Финансы

Статистика о системе образования в беларуси. Образование в белоруссии. История образования в Беларуси

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

^ участников образовательного процесса; ^ образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ^ образовательные учреждения; ^ органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: ^ дошкольное воспитание; ^ общее среднее образование; ^ внешкольное обучение и воспитание; ^ профессионально-техническое образование; ^ среднее специальное образование; ^ высшее образование;

Республика Беларусь имеет развитую систему образования. Уровень грамотности среди взрослого населения составляет 8%. Общее общее, общее среднее и профессиональное образование охвачено работающим населением 98%. Согласно уровню грамотности среди взрослого населения и молодежи, а также по количеству студентов высших учебных заведений, Беларусь оказалась до уровня многих развитых стран Европы и Америки. Образование в Беларуси бесплатное на всех уровнях для граждан Беларуси, кроме высшего образования.

Государственным министерством, осуществляющим надзор за управлением школьными системами, является Министерство образования Республики Беларусь. Каждый из регионов внутри Беларуси осуществляет надзор за системами образования, а учащиеся могут посещать государственные или частные школы. Беларусь является хорошо образованной страной, и в Беларуси существует много университетов и колледжей для послешкольного образования. Есть медицинские школы с объектами мирового класса для медицинских практик. В Республике Беларусь есть также технические и технологические университеты, что делает его привлекательным для внешнего мира.

^ подготовку научных и научно-педагогических кадров;

^ повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

В целом, белорусские школы дешевы и относительно недороги по сравнению с другими странами Европы. В Беларуси есть хорошо зарекомендовавшая себя система образования, включая университеты и другие образовательные учреждения, которые привлекают множество людей со всего мира. Это обзор образования в Беларуси. От дошкольного образования до дальнейшего образования и требований для иностранных студентов.

Дошкольное образование Образование в начальных и средних школах требуется для детей в возрасте от шести до пятнадцати лет. После окончания базового образования каждый студент получает свидетельство от государства и может войти в рабочую силу или служить в армии. У студентов есть возможность поступить в высшее учебное заведение или поступить в профессионально-техническое училище; продолжительность обучения зависит от того, что выбрал ученик.

«Основные направления развития национальной сис­темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования

свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

Большинство детей в Беларуси начинают школу в возрасте 6 лет, идеальный возраст для большинства родителей. Все ученики должны пройти базовую учебную программу до 15 лет, и подавляющее большинство учеников остаются в школе до окончания школьного образования в возрасте 18 лет, но этот возраст варьируется и не является мандатом. В возрасте 15 лет ученики, которые успешно закончили базовое образование, могут посещать техникумы колледжей или специалистов, где они могут сосредоточиться на завершении обучения в средней школе и работать над профессиональным сертификатом.

Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы реформирования всех звеньев на­циональной системы образования:

По окончании средней школы или профессионального сертификата студентам разрешается обращаться за продолжением обучения на университетском уровне. В системе образования в Беларуси, на русском и белорусском языках существуют два официальных языка. Беларусь имеет один из самых высоких показателей среди учащихся в Европе. Система высшего образования в Беларуси считается престижной из-за ее высокого качества и доступности. Существует четыре основных типа высших учебных заведений, которые могут быть как частными, так и государственными.

Классический университетский университет или академический институт высшего колледжа. Большинство курсов рассчитаны на 5 лет, и студенты могут учиться на полный рабочий день, на вечерних занятиях или по переписке. Гранты доступны для студентов, занятых полный рабочий день, а стипендии присуждаются очень одаренным ученикам. Все высшие учебные заведения находятся в ведении Министерства образования в Беларуси.

Доступность образования;

Равенство прав граждан на получение образования;

Единство образовательных и воспитательных задач;

Диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

Преемственность между уровнями и ступенями обра­зования;

После того, как вы решили продолжить свое образование в университете в Беларуси, вам нужно будет связаться с нами, чтобы получить приглашение подать заявку на учебу в Беларуси. Для этого вам необходимо предоставить следующие документы. Копию вашего свидетельства об образовании, в котором указаны ваши предметы и копия фотографии вашего паспорта. копию страницы данных вашего международного паспорта. После того, как вы выбрали свой университет и свой курс, вам необходимо подать заявление на получение студенческой визы.

