Национальная система образования в Республике Беларусь включает:
^ участников образовательного процесса; ^ образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ^ образовательные учреждения; ^ органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: ^ дошкольное воспитание; ^ общее среднее образование; ^ внешкольное обучение и воспитание; ^ профессионально-техническое образование; ^ среднее специальное образование; ^ высшее образование;
Республика Беларусь имеет развитую систему образования. Уровень грамотности среди взрослого населения составляет 8%. Общее общее, общее среднее и профессиональное образование охвачено работающим населением 98%. Согласно уровню грамотности среди взрослого населения и молодежи, а также по количеству студентов высших учебных заведений, Беларусь оказалась до уровня многих развитых стран Европы и Америки. Образование в Беларуси бесплатное на всех уровнях для граждан Беларуси, кроме высшего образования.
Государственным министерством, осуществляющим надзор за управлением школьными системами, является Министерство образования Республики Беларусь. Каждый из регионов внутри Беларуси осуществляет надзор за системами образования, а учащиеся могут посещать государственные или частные школы. Беларусь является хорошо образованной страной, и в Беларуси существует много университетов и колледжей для послешкольного образования. Есть медицинские школы с объектами мирового класса для медицинских практик. В Республике Беларусь есть также технические и технологические университеты, что делает его привлекательным для внешнего мира.
^ подготовку научных и научно-педагогических кадров;
^ повышение квалификации и переподготовку кадров.
Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь.
В целом, белорусские школы дешевы и относительно недороги по сравнению с другими странами Европы. В Беларуси есть хорошо зарекомендовавшая себя система образования, включая университеты и другие образовательные учреждения, которые привлекают множество людей со всего мира. Это обзор образования в Беларуси. От дошкольного образования до дальнейшего образования и требований для иностранных студентов.
Дошкольное образование Образование в начальных и средних школах требуется для детей в возрасте от шести до пятнадцати лет. После окончания базового образования каждый студент получает свидетельство от государства и может войти в рабочую силу или служить в армии. У студентов есть возможность поступить в высшее учебное заведение или поступить в профессионально-техническое училище; продолжительность обучения зависит от того, что выбрал ученик.
«Основные направления развития национальной системы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:
Образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, станет определяющим фактором формирования
свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.
Большинство детей в Беларуси начинают школу в возрасте 6 лет, идеальный возраст для большинства родителей. Все ученики должны пройти базовую учебную программу до 15 лет, и подавляющее большинство учеников остаются в школе до окончания школьного образования в возрасте 18 лет, но этот возраст варьируется и не является мандатом. В возрасте 15 лет ученики, которые успешно закончили базовое образование, могут посещать техникумы колледжей или специалистов, где они могут сосредоточиться на завершении обучения в средней школе и работать над профессиональным сертификатом.
Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства.
Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.
Основные принципы реформирования всех звеньев национальной системы образования:
По окончании средней школы или профессионального сертификата студентам разрешается обращаться за продолжением обучения на университетском уровне. В системе образования в Беларуси, на русском и белорусском языках существуют два официальных языка. Беларусь имеет один из самых высоких показателей среди учащихся в Европе. Система высшего образования в Беларуси считается престижной из-за ее высокого качества и доступности. Существует четыре основных типа высших учебных заведений, которые могут быть как частными, так и государственными.
Классический университетский университет или академический институт высшего колледжа. Большинство курсов рассчитаны на 5 лет, и студенты могут учиться на полный рабочий день, на вечерних занятиях или по переписке. Гранты доступны для студентов, занятых полный рабочий день, а стипендии присуждаются очень одаренным ученикам. Все высшие учебные заведения находятся в ведении Министерства образования в Беларуси.
Доступность образования;
Равенство прав граждан на получение образования;
Единство образовательных и воспитательных задач;
Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;
Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
Преемственность между уровнями и ступенями образования;
После того, как вы решили продолжить свое образование в университете в Беларуси, вам нужно будет связаться с нами, чтобы получить приглашение подать заявку на учебу в Беларуси. Для этого вам необходимо предоставить следующие документы. Копию вашего свидетельства об образовании, в котором указаны ваши предметы и копия фотографии вашего паспорта. копию страницы данных вашего международного паспорта. После того, как вы выбрали свой университет и свой курс, вам необходимо подать заявление на получение студенческой визы.
