Авто

Учет на предприятиях малого бизнеса в чехии. Бухгалтерский учет в чехии. На страже Конституции

Бухгалтерский баланс - это документ, при составлении которого можно в одной форме бухгалтерской отчетности собрать все сведения о составе имущества и средств компании, их размещении и источниках. Составление бухгалтерского баланса является способом получить полную картину, описывающую материальное положение юридического лица.

Для обеспечения достоверности бухгалтерского баланса при его составлении следует использовать и отражать актуальную информацию обо всех активах и пассивах компании, распределяя их при составлении бухгалтерского баланса по активам и пассивам.

При грамотном составлении бухгалтерского баланса итоги левой и правой частей баланса должны быть одинаковыми.

При составлении бухгалтерского баланса следует тщательно соблюдать основополагающие принципы работы с балансом.

Так, например, согласно принципу двусторонности, который используется при составлении бухгалтерского баланса, активы юридического лица должны быть равны его пассивам.

Согласно принципу денежного измерения при составлении бухгалтерского баланса все статьи балансового отчета должны быть представлены в денежном выражении.

Согласно принципу автономности при составлении бухгалтерского баланса нужно разделять имущество компании, учреждения или предприятия от имущества владельцев или учредителей этого юридического лица.

Зачем и для чего нужно составление бухгалтерского баланса?

При составлении бухгалтерского баланса можно получить данные, которые станут серьезной основой для эффективного управления фирмой или предприятием. Именно при составлении бухгалтерского баланса можно получить четкое представление о хозяйственных успехах компании, ее имущественном и финансовом положении, перспективах на рынке.

Так, например, при составлении и изучении бухгалтерского баланса можно увидеть остатки по активам и пассивам юридического лица, выраженным в денежной форме. Эти сведения позволяют взвешенно и объективно анализировать деятельность компании, предприятия или организации.

Также информация, полученная при составлении бухгалтерского баланса, дает возможность на основании сложившегося положения прогнозировать перспективное развитие юридического лица, прослеживать позитивные и негативные тенденции, просчеты в планировании и управлении и вовремя исправлять их.

Какую еще информацию дает составление бухгалтерского баланса?

В целом составление бухгалтерского баланса дает возможность обладать мощным, гибким, эффективным инструментом для качественного и экономически целесообразного управления фирмой. Именно квалифицированное составление бухгалтерского баланса позволяет руководителям компании получить сведения о показателях развития юридического лица, судить о том, насколько выполняется план развития компании. Составление баланса нужно, чтобы понять, существует ли эффективная отдача от вложений капитала и привлеченных средств, стабильно ли развитие предприятия или компании. На основании данных при составлении баланса можно увидеть возможный перекос в распределении имущества юридического лица.

Также на основании сведений, полученных при составлении бухгалтерского баланса, можно получить объективное представление о том, достаточен ли оборотный капитал юридического лица, каков его коэффициент. Составление баланса дает сведения о том, насколько рентабелен капитал вообще и активы компании в частности. Так, например, если при составлении бухгалтерского баланса выясняется, что пассивы юридического лица не превышают его активов, то это означает успешную деятельность компании.

Как уже говорилось, составление бухгалтерского баланса позволяет объективно оценить имущественное положение фирмы и ее хозяйственную эффективность, а также выявить и оценить источники дополнительных финансовых средств.

Составление бухгалтерского баланса: активы компании

При составлении бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности в целом активами называют имущественные и денежные ресурсы юридического лица. При учете активов во время составления бухгалтерского баланса следует отделять основной капитал фирмы от ее оборотных средств.

При составлении бухгалтерского баланса основным капиталом считаются такие активы, которые длительное время используются для ведения хозяйственной деятельности юридического лица и при этом не теряют своей вещественной и характеристик. Например, при составлении бухгалтерского баланса основными фондами считаются различные здания и производственные сооружения, имеющиеся на предприятии оборудование и механизмы, которые используются в коммерческой деятельности и при ведении производства.

Также при составлении бухгалтерского баланса обязательно следует учитывать, что по мере износа и в зависимости от длительности эксплуатации стоимость основных фондов уменьшается. Такое уменьшение стоимости при составлении бухгалтерского баланса и составлении другой отчетности называется амортизацией. Для того, чтобы вычислить размер амортизации основных фондов при составлении бухгалтерского баланса, следует использовать специальную формулу и знать первоначальную стоимость основных фондов, срок их эксплуатации и процент износа, а также их остаточную стоимость в конце срока эксплуатации. Также для вычисления амортизации при составлении бухгалтерского баланса необходимо пользоваться специальными справочниками норм амортизации.

Другой стороной активов при составлении бухгалтерского баланса следует учитывать стоимость оборотных средств юридического лица, к которым относятся топливо, дебиторская задолженность фирмы, товарные запасы и т. п.

