Авто

Когда начала действовать система платон. Платон (система взимания платы)

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

1,53 ₽/км
3,73 с коэф.0,41 размер платы с 15.11.2015 по 15.04.2017

1,90 ₽/км
3,73 с коэф.0,51 размер платы с 15.04.2017*

50 774 км Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015 Дата запуска
Системы

2 000 000 Более двух миллионов транспортных средств

Объекты и элементы системы

Центры
Информационной
поддержки
пользователей


Система
мобильного
контроля


Бортовые
устройства


Интернет
-сайт

Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

Система
стационарного
контроля

Колл-центр
круглосуточно

  • Цели проекта

    Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

    Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

  • Документы и нормативные акты

    Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

    2. Оплата за фактически пройденное расстояние

    Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

    • оформление разовой Маршрутной карты;
    • использование Бортового устройства.

    Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

    При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

    3. Использование спутниковых навигационных систем

    Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

    4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

    Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

    • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
    • мобильный контроль - автомобили со специальным оборудованием.

    5. Вынесение ГИБДД постановлений об административных нарушениях по факту движения транспортных средств по федеральным трассам с нарушением установленного законом порядка движения (без внесения платы).

    Оператор Системы фиксирует факт нарушения владельцем транспортного средства Правил внесения платы и передает необходимые данные в правоохранительные органы для принятия решения о вынесении постановления об административном правонарушении.

  • Описание работы системы

    Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

    Регистрация в
    системе

    Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

    Личный кабинет

    После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

    Внести плату

    Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

    Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

    Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

    Маршрутная карта

    Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

    Бортовое устройство

    Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

    Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

    Способы оплаты маршрутных карт:

    • с расчетной записи Владельца транспортного средства, открытого в Системе взимания платы

    Способы пополнения расчётной записи:

    • безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы
    • банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы, через электронный кошелёк Qiwi, а также через интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»
    • наличными в агентских терминалах партнёров: Qiwi, Сбербанк, Московский кредитный банк, Элекснет, в сети салонов Евросеть
    • с помощью мобильного телефона, используя платёжный сервис МОБИ.Деньги

    Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

    Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.

    После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.

    В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

    В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

    Колл-центр

    Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

    • Колл-центром, работающим круглосуточно;
    • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

Читайте самые свежие новости России и мира в рубрике Все новости на Newsland, участвуйте в дискуссиях, получайте актуальную и достоверную информацию по теме Все новости на Newsland.

    23:39 20.10.2017

    Новая волна протестов против системы "Платон" может начаться в декабре

    Новая волна протестов против системы Платон начнется в стране в середине декабря, если власти не прислушаются к требованиям дальнобойщиков. Об этом Росбалту заявил организатор всероссийской забастовки дальнобойщиков, председатель Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин. По его словам, главное требование чтобы систему Платон отменили для российских перевозчиков, так как она не отвечает ни требованиям перевозчика, ни требованиям населения. Например, предполагалось, что благодаря Платону будет меньше нелегалов. Однако наоборот многие

    13:03 20.10.2017

    На кого работает "ПЛАТОН"

    Доброго времени суток всем. Признаюсь честно, после выступления в Общественной Палате в декабре 2016 года, практически не заходил на сайт системы Платон системы сбора средств за проезд по федеральным дорогам грузовых автомобилей, с разрешённой максимальной массой свыше 12 тонн. Незачем было. Показать полностью Но вот, в свете новых событий, о чём я писал вчера, зашёл. И был удивлён, если не сказать большего, я был разозлён так, что во рту скопились только слюни, да и те матершинные. Сейчас объясню в чём дело. По словам тогдашнего директора ООО

    02:20 23.05.2017

    Новые жертвы "Платона"

    04:06 03.05.2017

    Бастующих дальнобойщиков в Екатеринбурге отсекли канавой

    В 30 километрах от Екатеринбурга заблокировали 11 грузовиков местных дальнобойщиков, выступающих против системы Платон. Им попросту перекрыли въезд и выезд со стоянки, которую окопали канавой, сообщает Новая газета. По словам самих активистов, около 10 часов утра к протестному лагерю прибыла строительная техника и начала копать ров. Нас стояло около двадцати машин, десять успели вырваться, и уехать за пределы стоянки, одиннадцать осталось, рассказал Новой координатор екатеринбургских водителей Наиль Нигаматуллин. Слова координатора

