Авто

Систем платон с кем сотрудничает. Чем "Платон" опасен для России: разбор с цифрами

Image caption Полиция предостерегает противников "Платона" от несанкционированного протеста

К критике системы "Платон", при помощи которой российские власти с 15 ноября собирают дополнительные деньги с дальнобойщиков, присоединилась "Единая Россия". Лидер ее думской фракции Владимир Васильев заявил, что правительство не всегда умеет перестроить свою работу - и это оборачивается огромными издержками.

Система устанавливает плату для фур с разрешенной максимальной массой более 12 тонн за проезд по трассам федерального значения: по 1,53 рубля за километр (изначально правительство установило тариф 3,73 рубля).

Дальнобойщики, посчитавшие себя пострадавшими от нового сбора, уже три недели, местами их протесты принимают отчаянные формы. Так, в Новосибирске, по некоторым данным, водители во вторник сняли с себя нижнее белье и вышли на трассу обнаженными, показывая тем самым, что власти раздевают их до нитки.

Число игроков рынка грузоперевозок, подпавших под действие "Платона", превышает 2 миллиона. Но учитывая то, что у большинства есть семьи и люди на иждивении, новый сбор затрагивает жизненные интересы гораздо большего числа россиян. Не говоря уже о том, что, по мнению некоторых экономистов, из-за введения "Платона" и роста ставок грузоперевозок в стране может ускориться инфляция - до 1,5% в следующем году.

Русская служба Би-би-си попыталась разобраться во множестве экономических и юридических аспектов функционирования системы "Платон", которая впервые со времен монетизации льгот сумела спровоцировать масштабные выступления простых россиян.

Что такое система "Платон"?

Это автоматизированная система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения (помимо федеральных, в России есть также дороги региональные, местные и частные).

Водителям большегрузных автомобилей раздают специальные устройства, фиксирующие километраж, который те накатывают по федеральным трассам. Дороги оборудуются рамками, призванными считывать информацию с датчиков (всего - до 480 рамок). С той же целью по магистралям будут курсировать более 100 "мобильных комплексов".

Имя "Платон" система получила от словосочетания "плата за тонны".

Для чего он понадобился?

Для дополнительных сборов в бюджет, средств которого, по утверждению властей, не хватает на капитальный ремонт дорог. По подсчетам правительственных экспертов, наибольший ущерб дорогам наносят грузовики массой более 12 тонн: проезд одного такого автомобиля равен износу полотна от проезда примерно 20 тысяч легковых машин.

Image caption Водители начали массово протестовать против "Платона" за несколько дней до начала его работы

Протяженность федеральных дорог в России превышает 50 тыс. километров, из них свыше трети, по некоторым подсчетам, нуждаются в ремонте и улучшении прочностных характеристик.

Проблемой дополнительных сборов с владельцев большегрузных автомобилей власти озаботились еще в 2011 году, когда внесли в Бюджетный кодекс и закон "Об автомобильных дорогах" поправки, закладывающие юридические основы для будущего сбора.

Кто владеет "Платоном"?

Реализовать проект по организации в России масштабной системы по взиманию платы с дальнобойщиков было решено в форме концессии. Государство в лице Росавтодора заключило соглашение с частной компанией "РТ-Инвест транспортные системы" о создании соответствующей инфраструктуры.

При этом смысл концессии состоит в том, что РТИТС строит инфраструктуру за свой счет, использует ее в течение 13 лет (на такой срок заключено соглашение), после чего отдает ее во владение государства. Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (ожидается, что за 13 лет проект соберет 1 трлн рублей - 14,9 млрд долларов по текущему курсу), а бюджет будет выплачивать ей ежегодно вознаграждение в размере 10,6 млрд рублей. 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации, то есть увеличению на уровень инфляции.

Оператор проекта, компания РТИТС, на 50% контролируется Игорем Ротенбергом - сыном миллиардера Аркадия Ротенберга, которого многие называют другом российского президента Владимира Путина.