Составление бухгалтерского баланса: пассивы компании

При составлении бухгалтерского баланса пассивы юридического лица рассматриваются как источники образования его ресурсов.

В качестве пассивов при составлении бухгалтерского баланса учитываются долги и обязательства компании, его займы и кредиты. При составлении бухгалтерского баланса следует отделять долгосрочные пассивы (более года) и краткосрочные, или текущие пассивы (до года).

Учет пассивов при составлении бухгалтерского баланса позволяет понять, насколько велики долги юридического лица и может ли компания при возникновении такой необходимости покрыть эти долги за счет активов. Если во время составления бухгалтерского баланса выяснится, что оборотные средства фирмы больше, чем ее пассивы, то это позволяет говорить о нормальной платежеспособности юридического лица.

Баланс или балансовый отчет - это основная сводная форма бухгалтерского отчета, в которой отражается состав, размещение и источники образования всех имеющихся средств на предприятии, в учреждении, организации на определенную дату.

Балансовый отчет - это отчет о финансовом положении компании, состоящий из левой (активы) и правой (пассивы) частей, итоги которых должны быть равны. Активы (или средства) - денежные ресурсы, а также материальные и нематериальные ресурсы в денежном выражении. Пассивы (или сумма данных о капитале и обязательствах организации) - источники образования средств компании, ее финансирования, сгруппированные по их составу, принадлежности и назначению.

Основные принципы составления баланса:

  • 1) принцип двусторонности вытекает из балансового уравнения, в котором активы равны пассивам;
  • 2) принцип денежного измерения - счета и статьи баланса имеют исключительно денежное выражение;
  • 3) принцип автономности - данные баланса компании отделены от финансового состояния ее собственников.

Составление баланса необходимо в управленческой работе перед разработкой любого решения, так как баланс дает комплексное представление о текущем финансовом состоянии компании и позволяет проводить его детальный анализ. Этот документ дает возможность: просматривать остатки по всем активным и пассивным счетам в денежном эквиваленте; проводить структурный анализ; проводить анализ развития компании в динамике при наличии балансовых отчетов за ряд периодов.

Балансовый отчет позволяет определить ряд важнейших абсолютных и относительных показателей финансовой стабильности и эффективности работы компании с точки зрения отдачи вложенных в нее средств. К их числу относятся:

  • · оборотный капитал, то есть разница между текущими активами и текущими обязательствами;
  • · коэффициент оборотного капитала, то есть частное от деления текущих активов на текущие обязательства;
  • · рентабельность капитала (ROE, return on equity) - отношение прибыли к собственному капиталу;
  • · рентабельность активов (ROA, return on assets) - отношение прибыли к суммарным активам.

Соответственно, оборотный капитал должен быть положительным, а его коэффициент - больше 1, тогда ликвидность компании характеризуется как удовлетворительная. Коэффициент ROE позволяет оценить эффективность вложенного собственниками капитала, а коэффициент ROA сопоставить увеличение масштабов деятельности фирмы с ростом прибыльности.

Под составлением нулевого баланса понимается составление баланса компании, с момента регистрации, не осуществляющей деятельности, не производящей движения по расчетному счету, не начислявшей зарплаты.

Основополагающим признаком, по которому строится баланс, является деление средств организации по составу и размещению (основные, оборотные) и по источникам их формирования (собственные, привлеченные). В соответствии с этим баланс состоит из двух равных частей «Актива» и «Пассива». В левой части баланса - Активе, отражаются средства по их составу и размещению (основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, денежные средства, инвестиции и т. д.) В правой, пассиве - по источникам формирования (капитал, кредиты, займы, кредиторская задолженность и т. д.)

Термин «актив» и «пассив» - латинского происхождения. Актив от латинского aktivus- деятельный, действенный, пассив от латинского passivus - страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили свой первоначальный смысл и имеют условное значение. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и тоже. Каждый элемент актива и пассива (вид средств в активе, или источников в пассиве) называют статьей баланса. Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве распределяют по разделам, имеющим определенный экономический смысл. Для удобства составления и чтения (анализа) баланса, строки на которых располагаются статьи баланса, нумеруются.

Бухгалтерский баланс не является мертвой схемой, так как относится к экономической категории и развивается вместе с развитием экономики. Развитие баланса идет по пути непрерывного агрегирования данных с целью нахождения оптимума в этом процессе, критерием которого в современных условиях должен быть рационализм и экономичность.

Первоначально баланс не строился как отчет о стоимости вообще, это был просто побочный результат периодического закрытия бухгалтерских книг в системе двойной записи.

