Авто

Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Проблемы модернизации стран азии в межвоенный период Особенности модернизации в странах азии

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

Модернизация - собирательный термин, характеризующий различные аспекты перехода от традиционного к индустриальному обществу, а также поступательную эволюцию форм самого индустриального об­щества. Процесс модернизации носил комплексный характер и вклю­чал формирование капиталистической системы общественного про­изводства, основанной на индустриальной технологии и частном пред­принимательстве, расширенном производстве и переходе от вещного богатства к капиталу, распространение адекватных форм производ­ственного и личного потребления, доминирование классовой формы социальной стратификации, образование либерально-демократичес­кой государственно-правовой системы, в том числе широкого партий­ного спектра и электоральной модели массового политического пове­дения, рост урбанизации и создание духовной среды, основанной на дифференциации и индивидуализации ценностных ориентации, секу­ляризации и рационализации общественного сознания, переход от мировоззренческого знания к науке, от ценностной рациональности к утилитарной «целерациональности». Различаются отдельные формы модернизации: органическая модернизация (является результатом эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия; вектор такой трансформации идет «снизу», процесс носит естественный, объективный характер); неорганическая модернизация (основана на модели «догоняющего развития», осуществляется «сверху», главным образом за счет целе­направленных реформ, ускоренного развития отдельных сфер индус­триального производства, переноса отдельных элементов либераль­ной государственно-правовой системы; процесс носит несбалансиро­ванный, во многом искусственный характер, сопровождается обострением противоречий между привнесенными и традиционными формами общественных отношений, локализуется в нескольких оча­гах и не приводит к формированию целостной общественной модели); первичная модернизация (модернизация в странах «старого капитализма», охватившая период от эпохи Реформации до промышленной революции и характеризующаяся преемственностью в развитии об­щественных форм, их сбалансированностью, органичностью); вторич­ ная модернизация (спровоцированная «внешним вызовом» модер­низация в странах «молодого капитализма», начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. и носившая неорганический характер).

Проблемы модернизации социально-экономических структур стран азии и африки

Человече­ское содружество в целом и азиатско-африканский мир в частности остаются и по сей день в рамках Нового времени, т. е. той историче­ской эпохи, которая началась в XVI-XVII вв. и была отмечена в формационном (политэкономическом) плане складыванием и утверждени­ем мировой капиталистической системы (МКС), а в социокультурном (ментальном) плане - рождением новой, «западной» цивилизации.

Современ­ный постиндустриальный мир сохранил черты классического капитализма XIX в. МКС создавалась прежде всего как экономическая система, где произ­водственные и рыночные связи играли определяющую роль. В этом качестве она существует и сегодня.

Нынешняя цивилизация первоначально сложилась в Европе, но затем распространилась по всему миру, хотя степень адаптации к но­вым мировоззренческим установкам традиционных обществ в различ­ных регионах оказалась неодинаковой. Современные философы и востоковеды в целом достаточно близки в определении характерных черт существующей на протяже­нии последних 300 лет социокультурной системы. Прежде всего они отмечают ее техногенную основу, иными словами - приверженность к систематическому применению научных знаний в производстве, ве­дущую к ускоренному обновлению техники и технологий. В подобной цивилизационной среде первостепенное значение приобретают иннова­ции как важнейший показатель постоянного развития и непрерывной трансформации экономических, социальных и политических субструк­тур.

Характерное для традиционных обществ мед­ленное и экстенсивное развитие сменяется интенсивным; значение усилий, направленных на пространственное расширение владений, сферы воздействия или зоны контактов, заметно убывает, на первое место вы­ходит выигрыш во времени, о чем напоминает известный афоризм: «время - деньги».

Иными словами, сама эпоха Нового времени, видимо, близка к завершению, что и позволяет подвести итоги пути, пройденного стра­нами Азии и Африки на протяжении XVI-XX вв. обрыв естественно исторической эволюции и насильствен­ное - в разных формах - вовлечение народов Востока в МКС и их приобщение к техногенной цивилизации. Смысл происходившего мож­но характеризовать как процесс модернизации азиатско-африканского мира.

Существуют разные подходы к оценке этого процесса. Их можно свести к трем основным.

Один из них был сформулирован в советской историографии 40-50-х гг. Суть его заключалась в том, что в стра­нах Востока в доколониальную эпоху уже появились зачатки капита­лизма, однако начавшаяся европейская экономическая и политическая экспансия помешала развиться новым производственным отношениям и обрекла колониальные и зависимые страны Азии и Африки на дли­тельный застой и отсталость. «Вовлекая колонки в орбиту мирового рынка, капитализм в то же время тормозил их экономическое разви­тие, придавал ему однобокий и уродливый характер». «Важную роль в замедлении темпов социально-экономического разви­тия сыграло закабаление некоторых стран Азии и Африки в новое вре­мя колониальными державами». Там же отмечается, что несколько стран Дальнего Востока попытались закрыться от внешнего мира, спа­саясь от «европейских хищников». Но «пресловутое «закрытие» не смог­ло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми странами Европы».

Другой подход был предложен западными либеральными учены­ми после второй мировой войны. Под общей руб­рикой «Теория модернизации». Основу разработанной парадигмы со­ставила идея о неизбежности и благотворности преобразования разви­вающихся стран в общества западного типа. Рассматривая первые как олицетворение прошлого, а вторые в качестве реализованного иде­ала прогресса, приверженцы этой идеи стремились показать, что мо­дернизация представляет собой определенный тип стадиальных изме­нений, вызванных индустриализацией к урбанизацией, развитием ин­ститута частной собственности и предпринимательской деятельности, распространением грамотности и средств коммуникаций, внедрением правового сознания и демократических форм политического устройства. По их мнению, странам Востока, единственную возможность выхода из состояния векового застоя, традиционности и консерватизма. Соот­ветственно усилия Запада по насильственной трансформации («вестернизации») остального мира, какие бы формы они ни принимали, рас­сматривались лишь как объективное благо.

В последние десятилетия появилась и третья интерпретация про­цесса модернизации стран Азии и Африки. По замыслу ее первых ав­торов- леворадикальных западных исследователей, она должна была избежать «марксистского догматизма» и одновременно противостоять «идеалистическим» взглядам «академического истэблишмента». «Мы убеждены, - писал один из них, - что серьезным и опасным заблуж­дением в большей части литературы по проблемам социального развития является прежде всего то, что современные неевропейские обще­ства рассматриваются в основном как статичные, кратко говоря, тра­диционные и им уготовано оставаться такими до той поры, пока их не воскресит контакт с Ее величеством современной европейской цивили­зацией, особенно с ее технологией, которая и модернизирует эти от­сталые общества».

В основу новой концепции положена идея о противоборстве двух общественных систем («мировых империй»). Одна из них силой политического диктата объединяла разнородные докапиталистические об­щества, другая выступала как некое мирохозяйственное единство, «ми­ровая экономика». Их столкновение привело в конечном итоге к по­глощению первой системы второй в рамках единого организма, состоя­щего из стран Запада в качестве центра системы и стран третьего ми­ра - ее периферии. Наиболее значимым итогом этого процес­са следует считать изменение направления исторической эволюции стран, составляющих периферию МКС, что нашло свое отражение в их развитии по пути «периферийного капитализма» и в их приобщении к техногенной цивилизации.