Почему бастуют дальнобойщики?

Дальнобойщиков не устроил тариф в 3,73 рубля на километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Правительство пошло на уступки и снизило его до марта следующего года до 1,53 рубля (плата взимается пока только в Подмосковье), но это также кажется водителям слишком высокой ценой. Почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим идеальную модель бизнеса на примере собеседника Би-би-си Александра, попросившего не упоминать его фамилию.

Александр взял в лизинг три машины с прицепами и занимался грузоперевозками в течение шести лет. Делал это законно, не обманывая водителей (которых за это время сменил более 30) и клиентов.

Чтобы машина окупила себя, рассказывает Александр, в месяц она должна пройти 15-20 тыс. километров. За переброску груза из Москвы в Самару можно заработать 40 тыс. рублей (он отмечает, что в последнее время ставки даже немного понизились), обратно берется попутный груз, за который можно выручить 12 тыс. Итого 52 тысячи за рейс туда-обратно. Почти половина этой суммы уходит на топливо. 52 тыс. минус 24 тыс. = 28 тысяч.

Image caption У противников "Платона" появилась даже эмблема

Рейсов за месяц машина накатывает максимум 7, поскольку много времени уходит на обслуживание, ремонт, иногда происходят задержки с отправлением груза и так далее. 28 умножаем на 7, получаем 196 тыс. рублей. Из этой суммы вычитается ремонт и резина (50 тыс.) и выплаты по лизингу (70 тыс. за тягач и прицеп). Остается 76 тыс. рублей.

Далее следует зарплата водителя, которая сейчас составляет около 40 тыс. рублей в месяц. Итого имеем 36 тыс. рублей прибыли. Но в уме надо держать также расходы на штрафы и поборы сотрудников ДПС (до 5 тыс. в месяц). Кроме того, ежеквартально до 2 тыс. рублей уходит на единый налог на вмененный доход и раз в год около 40 тыс. уходит на транспортный налог.

Теперь посчитаем, сколько фура, преодолевающая 15 тыс. км в месяц, должна отчислять системе "Платон" по тарифу 1,53 рубля за 1 км. Производим соответствующую калькуляцию и получаем 22,9 тыс. рублей. То есть из 36 тыс. прибыли надо отнять 22,9 = чуть больше 13 тыс. рублей.

Александр, подсчитывавший свои расходы по изначальной ставке 3,73 рубля, вычислил, что будет уходить в минус, и вышел из бизнеса еще до 15 ноября, когда "Платон" заработал.

Законно ли был выбран концессионер "Платона"?

Многих возмущает факт того, что при выборе компании для создания концессии власти не задействовали процедуру конкурса.

Изначально у правительства были другие планы: в августе 2013 года оно объявило конкурс, главным условием для участия в котором было наличие опыта создания и эксплуатации аналогичных систем. Предварительный отбор прошли три консорциума - каждый с иностранным участием, поскольку лишь у иностранных компаний имелся соответствующий опыт.

В 2014 году грянули санкции, и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов предложил отказаться от западного опыта при создании системы, доверившись отечественному программному обеспечению. Правительство согласилось и отменило конкурс. Некоторые юристы сочли это некорректным, поскольку, по их мнению, случай с "Платоном" не попадает в список исключений из закона "О концессионных соглашениях", позволяющих обходиться без проведения конкурса.

Тем не менее, пункт 1 статьи 37 данного закона гласит: "Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса […] с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях".

Очевидно, что в ситуации с "Платоном" правительство своим решением определило концессионера - компанию РТИТС - и это не противоречит законодательству.

Другие претензии

Еще одна претензия юридического характера сводится к тому, что российское концессионное законодательство предусматривает якобы лишь схему, при которой концессионер платит государству (концеденту) за право владения и пользования объектом соглашения (объект соглашения в данном случае - сама система "Платон" с датчиками, рамками, мобильными комплексами, центрами управления и другими компонентами).