Баланс - старейший вид финансового обобщения данных организации. Как бухгалтерское понятие - термин «баланс» существует почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета,15 можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV - началу XV в. Есть свидетельства о том, что слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам в 1427 г., независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансами в современном понимании этого термина или нет. С помощью баланса соблюдается принцип сбалансированности, который лежит в основе организации бухгалтерского учета на всех уровнях хозяйственной деятельности. Даже самой небольшой фирме для того, чтобы действовать, нужны первоначальные средства. Часть средств будет представлена собственником организации, часть, заимствованы. Средства, которыми владеет фирма - /Активы/, общая сумма внесенных собственником организации (фирмы) средств - /Капитал/. Если собственник является единственным инвестором средств, то между активами и капиталом следует поставить знак равенства:

Активы = капитал

Обычно часть активов вносится кем-либо, кто не является собственником, эта часть представляет задолженность организации (фирмы) - /Обязательства/. С учетом этого равенство уравнения имеет такой вид:

Активы = Капитал + Обязательства

Суммы левой и правой части уравнения совпадают потому, что мы рассматриваем один и тот же объект - средства с двух разных точек зрения:

  • а) чем являются средства (что это?);
  • б) кто их вложил (чье это?)

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, причитающиеся организации выплаты, такие как задолженность клиентов, контрагентов, в также деньги на расчетных и других счетах в банках.

Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары, за произведенные в ее интересах затраты, а также за пользование представленными ей заемными средствами.

Истинность того, что итоги левой и правой части уравнения будут всегда равны друг другу, не зависит от количества проведенных операций: могут меняться размеры активов, капитала и обязательств, но равенство активов сумме капитала и обязательств будет сохраняться всегда.

Однако балансовое равенство не автоматическое действие. Постоянное сохранение этого равенства - основное содержание балансового обобщения.

Сумма средств, которые находятся в распоряжении организации представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые ресурсы организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Это достигается соответствующей структурой баланса, которая в настоящее время имеет следующий вид: (таб.1):

Таблица 1

Структура бухгалтерского баланса

Итоговая сумма средств предприятия, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.

Составление бухгалтерского баланса подразумевает составление отчетности, включая финансовое положение предприятия по состоянию на ту дату, которая является отчетной. Составление бухгалтерского баланса осуществляется таким образом, когда обязательства и активы представляются посредством подразделения зависимо от срока обращения/погашения на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные обязательства и активы имеют срок обращения/погашения не превышающий один год после даты отчета, а также продолжительность операционного цикла более года. Прочие обязательства и активы являются долгосрочными.

Такая процедура как оставление бухгалтерского баланса осуществляется в строгом соответствии с финансово-хозяйственными нормами - в нем должны быть упомянуты и отражены требования нормативных и правовых актов по бухучету:

По раскрытию в отчетности информации про изменения в учетной политике, которые способны оказать (либо уже оказали) существенное влияние на положение финансов, состояние экономических результатов деятельности организации или движения ее денежных средств.

  • · О различных операциях в зарубежной валюте.
  • · О производственно-материальных запасах.
  • · О расходах и доходах действующей организации.
  • · Об основных имеющихся средствах.
  • · О следствии из событий после отчетной даты.
  • · О следствии условных фактов деятельности.

По раскрытию в отчетности бухгалтерского типа той либо иной информации об обязательствах организации, об ее капитале, активах и резервах.

Составление бухгалтерского баланса за отчетный год проводится в соответствии с данными остатков по кредиту и дебету синтетических счетов на конец и начало периода соответственно. Чтобы не ошибиться в проведении данной процедуры, требуется взять данные из годового баланса, составленного в предыдущем году, при этом учитывая, что номенклатура статей утвержденного прошлогоднего баланса должна быть приведена соответственно с группировкой и номенклатурой, установленной на конец года.

Актуальность информации: 2019-01-23

Организации, имеющие юридический адрес в Чехии, должны вести бухгалтерский учет согласно чешскому законодательству. Рамки и способы ведения бухгалтерского учета установлены законом о бухгалтерском учете – č. 563/1991 Sb.

Обязанность вести бухгалтерский учет несут:
- Юридические лица, имеющие юр. адрес в Чехии;
- Иностранные лица, если занимаются предпринимательской деятельностью на территории Чехии;
- Физические лица имеющие лицензию на ведение предпринимательской деятельности;
- И другие бухгалтерские единицы, которым это предписывает закон

Основные принципы бухгалтерского учета:

Отчетный период
Фискальный налоговый год должен содержать двенадцать следующих подряд месяцев.
Дополнение к закону о бухгалтерском учете, действующее с 1.1.2001, дает возможность налогоплательщикам вести бухгалтерский учет и в других периодах, кроме календарного года, по согласованию с налоговыми органами.

Бухгалтерская система
Чешская бухгалтерская система для юридических лиц основана на системе двойной бухгалтерии, которая совместима с бухгалтерскими системами в других странах Европы.