Основные этапы в процессе модер­низации Востока. До последнего времени начальным рубежом рас­сматриваемой исторической эпохи в советской историографии призна­валась Английская буржуазная революция середины XVII в., «поло­жившая начало торжеству капитализма в Европе». Изменение концеп­туального подхода к определению содержания нынешнего этапа все­мирной истории и отказ от известного истматовского постулата о пря­мой зависимости надстройки от базиса позволяют поддержать ученых, предлагавших принять за исходный рубеж эпохи великие географичес­кие открытия конца XV в. - начала XVI в. Их историческое значение состоит, в частности, в том, что они дали начальный импульс к созда­нию МКС.

I . Первый этап, охватывающий, по мнению автора статьи, первые два столетия Нового времени, отличается тем, что в сложившемся противостоянии двух различных общественных систем возможности воздействия новой техногенной цивилизации еще явно ограничены. Ми­ровой рынок в XVI--XVI! вв. только начинает складываться и потому также не в состоянии заметно влиять на воспроизводственные про­цессы в странах Востока.

II . На втором этапе (XVIII в. - 70-е гг. XIX в.) ситуация стала за­метно меняться. Все более усиливающееся превосходство западного ми­ра над восточным в экономической, политической и научно-технической сферах человеческой деятельности сделало возможным постепенное включение традиционных обществ Востока в сферу влияния мирового капитализма. Большинство стран Востока оказалось на различных периферийных орбитах МКС, став в конечном итоге источниками сырья и рынками сбыта для западных держав. Периферийное положение стран Востока определялось не только их ролью на мировом рынке. Они испытывали возраставшее политическое и культурное воздействие центра системы. Если на первых стадиях инкорпорирования политическая система ази­атских и африканских обществ еще сохраняла черты «восточной дес­потии», то в результате последующий эволюции она стала обретать ха­рактер колониального или полуколониального режима.

III . К концу XIX в. процесс включения стран Востока в МКС в целом закончился и начался третий этап Новой истории, характеризующийся их устойчивым функционированием вплоть до 60-х гг. XX в. в каче­стве периферийных компонентов техногенной цивилизации и мировой экономической системы. По­вторение в той или иной степени исторического опыта Запада, о ко­тором речь шла выше, и сохранение значительного разрыва в уровне развития с передовыми индустриальными странами, составляющими центр мировой системы, - с другой.

IV . Развитие событий в последние десятилетия XX в. позволяет гово­рить о начале нового, четвертого этапа процесса модернизации. Он отмечен усилением кризисных явлений цивилизационного порядка и одновременно все более активными усилиями стран Востока, направ­ленными на выход из состояния периферийного капитализма. Успеш­ный опыт Японии и новых индустриальных стран Восточной Азии, рав­но как Израиля и Турции.

Особого внимания исследователей заслуживает ответная реакция восточных обществ на сам процесс модернизации. Ход истории позволяет говорить о том, что подобная тенденция высту­пает в виде последовательно развивающихся революционных (по су­ществу, а не но форме выражения) процессов. Первым из них, наибо­лее полно захватившим весь Восток, можно считать национальную ре­волюцию, проявляющуюся в пробуждении национального самосозна­ния, - в усилиях по обретению национальной независимости и поли­тического суверенитета.

На смену национальным движениям, определившим смысл и со­держание не только периода «пробуждения Азии», но и всей первой по­ловины XX в., приходят политические революции. Их цель - борьба за создание таких политических институтов, как парламент, политиче­ские партии и массовые общественные организации, способные в ка­кой-то мере ограничить тоталитарные тенденции в политической жиз­ни современного Востока.

Модернизация эпохи Мэйдзи.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. «Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. Правление императора Муцухито (Мэйдзи) следует считать поистине революционным по результатам, ибо вслед за этим важнейшим изменением в привычной Японии традиционной структуры последовали все остальные реформы, радикально изменившие облик страны. Были ликвидированы феодальные уделы и заменены префектурами, напрямую подчинявшиеся центральному правительству, количество сословий было уменьшено до трех: титулованная аристократия, дворянство и простой народ. В 1872г. была введена всеобщая воинская повинность, в результате на крестьян легли дополнительные тяготы, связанные с военной службой.

Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872-1873 гг. власти объявили законными собственниками земли всех тех лиц, которые фактически владели этой землей к моменту издания закона. В целом это был прогрессивный акт впервые в Японии устанавливался буржуазный принцип частной собственности на землю. Однако, основная масса крестьянства в результате этой реформы по существу не получила земли. Было лишь уничтожено крупное феодальное землевладение. Все же эта реформа стимулировала развитие капиталистических отношений в деревне и дальнейшую дифференциацию ее населения.

Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Недовольство части самурайства усилилось после отмены в 1876г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14 летней суммы прежнего содержания. В результате этого бывшие князья и самураи получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы полученные рядовыми самураями были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как удар по своим привилегиям. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен. Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступили за возвращение к старому.

Особенности промышленного развития Японии в 70 – 90–е годы 19 века. Несмотря на то, что революция 1868г. и проведенные после неепреобразования были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране. Возрастает товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался рост посевных площадей. Развитие капитализма в Японии сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации кретьянства. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшем обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли.

С 80-х г. развернулось интенсивное промышленное строительство. Важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые образцовые предприятия: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные заводы. Большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Возникают монопольные объединения и компании, это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров.

Формирование политических партий. В октябре 1881г. была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, сельскую буржуазию и интеллигенцию, часть крупной городской буржуазии. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики. В 1882г. оформилась «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто), возглавляемая Окума. Она объединяла крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, представителей умеренно-либеральной интеллигенции. Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли. Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Они стали готовить вооруженные восстания. Наиболее крупным из подготовленных восстаний было восстание в районе Титибу. Оно было жестоко подавлено. После этого правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат, большинство революционных подпольных групп было разгромлено. В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями буржуазно – демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.

Конституция 1889г. Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. По конституции особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии. Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат – палаты пэров и палаты представителей. Парламент обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Важную роль в управлении государством играл Тайный совет – консультативный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета. Значение приобрел и внеконституционный орган – совет гэнро (старейшин). Гэнро рекомендовал императору кандидатов на пост премьер – министра, и решал др. важные вопросы в управлении страной. Конституция 1889г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской буржуазией. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в буржуазную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.

Агрессивная вешняя политика правящих кругов Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную агрессию по отношению к другим народам Азии. В 1874г. Япония высадила свои войска на о. Тайвань, однако сопротивление заставило отступить от Китая. Японские экспансионисты выдвигали также претензии на Сахалин и Курильские острова. В 1875г. было достигнуто русско-японское соглашение, по которому японское правительство добилось передачи Японии Курильских островов в обмен на отказ от претензий на Южный Сахалин.

В 1876г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор. С этого момента началось проникновение японских колонизаторов в Корею. По мере развития капитализма усиливалась экспансионистские устремления японской буржуазии. Международная обстановка благоприятствовала японской агрессии против Кореи и Китая. Теперь наряду с США Японию стала поддерживать и Англия, видевшая в Японии союзника против России. в конце июля 1894г. Япония начала военные действия против Китая. Победа Японии в войне 1894-1895гг. выдвинула ее в число колониальных держав. Усилились ее позиции в Корее; она захватила Тайвань и острова Пэнхуледао; Китай выплачивал ей огромную контрибуцию. К этому времени Япония окончательно укрепилась как капиталистическое государство. Некоторые группы буржуазии и помещиков, находившиеся ранее в оппозиции, получив возможность обогащаться на войне, стали поддерживать правительство.

Япония в период довоенного империализма (1900 - 1914).

Перерастание японского капитализма в империализм. Японо-китайская война ускорила темпы роста японской промышленности. Этому способствовала огромная контрибуция, выкачанная из Китая. Промышленный подъем сопровождался сильной концентрацией капитала, ростом монополистических объединений.

