Налоги

Штаб квартира группы всемирного банка находится в. Всемирный банкWorldBank. Специфика работы мцуис

Всемирный банк поддержит беднейшие станы в ситуации текущего финансового кризиса, заявил на пресс-конференции в Вашингтоне председатель комитета по развитию министр финансов Мексики Агустин Карстенс.

Группа Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — многостороннее кредитное учреждение, состоящее из нескольких тесно связанных между собой финансовых институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни развивающихся государств путем финансовой помощи развитых стран.

Официально ВБ был создан 27 декабря 1945 года, после того, как большинство стран‑участниц ратифицировало Бреттон‑Вудские соглашения 1944 года.

ВБ начал работу 25 июня 1946 года, первый кредит был выдан 9 мая 1947 года ($250 млн. получила Франция на реконструкцию экономики, разрушенной Второй мировой войной).

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.

Каждый заем Всемирного Банка должен гарантироваться соответствующим правительством и за исключением особых обстоятельств должен предоставляться для осуществления конкретных проектов.

Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны‑получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут международные кредиты.

В Группу Всемирного банка входят:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение группы Всемирного банка. МБРР ‑ самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решениями Международной валютно‑финансовой конференции в Бреттон‑Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 года.

Международная ассоциация развития (МАР) ‑ организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году. Ее цель - оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835.

Международная финансовая корпорация (МФК) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. МФК была создана в 1956 году, чтобы обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - автономное международное учреждение, целью которого является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. МИГА было основано в 1988 году.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), основанный в 1995 году, содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Членство во Всемирном банке

В пяти финансовых институтах Всемирного Банка участвует разное количество государств. Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) ‑ 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям ‑ 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства.

Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка в июне 1992 года. Помимо Международного банка реконструкции и развития, Россия является членом Международной финансовой корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Согласно уставу Всемирного Банка, для принятия стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров.

По состоянию на конец 2007 года, крупнейшими акционерами Всемирного Банка являются США (16.4% акций), Япония (7.9%), Германия (4.5%), Великобритания и Франция (по 4.3%).

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: "Стратегия деятельности Группы Всемирного банка", который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны‑заемщика.

Руководство

Президент Всемирного банка, глава совета директоров‑распорядителей ВБ, глава Международной ассоциации развития, глава совета директоров Международной финансовой корпорации, глава Агентства по многостороннему гарантированию инвестиций ‑ Роберт Зеллик (занимает этот пост с 1 июля 2007 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Всемирный банк не является «банком» в общем смысле этого слова; он является международным сообществом стран-акционеров, имеющих своих представителей в Совете исполнительных директоров. Эти представители определяют политику Банка и осуществляют надзор за его деятельностью.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • , специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка еще три организации:

  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Всемирный банк является одной из двух (наряду с ) крупных финансовых организаций, созданных по итогам , состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 стран обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активного кредитования вследствие повышенных требований к заемщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя в качестве первого заемщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долларов США. Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объемы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнес в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заемщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Основные цели и задачи Всемирного банка :

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким , позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

(МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:

  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Международная ассоциация развития (МАР);
  • Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Штаб-квартира Группы располагается в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США.

(МБРР ) широко известный как Мировой банк, является основным кредитным учреждением группы Всемирного банка (создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г). В отличие от , ВБ предоставляет кредиты для экономического развития стран . МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

(МАР ), созданная в 1960 г. Ее цель — оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

(МФК), созданная в 1956 г. Ее цель — стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов.

(МАГИ). (Создано в 1982 г.) Цель организации — оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков.

К таким рискам могут относиться военные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, — 50 млн. долл. США. Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран.

(МЦУИС). (Создан в 1966 г.) Цель организации — стимулирование потока инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Группа Мирового банка (МБРР, MAP, МФК, МАГИ)

Группа Мирового банка (Группа Всемирного банка — В Б) является специализированным финансовым институтом ООН, в состав которого входит несколько взаимосвязанных специализированных организаций ООН:

  • Международный банк реконструкции и развития — МБРР;
  • Международная ассоциация развития — MAP;
  • Международная финансовая корпорация — МФК;
  • Международное агентство по гарантированию инвестиций — МАГИ.