Ниже приведены общие требования белорусского посольства. Документация может быть представлена ​​на русском или белорусском языках. Если документы предоставляются на английском, французском, испанском или немецком языках, сопроводительные копии должны быть представлены на русском или белорусском языках. Курсы проводятся на английском, русском или белорусском языках.

Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;

Поэтапность проведения преобразований и их кор­ректировка с учетом достигнутых результатов;

Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформа белорусской общеобразовательной школы

Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества.

Система образования состоит из следующих уровней. Общее базовое образование. Общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Среднее профессиональное образование. Первый этап высшего образования. Второй этап высшего образования. Последипломное образование.

Начиная с 5 лет всем детям гарантируется место в начальной школе. Растет нехватка мест в дошкольных учреждениях и нехватка учителей. Учебные рабочие места не пользуются популярностью из-за очень низкой заработной платы, даже по сравнению с низкой заработной платой в сфере образования в целом.

Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистической ориентации школьного об­разования при сохранении достижений советской шко­лы и творческом использовании мирового опыта.

В ходе реформы должны быть созданы оптимальные усло­вия для подготовки школьников к полноценной жизни в изменяющемся мире, овладения основами национальной и мировой культуры, гармоничного развития их личности.

Качество образования и его доступность пострадали из-за экономического кризиса. Родители часто платят существенные сборы за оплату обучения по предметам, которые будут посещать молодые люди в централизованном тестировании. Тем не менее, результаты тестов показывают неизменно низкий уровень претендентов.

Профессиональное техническое образование. Однако обучение персонала в этой системе не отвечает потребностям рынка труда. Сегодня в Беларуси функционируют 121 государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования и 11 частных учреждений.

Для достижения этих целей нужно решить следующие практические задачи:

Переход на 12 - летний срок обучения, что предпо­лагает обучение детей с 6 - летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы. Обязательное десятилетнее образование с 4 - летней на­чальной школы (с 6 до 10 лет) и 6 - летней базовой школой (с 10 до 16 лет). Полное среднее образование с 17 до 18 лет (старшая ступень).

История образования в Белоруссии

Высшее образование. Беларусь остается единственной европейской страной за пределами Европейского пространства высшего образования из-за ее грубого подавления академической свободы, институциональной автономии и отсутствия участия общественности в высшем образовании. Белорусские университеты - это бюрократические системы с централизованным управлением.

Кодекс об образовании

Начался постепенный переход к Болонскому процессу в высшем образовании. Советская система была заменена двухступенчатой ​​системой «специалист - своего рода бакалавр и магистр». В настоящее время в Беларуси существует 45 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Количество частных колледжей неуклонно сокращается и подвергается дискриминации со стороны правительства. Студентам предлагается 438 первоклассных специальностей и 192 специализации второго уровня. Этот рост был достигнут за счет сокращения числа публично финансируемых мест в университетах и ​​увеличения доли платного образования на две трети.

Разработка и внедрение нового учебного плана, обес­печивающего высокий уровень образования при сниже­нии учебной нагрузки школьников. Переход на 5-днев­ную учебную неделю с целью создания условий для фи­зического развития и охраны здоровья учащихся.

Трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала.

Высшее профессиональное образование. Высшее образование поддерживало двухуровневую структуру советских ученых степеней: кандидат и доктор. Структура и эффективность учебной подготовки по-прежнему неадекватны. Существует сильная предвзятость в отношении гуманитарных и социальных наук, в отличие от более технических предметов. Только 4-6% аспирантов своевременно подают кандидатские диссертации.

В нарушение принципа автономии университета белорусские университеты не имеют права давать выпускные экзамены или присуждать академические звания и степени. Это право предоставляется Высшей аттестационной комиссии - государственному органу, подчиненному Президенту. Власти используют систему последипломного образования, а также образование в целом, для идеологического контроля и преследования инакомыслия в ущерб качеству образования.

Обеспечение разноуровневого, вариативного обуче­ния школьников с учетом их индивидуальных возмож­ностей и способностей.

Дифференциация обучения на старшей ступени об­щеобразовательной школы по различным направлени­ям: гуманитарное, природоведческое, технологическое и другие.

Повсеместное внедрение десятибалльной системы оценки знаний (компетенций) и централизованного тес­тирования школьников.