    19:28 01.05.2017

    Офис "Платона" в Новокузнецке закидали экскрементами

    В Новокузнецке неизвестные закидали экскрементами офис системы по взиманию платы с дальнобойщиков Платон, пишет ВашГород.ру. Организация находится на проспекте Металлургов, 15. Напомним, система Платон внедрена в России в прошлом году, а с 15 апреля правительство увеличило тариф до 1,9 рубля за километр пути для большегрузного транспорта. Протестные акции регулярно проходят в различных городах страны, Новокузнецк не стал исключением. https://youtu.be/Goxjre_-EX4

    10:34 28.04.2017

    Беспорядки в Биробиджане: происки Госдепа или искать ближе?

    Биробиджан, предприниматель, успешно работающий в сфере ЖКХ и управляющий четвертой частью коммунального хозяйства города, тем не менее живущий в скромном доме и обладающий большим авторитетом в народе, но много лет бельмо в глазу местного чиновничества и завистников. Отягощенный множеством проблем и тяжб, он тем не менее решился публично поддержать забастовку дальнобойщиков и защищать их. И тут у него сразу начались новые краски жизни маски-шоу, попытки ареста, обыски. А с другой стороны разьяренные мужики, ставшие горой за собрата. Разве в

    13:00 27.04.2017

    Дальнобой

    Дальнобойщики Дагестана это люди труда. Я долго не понимал эту метафору. В советское время она мне казалась плакатно выдуманной, но побывав в Манасе (кумыкское село на трассе Махачкала Дербент) и увидев перед собой тысячи трудовых людей водителей-дальнобойщиков, собравшихся со всего Дагестана, представителей всех народов Дагестана, которые на момент моего приезда бастовали 24-й день, я понял, что люди труда не только есть, но что они восхитительны и от них исходит свет. Когда они не сгорбленными социальными животными ползут, для того чтобы

    09:23 24.04.2017

    "Как только первая кровь прольется, начнется революция"

    В нескольких регионах России проходят забастовки дальнобойщиков. Водители из Свердловской области, вместе с коллегами протестующие против системы Платон, одними из первых заявили требование об отставке правительства Дмитрия Медведева и выразили недоверие президенту Владимиру Путину. Это случилось на митинге 27 марта. Через два дня на участке Екатеринбургской кольцевой автодороги между Березовским и Верхней Пышмой они начали бессрочную забастовку, прекратив работу. Прошел 21 день и тишина. Порой кажется, что протест сдулся, как уже было в 2015

    12:54 21.04.2017

    Дальнобойщики: если власти не отменят "Платон", урожай на полях погибнет

    Дальнобойщики из Астрахани пригрозили, что не будут отвозить урожай с полей, если власти не отменят систему Платон. Участники акции протеста требуют полностью отменить систему Платон до июня, а не повышать тарифы, как накануне было решено в правительстве РФ, сообщает интернет-издание Кавказский узел. Мы предупредили чиновников и депутатов, что если до июня нас не услышат, не отменят систему Платон, то, когда начнется ранняя картошка, машины на поле не заедут. И с нами будут протестовать фермеры, которые набрали кредиты и не смогут их

    02:18 18.04.2017

    "Платон" им друг, но истина дороже...

