Термины

По досудебной претензии выплатили не всю сумму. Страховая компания занижает выплаты по осаго: что делать

Возмещение вреда в результате ДТП по полису ОСАГО, как система, было разработано с целью минимизации спорных/конфликтных ситуаций между водителями. Сегодня эта цель в принципе достигнута, но появилась другая проблема – взаимоотношения между автовладельцами и страховыми компаниями в части покрытия расходов. По данным РСА за 2015 год, в 40% случаев водители не согласны с размером возмещения т.к. помимо объективных (законных) причин, страховщики не редко необоснованно урезают размер страхового возмещения.

Поэтому в данной статье мы расскажем о том, что делать, если страховая выплатила мало по ОСАГО. Параллельно приведем образцы некоторых документов и опишем процедуру их подачи по назначению.

Объективные причины занижения выплат

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Выше мы указали на то, что существуют и объективные причины занижения суммы. Но для начала следует отметить, что в большинстве случаев так называемое занижение является субъективным мнением самих автолюбителей. Надеясь на получение максимальной суммы, водитель особо не погружается в методику ее калькуляции, и когда получает на руки не то, что ожидал, принимается за обвинение СК в незаконных действиях. Поэтому обязательно необходимо знать список объективных причин, к которым сегодня относятся следующие:

  • износ деталей, агрегатов и узлов автомобиля (его степень берется за основополагающую величину при калькуляции конечной суммы)
  • повреждения ТС не имеют никакого отношения к произошедшему ДТП (до происшествия водители могут о них и не знать, и полагать, что они получены в результате аварии, но экспертиза показывает совершенно обратное)
  • в процессе участвует несколько потерпевших (максимально возможная сумма делится на всех пропорционально причиненному вреду, остальное в порядке гражданского производства взыскивается с виновника водителями самостоятельно, без участия СК)
  • при калькуляции суммы не принялись в расчет скрытые повреждения, которые обнаружились уже в процессе ремонта ТС (данная причина является не совсем объективной, но винить СК в этом неправильно т.к. до назначения работ водитель со всем письменно соглашается)

Некоторые СК добавляют к данному списку и расчет нормо-часов по назначению ремонтных работ. Т.е. из суммы возмещения вычитывается работа агента по поиску автосервиса, мастера и т.д. Это не имеет ничего общего с законом т.к. работа страховых агентов, менеджеров, оценщиков и прочих специалистов изначально включается в стоимость страхового полиса, и занижение страховых выплат по ОСАГО по этой причине будет незаконным. Если мало выплатили по ОСАГО что делать мы расскажем чуть позже, а пока приведем список самых стабильных и надежных компаний нашей страны, у которых возможность занижения выплат сведена к минимуму.

Обзор страховых компаний

Для того чтобы минимизировать риски по занижению выплат, необходимо оформлять полис ОСАГО в крупных и известных СК – эта истина знакома каждому водителю. Но и это не может до конца гарантировать автолюбителю объективность со стороны страховщика. По данным РСА за 2015 год в ТОП-10 крупнейших страховых компаний входят следующие:

  • Росгосстрах (размер средней выплаты – 51 705 рублей)
  • Альфа-страхование (52 113 рублей)
  • Ресо-Гарантия (46 970 рублей)
  • ВСК (50 577 рублей)
  • Ингосстрах (47 434 рубля)
  • Уралсиб (47 539 рублей)
  • Согласие (46 943 рубля)
  • Ренессанс-страхование (47 979 рублей)
  • МАКС (50 195 рублей)
  • СОГАЗ (38 468 рублей)

Несмотря на это, сейчас часто можно услышать, к примеру, что Росгосстрах мало выплатил по ОСАГО. Справедливости ради следует заметить, что крупнейшая СК в стране за 2015 год приняла 1009 709 заявлений, из которых удовлетворила 975 752 обращения.

Практически те же показатели и у остальных крупных СК. Но это не означает, что занижение страховых выплат по ОСАГО здесь будет невозможным. Подобное может произойти в любой компании, и ни один водитель от этого не застрахован.

Как рассчитываются выплаты по ОСАГО?