Прочитайте и переведите текст со словарем. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, которые следуют за ним. Изучите следующую лексику перед чтением текста. Конкретные условия для развития образования в различных регионах страны предусматривали гибкий подход к обучению учителей. В настоящее время педагогические школы и педагогические колледжи обучают учителей для школ страны. Педагогические школы обучают учителей начальной школы, которые получают общее среднее образование и специальную педагогическую подготовку.

Эти школы принимают молодых людей, окончивших восьмилетнюю школу и сдавших вступительные экзамены. Курс обучения - четыре года. Все те, кто заканчивает учебу и сдают выпускные экзамены, получают дипломы, которые дают им право преподавать в начальной школе, а также право поступать в любую университетскую школу после окончания трехлетнего обучения в начальной школе.

Создание эффективной системы патриотического, гра­жданского и духовно-нравственного воспитания школь­ников.

Основным общеобразовательным учебным заведением остается школа наряду с расширением числа гимназий и лицеев.

Гимназий учебное заведение базовой и старшей сту­пени общеобразовательной школы, призванное обеспе­чить реализацию требований государственных стандар­тов к образованию в сочетании с повышенным его уров­нем, широкой гуманитарной и общекультурной подго­товкой учащихся.

Учебные колледжи преподавателей являются учебными заведениями университетского уровня. Они обучают учителей по всем специальностям для школьной системы. Во многих учительских колледжах учителя обучаются не по одному, а по двум предметам, таким как математика и физика, биология и химия, география и биология и т.д. выпускники получают дипломы и имеют право преподавать один или два предмета в средней школе.

Где можно учиться?

Мозырский государственный педагогический университет является одним из таких институтов. Он имеет эффективный преподавательский состав. Среди них академики, доктора наук, кандидаты наук. Только за последние годы ученые университета опубликовали сотни монографий, учебников и других научных работ. В университете есть несколько проблемных лабораторий. Исследования, проводимые в этих лабораториях, имеют жизненно важное значение для национальной экономики и для развития науки и культуры страны. Результаты исследования используются в учебном процессе.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обще­го среднего образования па старшей ступени в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой уча­щихся по направлениям и специальностям высших учеб­ных заведений.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь

Ответьте на вопросы по тексту. Какие заведения обучают учителей в нашей стране? Обучаются ли учителя только по одному предмету? Что вы можете сказать о Мозырском государственном педагогическом университете? Учащиеся начинают посещать среднюю школу в возрасте 12 лет и по алфавиту разделены на классы. В течение первых двух лет они следуют тем же курсам, изучая такие предметы, как английский, математика, история, география, химия, физика, биология, иностранный язык, искусство, физическое воспитание, музыка, уроки или техническая подготовка.

Питание предоставляется в школьной столовой, где есть хороший выбор. Школьный день заканчивается на 00, а ученикам дают небольшое количество домашних заданий. Как и во всех британских школах, существует 5-дневная неделя. На второй год расписание аналогично таковому в первый год, за исключением того, что ученикам предлагается возможность заняться латинским языком вместо занятий по дому или технической подготовки.

Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего сред­него, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

В настоящее время 20% населения республики имеет высшее образование (Аргументы и факты в Белоруссии, № 3, 2008 г.). По итогам 2007 года бесплатно обучалось 41% студентов, остальные за обучение платили (там же). Платная форма обучения является ответом на изменив­шиеся запросы рынка труда и потребности многих моло­дых людей в получении высшего образования.

Дальнейшая регионализация высшего образования по­зволит обеспечить не только удовлетворение образовательных запросов граждан, но и решение задач социально-культурного развития регионов, позволит перейти к мас­совости высшего образования. Примером здесь может слу­жить функционирование в некоторых областных и район­ных центрах филиалов столичных вузов, открытие в 2004 году Барановичского государственного университета, а в 2006 году - Полесского государственного университета в Пинске.

Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Клю­чевым направлением нашего международного сотрудниче­ства в области высшего образования является создание еди­ного образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Для этого создаются следующие условия:

Общность принципов государственного государствен­ной политики в области образования;

Согласованность образовательных стандартов и про­грамм;

Единство требований по подготовке и аттестации на­учных и научно-педагогических кадров;

Равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.

Другое направление - это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоеди­нилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болон-ской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образо­вания. В связи с этим принято решение о поэтапном со­кращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Дан­ное направление реформирования системы высшего об­разования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.

Эти решения направлены на повышение конкуренто­способности национальной системы высшего образова­ния, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепле­ние международного сотрудничества в области обеспече­ния качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухсту­пенчатую систему высшего образования ожидается не рань­ше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 - летний срок обучения.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.