То есть оператор "Платона" должен был бы платить государству за право собирания денег с дальнобойщиков, тогда как в реальности государство само платит ему ежегодно индексируемую сумму. Ряд пользователей "Фейсбука" возмутились: мало того, что РТИТС собирает деньги с водителей, так она еще и получает от государства вознаграждение.

Однако, во-первых, все собранные деньги РТИТС отправляет в бюджет (Росавтодор сообщил, что за первые две недели работы "Платон" сгенерировал 550 млн рублей для казны). Во-вторых, в российском концессионном законодательстве, которое в недавние годы неоднократно менялось, предусмотрен механизм концессионного соглашения с условием о плате концедента.

Именно по этому принципу работает "Платон". Смысл механизма в том, что концессионер за свой счет строит инфраструктуру, которую затем передает во владение государства, а государство перечисляет ему плату концедента по факту создания инфраструктуры и успешного функционирования системы.

Как "Платон" отразится на экономике страны?

Гораздо больше вопросов возникает не к юридическим основам функционирования "Платона", а к его экономическим последствиям. Необходимость отдавать в бюджет дополнительные деньги вынудит одних игроков рынка покинуть поле (как Александра), а оставшихся - повысить ставки, что неизбежно отразится в цене перевозимых товаров.

То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении Герман Греф, председатель правления "Сбербанка"

Об этом говорил на прошлой неделе глава "Сбербанка" Герман Греф, отмечая, что система была запущена с серьезными проектными ошибками.

"То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении", - говорил он на съезде "Опоры России" 23 ноября.

"В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в 1,5 процентных пункта", - тревожился Греф.

Согласился с возможностью роста цен и Росавтодор в лице замглавы ведомства Дмитрия Прончатова. Удивившись оценке Германа Грефа, он выдал свою: "Мы считаем, что такого роста, о котором говорят товаропроизводители, не будет. Мы считаем, что будет не более 1%".

В Coca-Cola Hellenic Bottling Company подсчитали, что с рынка может уйти до 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн до конца декабря.

Самое же главное, подытоживает собеседник Би-би-си Александр, состоит в том, что факт появления нового сбора и ускоренное пополнение дорожных фондов еще не гарантируют того, что дороги в России отныне будут ремонтироваться вовремя.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Герман Греф считает, что система "Платон" была запущена с серьезными проектными ошибками

Поможет ли "Платон" дальнобойщикам "выйти из тени"?

Сейчас распространяется точка зрения, согласно которой одним из главных эффектов от введения "Платона" станет повышение прозрачности рынка. Якобы раньше значительная часть грузоперевозок была в "тени", а теперь - с контрольными рамками, мобильными комплексами - незамеченными оставаться не удастся.

"Существенная часть бизнеса грузоперевозок находится в "серой" зоне и регулируется лишь поборами дорожных полицейских и взятками с водителей", - считает секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.

На внутреннем рынке России, по подсчетам Roland Berger Strategy Consultants, работают более 46 тыс. грузовых компаний, из которых 90% приходятся на малый бизнес. Доля теневого сектора действительно значительна, считают эксперты.

Однако, во-первых, очевидно, что "Платон" создавался не столько с целью повышения прозрачности рынка, сколько с вполне понятными целями пополнения дорожных фондов.

Во-вторых, сколько бы компаний ни вышло из "тени", это не отменит факта удорожания услуг грузоперевозок в связи с введением нового сбора. А это, в свою очередь, имеет потенциал воздействия на инфляцию.

Об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

"Платон" (от "плата" и "тонна") - российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты". Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. - Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация "Ростех", 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему "Платон" в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы "Платон" взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение "Платона" так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством "Платона" и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Тарифы, штрафы

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем - 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. - для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников - юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против "Платона". В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе "Платон": для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным "РТ-Инвест транспортные системы" на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью "Платона" средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

Официальный сайт системы - http://platon.ru/

Имя этого древнегреческого философа в 2015 году в России внезапно стало очень популярным. И дело тут, увы, не в том, что жители нашей страны вдруг решили изучить его труды. Всё дело в новой дорожной системе, которая успела вызвать немало общественных споров.