    Давно, когда ещё Платон был только прожектом, с помощью которого господин Ротенберг намеревался поправить своё финансовое положение за счёт нищих россиян, я утверждал, что он не вернёт государству ни одной копейки из тех миллиардов, которые выудит из наших дырявых карманов. Но не менее серьёзное беспокойство вызывали экономические последствия экономического экскремента месьё Ротенберга унд Ко. Надо отметить, что уже тогда значительная часть грузовых автоперевозок балансировала на грани рентабельности. Увеличение поборов неизбежно вышвыривало

    09:54 17.04.2017

    "С нами так нельзя поступать, у нас нрав"

    Репортаж из протестного лагеря дальнобойщиков Северной Осетии Алании. В Северной Осетии уже три недели под селом Карджин (что значит хлеб), в 45 километрах от Владикавказа, на трассе М29 стоит стихийный лагерь дальнобойщиков, протестующих против системы Платон. В нем больше ста машин. https://www.youtube.com/watch?v=d3pIiEp06Ns Второй фронт осетинских дальнобойщиков раскинулся рядом с городом Дигора, там около 70 автомобилей. Многие дальнобойщики остаются на стоянках и просто не выходят в рейсы в знак поддержки коллег. В общей сложности, по

    08:50 16.04.2017

    ОМОН предотвратил автопробег в поддержку дальнобойщиков под Петербургом

    В субботу днем полиция, ДПС и ОМОН задержали от 8 до 10 человек, собиравшихся устроить автопробег в поддержку дальнобойщиков, выступающих против Платона. В числе задержанных оказался и лидер петербургских дальнобоев Андрей Бажутин. Соратники заявили об откровенной провокации правоохранителей при задержании лидера протеста. Показать полностью Это была чистая провокация со стороны правоохранительных органов. Участников автопробега остановили, к ним подошел полковник и заорал, что его избивают, после чего моментально налетели сотрудники ОМОН и

    07:50 16.04.2017

    Хроника забастовки дальнобойщиков: все последние новости.

    УДМУРТИЯ. Дальнобойщики намерены возобновить акцию протеста и с 17 апреля установить фуры на обочине Воткинского шоссе. Показать полностью ПЕТЕРБУРГ. Задержанные дальнобойщики продолжают оставаться в полиции г. Пушкина, хотя прошло уже более трех часов. Андрей Бажутин говорит, что ему вменяют оскорбление полицейского и что он намерен обратиться в ЕСПЧ в связи с происходящим. Говорят, некий майор написал на задержанных заявление, что они куплены Госдепом. ПЕТЕРБУРГ. Задержанных привезли в ОВД г. Пушкина под Петербургом, их обвиняют в

    12:26 15.04.2017

    Вступил в силу новый тариф "Платона". Километр пути подорожал

    С 15 апреля вступил в силу новый тариф системы Платон. Теперь плата за один километр пути будет составлять 1,90 рубля. Соответствующее постановление подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Подписанным постановлением коэффициент 0,82 заменяется на коэффициент 0,51. Размер платы за километр пути составит 1,9 рубля, сообщили в пресс-службе правительства России. Как сообщает портал Русская планета, ранее председатель правительства Дмитрий Медведев встретился с представителями малого и среднего бизнеса по вопросу работы системы

    18:31 14.04.2017

    "Отмены «Платона» уже недостаточно"

    Чем дольше власть игнорирует стачку дальнобойщиков, тем больше неприятных вопросов они хотят задать. В Саратовской области дальнобойщики бастуют на выезде из Энгельса. Около 40 грузовиков стоят на обочинах по обе стороны трассы. Высадив нас, водитель маршрутки сигналит в знак поддержки протестующих. Коротко гудит проезжающая мимо скорая. Показать полностью Притормаживает троллейбус, женщина за рулем машет рукой. Вчера около девяти вечера подходит к нам парень, кладет тысячу рублей. Мы подумали, вдруг это провокация, стали расспрашивать его.

