Имущество

Бухгалтерский учет в чехии. Чешский бухучет Малый и средний бизнес в чехии

Актуальность информации: 2019-01-23

Организации, имеющие юридический адрес в Чехии, должны вести бухгалтерский учет согласно чешскому законодательству. Рамки и способы ведения бухгалтерского учета установлены законом о бухгалтерском учете – č. 563/1991 Sb.

Обязанность вести бухгалтерский учет несут:
- Юридические лица, имеющие юр. адрес в Чехии;
- Иностранные лица, если занимаются предпринимательской деятельностью на территории Чехии;
- Физические лица имеющие лицензию на ведение предпринимательской деятельности;
- И другие бухгалтерские единицы, которым это предписывает закон

Основные принципы бухгалтерского учета:

Отчетный период
Фискальный налоговый год должен содержать двенадцать следующих подряд месяцев.
Дополнение к закону о бухгалтерском учете, действующее с 1.1.2001, дает возможность налогоплательщикам вести бухгалтерский учет и в других периодах, кроме календарного года, по согласованию с налоговыми органами.

Бухгалтерская система
Чешская бухгалтерская система для юридических лиц основана на системе двойной бухгалтерии, которая совместима с бухгалтерскими системами в других странах Европы.

Амортизация
Чешское законодательство различает амортизацию двух видов: налоговую и бухгалтерскую.

Бухгалтерская амортизация
Размеры и способ применения амортизации определяет предприятие в рамках бухгалтерских правил. Бухгалтерская амортизация входит в затраты предприятия.

Налоговая амортизация
Размер и способ применения определяется в Законе о налоге на прибыль. Налоговая амортизация рассчитывается при определении налоговой базы налога на прибыль.

Амортизации рассчитываются на основании расходов на приобретение и используются либо равномерно (§ 31 Zákon 586/1992 Sb.) или ускоренно (§ 32 č. 586/1992 Sb.). Способ амортизации для каждого новоприобретенного материального и нематериального имущества в большинстве случаев устанавливает собственник, способ нельзя менять в течение всего периода амортизации. Ставки и сроки амортизации основываются на типе имущества – материальное или нематериальное имущество.

Материальное имущество
Основные средства засчитываются по группам амортизации – чешская бухгалтерская система Чехии различает 6 групп. Определение амортизационных групп – часть приложения к Закону о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Амортизационная ставка в год приобретения ниже, чем в последующие годы, невзирая на тип амортизации. Исключения устанавливаются Законом о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Оценка запасов
Запасы оцениваются по так называемым складским ценам. Чешские законы допускают два способа расчета складской цены:

Расчет складской цены по методу FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл - первым ушёл), то есть первый элемент, входящий в систему, одновременно первым из нее выходит (в качестве первых бухгалтерских списывают те предметы, которые были закуплены первыми)
- Расчет складской цены, так называемым методом средней цены, то есть запасы оцениваются по определенной формуле, и по этой цене товары выдаются со склада (стоимость является средним арифметическим).

Если предприятие решает пользоваться конкретным методом для определенного типа товара, этим методом и должно пользоваться на протяжении всего года, без изменений в течение года.

Оценка запасов методом LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл - первым ушёл) в Чешской Республике не допускается.

Чехия, или Богемия, как ее довольно часто именовали прежде, это удивительный край, который лишь в 90-х годах XX века обрел вожделенную самостоятельность. При этом в отличие от России это государство уже пополнило тесные ряды участников Европейского союза. А в первой половине 2009 года страна бывшего советского блока и вовсе возглавила союз 470 миллионов европейцев. И это не единственное достижение Чешской Республики.

Чехия… крошечная страна посередине Европы. Чехия…одна из самых красивых республик с богатейшей историей, природой и культурой. Прага, Карловы Вары, Марианские Лазне, – все это излюбленные места отдыха для российских туристов. Чехия… которой на протяжении ХХ столетия приходится то и дело отстаивать свой суверенитет (в 1939 году страна была оккупирована фашистской Германией, а после Второй мировой войны находилась под влиянием советской власти). Даже собственно государством Чехия на протяжении ХХ века и не была (Чехославакия была создана в1918 году, в ее состав входили Чехия,Словакия и Подкарпатская Русь). И лишь 1 января 1993 года в результате «бархатного развода», когда государство Чехословакия мирно разделилась на две страны, Чехия получила, наконец, независимость. Но несмотря на все это Чехия не только сумела сохранить свою культуру и традиции, но и создать после развала СССР стабильную экономическую систему, чтобы занять достойное место в Европейском союзе.