Сухие строчки из «Википедии» говорят нам, что «Платон» - российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Название «Платон» - сокращение словосочетания «плата за тонны»

Но что стоит за этим названием?

Команда сайт решила разобраться, как устроен «Платон»



Для большинства людей система «Платон» известна по вот таким рамкам, появившимся на дорогах России. Их основная задача - контроль над грузовиками. Видеокамера считывает номер и отправляет данные в ЦОД(центр обработки данных), где происходит сверка данных о машине (есть ли денежные средства на расчетном счете, с которого списываются деньги за фактически пройденное расстояние по федеральным трассам, определяемое с помощью бортового устройства, или есть ли оплаченная маршрутная карта и соответствует ли заявленный маршрут текущему положению грузовика и так далее).

На сегодняшний день установлено 20 рамок, а к концу 2017 года по всей стране будет работать 481 рамка.












Процесс установки рамки



Кроме рамок на дорогах теперь можно встретить вот такие веселые автомобили, которые называют «Комплексом мобильного контроля».

Их задача схожа с задачей рамок - отслеживание передвижения грузовиков. Но только такой комплекс может перемещаться, отслеживая возможные ухищрения водителей грузовиков (например, оплату не всего маршрута, а только того участка, где установлена рамка).

Всего дороги будут патрулировать свыше 100 автомобилей «мобильного контроля».















Все данные в зашифрованном виде передаются в системе по собственным закрытым защищенным каналам, в которые невозможно проникнуть извне. Таким образом, «Платон» - еще и огромная инфраструктура с множеством проводов, каналов связи, датчиками и гигабайтами информации.





















На этом простой смертный заканчивает свои контакты с системой «Платон» (водители грузовиков еще периодически заглядывают в офис обслуживания пользователей, чтоб получить устройства, пополнить счет или решить какой-то вопрос). Кстати, есть два способа внесения платы: оформление маршрутной карты или установка бортового устройства. Перевозчик сам выбирает - как ему удобнее. Например, кто-то предпочитает маршрутные карты. Их можно оформить и оплатить на сайте или через мобильное приложение на конкретные даты и маршрут. В этом случае не нужно следить за балансом лицевого счета - сел и поехал. Немаловажно, что маршрутную карту можно отменить в течение месяца с даты начала поездки. Это удобно, так как если маршрут длинный - можно сделать несколько карт на простые и короткие отрезки и отменить часть из них, если вдруг где-то по дороге появился выгодный заказ, который можно захватить.

А можно сразу оформить длинный маршрут - карта позволяет устанавливать до 10 промежуточных точек.

Те, кто пользуется бортовыми устройствами, могут не привязываться к определенному маршруту, а руководствоваться принципом «сел и поехал». Во время поездки устройство автоматически определяет местоположение и списывает деньги с лицевого счета за фактически пройденный километраж. Главное, чтобы там был положительный баланс.



Но все это - лишь маленькая часть большого проекта.

Представьте себе масштаб - 1,7 млн российских грузовиков массой более 12 тонн, около миллиона из которых реально передвигаются по федеральным трассам, и еще 400 тысяч транзитных машин иностранных перевозчиков. Вся эта огромная «движущаяся масса» перемещается по дорогам страны с разной скоростью и в разных направлениях одновременно.



Данные об их передвижении нужно получать и обрабатывать в режиме реального времени. Обрабатывать четко и без ошибок, чтобы водители могли спокойно заниматься своей работой.






Для этого в Твери был организован Центр мониторинга и управления - огромный ЦОД, куда стекается вся информация от бортовых устройств, рамок, офисов продаж, терминалов самообслуживания, сайта и центров мобильного контроля.












Вот эти серверы собирают и анализируют необъятное количество данных. Надежность ЦОД - сертификат отказоустойчивости Tier III Uptime (в России всего 16 ЦОД такого уровня, а этот вообще единственный в собственности государства).