Прежде чем заявлять, что страховая мало выплатила по ОСАГО, необходимо понять методику калькуляции конечной суммы. Ничего сложного здесь нет т.к. за исходные данные берется износ деталей (агрегатов, узлов), степень их повреждения, их цена, и стоимость восстановительных работ (работ по замене) для каждой экономической зоны. Проще говоря, для каждого региона России с учетом особенностей местного рынка товаров и услуг. Сюда же следует причислить не только восстановление или замену поврежденных деталей, но и стоимость (количество) расходных материалов при произведении работ (жидкие и сыпучие смеси, газовое топливо, мелкие комплектующие и т.д.). Страховая занизила выплату по ОСАГО, что делать в этом случае? Для начала надо на цифрах убедиться в таком занижении.

Сегодня СК должны придерживаться единого порядка калькуляции конечной суммы (принят 19 сентября 2014 года). В 3-й главе указанного документа прописана обязательная для всех формула – Свр = Рр + Рм + Рзч, где:

  • Свр – это конечная сумма
  • Рр – это оплата труда автомехаников/слесарей
  • Рм – это стоимость расходных материалов
  • Рзч – это стоимость запасных частей, монтируемых взамен поврежденных


Т.е. если вы считаете, что страховая компания мало выплатила по ОСАГО, то для начала воспользуйтесь указанной формулой и произведите самостоятельный расчет. В случае если водитель обладает данными о стоимости материалов и работ, то самостоятельный расчет может показать сумму, приближенную к реальной. Но если и после этого выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт, то здесь необходимо приниматься уже к конкретным действиям. Далее мы расскажем о том, что делать, если страховая занижает выплату по ОСАГО.

Пошаговая инструкция

Сразу отметим, что общие претензии по типу «выплатили по ОСАГО мало денег» или «не хватает выплаты по ОСАГО» не принесут желаемых результатов. Необходимы конкретные практические действия, первое из которых – проведение независимой экспертизы. Именно ее итоги и позволят водителю говорить о том, что в СК ошиблись в расчетах или намерено урезали конечную сумму.

Для этого нужно обратиться к независимому эксперту (это может физическое лицо имеющее специальную аккредитацию и работающее автономно, или штатный сотрудник экспертного учреждения в лице эксперта-техника). Задача техника заключается в ответе на вопросы, которые перед ним ставит водитель. Перечень таких вопросов должен указываться в договоре на проведение экспертных услуг.

Сроки и общие условия оговариваются сторонами самостоятельно. Стоимость описываемой экспертизы после этого может быть включена в общую сумму убытков (т.е. цену за экспертизу нужно прибавить к остатку невыплаченного страхового возмещения).

Уже с готовым экспертным заключением на руках, можно обращаться в СК с претензией. Естественно, что экспертное заключение должно показывать сумму превосходящую выплату со стороны СК. Поэтому прежде чем браться за проведение экспертизы, необходимо быть уверенным в том, что по ОСАГО страховая компания выплатила меньше положенного. Иначе автолюбитель откажется в глубоком минусе.

Претензия к страховой

Претензия страховой компании по ОСАГО занижение выплаты направляется водителем лично. Структура такой претензии никак не закреплена законодательно, а значит, составляется в свободной форме с соблюдением общих норм и правил составления документов. В претензии обязательно должны указываться следующие данные:

  • наименование СК (юридический адрес и место расположения)
  • данные водителя (место жительства, номер телефона)
  • текст претензии (обязательно с ссылками на профильное законодательство и на данные о проведенной независимой экспертизы)
  • в заключительной части указываются требования, которые должны быть рассмотрены в положенный срок

СК в десятидневный срок должна удовлетворить требования либо направить письменный отказ в удовлетворении. Если компания проигнорирует данное правило (или ответит отказом, несмотря на данные независимой экспертизы), водитель имеет полное право обратиться в суд. Претензия по ОСАГО образец () прилагается к данной статье.

Обращение в суд

Если по ОСАГО выплатили меньше, что делать в таком случае вам подскажет любой юрист – необходимо обращаться в суд. На успешное завершение процесса можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • независимая экспертиза была проведена по всем правилам
  • при работе эксперт придерживался порядка (формулы) о котором мы говорили выше
  • результаты независимой экспертизы могут быть подтверждены повторной экспертизой по заявлению СК (ответчика)

Если с вышеперечисленным не будет проблем, то СК выплатит недостающую сумму уже в судебном порядке. К ней будут прибавлены стоимость независимой экспертизы, и 50% от общей суммы иска (включая и независимую экспертизу). В итоге все расходы водителя должны быть полностью перекрыты.