Процесс «десоветизации» в Чехословакии начался еще в 80-х годах. Именно в эти годы начались различные преобразования в экономике, направленные на создание рыночного хозяйства. В 1989-м произошла «бархатная революция», в результате которой Чехословакия вышла из состава Советского Союза. А в 1993 году Чехословакия распалась на два суверенных государства. Как и другие страны постсоветской Центральной и Восточной Европы, Чехия вынуждена была преодолевать «постперестроечный» кризис, вызванный распадом СССР, чтобы стать активным участником экономической и политической жизни Европы. В первые годы переходного периода в Чехии провели широкомасштабные экономические реформы, в основе которых были: ваучерная приватизация предприятий, привлечение иностранных инвесторов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация чешской кроны. Тогда в стране был легализован частный бизнес и упразднено государственное регулирование цен. Произошла реструктуризация практически всех сфер национальной экономики. Стоит отметить, что большое значение в развитии экономики страны сыграл иностранный капитал, по объемам которого Чехия является одним из общеевропейских лидеров. Именно благодаря воздействию «извне» в Чехии в кратчайшие сроки состоялась стремительная модернизация всех ветвей промышленности и развитие сферы обслуживания.

Реформа бухучета

С начала 90-х годов при переходе Чехии к рыночным отношениям и с появлением сектора негосударственной экономики возникла потребность в развитии бухгалтерского учета. При проведении реформы в области бухгалтерского учета правительство «смотрело вперед» и старалось соответствовать принципам, характерным для системы бухгалтерского учета европейских стран, чтобы облегчить вхождение в ЕС. Поэтому в основу законодательства Чехии, касающегося бухгалтерского учета, вошли основные положения Четвертой и Седьмой Директив Европейского союза. Интересно, что в 1991 году Чешская Республика выбрала в качестве основы французскую модель (учитывая, что ни тесных культурных, ни экономических связей с Францией на тот момент у Чехии не было). И хотя германская модель также привлекала внимание Чехии, но из-за опасений чрезмерного влияния Германии на экономику страны эта модель бухучета была отвергнута.

Система бухгалтерского учета, принятая в 1991 году, главным образом ориентировалась на интересы государства в области налогообложения. Однако, учитывая колоссальную роль внешнеэкономических связей в развитии экономики страны, со временем появилась необходимость создания системы бухгалтерского учета с ориентацией на иностранных инвесторов. Поэтому к концу 2003 года в республике были приняты национальные стандарты бухгалтерского учета, что явилось шагом на пути к гармонизации системы бухгалтерского учета в Чехии в соответствии с международными стандартами. Национальные стандарты бухгалтерского учета довольно близко повторяют МСФО. Некоторые существенные термины и принципы взяты непосредственно из МСФО. Национальные бухгалтерские стандарты ориентированы, главным образом, на малые и средние предприятия. Однако компании, которые являются активными участниками международного рынка, обязаны составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Система налогообложения

В Чехии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, в качестве стратегической принята цель формирования системы налогообложения по типу системы, принятой в странах ЕС, и в первую очередь по историческим традициям в таких странах, как Германия и Австрия. Необходимость ориентации развития систем налогообложения в странах Центральной и Восточной Европы на соответствующие принципы и стандарты, действующие в странах ЕС, обусловливается и практическими соображениями. Преобладающая часть внешнеэкономических связей Чехии приходится на страны ЕС, и в особенности на Германию. Формирование системы налогообложения в Чехии практически начато на рубеже 80-х – 90-х годов. Оно рассчитывалось на длительный срок и в принципе все еще продолжается. Нынешняя система налогообложения была введена в январе 1993 года. Чешские налоги находятся на среднем уровне среди стран ЕС. Поэтому ставки налогов там достаточно высокие. Однако и социальное обеспечение в Чехии также практически соответствует общеевропейскому уровню.

Определившиеся с тех пор и действующие поныне перечни налогов в Чехии содержат те их виды, которые считаются обычными для стран ЕС. В эти перечни включаются в качестве основных прямые налоги (на доходы корпораций, на доходы физических лиц); косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные платежи); платежи на социальное обеспечение. К прочим, не основным, относятся обычно налог на имущество, налоги на дарение и наследство, на транспортные средства и т. д.

Считается, что налогоплательщики редко бывают довольны своей налоговой системой, ведь любые налоговые «правила» заставляют их часть своей прибыли отдавать на нужды государства. Однако в случае с Чехией это не так. Если сравнить систему налогообложения в Чехии и в соседних государствах, то преимущества чешских налогоплательщиков очевидны. Чехия, кроме всего прочего, привлекательна для фирм тем, что предлагает освобождение от уплаты налогов с финансовых операций и дивидендов, полученных на территории ЕС. Поэтому все меньше чешских компаний проявляют интерес к размещению юридического адреса в оффшорных зонах и остаются резидентами Чешской Республики. «Когда акционеры принимали решение о том, где будет располагаться головная организация Generali PPF Holding, во внимание попали несколько европейских государств для регистрации компании. В конце концов, благодаря положительным изменениям экономического климата и налогового законодательства в Чешской республике, выбор пал на Прагу», – рассказал пресс-секретарь Generali PPF Holding Рихард Капса.