Резервный ЦОД, готовый в любую минуту прийти на подмогу тверскому, находится в Самаре.



За работой системы и нагрузками следят операторы, которые видят работу каждого элемента.



Общая картина выводится на красивую карту (прямо как в Центре управления полетами).



Еще у ЦОД есть собственный центр безопасности.

Данные о перемещениях миллионов грузовиков - большая ценность и ответственность



Все данные в центре обрабатываются в автоматическом режиме. Система умеет распознавать номера, тип транспортного средства и производит сверку с базой данных. В редких случаях (например, если у водителя очень грязный номер) может возникнуть необходимость ручной перепроверки данных. Для этого есть специальные люди-операторы, которые могут проверить информацию.



Ну и самая интересная часть системы «Платон» - бортовые устройства, которые, что примечательно, производят не в Китае, а в Санкт-Петербурге.

Бортовое устройство выдается водителям бесплатно и регистрируется для конкретного автомобиля. На все приборы есть гарантия. Дальше устройство крепится на лобовое стекло, как навигатор, определяет геоданные по спутникам, фиксируя весь путь автомобиля, и по каналам сотовой связи отправляет данные в Центр обработки данных (ЦОД). Ни с кем не нужно согласовывать свой маршрут.



Производством бортовых устройств занимается в Петербурге компания «ЦентрСвязьИнформ». Уже 20 лет они занимаются разработкой, производством и поставкой электронного оборудования. Бортовое устройство было разработано специально по заказу «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Называется оно незатейливо: бортовое устройство БУ 1201.



На устройстве установлена защита от попыток вскрыть корпус или внести какие-то изменения в работу прибора. Все попытки сразу отправляются на сервер. Бортовые устройства оснащены сим-картами «Мегафон» (данные отправляются в ЦОД по каналам сотовой связи) и системой криптозащиты (с лицензией ФСБ).



В Петербурге находится полный цикл производства бортовых устройств, тут они и изготавливаются, и тестируются.



Все детали проходят так называемый входной контроль. Это проверка, которая показывает, соответствуют ли они стандартам для производства. Далее происходит сушка плат при температуре около 100 градусов (чтобы в них не осталось никакой влаги), а затем на них наносят паяльную пасту и необходимые элементы (всего их порядка 300).






Под увеличительным стеклом можно посмотреть, всё ли правильно сделано.



Затем плата запекается в печи, идёт процесс оплавления.



Далее детали проходят автоматическую оптическую инспекцию - плата фотографируется со всех сторон и проверяется правильность сборки. То, что компьютер посчитал допустимым, операторы еще дополнительно проверяют сами.















Дальше плата попадает на участок игольчатого стенда. Здесь с помощью специальных иголочек происходит заливка программного обеспечения, а потом процедура проверки. Первая проверка осуществляется в динамике - имитируется движение машины и сигнал спутника. Расхождения между реальным расстоянием и показаниями бортового устройства не должны превышать 10-15 метров. Следующая проверка - в статике. На крыше здания есть антенна, она привязана к геоданным. Сигнал поступает в помещение, и координаты, которые считывает устройство, должны ему соответствовать.



Дальше попадаем на участок сборки. Здесь наша плата, самая важная деталь устройства, обретает свой домик в виде корпуса и аккумулятор. Линия производства работает в три смены, без остановки. В сутки на игольчатом стенде прошиваются примерно 5 тысяч устройств.

«ЦентрСвязьИнформ» уже произвела несколько сотен тысяч экземпляров бортовых устройств в 2015 году и будут наращивать производство в 2016-м.



«Мы старались, чтобы устройство было удобно для использования», - говорит Алексей Перегудов, директор филиала компании «ЦентрСвязьИнформ» в Санкт-Петербурге.



Итак, что же такое «Платон»?

