Банковские карты

Презентация на тему налоги и бюджет. Урок по экономике на тему "налоги". Чем же отличаются налоги прямые от косвенных

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

16.2. Налоги и налоговая система.

16.3. Классификация налогов. Виды налогов в России.

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

Финансы - денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны - совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира. Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием ≪финансы≫ определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий,

фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий, фирм, корпораций - это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов:

Финансы населения - это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы - сложная система, включающая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Схема финансовой системы

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы - централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий - децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе - государственный бюджет.

Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фондам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет - это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны - совокупность бюджетов трех уровней:

федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного). В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципубюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы

бюджетной системы России:

1) единство бюджетной системы;

2) полнота бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов;

4) гласность бюджетов;

5) сбалансированность бюджетов;

6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса. Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме. Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями. Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток). Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.










Прогрессивный – это налог, ставка которого возрастает по мере роста налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог, ставка которого не изменяется по мере роста налогооблагаемой базы. Регрессивный – это налог, ставка которого снижается по мере роста налогооблагаем ой базы. По характеру налоговых ставок


*П*П ринципы налогообложения 1. Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов. 2. Равнонапряженность. Одинаковые для всех требования к величине налогов. 3. Стабильность. Неизменность налоговых ставок и видов налогов во времени. 4. Обязательность. Неизбежность выплаты налога. 5. Социальная справедливость.


*К*К ривая Лаффера М Налого вые поступ ления Ставка налога, % А Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности.


*Н*Н алоговая система Российской Федерации Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке государственными органами с плательщиков юридических и физических лиц на территории страны образует налоговую систему государства. Её устанавливает Налоговый Кодекс РФ 146-ФЗ от г. (часть 1).




*I*I. Федеральный уровень Налоги уплачиваемые в государственный бюджет: Налог на добавленную стоимость (НДС); Акцизный налог; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль предприятий; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Государственная пошлина и т.д.







Тема: «Государственные финансы: налоги, бюджет, государственный долг»

Государственный бюджет – это сводный план сбора доходов и использования полученных средств (рассматриваются статьи доходов и расходов).

Уровни бюджета РФ (стр.274)

1.Федеральный бюджет – принимается Гос. Думой

2. Бюджет субъекта федерации – принимается представительным органом (Дума Белг. области)

3. Местный бюджет – представительный орган города, поселка и т.д.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов над доходами (профицит - Д˃Р)

Основные методы выхода из ситуации государственного дефицита:

  1. Сокращение бюджетных расходов
  2. Выпуск (эмиссия) новых денег
  3. Изыскание источников дополнительных доходов – повышение налогов
  4. Формирование государственного долга:

а) внутренний – перед гражданами, банками, фирмами, купившими государственные ценные бумаги

б) внешний – перед иностранными правительствами, международными банками и финансовыми организациями

Основной источник пополнения бюджета – налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Функции налогов:

  1. Фискальная – формирование денежных доходов государства
  2. Распределительная – перераспределение доходов государства на важнейшие гос. нужды (социальное развитие, с/х, образование и т.д.)
  3. Регулирующая – помощь в создании условий для развития определенных отраслей экономики (с помощью налоговых льгот)

Уровни налогообложения (структура налоговой системы России):

1.Федеральные налоги (НДС, таможенная пошлина, подоходный налог)

2.Налоги субъекта федерации (налог на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами)

3.Местные налоги (налог на имущество граждан, земельный налог, сбор за регистрацию предпринимателей).

Кривая Лаффера – показывает зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога(%)

Налоговые

поступления

Ставка налога (%)

ВИДЫ НАЛОГОВ:

1 .По субъектам налогообложения: (а) юридические лица; (б) физические лица.

2 .По способу взимания:

(а) прямые – взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на землю..)

(б) косвенные – включаются в цену и тарифы на товары и услуги (акциз на алкоголь, табак и др).

3. По характеру налоговых ставок:

(а) пропорциональная налоговая система – налог с единой процентной ставкой налога независимо от дохода (подоходный налог – 13%);

(б) прогрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов;

(в) регрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением дохода (НДС – налог на добавленную стоимость).