Экономический интерес

На сегодняшний день экономика Чешской Республики является наиболее развитой и стабильной из всех стран бывшего социалистического лагеря. Конкурентоспособность экономики Чехии оценивается различными экспертами, в том числе и западными, обычно выше, чем экономики Венгрии и тем более Польши.

Следует отметить, что во внешней торговле Чехии действует широкомасштабная программа либерализации экспорта и импорта. На сегодня по объемам экспорта Чехия опережает такие страны, как Франция, Италия и др. В последние пять лет на долю внешней торговли в создании валового национального дохода приходилось примерно 30 – 40 процентов. Среди основных торговых партнеров страны – Германия, Словакия, Австралия, Россия, Италия, Польша, Франция. Их доля во внешнеторговом обороте составляет около 70 процентов. Особенно тесные отношения чехи установили с Германией, на которую приходилась почти четверть всего чешского товарооборота. Германия также стала лидером и по прямым капиталовложениям, после которой следовали США, Франция, Бельгия, Австрия и другие страны.

С октября 1993 года Чехия стала ассоциированным членом Евросоюза, а с марта того же года пользуется льготами зоны свободной торговли, созданной совместно с Польшей, Венгрией и Словакией.

На страже Конституции

С 1 января 2009 года к Чехии на полгода перешло председательство в Евросоюзе. Впервые в истории этой организации страна бывшего советского блока возглавила союз 470 миллионов европейцев, причем в разгар самого острого за минувшие полвека мирового экономического кризиса. Однако несмотря на все победы Чехии на «западном фронте», отношения с ЕС складываются не совсем гладко. Недавно Президент Чехии Вацлав Клаус удивил общественность, заявив, что Европейский союз – это, по сути, Советский Союз. По словам Клауса, параллель между ЕС и СССР заключается в том, что страны ЕС, как в свое время республики СССР, передают часть своих полномочий союзным органам и признают прямое действие наднационального законодательства в рамках своих юрисдикций. Примечательно, что Чехия – последнее из государств ЕС, которое отказывалось подписать Лиссабонский договор. Напомним, что Лиссабонский договор призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. По мнению Президента Вацлава Клауса, договор способен изменить положение Чешской Республики на мировой арене. Он полагает, что Лиссабонский договор нарушает баланс между целями и интересами стран – членов ЕС, придав ЕС статус « супердержавы», превращая его в новое федеративное государство. Таким образом, Евросоюз будет диктовать условия не только государствам-членам, но и их гражданам, ограничивая тем самым суверенитет Чехии.

Кстати, стоит отметить, что национальной валютой Чехии, как и прежде, остается крона. Сдержанность в отношении принятия единой европейской валюты объясняется нестабильностью финансовых рынков. Однако если другим странам евро принесет ряд выгод, то в отношении Чехии этого утверждать нельзя и предугадать последствия принятия Чехией евро довольно сложно. Бывший председатель ЦБ ЧР Моймир Гампл заявил: «Принятие евро в Чехии – это не переход от плохой валюты к хорошей, это скорее замена одной хорошей валюты на другую хорошую валюту»

Однако, возможно, дело вовсе не в устойчивости курсов валют, а в том, что Чехия изо всех сил пытается сохранить свою независимость, оставаясь при этом органичной частью Европы – чудесным местом, расположенным в самом сердце Европы, с величественной архитектурой и неповторимыми культурными традициями.

В условиях глобализации и существования общего экономического пространства в Европе все коммерческие структуры сталкиваются с необходимостью стандартизации отчетности. В этом отношении бухгалтерский учет в Чехии уже перешел на международные рельсы, поэтому финансовые отчеты чешских компаний будут понятны большинству иностранных специалистов в области экономики и аудита.

Принципы ведения бухгалтерского учета в ЧР

Вступая в Европейский союз, Чехия согласилась с тем, что ей придется существенно реформировать не только таможенное и налоговое законодательство. Изменения должны были коснуться также и политики учета активов и пассивов компаний, работающих на территории Чешской Республики.

Основной принцип ведения двойных записей остался неизменным, однако национальные стандарты бухгалтерского учета пришлось переписать, при этом некоторые компании вынужденно перешли на составление отчетности по международным нормативам МСФО.

Базовыми принципами обновленного учета стали:

  • статичность – фиксация имущественного состояния, чтобы пользователи отчетности всегда могли убедиться в том, что полная реализация всех запасов и основных средств позволит покрыть текущую кредиторскую задолженность;
  • динамика – непрерывный анализ эффективности экономической деятельности, контроль за соотношением доходов и затрат, а также за формированием налоговых обязательств;
  • нацеленность на макроэкономические показатели – построение учета таким образом, чтобы финансовые показатели отдельного предприятия с легкостью формировали общенациональные показатели ВВП и добавленной стоимости.

Формальный бухучет в Чехии не предполагает унифицированной управленческой отчетности, так как эта часть экономической деятельности компании всегда скрыта согласно требованиям конфиденциальности и коммерческой тайны.