  • Центр управления и мониторинга.
  • Центр обработки данных.
  • 138 центров информационной поддержки пользователей.
  • Кол-центр 24/7 (на русском и английском языках).
  • Современный интернет-сайт, на котором можно решить большинство вопросов (например, быстро оформить маршрутную карту и сразу ее оплатить. Маршруты можно строить самые сложные, с 10 промежуточными точками).
  • Удобное мобильное приложение.
  • Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов.
  • Система мобильного контроля (100 автомобилей со специальным оборудованием).
  • Рамные конструкции системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги (481 штука).
  • Бортовые устройства, которые устанавливаются в миллионы грузовиков и производятся в Санкт-Петербурге.
  • Терминалы самообслуживания (собственные) и возможность провести оплату через сеть Qiwi.
  • Прием платежей наличными, через банковскую карту или банковским переводом.
  • Множество интересной статистики, которую получает государство от системы на основе точных данных о маршрутах - например о грузоперевозках и их объемах, о загрузке конкретных дорог.
И все это работает в режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю. С момента запуска системой «Платон» было собрано в Дорожный фонд более 2,211 млрд руб. Пользователи оформили 2,663 млн маршрутных карт, сообщается в пресс-релизе компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные системы».

Получается, что «Платон» - это такой «скромный» ИТ-стартап в масштабах всей страны. Рабочие места, огромное количество полезных данных и, как мы надеемся, новые возможности для развития (в том числе и дорог). По крайней мере - хочется в это верить.


  • Опубликовано: 11 января 2017, 16:54

Общее состояние практически всех российских дорог известно всем – разбитое полотно, ямы и ухабы встречаются повсеместно.

Государство постепенно устраняется от строительства новых федеральных трасс и местных шоссе, передавая эти полномочия хорошо зарекомендовавшим себя инвесторам. Но, как и любой другой инвестор, после вложения крупных сумм он желает получить их обратно.

Вот по этим причинам была разработана уникальная система ПЛАТОН, автоматизированная электронная система взимания оплаты только с большегрузных тяжеловесных автотранспортных средств , которые, как известно, больше других авто портят полотно своей огромной массой.

Что такое система ПЛАТОН?

Основная задача введенной покилометровой оплаты за проезд тяжеловесных машин системы ПЛАТОН заключается в считывании местонахождения конкретного автотранспортного средства через спутниковые электронные приборы приема/передачи сигнала, установленные как на самом автомобиле, так и в авторизированном центре приема дистанционных данных, и в конечном итоге и оплаты за проезд.

Участники движения, это в основном касается автотранспорта общей массой свыше 12 тонн, обязаны пройти регистрацию на портале единого подрядчика-инвестора , как владельца одного или нескольких видов автотранспортных средств.

На страницах личного кабинета можно получить всю достоверную информацию о тарифах и скидках, установить карту постоянных маршрутов на день запроса.

Водитель или владелец может установить специальное приложение на свое мобильное устройство, чтобы была возможность своевременного входа в систему и оплаты транзита по трассам федерального назначения без задержек и остановок органами контроля.

Также с личной страницы зарегистрированного пользователя можно выяснить пункты аренды бортовых средств исчисления, необходимых для функционирования в системе ПЛАТОН, их регистрации и методологию использования, работы с маршрутными картами для определенного вида транспортных средств.

Обращаем ваше внимание! В связи с уточнениями в КоАП РФ, ряда федеральных Законных Актов и Постановлениями Правительства, компания «RT-Инвест Транспортные Системы», от 03.11.15, наделена особыми правами на законодательном уровне быть единственным представителем автодорожной системы ПЛАТОН, именно ей переданы полномочия на взимание средств за передвижения по трассам федерального назначения.

Если у вас возникли вопросы, получите бесплатную юридическую помощь, оформив запрос в конце статьи.

Цели создания

Пример создания общероссийской системы взимания оплаты за транзит большегрузного автотранспорта почерпнули у европейцев, там с давних пор она работает и показывает отличные результаты. Может быть, именно эти основания являются причиной отличного качества всех автомобильных дорог Европы? Кто знает, вполне вероятно, что это так.