Ниже приведены общие требования белорусского посольства. Документация может быть представлена на русском или белорусском языках. Если документы предоставляются на английском, французском, испанском или немецком языках, сопроводительные копии должны быть представлены на русском или белорусском языках. Курсы проводятся на английском, русском или белорусском языках.
Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;
Поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов;
Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.
Реформа белорусской общеобразовательной школы
Реформа общеобразовательной школы обусловлена, прежде всего, трансформацией социально-экономической структуры общества, поворотом к рыночной экономике, изменениями в политической сфере белорусского общества.
Система образования состоит из следующих уровней. Общее базовое образование. Общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Среднее профессиональное образование. Первый этап высшего образования. Второй этап высшего образования. Последипломное образование.
Начиная с 5 лет всем детям гарантируется место в начальной школе. Растет нехватка мест в дошкольных учреждениях и нехватка учителей. Учебные рабочие места не пользуются популярностью из-за очень низкой заработной платы, даже по сравнению с низкой заработной платой в сфере образования в целом.
Основная цель этой реформы состоит в переводе общеобразовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистической ориентации школьного образования при сохранении достижений советской школы и творческом использовании мирового опыта.
В ходе реформы должны быть созданы оптимальные условия для подготовки школьников к полноценной жизни в изменяющемся мире, овладения основами национальной и мировой культуры, гармоничного развития их личности.
Качество образования и его доступность пострадали из-за экономического кризиса. Родители часто платят существенные сборы за оплату обучения по предметам, которые будут посещать молодые люди в централизованном тестировании. Тем не менее, результаты тестов показывают неизменно низкий уровень претендентов.
Профессиональное техническое образование. Однако обучение персонала в этой системе не отвечает потребностям рынка труда. Сегодня в Беларуси функционируют 121 государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования и 11 частных учреждений.
Для достижения этих целей нужно решить следующие практические задачи:
Переход на 12 - летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6 - летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы. Обязательное десятилетнее образование с 4 - летней начальной школы (с 6 до 10 лет) и 6 - летней базовой школой (с 10 до 16 лет). Полное среднее образование с 17 до 18 лет (старшая ступень).
История образования в Белоруссии
Высшее образование. Беларусь остается единственной европейской страной за пределами Европейского пространства высшего образования из-за ее грубого подавления академической свободы, институциональной автономии и отсутствия участия общественности в высшем образовании. Белорусские университеты - это бюрократические системы с централизованным управлением.
Кодекс об образовании
Начался постепенный переход к Болонскому процессу в высшем образовании. Советская система была заменена двухступенчатой системой «специалист - своего рода бакалавр и магистр». В настоящее время в Беларуси существует 45 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Количество частных колледжей неуклонно сокращается и подвергается дискриминации со стороны правительства. Студентам предлагается 438 первоклассных специальностей и 192 специализации второго уровня. Этот рост был достигнут за счет сокращения числа публично финансируемых мест в университетах и увеличения доли платного образования на две трети.
Разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников. Переход на 5-дневную учебную неделю с целью создания условий для физического развития и охраны здоровья учащихся.
Трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала.
Высшее профессиональное образование. Высшее образование поддерживало двухуровневую структуру советских ученых степеней: кандидат и доктор. Структура и эффективность учебной подготовки по-прежнему неадекватны. Существует сильная предвзятость в отношении гуманитарных и социальных наук, в отличие от более технических предметов. Только 4-6% аспирантов своевременно подают кандидатские диссертации.
В нарушение принципа автономии университета белорусские университеты не имеют права давать выпускные экзамены или присуждать академические звания и степени. Это право предоставляется Высшей аттестационной комиссии - государственному органу, подчиненному Президенту. Власти используют систему последипломного образования, а также образование в целом, для идеологического контроля и преследования инакомыслия в ущерб качеству образования.