Амортизация
Чешское законодательство различает амортизацию двух видов: налоговую и бухгалтерскую.

Бухгалтерская амортизация
Размеры и способ применения амортизации определяет предприятие в рамках бухгалтерских правил. Бухгалтерская амортизация входит в затраты предприятия.

Налоговая амортизация
Размер и способ применения определяется в Законе о налоге на прибыль. Налоговая амортизация рассчитывается при определении налоговой базы налога на прибыль.

Амортизации рассчитываются на основании расходов на приобретение и используются либо равномерно (§ 31 Zákon 586/1992 Sb.) или ускоренно (§ 32 č. 586/1992 Sb.). Способ амортизации для каждого новоприобретенного материального и нематериального имущества в большинстве случаев устанавливает собственник, способ нельзя менять в течение всего периода амортизации. Ставки и сроки амортизации основываются на типе имущества – материальное или нематериальное имущество.

Материальное имущество
Основные средства засчитываются по группам амортизации – чешская бухгалтерская система Чехии различает 6 групп. Определение амортизационных групп – часть приложения к Закону о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Амортизационная ставка в год приобретения ниже, чем в последующие годы, невзирая на тип амортизации. Исключения устанавливаются Законом о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Оценка запасов
Запасы оцениваются по так называемым складским ценам. Чешские законы допускают два способа расчета складской цены:

Расчет складской цены по методу FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл - первым ушёл), то есть первый элемент, входящий в систему, одновременно первым из нее выходит (в качестве первых бухгалтерских списывают те предметы, которые были закуплены первыми)
- Расчет складской цены, так называемым методом средней цены, то есть запасы оцениваются по определенной формуле, и по этой цене товары выдаются со склада (стоимость является средним арифметическим).

Если предприятие решает пользоваться конкретным методом для определенного типа товара, этим методом и должно пользоваться на протяжении всего года, без изменений в течение года.

Оценка запасов методом LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл - первым ушёл) в Чешской Республике не допускается.

По данным Всемирного банка, в Рейтинге легкости ведения бизнеса The World Bank Group Чешская Республика занимает 27-е место из 190 стран, опережая такие европейские страны, как Франция (29-е место в рейтинге), Словения (30-е место), Словакия (30-е место), Российская Федерация (40-е место) и другие. Согласно приведенным данным, Чехия занимает первое место в рейтинге легкости осуществления международной торговли, а также является страной, в которой довольно просто создать предприятие, зарегистрировать собственность или получить кредит в банке.

Поэтому неудивительно, что многие иностранцы выбирают Чехию для открытия и развития собственного малого, среднего и крупного бизнеса. По данным чешского Министерства промышленности и торговли, из 330 080 действующих ИП в Чехии, 32 230 предпринимателей (то есть 9,8%) - иностранцы: в частности, украинцы (9918 ИП), вьетнамцы (4228 ИП), россияне (1778 ИП), казахстанцы (343 ИП) и представители других наций. Большая часть индивидуальных предпринимателей-иностранцев, сконцентрирована в столице Чехии - Праге, но в последние годы бизнес, принадлежащий иностранцам, стал выходить за пределы столицы.

Тем не менее, несмотря на привлекательность Чехии для иностранного предпринимателя, ведение бизнеса в Чешской Республике имеет свои особенности. По мнению преподавателей Школы бизнеса в Праге , открытой при образовательном центре «Study Consulting», чешский рынок довольно специфичен и консервативен, и требует своеобразного подхода при открытии любого коммерческого предприятия.

Участники Школы бизнеса - иностранные предприниматели, планирующие открыть или имеющие бизнес в Чехии, - считают, что самым сложным при открытии бизнеса в Чехии для них было понять налоговые и административные обязанности, связанные с открытием и ведением бизнеса в ЧР. По их словам, было сложно понять и привыкнуть к менталитету местных жителей, определяющему характер спроса на продукты и услуги, а также верно рассчитать ценовую политику предприятия. Довольно большим препятствием на пути к успеху и получению прибыли является слабое владение чешским языком.

В то же время иностранные предприниматели в Чехии положительно отзываются о процессе открытия нового предприятия и сравнительно небольшой бюрократии в чешских государственных органах. К примеру, для открытия индивидуального предпринимательства (živnostenské oprávnění) потребуется всего 1000 чешских крон, заявление и паспорт заявителя (в некоторых случаях может также потребоваться справка об отсутствии судимости), и всего пять дней.

Для открытия общества с ограниченной ответственностью достаточно уставного капитала в объеме 1 чешской кроны. Положительным фактом является и то, что чешское государство предоставляет дотации на развитие малого и среднего бизнеса в размере от 50 000 крон до нескольких миллионов крон. Получить их могут не только чешские граждане, но и иностранные предприниматели, открывшие в Чехии ИП или юридическое лицо. Дотации даются заявителем на основании предложенного структурированного бизнес-плана.