Разработчики единого принципа взимания средств придумали название ПЛАТОН исходя из сокращения двух понятий «плати за тонну», и это действительно так, именно тоннаж является основным критерием для оплаты проезда по общим дорожным магистралям России.

Да, все автомобилисты обязаны платить единый транспортный налог, который и формируется именно на цели реконструкций всех маршрутов, но этих денег явно не хватает, чтобы абсолютно все дороги стали идеальными с точки зрения передвижения.

Зачастую дальнобойщики аргументируют свои отказы в оплате тем, что они добросовестно оплачивают сбор, установленный налогообложением, но их транспорт наносит дорожному полотну больше урона, чем, например, маленький жигуленок, который перемещается в сторону своей дачи.

Вот и была разработана уникальная система, которой не было до сих пор аналогов в нашей стране.

Если вас интересует как и за чей счет создавалась система ПЛАТОН, обязательно просмотрите данное видео:

По общероссийским статистическим данным благодаря нововведению российский бюджет пополнился примерно на 11 млрд. рублей, все средства были задействованы на реконструкцию морально устаревших и разбитых трасс общего и местного назначения. Все это положительно сказывается на бюджетах муниципальных образований – дороги приводятся в порядок за счет средств ПЛАТОНа, а выделенные средства расходуются администрацией на социальные и другие нужды поселений.

Хотя многие дальнобойщики яро протестуют против взимания с них дополнительных денежных средств, в связи с положительными результатами систему собираются продвигать и на уровне муниципальных образований, чтобы местные бюджеты смогли пополняться, а собранные средства могут быть использованы на реконструкцию местных маршрутов между малонаселенными пунктами.

Объекты и элементы

Для полноценного функционирования и пополнения бюджета средствами из оплаты транзита большегрузных автотранспортных средств был разработан целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

  • собственно сам центральный офис, в котором происходит аналитика всех поступаемых данных о передвижении зарегистрированных в системе транспортных средств со всех устройств спутниковой связи;
  • на российской территории открыты 138 представительств ПЛАТОН по обслуживанию водителей большегрузов;
  • ультрасовременная система информирования о местонахождении авто по геоданным со спутников системы ГЛОНАС и GPRS;
  • уникальное программное обеспечение по всем расчетам (российской разработки);
  • единовременный контроль примерно за 100 видов транспорта;
  • выделено до 480 единиц технического спецоборудования;
  • разработан единый общероссийский интернет ресурс и службы помощи автовладельцев;
  • создано более 500 оборудованных терминалов по обслуживанию клиентов по всей России;
  • система работает с партнерами, за расчеты электронной платежной системой Qiwi можно получить бонусы по оплате;
  • аренда или покупка бортовых электронных устройств;
  • разработка удобной маршрутной карты следования транспортного средства.

Принцип и описание работы

Чтобы стать законным участником дорожного движения в системе ПЛАТОН водителю необходимо предварительно сделать несколько мероприятий:

  1. Открыть дебетовый счет в любом российском финансовом учреждении, оформить на него пластиковую карту;
  2. Пройти обязательные регистрационные процедуры на портале системы (ссылка дана выше);
  3. Зарегистрировать маршрут постоянного следования авто на сайте или в терминалах обслуживания;
  4. Взять в аренду или приобрести специальное считывающее устройство , принимающее/передающее сигналы на спутники системы ГЛОНАС или GPRS;
  5. Оплатить услуги – через мобильное приложение, через онлайн форму или терминалы оплаты.

Можно автоматизировать расчеты, если дополнительно установить спецоборудование, так называемый трекер, который в режиме реального времени будет сам делать все исчисления, передавать их в единую базу, и даже платить стоимость транзита, исходя из зарегистрированной карты маршрута следования авто.

Все передаваемые с устройств данные попадают через спутниковую связь в единый Центр, который занимается обработкой и получением средств, затем они будут перечислены в государственный или муниципальный бюджет.

