Маткапитал

Политическая перестройка в сфере экономики. Урок на тему "политика перестройки в сфере экономики". Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

В мае 1986 года состоялся визит Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

«Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем» .

Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Для сведения, (т.к. во многих учебниках с 1985 года):

«Юридически» началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

Предыстория.

В 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

Характеристика доперестроечной административной системы: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций. Руководство хозяйством как в целом, так и каждой его отраслью, каждыми предприятием, крупным или малым, осуществлялось в основном, административными методами с помощью адресных директивных заданий. Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность в ничью. Этот механизм, а также политическая система персонифицировались в людях, воспроизводящих её. Бюрократический аппарат поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества.

Если попытаться дать определение перестройки , то по моему мнению, «перестройка» - это создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д.

Задачи перестройки.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ.

Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

Экономическая «перестройка» в СССР

Параллельно с политической ʼʼперестройкойʼʼ проходила и ʼʼперестройкаʼʼ экономической системы. Суть экономической ʼʼперестройкиʼʼ состояла в сохранении редистрибутивной (распределительной) плановой экономики, но ее адаптации к новым условиям; требовалось ʼʼреформирование социализмаʼʼ, но не отход от него.

Предпосылки ʼʼперестройкиʼʼ экономики. Общая направленность экономической ʼʼперестройкиʼʼ заключалась в некоторой либерализации экономики. ʼʼПерестройкаʼʼ являла собой пример модернизации общества ʼʼсверхуʼʼ, характерной для России во всœе времена.

Необходимость экономических реформ диктовалась, в первую очередь, нарастанием кризисных явлений. Темпы прироста национального дохода упали с 6,5% в 1961-1965 гᴦ. до 3,5% в 1981-1985 гᴦ., темпы роста производительности труда – соответственно с 6% до 3%. На единицу национального дохода расходовалось в полтора-два раза больше ресурсов, чем в странах Европы и США. Лишь около 15% промышленных предприятий было автоматизировано или комплексно механизировано, на остальных преобладал низкоквалифицированный ручной труд. Страна значительно отставала от ведущих мировых держав по уровню развития научно-технического прогресса (за исключением оборонных отраслей). Приоритет в промышленности отдавался экстенсивным формам развития – строительству новых предприятий-гигантов, увеличению числа рабочих и т.д. Очень тяжелым оставалось положение сельского хозяйства. Несмотря на мощные финансовые вливания в аграрный сектор, сделанные в 1970-х – начале 1980-х гᴦ., страна продолжала всœе больше и больше зависеть от поставок продовольствия (в том числе – зерна) из-за рубежа. Принятая ЦК КПСС в 1982 г Продовольственная программа, предполагавшая создание крупных аграрнопромышленных комплексов (АПК) не улучшила ситуации. Некоторый рост качества жизни населœения достигался за счёт экспорта энергоресурсов – нефти и газа, но с падением цен на них и, одновременно, увеличением затрат на добычу в начале 1980-х гᴦ. и данный источник благосостояния перестал оправдывать себя. Сокращались темпы строительства жилья, постоянный рост заработной платы не обеспечивался увеличением товаров и услуг, увеличивался дефицит некоторых продуктов питания и промышленных товаров. К серединœе 1980-х гᴦ. внутренний валовой продукт на душу населœения составлял 37% от уровня США.

Экономическая перестройка делиться на три этапа:

1985-1987 гᴦ.: ʼʼускорениеʼʼ. В апрелœе 1985 ᴦ. на пленуме ЦК КПСС был взят курс на ʼʼускорениеʼʼ социально-экономического развития страны. Этого предполагалось добиться широким внедрением новейших достижений науки и техники (выработка комплексных программ НТП) и активизацией ʼʼчеловеческого фактораʼʼ (учет интересов людей и трудовых коллективов, расширение их рабочей инициативы, укрепление трудовой дисциплины (в том числе – методом борьбы с пьянством)). Для контроля за качеством продукции была введена ʼʼгосприемкаʼʼ. ʼʼУскорениеʼʼ не затрагивало основ советской экономики – государственной собственности и внеэкономических методов управления. Более того, программа ʼʼускоренияʼʼ предусматривала и обратное – дальнейшую экстенсификацию производства: поддержку тяжелой промышленности (только в машиностроение было направлено 10 млрд. рублей), увеличение добычи нефти и газа, привлечение дополнительных трудовых ресурсов (до двух млн. человек). ʼʼУскорениеʼʼ не привело к ожидаемым результатам – общие тенденции снижения темпов роста производства и производительности труда сохранялись. Популистская Жилищная программа (каждой семье – отдельную квартиру к 2000 ᴦ.) вызывала недоверие у населœения, а антиалкогольная кампания – прямой протест. В связи с интенсивной эксплуатацией устаревшего оборудования участились случаи аварий. Большой общественный резонанс имела Чернобыльская катастрофа (1986 ᴦ.), о масштабах и последствиях которой долго было мало что известно. В июне 1987 ᴦ. пленум ЦК КПСС определил новые направления реформирования экономики страны.

1988-1989 гᴦ.: ʼʼперестройкаʼʼ. С января 1988 ᴦ. началась реализация программы ʼʼперестройкиʼʼ социалистической экономики (отсюда – название всœего периода с 1985 по 1991 гᴦ.). Она в себя включала: перевод государственных предприятий на хозрасчет, замена планов госзаказом и сокращение плановых показателœей; разрешение создания частных предприятий в сфере производства потребительских товаров и услуг; разрешение создания кооперативных предприятий; разрешение частным лицам аренды сельскохозяйственных угодий на 50 лет.

ʼʼПерестройкаʼʼ не помогла справиться с кризисными явлениями в экономике. Государство по-прежнему дотировало убыточные предприятия, сдерживало развитие инициативы успешных предприятий, забирая их продукцию в качестве обеспечения госзаказов. Частный бизнес и кооперативы не пользовались моральной поддержкой населœения, их прибыль нивелировалась высокими налогами. В этих условиях предприниматели предпочитали скрывать большую часть доходов, что порождало рост преступности и ʼʼтеневого сектораʼʼ экономики. На селœе колхозники негативно относились к арендаторам-фермерам, колхозы препятствовали в выделœении им удобных земель. Рост производства не успевал за ростом доходов, что приводило к усугублению дефицита ряда товаров. На некоторые из них уже в 1989 ᴦ. были введены карточки (талоны ). В этом же году в ряде отраслей промышленности впервые был зафиксирован спад не темпов роста͵ а уже самих объёмов производства (в сельском хозяйстве спад начался еще в 1988 ᴦ.). В промышленных районах начались забастовки.

Начало экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В мае 1985 ᴦ. было издано Постановление ЦК КПСС ʼʼО мерах по преодолению пьянства и алкоголизмаʼʼ. Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 ᴦ. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.

В начале 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Программа ʼʼИнтенсификация-90ʼʼ предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. Помимо ʼʼИнтенсификации-90ʼʼ предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как ʼʼЖильё-2000ʼʼ и др.

19 ноября 1986 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼОб индивидуальной трудовой деятельностиʼʼ. 5 февраля 1987 ᴦ. Совет Министров СССР издал постановление ʼʼО создании кооперативов по производству товаров народного потребленияʼʼ. 26 мая 1988 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО кооперации в СССРʼʼ, разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в т.ч. торговлей. 13 января 1987 ᴦ. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 11 июня 1987 ᴦ. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 ʼʼО переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансированиеʼʼ. 30 июня 1987 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО государственном предприятии (объединœении)ʼʼ, перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителœем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во всœе отрасли народного хозяйства. При этом предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация ʼʼпустых полок и полных холодильников и забитых квартирʼʼ. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через ʼʼфарцовщиковʼʼ. Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству.

