Мобильные

Как научить правилам карманных расходов детей? Карманные расходы


По данным «Ведомостей», российские подростки в возрасте от 14 до 18 лет тратят около 180 млрд рублей в год.

Сейчас среднемесячные расходы подростка держатся на уровне 3 000 рублей в месяц. Зачастую в них не входят затраты на покупку одежды и учебных принадлежностей, которые оплачивают родители. Сами же дети тратят свои средства на фастфуд, компьютерные игры и различные гаджеты. При этом мальчики оказались более активными покупателями: за неделю они расходуют на 190 рублей больше, чем их ровесницы.


У меня не было карманных денег лет до 12. Если мне что-то было нужно, я просил мне это купить. Сейчас деньги на карманые расходы мне дает папа, или я зарабатываю сам за счет рекламы в блоге (весьма не мало для подростка). У меня все деньги уходят на оплату счетов за интернет, телефон и репетиторов. Около двух тысяч я трачу на еду и мелкие покупки.

Конечно, денег много не бывает, но мне хватает. Хотя у многих моих знакомых вечно стоит проблема недостатка денег, хотя они не из бедных семей. Первый вопрос для взрослых:


Фото из поездки во .

Хотя здесь другой вопрос: как эти деньги будут потрачены. У меня только одно занятие с репетитором 1400 р стоит. И интернет 800 р в месяц. А еще я иногда покупаю еду, тратя по 600-800 рублей за раз.

У нас около школы есть магазин, который, видимо, живет за счет школьников. Потому что после уроков там вечно очередь за шоколадками и лимонадом. У детей есть еще такая фишка — угощать одноклассников в столовой, если родители дали не 30 рублей, а 100. Стань королем на один день. Второй вопрос:


Вообще, считается, что карманные расходы — это как финансовое образование для ребенка. Деньги нужно не просто давать, но и учить, как их тратить. Не на мелкие бесполезные покупки (шоколадки, небольшие игрушки), а на долгосрочные и крупные (большой набор Лего, телефон).

У меня есть друзья, которым платят копейка дома за уборку и домашние дела. Типа как сложно зарабатывать. И 100 рублей тоже деньги.

У меня такого не было, я знаю, что деньги заработать не проблема, если приложить голову. Первые 3000 тысячи я заработал за три часа работы на компьютере в 14 лет. Сейчас я за одну статью (3-4 часа перед монитором) могу получить до 5000 рублей. И не говорите мне, что заработать сложно. И в лагере мне неплохо платили. Третий опрос:

Управляющий партнёр компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач считает, что российские ритейлеры пока что не приспособились для работы с подростковой аудиторией. Тем временем дети гораздо раньше, чем 10 лет назад, становятся покупателями, лучше разбираются в брендах и довольно часто играют решающую роль в принятии решения о покупке. Кроме того, у подростков существенно отличается и сам алгоритм выбора товаров: сперва они изучают ассортимент магазинов в интернете, а затем не расстаются со своими гаджетами даже в торговых залах и примерочных, дожидаясь одобрения сверстников на ту или иную покупку.


<= Подписывайтесь на мой блог о школе и образовании. Мне 17 лет. Я посетил 9 стран, учился за рубежом. И сейчас делюсь своими впечатлениями и размышлениями. Этим летом я работал вожатым в детском лагере . Посты изнутри о жизни детей по тегу "

«Мам, ну купиии!»
«А можно я себе сдачу оставлю?»
«Дай денег, мы с ребятами пойдем погуляем!»
А вам знакомы эти фразы? Согласитесь, когда дети их произносят слишком часто они перестают быть приятны родительскому слуху Так как же сделать так, чтобы ребенок уже с детства умел распоряжаться деньгами? Давайте разбираться.

Карманные расходы у детей

Если для вас сейчас актуален вопрос, сколько давать на карманные расходы своим детям или как научить ребенка тратить деньги правильно, данная статья будет вам очень полезна. Если же сейчас не очень актуальна, все равно прочитайте, пригодится в будущем Итак, как объяснить ребенку ценность денег? Как воспитать в ребенке умение правильно ими распоряжаться? На все эти вопросы есть один ответ: научить ребенка финансовой грамотности.