    21:53 13.04.2017

    Как Платон поджигает Кавказ

    27 марта началась всероссийская акция протеста дальнобойщиков. Но, если ранее власти после подобных стачек шли на незначительные поблажки в виде замораживания роста тарифов системы Платон, снижения размера штрафов, то теперь стачка может открыть новую веху в истории России или станет началом отрезвления россиян и поднимет народные массы или же положит начало тоталитаризму с силовыми методами подавления несогласных и вернет страну в 1993 или в 1962 год. * ДАГЕСТАН: ЧТО ПРОИСХОДИТ На Кавказе вопрос с дальнобойщиками решается так же, как и вопрос10:23 07.04.2017

    Дагестанский чиновник призвал "разбивать рожи" протестующим дальнобойщикам

    Советник министра печати и информации Дагестана Руслан Акаев разместил в Facebook пост, в котором раскритиковал действия дальнобойщиков, протестующих против системы Платон. Акаев назвал их уродами и зверьми и призвал разбивать рожи. Свой пост Акаев уже удалил, однако многие пользователи успели сохранить скриншоты. Советник министра печати Дагестана призывает разбивать рожи дальнобойщиков и конфисковать их транспорт, - написал в своем Twitter житель Дагестана Руслан Магомедов. Фото: Twitter Чиновник написал, что попал в огромную пробку на

    09:24 06.04.2017

    Пока "Платон" от нас не отстанет, будем шашлыки жарить

    Как проходит стачка дальнобойщиков в Ростовской области В прошлый понедельник, 27 марта, в России началась стачка дальнобойщиков. Их не замечают федеральные телеканалы, их гоняют полиция, ГИБДД, ФСБ и Нацгвардия. Задача силовиков запугать протестующих, задача дальнобойщиков добиться того, чтобы их услышали. В Краснодарском крае протестующих преследуют борцы с экстремизмом из центра Э: наезжают на лидеров стачки те вынуждены менять номера телефонов, снимать с фур наклейки Отмените Платон, но, несмотря ни на что, не останавливаются. В

    15:17 05.04.2017

    Дальнобойщики продолжат забастовку, даже если власти введут АТО

    Вчера поздно вечером я разговаривал с питерскими дальнобойщиками, в частности, с Сергеем Владимировым, заместителем председателя Объединения перевозчиков России. В это время ребята как раз возлагали цветы на станции метро Технологический институт, где прогремел взрыв и погибли люди. Что думают о случившемся питерские дальнобои? На 90%, как они считают, это была провокация с целью сбить напряженность в обществе и дать возможность действовать более жестко по отношению к любым протестантам, к тем, кто гуляет по Тверской, к дальнобоям. Ко всем.

«Платон» - система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны ». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 года деньги будут взиматься с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования .

Из 39 миллионов транспортных средств, которые передвигаются по российским дорогам, тяжелые грузовики массой свыше 12 тонн составляют менее 4% (2 млн ед) . Но именно они наносят более половины вреда федеральным дорогам .

Оплата проезда осуществляется двумя способами - с помощью маршрутной карты или бортового устройства . Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства по тарифу 3,73 руб. за километр. Все собранные средства должны быть направлены в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

История создания

К концу 2013 года в России было зарегистрировано более 1,7 млн грузовиков массой более 12 тонн . Еще около 400 тысяч грузовиков - транзитные транспортные средства. Воздействие одного такого грузовика на дорожное покрытие эквивалентно воздействию 25-30 тысяч легковых автомобилей. При этом ущерб, наносимый дорогам, не возмещался за счет действующих налогов.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством Федеральное дорожное агентство и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (дочернее предприятие корпорации «Ростехнологии» ), которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией.

На заседании президиума Госсовета по развитию автодорог 8 октября 2014 года президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с предложением о том, чтобы Министерство транспорта РФ проработало предложение о введении платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой более 3,5 тонн.

В середине ноября 2014 года президент России Владимир Путин дал распоряжение кабинету министров до первого квартала 2015 года подготовить предложения по дальнейшему развитию принципа «пользователь платит» для поддержания в надлежащем состоянии региональных, межмуниципальных и местных дорог и пополнения дорожных фондов. В том числе, ввести систему оплаты за вред, причиняемый дорожному покрытию грузовыми автомобилями массой более 3,5 тонн на дорогах регионального и межмуниципального значения. При этом доходы, полученные от взимания платы с тяжелых грузовиков массой свыше 12 тонн, предлагалось передавать в региональные дорожные фонды.