Группа возглавляется единым руководством. Основная цель ее деятельности — оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран. Но каждая структура руководствуется обшей целью, и ее деятельность подчинена общей стратегии Группы.

За время своего существования Группа Всемирного банка стала одним из ведущих мировых инвестиционных центров, на долю которого приходится около половины ежегодного объема инвестиций, выделяемых международными организациями развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития — МБРР является головной организацией в Группе. Создан в 1944 г. одновременно с МВФ в рамках Бреттон-Вудских соглашений. Декларируемые в соответствии с Уставом цели Банка определены следующим образом:

  • содействие развитию стран-членов путем поощрения иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран;
  • поощрение частных иностранных капиталовложений путем выдачи гарантий Банка или прямым финансированием проектов;
  • содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли и поддержанию платежных балансов через развитие производственного потенциала стран — членов Банка при помощи иностранных капиталовложений.

Финансовые ресурсы Банка складываются из взносов стран- членов в Уставный капитал, банковской прибыли от его деятельности, а также из привлеченных средств в виде займов на международных рынках ссудного капитала.

Уставный капитал формируется по типу акционерного общества путем подписки на акции. Страны-члены оплачивают 20% квоты — 2% в свободно конвертируемой валюте и 18% в национальной. Остальная часть неоплаченной квоты является резервным фондом, под который Банк путем выпуска облигационных займов осуществляет заимствования на международном рынке ссудных капиталов для финансирования кредитуемых им инвестиционных объектов. При необходимости Банк может востребовать от стран- членов неоплаченную часть квот. Но на практике пока Банку удается более 90% ресурсов привлекать на мировом финансовом рынке путем выпуска облигаций.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, а исполнительным органом — Директорат. Как и в МВФ, Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками. Для принятия важных решений один раз в год собирается на сессии совместно с МВФ.

Директорат состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами, обладающими наибольшим количеством голосов, — это США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. При этом США имеют 20% голосов, что обеспечивает им право вето при голосовании по наиболее важным вопросам, когда для принятия решения требуется 85% голосов. По одному директору от страны выбирают Китай, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 16 директоров избираются каждый от группы стран. Директорат избирает Президента Банка, традиционно гражданина США. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.

В настоящее время членами Банка являются практически все страны, что оправдывает его название Мирового (Всемирного) банка.

Формально это учреждение дсполитизировано. Оно четко декларирует направленность своей деятельности на содействие демократическому развитию в рамках открытой рыночной экономики, экономическому росту, на борьбу с бедностью. Но методы достижения целей не лишены политических пристрастий ведущих стран Запада, имеющих большинство голосов в руководящих органах. Оно обеспечивается принципом взвешенного голосования: количество голосов каждой страны зависит от ее доли в уставном капитале.

Кроме того, согласно учредительным документам МБРР в ряде случаев обязан ориентироваться на решения МВФ. Проводимая странами — членами Банка валютно-финансовая политика должна соответствовать Уставу МВФ. Поэтому членами МБРР могут быть только те страны, которые вступили в МВФ.

Таким образом, МВФ и МБРР как два одновременно созданных Брсттон-Вудских финансовых института в своей деятельности дополняют друг друга, но каждый из них выполняет свои специфические функции.

МВФ занимается регулированием валютной системы, содействует внешним расчетам между странами — членами Фонда через механизм предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных и расчетных балансов. Кредитами МВФ могут пользоваться все члены — и богатые, и бедные страны, гак как от финансового положения стран зависит стабильность мировой валютной системы.

МБРР является прежде всего кредитным учреждением. Его цель — содействовать преодолению бедности развивающихся стран, их экономическому росту и интеграции в мировую экономику. Он предоставляет займы только развивающимся странам.

Особенность кредитной политики Банка заключается в том, что он аккумулирует средства мирового рынка капиталов и за счет этого выдает ссуды тем государствам, которые имеют ограниченный доступ к этому рынку, либо непосредственно их правительствам, либо под правительственные гарантии, фактически он выполняет роль посредника.

Не изменяя цели и механизма кредитования, МБРР меняет направления, методы и формы деятельности в зависимости от условий, складывающихся в мире и в отдельных регионах, учитывая накопленный опыт работы.