Большую роль в перерастании японского капитализма в монополистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900г. Кризис способствовал поглощению мелких и средних предприятий крупными объединениями. После кризиса монополии получают в Японии быстрое распространение. Одновременно шел процесс сращивания промышленного и банковского капитала. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были концерны.

Важным фактором, способствовавшим росту монополий, была колониальная экспансия. Усилилось ограбление Кореи, Тайвань стал японской колонией. Япония приняла участие в разделе Китая на сферы влияния, добившись превращения провинции Фуцзянь в сферу влияния японского капитала. Появилась и такая важная черта монополистического капитализма, как вывоз капитала. Японские фирмы вкладывали свои капиталы на Тайване, в Корее, в континентальном Китае.

Особенности японского империализма. Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Монополистическая буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации трудящихся как кабальная контрактация детей и женщин с системой принудительных общежитий полутюремного типа и т. п. нищета и отсутствие достаточного количества земли у японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого в Японии уровень жизни рабочих был значительно ниже, чем в других капиталистических странах.

Получая обильные субсидии главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки в интересах получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении. Государственный аппарат в значительной мере был в руках бюрократии и помещиков. Страной управляла формально конституционная, а на деле самодержавная монархия. Общая тенденция к политической реакции, присущая империализму, проявилась в том, что окончательно сошел со сцены буржуазный либерализм, продолжалось сближение монополистической буржуазии с помещиками, бюрократией и военщиной. За 1900 – 1913 гг. объем промышленного производства увеличился в Японии на 181 %. Между тем ко времени выхода Японии на международную арену мир был уже поделен другими империалистическими державами. Отсюда вытекала особая заинтересованность японского империализма в переделе мира путем войны.

Внешняя политика японского империализма. После японо-китайской войны усилилась колониальная экспансия японской буржуазии. Японские монополии стремились к установлению полного контроля над Кореей. Заметно возросла их активность в Китае под давлением великих держав была вынуждена возвратить Китаю полуостров Ляодун. 30 января 1902г. был подписан англо-японский договор, преследовавший агрессивные, захватнические цели. Договор предусматривал военную интервенцию в Китае и Корее.

Русско-японская война . Война началась в ночь с 8 на 9 февраля 1904г. Японский флот внезапно атаковал русскую эскадру на рейде Порт – Артура. Это была империалистическая война за Корею и Маньчжурию, несправедливая и захватническая как со стороны Японии так и со стороны России. Война привела к крайнему истощению людских и финансово-экономических ресурсов Японии. Японская армия понесла огромные потери убитыми и раненными 5 сентября 1905г. был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия признавала Корею японской сферой влияния, к Японии переходили арендные территории России на Ляодунском полуострове с Порт-Артуром и Дальним (Квантунская область), южная ветка КВЖД (от станции Куаньчэнцзы до Порт-Артура), Южный Сахалин. Япония получала возможность вести лов рыбы в русских дальневосточных водах.

Положение трудящихся масс за годы войны стало невыносимым. Широкие слои населения охватило недовольство. На 5 сентября 1905г. в одном из парков Токио был назначен митинг протеста против «унизительного» договора с Россией. В этом проявилось общее недовольство политикой правительства. Правительство подавило выступление. Серьезные волнения происходили и в других городах. Это были стихийные выступления, отражавшие протест, портив внутренней и внешней политики правительства. Войскам и полиции удалось подавить волнения.

Усиление позиций монополистического капитала. Внешняя политика Японии после войны. В 1907-1908гг. японская промышленность пережила кризис. Затем наступил новый подъем, продолжавшийся почти до начала первой мировой войны. Русско-японская война, а также продолжавшаяся после нее милитаризация страны способствовали развитию тяжелой индустрии. Шло техническое перевооружение промышленности, происходила дальнейшая концентрация производства и централизация капитала. Монополистическая буржуазия претендовала на усиление своего влияния в государственном аппарате. Одновременно возросла роль военных. Укрепление позиций монополистического капитала сопровождалось дальнейшим развертыванием колониальной агрессии. В 1910г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию. Япония утвердилась в Южной Маньчжурии. японская политика экспансии в Китае, на господство в котором претендовали Англия и США, привело к обострению японо-английских и японо-американских противоречий.

Япония накануне первой мировой войны. Этот период характеризовался обострением внутренних и внешних противоречий японского империализма. Наряду с ростом рабочего движения наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т.п. Основным требованием этого движения было всеобщее избирательное право. В феврале 1913г. в ряде японских городов происходили демонстрации, направленные против милитаристского кабинета Кацура. Обострилась также борьба внутри правящего лагеря. Кабинет Кацура был вынужден уйти в отставку. В обстановке приближавшейся мировой войны происходили обострение американо-японских противоречий, ослабление англо-японского союза, усиление взаимного недоверия в отношениях Японии с Россией. Эти внешние и внутренние трудности японского империализма были составной частью политического кризиса, охватившего капиталистический мир накануне первой мировой войны.

1) Крупнейшие национально-освободительные движения в странах Азии в межвоенный период, их типология, общие черты и особенности.

2) Политика национальных реформ в Турции, Иране и Афганистане.

Само понятие модернизация чаще всего трактуется как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Целостная концепция модернизации была разработана в 50-60 годы 20 века в западной социологической науке (преимущественно в США). В трудах первого поколения учёных М рассматривалась как сложный, комплексный процесс изменений, охватывающий сразу все сферы общественной жизни. они считали, что процесс М носил линейный характер, первоначально имел локальный масштаб. М быстро охватила страны Западной Европы и США, сделав их лидерами, остальные могли играть лишь роль колониальной экспансии. Ускорение собственного развития – цель стран второго эшелона.

Эта задача стала осознаваться странами Востока ещё в 19 веке, но объективные условия отсутствовали (кроме Японии). Мешали традиционные феодальные институты, дезинтеграция восточных обществ, построенных на корпоративных началах и сила традиционных устоев (как в жизни одного индивида, так и в общество в целом), экономическая отсталость, увеличивавшаяся зависимость от иностранных держав. М на востоке могла начаться только в странах, сохранивших суверенитет (даже формальный) – полуколонии. Поскольку внутренние предпосылки отсутствовали, важное значение приобретала угроза потери самостоятельности, что заставляло проводить реформы сверху. Это вызвало реакцию общества, неготового к кардинальным изменениям. Это сопротивление могло быть нейтрализовано, если лидером станет социальная общеактуальная задача. Таким образом ещё одним условием М становилось наличие активной и сильной политической элиты, способной выработать эффективную программу действий и обосновать её необходимость. Такая национальная идеология должна была сплотить общество под эгидой национального государства на выполнение модернизационного развития. Успешнее свсего такая программа могла реализоваться там, где уже существовала более менее прочная национальная база, от лица которой и выступала политическая элита, стремившаяся провести программу М. Наиболее успешным примером форсированной модернизации является политика правительства Мустафе Кемаля, сумевшего не только отстоять суверенитет страны, но и провёдшего успешные реформы. Этот пример был показателем и для других стран Азии (особенно для исламских стран Ближнего и Среднего Востока, которые копировали модель М Кемаля).

I ) На 20-30 годы приходится вторая волна национально-освободительных движений. Преимущественно эта волна приходится на первые послевоенные годы (первая половина 20-х гг). эта волна стала составной частью революционного подъёма. Наряду с попыткой ликвидации феодального строя ставится задача создания национальных суверенных государств. Объективные условия ещё не созрели для развития буржуазного строя, однако получилось создать предпосылки. Подъём национально-освободительного движения был разнородным.