По данным РСА каждое четвертое заявление возмещается в судебно-претензионном порядке. Т.е. мириться с несправедливым решением СК ни в коем случае не стоит. Тем более, что сегодня можно обратиться в Российский союз автостраховщиков (даже в режиме онлайн) где дадут ответы на вопросы, а также помогут и в практическом смысле. Судебное рассмотрение по срокам может составлять одно заседание, а может затянуться и на долгие месяцы т.к. стороны здесь имеют право на подачу апелляций и обращение в вышестоящие инстанции. Если страховая мало выплатила по ОСАГО, что делать вы теперь знаете – главное подойти к этому процессу серьезно.

Если вы стали участником ДТП не по своей вине, то, согласно законодательству, по ОСАГО вы должны получить компенсацию на ремонт от страховой компании виновника ДТП. Вам необходимо дождаться прибытия страхового агента, который проведет осмотр. В течение 20 дней вам должны будут либо выплатить полную сумму ущерба (но не больше 400 тысяч рублей), либо направить в СТО, где транспортное средство будет восстановлено с учетом износа деталей.

Но, как часто бывает, страховые компании платят слишком мало. Обычно они это делают, потому что уверены, что пострадавший не знаком с законами, не знает о своих правах, и поэтому не будет предпринимать каких-либо мер, чтобы исправить ситуацию.

Мы же предлагаем вам простой алгоритм действий - что нужно делать, если страховая заплатила слишком мало.

Порядок действий

Итак, если вы видите, что компания не выплатила и половины тех средств, которые вы потратили или планируете потратить на ремонт, вам нужно:

  • расчет выплат;
  • обратиться в бюро независимой экспертизы, чтобы там провели повторные расчеты;
  • подайте в страховую компанию досудебную претензию, составленную на основе результатов независимой экспертизы;
  • если претензия не возымела действия над страховщиками, подавайте иск в суд на взыскание полной суммы ущерба и всех полагающихся штрафов за невыполнение своих обязанностей.

Теперь распишем каждый из этих пунктов подробно.

Получаем расчет по выплатам

Копию расчета по выплатам или акта о страховом случае в страховой компании обязаны выдать вам в течение трех дней после вашего письменного обращения.

Нужно также обратить внимание на тот факт, что в акте сумма может указываться как с учетом износа деталей, так и без учета.

В том случае, если сумма указана без учета износа и приблизительно соответствует тем затратам, которые понесла потерпевшая сторона, то любые дальнейшие действия не будут иметь значения - суд откажет в удовлетворении вашего иска. Это связано с тем, что сумма выплат по ОСАГО как раз учитывает износ деталей.

Независимая экспертиза

Эксперты проведут повторный осмотр и составят акт осмотра. Наиболее точные данные будут получены в том случае, если после ДТП автомобиль не ремонтировали. Если же в силу различных обстоятельств вам пришлось восстанавливать транспортное средство за свой счет, то все чеки и калькуляции нужно сохранить и присоединить их к делу. Не помешают также фотографии с разных ракурсов, на которых будут запечатлены следы столкновения.

Затем по результатам обеих экспертиз будет установлен реальный ущерб и сумма, которая необходима для полного восстановления машины.

Досудебная претензия

Досудебная претензия составляется для того, чтобы взыскать со страховой недостающие средства. Это своего рода предупреждение - или вы доплачиваете по хорошему и мы расходимся, или придется подавать на вас в суд.

Претензия составляется по утвержденному образцу, который можно скачать в интернете.

Можно также обратиться к автоюристу, который все составит грамотно: изложит ваши требования, приложит все обязательные документы (акт независимой экспертизы, чеки из СТО, копию страхового полиса).

Также нужно указать ту сумму, которую вы желаете получить.

Исковое заявление в суд


Если в течение 10 дней от СК никакого ответа на претензию не последовало, подавайте иск в суд. Причем в зависимости от взыскиваемой суммы иск нужно подавать либо:

  • мировым судьям (до 50 тысяч);
  • районный суд.

Из документов вам понадобятся:

  • все документы на ТС;
  • документы, подтверждающие личность;
  • копии акта осмотра и страхового случая;
  • результаты повторной экспертизы;
  • ваши требования на отдельном листе.

Какую сумму требовать от страховой?