После Второй мировой войны деятельность Банка была направлена на оказание помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран и Японии, а с середины 50-х годов, когда экономика этих стран была восстановлена, его деятельность переместилась в развивающийся мир и направлена на развитие государств, освободившихся от колониальной зависимости.

Позднее деятельность Банка распространилась и на страны с переходной экономикой.

До 80-х годов Банк в основном выделял кредиты под проектное финансирование. Причем кредитами Банка покрывалось не более 30% стоимости кредитуемого объекта. Остальная часть расходов должна покрываться за счет внутренних источников. Это стимулирует инвестиционный процесс в стране. Но кредиты Банка имели связанный характер. И, как отмечали критики, при существенных нарушениях в экономике стран проектное финансирование не могло эффективно повлиять на общеэкономическую ситуацию в этих странах.

Разразившийся в 1982 г. долговой кризис подтвердил правоту таких выводов. И в 80-х годах Банк вводит в практику предоставление несвязанных кредитов на поддержку экономических реформ. Но все-таки ведущая роль сохраняется за проектным финансированием. В целях привлечения дополнительных ресурсов для кредитуемых им объектов МБРР практикует совместное финансирование. Соинвесторы имеют определенные выгоды при совместном финансировании: Банк проводит экспертизу проекта и снимаете них риск неплатежей.

Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. повлиял на кредитную политику Банка. Он переориентировал свою деятельность на регион Юго-Восточной и Восточной Азии, являвшийся эпицентром кризиса. В 1998 финансовом году кредиты, выделенные странам этого региона, составили 1/3 в общей сумме кредитных средств, предоставленных Банком. Одновременно значительно, с 27 до 39%, выросла доля кредитов, не привязанных к конкретным объектам. И большая сумма кредитов была выделена финансовому сектору, его доля составила 22% против 6% по сравнению с предыдущим годом.

После распада Советского Союза в орбиту деятельности МБРР попадают страны — бывшие республики СССР, а также государства Центральной и Восточной Европы. Они также становятся получателями кредитов Банка. Банк выделяет им кредиты на структурную адаптацию, на поддержку экономических реформ. Эти кредиты не являются связанными, обычно предоставляются под определенные программы и быстрее осваиваются.

Требования МБРР при выделении кредитов на поддержание программ экономических реформ аналогичны тем, которые выдвигает МВФ. Это либерализация цен, ослабление государственного воздействия на экономику и опора на частный капитал.

Основные объемы займов МБРР развивающимся странам направляются в сельское хозяйство, так как, по мнению руководства, именно в сельскохозяйственных районах концентрируется максимальная бедность и отсталость, борьба с которыми является первостепенной задачей Банка. Выделенные займы идут на развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, образования, здравоохранения. Гораздо меньше кредитов выделяется на развитие обрабатывающих отраслей.

МБРР предоставляет кредиты на длительный срок от 15 до 20 лет, что значительно превышает сроки кредитования коммерческими банками.

Стоимость кредитов определяется конъюнктурой мирового финансового рынка, так как основную часть своих ресурсов Банк аккумулирует путем эмиссии облигаций. Но маржа на кредитные средства невысокая, от 0,25 до 0,5%, поскольку получение прибыли не является целью деятельности Банка.

МБРР защищает частный капитал, поэтому кредиты, предоставляемые Банком, носят также обусловленный характер. Требования к заемщикам со стороны Банка довольно жесткие. От них требуется создание благоприятного правового и административного климата для деятельности ТНК, освобождение иностранных инвесторов от налогов, обеспечение свободного вывоза прибыли. Страна-заемщик должна значительно сократить или отменить субсидирование внутренних потребителей, провести либерализацию внешнеэкономической деятельности, девальвацию национальной валюты и т.д.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (MAP ) создана в 1960 г. для расширения круга развивающихся стран, допущенных к кредитным ресурсам. Формально она независима от Банка, а фактически является его филиалом. Ими руководят единый орган управления и один президент.

К 60-м годам прошлого века выявилась часть развивающихся стран, для которых кредиты МБРР оказались недоступны. Во-пер- вых, из-за их высокой стоимости. А во-вторых, для них были неприемлемы условия кредитования. Это были самые бедные, самые отсталые страны. Они нуждались в льготном кредитовании. Специально для предоставления таким странам заемных средств на льготных условиях и была создана Банком Международная ассоциация развития. Поэтому получить льготные кредиты имеют право только те страны, которые являются членами МБРР и имеют низкий доход на душу населения. В 1997-1999 гг. лимит ВВП на душу населения, дающий право на льготное кредитование, составлял 925 долл. в год.