1990-1991 гᴦ.: ʼʼрегулируемый рынокʼʼ. На этом этапе ʼʼперестройкаʼʼ переросла в неконтролируемый процесс разложения социалистической системы. В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял программу Расширения рыночных отношений. Предполагались разрешение аренды промышленных предприятий, образования акционерных обществ и поддержка частного предпринимательства. Но реализация этой программы откладывалась до 1991 ᴦ., а ситуация ухудшалась. К концу 1990 ᴦ. правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, признало провал экономической политики ʼʼперестройкиʼʼ. Было подготовлено две базовых программы выхода страны из нарастающего, как снежный ком, кризиса (в 1990 ᴦ. спад промышленного производства был всœеобщим и достиг уже 10%). Обе программы сводились к расширению рыночных преобразований. Н. Рыжков и Л. Абалкин предлагали перейти к рынку поэтапно в течение шести лет, сочетания административные и экономические методы. Программа С. Шаталина и Г. Явлинского (ʼʼ500 днейʼʼ) предполагала быстрый переход к рынку путем приватизации госсобственности с последующей либерализацией цен. Осенью 1990 ᴦ. обе программы были обсуждены Верховным Советом СССР и отвергнуты, первая – как рассчитанная на чересчур большой промежуток времени, вторая – как противоречащая социализму. Н. Рыжков на посту председателя правительства в декабре 1990 ᴦ. был заменен В. Павловым. Павлов также предложил свою программу, однако ее реализация этой программы так и не началась – СССР перестал существовать.

Крах экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В 1989 ᴦ. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 ᴦ. Н.И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную ʼʼкомиссией Абалкинаʼʼ концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли – 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял Постановление ʼʼО концепции перехода к рыночной экономикеʼʼ, а в октябре 1990 ᴦ. ʼʼОсновные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономикеʼʼ. Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 ᴦ. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинœет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В.С. Павловым. Но деятельность Кабинœета Министров в 1991 ᴦ. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 ᴦ. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (денежная реформа Павлова). Обмен проводился в течение всœего 3 дней – 23-25 января 1991 – и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Итак, аналогично тому, как и политические преобразования Горбачева, экономическая ʼʼперестройкаʼʼ закончилась полным провалом и стала одной из базовых причин распада СССР.

Экономическая «перестройка» в СССР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая «перестройка» в СССР" 2017, 2018.

Слайд 2

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.

Слайд 3

Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

  1. Увеличение выпуска машин и оборудования
  2. Модернизация производства
  3. Госприемка (контроль за качеством продукции
  4. Ужесточение трудовой дисциплины

Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Слайд 4

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..

Слайд 5

Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации

  1. Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
  2. Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
  3. Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
  4. Огромные капиталовложения в машиностроение.

Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.

Слайд 6

Второй этап реформ. Перестройка

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.

Слайд 7

Второй этап реформ (1987г.)

Перестройка

  • Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
  • Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
  • Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
  • Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
  • Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
  • Слайд 8

    Головокружение от перестройки

    Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
    В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
    На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.

    Слайд 9

    Л. Абалкин
    В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

    Г. Явлинский
    Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».

    Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.

    Слайд 10

    К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
    Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

    Слайд 11

    Провал второго этапа

    • Сопротивление
    • Безответственность
    • Ограниченное развитие
    • Криминалитет

    Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).

    Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.

    11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов - «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По склад личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.

    Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.

    К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.

    Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки - около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

    Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.

    В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» - космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

    Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

    Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики - планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

    Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.

    I этап (1985 - 1986 гг.) - этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.

    II этап (1987-1989 гг.) - этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель - совместить плановую экономику с рыночной экономикой.

    III этап (1990-1991 гг.) - неудачные попытки проведения рыночных реформ.

    В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».

    В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

    Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва - секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

    Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни.

    Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.

    В феврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

    Ухудшению положения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.

    Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов… Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта».

    26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей.

    К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.

    Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка - это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».

    Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

    Представление Горбачёва об экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма». В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая из работы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формы хозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП - кооперативы, различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности».

    Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня - 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути».

    Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами».

    «Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. - 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этом изменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.21 Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талонная система на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНП захватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.

    В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении - 9%, Грузии - 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. - 9,5 млн.22 Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.

    Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена - бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике». Её разработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленный переход к рыночной экономике при господстве государственной собственности и жёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которые позволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавший частную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные и акционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности». В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе с В.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной. Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.

    Справедливости ради, стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом стали действовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частные предприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословие предпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничество стало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищена даже часть золотовалютных резервов страны. Таким образом, увеличивалась безработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела, расцветал чёрный рынок. Таковы были результаты непродуманной и стихийной экономической политики.