4-е изд., перераб. и доп. - М.: 201 6. - Т .1 - 363с., Т.2 - 418с.

В учебнике в полном соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 080105 «Финансы и кредит» раскрываются все обязательные термины и понятия по дисциплине «Бюджетная система». В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность. Важное место отведено значению бюджета как макроэкономическому регулятору, а также ключевым вопросам бюджетной реформы, включая бюджетирование, ориентированное на результат, и аудит эффективности.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 90,5 Мб

Скачать: Rghost

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 24 Мб

Скачать: Rghost

ТОМ 1.
Слова благодарности 7
Предисловие А. Л. Кудрина 9
Предисловие к четвертому изданию 11
Предисловие к третьему изданию 14
Введение 17
Раздел I. Роль бюджета в исторической ретроспективе
Глава 1. Бюджетные реформы М. М. Сперанского 23
Выводы 34
Вопросы для самоконтроля 34
Глава 2. «План финансов» и манифест от 2 февраля 1810 г 35
Выводы 39
Вопросы для самоконтроля 39
Раздел II. Управление бюджетами
Глава 3. Правовые основы бюджетной системы 43
Выводы 58
Вопросы для самоконтроля 58
Глава 4. Бюджетное устройство 60
4.1. Бюджетная система Российской Федерации 61
4.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 70
Выводы 75
Вопросы для самоконтроля 76
Глава 5. Бюджетная классификация 77
5.1. Понятие бюджетной классификации 78
5.2. Классификация доходов бюджетов 80
5.3. Классификация расходов бюджетов 84
5.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 89
Выводы 92
Вопросы для самоконтроля 93
Раздел III. Политика формирования доходов бюджетов
Глава 6. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов 97
6.1. Формирование доходной части бюджетов 98
6.2. Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации 108
Выводы 114
Вопросы для самоконтроля 115
Глава 7. Методология прогнозирования доходов 116
Выводы 125
Вопросы для самоконтроля 125
Глава 8. Федеральные налоговые доходы 126
8.1. Налог на добавленную стоимость 127
8.2. Акцизы 132
8.3. Налог на доходы физических лиц 136
8.4. Налог на прибыль организаций 145
8.5. Налог на добычу полезных ископаемых 151
8.6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 154
8.7. Водный налог 156
8.8. Государственная пошлина 157
8.9. Специальные налоговые режимы 158
8.9.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 158
8.9.2. Упрощенная система налогообложения 163
8.9.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 166
8.9.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 169
8.9.5. Патентная система налогообложения 170
Выводы 171
Вопросы для самоконтроля 171
Глава 9. Региональные налоговые доходы 172
9.1. Транспортный налог 173
9.2. Налог на имущество организаций 174
9.3. Налог на игорный бизнес 175
Выводы 176
Вопросы для самоконтроля 177
Глава 10. Местные налоговые доходы 178
10.1. Земельный налог 179
10.2. Налог на имущество физических лиц 180
Выводы 184
Вопросы для самоконтроля 184
Глава 11. Неналоговые доходы бюджетов 185
Выводы 192
Вопросы для самоконтроля 192
Раздел IV. Финансовое обеспечение государственных обязательств
Глава 12. Общая характеристика расходов бюджетов 195
12.1. Основы осуществления и разграничения расходных обязательств 196
12.2. Реализация расходных обязательств в бюджетном процессе 211
12.3. Действующие и принимаемые расходные обязательства 220
12.4. Исполнение расходных обязательств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств 223
12.5. Исполнение бюджета по расходам 228
12.6. Формирование и исполнение расходов федерального бюджета 230
12.7. Основные параметры расходов федерального бюджета 236
12.8. Повышение эффективности бюджетных расходов 241
Выводы 245
Вопросы для самоконтроля 247
Глава 13. Финансирование государственной инвестиционной политики 248
13.1. Приоритетные национальные проекты 250
13.2. Государственные корпорации 257
13.3. Особые экономические зоны 270
13.4. Федеральные целевые программы 276
13.5. Ведомственные целевые программы 282
13.6. Бюджетные инвестиции 285
Выводы 290
Вопросы для самоконтроля 291
Глава 14. Расходы на обеспечение государственных функций и социально-ориентированные расходы 292
Выводы 310
Вопросы для самоконтроля 310
Раздел V. Сбалансированность бюджетов: профицит и дефицит