В рамках практической образовательной программы Школы бизнеса в Праге педагоги вместе с участниками разрабатывают бизнес-план, в том числе подходящий для получения дотации или инвестиционного кредита.

На исторически значимом этапе перехода постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы от директивно-плановой экономики к рыночной важную роль играет возрождение и развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее быстрого пути к становлению частного сектора, формированию среднего класса, смягчению остроты социально-экономических последствий рыночных реформ, как значительного фактора социально-политической стабильности общества.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.

Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере. Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: он устремился в торгово-посредническую деятельность и сферу услуг. В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Они составляют от 90 до 96% всех малых и средних предприятий в странах ЦВЕ. Так, например, в Болгарии в 1997 г. из числа действующих частных предприятий 91,6% приходилось на мелкие фирмы с численностью занятых до 10 человек; 1,2% - от 50 до 99 человек и 1,4% - свыше 100 человек. По некоторым оценкам, в секторе малых и средних предприятий создается около 18% ВВП Болгарии.

Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии. В 1997 г. численность предпринимателей, включая помогающих в бизнесе членов семьи, достигла 603 тыс. и составила 12,1% общей численности занятых, в том числе мелкие предприниматели без наемной рабочей силы - 7,6%, предприниматели с наемной рабочей силой - 4,1%, члены семей предпринимателей, помогающие в бизнесе - 0,4%. Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают 34,7% производства в промышленности, 68,5 - в строительстве, 90,7 - в торговле, 85,6 - в гостиничном комплексе, 87,8 -в сфере услуг и 44,4% - на транспорте.

В 1999 г. 76% ВВП Чехии создавалось в частном секторе, в том числе 33,3% - в секторе малых и средних предприятий (в 1996 г. - 32,5%). В 2000 г. на этих предприятиях создавалось уже 53% ВВП и было занято 56% рабочей силы.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку. В 1992 г. был принят «Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», направленный на стимулирование развития этой формы хозяйственной деятельности.

Согласно чешскому законодательству к средним отнесены предприятия с численностью занятых до 500 человек (с 1996 г. - до 249 человек), к малым - с численностью до 10 человек.

В последних нормативных документах дана более полная характеристика малого предприятия: численность работников менее 50 человек, объем оборота за последний календарный год не более 250 млн. крон, активы или имущество не превышают 180 млн. крон. (Эти критерии установлены на 2000 г., ранее при определении статуса малого предприятия использовался только один показатель - численность занятых).

Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Такая норма «независимого предприятия», принятая в Европейском Союзе, действует практически во всех странах ЦВЕ. В законе определены конкретные направления деятельности государственных органов по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу:

1.меры по повышению капитализации предприятий: льготные кредиты с льготной процентной ставкой и льготным сроком погашения; субсидирование части процента по кредитам; прямые дотации;

2. поддержка программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Государственная поддержка подготовке учеников, повышению уровня специальной подготовки как предпринимателей, так и работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

3. поддержка служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса;

4. поддержка услуг по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

5. поддержка прикладных исследований и технического развития;

6. поддержка создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с
ограниченной трудоспособностью;

7. поддержка экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

8. поддержка сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных;

9. поддержка результатов исследований по проблематике малого и среднего бизнеса.

Главным препятствием развития малого бизнеса в постсоциалистических странах выступает низкий уровень капитализации, связанный со значительными трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства в большинстве стран ЦВЕ являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они вынуждены выплачивать банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия, поскольку банки действуют весьма осторожно, стараясь максимально снизить свои риски.

В мире существует практика создания структур, оказывающих финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например, в США функционирует Small Businees Administration, основанная Конгрессом США еще в 1953 г., предоставляющая гарантии на кредиты малым и средним предпринимателям. В Европе такие специализированные кредитные организации активно действуют в Австрии и Германии.

В Чехии по образцу развитых стран еще в 1992г. был учрежден и начал функционировать банк развития с государственным участием - Чешско-моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Для его «запуска» правительство выделило 900 млн. крон. В настоящее время ЧМБГР - это универсальный банк с уставным капиталом в 1.100 млн. крон.

Основным направлением деятельности Чешско-моравского банка гарантий и развития является поддержка инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предприятиями. С 1997г. банк также участвует в реализации государственной жилищной программы в форме предоставления беспроцентных кредитов на жилье, в поддержке экспорта, финансировании проектов по улучшению объектов гражданской инфраструктуры.

До 2000 г. государству принадлежало 49% капитала ЧМБГР, 51% - крупным чешским коммерческим банкам. В июне 2000 г. государство приобрело контрольный пакет акций ЧМБГР - 59,7%, что было условием Европейского инвестиционного банка, который предоставил государственному Консолидационному банку долгосрочные кредиты в объеме 15 млрд. крон на финансирование гражданской инфраструктуры.