Какие субъекты экономической деятельности обязаны вести бухгалтерский учет в Чехии

Чешский закон о бухгалтерском учете (Zákon o účetnictví č. 563/1991 Sb.) обозначил круг субъектов, для которых исполнение его требований строго обязательно:

  • юридические лица, зарегистрированные на территории Чехии;
  • иностранные компании и предприниматели, ведущие деятельность на чешской земле;
  • частные предприниматели, зарегистрированные плательщиками НДС, чей годовой оборот превышает 25 млн крон;
  • филиалы и обособленные безбалансовые подразделения юрлиц;
  • частные лица, принявшие решение вести стандартизированный учет на добровольных началах.

Каждый из перечисленных выше субъектов обязан вести записи и проводки, ориентируясь на национальный план счетов, а по итогам финансового года предоставлять следующую отчетность:

  • годовой баланс;
  • о прибылях и убытках;
  • приложения (о движении денежных средств, об изменении в структуре активов и капиталов и т.д.).

Закон предполагает возможность подачи упрощенной отчетности и отказа от аудиторской проверки для тех компаний, которые не достигли ни одного из показателей:

  • по годовой прибыли – не более 40 млн крон;
  • по обороту – не более 80 млн крон;
  • по средней численности – не более 50 работников.

Полную отчетность, сформированную на основании МСФО, должны подавать фирмы, которые эмитируют ценные бумаги, торгующиеся на международных биржах, филиалы иностранных компаний, консолидированные участники рынка.

Перечень основных видов бухгалтерской отчетности и деклараций

Все юридические и физические лица, обязанные вести бухгалтерский учет, подают бухгалтерскую отчетность в Торговый реестр (Obchodní rejstřík) один раз в год.

Минимальный перечень отчетных документов включает в себя:

  • баланс – Rozvaha;
  • данные о прибыли и убытках – Výkaz zisků a ztrát;
  • приложения и пояснения – Příloha k účetní závěrce.

В отношении налоговой отчетности все несколько сложнее, особенно если компания зарегистрирована в реестре плательщиков НДС.

Большинство субъектов экономической деятельности в 2019 году должны подавать отчеты в Финансовое управление Чехии (Finanční úřady) в электронном виде через государственные электронные почтовые ящики (datová schránka):

Название отчета или декларации Периодичность Дата подачи Онлайн-форма для заполнения
Налог на прибыль юридических и физических лиц Раз в год До 31 марта https://adisepo.mfcr.cz/ – для физлиц
https://adisepo.mfcr.cz/ – для предприятий
Декларация по НДС ежемесячно До 25 числа месяца, следующего за отчетным https://adisepo.mfcr.cz/adistc/adis/
Расчет соцотчислений на обязательное страхование из зарплаты наемного персонала ежемесячно До 20 числа месяца, следующего за отчетным Сведения от работодателя:
о начислении платежей на медицинское страхование (VZP) - Přehled o platbě pojistného na zdravotní pojištění zaměstnavatele (VZP) и о размере страховых взносов - Přehled o výši pojistného a vyplacených dávkách

Если фирма владеет имуществом или использует в своей деятельности транспорт, то список отчетов и налоговых платежей может быть расширен.

Стоимость бухгалтерского обслуживания для иностранцев

Иностранные инвесторы – желанные гости в Чехии, для них предусмотрены льготы и разработаны специальные программы по снижению налоговой нагрузки. Но это не освобождает зарубежных бизнесменов от необходимости вести учет финансовых показателей и своевременно подавать отчетность.

Тем, кто в Праге даже Карлов мост с первого раза не найдет, очень сложно сразу разобраться в системе финансовых отчетов и налоговых деклараций.

На помощь новичкам приходят фирмы, готовые разработать учетную политику для новой компании, наладить или восстановить учет, а также обслуживать юрлицо или предпринимателя на постоянной основе.

Подобные предложения могут поступать как от чешских компаний, так и от российских, которые оказывают бухгалтерские услуги за рубежом.

Стоимость такой помощи зависит от статуса налогоплательщика, его оборота и степени вовлеченности во внутренние дела клиента:

Кратность обращений в год Особенности ведения деятельности Ориентировочная стоимость
Заказчик с нулевыми оборотами Около 300 евро
Один раз в год, для подготовки отчетности и упорядочивания первичной документации Деятельность в течение года осуществлялась, но без наемного персонала От 400 евро - зависит от количества операций
Заказчик - плательщик НДС От 3000 крон/месяц + 3000 за постановку на учет (одноразово)
Ежемесячное обслуживание, в зависимости от количества операций Клиент – неплательщик НДС От 2000 крон/месяц
Обслуживание компаний с наемными работниками В дополнение к годовому или ежемесячным платежам за бухобслуживание 500 крон в месяц за одного работника + 3000 крон одноразово за регистрацию каждого их них в системе соцстрахования.

Какой вариант сотрудничества выбрать и кому поручить ведение бухучета, решает сам налогоплательщик.

