Имущество

Советы “Ъ”. Обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Обязательное предложение о приобретении эмиссионных ценных бумаг

Впервые специальная процедура приобретения крупного пакета акций (более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитала общества) была описана Федеральным законом от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" , дополнившим Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее также – Закон об АО) новой главой XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества". Именно эта глава ввела понятия "добровольное предложение" и "обязательное предложение", описывающие механизм приобретения акций на основе публичной оферты.

Но вернемся в настоящее. С 01 сентября 2014 года глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) претерпела существенные изменения. Из ГК РФ исключили конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, и законодательно закрепили новые организационно-правовые формы: публичные и не публичные акционерные общества . Так на какие же акционерные общества сейчас распространяются требования главы XI.1 закона об акционерных обществах в общем и статьи 84.2, определяющей основные положения относительно обязательного предложения, в частности?

Как мы помним, в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО обязанность направить публичную оферту была предусмотрена для открытых акционерных обществ, и с учетом ныне исключенного пункта 1.1 указанного закона , начиная с 01.09.2014 г. обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах могло быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.

По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Однако Банк России в своем письме от 01.12.2014 г. уточнил, что " начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона)…", при этом добавив что "…процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса".

Таким образом, регулятор обозначил перечень акционерных обществ, к которым с 01.09.2014 г. могут быть применимы (начаты) процедуры главы XI.1 Закона об АО:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (т.е. технически являющиеся публичными акционерными обществами);
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ, обозначив, тем самым, публичный или непубличный статус.

Но отметим, что законодатель при приведении закона об акционерных обществах в соответствии с ГК РФ расширил вышеуказанный перечень, распространив действия положений главы XI.1 закона также и на ранее (до 01.09.2014 г.) открытые акционерные общества, которые исключили из своего фирменного наименования указание на тип акционерного общества ("открытое"), установив непубличный статус. Данную норму он изложил в пункте 8 статьи 27 Федерального закона 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". То есть с 01.07.2015 г. перечень обществ, в отношении которых применяются процедуры главы XI.1 Закона об АО и, в частности, статьи 84.2, следующий:

Обратимся к понятию "обязательное предложение". Исходя из буквального толкования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное предложение – это публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о приобретении этих ценных бумаг.

Отметим, что статья 84.2 закона об акционерных обществах не содержит указаний на иные общества, в которых возможна описанная в этой статье процедура. Но, как мы с вами уже выяснили, обязанность по направлению публичной оферты распространяется также на лиц, которые приобрели более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитал непубличного акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществам, открытого акционерного общества, которое не привело свое наименование в соответствие с действующим законодательством, а также формально публичного акционерного общества (не отвечающего признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которого содержат указание на его публичный статус). Для простоты изложения далее будем использовать укрупненное понятие "акционерное общество".

Итак, у лица, которое приобрело более 30 % общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, появляется обязанность направить предложение остальным акционерам о приобретении их акций. Но, если обратить внимание на пункт 7 статьи 84.2 Закона об АО, то мы видим, что законодатель ввел и два других пороговых значения: 50 и 75 % общего количества голосующих акций общества.

Как представляется, речь идет о случаях приобретения акционером, уже владеющим более 30% голосующих акций, составляющих уставный капитал, голосующих акций акционерного общества, в результате чего доля акций этого акционера превышает 50 или 75% общего количества голосующих акций этого общества (с учетом акций, принадлежащих этому акционеру и его аффилированным лицам). Т.е. ограничения, установленные пунктом 6 статьи 84.2 Закона об АО, распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю. Какие ограничения определены в указанном пункте? С момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций акционерного общества и до даты направления в публичное общество обязательного предложения (согласно пункту 1 статьи 84.2 обязательное предложение должно быть сделано в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций), покупатель и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Применительно к ситуации приобретения доли акций, превышающей 50 или 75% общего количества голосующих акций акционерного общества, и до даты направления в общество обязательного предложения акционер, владеющий крупным пакетом акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 50 или 75% общего количества акций соответственно.

На практике не редки случаи признания судами недействительным решения общего собрания акционеров, принятого с нарушений требований к кворуму собрания вследствие не направленного обязательного предложения, ссылаясь, в том числе, на правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 14613/11, от 30 октября 2012 года № 7709/12.

Какие еще существуют негативные правовые последствия, связанные с ненаправлением обязательного предложения?

Действующее законодательство предусматривает только два последствия неисполнения лицом, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций акционерного общества, обязанности направить остальным акционерам обязательное предложение. Первое последствие мы описали выше - это ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения, второе - административная ответственность в виде штрафа по статье 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Причем истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности , не освобождает такое лицо от обязанности направить публичную оферту о приобретении акций остальных акционерам в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах, а также от ограничения, установленного пунктом 6.