Кредиты MAP предоставляются в национальной валюте страны-заемщика только правительствам государств на срок до 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет. Проценты по кредитам не взимаются. Заемщик покрывает только административные издержки в размере 0,5% годовых.

Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран- доноров, являющихся членами организации, и чистой прибыли МБРР.

Предоставление льготных условий кредитования за счет указанных источников не следует рассматривать как благотворительную деятельность. Ведь целью деятельности М БРР является борьба с бедностью. А механизм кредитования на условиях Банка оказался неэффективным для ряда развивающихся стран. Создав возможность льготного кредитования через MAP, Банк значительно расширил свое влияние на развивающиеся страны.

Характер кредитов, предоставляемых MAP, носит социальную направленность. Наибольший удельный вес в структуре заемных средств ее клиентов имеют кредиты на развитие здравоохранения, образования, сельского хозяйства и сельских районов. В отличие от МБРР эта организация практически не направляет средства в финансовую сферу. Поскольку клиентами MAP являются бедные страны, не интегрированные в мировой финансовый рынок, их не затрагивают финансовые кризисы.

Таким образом, в стратегическом плане МБРР и MAP выполняют общие задачи, но функции между ними разделены.

Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. как специализированное учреждение ООН. Юридически и в финансовом отношении является самостоятельной организацией. Однако фактически это филиал МБРР. Они имеют общее руководство. Высший орган МФК — Совет управляющих, обязанности членов которого но совместительству исполняют члены Совета управляющих МБРР. Функции председателя Директората МФК также по совместительству выполняет Президент МБРР.

Цель деятельности Корпорации — содействие развитию частного сектора в экономике развивающихся стран, привлечение притока в этот сектор национальных и иностранных инвестиций.

Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов. При этом кредиты выделяются частному сектору без предоставления правительственных гарантий. Поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов.

Заемные средства Корпорация предоставляет на срок до 15 лет, процентная ставка — на уровне среднегодовых ставок мирового рынка ссудных капиталов по аналогичным кредитам. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой они были предоставлены.

Ресурсы МФК формируются из разных источников. Во-первых, за счет взносов стран-членов. Наибольшую сумму внесли

США, являющиеся инициатором создания этой организации, а также Англия, Франция и другие развитые страны. Во-вторых, в распоряжении МФК имеется ряд фондов, которые были созданы специально для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Кроме того, МФК имеет право привлекать внешние ресурсы с мирового рынка капиталов, как и МБРР. Но механизм их привлечения иной. Она приобретает акции компаний, осуществляет и собственные инвестиции в акционерный капитал строящихся в развивающихся странах предприятий без намерения закрепиться на них в качестве собственника. Приобретенные активы в дальнейшем перепродаются частному капиталу.

Однако по сравнению с МБРР и даже в сравнении с MAP финансовые ресурсы, которыми располагает Корпорация, значительно меньше. Но несмотря на ограниченные финансовые возможности, МФК играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны, а также в формировании развивающихся фондовых рынков.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. в дополнение к МБРР для многостороннего гарантирования прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Капитал в размере 1 млрд долл. США образован за счет стран-членов.

МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
  • Срок гарантии — от 15 до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

Круг рисков, на которые распространяются гарантии МАГИ, широкий. Агентство страхует указанные инвестиции от политических рисков на случай войн, гражданских волнений, экспроприации имущества инвестора, невыполнение контрактных обязательств вследствие принятия политических решений руководством государства (например, запрет на ввоз товара в страну) и другие политические катаклизмы.

Инвестиции могут быть застрахованы от некоммерческих рисков в финансовой сфере, таких, как, например, отмена конвертируемости валюты и возникшие в связи с этим препятствия по выводу прибыли из страны.

Невыполнение контрактных обязательств, связанных с инвестициями, по форс-мажорным обстоятельствам также может быть застраховано МАГИ.