Обеспечение разноуровневого, вариативного обучения школьников с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Дифференциация обучения на старшей ступени общеобразовательной школы по различным направлениям: гуманитарное, природоведческое, технологическое и другие.
Повсеместное внедрение десятибалльной системы оценки знаний (компетенций) и централизованного тестирования школьников.
Прочитайте и переведите текст со словарем. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, которые следуют за ним. Изучите следующую лексику перед чтением текста. Конкретные условия для развития образования в различных регионах страны предусматривали гибкий подход к обучению учителей. В настоящее время педагогические школы и педагогические колледжи обучают учителей для школ страны. Педагогические школы обучают учителей начальной школы, которые получают общее среднее образование и специальную педагогическую подготовку.
Эти школы принимают молодых людей, окончивших восьмилетнюю школу и сдавших вступительные экзамены. Курс обучения - четыре года. Все те, кто заканчивает учебу и сдают выпускные экзамены, получают дипломы, которые дают им право преподавать в начальной школе, а также право поступать в любую университетскую школу после окончания трехлетнего обучения в начальной школе.
Создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания школьников.
Основным общеобразовательным учебным заведением остается школа наряду с расширением числа гимназий и лицеев.
Гимназий учебное заведение базовой и старшей ступени общеобразовательной школы, призванное обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся.
Учебные колледжи преподавателей являются учебными заведениями университетского уровня. Они обучают учителей по всем специальностям для школьной системы. Во многих учительских колледжах учителя обучаются не по одному, а по двум предметам, таким как математика и физика, биология и химия, география и биология и т.д. выпускники получают дипломы и имеют право преподавать один или два предмета в средней школе.
Где можно учиться?
Мозырский государственный педагогический университет является одним из таких институтов. Он имеет эффективный преподавательский состав. Среди них академики, доктора наук, кандидаты наук. Только за последние годы ученые университета опубликовали сотни монографий, учебников и других научных работ. В университете есть несколько проблемных лабораторий. Исследования, проводимые в этих лабораториях, имеют жизненно важное значение для национальной экономики и для развития науки и культуры страны. Результаты исследования используются в учебном процессе.
Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования па старшей ступени в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высших учебных заведений.
Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь
Ответьте на вопросы по тексту. Какие заведения обучают учителей в нашей стране? Обучаются ли учителя только по одному предмету? Что вы можете сказать о Мозырском государственном педагогическом университете? Учащиеся начинают посещать среднюю школу в возрасте 12 лет и по алфавиту разделены на классы. В течение первых двух лет они следуют тем же курсам, изучая такие предметы, как английский, математика, история, география, химия, физика, биология, иностранный язык, искусство, физическое воспитание, музыка, уроки или техническая подготовка.
Питание предоставляется в школьной столовой, где есть хороший выбор. Школьный день заканчивается на 00, а ученикам дают небольшое количество домашних заданий. Как и во всех британских школах, существует 5-дневная неделя. На второй год расписание аналогично таковому в первый год, за исключением того, что ученикам предлагается возможность заняться латинским языком вместо занятий по дому или технической подготовки.
Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.
В настоящее время 20% населения республики имеет высшее образование (Аргументы и факты в Белоруссии, № 3, 2008 г.). По итогам 2007 года бесплатно обучалось 41% студентов, остальные за обучение платили (там же). Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования.
Дальнейшая регионализация высшего образования позволит обеспечить не только удовлетворение образовательных запросов граждан, но и решение задач социально-культурного развития регионов, позволит перейти к массовости высшего образования. Примером здесь может служить функционирование в некоторых областных и районных центрах филиалов столичных вузов, открытие в 2004 году Барановичского государственного университета, а в 2006 году - Полесского государственного университета в Пинске.
Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением нашего международного сотрудничества в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Для этого создаются следующие условия:
Общность принципов государственного государственной политики в области образования;
Согласованность образовательных стандартов и программ;
Единство требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
Равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.