При этом следует отметить, что в случае ненаправления обязательного предложения в установленный законом 35-дневный срок остальные акционеры общества не обладают правом на иск о понуждении лица, обязанного направить публичную оферту о приобретении акций, к исполнению такой обязанности. Данная позиция нашла широкое отражение в судебной практике (см., например: Определение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-11896/12 по делу № А12-12288/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2016 г. № Ф05-7277/2016 по делу № А40-159967/2015 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 г. № Ф05-5669/2015 по делу № А40-132281/14-22-1117, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 г. по делу № А66-1272/2014 , Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2013 г. по делу № А19-13539/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 г. № Ф03-1833/2013 по делу № А51-8475/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2011 г. по делу № А78-7937/2010 и др.) Во всех этих случаях суды обосновывают свое решение (отказ в удовлетворении соответствующих требований) ненадлежащим средством правовой защиты, избранным истцами, поскольку законодательством предусмотрены иные негативные последствия ненаправления обязательного предложения. Также суды сходятся во мнении, что акционеры не могут обязать это лицо выкупить принадлежащие им акции.

Но представляется, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится. Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 1036047-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1036047-6) , согласно которому владельцу ценных бумаг общества планируется предоставить право требовать их выкупа в случае, если не сделано обязательное предложение о приобретении акций. Согласно проекту в случае неисполнения обязанности по направлению обязательного предложения, акционерам предоставляется право предъявить требование о выкупе своих акций, при этом самостоятельно определяя минимальную цену продажи акций.

Но это в будущем, а в настоящем? Какие действия на сегодняшний момент может предпринять миноритарный акционер для защиты своих интересов? Ни для кого не секрет, что миноритарии, как правило, заинтересованы в продаже принадлежащих им акций по максимально высокой цене. Причем независимо от момента их отчуждения – в рамках обязательного предложения или нет.

Поэтому, во-первых, он может оспорить цену выкупаемых ценных бумаг путем обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно пункту 4 статьи 84.2 закона об акционерных обществах определение цены ценных бумаг, приобретаемых в рамках обязательного предложения, осуществляется следующим способом:

1) рассчитывается средневзвешенная или рыночная цена акций;

2) производится сравнение указанной цены с наибольшей ценой, уплаченной оферентом (его аффилированными лицами) при приобретении акций общества до направления публичной оферты.

В итоге цена обязательного предложения определяется как большая из двух вышеуказанных двух цен. "Такой подход фактически основывается на принципе уплаты наивысшей цены, и направлен на защиту прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях" (из Решения Арбитражного суда Томской области от 19.01.2012 г. по делу № А67-3097/2011).

При этом не стоит забывать, что в случае определения рыночной цены акций на основе отчета оценщика, как обязывает Закон об АО, их стоимость должна учитываться в 100-процентном пакете без учета размера пакета, в составе которого проводится оценка. Такой правовой подход обозначен Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 443/11 по делу № А08-2788/2008-21).

Во-вторых, продать принадлежащие ему акции третьим лицам по выгодной цене, не акцептируя полученное обязательное предложение о приобретении акций от лица, ставшего владельцем более 30 % (50 %, 75 %) голосующих акций общества самостоятельно или с его аффилированными лицами. Причем офферент не вправе требовать признания таких сделок недействительными.

Итак, мы рассмотрели, какое развитие получил институт обязательного предложения в акционерном законодательстве России с момента его появления в 2006 году по настоящее время, затронув, к сожалению, лишь некоторые проблемные моменты.

Как мы упомянули выше, в настоящее время Государственной думой рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (№ 1036047).

"Целью законопроекта является повышение уровня защиты прав акционеров при поглощении в целях установления ясного, непротиворечивого и адекватного механизма поглощения, а также обеспечение баланса интересов всех участников процедуры поглощения" – указывают в Пояснительной записке к законопроекту его разработчики. И мы надеемся, что эта цель будет достигнута.

Вступил в силу 01.07.2006 г.

См. подробнее Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Утратил силу с 01.07.2016 г.

<Письмо> Банка России от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"

Дата вступления в силу Закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ.

Отметим, что в соответствие с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 г. содержит указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, до 01.07.2020 г. обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства об акционерных обществах не может быть вынесено по истечении одного года, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в связи с истечением сроков давности к административной ответственности.

Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества

1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.

2. В обязательном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи;

срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;

абзац восьмой утратил силу с 1 июля 2016 г.;

абзац девятый утратил силу с 1 июля 2016 г.;

срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;

порядок и форма оплаты ценных бумаг;

сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9

В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.

4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.9 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, - не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.

6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

Требования настоящей статьи не применяются при:

приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;

приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2-5 настоящей статьи;

приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

погашении части акций публичным обществом;

приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;

приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;

направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 84.7

направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона;

приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;

приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;

передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.

2. В обязательном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта настоящей статьи;

срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;

абзацы восьмой - девятый утратили силу с 1 июля 2016 года. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ;

срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;

порядок и форма оплаты ценных бумаг;

сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного настоящего Федерального закона.

В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 настоящего Федерального закона.

4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, - не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.