Сумму искового заявления рассчитать довольно просто: указываете во сколько вам обошлись ремонт, независимая экспертиза, обращение к юристам, почтовые расходы. Вычитаете из полученной суммы выплату от СК. Кроме того, опытный адвокат поможет вам «сбить» со страховой возмещение морального ущерба, которое может составлять до 50% от суммы невыплаченных средств.

Итак, если страховая компания по ОСАГО выплачивает пострадавшему при ДТП заниженную сумму компенсации, необходимо начинать собирать документы и делать повторную экспертизу для дальнейшего обращения в суд. На практике очень много случается таких ситуаций, и с ними можно и нужно бороться.

Ситуации, когда компенсация по ОСАГО не покрывает полученный ущерб не редкость. Специалисты в области автострахования подчеркивают: потерпевший вправе воспользоваться независимой экспертизой или подать гражданский иск против виновника аварии. Правда, залогом успеха служит не желание получить причитающееся, а строгое следование закону. В данной статье мы постараемся дать ответ на вопрос - что делать пострадавшему в случае, если выплата по ОСАГО оказалась недостаточной.

Как СК рассчитывают ущерб?

Согласно действующей редакции Закона «Об ОСАГО», в течение пяти дней после обращения заявителя по страховому случаю, компания организует независимую техническую экспертизу повреждений или остатков автомобиля. Эксперт, как нетрудно догадаться, аффилирован с СК, поэтому будет стремиться насчитать сумму, намного меньшую реальных затрат.

К примеру, в Екатеринбурге федеральная СК компания выплатила владельцу Nissan X-Trail, в который сзади врезался грузовик, 300 (триста) рублей. По словам экспертов, для устранения повреждений достаточно полировки бампера и замены одного пистона. Обратившись в независимую организацию, мужчина выяснил, что общая сумма повреждений составляет 90 тыс. руб.

Рассчитывая размер возмещения по ОСАГО, эксперт обычно учитывает:

  • цену материалов, запчастей и работ;
  • износ запчастей и комплектующих;
  • среднегодовой пробег подобных машин;
  • региональный коэффициент стоимости;
  • стоимость остатков (при гибели ТС).

Важно понимать: «заказчиком» малых сумм по автогражданке служит СК, а техник-эксперт, по сути, исполнитель. Формально они независимы друг от друга, и федеральный закон предусматривает ответственность за недостоверность указываемых данных. Однако практика показывает: независимые эксперты отсуживают в 5-10 раз больше, причем суды единогласно встают на их сторону.

Как опротестовать малую выплату?

Предельная сумма возмещения по автогражданке за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тыс. руб., автомобилю - 400 тыс. руб. При прямом возмещении ущерба пострадавший обращается в «свою» компанию, которая, после проведения независимой экспертизы, выплачивает ему определенную сумму. Далее она связывается с компанией виновника и истребует выплаченную сумму в порядке прямого урегулирования убытков.

Страховая виновника ДТП имеет полное право поднять ему коэффициент за аварийную езду или истребовать деньги в порядке регресса. Следовательно, потерпевший в ДТП, исключая эту схему может обратиться к виновнику напрямую в порядке гражданского иска. Но обратите внимание: суд вправе отказать в удовлетворении, если истец вообще не обращался в СК за компенсацией.

К примеру, в Екатеринбурге владелец Volkswagen Passat двигался по парковке, когда в него задним ходом въехал гражданин на Kia Ceed. После выплаты ОСАГО страховой компанией в размере 15 тыс. руб., потерпевший подал в суд на виновника и истребовал еще около 40 тыс. руб. Общая сумма ремонта превысила те самые 50 тыс. руб., и, с технической точки зрения, владелец Volkswagen мог потребовать ее от своей страховой.

В общем алгоритме возмещения по ОСАГО есть два ключевых плательщика: страховая компания пострадавшей стороны и непосредственный виновник. Разумеется, к ответу можно привлечь третью сторону - дорожные и коммунальные службы, ответственные за состояние уличной сети - но такие ситуации относительно редки и, как показывает практика, суды не выносят положительных решений.

Алгоритм опротестования выплат

Если СК насчитала слишком малую компенсацию, заявитель вправе обратиться в независимую техническую экспертизу. Это следует из Закона «Об ОСАГО» и «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», разработанного ЦБ РФ. Обратите внимание, что с 01 января 2017 года это можно сделать только после экспертизы по направлению СК.