Другое направление - это интеграция в Европейское образовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болон-ской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образования. В связи с этим принято решение о поэтапном сокращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Данное направление реформирования системы высшего образования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.
Эти решения направлены на повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепление международного сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования ожидается не раньше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 - летний срок обучения.
Реформирование белоруской высшей школы сопровождается в последнее время также следующими новшествами:
Прием в вузы по результатам централизованного тестирования и письменных экзаменов вместо устных.
Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.
Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.
Увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов за счет снижения объема аудиторной учебной нагрузки.
Замена контрольных работ у заочников на компьютерное тестирование и т.п.
36. Воспитание наряду с наследственностью и средой является важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в широком смысле слова - это целенаправленное, заранее планируемое, специально организуемое и систематическое воздействие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социальных программ развития личности.
Подобным образом воспитательное воздействие на развивающуюся личность взаимодействует с влиянием наследственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответствующее воспитание. Воспитание, таким образом, корректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек развивается физически и социально.
Физическое развитие включает морфологическое, биохимическое, и физиологическое.
Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте.
Л.С. Выготский открыл два уровня умственного развития ребенка:
уровень достигнутого интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;
зона ближайшего развития - решение задач с помощью взрослых.
На этой основе была сформулирована закономерность-цели и методы воспитания должны соответствовать уровню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.
По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и воспитание - это источник развития* и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.
Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педагогике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе, над собой.
Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, интересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.
В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействиям она может развиваться в самых различных направлениях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности
Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс: цель обучения - принципы обучения - содержание обучения - методы обучения - средства обучения-формы обучения.
, Цель обучения в современной дидактике (теории обучения) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.
Образовательная цель (функция) процесса обучения заключается в формировании определенных знаний и навыков обучающихся. Например, образовательной целью представляемого здесь раздела «Основы педагогики» является формирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагогических явлениях, процессах, системах и технологиях.
Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изучения раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, осмысленных взглядов на социально-педагогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.
Развивающая цель (функция) обучения реализуется, главным образом, в развитии мышления, творческих способностей и дарований личности. В нашем случай - это формирование у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Принципы обучения ~ это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют Принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.
Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:
Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические, у.
Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые й исследовательские методы, обучения.
Средства обучения - это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы организации обучения - это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.
37. В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное воздействие на личность. Его можно считать частью социализации.
Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.
Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей:
Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения.
Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.
Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.
Уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.
Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников.
Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки.
Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.
Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.
Средства воспитания -
38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.
выделяют три основные группы методов воспитания:
Убеждения;
Стимулирующие (возвратно-оценочные);
Организации жизни и деятельности.
Методы убеждения .
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.
Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные (воспитанникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.
Цель методов организации жизни и деятельности - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:
Педагогическое требование;
Приучение;
Упражнение;
Создание воспитывающих ситуаций;
Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение - это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.
Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа и др.
Средства воспитания - это мероприятия или виды деятельности воспитанников: учебные занятия, беседы, собрания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.
Современные подходы к воспитанию
В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.
Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом:
Поскольку формирующаяся личность - это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.
При гаком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.
Формируется неповторимый облик образовательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.
Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.
Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.
Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.
Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.
Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.
Дошкольное образование
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее.
Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку.
Желающие могут получить общее среднее образование продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.
В системе образования Беларуси используются два официальных языка – русский и белорусский.
Дальнейшее образование в Беларуси
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным.
Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:
классические университеты
профильные университеты и академии
институты
высшие колледжи
Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной , вечерней либо заочной .
Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию.
Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.
В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования .
Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?
Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.
Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?
После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:
заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);
нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;
копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;
нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего
возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь
, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.
Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.
По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:
заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;
оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);
оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;
медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;
заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;
6 или 8 фотографий размером 4х6 см.
Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.
Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.
Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский .
Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.
Жилье для иностранных студентов
Все высшие учебные заведения Беларуси
имеют отделы по обеспечению жильем, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства.
Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.
Где можно учиться?
В Беларуси более 50 учреждений высшего образования.