6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

7. Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

8. Требования настоящей статьи не применяются при:

приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;

приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов - настоящей статьи;

приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

погашении части акций публичным обществом;

приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;

приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;

направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со настоящего Федерального закона;

направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со настоящего Федерального закона;

приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;

приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;

передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

Положения статьи 84.2 закона №208-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Конкурирующее предложение
    3. На конкурирующее предложение, направляемое до истечения срока принятия добровольного предложения, распространяются требования статьи 84.1 настоящего Федерального закона, на конкурирующее предложение, направляемое до истечения срока принятия обязательного предложения, - требования статьи 84.2 настоящего Федерального закона. При этом одновременно с направлением конкурирующего предложения владельцам ценных бумаг публичное общество обязано направить его также лицам, ранее направившим добровольное или обязательное предложение, в отношении которого полученное публичным обществом соответствующее предложение является конкурирующим.
  • Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества, ценных бумаг публичного общества по требованию их владельцев
    1. Лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции публичного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев.
  • Выкуп ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества
    Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе направить в публичное общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.

Инвестор, обладающий стратегическим интересом по отношению к открытому акционерному обществу, может направить его участникам добровольное предложение о выкупе имеющихся у них акций. Данный документ является публичной офертой лица, намеревающегося приобрести свыше 30% от общего объема акций общества, остальным владельцам акций. При этом учитываются уже имеющиеся у покупателя ценные бумаги, принадлежащие как ему лично, так и его аффилированным лицам.

Особенности направления добровольного предложения

Добровольное предложение о выкупе может быть сделано не только по отношению к обыкновенным и привилегированным акциям, дающим право голоса, но и по отношению к эмиссионным ценным бумагам, которые в них конвертируются.

В обязательном порядке к добровольному предложению должна прилагаться безотзывная банковская гарантия. Она подтверждает обязательство гаранта (страховой компании или банка) оплатить стоимость акций их прежним владельцам в том случае, если данная обязанность будет не выполнена инициатором сделки. Прекращение действия банковской гарантии должно наступать не ранее чем через полгода после окончания периода оплаты приобретаемых акций.

В добровольном предложении о выкупе акций указывают информацию о покупателе и все существенные условия приобретения ценных бумаг. Оно может содержать также планы субъекта, направившего предложение, касающиеся самого открытого акционерного общества и, в том числе, его работников. Но, пожалуй, самое важное условие касается предлагаемой цены за акции.

По своей сути, добровольное предложение - не что иное, как предложение продать инициатору сделки акции по предлагаемой им цене, которое может быть принято или не принято остальными владельцами ценных бумаг: у акционеров при этом не возникают обязательства по принятию этого предложения. Именно поэтому инвестор имеет полную свободу по назначению цены за приобретаемые ценные бумаги.

Указанное в добровольном предложении вознаграждение за проданные акции может быть установлено без каких-либо ограничений, как в меньшую, так и в большую сторону. Но очевидно, что если инвестор заинтересован в формировании крупного пакета акций, то в оферте он должен указать адекватную рыночную стоимость. Кроме точной цены за выкупаемые акции в добровольном предложении может быть представлен порядок ее определения. При этом должна быть обеспечена одинаковая стоимость приобретения ценных бумаг для всех владельцев.

Акционеры ОАО, согласные с условиями сделки, отправляют потенциальному инвестору, направившему предложение, заявления о продаже своих акций. На основе этих заявлений затем и совершаются сделки.

Лицо, направляющее добровольное предложение о выкупе акций, может также действовать в интересах третьих лиц. В этом случае в предложении должно быть указано имя лица, в интересах которого направляется добровольное предложение. Это обязательство помогает контролировать деятельность физических лиц и организаций, использующих посредников при приобретении акций.

Если добровольное предложение направлено юридическим лицом, в тексте оферты дополнительно указываются сведения о его аффилированных лицах.

Предложение принимается в срок от 70 дней до 90 дней с даты его получения акционерами общества.

Правовые цели и возможности добровольного предложения

Формирование крупных пакетов акций российских ОАО с помощью добровольного предложения впервые стало возможным относительно недавно - с июля 2006 года. Целью такого новшества, как добровольное предложение, стала ликвидация теневых операций по выкупу крупных пакетов акций и стимулирование потенциальных покупателей крупных пакетов на открытые действия.

Вследствие того, что потенциальные инвесторы приобретают акции ОАО открытым способом, миноритарные акционеры получают возможность отследить как изменения структуры капитала открытого акционерного общества, так и появление новых крупных акционеров.

Существование схемы выкупа акций при помощи добровольного предложения не означает, что формирование крупного пакета акций возможно только лишь с помощью данной процедуры. Однако при соблюдении некоторых условий (обязательный выкуп акций при достижении объема приобретенных акций порогового значения в 95%) добровольное предложение дает инвестору возможность в будущем консолидировать полный пакет акций открытого акционерного общества в своих руках.