Тарифы

Тарификации подлежат все автотранспортные средства, общая масса которых превышает показатель в 12 тонн, вне зависимости от перевозимых грузов или обслуживающих пассажиропотоки.

Принцип взимания платы построен на постоянно действующей ставке тарифа размером 3,73 рубля/км пути и коэффициента инфляции, устанавливаемых периодически Постановлениями Правительства. То есть это переменная величина, и в основном зависит от уровня инфляции на конкретный расчетный период.

Последние изменения в тарификацию были внесены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 330 и с 15 апреля 2017 года проезд составил 1, 9 рубля за километр движения по общероссийским трассам федерального назначения.

Предлагаем посмотреть короткое видео о изменениях стоимости проезда по федеральным трассам:

Штрафы

Штрафные санкции за отсутствие регистрации в системе ПЛАТОН применяются дифференцировано, в зависимости от того, кому принадлежит машина:

  1. Если будет остановлено авто с водителем, который работает по найму, то с него могут удержать до 5 тысяч рублей .
  2. Автомобили, которые следуют по трассам федерального предназначения без регистрации и принадлежат по праву собственности либо ИП, либо коммерческой организации, попадают под санкция в размере до 41 тысячи российских рублей .
  3. Автомобили с принадлежностью к крупным юридическим лицам облагаются наиболее высокими штрафами, размер может составлять до 455 тысячи российских рублей .

Если автотранспортное средство будет выявлено повторно, к нему будут применены штрафы в двойном размере.

В случае если у вас остались вопросы, обращайтесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?

Что такое «Платон»

«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.

«Пользователь платит»: история введения сбора

Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.

Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).

Таблица 1. «Платон» в документах

Нормативный акт

Действие

закон №68-ФЗ от 06.04.11

Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:

  • введено понятие Дорожных фондов, заложены принципы их формирования;
  • для 12-тонников установлена обязанность с 15.11.15 оплачивать движение по федеральным трассам;
  • введены штрафные санкции с 15.11.15 для нарушителей.

постановление правительства №504 от 14.06.13

Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км.

распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб.

постановление правительства №474 от 18.05.15

Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км.

постановление правительства №1191 от 03.11.15

Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты.

закон №378-ФЗ от 14.12.15

Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты.

законопроект № 966991-6 от 30.12.15

Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн.

Задачи нового сбора

Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.


Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.


В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.


Кому принадлежит «Платон»

Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.

Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.


О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».

Элементы системы. Техническая база

Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).

Инфраструктура проекта включает:

  • Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
  • Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
  • Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
  • Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
  • Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
  • Круглосуточный call-центр .


Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:

Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.

Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).

Размер сбора

Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.

Система штрафов

Таблица 3. Санкции за неоплаченный проезд

Штрафы до 14.12.15

Штрафы, действующие с 01.01.16

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

За первичное нарушение:

За первичное нарушение:

водитель

должностные лица

собственники российских ТС

За повторное нарушение:

За повторное нарушение:

должностные лица

водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

собственники российских ТС

Мировые аналоги

СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.

Таблица 4. Общая характеристика СВП в странах ЕС

Характеристики системы

Германия

Швейцария

Тарификация

по пройденным километрам

дорожный сбор

Сеть дорог

5,6 тыс. км автомагистралей

автомагистрали и некоторые дороги

автомагистрали

740 км автомагистралей и скоростных дорог

Дифференциация тарифа

класс ТС по осям

класс ТС по выбросам

тип дороги, время суток

оси, время суток

Источник: сайт Федерального дорожного агентства

Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).

О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.

Критика нового сбора

Цена вопроса: кто больше?

Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.


Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...

Слишком много налогов

Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:

  • транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
  • акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
  • сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.

Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.

Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.

Масштабы влияния на экономику

Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.


В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.

Законно ли выбран оператор «Платона»?

Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.

По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.

«Сырость» системы

К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:

  • непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
  • нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
  • нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
  • неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.

В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.

«Платон» мне друг?

По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.

В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.

Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.