Возможно, после долгих размышлений на эту тему бизнесмен решит, что ему будет удобнее, если на фирме будет собственный бухгалтер. Однако однозначно можно утверждать, что без профессионального обслуживания избежать штрафов за ошибки в отчетности компании не удастся.

Делегирование обязанностей по ведению бухучета

Среди иностранцев, которые организовали свое дело в Чехии, довольно высок процент тех, кто вместо формирования собственной бухгалтерской службы передал эти обязанности на аутсорсинг.

Аргументация подобного решения проста и очевидна:

  • затраты на зарплату и обучение собственного штата для небольшой фирмы обойдутся дороже, чем стоимость работы агентства по оказанию бухгалтерских услуг;
  • непрерывность обслуживания (без отпусков и болезней);
  • экономия времени и юридическая поддержка для тех, кто мало знаком с тонкостями и нормативами налогового законодательства.

В данном случае для неопытных налогоплательщиков существует единственный существенный риск – довериться компании с низким уровнем квалификации или откровенным мошенникам. Однако рецепт успеха прост: пользоваться услугами только проверенных агентств с хорошей репутацией и чрезмерно не экономить.

Чем отличается ведение бухучета в России и Чехии

Тех, кто все же решил освоить азы чешской бухгалтерской отчетности, ждет приятная новость: отличий в бухгалтерском и налоговом учете в Чехии и России гораздо меньше, чем сходства.

Конечно, план и номера счетов аналитического учета не одинаков, но логика двойных записей сохраняется.

Список главных фискальных обязательств, отчетов и сроков их подачи очень похож на российский: налог на прибыль, НДФЛ, НДС и страховые взносы.

И, хотя ставки налоговых платежей отличаются, это не помешало правительствам двух стран подписать соглашение о предупреждении двойного налогообложения своих граждан.

Выводы

В идеале, решаясь на переезд в Чехию, человек должен потратить много времени на изучение законодательства чужой страны. Но на практике сил хватает только на поверхностное ознакомление с укладом жизни и азами разговорного языка.

Возможно, для начальных коммерческих успехов этого вполне достаточно, а вот для общения с налоговыми службами явно не хватает. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для иностранцев станет обращение к местным профессионалам в сфере бухучета. Хотя бы на первых порах.

Бухгалтерский учет для начинающих. Лекция 1 Основы бухгалтерского учета

Любой бизнес требует бухгалтерского сопровождения. Компания Balans.CZ оказывает услуги бухгалтера и осуществляет бухгалтерский учёт в Чехии.


Довольно часто предприниматели нуждаются в помощи профессиональных бухгалтеров. Благодаря бухгалтерскому сопровождению бизнеса вы сможете добиться наивысших результатов, постоянно развивая свой бизнес. Но качественно исполнять поставленные задачи могут только квалифицированные специалисты, которые отлично разбираются во всех тонкостях своей профессии.

Многие бизнесмены отправляются в Чехию, чтобы открыть там собственную компанию и завязать успешные партнёрские отношения с местными предпринимателями. В данной ситуации бухгалтер в Праге придётся как никогда кстати.

Бухгалтерский учёт в Чехии

Бухгалтерский учёт – это упорядоченная схема действий, которая направлена на изучение, сбор, регистрацию, обработку и обобщение информации о материальном и финансовом состоянии конкретных компаний. Этого можно добиться только благодаря непрерывному и документальному учёту всех операций (по правилам нормативных документов). Поэтому все фирмы должны оформлять так называемые первичные документы, правильно вести бухгалтерский и налоговый учёт, составлять декларации и отчёты, начислять и уплачивать налоги т. д. Поэтому первостепенная задача каждого предприятия – оптимизировать бухгалтерское сопровождение.

Для этого очень важно установить финансовое состояние фирмы и наличие необходимых документов, остатки по каждому регистру учёта. Обязательной является подготовка и оптимизация информационной базы в компьютерных программах по бухгалтерскому учёту, приведение в соответствие законодательным нормам всей документации. Основываясь на этих данных, специалист должен сформировать пакет из таких документов:

На исторически значимом этапе перехода постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы от директивно-плановой экономики к рыночной важную роль играет возрождение и развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее быстрого пути к становлению частного сектора, формированию среднего класса, смягчению остроты социально-экономических последствий рыночных реформ, как значительного фактора социально-политической стабильности общества.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.

Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере. Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: он устремился в торгово-посредническую деятельность и сферу услуг. В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Они составляют от 90 до 96% всех малых и средних предприятий в странах ЦВЕ. Так, например, в Болгарии в 1997 г. из числа действующих частных предприятий 91,6% приходилось на мелкие фирмы с численностью занятых до 10 человек; 1,2% - от 50 до 99 человек и 1,4% - свыше 100 человек. По некоторым оценкам, в секторе малых и средних предприятий создается около 18% ВВП Болгарии.

Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии. В 1997 г. численность предпринимателей, включая помогающих в бизнесе членов семьи, достигла 603 тыс. и составила 12,1% общей численности занятых, в том числе мелкие предприниматели без наемной рабочей силы - 7,6%, предприниматели с наемной рабочей силой - 4,1%, члены семей предпринимателей, помогающие в бизнесе - 0,4%. Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают 34,7% производства в промышленности, 68,5 - в строительстве, 90,7 - в торговле, 85,6 - в гостиничном комплексе, 87,8 -в сфере услуг и 44,4% - на транспорте.

В 1999 г. 76% ВВП Чехии создавалось в частном секторе, в том числе 33,3% - в секторе малых и средних предприятий (в 1996 г. - 32,5%). В 2000 г. на этих предприятиях создавалось уже 53% ВВП и было занято 56% рабочей силы.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку. В 1992 г. был принят «Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», направленный на стимулирование развития этой формы хозяйственной деятельности.

Согласно чешскому законодательству к средним отнесены предприятия с численностью занятых до 500 человек (с 1996 г. - до 249 человек), к малым - с численностью до 10 человек.

В последних нормативных документах дана более полная характеристика малого предприятия: численность работников менее 50 человек, объем оборота за последний календарный год не более 250 млн. крон, активы или имущество не превышают 180 млн. крон. (Эти критерии установлены на 2000 г., ранее при определении статуса малого предприятия использовался только один показатель - численность занятых).

Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Такая норма «независимого предприятия», принятая в Европейском Союзе, действует практически во всех странах ЦВЕ. В законе определены конкретные направления деятельности государственных органов по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу:

1.меры по повышению капитализации предприятий: льготные кредиты с льготной процентной ставкой и льготным сроком погашения; субсидирование части процента по кредитам; прямые дотации;

2. поддержка программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Государственная поддержка подготовке учеников, повышению уровня специальной подготовки как предпринимателей, так и работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

3. поддержка служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса;

4. поддержка услуг по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

5. поддержка прикладных исследований и технического развития;

6. поддержка создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с
ограниченной трудоспособностью;

7. поддержка экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

8. поддержка сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных;

9. поддержка результатов исследований по проблематике малого и среднего бизнеса.

Главным препятствием развития малого бизнеса в постсоциалистических странах выступает низкий уровень капитализации, связанный со значительными трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства в большинстве стран ЦВЕ являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они вынуждены выплачивать банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия, поскольку банки действуют весьма осторожно, стараясь максимально снизить свои риски.

В мире существует практика создания структур, оказывающих финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например, в США функционирует Small Businees Administration, основанная Конгрессом США еще в 1953 г., предоставляющая гарантии на кредиты малым и средним предпринимателям. В Европе такие специализированные кредитные организации активно действуют в Австрии и Германии.

В Чехии по образцу развитых стран еще в 1992г. был учрежден и начал функционировать банк развития с государственным участием - Чешско-моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Для его «запуска» правительство выделило 900 млн. крон. В настоящее время ЧМБГР - это универсальный банк с уставным капиталом в 1.100 млн. крон.

Основным направлением деятельности Чешско-моравского банка гарантий и развития является поддержка инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предприятиями. С 1997г. банк также участвует в реализации государственной жилищной программы в форме предоставления беспроцентных кредитов на жилье, в поддержке экспорта, финансировании проектов по улучшению объектов гражданской инфраструктуры.

До 2000 г. государству принадлежало 49% капитала ЧМБГР, 51% - крупным чешским коммерческим банкам. В июне 2000 г. государство приобрело контрольный пакет акций ЧМБГР - 59,7%, что было условием Европейского инвестиционного банка, который предоставил государственному Консолидационному банку долгосрочные кредиты в объеме 15 млрд. крон на финансирование гражданской инфраструктуры.

Чешско-моравский банк гарантий и развития предоставляет малым и средним предприятиям гарантии под:

Среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты. Уровень гарантий может достигать 70% объема кредита. На запасы и эксплуатационные расходы может быть использовано максимально до 40% кредита;

Эксплутационные кредиты - гарантии предоставляются под кредиты на приобретение запасов и на эксплуатационные расходы, связанные с проектом. Максимальный срок гарантий - четыре года, их размер ограничен 50% суммы кредита или максимально до 5 млн. крон; - лизинг - гарантии предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70% или до 30 млн. крон.

За период 1992-1998 гг. ЧМБГР предоставил гарантии под 2287 кредитов на общую сумму 10,9 млрд. крон, льготные кредиты с гарантией на сумму 19,0 млрд. крон. Средний размер гарантий составил примерно 55,2% объема кредита. За этот же период предпринимателям было выделено 8214 финансовых субсидий на общую сумму 5,9 млрд. крон. В целом объем кредитов, поддержанных государством через посредство ЧМБГР, составил 45,4 млрд. крон (около 1,5 млрд. долл.).