АЛЕКСЕЕВ Геннадий Валериевич, заместитель генерального директора ЗАО «Советник эмитента».

Новации главы XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах», вступившие в силу с 1 июля 2006 г., принципиально изменили порядок действий при приобретении крупных пакетов акций в открытых акционерных обществах, определенный в свое время статьей 80 предыдущей редакции закона.

Объединяет старый и новый порядок лишь одно — обязанность приобретателя более 30 процентов акций открытого акционерного общества предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по рыночной цене.

Статья 80 практически не работала из-за скупости нормативного материала и своего несовершенства. Обязанности приобретателя крупного пакета носили диспозитивный характер, уставом общества или решением общего собрания акционеров такое лицо могло быть освобождено от своих обязанностей по выкупу, что в подавляющем большинстве случаев крупные акционеры и реализовывали. По правде сказать, лет десять акционерные общества существовали достаточно спокойно и крупные изменения в структуре акционеров носили в основном цивилизованный характер. Статья 80 для времени своего принятия (1996 г.) сносно декларировала правила защиты акционеров, однако в дальнейшем перестала выполнять эту роль и чаще всего использовалась как «пугалка» при корпоративных конфликтах.

С началом очередного витка передела собственности в корне изменилась тактика участников процессов поглощений. Акционерные общества стали захлестывать рейдерские атаки. Началась охота за информацией из реестров о составе акционеров для организации скупки акций, в том числе с использованием серьезных технических средств, правоохранительных органов и т.д. Менеджмент акционерных обществ часто пытается удержать власть без серьезных финансовых затрат, используя лишь административные ресурсы. В результате действий как рейдеров, так и менеджмента в проигрыше остаются акционеры общества, которые продают свои акции по ценам, далеким от рыночных.

Потребовались новые четкие нормы, регламентирующие права, обязанности и ответственность сторон. И государственный контроль за их соблюдением.

Именно поэтому внесенные законом № 7-ФЗ поправки не просто изменили существующие ранее правила поглощений, а с большим временным запаздыванием, по сути, создали эти самые правила на правовом поле поглощений.

Новации закона носят императивный характер и обязательны к исполнению во всех открытых акционерных обществах. Дополняют и регламентируют применение норм закона Приказ ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» и Приказ № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. «Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ».

Прежде чем окунуться в детальный прикладной анализ новаций напомню, в чем их принципиальная суть: лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, обязательное предложение о приобретении у них таких ценных бумаг по рыночной цене. Направление такого предложения осуществляется через общество, сопровождается банковской гарантией. Цена предложения должна быть рыночной, определяемой независимым оценщиком.

Реализация новаций сложна технологически и затратна для лица, приобретающего крупные пакеты, однако и последствия их неисполнения достаточно суровы.

С момента приобретения более 30%, 50%, 75% общего количества голосующих акций ОАО и до момента направления обязательного предложения акционер, который приобрел эти акции, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим, соответственно, 30%, 50%, 75% принадлежащих им голосующих акций. При этом остальные голосующие акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются (пп. 6, 7 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Отметим в качестве небольшого отступления, что, отменив 80 статью, законодатель легализовал крупные пакеты акций, приобретенные с ее нарушением.

Разберем процедуры подачи обязательного предложения.

Обязательство сделать предложение возникает у лица, приобретшего более 30, более 50 и более 75 процентов акций общества, за исключением случая, когда приобретение крупного пакета акций осуществлено в рамках реализации добровольного предложения, сделанного по форме обязательного. Почему выбраны именно такие пороговые значения? Именно эти пороги могут дать контроль над обществом: владение 30% акций позволяет провести повторное собрание взамен несостоявшегося; контрольный пакет в 50% дает возможность владельцу решить в свою пользу вопросы на общем собрании, требующие одобрения простым большинством голосов, а в 75% — квалифицированным большинством.

Закон недостаточно четко прописал, какие акции лица при определении порогового значения пакетов акций в 30, 50 и 75 процентов имеются в виду: только голосующие или все?

Мне представляется, что для определения порогового значения необходимо учитывать, во-первых, все обыкновенные, во-вторых, привилегированные акции, предоставляющие право голоса в соответствии с его уставом, если такие акции были размещены до 1 января 2002 г. И в-третьих, привилегированные кумулятивные акции с определенным в уставе размером дивидендов и все привилегированные акции, размер дивиденда по которым определен в уставе, которые стали голосующими по причине непринятия решения о выплате дивидендов или принятия решения о неполной выплате дивидендов. Т.е. обязательство подать предложение распространяется только на приобретателей крупных пакетов голосующих акций общества.

Обязательство сделать предложение возникает у лица при приобретении акций в результате:

  • - сделок купли-продажи;
  • - размещения акций дополнительного выпуска;
  • - приобретения акций на аукционах;
  • - приобретения акций в результате обратного выкупа по сделкам РЕПО;
  • - дарения;
  • - внесения вклада в уставной капитал;
  • - обращения взыскания на акции по суду.