Помимо страхования некоммерческих рисков, МАГИ занимается консультированием правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики и программ по привлечению иностранных инвестиций. Для этого оно организует встречи и переговоры правительств заинтересованных стран с международными деловыми кругами.

Таким образом, МБРР, MAP, МФК и МАГИ образуют четыре тесно связанных между собой международных финансовых института. Они объединены общей целью деятельности, которая заключается в оказании финансовой поддержки развивающимся странам. В рамках этой цели каждый из них выполняет свои, отведенные ему функции. Вместе они образуют группу Всемирного банка — крупнейшего в мире инвестиционного института, задачей которого является борьба с бедностью и отсталостью развивающихся стран, содействие экономическому росту и развитию рыночных отношений в этих странах и странах с переходной экономикой.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии . Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • Международный банк реконструкции и развития
  • Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

  • Международная финансовая корпорация
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

История

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в в 1944 году. Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны .

Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов . Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Ford . Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен (A.W. Clausen) по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Членство

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде , то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов . Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Страна-участница Доля, %
16,39
Япония 7,86
Германия 4,49
Франция 4,30
4,30
Китай 2,78
Индия 2,78
Италия 2,78

Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов

Управление деятельностью банка

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: , Япония , Германия , Франция и . Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  1. утверждение займов и гарантий,
  2. определение общих принципов деятельности банка
  3. утверждение бюджета Банка
  4. выработка стратегий содействия странам
  5. принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Президент Сроки работы в должности
Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 - 17 марта 1947
Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 - 1 июля 1949
Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black) 1 июля 1949 - 1 января 1963
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 - 1 апреля 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 - 1 июля 1981
Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 - 1 июля 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 - 1 сентября 1991
Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 - 4 мая 1995
Ричард Фрэнк (Richard Frank), и.о. 4 мая 1995 - 1 июня 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 - 1 июня 2005
Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 - 1 июля 2007
Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 - 1 июля 2012
Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) с 1 июля 2012 - настоящее время

Всемирный банк и Россия

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве .

7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором работает около 70 человек, в основном - российских граждан.

В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.

C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года президентом Всемирного банка являлся Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года и с тех пор каждый год посещал Россию с официальным визитом.

Расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Всемирный банк на Украине

2016: Остранение ИТ-компании «Инком» от тендеров из-за коррупции

В начале июля 2016 года Всемирный банк объявил об отстранении ИТ-компании «Инком» Александра Кардакова от участия в своих тендерах из-за коррупции. Подробнее .

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц .

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ , Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали , значительного экономического роста не произошло бы . Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России , критикуя шоковую терапию переходного периода.

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.

В 2010 году заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

Декларируемые цели и задачи


В 2012 году в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Виды и направления деятельности

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Мобилизация денежных средств

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран .

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40% общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

Кредиты

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов:

  • инвестиционные кредиты и
  • кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Гранты

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

  • Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности
  • Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения
  • Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия
  • Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа
  • Поддержка организаций гражданского общества
  • Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов

Другие услуги

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны . Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения - часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

Институт Всемирного банка ИВБ (англ. World Bank Institute)- один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN - это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  • Проблемы бедности
  • Проблемы снабжения продовольствием
  • Сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов
    экономики, связанных с использованием земель
  • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  • Борьба с коррупцией
  • Борьба с распространением вирусных заболеваний
  • Борьба с малярией
  • Проблемы детства и юношества
  • Проблема эксплуатации детей
  • Проблемы развития энергетики , доступа к источникам и поиска
    новых источников энергии
  • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  • Выработка стратегий развития
  • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  • Проблемы образования
  • Проблемы окружающей среды
  • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  • Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности
  • Финансовый кризис
  • Развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем
  • Глобализация
  • Рост цен, проблемы стран-доноров
  • Урбанизация
  • Муниципальные финансы
  • Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из монографии .

Всемирный банк

Группа Всемирного банка, или Всемирный банк, ВБ (World Bank, WB), - это международная кредитно-финансовая структура, предназначенная для предоставления кредитов государствам-членам. В ее состав входят: Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Международная ассоциация развития, МАР (International Development Association, IDA); Международная финансовая корпорация, МФК (International Finance Corporation, IFC); Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID). Первые три организации играют роль банков развития, две оставшиеся призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. Деятельность всех этих структур направляется единой стратегией, но при этом каждая из них выполняет свои специфические функции.