Для этой цели в страховой компании необходимо запросить два ключевых документа:

  • акт калькуляции повреждений, полученных транспортным средством;
  • акт о страховом случае, оформленный по требованиям законодательства.

Первую бумагу, как нетрудно догадаться, готовит технический эксперт, рекомендованный СК. Вторая составляется представителем СК в присутствии заявителя. Акт является подтверждением факта ДТП, причин и обстоятельств страхового инцидента, что является основанием для исчисления суммы ущерба и определения возможности компенсации.

Обратите внимание, что СК выдает акт о страховом случае только в ситуациях, когда ДТП зафиксировано должным образом, а обстоятельства аварии попадают под требования ФЗ «Об ОСАГО». Если страховая компания сомневается в приводимых заявителем обстоятельствах и не считает повреждения полученными в ходе аварии, акт не готовится и, тем более, не выдается.

Далее нужно обратиться в любую независимую экспертизу и предоставить специалистам тот же пакет документов, что вы подавали в СК + первичный акт калькуляции и акт о страховом случае. Обязательно поинтересуйтесь, предоставляет ли компания услуги судебной защиты прав и сотрудничает ли с автосервисами по восстановлению автомобилей (об этом - чуть ниже).

Подача претензии в страховую компанию

Если сумма калькуляции в независимой организации превышает 10% от той, что была насчитана экспертами по направлению страховой, необходимо подготовить претензию в адрес СК с требованием доплаты. Это называется досудебным порядком рассмотрения спора, причем пакет документов подается даже после получения первичной выплаты.

На его рассмотрение у компании есть десять календарных дней, не считая выходных и праздников (ст. 16.1 Закона «Об ОСАГО»). При согласии заявителю будет произведена доплата, при отказе - направлен мотивированный ответ с указанием причин и обстоятельств отказа. Далее необходимо обратиться в суд с требованием доплаты, причем страховщику придется отвечать за нарушение ФЗ № 2300-1 от 07 февраля 2002 «О защите прав потребителей».

Вот основные положения судебного решения споров при удовлетворении иска потерпевшего:

  • страховая будет оштрафована на 50% разницы между начисленным возмещением и присужденным;
  • при несвоевременной выплате страховой премии - штраф 1% за каждый день просрочки;
  • общий размер компенсации, включая штрафы и пени, не может превышать предельную сумму по данному виду страхования;
  • ответственность за нарушения брокера или агента всегда несет страховщик.

Если страховщик отказывает в доплате, причина не важна - неверно оформлены документы, потерпевший сам допустил правонарушение, в вашем городе нет независимой экспертизы - стоит подать в суд на непосредственного виновника ДТП. К иску прикладывают все бумаги по факту аварии и, обязательно, акты о страховом случае и о калькуляции, что является финансовым подтверждением полученных повреждений.

Подводя итог

Немногим выше мы упомянули сотрудничество независимых экспертов с автосервисами по восстановлению транспортных средств. В последнее время в обществе обсуждается «натуральная выплата» - форма компенсации, при которой страховая компания обеспечивает полный восстановительный ремонт автомобиля в уполномоченных на то автосервисах.

Учитывая, что между ними есть договорные отношения, автосервисы по просьбе СК будут снижать затраты - применять подержанные детали, дешевые материалы, снижать общее качество ремонта. Независимые эксперты и дружественные им сервисы действуют наоборот: используют только оригинальные детали и доводят процесс почти до заводского уровня.

Дело в том, что чем дороже обойдется восстановление вашего ТС, тем больше денег они насчитают, укажут в иске к страховой компании и заработают!

Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта , так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию .

Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.


Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

Часто бывает, что страховая:

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей , что опять приведет к занижению суммы выплаты.

Как провести повторную независимую экспертизу?

Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения .

Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.


После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

Как подать жалобу в РСА и ФССН?

В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

В сумму входит:
сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
стоимость независимой экспертизы;
почтовые расходы на уведомления.

Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП . Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

В пакет входят:

  1. Документы на ТС;
  2. Копии документов из ГИБДД;
  3. Акт о страховом случае;
  4. Акт осмотра ТС;
  5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
  6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

Что следует учесть при подаче искового заявления?

В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

10 комментариев

    Если страховщик заплатил недостаточную сумму, обязательно нужно обращаться к юристам. Другое дело, что тут много тонкостей, которые неподготовленному человеку будет сложно понять и в соответствии с ними действовать. Да и времени это занимает прилично. Но, главный плюс в том, что все расходы на юристов покрываются страховой компанией. Если, конечно, все пройдет удачно.