Чешско-моравский банк гарантий и развития предоставляет малым и средним предприятиям гарантии под:

Среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты. Уровень гарантий может достигать 70% объема кредита. На запасы и эксплуатационные расходы может быть использовано максимально до 40% кредита;

Эксплутационные кредиты - гарантии предоставляются под кредиты на приобретение запасов и на эксплуатационные расходы, связанные с проектом. Максимальный срок гарантий - четыре года, их размер ограничен 50% суммы кредита или максимально до 5 млн. крон; - лизинг - гарантии предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70% или до 30 млн. крон.

За период 1992-1998 гг. ЧМБГР предоставил гарантии под 2287 кредитов на общую сумму 10,9 млрд. крон, льготные кредиты с гарантией на сумму 19,0 млрд. крон. Средний размер гарантий составил примерно 55,2% объема кредита. За этот же период предпринимателям было выделено 8214 финансовых субсидий на общую сумму 5,9 млрд. крон. В целом объем кредитов, поддержанных государством через посредство ЧМБГР, составил 45,4 млрд. крон (около 1,5 млрд. долл.).

Наибольший объем гарантий на кредиты был предоставлен на региональные инвестиционные проекты, реализованные в экономически отсталых районах северной Моравии (примерно 40%) и Южной Чехии. Причем средний размер гарантии составил 4,8 млн. крон на один предпринимательский инвестиционный проект. Более 50% общего объема гарантий, предоставленных ЧМБГР, было направлено на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а также на проекты в области промышленной торговли и услуг для населения.

За тот же период ЧМБГР субсидировал выплату процентной ставки по более чем 8200 кредитам на общую сумму 6 млн. крон, что заметно снизило финансовую нагрузку на предпринимателей при погашении кредитов в размере 45 млн. крон. Инвестиционные проекты, реализованные при поддержке банка, способствовали созданию свыше 50 тыс. новых рабочих мест.

В случае невыполнения условий договора со стороны предпринимателя банк приостанавливал финансовую поддержку, а в ряде случаев требовал от него возврата предоставленной суммы.

Кроме поддержки малого бизнеса через ЧМБГР как гаранта кредитов, государство оказывает малому и среднему предпринимательству помощь, выделяя деньги из госбюджета. Это хорошо видно из его структуры. В бюджете отдельной строкой предусмотрены такие средства:

Чешско-моравскому банку гарантий и развития;

На региональные программы предпринимательства;

На поддержку предпринимателей, предоставляющих рабочие места лицам с ограниченной трудоспособностью;

На инвестирование в депрессивных промышленных зонах;

На региональные программы развития северной Моравии;

На программу развития приграничных районов северо-западной Чехии.

Соответственно, каждый год правительство представляет Чешскому Национальному Совету отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности использования выделенных на эти цели средств.

Еще одной важнейшей формой поддержки малого и среднего бизнеса в Чехии является предоставление ему финансовой помощи в рамках целевых государственных программ, ежегодно принимаемых Министерством промышленности и торговли и Министерством местного самоуправления, реализатором которых выступает все тот же Чешско-моравский банк гарантий и развития.

В 2000 г. в бюджете Чехии на поддержку малого и среднего предпринимательства Министерству промышленности и торговли и Министерству местного самоуправления было выделено 1,95 млрд. крон (в 1999 г. - 1,5 млрд. крон). В проекте бюджета на 2001 г. предполагалось выделить 1,3 млрд. Крон.

Согласно закону программы должны содержать сведения о: предмете и цели поддержки; критерии ее получателей; центральном органе государственного управления или структуре, объявляющих программу; форме поддержки и условиях ее предоставления; санкциях за нецелевое использование государственной поддержки; размере и сроках предоставления отдельных видов поддержки. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на одобренные правительством программы поддержки, осуществляет Высший контрольный комитет.

Льготы, предусмотренные государственными программами, предоставляются предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, строительства или ремесленного производства, услуг, включая медицинские, торговли и транспорта, за исключением службы такси. Льготные кредиты могут использоваться на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, машин, оборудования и средств транспорта, ноу-хау, реконструкцию и модернизацию зданий. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства ориентированы в основном на поддержку инвестиционных средне - и долгосрочных кредитов.

Для получения поддержки предпринимательские проекты должны отвечать хотя бы одному из следующих условий:

Создание новых рабочих мест, минимально 1 рабочего места не позднее 1 года с момента подписания кредитного договора и сохранение этих новых рабочих мест в течение всего срока предоставления поддержки;

Прием на работу лиц с ограниченной трудоспособностью на полный или частичный трудовой договор - минимально 1 лицо в течение 1 года;

Улучшение экологии как следствие реализации проекта;

Повышение экспортной производительности предприятия, подтвержденной данными об объеме экспорта получателя поддержки за соответствующий период и копиями таможенных деклараций, подтверждающих эти данные;

Производство средств медицинской техники для инвалидов.