Исключениями при этом являются следующие ситуации:

Приобретение акций в диапазонах от 30%+1 акция до 50%; от 50%+1 акция до 75%; от 75%+1 акция;

Приобретение акций при учреждении или реорганизации открытого акционерного общества;

Приобретение акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, в случае если такое добровольное предложение соответствует требованиям, предъявляемым законом к содержанию и срокам обязательного предложения;

Приобретение акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

Передача акций лицом его аффилированным лицам или передача акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

Погашение части акций открытым обществом (при этом имеется в виду, что статья не применяется к лицу, если в результате погашения части акций в структуре уставного капитала появляется такое лицо с долей, превышающей 30%);

Приобретение акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций

Приобретение акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев.

Крайне затруднительным для общества и его акционеров является вопрос выявления лица, обязанного подать обязательное предложение. В соответствии с внесенными изменениями в ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» у владельца обыкновенных акций появилась обязанность не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций путем направления такой информации в общество и ФСФР. Однако обязанности раскрывать информацию о своих аффилированных лицах у такого лица нет, поэтому заинтересованным лицам необходимо самостоятельно проводить соответствующие изыскания .

В то же время лицо, заинтересованное в легитимности своих действий по приобретению крупного пакета акций, должно самостоятельно правильно определить своих аффилированных лиц для определения размера совокупного пакета.

Цитируя нормы закона об исключении из правил, я хотел бы обратить внимание читателей, что обязанность подать обязательное предложение возникает только в случае приобретения акций лицом и его аффилированными лицами. Все остальные варианты возникновения у аффилированных лиц крупных пакетов акций не подпадают под действие закона. Так, например, возникновение аффилированности между двумя лицами, каждый из которых уже владел до этого более чем 16 процентами акций общества, что в совокупности составляет более 30 процентов акций, не приводит к возникновению обязанностей подать обязательное предложение.

Лицо обязано направить всем акционерам общества публичную оферту, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, в котором изложена воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым отозвавшимся лицом.

В период действия такой оферты лицо не вправе заключать сделки с продавцами акций на иных условиях. Т.е. процедура составления и направления обязательного предложения призвана обеспечить заключение договоров на единых условиях для лица и всех акционеров.

Сведения, включаемые в оферту, должны раскрыть информацию о приобретателе и его аффилированных лицах, описать приобретаемые ценные бумаги и условия их приобретения для обеспечения заключения и оплаты договоров на одинаковых условиях и создать предпосылки для исполнения обязательств, направленных на передачу акций и их оплату.

Обязательное предложение должно содержать предложения о приобретении не только обыкновенных акций общества, но и иных ценных бумаг, если такие ценные бумаги размещались, а именно:

Привилегированных акций определенных типов, размер дивидендов по которым определен в уставе;

Привилегированных кумулятивных акций с определенным в уставе размером дивидендов;

Конвертируемых привилегированных акций без определенного в уставе размера дивидендов, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества;

Опционов, дающих право на приобретение голосующих акций общества;

Конвертируемых облигаций, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества.

В обязательном предложении лицо не может устанавливать дополнительные условия приобретения ценных бумаг по сравнению с теми, которые есть в законе. В частности, оно не может сделать предложение о покупке ценных бумаг иных видов, категорий (типов) по сравнению с теми, которые указаны в законе, или отказаться от приобретения ценных бумаг отдельных видов, категорий (типов), предусмотренных законом.

Приобретателю крупного пакета акций необходимо до совершения сделки проработать весь алгоритм действий по подготовке и реализации обязательного предложения, который в общем виде выглядит следующим образом:

Действие / мероприятие

Кто осуществляет

Определение цены покупки

Покупатель самостоятельно или с учетом заключения независимого оценщика и максимальной цены покупки за последние 6 месяцев

Получение банковской гарантии

Покупатель

Подготовка оферты и направление ее в общество и ФСФР

Покупатель

Совет директоров общества

Подготовка списка акционеров

Регистратор по запросу

Почтовая отправка оферты акционерам

Общество или регистратор

Подача заявлений о продаже

Акционеры общества

Предоставление передаточных распоряжений покупателю или регистратору

Акционеры общества

Списание и зачисление ценных бумаг

Регистратор общества

Оплата ценных бумаг

Покупатель или гарант

Подготовка отчета об итогах исполнения предложения и направление его в ФСФР

Покупатель

Раскрытие информации

Общество и само лицо (если акции котируются)

Цена приобретаемых по обязательному предложению ценных бумаг не может быть ниже средневзвешенной цены, определяемой по результатам торгов организаторами торгов за последние шесть месяцев, предшествующих дате направления предложения в ФСФР. При этом, если ценные бумаги котируются на торгах двух и более торговых площадок, их средневзвешенная цена определяется по всем торговым площадкам, где указанные бумаги обращаются более 6 месяцев. Т.е. для котируемых ценных бумаг определение минимальной цены предложения вопросов не вызывает.