36. Воспитание наряду с наследственностью и средой являет­ся важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в ши­роком смысле слова - это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности.

Подобным образом воспитательное воздействие на раз­вивающуюся личность взаимодействует с влиянием наслед­ственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответ­ствующее воспитание. Воспитание, таким образом, кор­ректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально.

Физическое развитие включает морфологическое, био­химическое, и физиологическое.

Социальное развитие находит выражение в психиче­ском, духовном и интеллектуальном росте.

Л.С. Выготский открыл два уровня умственного раз­вития ребенка:

уровень достигнутого интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;

зона ближайшего развития - решение задач с помо­щью взрослых.

На этой основе была сформулирована закономерность-цели и методы воспитания должны соответствовать уров­ню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.

По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и вос­питание - это источник развития* и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.

Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педаго­гике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стиму­лирование ее активности в работе, над собой.

Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, ин­тересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.

В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

Обучение как целенаправленный процесс формирования личности

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс: цель обучения - принципы обучения - со­держание обучения - методы обучения - средства обуче­ния-формы обучения.

, Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.

Образовательная цель (функция) процесса обучения за­ключается в формировании определенных знаний и навы­ков обучающихся. Например, образовательной целью пред­ставляемого здесь раздела «Основы педагогики» является фор­мирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагоги­ческих явлениях, процессах, системах и технологиях.

Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изуче­ния раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловече­ской ценности, осмысленных взглядов на социально-педа­гогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.

Развивающая цель (функция) обучения реализуется, глав­ным образом, в развитии мышления, творческих способно­стей и дарований личности. В нашем случай - это формиро­вание у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Принципы обучения ~ это основополагающие требова­ния к организации этого процесса. Обычно здесь выделя­ют Принцип научности обучения, принцип систематич­ности, последовательности, доступности, связи обуче­ния с жизнью и другие.

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярны­ми из которых являются следующие две:

Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, на­глядные и практические, у.

Классификация по характеру познавательной деятель­ности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, мето­ды проблемного изложения материала, частично-поиско­вые й исследовательские методы, обучения.

Средства обучения - это учебные программы, учеб­ники, конспекты, плакаты, технические средства обуче­ния (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения - это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

37. В отличие от социализации, в процессе которой влия­ние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное воз­действие на личность. Его можно считать частью социа­лизации.

Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, ко­торая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окру­жающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образователь­но-воспитательных учреждениях Республики Беларусь при­звана сосредоточиться на достижении следующих целей:

Формирование самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим цен­ностям, формирование соответствующего поведения.

Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

Уважительные отношения между педагогами и воспи­танниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологи­ческий комфорт, в котором развивающаяся личность чув­ствует себя защищенной, нужной, значимой.

Природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных и других при­родных особенностей воспитанников.

Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую об­рядность, привычки.

Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней сре­ды образовательно-воспитательного заведения, среды жиз­недеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Чело­век, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

Средства воспитания -

38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осущест­вления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.

выделяют три основные группы методов воспитания:

Убеждения;

Стимулирующие (возвратно-оценочные);

Организации жизни и деятельности.

Методы убеждения .

Целью убеждения является создание, усиление или измене­ние взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.

Обычно выделяют четыре ос­новные группы методов убеждения: информационные (воспи­танникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на по­ставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различ­ные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвеще­ния.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуж­дение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.

Цель методов организации жизни и деятельности - нау­чить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В ос­нове этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:

Педагогическое требование;

Приучение;

Упражнение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение - это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действи­тельности: предметы и ценности материальной культуры, при­родные явления, достижения науки и техники, живая и нежи­вая природа и др.

Средства воспитания - это мероприятия или виды дея­тельности воспитанников: учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.

Современные подходы к воспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

Поскольку формирующаяся личность - это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

При гаком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее.

Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку.

Желающие могут получить общее среднее образование продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка – русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным.

Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

классические университеты

профильные университеты и академии

институты

высшие колледжи

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной , вечерней либо заочной .

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию.

Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования .

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);

нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;

нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего
возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь , заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;

оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;

медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;

заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;
6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.
Жилье для иностранных студентов

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильем, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства.
Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.

Где можно учиться?

В Беларуси более 50 учреждений высшего образования.