Национальная революция в Турции (1918-1923) зажгла цепь других революционных событий. Она спровоцировала подъём национально-освободительного движения в Иране (1918-1923), которое привело к установлению светско-республиканского режима. Национальное восстание в Египте (1919-1920) – эвакуация английских консульств. Индия (1919-1924) – лозунги ненасильственного сопротивления, по своим результатам почти революция, хотя конечной цели не достигли. Корея (1919) – антияпонский национально-освободительный характер. В Японии (1918-1919) проходят рисовые бунты. Великая национальная революция в Китае (в полную меру развернулась только во второй половине 20-х гг: 1925-1928/29) – борьба с японским влиянием, стремление восстановить монархию, национальное освобождение. Национально-освободительное движение охватывает Ливию (1917/18 – 1932) – характер партизанской войны на юге Ливии. Параллельно проходили события на территории Марокко (1922-1925). Тунис (1925-1926). Сирия (1925-1927) – антифранцузское выступление.

На этом этапе почти не наблюдается ничего подобного в Южной Африке и в Индонезии. Только на территории ЮАСоюза возникают политические организации, создание институтов гражданского общества, но революционной борьбы не произошло.

Наиболее отчётливо на этом этапе задача ускоренного развития проявила себя в тех странах, где уже был накоплен опыт национально-освободительной борьбы и была готова элита. В типологическом плане их можно подразделить на собственно-национальные (идеологии национального прагматизма) и наднациональные идеологии (пан-идеологии). Пан идеологии стремились к объединению ряда областей на основе единства, на базе общей культурной, исторической и расовой принадлежности. Общепринято, что наднациональные идеологии были первым этапом формирования национальной идеологии.

Революционно-демократические и буржуазно-реформистские идеологии. Основателем этой классификации является Ленин. Первые – потенциальные союзники СССР, вторые – враги. Индия пошла по второму пути и коммунистическое движение в Индии осталось без поддержки Советского Союза.

Ряд современных исследователей пытаются проанализировать степень влияния на революции западных доктрин (светских и модернизационных) и местных (религиозных и традиционных): консервативные (традиционные), компромиссные, модернизаторские (светские) идеологии. Пан-исламизм – консервативная идеология – противостояние быстрым изменениям и влиянию Запада. В Индии – светская идеология (отрицание варно-кастового строя), но начало берёт в индуизме. Сунь Ятсень и Кемаль – модернизационные идеологии.

Все эти национальные идеологии в своём развитии претерпели идейную революцию и на разных этапах выступали в разных качествах. На ранних этапах они носили идею кардинальных изменений и разрыва с традициями (три принципа Ятсеня: национализм – возвращение к династии Мин; народовластие – отказ от монархизма и переход к республиканской форме правления; народное благоденствие – создание оптимальных условий для экономического развития – для начала наделение крестьян землёй). Но когда национальное государство создаётся, начинается консолидация социума и укрепление новой государственности – идеология революции становится государственной идеологией. Но постепенно возникают новые идеологии, и по отношению к ним она ведёт себя как консервативная сила (реакционная, антиреволюционная доктрина). Позднее Ятсен отказался от третьего лозунга, чтобы привлечь буржуазию. Ставка на генералитет не сработала и Ятсен обращается к Коминтерну. Национализм стал пониматься как необходимость ликвидации зависимости от влияния западных держав и достижение равноправия всех народов Китая. Народовластие стало трактоваться как стремление создать государство не буржуазного типа, а как государство прямого народоправства по типу системы советов в России. Принцип народного благоденствия будет трактоваться как стремление осуществить насущные национальные преобразования (перераспределение ресурсов).

После смерти Сунь Ятсена правое крыло Гоминьдана возглавила Жена Ятсена, а левое – его сын, который с осторожностью относился к Коминтерну. Всё это закончилось переворотом в партии в 1927 году, года к власти приходит Чан Кайши. После этого происходит изменение постулатов Ятсена. Лозунг национализма стал трактоваться как идея существования великоханьской нации, объединяющей все народности Китая. Народовластие – реализация на практике учения Сунь Ятсена в конституции пяти ветвей власти – вывод о необходимости сочетания европейских достижений с китайскими традициями (высшая экзаменационная власть и высшая контрольная власть). На практике это всё реализовывалось в виде пяти палат, деятельность которых координировал Чан Кайши. Принцип народного благоденствия – идея быстрого развития государственного капитализма на основе создания мощного государственного сектора в экономике и государственная поддержка частного сектора. Отношение к Чан Кайши было со стороны Коминтерна резко отрицательным.

Сама идеология Кемализма зародилась в годы кризиса после Первой мировой войны. Мустафа Кемаль был военным, член младотурецкого движения. Популярный турецкий генерал был отправлен в восточные районы Анатолии, где порывает с правительством и возглавляет общество по защите прав Анатолии, потом возглавляет временное революционное правительство. Идёт на сближение с советской Россией и добивается победы над войсками Антанты в 20-е годы. Начинается создание законного правительства турецкого государства.

1 февраля 1922 года Кемаль ликвидирует султанат, султан (он находился в Стамбуле, оккупированном англичанами) становится равным обычному турецкому гражданину.

Манифест о ликвидации халифата – Турция объявлялась светским государством республиканского типа. Кемаль пожизненно был провозглашён президентом республики, при этом он возглавлял правительство, парламент и был главнокомандующим. Будучи отцом турецкой нации (с 1934 – Ататюрк).

Кемаль сформулировал основные постулаты своего правления к концу срока своего правления – воспринимается как завещание. В основе идеологии положены «шесть стрел»:

1) республиканизм – приверженность Турции к республике и невозможность возврата к монархии (надо понимать, что демократии не было – диктаторский режим). Этот недостаток будет исправлен после Второй мировой войны – переход к двухпартийной системе.

2) национализм – провозглашение исключительности турецкой нации, её суверенитета. Ряд районов Анатолии, заселённых курдами и армянами, рассматриваются как территория Турции. Турция – этнократическое государство.

3) народность – интегрированность, монолитность турецкой нации, отрицание возможности противоречий (классовых, этнических и т.д.). Исток этой идеи в доктринах Уварова или в итальянском фашизме. Права нации важнее, чем права личности.

4) ататизм – ведущая роль государства во всех сферах жизни общества. Создание мощного государственного сектора в экономике.

5)лаицизм – светскость – приверженность к светскому государству, отрицание какой-либо роли в жизни турецкого общества. Были закрыты все мечети и медресе, запрет проповедей ислама. Реформа языка была направлена на подрыв влияния Корана, который был написан на арабском языке. Распространение фамилий и паспортной системы, отуречивание курдов.

6) революционность – верность турецкого общества установкам Кемаля и неукоснительное следование Турции преобразованиям, её постоянное развитие и обновление, основанное на достижениях Запада.

Индия. Ганди стал общепризнанным лидером только в годы Первой мировой войны, когда он работал адвокатом в Южной Африке. В основе идеологии Ганди лежат традиционные для Индии принципы:

1) Ахимса – принцип сознательного отказа от любого насилия.

2) Сатегракха – «упорство в истине», некий моральный принцип – гражданский долг каждого индуса в участии в политической борьбе. Это не характерно для индуизма, так энергию пришлось направить не на внутреннее совершенство, а на мирское. Попытка создать идеальное индуистское государство – сабадайя – идеальное высоконравственное общество, которое можно создать здесь и сейчас. Ганди не стремился излагать своё учение на бумаге, он его проповедовал как отшельники древности. Отказ от западных традиций.