Глава 15. Использование профицита и формирование финансового резерва 313
Выводы 321
Вопросы для самоконтроля 322
Глава 16. Дефицит бюджета и источники его финансирования 323
Выводы 337
Вопросы для самоконтроля 337
Глава 17. Управление государственным долгом 338
Выводы 356
Вопросы для самоконтроля 357
Глава 18. Внешние долговые требования Российской Федерации 358
Выводы 362
Вопросы для самоконтроля 363

ТОМ 2.
Раздел VI. Бюджетный федерализм
Глава 19. Правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
Выводы 20
Вопросы для самоконтроля 21
Глава 20. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 22
20.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета 23
20.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации 35
20.3. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов 37
Выводы 39
Вопросы для самоконтроля 40
Глава 21. Реформа межбюджетных отношений 41
Выводы 66
Вопросы для самоконтроля 68
Раздел VII. Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Глава 22. Общая характеристика государственных внебюджетных фондов 71
Выводы 75
Вопросы для самоконтроля 76
Глава 23. Пенсионный фонд Российской Федерации 77
Выводы 85
Вопросы для самоконтроля 86
Глава 24. Фонд социального страхования Российской Федерации 87
Выводы 93
Вопросы для самоконтроля 94
Глава 25. Фонды обязательного медицинского страхования 95
Выводы 108
Вопросы для самоконтроля 109
Раздел VIII. Бюджетный процесс
Глава 26. Участники бюджетного процесса и их полномочия 113
Выводы 132
Вопросы для самоконтроля 132
Глава 27. Порядок составления, рассмотрения иутверждения бюджетов 134
27.1. Составление проектов бюджетов 136
27.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов 141
27.3. Составление, рассмотрение и утверждение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период 143
Выводы 156
Вопросы для самоконтроля 157
Глава 28. Исполнение бюджетов 159
Выводы 171
Вопросы для самоконтроля 171
Глава 29. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности 172
Выводы 181
Вопросы для самоконтроля 181
Раздел IX. Экономическая и контрольная работа государственных органов
Глава 30. Работа органов по обеспечению доходов и расходов бюджетов 185
Выводы 199
Вопросы для самоконтроля 199
Глава 31. Органы, осуществляющие бюджетный контроль 201
Выводы 225
Вопросы для самоконтроля 225
Глава 32. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 226
Выводы 230
Вопросы для самоконтроля 231
Раздел X. Совершенствование бюджетного процесса
Глава 33. Этапы реформирования государственных финансов 236
33.1. Реформирование бюджетного процесса 239
33.2. Реструктуризация сети бюджетных учреждений 250
Выводы 255
Вопросы для самоконтроля 256
Глава 34. Повышение эффективности - цель бюджетной реформы 257
Выводы 266
Вопросы для самоконтроля 266
Глава 35. Региональный аспект бюджетной реформы 267
Выводы 278
Вопросы для самоконтроля 279
Глава 36. Итоги бюджетной реформы и направления ее дальнейшего осуществления 280
Выводы 288
Вопросы для самоконтроля 288
Раздел XI. Мировой опыт управления государственными финансами
Глава 37. Международный опыт бюджетных реформ 292
37.1. США 294
37.2. Новая Зеландия 304
37.3. Великобритания 307
37.4. Австралия 316
37.5. Швеция 321
37.6. Франция 324
Выводы 333
Вопросы для самоконтроля 334
Глава 38. Построение системы государственного аудита в зарубежных странах 335
38.1. Европейская счетная палата 337
38.2. Великобритания 342
38.3. Новая Зеландия 346
38.4. Франция 352
38.5. Швеция 355
Выводы 358
Вопросы для самоконтроля 359
Раздел XII. Предпосылки теории государственных финансов

Глава 39. Классические теории государства 363
Вопросы для самоконтроля 383
Глава 40. К науке государственных финансов 384
Выводы 393
Вопросы для самоконтроля 393
Глоссарий 395
Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов 410
Нормативные акты 410
Литература 414
Источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 417