Для определения минимальной цены приобретения акций, не обращающихся на организованном фондовом рынке, законодатель определил, что цена приобретения не может быть ниже ее рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, и она не может быть меньше наибольшей цены, по которой лицо, направляющее обязательное предложение, приобретало или принимало на себя обязанность приобретать в течение шести месяцев, предшествующих подаче обязательного предложения. Для определения цены оценивается рыночная стоимость одной ценной бумаги, без поправочных коэффициентов за права контроля, блокировки и т.д.

Ориентировочная стоимость привлечения независимого оценщика составляет 3-5 тыс. долларов, срок проведения оценки — 2-4 недели.

Для предоставления необходимой исходной информации оценщику потенциальный покупатель должен запросить по его перечню в обществе по месту расположения его исполнительного органа копии документов на основании ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах». При этом надо быть готовым к проволочкам и попыткам отказа в предоставлении информации. Необходимо помнить, что в установленный семидневный срок законодательство обязывает общества лишь ознакомить акционера с документами, а срок предоставления таких документов устанавливается внутренним документом общества и может быть более длительным.

Обязательное предложение должно сопровождаться предоставлением банковской гарантии, которая должна быть безотзывной, на всю сумму потенциальных сделок, и содержать обязательство гаранта уплатить всем продавцам цену проданных акций в случае неисполнения своих обязательств покупателем. Банковская гарантия не может содержать указание на предоставление акционерами документов, не предусмотренных главой XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». Срок действия такой банковской гарантии не может оканчиваться ранее чем через 6 месяцев после истечения срока окончания оплаты приобретаемых ценных бумаг. Банковская гарантия должна прилагаться к обязательному предложению, направляемому в общество. Если акции не будут оплачены лицом согласно ст. 84.4. Федерального закона «Об акционерных обществах», то продавец может расторгнуть договор в одностороннем порядке или предъявить требование к банку-гаранту, представив ему доказательства зачисления акций на счет покупателя. Банковская гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, если в ней не прописано иное. Согласно действующим тарифам отечественных банков, комиссионное вознаграждение за предоставление гарантии составляет 1-3% от суммы гарантии в квартал и устанавливается банком в зависимости от ряда факторов. Представляется разумным, если срок действия банковской гарантии будет начинаться не со срока представления обязательного предложения, а со срока начала оплаты приобретаемых акций. Гарантия выдается в одном экземпляре и остается у общества.

Банковские гарантии в соответствии с действующим законодательством предоставляются юридическим и физическим лицам, которые имеют реальную возможность выполнения обязательств по договору гарантии.

При решении вопроса о предоставлении гарантии банком производится анализ финансово-хозяйственной деятельности лица, определяется уровень его платежеспособности. Для этого при обращении в банк лицо должно предоставить необходимые документы. Перечень необходимых документов может несущественно отличаться в зависимости от конкретного банка. На практике в 90% случаев выдача банковской гарантии осуществляется только под обеспечение. Не исключено, что банк вообще откажет лицу в предоставлении банковской гарантии. Таким образом, процедура получения банковской гарантии является серьезной и затратной операцией и требует особого внимания при подготовке оферты еще на этапе подготовки сделки по приобретению крупного пакета акций.

Форма и структура добровольного и обязательного предложения (оферты) содержится в Приложении № 1 к Приказу № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. При заполнении форма не сокращается, даже если некоторые поля не заполняются.

Первая группа положений, раскрываемых в оферте, связана с раскрытием информации о лице, направляющем предложение, и его аффилированных лицах и включает в себя:

Имя (наименование) лица, его местонахождение, контактную информацию;

Имя (наименование) его аффилированных лиц на момент направления предложения;

Количество акций, принадлежащих лицу и его аффилированным лицам;

Если лицо является юридическим лицом, то дополнительно раскрывается информация обо всех лицах:

Которые самостоятельно или со своими аффилированными лицами владеют более чем 20% голосов в высшем органе управления этого лица;

Которые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в оффшорных зонах. При этом предоставляется информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями на территории оффшора.

Вторая группа информации оферты описывает приобретаемые ценные бумаги по следующей схеме:

Вид,

Количество приобретаемых акций.

Третья — существенные условия договора:

Цена приобретения и ее обоснование;

Срок принятия предложения;

Срок оплаты;

Порядок и форма оплаты;

Порядок передачи акций и т.д.;

Сведения о гаранте и банковской гарантии.

Закон установил особую форму заключения договоров купли-продажи. Акционер — владелец акций, согласный продать акции на условиях оферты, должен в указанные в ней сроки и по указанному адресу направить лицу заявление о продаже акций, которое будет являться акцептом. Офертой может быть предусмотрен почтовый адрес, по которому заявления о продаже могут представляться лично.

В заявлении должна содержаться информация о виде, категории, количестве продаваемых ценных бумаг, а также выбранной продавцом форме их оплаты.

Все заявления, поданные до даты окончания приема предложений, будут считаться поданными в последний день, и, соответственно, договоры купли-продажи, возникающие вследствие акцепта оферты, будут датированы одним днем.