Лозунги – достижение суверенности от Англии и экономической свободы. Попытки возродить традиционные виды ремёсел (например, ручное ткачество) – попытка доказать, что Индия может быть независимой в экономическом плане от Англии.

Массовые и индивидуальные компании неповиновения. Главное для Ганди, чтобы массовые движения не носили вооружённых характер. В начале 20-х годов после нескольких стычек и жертв он отказался от массовых компаний.

Наряду с проведением этих форм протеста Ганди стремился к осуществлению конструктивной программы. Лозунгами первой программы стали:

1) развитие ручного ткачества и возврат к традиционным ремёслам.

2) налаживание отношений между индуистами и мусульманами.

3) отказ от варно-кастовых обычаев и отказ от варварских традиций (восстановление касты неприкасаемых, борьба с самосожжением вдов).

Эти положения не полностью понимались политическими лидерами, однако своего результата в чём-то он добился – народ сплотился. Ганди был убит религиозным фанатиком, не дожив до конца реализации своих планов. Ганди осуществил синтез буржуазно-либеральных и культурно-религиозных идей. Приемники Ганди стремились к социальной стабильности и постепенному развитию.

II ) В результате Первой мировой войны Персия оказалась в бедственном положении, её экономика была разрушена. Контроль над северными и южными провинциями был утерян. На практике конституция не действовала. У власти оказалась проанглийская группировка во главе с Вогус-эт-Доуле, которая подписала с Англией договор о британской помощи Персии, в соответствии с которым Иран перешёл под Британский протекторат. Началась британская военная оккупация северных провинций, что вызвало подъём национальных движений на севере.

В апреле 20 года началось восстание, лидером которого стал азербайджанец Махамад Хиябани. Центром восстания стал город Тиблис. В восстании приняли широкие слои общества. Они требовали расторжения ирано-английского соглашения, национальной и культурной автономии для Азербайджана. Восстание было подавлено совместными силами шахских и английских войск. Одновременно возникает новый очаг сопротивления – провинция Гилян. Там поддержку восставшим оказывал СССР. Была образована Гиланская ССР во главе с Аму-Оглу. Была объявлена программа широких преобразований: национализация земли, отделение церкви от государства, что оттолкнуло буржуазию, феодалов и всех верующих, что привело к краху республики. Против них выступил Кучек-хан, который объединил всех недовольных и подавил Гиланскую ССР.

К 1920 году правительство Ирана смогла подавить восстания на севере. В 1921 году возникает влиятельная оппозиционная группировка во главе с Зия-эддин Табатабаи (лидер шиитского духёовенства) и командиром шахской казачьей бригады Реза-хан. Они подготовили переворот 21 февраля 1921 года. Свергли правительство и династию.

Новое правительство расторгло соглашение с Британией, обещало снизить налоги и подати и провести реформы в интересах народа. Из страны были удалены английские советники и военные инструкторы, был расформирован корпус персидских стрелков, созданный англичанами. Правительство добилось вывода английских войск с территории Ирана. Был подписан советско-иранский договор.

Правительство ушло в отставку из-за нехватки средств для проведения реформ.

В 1922 году было создано правительство Кавам эс-Салтана. Оно пригласило американских советников во главе с Мильпсо, целью которых было защитить Иран от влияния Британии. Иран попал под финансовое влияние США.

Реза-хан быстро понял опасность такого курса и в 1923 году сам стаёт премьер-министром. Постепенно он устанавливает жёсткий диктаторский режим, невзирая на конституцию. С 1925 года он основывает свою династию. Его цели: централизация и военная мощь страны. «Иран» как название было введено при нём. Иран – страна ариев.

В начале 1922 года была создана армия на основе европейских достижений и при помощи советского союза.

Шах начинает широкое строительство шоссейных дорог, соединяющих центр с провинциями с созданием военных крепостей и фортов. Вся полнота власти в провинциях переходит к армейским командирам.

Параллельно с этими мерами шах ведёт борьбу с аристократией. Ханов лишают наследственных должностей, права на сбор налогов. На эти должности назначаются чиновники из Тегерана. Проводится конфискация земли аристократии. Представителей аристократии выселяли в чужие для них регионы (как правило слабо развитые). Конфискованные земли перераспределялись между новой военной аристократией. Им же передаётся вся власть на местах. Феодальные отношения сохраняются.

Централизация вызвала новый рост налогов и повинностей, что вызвало рост волнений и восстаний крестьян во многих провинциях во второй половине 20-х гг. шах подавлял восстания силой, но при этом издал ряд законов на нормализацию аграрных отношений в деревне. В 1927 году был введён новый уголовный кодекс, защищавший право частной собственности и помещиков, и крестьян. В 1929 году вышел новый гражданский кодекс, скопированный с итальянского образца, который гарантировал неприкосновенность личности. 1928 год – закон о регистрации земельной собственности, узаконивались арендные отношения и собственнические отношения на землю. В 1931 году из-за непрекращающихся волнений был издан закон против аграрного бандитизма – в защиту разграбляемых помещичьих владений.

Идя на уступки земельной аристократии был опубликован закон, по которому помещики могли арендовать землю шаха. В 1939 году был выпущен закон о регулировании отношений между крестьянами и помещиками, в основу которых были положены товарно-денежные отношения.

Поощрялось частное предпринимательство в городе. Устанавливаются высокие пошлины на ввоз товаров в страну. Государственная монополия на внешнюю торговлю, на производство и продажу сахара и чая с целью пополнения казны и поддержания посредством субсидий частного предпринимательства. С этого времени начинается переход к капитализму. Полной национализации не наблюдалось, только госконтроль и поддержка. Национализировано было только то, что было связано с производством оружия.

Эти реформы вызвали конфликт с англо-иранской нефтяной компании, основанной ещё в начале 20 века. Шах заставлял их раскошелиться в пользу казны. К 1933 году этот кризис был преодолён, было подписано соглашение о продлении концессии ещё на 60 лет, но шах добился контроля над 40% прибыли этой компании. Начиная с 1935 года, предпринимаются меры по расширению табачного производства, ковроткачества и др.

Программа преобразований в культурной сфере была ориентирована на европеизацию. Декрет об обязательном снятии чадры с женщин и ношение костюмы (для служащих в госаппарате). Введение всеобщего бесплатного обучения в светских школах, создание которых начинается с того времени и за государственный счёт. Создание сети профессиональных училищ. В Тегеране открывается университет.

Создаются светские суды.

Весь этот пакет реформ копировал турецкий образец Ататюрка. Сталин: «Реза-шах пытается примерять сапоги Ататюрка».

Но в отличие от Турции, где удалось сломить систему, в Иране широкой поддержки в шиитском Иране встретить не удалось. Реформы вызвали сопротивление шиитского духовенства, которое имело широкую поддержку народа. В 1930-х гг по Ирану прокатилась волна волнений с требованием свернуть реформы. Реза-шаху пришлось отказаться от политики широкой европеизации. Он добился внешней европеизации чиновников, создал несколько светских школ и училищ, была создана система военных училищ.

Во внешней политике правительство Реза-шаха ориентировалось на союзнические отношения с Советским союзом. Правительство также маневрировало между интересами Англии и США. Главная цель – отстаивать суверенитет Ирана, играя на противоречии великих держав. Здесь он также копировал турецкую модель. Большую роль играли советская торговля, когда советский союз поставлял продукты и промышленные товары в обмен на сухофрукты и нефть. До 1935 года этот объём составлял 40% импорта Ирана.

В период Великой депрессии советско-иранская торговля резко возросла, так как страны запада оказались в кризисе.