Наибольший объем гарантий на кредиты был предоставлен на региональные инвестиционные проекты, реализованные в экономически отсталых районах северной Моравии (примерно 40%) и Южной Чехии. Причем средний размер гарантии составил 4,8 млн. крон на один предпринимательский инвестиционный проект. Более 50% общего объема гарантий, предоставленных ЧМБГР, было направлено на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а также на проекты в области промышленной торговли и услуг для населения.

За тот же период ЧМБГР субсидировал выплату процентной ставки по более чем 8200 кредитам на общую сумму 6 млн. крон, что заметно снизило финансовую нагрузку на предпринимателей при погашении кредитов в размере 45 млн. крон. Инвестиционные проекты, реализованные при поддержке банка, способствовали созданию свыше 50 тыс. новых рабочих мест.

В случае невыполнения условий договора со стороны предпринимателя банк приостанавливал финансовую поддержку, а в ряде случаев требовал от него возврата предоставленной суммы.

Кроме поддержки малого бизнеса через ЧМБГР как гаранта кредитов, государство оказывает малому и среднему предпринимательству помощь, выделяя деньги из госбюджета. Это хорошо видно из его структуры. В бюджете отдельной строкой предусмотрены такие средства:

Чешско-моравскому банку гарантий и развития;

На региональные программы предпринимательства;

На поддержку предпринимателей, предоставляющих рабочие места лицам с ограниченной трудоспособностью;

На инвестирование в депрессивных промышленных зонах;

На региональные программы развития северной Моравии;

На программу развития приграничных районов северо-западной Чехии.

Соответственно, каждый год правительство представляет Чешскому Национальному Совету отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности использования выделенных на эти цели средств.

Еще одной важнейшей формой поддержки малого и среднего бизнеса в Чехии является предоставление ему финансовой помощи в рамках целевых государственных программ, ежегодно принимаемых Министерством промышленности и торговли и Министерством местного самоуправления, реализатором которых выступает все тот же Чешско-моравский банк гарантий и развития.

В 2000 г. в бюджете Чехии на поддержку малого и среднего предпринимательства Министерству промышленности и торговли и Министерству местного самоуправления было выделено 1,95 млрд. крон (в 1999 г. - 1,5 млрд. крон). В проекте бюджета на 2001 г. предполагалось выделить 1,3 млрд. Крон.

Согласно закону программы должны содержать сведения о: предмете и цели поддержки; критерии ее получателей; центральном органе государственного управления или структуре, объявляющих программу; форме поддержки и условиях ее предоставления; санкциях за нецелевое использование государственной поддержки; размере и сроках предоставления отдельных видов поддержки. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на одобренные правительством программы поддержки, осуществляет Высший контрольный комитет.

Льготы, предусмотренные государственными программами, предоставляются предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, строительства или ремесленного производства, услуг, включая медицинские, торговли и транспорта, за исключением службы такси. Льготные кредиты могут использоваться на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, машин, оборудования и средств транспорта, ноу-хау, реконструкцию и модернизацию зданий. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства ориентированы в основном на поддержку инвестиционных средне - и долгосрочных кредитов.

Для получения поддержки предпринимательские проекты должны отвечать хотя бы одному из следующих условий:

Создание новых рабочих мест, минимально 1 рабочего места не позднее 1 года с момента подписания кредитного договора и сохранение этих новых рабочих мест в течение всего срока предоставления поддержки;

Прием на работу лиц с ограниченной трудоспособностью на полный или частичный трудовой договор - минимально 1 лицо в течение 1 года;

Улучшение экологии как следствие реализации проекта;

Повышение экспортной производительности предприятия, подтвержденной данными об объеме экспорта получателя поддержки за соответствующий период и копиями таможенных деклараций, подтверждающих эти данные;

Производство средств медицинской техники для инвалидов.

Проекты должны быть реализованы на территории Чехии. Поддержка предоставляется только на инвестиционные кредиты. На запасы, долговые требования до срока погашения и на возмещение эксплуатационных затрат может быть использовано не более 40% объема кредита. Поддержка не предоставляется предприятиям, которые имеют непогашенные обязательства в отношении госбюджета и государственных фондов.

За невыполнение условий программы для заемщика предусмотрены санкции в виде штрафов в размере 1-5% от суммы первого транша кредита. В случае нецелевого использования кредита, нарушения условий программы или реализации проекта вне территории Чехии заемщик обязан незамедлительно погасить кредит.

Число государственных программ постоянно растет. Так, на 2000 г. объявлено 18 государственных программ (против 10 программ в 1997 г., 8 - в 1998г. и 9 - в 1999 г.). Познакомимся с краткими характеристиками некоторых из них.

Одной из ведущих целевых программ поддержки, реализуемых ЧМБГР, является программа «Кредит», заказчиком которой выступает Министерство промышленности и торговли. Она рассчитана на малые предприятия с численностью занятых менее 50 человек, реализующие инвестиционные проекты, направленные на поддержку экспорта, создание новых рабочих мест.