18 мая 2015 года постановлением Правительства РФ № 474 были внесены поправки в постановление № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Значимое изменение - размер платы, взимаемой с владельцев фур за разбитые дороги: если до настоящего момента она составляла 3,5 рубля за километр, то теперь с учетом инфляции выросла до 3,73 рубля .

Принципы работы

Система взимания платы «Платон» предусматривает автоматизированный сбор, обработку, хранение данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме реального времени, а также взимание платы с пользователей в автоматическом режиме. Система взимания платы распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог и более 2 млн пользователей. Исходя из этого, в рамках проекта «Платон» будут выпущены бортовые устройства для автомобилей в количестве 2 млн единиц, которые выдаются пользователям бесплатно. Устройство представляет собой блок с ГЛОНАСС/GPS- и GSM-модулем, акселерометром, модулем защиты информации, а также датчиками нарушения целостности. Транспортное средство может передвигаться и без такого устройства - для этого водителю достаточно заранее приобрести маршрутную карту .

За мониторинг устройств будет отвечать 481 установленная на федеральных трассах рамка системы стационарного контроля (ССК), а также мобильный контроль (не менее 100 автомобилей).

Зарубежный опыт

Одна из первых систем взимания платы с грузовиков была введена в Австрии 1 января 2004 года . Это была рамочная система - при прохождении рамки со считывающего устройства, установленного на грузовике, снималась такса. В настоящее время в Австрии и Германии действует единая спутниковая система взимания планы TOLL2GO .

Практически все европейские страны взимают плату с грузовиков. Схожие с российской системой комплексы функционируют, например, в Словакии и Венгрии . При этом в России самый минимальный тариф по сравнению со всеми существующими европейскими системами.

В Белоруссии с 1 августа 2013 года введена система взимания платы с автомобилей BelToll . Платными в республике являются 1 189 километра дорог . BelToll использует радиосвязь на коротких расстояниях (DSRC). При прохождении транспортных средств, оснащенных специальными бортовыми устройствами через станции сбора платы, средства автоматически списываются со счета. Система рассчитана на взимание платы с автомобилей технически допустимой общей массой более 3,5 т независимо от страны регистрации, а также автомобилей с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, зарегистрированных за пределами Таможенного союза или в Луганской и Донецкой областях Украины. Плата за проезд варьируется от 0,04 до 0,145 евро/км.

Законодательная база

Основа системы взимания платы - Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года , вносящий изменения в КоАП , 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и в Бюджетный кодекс РФ . 68-ФЗ устанавливает обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Этот закон запрещает движение без оплаты, более того, устанавливает административную ответственность за движение без оплаты. Запуск системы назначен на 15 ноября 2015 года (по ФЗ №68 от 23 июня 2014 года ).

Ссылки:

  1. Сергей Настин. Деньги для «Платона»: как будет оплачиваться проезд по федеральным трассам . За рулем (24 июня 2015).
  2. Елена Алексеева. Грузоперевозчиков подвигают к регистрации в системе «Платон» . За рулем (6 октября 2015).
  3. Описание и назначение маршрутной карты
  4. Бортовые устройства - Общее описание . Официальный сайт системы взимания платы "Платон" (2015).
  5. Министерство транспорта Российской Федерации. Дорожные фонды . Министерство транспорта Российской Федерации.
  6. Транспортная телематика . Официальный сайт РТ-Инвест (2015).
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1662-р г. Москва . Российская газета (3 сентября 2014).
  8. Официальный сайт Министерства транспорта России .
  9. Официальный сайт "РТ-Инвест Транспортные системы" .
  10. Официальный сайт госкорпорации Ростех .
  11. Маргарита Лютова. С 2017 г. регионы смогут брать плату с фур за проезд по местным дорогам . Ведомости (19 марта 2015).
  12. В России будут развивать дороги по принципу "пользователь платит" . РИА Новости (14 ноября 2014).
  13. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 N 474 "О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации" . КонсультантПлюс (18 мая 2015).