Итак, 10 правил воспитания финансовой грамотности у детей

1. Давайте деньги детям на карманные расходы

Очень важно, чтобы у ребенка были собственные деньги, которые он может потратить на свое усмотрение. Только самостоятельно распоряжаясь деньгами, ребенок научится правильно их тратить или откладывать. Начинать можно в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Это может быть то время, когда ребенок умеет считать деньги или в первом класс, или когда он начнет самостоятельно передвигаться по городу.

2. Договоритесь с ребенком, какую сумму и как часто вы даете ему деньги
Карманные деньги, как и все, что непосредственно касается самого ребенка, нужно обязательно обсудить с ним самим. Расскажите ребенку о его новых правах и возможностях. Обговорите с ним период, на который ему будет выдаваться конкретная сумма денег (раз в неделю, в две или раз в месяц). Сумма выдаваемых денег напрямую зависит от возраста ребенка, чем он старше, тем больше у него расходов. Если вы не можете решить, сколько денег давать подростку, обязательно учитывайте возраст подростка - 13 ему или 17 лет тоже имеет большое значение.

3. Не поощряйте и не наказывайте ребенка деньгами
При обучении финансовой грамотности главным инструментом являются сами деньги, а не доступ ребенка к ним, и очень важно соблюдать достигнутые договоренности по периодичности и сумме. Не используйте их для мотивации или демотивации.

4. Не контролируйте расходы ребенка
То есть контролируйте, но не тотально. Карманные деньги детям даются, чтобы научить их в реальной жизни принимать самостоятельные решения по поводу своих средств. Вы можете периодически обсуждать расходы ребенка, особенно если у него плохо получается самому их контролировать. Найдите вместе с ребенком причину, по которой это происходит, предложите решение: выдавайте меньшие суммы на меньшие периоды — так ему будет проще контролировать расходы.

5. Объясните ребенку, зачем нужна копилка
Расскажите ребенку о том, что такое накопления и поделитесь своим опытом. Спросите, о каких крупных покупках он мечтает. Посчитайте вместе с ребенком, сколько нужно времени, чтобы накопить на эту вещь. Обсудите, от каких текущих трат он может отказаться в пользу предмета своей мечты. Составьте вместе несколько вариантов плана накопления нужной суммы, исходя из того, 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег он будет откладывать. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и следует ему. Периодически спрашивайте, как продвигаются его успехи в накоплении.

6. Договоритесь о своем вкладе в крупную покупку
Если копить на вещь мечты ребенку нужно очень долго — мотивируйте его тем, что когда он накопит какую-то часть суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от суммы и ваших возможностей), вы добавите сумму, которой ему не хватает.

7. Включите в карманные деньги часть ваших расходов на ребенка
За некоторые статьи ваших расходов на ребенка, он может отвечать самостоятельно. Обязательно решите вместе, какая статья это будет: школьный обед, мобильная связь, транспорт, кино, кафе, одежда. Постепенно список будет расширяться, пока все расходы ребенка не окажутся в его зоне ответственности.

8. Помогите ребенку с оптимизацией расходов
Расскажите ребенку про оптимизацию. Обсудите с ним, какую из статей его расходов можно оптимизировать, и как именно это можно сделать (мобильная связь, транспорт, кино, еда вне дома и т.д.).

9. Всегда помните, что вы - пример
Дети во всем копируют взрослых, поэтому, чтобы воспитать финансово грамотного ребенка, нужно самому быть финансово грамотным. Будет родитель считать деньги, будет считать и ребенок. Все, чему вы учите ребенка, будет иметь смысл только в том случае, если вы сами будете себя так вести. И это правило касается не только денег.

