Актуально

Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации Федеральный бюджет рф на год

К началу марта Минфин должен подготовить предложения по поправкам в федеральный бюджет на 2015 год с учетом нового макроэкономического прогноза и антикризисного плана правительства. Уточненный прогноз исходит из среднегодовой цены нефти Urals на уровне 50 долларов за баррель, вместо 96 долларов, заложенных в закон о бюджете на 2015 год, и курса доллара в 61,5 рубля вместо 49 рублей за доллар. Доходы бюджета в результате, по расчету Минэкономразвития, могут снизиться на 2,3 триллиона рублей.

Спад российской экономики в текущем году, согласно уточненным данным, составит 3% ВВП вместо прогнозировавшихся ранее 0,8%, инфляция ускорится до 12,2% вместо ожидавшихся ранее 7,5%. Дефицит бюджета РФ, по оценке министра финансов, в условиях уточненного прогноза может составить 2-3% ВВП. В законе о бюджете заложен дефицит 0,6% ВВП. При этом министр экономического развития полагает, что дефицит будет существенно больше и достигнет 3,8% ВВП.

Для выполнения бюджетных обязательств правительству в текущем году придется распечатать Резервный фонд. Закон о бюджете позволяет Минфину потратить до 500 миллиардов рублей из средств Фонда в этом году, однако министр финансов говорил ранее, что итоговая сумма на текущий год может быть существенно больше. Дополнительные средства потребуются на поддержку отраслей экономики в условиях кризиса.

При этом властям предстоит решить вопрос о сокращении расходов бюджета. Ранее уже было принято решение об урезании расходов казны на 10%, но глава Минфина заявлял о необходимости дополнительных сокращений на сумму около 600 миллиардов рублей. В общей сложности бюджет 2015 может не досчитаться 1,3 трлн рублей. Для этого, в частности, предлагается отказаться от индексации по уровню инфляции зарплат бюджетникам и социальных выплат и перенести половину всех расходов на строительство объектов, которые финансируются по госпрограммам, на более поздние сроки. Новые стройки также предложено заморозить полностью.

Закон не позволяет трогать социальные расходы, но в любой госпрограмме есть большие резервы эффективности, в том числе в госзакупках: если будут экономить за счет повышения эффективности, это принесет только пользу, а вот если на инвестиционных проектах, которые легче всего урезать, - выйдет плохо для стратегического развития экономики, - предостерегают эксперты.

«Главное - не допустить сокращения производства и роста безработицы. Но исполнение соцобязательств необходимо в заявленных объемах», - говорит главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

При этом глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил вообще не сокращать бюджетные расходы, а согласиться на увеличение дефицита бюджета, что менее вредно, чем секвестр.

«Я не уверен, что их вообще надо сокращать, потому что изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита», - заявил глава МЭР.

Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны

В начале сентября правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают представленный главный финансовый документ страны «достаточно оптимистичным».

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП

2012 2013 2014 2015 2016 2017
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы 20,7 19,5 19,9 19,4 18,9 18,3
Расходы 20,7 20 19,5 20 19,5 18,9
Дефицит -0,1 -0,5 0,4 -0,6 -0,6 -0,6

Источник: Минфин России

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами.

Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Траты на образование подрежут

При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. , в % к общему объему расходов

2012 2013 2014 2015
Общегосударственные вопросы 6,25 6,38 7,04 7,18
Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37
Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91
Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58
ЖКХ 1,77 1,33 0,9 0,82
Образование 4,68 5,04 4,65 3,95
Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72
Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38
Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,6 4,38
Обслуживание государственного долга 2,48 2,7 3,1 2,95
Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

Источник: Минфин России, газета «Ведомости»

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.

При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.

Дорогой Крым

Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2015 году требует специального комментария, отметили эксперты.

Таблица 3. Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб.

2014 г. 2015 г.
Всего 2193 2722
Открытая часть 2161 2529
Общеэкономические вопросы 363 172
Топливно-энергетический комплекс 8 7
Исследование космического пространства 28 37
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 40 40
Сельское хозяйство и рыболовство 159 155
Водное хозяйство 17 16
Лесное хозяйство 7 33
Транспорт 254 333
Дорожное хозяйств 498 635
Связь и информатика 35 31
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 206 207
Другие вопросы в области национальной экономики 545 862

УДК 338.001.36

Михалева Ольга Валерьевна, студент 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА

ПЕРИОД 2013-2015 ГГ.

Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы формирования структуры доходов и расходов федерального бюджета. Приведены и проанализированы данные по структуре федерального бюджета за 2013-2015гг., также приведен анали структуры и динамики развития доходов и расходов бюджета Российской Федерации за рассматриваемый период. В статье используются данные Министерства Финансов Российской Федерации. Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы федерального бюджета.

Mikhaleva Olga Valer"evna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD 2013-2015.

Summary: in the article topical issues of formation of structure of incomes and expenditures of the Federal budget. Presented and analyzed data on the structure of the Federal budget for 2013-2015., also provided analysis of the structure and dynamics of the revenues and expenditures of the budget of the Russian Federation during the period under review. The article uses data from the Ministry of Finance of the Russian Federation.

Keywords: Federal budget, Federal budget revenues, expenditures of the Federal budget.

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государста, поэтому вообпрос соотношения доходов и расходов бюджета страны остается актуальным всегда.

На основании данных, представленных в документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016_____________

динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг.

В таблице 1 представлены показатели доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2017 гг.

Таблица 1. Структура федерального бюджета

Показатель 2013г. (отчет) 2014 г. Закон 201 ФЗ* 2015г. Закон 349-ФЗ 2016г. Закон 349-ФЗ

Доходы, всего 13019,9 14238,8 14564,9 15905,7

% ВВП 19,5 19,9 18,3 18,3

Расходы, всего: 13342,9 13960,1 15361,5 16392,2

% ВВП 20,0 19,5 20,0 18,9

Источник: Официальный cайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электрoнный реcурc] URL: http://www.minfin.ru/ru.

Данные за рассматриваемый период 2013-2015 гг. также можно представить в виде графика (рис. 1).

Рис. 1. Динамика расходов и доходов государственного бюджета 2013-2015 гг. Источник: собственная разработка

В 2013-2015 гг. наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 19,5 % ВВП в 2013 году до 18,3 % в 2015 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов. Хотя в абсолютном выражении показатель доходов бюджета растет, так в 2013 г. Этот показатель составил 13019,9 млрд. руб., в 2014 г. -14238,8 млрд. руб., а в 2015 г. - 14564,9 млрд. руб.

При этом общий показатель расходов государственного бюджета, за анализируемый период, также имеет тенденцию к росту абсолютного показателя. Так, в 2014 г. Этот рост в 2014 г. относительно показателя 2013 г. составил 617,2 млрд. руб., а в 2015 г. показатель увеличился еще на 1401,4

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

млрд. руб. и остановился на отметке 15361,5 млрд. руб. Несмотря на рост абсолютного показателя расходов бюджета, процентное отношение к объему ВВП снижается с 20,0 % ВВП в 2013 году до 19,3 % в 2015 году.

Также, в рамках данного документа мы имеем возможность более детально рассматреть структуру и динамику доходов федерального бюджета (таб. 2).

Более наглядно соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов за период 2013-2015 гг. можно наблюдать на графике (см. рис. 2).

Таблица 2. Доходы федерального бюджета

млрд, рублей

Показатель 2013 год 2014год | 2015 год | 2016год 2017 год

отчет %% ВВП Закон 201-ФЗ %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Доходы, всего 13 019,9 19,5 14 238,8 19,9 14 923,9 19,6 15 493,2 18.8 16 272,7 18,1

в том числе;

Нефтегазовые доходы б 534,0 9,8 7 480,2 10,5 7 520,6 9,9 7516,1 9Д 7 590,9 3,4

в том числе;

НДПИ 2 514,5 3,8 2 917,1 4Д 3 052,4 4,0 3 209,6 3,9 3 251,5 3,6

Т аможенные пошлины 4 019,5 6,0 4 563,1 6,4 4 468,2 5,9 4 306,5 5,2 4 339,4 4,8

Ненефгегаэовые доходы 6 485,9 9,7 6 758,6 9,5 7 403,3 9,7 7 977,1 9,7 8 681,8 9,7

в том числе;

Налог на прибыль организаций 352,2 0,5 363,2 0,5 380,6 0,5 403,8 0,5 449,6 0,5

НДС 3 539,0 5.3 3 711.9 5.2 4 202.4 5.5 4 704.3 5.7 5 283.9 5.9

Акцизы 524,4 0,8 664,9 0,9 797,0 1,0 933,7 1,1 1 036,5 1,2

НДПИ (без нефтегазовых Доходов) 20,7 0,0 20,3 0,0 22,4 0,0 23,0 0,0 23,8 0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых ДОХОДОВ) 722,3 1,1 711,1 1,0 707,8 0,9 686,2 0,8 664,7 0,7

Дивиденды по акциям. принадлежащим Российской Федерации 134,8 0,2 139,1 0,2 229,1 0,3 152,1 0,2 167,3 0,2

Прочие ненефтегазовые доходы 1 192,5 1,8 1 148,1 1,6 1 064,0 1,4 1 074,0 1,3 1 056,0 1,2

Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru.