В 1933 году правительство Реза-шаха попыталось бойкотировать советские товары, на что начались волнения, особенно на севере страны. С 1936 года начинается переориентация внешней политики Ирана на интересы Ирана, что было связано с личной симпатией шаха к Гитлеру (Иран – страна Ариев).

В 1938 году шах отказался продлить торговый договор с СССР, что привело торговлю с Советским Союзом. Доля германских товаров стала достигать 40-45% импорта.

Шах распускать меджлис, подавляет сепаратизм, борется с шиитским духовенством. Шах пытается поддерживать отношения с Британией. Так ещё в 1937 году Иран стал членом Саадобатского пакта между Турцией, Ираном и Афганистаном – военный блок под эгидой Великобритании, направленный против Германии и Советского Союза. Этот курс шаха приведёт в будущем оккупации Ирана советско-английскими войсками в 1941 году, что приведёт и к низложению шаха.

Афганистан. 20 февраля 1919 года был в результате заговора убит старый эмир Хабибула-хан (сторонник пробританской ориентации). К власти пришёл Амунула-хан – лидер младоафганцев.

Ещё существовало движение староафганцев во главе с Нахрула-ханом.

28 февраля 1919 года Амунула-хан был коронован и объявил о независимости от Великобритании. Уже 8 марта 1919 года правительство РСФСР объявило о признании нового правительства, начался обмен посольствам. Великобритания объявила Афганистану войну (третью). Пока английские войска продвигались по северу, основные силы афганцев перешли на территорию Индии и вторглись в северо-западные провинции Индии, спровоцировав волну местных пуштунских восстаний. Англичане испугались, что восстание пуштунов перекинется вглубь Индии, где уже началась активная деятельность Индиры Ганди. Англичане пошли на перемирии. 3 июня оно было подписано. 8 августа был подписан договор, по которому Афганистан признавался суверенным государством.

Следом за советской Россией Англия попыталась установить прочные отношения с Афганистаном. После этого суверенитет Афганистана признали остальные страны мира.

Упрочив своё внешнеполитическое положение, началось проведение реформ.

Большую роль в управлении страной играл законодательный совет из 25 человек (аристократия, духовенство, военная элита). Первым пунктом стала замена натуральных налогов денежными для преодоления феодальной отсталости. Конфискация земельной собственности и имущества у староафганской партии в пользу государства, позднее их перепродали либеральным помещикам и купцам. Конфискация земель и имущества у духовенства. Организация национальных акционерных обществ и торговых компаний для развития внешней торговли Афганистана. Реорганизация армии на основе введения принципа уплаты жалования вместо предоставления земельной ренты. Укрепление центрального и местного аппарата управления. Создание органов местного самоуправления: создание совещательных палат при главах областных и районных администрациях). Введение светских судов. Реформа системы образования, создание светских школ трёх ступеней. Модернизация политической системы страны.

10 апреля 1923 года был принят основной закон – временная конституция. Афганистан – конституционная монархия с сильной властью эмира и законодательным собранием. Эмир был главой исполнительной власти и формировал кабинет министров, был главой внешней политикой. Законосовещательным органом был совещательная палата:

1) совет провинциальных чиновников (50% чиновников назначались эмиром).

2) лидеры кланов.

Равенство всех подданных, гарантии свободы личности, печати, неприкосновенности и т.д. большая часть этих реформ была не реализована, так как начался протест всех слоёв населения. Рост налогов привёл к восстаниям. Подавив сопротивления хан решил, что общество к реформам ещё не готово. В 1927 году 7 месяцев он ездил по Европе, Азии и США. После возвращения он объявил новый курс реформ. В основе лежала идея технической модернизации, строительство шоссейных дорог, радиофикация, электрофикация. Эта программа подкреплялась созданием частных и государственных банков, открытием школ, больниц, университетов и учреждением народного совета, как представительского органа. Проект разработки нового уголовного и гражданского кодекса. Введение всеобщей воинской повинности. Флаг, герб, гимн и т.д.

В августе 1928 года хан собирает съезд представителей Лойджигар, который одобрил реформы. Но как только хан начал реформы, начались волнения на юге, среди пуштунских племён, которые всегда были полуавтономны – осенью 1928 года. Особенно они были недовольны отменой налоговых льгот и воинскими повинностями. Сопротивление возглавил местный разбойник (местный Робин Гуд) Багайи Сакао, объявив себя новым ханом, защитником веры и бедных. Его активно поддержали и все противники Аманулы-хана. В результате 17 января 1929 года эти вооружённые толпы вступили в Кабул. Аманула хан бежал в Кандагар. После неудачной попытки вернуть трон он уехал в Германию и жил там до своей смерти (в Цюрихе). В Афганистане началась гражданская война, все достижения реформ были уничтожены, началось сближение с Англией, что привело к обострению отношений с СССР. Афганистан стал поддерживать басмаческое движение на юге Азии. В условиях гражданской войны начинается стихийное антифеодальное движение, что привело к поддержке помещиками военного министра Надир-хана. 15 октября 1929 года его войска заняли Кабул и он был провозглашён новым правителем Афганистана. Гражданская война постепенно успокоилась. Он ликвидировал басмаков и наладил отношения с Советским Союзом. Пытался проводить реформы плавно, понимая, что реформы нужно проводить постепенно.

1

В статье рассматриваются модели политической модернизации в восточноазиатских государствах. Автор связывает проведение широкомасштабных преобразований с необходимостью утверждения суверенитета в постколониальный период и обеспечения национальной безопасности в современных геополитических условиях. Обозначены социально-культурные факторы, оказавшие влияние на реализацию модернизационных проектов в государствах региона. Успех восточноазиатской модели модернизации связывается с сохранением элементов традиционной регуляции, уникальным синтезом традиций и новаций на основе особого, синтетического пути, незападного и немобилизационного типа. В качестве специфических политических практик восточноазиатской модели автор выделяет особую роль правительств и национальных лидеров в планировании стратегии модернизации; главенствующую позицию государственных органов в проведении преобразований; компетентную бюрократию с минимальной степенью коррупции; авторитарные методы при проведении преобразований. Выявлены специфические черты политических трансформаций государств региона, связанные с формированием незападных демократий на основе «авторитаризмов развития».

незападные демократии

политическая культура

социальный капитал

политическая модернизация

политический процесс

модернизация

Восточная Азия

1. Вартумян А.А., Корниенко Т.А. Традиции в политической модернизации: концептуальные подходы и методологические основания // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.  2012.  № 1.  С. 410-413.

2. Воронов А.М. Восточный деспотизм и социальный синтез: к вопросу о политической культуре на Востоке // Национальные интересы России. – 2010.  №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ni-journal.ru/archive/4ca2193e/ni-4-5-2010/d229e501/2f465cf1/index.htm

3. Воскресенский А.Д. Общие закономерности, региональная специфика и концепция незападной демократии // Сравнительная политика. – 2011. – №1. – С. 120-138.

4. Красильшиков В.А. Модернизация: Зарубежный опыт и уроки для России // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы / под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 2009. – С.77.

5. Ланда Р.Г. Социальная структура и политическая борьба: многоукладная борьба // Политические отношения на Востоке: общее и особенное.  М., 1990. – С. 35.

6. Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. О японском типе модернизации // Япония: опыт модернизации / рук. проекта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО-ХХ1. 2011 – 280 с.

7. Панкратов С.А. Глобальное «общество риска» и обеспечение безопасности в условиях реализации национальной модели модернизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия.  2012.  № 2 (17).  С. 58-63.

8. Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке. Опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине ХХ в. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.  С.127.

9. Селезнев П. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока // Власть. – 2014. – № 3.  С. 23-28. – С.28.