С 1993 г. работает государственная программа «Регион», цель которой - привлечение малого бизнеса в экономически слабые регионы страны и решение за счет этого проблемы занятости населения в этих областях. Основным условием участия в программе является создание в течение года новых постоянных рабочих мест: с момента получения поддержки в размере до 10 млн. крон - 2 рабочих места, свыше 10 млн. крон - 5 рабочих мест. Максимальный размер кредита - 20 млн. крон сроком до 4 лет.

Программа «Капитал», действующая с 2000 г., направлена на поддержку реализации инвестиционных проектов по повышению конкурентоспособности отечественного производства, росту экспорта, увеличению производительности труда и занятости, а также внедрению экологически безопасных передовых технологий.

В том же году принята и новая программа «Малые кредиты» по созданию альтернативных источников финансирования предпринимательских проектов малого бизнеса, направленных на развитие производства и новых технологий.

Кредиты предоставляются на финансирование инвестиций в новые технологии (минимально 70% кредита), ноу-хау (максимально 30% кредита), решение проблемы ликвидности (максимально 30% кредита).

Сделанный обзор форм и методов поддержки инвестиционных проектов в Чехии в рамках государственных целевых программ, хотя и сравнительно краткий, все же убедительно свидетельствует о той активной роли, которую играет государство в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства.

В то же время ряд чешских либеральных экономистов считает контрпродуктивным наличие столь большого числа программ, поскольку это, по их мнению, распыляет средства, выделенные из госбюджета. Они полагают, что более эффективным инструментом поддержки является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Собственно, налоговая реформа в Чехии так и идет - в направлении уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия, усиления самодостаточности региональных бюджетов, упрощения системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Ставка налога на прибыль юридических лиц снизилась с 45% в 1993 г. до 35 в 1999 г. и 31% в 2000 г. Это адекватно налогообложению доходов юридических лиц, действующему в развитых странах Евросоюза: Австрия - 36%, Великобритания - 31%, Швеция -28%, Франция - 33,3% (данные на 1998 г.).

В соответствии с новой редакцией Закона о налогообложении доходов (1993 г.), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., мелкие предприниматели, прибыль которых не достигает в отчетном году 1 млн. крон, могут применять вмененный налог.

В дополнение к этому, малым предприятиям разрешено применять механизм ускоренной амортизации и переоценки основных фондов в течение пяти лет.

А для тех, кто привлекает к труду на своих предприятиях лиц с ограниченной трудоспособностью, установлены льготы в налогообложении в размере 18000 крон (согласно норме старого законодательства - 9000 крон) и 60000 крон (до этого 26500 крон) для использующих труд инвалидов с серьезной потерей трудоспособности. Сверх того, предпринимателям на 30% снижается основное налогообложение за счет фактических затрат на профессиональное обучение учеников.

И, наконец, нельзя не сказать о ценах. Динамичному развитию сектора малого и среднего предпринимательства способствует довольно жесткая политика либерализации цен, которая изначально базируется на поэтапном отпуске цен при регулирующей функции государства в пакете последовательных и взаимоувязанных мер макроэкономической стабилизации.

Доля регулируемых цен и тарифов, а также непрямых налогов в потребительской корзине составляет сегодня 18,3 %, в основном это цены в отраслях естественных монополий.

Благодаря государственным инструментам регулирования цен Чехии, в отличие от других постсоциалистических стран, удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. После скачка цен в 1991 г. на 56,6% как следствие отпуска цен, в последующие годы инфляция стабилизировалась на уровне 8-10%. В 1999 г. рост потребительских цен составил 2,1%, в 2000 г. - 4,0%.

Анализ опыта Чехии показывает, что на этапе становления рыночных отношений в условиях непрозрачного финансового рынка и нестабильного банковского сектора государственная поддержка - необходимый и эффективный инструмент развития малого предпринимательства.

Экономическая политика этой страны в области поддержки малого бизнеса предлагает целый ряд инструментов, использование которых в случае координированной политики может не только заметно уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателя, но и снизить кредитный риск коммерческих банков, предоставляющих кредиты субъектам малого бизнеса. Как видим, государственная политика должна быть повернута в сторону малого предпринимательства и предполагает использование широкого комплекса форм и методов. Это и разработка солидной нормативно-правовой и институциональной базы развития малого бизнеса; и создание государственного банка гарантий и развития; и разработка государственных программ поддержки малых предприятий; и подключение их к информационной и консультационной сети; и модификация налогового законодательства в направлении стимулирования развития малого предпринимательства.

Успех экономических реформ во многом зависит от формирования среднего класса, являющегося основой общества в развитых европейских странах. Трудно представить себе построение гражданского демократического общества и рыночной экономики без создания необходимых условий и экономической базы развития среднего класса, без поддержки со стороны правительства. Нельзя не учитывать и то, что именно средний класс во многом будет определять и политический облик общества.