Международная ассоциация развития, созданная в 1960 г., например, специализируется на предоставлении кредитов наиболее бедным странам мира. Международная финансовая корпорация (1956 г.) финансирует только высокорентабельные предприятия в странах с относительно высоким уровнем развития. Одним из главных объектов кредитования является обрабатывающая промышленность. В 1990-е гг. Международная финансовая корпорация являлась главным агентом по формированию фондовых рынков в развивающихся странах. На долю Группы Всемирного банка приходится в общей сложности около 2/3 объема средств, в совокупности получаемых в виде кредитов развивающимися странами.

Формально Всемирный банк имеет статус специализированного учреждения ООН, но после некоторых трений по поводу взаимоотношений с ООH, которые имели место в начале работы Всемирного банка, банк настоял на автономии и функционирует как независимая международная организация. Международный банк реконструкции и развития представляет собой головное учреждение в структуре Всемирного банка.

Как и МВФ, он был создан на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статьи соглашения (устав) вступили в силу 27 декабря 1945 г., а реально функционировать он начал с 25 июня 1946 г.

Примечательно, что членами и получателями кредитов МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ .

Это объясняется тем, что государства – члены Группы Всемирного банка должны проводить свою финансовую и экономическую политику, руководствуясь уставными и прочими требованиями МВФ. Членами других организаций, принадлежащих к Группе Всемирного банка, могут быть, в свою очередь, только государства – члены МБРР. Таким образом, Всемирный банк составляет с МВФ единый институт управления развитием мировой экономики и мировых финансов.

Штаб-квартира Всемирного банка расположена в Вашингтоне, недалеко от штаб-квартиры Международного валютного фонда. Официальные цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств-членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.

Уставный капитал МБРР формируется из взносов государств-членов. Первоначально уставный капитал не превышал 10 млрд долл., в 1998 г. он составлял 190,8 млрд долл., а на 30 июня 2009 г. – уже 1574,3 млрд долл., т. е. возрос за весь период почти в 158 раз, и самый стремительный рост пришелся на 2000-е гг.

Членами организаций Группы Всемирного банка являются в МБРР – 187 государств, в МАР – 170, в МФК – 182, в МАГИ – 175, в МЦУИС – 147 государств. Таким образом, членами Группы Всемирного банка, фактически объектами управления, являются практически все страны мира. Как и в МВФ, размеры паев государств-членов не одинаковы. 15 государств - членов МБРР с наибольшими процентными долями акций представлены на рис. 6.11.

Как и в МВФ, согласно уставу для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Подавляющую часть ресурсов для предоставления займов (до 95%) Международный банк реконструкции и развития привлекает путем выпуска и размещения на мировых финансовых рынках облигаций, которые приобретаются частными банками и другими кредитно-финансовыми институтами. Облигации банка имеют наивысший рейтинг надежности. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и самым крупным заемщиком-нерезидентом во всех странах, где продаются его ценные бумаги. Таким образом, он играет важную роль посредника в международном перераспределении ссудного капитала.

Организационная структура Всемирного банка

Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, который состоит из министров финансов или руководителей центральных банков государств-членов. Его сессии, на которых принимаются наиболее важные решения, определяющие политику банка, проводятся один раз в год и проходят совместно с заседаниями Совета управляющих МВФ.

Исполнительный орган - совет директоров (директорат). Совет директоров осуществляет общее руководство Всемирным банком, включая утверждение всех займов и гарантий, а также принятие других решений, относящихся к функционированию банка. Президент Всемирного банка избирается советом директоров на пятилетний срок и может быть переизбран неограниченное число раз. Он председательствует на заседаниях директората и отвечает за руководство текущей деятельностью банка.

Всемирный банк, согласно неформальным договоренностям, постоянно возглавляет американец. На протяжении истории действия Всемирного банка его всегда возглавляли примечательные личности (табл. 6.2).

Анализ биографий президентов Всемирного банка показывает, что как минимум 8 из 11 президентов были тесно связаны с ФРС США.

Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные и на цели развития (первоначально они назывались кредитами для структурной перестройки). Приоритетными целями кредитов являются: приватизация, либерализация торговли, реформы образования и здравоохранения, инвестиции в объекты инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи), а также развитие сельского хозяйства. Предоставляя такого рода кредиты, банк дает государству-заемщику рекомендации по вопросам экономической политики, предъявляет требования, которые в основном аналогичны требованиям МВФ.