10. Предложите ребенку пойти на курсы финансовой грамотности
Да, есть и такие, и не только курсы, но и тренинги, и мастер-классы, и специальные игры, на которых детей обучают азам финансовой грамотности. Это наиболее эффективный инструмент обучения, где дети на практике узнают, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, сколько тратить можно, а сколько - нежелательно

Практические занятия по финансовой грамотности детей

Это все - полезная теория, полезная практика про то, как научить ребенка считать деньги, у нас тоже есть. Выбирайте:

Все представленные программы направлены на то, чтобы научить детей считать и правильно тратить, одним словом - распоряжаться своими деньгами. Тренинги на развитие финансовой грамотности - это отличные инвестиции. Советуем вам потратить немного сейчас, чтобы ваш ребенок не потратил лишнего в будущем

    Карманные деньги - деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ая, ое. 1. прил. к карман. Карманный клапан. 2. Приспособленный, удобный для ношения в кармане. Карманные часы. Карманный фонарик. || Небольшого формата, размера. Карманный словарь. Карманные шахматы. ◊ карманный вор тот, кто ворует из карманов.… … Малый академический словарь

    I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КАРМАН, а, муж. 1. Вшитая или нашивная деталь в одежде небольшое обычно четырёхугольное вместилище для платка, для мелких нужных под рукой вещиц. Вшивной, накладной к. Боковой, нагрудный к. К. с отворотом, с клапаном. Положить, убрать, запихнуть… … Толковый словарь Ожегова

    - (из французского, читается как О пер , буквально переводится как обоюдный) термин, применяемый для обозначения молодых людей, живущих в чужой стране или чужом регионе в принявшей их семье и делающих определённую работу (чаще всего… … Википедия

    Au pair (из французского, читается как О пер , буквально переводится как обоюдный) термин, применяемый для обозначения молодых людей, живущих в чужой стране или чужом регионе в принявшей их семье и делающих определённую работу (чаще… … Википедия

    Прил., употр. нечасто 1. Карманной является вещь, которую можно носить в кармане. Карманное зеркальце. | Карманный фонарик. | Карманные часы. 2. Карманной является вещь небольшого размера. Карманный словарь. 3. Карманными являются деньги, которые … Толковый словарь Дмитриева

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? расхода, чему? расходу, (вижу) что? расход, чем? расходом, о чём? о расходе; мн. что? расходы, (нет) чего? расходов, чему? расходам, (вижу) что? расходы, чем? расходами, о чём? о расходах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    КАРМАННЫЙ, карманная, карманное. 1. прил. к карман. Карманная выкройка. Карманные интересы. Карманная чахотка (см. чахотка). 2. По форме и размеру приспособленный к ношению в кармане. Карманные часы. Карманный карандаш. 3. Обслуживающий… … Толковый словарь Ушакова

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия

    - «FLEX (future leaders exchange)» некоммерческая программа обмена старшеклассников, проводящаяся на территории СНГ в течение последних 18 лет. Программа даёт возможность обучаться в американской школе и проживать в американской принимающей… … Википедия

Книги

  • Дети капитана Гранина , Миронина Наталия. Кто бы мог подумать, что сердце прекрасной и весьма здравомыслящей поэтессы Зои Абрикосовой покорит не артист, не великий писатель, а некий капитан Гранин, у которого всю жизнь отбирала…
  • Дети капитана Гранина. Нерпа моя глупая (сборник) , Наталия Миронина. Кто бы мог подумать, что сердце прекрасной и весьма здравомыслящей поэтессы Зои Абрикосовой покорит не артист, не великий писатель, а некий капитан Гранин, у которого всю жизнь отбирала…

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

Сколько необходимо давать денег ребёнку, чтобы учесть его интересы и в тоже время не избаловать?

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

1 Финансовое положение родителей

Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.
Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

2. Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка

Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.
Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она не спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.

3. На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками.

Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

4. Здравый смысл в определении размера карманных денег никому еще не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит больше 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

5. Семейные проблемы.

В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Таким образом, родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход. Ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить.
Надо отметить, что размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами.
Таким образом, сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, исходя из собственной жизненной ситуации. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.