10. Chang K-S. South Korea under Compressed Modernity Familian Political Economy in Transition // Polits cheviert eljahres schrift. – 2012. – P.97-108.

Специфика незападного политического процесса обусловлена уникальностью и самобытностью восточных (азиатских), латиноамериканских, африканских обществ как частей незападного мира.

Незападные государства, которые недавно не рассматривались в качестве конкурентов глобальных лидеров, стремятся принять реальное участие в международной конкуренции, обозначив амбиции регионального или глобального лидерства.

Обратимся к опыту политической модернизации государств Восточной Азии. Восточная Азия - большой регион, который находится на востоке Евразии. Он включает в себя такие государства, как Китай, Японию, Тайвань, Северную и Южную Корею, Монголию, а также страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа, Бирма, Сингапур, Филиппины и Бруней).

Как справедливо утверждает С.А. Панкратов, важнейшей характеристикой модернизирующегося общества выступает постоянный поиск форм и механизмов обеспечения собственной безопасности. А в рамках современной модернизационной парадигмы, отражающей процессы современных социальных изменений, безопасность нельзя понимать как защиту ныне существующих структур и отношений. Обеспечение безопасности общества, наоборот, предполагает активное стимулирование и модернизацию неэффективных социальных институциональных образований и взаимодействий .

Большое влияние на модернизационные процессы в странах Востока оказала колонизация. Колониальный синтез (Н.А. Симония и Л.И. Рейснер) предстает как тесное переплетение и взаимодействие внешнеполитической активности капиталистического Запада, выступающего субъектом синтезирования, и традиционного феодально-племенного Востока, ставшего объектом синтезирования. Трансформация государств Востока сводилась, прежде всего, к укреплению позиций национального государства, которое в колониях было возрождено после деколонизации, в зависимых странах стало укрепляться в процессе реформ и революционных преобразований. Характер такого государства оставался авторитарным, но при этом оно было легитимным и выглядело демократичным в глазах населения. Модернизация стала неотъемлемой частью политической практики, поскольку была направлена на обеспечение независимости и национальной безопасности.

Проводя трансформацию политических и экономических институтов, некоторые страны Востока вступили на этот путь позже, чем Запад, но сумели предложить свой путь, не равнозначный вестернизации, и сохранить свое культурно-цивилизационное своеобразие.

Спецификой социокультурной матрицы Востока выступал тип общества, гармонично встроенный в природу. Развитие восточных цивилизаций до середины XIX в. происходило в замкнутой этно-культурной среде, и на процессы модернизации большое влияние оказали сложившиеся на протяжении тысячелетий факторы общественного развития, отличные от европейских цивилизаций. Среди них: коллективизм как функциональная и производственная ценность; созерцательный, пассивный характер общества; преобладание коллективизма и родовой власти в политических отношениях; отсутствие института частной собственности как самостоятельного фактора бытия; относительная стабильность культурных архетипов, определяющих инертность культуры; доминирование тактики реконструкции и восстановления; непринятие демократических форм организации политического процесса как центрального элемента государственной системы; особый тип управленческой культуры посредством строго иерархиезированной бюрократии; неординарные органы управления, основанные на личных, эмоционально-окрашенных отношениях.

Социальной опорой для формирования восточной модели модернизации стал социальный капитал, поскольку традиционные общества ориентированы на многообразные формы коллективной деятельности, социальной сплоченности внутри родовых и клановых структур. Такие компоненты социального капитала как доверие, гражданская идентичность, толерантность выполняют для политической системы важные функции легитимизации властных структур, интеграции и мобилизации восточного общества перед модернизационными вызовами.

Для восточных обществ характерна социально-экономическая многоукладность, отражением которой стала этническая и конфессиональная дифференциация. Все страты социума, несмотря на образ жизни и род занятий, сохраняют тесные контакты и связи с племенем, кланом, общиной, конфессией, что не может не рождать идеологической многоукладности и связанного с ней полиформизма политического процесса .

Основными элементами политической культуры на Востоке являются стереотипы, представления массового сознания о легитимности власти, базирующиеся на многовековых традициях. Среди них - установки массового сознания традиционного социума на праведное правление; стереотипный образ идеального лидера, базирующийся на политических мифах; стереотип восприятия заимствований на основе принципа «чужой - свой», «мы» и «они»; функциональность родовых, клановых связей в современных условиях; стереотипная реакция индивидуального и массового сознания на власть государства и основания подобной легитимности. Политической формулой остается следующий постулат: господство государства носит латентный характер, обеспечивая меру солидаризма .

Еще одной специфической чертой политической модернизации в государствах Востока выступает её авторитарный характер. Однако политический авторитаризм не только опирается на традиционную политическую культуру, но и трансформирует ее. Как правило, усиление роли государства в процессе модернизации сопровождалось установлением авторитарных режимов - «авторитаризмов развития» или «модернизаторских авторитаризмов» (В.Г. Хорос). Такие режимы обеспечивали - как экономическими, так и административными методами - существенное увеличение доли капиталовложений в ВВП, в том числе и за счет богатых слоев общества. Они проводили политику, направленную и на технологическую модернизацию существующей промышленности, и на создание принципиально новых для страны отраслей хозяйства, обеспечивали условия для подготовки соответствующей рабочей силы, создавали национальные системы образования и научных исследований. При этом «авторитаризмы развития» использовали и используют не только репрессии, осуществляя «принуждение к прогрессу», они опирались также на общественный консенсус и солидаризм в решении вопросов возрастания материального благосостояния и расширения возможностей вертикальной социальной мобильности .

Модернизаторский авторитаризм способствовал формированию властной пирамиды с национальным лидером во главе, который персонифицирует политический режим и является гарантом проводимых преобразований. Данный политический режим не воздвигает непреодолимых препятствий на пути к демократии, он способствует росту среднего класса, создает предпосылки политической либерализации и постепенно размывает основы собственного существования . Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти дал ошеломительный экономический эффект, привел к активизации населения и росту легитимности режима во многих государствах региона.

Демократическая модель, при которой первичные образования социума будут самостоятельны в принятии решений, развивают местное самоуправление и делегируют полномочия, не получила повсеместного распространения на Востоке. Однако, как отмечает А.Д. Воскресенский, общей тенденцией политического развития региона выступает формирование моделей демократии незападного типа. Исследователь полагает, что в незападных демократиях существует другое, чем в либеральных, соотношение демократии и конституционного либерализма, в то же время они более демократичны (и более конкурентоспособны), чем нелиберальные демократии или демократии участия. Анализ социально-культурных характеристик стран незападного политического процесса и разных путей их трансформации при наличии общих закономерностей позволяет выявить наличие разных видов, моделей демократий (не только европейского и американского типов), незападного, в том числе и восточного типа (японская, сингапурская, индийская, южно-корейская, малайзийская, тайваньская, израильская, турецкая и др.) .

Сравнительные исследования позволяют говорить о специфике политической модернизации в государствах Восточной, Центральной Азии и странах Ближнего Востока, которая основана на общих для данных регионов Востока цивилизационных началах (так называемая цивилизационная модель) и о национальных или страновых моделях, характерных для одного или нескольких государств, характеризующихся специфичными признаками.

Некоторым из восточных стран удалось доказать свою состоятельность в проведении модернизации как национального проекта на вызовы времени и внешнего мира. В первую очередь это относится к странам Восточной Азии, обладающим ярким культурным своеобразием, собственными традициями государственности и длительной историей.