Такая конструкция закона позволяет акционерам в течение всего срока действия предложения отозвать свое заявление и не заключать договор на предлагаемых условиях (но только в случае поступления конкурирующего предложения! ), а также дает возможность реализовать процедуры подачи конкурирующего предложения, в случае если оно поступит в общество. После окончания срока действия предложения акционер уже не сможет в одностороннем порядке разорвать свои договорные отношения. Однако в случае если акционер не представит передаточного распоряжения, лицо будет вправе в одностороннем порядке отказаться от заключенного договора.

Срок принятия предложений (срок, в течение которого заявления акционеров о продаже акций должны быть получены лицом) не может быть менее 70 дней и более 80 дней с момента получения обществом обязательного предложения.

Законодательством принята модель, когда оплата осуществляется после зачисление акций на счет покупателя. При этом в случае обязательного предложения срок оплаты не может превышать 15 дней с момента зачисления акций на лицевой счет лица.

Прописываемый в обязательном предложении порядок передачи акций должен четко разъяснить акционеру его действия в отношениях с реестродержателем, в том числе следующую информацию:

Срок, в течение которого продаваемые акции должны быть зачислены на лицевой счет лица (который не может быть менее 15 дней со дня окончания срока приема обязательного предложения) ;

Наименование реестродержателя, его адрес и телефон;

Порядок передачи реестродержателю передаточного распоряжения;

Порядок действий акционера по изменению реквизитов лицевого счета (при необходимости);

Параметры покупателя для заполнения передаточного распоряжения;

Сторону-плательщика за перерегистрацию ;

Упоминание о том, что передаточные распоряжения должны поступить к реестродержателю не ранее срока окончания приема обязательного предложения.

Приказом ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» регламентируется, что в передаточном распоряжении в качестве основания для передачи ценных бумаг указывается обязательное предложение и срок окончания его принятия. По передаточным распоряжениям, представленным до окончания срока приема обязательного предложения, реестродержатель выдаст отказ в совершении операции, указав, что передаточное распоряжение выдано ранее срока заключения договора купли-продажи (ранее срока акцепта оферты).

Поскольку процедура принятия предложений достаточно сложна, представляется не лишним, если акционерам дополнительно будет направлен по возможности максимально заполненный бланк передаточного распоряжения и анкета зарегистрированного лица.

Закон не наделяет регистратора особой ролью в реализации процедуры обязательного предложения. Регистратор связан договорными отношениями лишь с эмитентом, который может быть не лоялен в отношении действий лица, не обязан вступать с лицом в какие-либо договорные отношения и возражает против каких-либо договорных отношений регистратора с лицом. В этом случае регистратор не знает содержания обязательного предложения и его «реперных точек». Регистратору через общество передается только распоряжение эмитента о подготовке списка владельцев ценных бумаг, которое содержит:

Полное наименование эмитента;

Вид, категорию (тип), индивидуальный государственный регистрационный номер и дату государственной регистрации ценных бумаг, в отношении приобретения которых сделано обязательное предложение;

Дату получения эмитентом обязательного предложения.

Обязательное предложение может содержать информацию о планах лица, направившего такое предложение, в отношении поглощаемого общества, в том числе планы в отношении его работников, что может дать дополнительную информацию акционерам при принятии решения — продавать или нет принадлежащие им акции.

Какие правовые последствия законодательно будут связаны с несоблюдением ранее провозглашенных планов? По всей видимости, выиграть иск будет сложно. Ну, в самом деле, могут ведь измениться самые серьезные планы у самого добросовестного лица?

Направление обязательного предложения осуществляется через общество, для чего лицо направляет его в совет директоров общества. Обязательное предложение считается сделанным всем акционерам общества с момента его поступления в акционерное общество. Естественно, лицо должно позаботиться о доказательствах направления оферты (заказное письмо с уведомлением, вручение под роспись). К предложению прикладывается копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг и подлинник банковской гарантии. Одновременно предложение в бумажных копиях и на магнитном носителе направляется в региональное отделение ФСФР , которое в течении 15 дней со дня получения вправе направить предписание об устранении нарушений. При получении предписания лицо обязано отозвать ранее направленное обязательное предложение и вновь направить в общество доработанную оферту. Расходы общества, связанные с реализацией механизма обязательного предложения, возлагаются на лицо.

В случае если приобретаются акции, обращающиеся на торгах, на предложении, поступающем в общество, должна содержаться отметка о дате предоставления обязательного предложения в РО ФСФР.

Закон устанавливает особую процедуру принятия решений органами управления общества с момента получения добровольного или обязательного предложения и до истечения 20 дней после окончания срока его принятия.

Так, согласно ст. 84.6 гл. XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по следующим вопросам должны приниматься только общим собранием акционеров:

1) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

2) размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции (в том числе опционов);

3) одобрение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества (за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности);

4) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

5) приобретение обществом размещенных акций;

6) увеличение вознаграждения лицам, занимающим должности в органах управления.