При решении вопроса о предоставлении займа Всемирный банк требует от страны-заемщика предоставления обширной информации относительно состояния ее экономики и с этой целью направляет туда свои миссии. Каждый заем должен получить гарантию правительства страны. В ходе реализации проекта банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты осуществления проекта.

Первоначально основная цель МБРР заключалась в том, чтобы, мобилизуя частный капитал, оказать содействие восстановлению хозяйства в странах, пострадавших от Второй мировой войны. Свою деятельность банк координировал с программой «плана Маршалла». Тогда МБРР фактически не выходил за рамки проектного финансирования.

В 1980-е гг. пересматривается один из основополагающих принципов его кредитной политики - принцип предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты, и вводится практика предоставления кредитов на структурную адаптацию.

То есть фактически банк переориентируется на управление экономическими реформами.

К навязываемым требованиям относятся: ослабление государственного воздействия на экономику, реформы в области государственных финансов, либерализация цен и отмена их контроля, стимулирование экспорта, опора на частный капитал в развитии экономики. Всемирный банк четко согласует свою политику и требования с МВФ. Единое начало очевидно.

Начиная с 1998 г. деятельность Всемирного банка фокусируется на развитии финансового сектора. По объему выделенных в 1998 финансовом году ресурсов он вышел на первое место. Его доля составила около 22% против 6% в предыдущем году. Проблему выхода из азиатского кризиса банк связывал, прежде всего, с развитием финансового рынка и финансовой системы. Таким же образом банк решил выходить и из глобального кризиса 2008 г. Ресурсы, вливаемые в финансовый и частный секторы, продолжают возрастать (рис. 6.12).

Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. После распада Советского Союза постсоветские страны также оказались в фокусе политики Банка. Россия стала членом Всемирного банка менее 20 лет назад (в 1992 г.), однако уже является одним из крупнейших заемщиков за все время функционирования Всемирного банка (рис. 6.13).

Обращает на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты, реализованные в России, были самыми дорогостоящими (табл. 6.3).

Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы Всемирный банк выделил также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались, в том числе, Всемирным банком.

Начиная с 1997 г. Всемирный банк предоставил России более 160 млн долл. на реализацию проектов в сфере образования: на «повышение» качества учебников и введение ЕГЭ.

Было выпущено около 75 новых «модернизированных» наименований учебников, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Среди действующих проектов Всемирного банка в России: реформа здравоохранения, реформа судебной системы, реформа ЖКХ. На средства Всемирного банка также осуществляется борьба с коррупцией. То есть «успехи» социального развития России также программировались Всемирным банком.

Всемирный банк поддерживает экономические реформы только подобные перечисленным выше. Но во многих случаях они разрушительно действуют на национальные экономики и приводят к росту смертности, коррупции, преступности и пр. На примере России хорошо видно, какой урон нанесли все эти проекты основным потенциалам жизнедеятельности страны.

Существуют независимые аналитические оценки результатов деятельности Всемирного банка. За период с 1980 по 2003 г. его кредиты и гранты получили 105 государств. В результате в 39 странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17 - рост ВВП был минимальным (от 0 до 1%), в 33 - умеренным (1–4%). Только 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного банка получили 48 государств, но лишь 3 из них смогли успешно развиваться экономически, а в 23 странах был отмечен экономический спад.

Можно с уверенностью сказать, что Всемирный банк превратился в инструмент американской внешней политики.

США периодически блокируют выделение кредитов и грантов неугодным им государствам мира, поддерживают проекты, выгодные транснациональным корпорациям (90% из которых имеют «прописку» в США). Безусловно, Всемирный банк - это институт глобализации, который является одним из ключевых агентов формирования нового мирового порядка.

Таким образом, БМР, МВФ и Всемирный банк имеют общую направленность своих действий по реализации неолиберальной модели развития мировой экономики. Из чего следует, что эти международные финансово-экономические организации выполняют роль не столько регуляторов, сколько акторов проведения идеи монополярной мировой конфигурации. Не случайны поэтому и глобальные результаты подобной «регуляции».