будет приносить около 1 млн руб. Деньги должны поступать с конца 2015 г., поскольку норма закона о плате для тяжелых фур вступает в силу с 15 ноября 2015 г.

Но если ранее речь шла только о платных федеральных трассах, то теперь регионы получат возможность по своему усмотрению подключиться к системе РТИС и ввести налог и на региональных дорогах.

Новосибирская область - первая

По словам Сергея Титова, Новосибирская область первой заключила соглашение с Росавтодором о том, что это правило будет действовать для перевозчиков и на региональных дорогах: «Мы первые вошли в этот пилотный проект для того, чтобы сохранить автомобильные дороги и регионального значения, и местного. Мы понимаем, что водители начнут возить грузы с момента введения платы не только по федеральным трассам, но и по областным, будут искать другие пути, поэтому мы вовремя должны провести работу, чтобы обеспечить сохранность наших автомобильных дорог».

Сергей Титов также пояснил, что сроки введения дополнительной платы зависят от того, насколько быстро будут приведены в соответствие нормативные документы на федеральном уровне.

Башкирия

Дорожные чиновники Башкирии уже просят депутатов сделать проезд для грузовиков платным по региональным дорогам Башкирии. Власти Башкирии опасаются, что перевозчики, стремясь сэкономить, начнут передвигаться по региональным трассам. Госкомитет по транспорту РБ предлагает законодателям также ввести плату за проезд тяжелой техники по магистралям местного значения.

По словам начальника отдела координации деятельности предприятий дорожного хозяйства Венера Насретдинова, если сегодня оперативно не отреагировать на изменения в российском законодательстве, республиканские дороги будет трудно сохранить.

Тенденция идет к тому, что коммерческий грузовой транспорт будет передвигаться по дорогам общего пользования за плату, - заявил г-н Насретдинов на заседании экспертного совета в Госсобрании РБ. – К этому перевозчикам еще предстоит привыкнуть. Но на наших дорогах нет платного проезда, поэтому региональные дороги-дублеры будут использоваться для объезда. Поэтому наше предложение – ввести аналогичное ограничение на наших дорогах.

По словам чиновника, вопрос с введением платного проезда в России «висит» в воздухе последние два года – власти пока не нашли способ, как взимать деньги за проезд. Однако Росавтодор уже отобрал организацию, которая разработает технологию получения средств за проезд. Как вариант, деньги будут списываться со счета по сигналу с трекера ГЛОНАССа грузовика. Но здесь возникла другая проблема – обязательными спутниковым трекерами закон обязал обзавестись только перевозчиков опасных грузов, вроде топливозаправщиков. К большегрузам пока такой обязанности закон не предъявляет.

Директор компании «Транспортный навигационный центр», являющегося региональным оператором ГЛОНАССа в Башкирии, Андрей Быковский предположил, что когда система взимания денег обретет законченный вид, огромное количество грузовиков поедет по дорогам, подконтрольным республике.

И когда перевозчики будут планировать маршруты, они будут максимально уходить с федеральных трасс, потому что на региональных дорогах эта система не создана, и так они будут экономить, - уверен он. – Это будет колоссальный вред региональным дорогам.

В башкирском парламенте решили обсудить предстоящие изменения в законодательстве с коллегами из Госдумы, и найти варианты совместных действий в осеннюю законодательную кампанию.

Свердловская область на распутье

В Свердловской области есть четыре федеральные трассы: Пермь - Екатеринбург, Екатеринбург - Тюмень - Челябинск и частично трасса в сторону Каменска-Уральского. Всего около 1 000 км, рассказал президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.

Что будет происходить с региональными дорогами? Думаю, те, кто экономит и может растягивать время доставки, начнет пользоваться обходными трассами. Скажем, из Тюмени в Екатеринбург можно проехать по основной трассе, она достаточно хорошая. Но из Тюмени можно подняться по региональной дороге до Тавды, потом - до Алапаевска и приехать в Екатеринбург, не заезжая на федеральную дорогу. Маршрут будет длиннее на 70-80 км, по времени - больше на 1,5-2 часа. Поэтому, думаю, на региональные трассы может уйти часть потока, связанного именно с экономией средств. Безусловно, дорогам будет причиняться больший ущерб, - говорит г-н Шавзис.

Для сохранения региональных трасс следует пользоваться инструментами весового контроля и развивать областное законодательство - это можно сделать после принятия федерального закона, - рассуждает президент Уральской логистической ассоциации. - Одновременно это не произойдет, но продвинутые регионы будут двигаться в этом направлении.

Готовы или не готовы автоперевозчики к нововведению - говорить бесполезно. Есть данность в виде закона, перевозчик должен его исполнять. Как только «Ростех» начнет докладывать о готовности системы на участке и выдавать аппаратуру, с этого момента перевозчик будет готов. Вопрос в том, как скоро он переложит бремя платежей на грузовладельцев. Думаю, сразу. Во-первых, им некуда деваться, но они могут поискать альтернативу на другом виде транспорта. Тенденция восстановления конкурентоспособности ж/д транспорта на грузоперевозках налицо, - резюмирует эксперт.

Напомним, состояние дорог является большой проблемой Свердловской области. На прошлой неделе , что уральские трассы можно ремонтировать сколько угодно, если предприятия не перестанут перегружать свои грузовики. В октябре власти планируют провести с промышленниками совещание на эту тему.

Росавтодор - за

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, как пишут «Ведомости», поддерживает политику региональных властей, направленную на сбор платы с тяжелых грузовиков по региональным трассам.

Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать и инфраструктура регионов, - объяснил он. - Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков. Росавтодор их всесторонне поддерживает.

По словам чиновника, такого рода проекты уже прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях. Ранее чиновники ведомства рассказывали, что интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.

Договорившись с концессионером о подключении к федеральной системе, регионы смогут сэкономить на создании собственных систем, отмечает замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов: например, можно будет использовать одни и те же бортовые устройства. В течение года возможность создания региональных систем будет прорабатываться, могут потребоваться изменения в законодательстве, добавил он.

Прежде чем запускать такую систему в регионах, нужно изучить опыт работы, осторожен федеральный чиновник, а цели регионов понятны, им нужно наполнять дорожные фонды, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог.

По материалам ksonline.ru, ekb.dk.ru, провэд.рф, vedomosti.ru, mkset.ru