    С ситуацией, когда страховая оплачивает намного меньшую сумму, чем потрачено на восстановление автомобиля после ДТП, сталкивался наверное каждый. И я не исключений. Стояла на перекрестке, водитель стоящей впереди десятки резко сдал назад, нос моего автомобиля был всмятку. Автомобиль с места аварии увозили на эвакуаторе. Ремонт был дорогостоящим, пришлось заказывать ноускат и полностью все менять. Страховая выплатила лишь треть, от затрат на ремонт. Друг посоветовал обратиться к юристу. Что я и сделала. Это оказалось очень легко. Я написала доверенность и юрист действовал от моего лица. Я даже в суде не была, просто ждала результата. В итоге страховая выплатила сумму, которая покрыла все расходы и даже немного больше. Я считаю, что независимую экспертизу проводить необходимо, особенно когда повреждения после ДТП очень значительны. Это конечно долго, затратно, но стоит того, чтобы браться за это дело.

    Часто страховые компании целенаправленно выплачивают страховое возмещение в меньшем размере, чем положено по закону и потерпевшему не хватает денег на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Страховая компания мало заплатила по ОСАГО или КАСКО?

    Здравствуйте! Произошло ДТП 17.10.2015. независимая экспертиза насчитала мне 84000 рублей, при разбирательстве увидел много недочетов в их расчетах. По деталям необходимых на замену у меня вышло более 110 000, работу в сервисе дилера со скидками на запчасти 20 % и работу 10%выходит как минимум 105 000 рублей. и КАК тут быть теперь как восстанавливать автомобиль, в «юрфирме N» говорят судиться бесполезно, методика расчета одна, тогда вопрос зачем тогда они нужны?? какая от них польза, если в суд идти не хотят, ЧТО ДЕЛАТЬ в моей ситуации??
    Салимгареев Азат 89177546290

    • Уважаемый Азат! Не слушайте, что говорят в «юрфирме N». На самом деле можно и нужно идти в суд. Мне страховая выплатила 60тыс. Заказанная мною независимая экспертиза насчитала 103тыс. Отправила претензию в СК, ОНИ НЕ ПРОРЕАГИРОВАЛИ. В результате, вместо 43 тыс., которые они зажали к выплате, суд присудил им 102тыс. (остаток выплаты+неустойка+штраф+мор.вред+расходы на проведение экспертизы+расходы на представителя в суде). Так что не складывайте руки, а начинайте действовать, чтобы не потворствовать наглости и жадности СК.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я застрахован в Ресо, виновник ДТП в ВСК. Осмотр и оценку проводили в моей страховой (ресо), мы туда приезжали вместе с виновником. Выплатили естественно мало. У кого находится акт о страховом случае кто подскажет? В ВСК или в Ресо? И с кем судиться мне в таком случае? Кто калькуляцию проводил? Спасибо

    Произашло дтп, моей машине 20 лет она 1994 года и я боюсь насчитать мало так как машина старая! У меня тойоту крона эксив! Стоит ли идти в независимую и что делать в таких случиях?

    Скажите пожалуйста, как поступить в случае, если страховая компания посчитала запчасти по Московским оптовым ценам, а у нас в Перми они всюду стоят в полтора раза дороже, а кроме того, еще удержала износ. У меня ни один сервис не берется за ремонт, смеются и говорят, вот пусть вам страховая за эти цены предоставит запчасти. Обратилась к независимому эксперту, а он говорит, что он тоже имеет право считать только по ихним ценам, по другим суд даже не будет рассматривать иск.

    Добрый день! Недавно совершил ДТП, виновником которого являюсь. Страховая компания у обоих одна. СК расчитала потерпевшему сумму (17900тр), что менее чем «насчитали»на СТО (27900тр). Без экспертизы и оценщиков. Потерпевший обратился ко мне с требованием возместить недостающую сумму (10000тр). В свою очередь я посоветовал ему обратиться в суд, и через суд требовать недостающую сумму у СК, соблюдая необходимые требования закона (оценка, независимая экспертиза, чеки за ремонт). Правомерны ли мои советы и должен ли я лично что то оплачивать потерпевшему если он решит подать в суд на меня? Спасибо!