В настоящее время исследователи выделяют в регионе четыре «эшелона развития», или четыре волны развития. Возглавила его Япония с ее успешной модернизацией. Затем последовал стремительный взлет новых индустриальных стран (Гонконг, Сингапур, Республика Корея и Тайвань) на базе эффективной индустриальной стратегии, а именно, создание экспортно-ориентированной модели экономического развития с помощью иностранных капиталов и технологий. Далее в процесс развития включилась группа стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины). Китай, а также страны Индокитая, рассматриваются как четвертая волна, которая уже аккумулирует капиталовложения из всех вышеназванных стран .

Насколько бы велик ни был контраст между «традиционным» и «современным» в восточно-азиатских обществах, успешная модернизация здесь основывалась на элементах традиционной регуляции, отвечающих ее направленности. Устойчивое функционирование элементов современности в большой степени зависит от наличия соответствующих традиционных предпосылок, от их использования и включения в современную систему социумов региона . В процессе модернизации государств региона был осуществлен синтез традиционного национального и современного западного. Это не только конфуцианская трудовая этика и менеджмент, но и обусловленные ими самые высокие в мире нормы сбережений и накопления, и тесно связанные с этим темпы роста (как «конфуцианский капитализм» в Японии, Корее и на Тайване, так и «конфуцианский социализм» в Китае, где традиционные ценности постепенно восстанавливают утраченные позиции, а само конфуцианство из «несущественного» дополнения формационной принадлежности все отчетливее превращается в интегральную характеристику цивилизационного ядра).

Именно этим незападным политиям удалось догнать Запад. Успех модернизационных проектов государств Юго-Востока связан с тем фактором, что инновационная составляющая стала приоритетной для государства и осуществляется в высокой конкурентной среде (например, это касается Южной Кореи и Сингапура). По мнению ряда экспертов, в ХХI в. основным законодателем политической и социально-экономической моды постепенно станет ЮВА. И сейчас в этом регионе ведутся ожесточенные конкурентные войны. И в этих условиях самоутвердиться и тем более одержать верх над противниками позволит только инновационный скачок. В полной мере это продемонстрировал Сингапур, где форсированная модернизация позволила резко повысить статус страны и обеспечить ей весомые позиции в экономической и политической сфере. В Южной Корее фактор региональной конкуренции дополняется проблемой конкуренции политических систем. С 1953 года РК находится в состоянии «холодной войны» с КНДР, и для мобилизации поддержки населения ее руководству требуется регулярно демонстрировать достижения и обеспечивать перманентное повышение жизненного уровня своих граждан .

Общим цивилизационным «кредо», обуславливающим внутриполитический курс социально-экономических и политических преобразования в государствах Восточной Азии, стало создание конкурентных социально-экономических преимуществ и повышения уровня благосостояния для населения, обеспечения выживания и прогресса нации. Так, например, малазийский политический лидер Махатхир в качестве первоочередной задачи модернизации видел не транзит демократических институтов, а изменение социально-культурных ценностей и установок малайцев посредством коренного перевоспитания малайской общины с целью сохранения национальных ценностей и поведенческих стереотипов, способствующих проводимым преобразованиям.

Модернизационный процесс в Восточной Азии был более быстрым, чем, например, в Европе. Его можно охарактеризовать как «сжатый» или «сгущенный», поскольку он имел место в относительно короткий промежуток времени и главным образом в урбанизированных центрах. Результаты подобной модернизации - «сжатые» или «сложные», которые Эрнест Блок назвал «одновременность (синхронность) неодновременности». При включении в процесс развития внешних вызовов, экзогенных факторов в Восточно-Азиатском регионе он стал происходить достаточно быстро при сохранении самоидентификации. Быстрые временные рамки реализации модернизационных проектов приводят к трансформации институтов и социальных отношений в новой социальной конфигурации, сжимают современность, поэтому появляются «несистемные» акторы как внутри государства, так и на международной арене . При этом развитие всех этих стран не ставит целью радикальную смену социокультурных основ, как это сделала в свое время Япония.

В связи с этим стоит принять во внимание значение культурных традиций народов региона для ускоренной модернизации. В частности, большую роль сыграла традиция поиска гармонии в многообразии, стремление примирить противоположности, сохраняя преемственность в ходе перемен, - традиция, связанная с учениями конфуцианства, буддизма и даосизма . Несомненно, что привычка к кропотливому труду, своеобразный социальный патернализм, уважение к авторитету старших и государства, как и приверженность общинным принципам, способствовали успешной политике развития.

Политические особенности восточноазиатской модели состоят в следующих тенденциях:

1) Особая роль правительств в планировании стратегии модернизации на основе теории экономического роста, предусматривающей высокий уровень накоплений и сбережений и инвестиций;

2) Главенствующая позиция в проведении преобразований отводилась государственным органам, дирижирующим «чудо» - министерства и ведомства (Япония), агентства (Китай), советы по планированию и развитию (Корея), занимающиеся тщательным планированием, стратегией выращивания отдельных предприятий, стратегических областей и национальным лидерам;

3) Компетентная бюрократия с минимальной степенью коррупции;

4) Авторитарные методы проведения преобразований. Если в 1990-х гг. считалось, что передовыми могут быть государства с либеральным политическим режимом, то в начале 2000-х гг. такая догма оказалась под большим вопросом. Целый ряд с авторитарными, а то и полутоталитарными режимами совершили технологические и научные прорывы, создав реальную конкуренцию западным демократиям. Это относится к Китайской народной республике, и к Южной Корее, и к Сингапуру.

Специфика политических практик региона заключается в том, что здесь существует наименьшая поляризация моделей правления, что способствует формированию компромисса различных политических сил по поводу общего вектора политической и экономической модернизации региона. Модернизация воспринимается не как вестернизация, т.е. неизбежность движения государственных образований в сторону западной модели развития, а как особый путь развития, в ходе которого осуществляется синтез западного политического опыта (демократии), норм конституционного либерализма и автохтонной политической культуры во всем ее конкретном конфессиональном, страновом, региональном своеобразии. В качестве примера можно привести вестминстерскую модель управления и кастовую систему в Индии; буддийскую государственность и демократию в Шри Ланке; доминантная роль либерально-демократической партии в Японии (до последнего времени); конфессиональный плюрализм при мягком доминировании ислама в Индонезии; наличие доминантного харизматического политического лидера (министра-наставника) в Сингапуре; китаизированный марксизм, внутрипартийная демократия, прямые выборы на низовом административном уровне, упор на законность и конфуцианскую этику в КНР) .

Таким образом, политические практики восточноазиатских государств свидетельствую о преобладании в регионе большего количества незападных демократий, т.е. тех стран, которые сумели синтезировать демократические принципы и конституционный либерализм с особенностями своей политической культуры, включая специфику конфессиональной организации общества и, в некоторых странах, - государства. Они и задают общий вектор регионального развития. Режимов с другим вектором политического развития - жестко авторитарным либо военным правлением - меньшинство. Именно среди восточноазиатских стран находятся те, которые показывают наиболее впечатляющий региональный (и мировой) экономический рост (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур), причем этот рост осуществляется не на основе мобилизационной модели развития насильственного типа, а на основе модернизации как особого, синтетического пути, не западного и не мобилизационного типа. Эти страны смогли преодолеть внешние вызовы Запада и догнали западные политии фактически по всем параметрам, невзирая на свой географический или демографический размер, ресурсную обеспеченность и т.д., изменив при этом экономическую и политическую карту мира.

Рецензенты:

Вартумян А.А., д.пол.н., профессор, главный редактор регионального научного журнала «Региональные политические исследования», проректор по научной работе Института сервиса и туризма (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорск;

Бережной В.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавир.

Библиографическая ссылка

Корниенко Т.А. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21630 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»