Положения указанной статьи не содержат требований в отношении количества голосов, достаточных для принятия данных решений, поэтому согласно п. 2 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по этим вопросам должны приниматься большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Сделка, совершенная открытым обществом с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску открытого общества, акционера либо лица, направившего добровольное или обязательное предложение.

В случае если лицо, которое по итогам принятия добровольного или обязательного предложения приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, потребует созыва внеочередного общего собрания акционеров открытого общества, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании членов совета директоров открытого общества, ограничения полномочий органов управления действуют до подведения итогов голосования по вопросу об избрании членов совета директоров открытого общества на общем собрании акционеров открытого общества, рассматривавшем такой вопрос.

Получив обязательное предложение, совет директоров должен выработать рекомендации по существу оферты в части цены предложения и возможности ее изменения, а также возможных планов лица. Вырабатывая такие рекомендации, совет директоров должен помнить о своей ответственности, которую на него возложил Федеральный закон № 7-ФЗ: «Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества, предусмотренный главой XI.1 настоящего Федерального закона».

При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

В течение 15 дней со дня получения обязательного предложения обществом оно должно быть направлено всем акционерам общества тем способом, который прописан в уставе для направления сообщения о созыве собрания. Расходы общества покрывает лицо. И в дальнейшем оно отчитывается о сумме покрытых расходов и сроках покрытия в отчете об итогах принятия обязательного предложения.

К направляемому акционерам обязательному предложению должна быть приложена рекомендация совета директоров и копия результативной части отчета независимого оценщика. Одновременно рекомендация совета директоров направляется лицу. Общество обязано обеспечить доступ акционерам к отчету независимого оценщика в порядке, предусмотренном ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Список акционеров для направления обязательного предложения формируется на дату поступления оферты в общество, и регистратор общества должен подготовить такой список в течение 3-х дней. В случае если в списке присутствует номинальный держатель, предложение направляется такому номинальному держателю.

Проблемой является ситуация, когда уставом общества не предусмотрен совет директоров. В этом случае его функции осуществляет общее собрание, которое никак не может быть созвано в течение 15 дней. Кроме того, абсурдной является ситуация, когда акционеры вырабатывают рекомендацию по существу предложения для самих себя.

Не позднее чем за 25 дней до даты окончания приема обязательного предложения в общество любым заинтересованным лицом может быть направлено конкурирующее предложение, цена и количество приобретаемых ценных бумаг в котором не может быть меньше аналогичных условий обязательного предложения. Конкурирующее предложение общество после аналогичного рассмотрения направляет как всем акционерам, так и лицу, внесшему обязательное предложение. В этом случае лицо, внесшее обязательное предложение, вправе продлить действие принятия своего обязательного предложения до момента окончания срока принятия конкурирующего предложения.

Лицо вправе внести в свое обязательное предложение изменения только в части увеличения цены и уменьшения сроков оплаты, при этом в случае внесения изменений в предложение менее чем за 14 дней до окончания срока принятия предложения срок продлевается на 14 дней.

Владелец ценных бумаг должен передать акции свободными от любых прав третьих лиц в сроки, указанные в обязательном предложении. В случае если бумаги не будут зачислены в установленные сроки, лицо вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по договору.

В случае неоплаты акций лицом продавец вправе либо обратиться к гаранту, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата акций.

Этапы реализации обязательного предложения сопровождаются раскрытием информации в форме существенных фактов. Причем информацию раскрывает как общество (сведения о поступившем эмитенту — открытому акционерному обществу обязательном предложении, конкурирующем предложении), так и само лицо, в случае если ценные бумаги обращаются на организованных торговых площадках.

Заканчивается процедура реализации мероприятий по обязательному предложению подготовкой отчета об итогах принятия предложения и направлением его в течение 30 дней с даты окончания принятия предложения в общество и ФСФР.

Рассмотренные конструкции сложны и затратны. И, соответственно, действия по обязательному предложению надо анализировать и готовить до приобретения крупного пакета, а не после. Возможно, эти проблемы приведут к изменению схемного решения по приобретению крупных пакетов.

Данная новация существенно отличается от конструкции статьи 80, поскольку согласно последней устранить нарушения и восстановить свои права по голосующим акциям было невозможно.

Отметим, что в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствует определение аффилированного физического лица, за исключением аффилированного лица индивидуального предпринимателя. Отсюда вывод: с точки зрения действующего законодательства даже ближайшие родственники — муж и жена, отец и сын — не являются аффилированными лицами.

Наверное, было бы более логичным установить срок, в течение которого продавцы должны представить реестродержателю передаточное распоряжение, поскольку реестродержатель обязан осуществлять проводку в течение 3-х дней со дня представления передаточного распоряжения.

Если обязательное предложение делается в отношении акций, обращающихся на организованных фондовых рынках, оно должно быть представлено в ФСФР не позднее чем за 15 дней до направления такого предложения в общество.