Проекты должны быть реализованы на территории Чехии. Поддержка предоставляется только на инвестиционные кредиты. На запасы, долговые требования до срока погашения и на возмещение эксплуатационных затрат может быть использовано не более 40% объема кредита. Поддержка не предоставляется предприятиям, которые имеют непогашенные обязательства в отношении госбюджета и государственных фондов.

За невыполнение условий программы для заемщика предусмотрены санкции в виде штрафов в размере 1-5% от суммы первого транша кредита. В случае нецелевого использования кредита, нарушения условий программы или реализации проекта вне территории Чехии заемщик обязан незамедлительно погасить кредит.

Число государственных программ постоянно растет. Так, на 2000 г. объявлено 18 государственных программ (против 10 программ в 1997 г., 8 - в 1998г. и 9 - в 1999 г.). Познакомимся с краткими характеристиками некоторых из них.

Одной из ведущих целевых программ поддержки, реализуемых ЧМБГР, является программа «Кредит», заказчиком которой выступает Министерство промышленности и торговли. Она рассчитана на малые предприятия с численностью занятых менее 50 человек, реализующие инвестиционные проекты, направленные на поддержку экспорта, создание новых рабочих мест.

С 1993 г. работает государственная программа «Регион», цель которой - привлечение малого бизнеса в экономически слабые регионы страны и решение за счет этого проблемы занятости населения в этих областях. Основным условием участия в программе является создание в течение года новых постоянных рабочих мест: с момента получения поддержки в размере до 10 млн. крон - 2 рабочих места, свыше 10 млн. крон - 5 рабочих мест. Максимальный размер кредита - 20 млн. крон сроком до 4 лет.

Программа «Капитал», действующая с 2000 г., направлена на поддержку реализации инвестиционных проектов по повышению конкурентоспособности отечественного производства, росту экспорта, увеличению производительности труда и занятости, а также внедрению экологически безопасных передовых технологий.

В том же году принята и новая программа «Малые кредиты» по созданию альтернативных источников финансирования предпринимательских проектов малого бизнеса, направленных на развитие производства и новых технологий.

Кредиты предоставляются на финансирование инвестиций в новые технологии (минимально 70% кредита), ноу-хау (максимально 30% кредита), решение проблемы ликвидности (максимально 30% кредита).

Сделанный обзор форм и методов поддержки инвестиционных проектов в Чехии в рамках государственных целевых программ, хотя и сравнительно краткий, все же убедительно свидетельствует о той активной роли, которую играет государство в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства.

В то же время ряд чешских либеральных экономистов считает контрпродуктивным наличие столь большого числа программ, поскольку это, по их мнению, распыляет средства, выделенные из госбюджета. Они полагают, что более эффективным инструментом поддержки является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Собственно, налоговая реформа в Чехии так и идет - в направлении уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия, усиления самодостаточности региональных бюджетов, упрощения системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Ставка налога на прибыль юридических лиц снизилась с 45% в 1993 г. до 35 в 1999 г. и 31% в 2000 г. Это адекватно налогообложению доходов юридических лиц, действующему в развитых странах Евросоюза: Австрия - 36%, Великобритания - 31%, Швеция -28%, Франция - 33,3% (данные на 1998 г.).

В соответствии с новой редакцией Закона о налогообложении доходов (1993 г.), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., мелкие предприниматели, прибыль которых не достигает в отчетном году 1 млн. крон, могут применять вмененный налог.

В дополнение к этому, малым предприятиям разрешено применять механизм ускоренной амортизации и переоценки основных фондов в течение пяти лет.

А для тех, кто привлекает к труду на своих предприятиях лиц с ограниченной трудоспособностью, установлены льготы в налогообложении в размере 18000 крон (согласно норме старого законодательства - 9000 крон) и 60000 крон (до этого 26500 крон) для использующих труд инвалидов с серьезной потерей трудоспособности. Сверх того, предпринимателям на 30% снижается основное налогообложение за счет фактических затрат на профессиональное обучение учеников.

И, наконец, нельзя не сказать о ценах. Динамичному развитию сектора малого и среднего предпринимательства способствует довольно жесткая политика либерализации цен, которая изначально базируется на поэтапном отпуске цен при регулирующей функции государства в пакете последовательных и взаимоувязанных мер макроэкономической стабилизации.

Доля регулируемых цен и тарифов, а также непрямых налогов в потребительской корзине составляет сегодня 18,3 %, в основном это цены в отраслях естественных монополий.