Рассмотрев и проанализировав данные таблицы 2 и рисунка 2 мы можем сделать следующие выводы: в 2013 г. соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов не имеют огромного разрыва между показателями, они составляют 6534 млрд. руб. и 6485,9 млрд. руб. соответственно.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

Рис. 2. Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг.

Источник: собственная разработка

За анализируемый период кардинально поменялось соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2014 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 52,5 % доходов бюджета или 7480,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 47,5 % от общего объема доходов бюджета или 6758,6 млрд. руб.

В 2015 г. Структура доходов бюджета меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6818,6 млрд. руб. или 46,8 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7746,3 млрд. руб. и составили 53,2 % от общего объема доходов бюджета.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2014-2015 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти.

Проанализировать объем и структуру расходов бюджета, мы можем по данным, представленным в таблице 3 «Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов».

В целом структура расходов федерального бюджета в 2014-2015 годах не претерпела существенных изменений.

По-прежнему наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают расходы на социальную сферу (25,1-27,3 %), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (32,5-33,9 %).

Вместе с тем следует отметить постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9 % в 2014 году до 14,5 % в 2015 году.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016

Таблица 3 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов_____________________________________________

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Закон 201 ФЗ (млрд. руб.) % к обще му объе му Проект (млрд. руб) % к предыд ущему году % к общем у объем у Проект (млрд. руб) % к предыду щему году % к обще му объем у

Всего: 13960,1 100,0 15252,3 109,3 100,0 15975,5 104,7 100,0

Общегосударстве нные вопросы 1013,9 7,3 1105,5 109,0 7,2 1134,3 102,6 7,1

Национальная оборона 2470,6 17,7 3031,3 122,7 19,9 3339,8 110,2 20,9

Нац. безопасность и правоохранительн ая деят. 2065,7 14,8 2140,9 103,6 14,0 2122,4 99,1 13,3

Нац. Экономика 2219,0 15,9 2205,5 99,4 14,5 1996,9 90,5 12,5

Жилищно- коммунальное хозяйство 123,3 0,9 122,6 99,5 0,8 79,3 64,6 0,5

Охрана окружающей среды 54,5 0,4 49,0 89,8 0,3 51,6 105,3 0,3

Образование 640,2 4,6 610,5 95,4 4,0 623,1 102,1 3,9

Культура, кинемотография 97,9 0,7 95,9 98,0 0,6 96,7 100,8 0,6

Здравоохранение 480,8 3,4 391,0 81,3 2,6 396,5 101,4 2,5

Социальная политика 3506,4 25,1 4168,3 118,9 27,3 4344,7 104,2 27,2

Физическая культура и спорт 77,3 0,6 102,9 133,2 0,7 97,4 94,6 0,6

СМИ 72,7 0,5 54,0 74,3 0,4 48,6 90,0 0,3

Обслуживание гос. и муницип. долга 432,4 3,1 459,7 106,3 3,0 529,2 115,1 3,3

Межбюджетные трансферты 705,4 5,1 715,2 101,4 4,7 715,4 100,0 4,5

Условно утвержденные расходы 399,4 2,5

    Приложение 1. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 2. Нормативы зачисления в бюджет Ненецкого автономного округа доходов от федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов Приложение 3. Нормативы зачисления в бюджет Ненецкого автономного округа доходов от федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, собираемых на территории Ненецкого автономного округа, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 4. Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 5. Нормативы распределения возврата сумм акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации, на 2015 год Приложение 6. Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета Приложение 8. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 год Приложение 8.1. Изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренной приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 8.2. Изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренной приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 11. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 14.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренного приложением 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 14.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренного приложением 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 18.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренного приложением 18 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 18.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2015 год, предусмотренного приложением 18 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 24. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2015 год Приложение 24.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2015 год, предусмотренного приложением 24 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 24.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2015 год, предусмотренного приложением 24 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 27. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 30. Распределение бюджетных ассигнований на 2015 год по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы Приложение 31. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на 2015 год Приложение 31.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на 2015 год, предусмотренного приложением 31 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Приложение 33. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 35. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2015 год Приложение 36. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 38. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 39. Программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 40. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Приложение 41. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
(с приложениями 1 - 14)

С изменениями и дополнениями от:

Президент Российской Федерации

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/