Благодаря государственным инструментам регулирования цен Чехии, в отличие от других постсоциалистических стран, удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. После скачка цен в 1991 г. на 56,6% как следствие отпуска цен, в последующие годы инфляция стабилизировалась на уровне 8-10%. В 1999 г. рост потребительских цен составил 2,1%, в 2000 г. - 4,0%.

Анализ опыта Чехии показывает, что на этапе становления рыночных отношений в условиях непрозрачного финансового рынка и нестабильного банковского сектора государственная поддержка - необходимый и эффективный инструмент развития малого предпринимательства.

Экономическая политика этой страны в области поддержки малого бизнеса предлагает целый ряд инструментов, использование которых в случае координированной политики может не только заметно уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателя, но и снизить кредитный риск коммерческих банков, предоставляющих кредиты субъектам малого бизнеса. Как видим, государственная политика должна быть повернута в сторону малого предпринимательства и предполагает использование широкого комплекса форм и методов. Это и разработка солидной нормативно-правовой и институциональной базы развития малого бизнеса; и создание государственного банка гарантий и развития; и разработка государственных программ поддержки малых предприятий; и подключение их к информационной и консультационной сети; и модификация налогового законодательства в направлении стимулирования развития малого предпринимательства.

Успех экономических реформ во многом зависит от формирования среднего класса, являющегося основой общества в развитых европейских странах. Трудно представить себе построение гражданского демократического общества и рыночной экономики без создания необходимых условий и экономической базы развития среднего класса, без поддержки со стороны правительства. Нельзя не учитывать и то, что именно средний класс во многом будет определять и политический облик общества.

В современном экономическом пространстве в качестве основных работодателей выступают коммерческие субъекты. В странах с развитой промышленной отраслью на малые и средние коммерческие объекты приходится около 60% общей трудовой занятости. К таким странам относится Чехия, где еще в 2000 году в малом и среднем бизнесе было задействовано 56% рабочей силы.

Одним из важных условий для продуктивной предпринимательской деятельности является поддержка государства, в частности создание благоприятных условий для его реализации. Речь идет о системе коммерческого кредитования объектов.

Итак, попробуем разобраться, что же нужно для получения европейского кредита.

Во-первых, для получения стартового капитала предприниматель должен предоставить план-проспект. Под ним мы понимаем продуманную стратегию предпринимательской деятельности, в которой необходимо предоставить перечень услуг(ассортимент товара), пути развития, актуальный анализ рынка сбыта. Одним из важных пунктов является система финансирования, где нужно указать сроки окупаемости проекта, индексы расходов и доходов, при этом важно учитывать воздействие внешних факторов (например, деятельность конкурентов), а также возможность непредвиденных расходов.

По большому счету бизнес-план - это своего рода убеждение инвесторов и кредиторов в целесообразности реализации данной концепции.

Во-вторых, необходимо указать поставщика услуг. Эта информация может быть в бизнес-плане. Чаще всего для получения кредита в Чехии в качестве генподрядчиков указывают чешских поставщиков.

Следующим условием для получения кредитование малого и среднего бизнеса в Чехии является залог. Например финансовые учреждения РФ выдают кредиты только в том случае, когда размер поруки составляет 150-200% от установленной суммы. К нему относятся земельные участки, недвижимость, уступка прав владения и распоряжения проектом.

Немаловажным считается и наличие собственных средств у заемщика. Как правило, они должны составлять не менее 15% от общего бюджета проекта. Это условие говорит о частичной финансовой готовности будущего предпринимателя к развитию собственной модели. По возможности заемщик вносит большую сумму, поскольку от нее зависит процентная ставка и предполагаемые сроки погашения кредита.

Для получения средств на развития бизнеса необходимо предоставить отчеты заемщика, ТЭО проекта, бизнес-план, а также информацию о залоге.

Напомним, что под коммерческим кредитом мы понимаем материальные средства, которые выдаются предприятию для реализации технологии его развития. Погашение займа обычно осуществляется поквартально или каждые полугода равными частями с учетом процентной ставки. Возможна система досрочного погашения кредита.

Изначально собрать полную сумму для открытия нового объекта в коммерческом пространстве довольно сложно. С целью поддержания и оптимального развития экономики в стране предоставляется капитал взаймы. Для того, чтобы дело было успешно реализованным, необходимо просчитать все нюансы. Особенно это касается расходов, в том числе и непредвиденных. Чтобы не пришлось заново оформлять кредит, нужно учесть все потенциальные растраты. Правомерность кредитования того или иного плана (проекта) покажет уровень доходов. Их должно хватать на погашения кредита, кроме того должна оставаться еще прибыль.

В станах, экономика которых находится на переходном этапе, на сегодняшний день особую помощь объектам МСБ оказывает ЕБРР. Чехия с момента входа в европейское пространство (2007 год) больше не получает инвестиции от ЕБРР, а является одним из его членов.