Платежные системы

Институты финансовой системы рф. Федеральные и муниципальные финансовые институты. полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. органы денежно-кредитного регулирования

2. Формы организации бизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике

3. Финансовые институты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов. Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструменты финансового анализа и планирования: финансовая отчетность, примерная схема анализа, показатели ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты обеспеченности, показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентный и индексный анализ

Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.

Если финансовый аналитик выводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто "по инструкции", основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетах цифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такой поверхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочным заключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должен иметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов, сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности (19, С. 43).

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма № 1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. Так, в разделе 1 “Внеоборотные активы” отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.

Раздел II актива баланса “Оборотные активы” отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих активов.

В разделе III отражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Так, в разделе 1 актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.

В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего, разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят, в свою очередь, из двух частей:

1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;

2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия, С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи (8, С. 34).

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

Оценка доходности (рентабельности) капитала;

Оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

Оценка рыночной устойчивости;

Оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма № 5), которое состоит из следующих разделов:

1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.

2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).

3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы; основные средства; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.).

6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).

7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.

8. Социальные показатели: численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование).

9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:

Арендованные основные средства;

Товары, принятые на ответственное хранение;

Товары, принятые на комиссию;

Износ жилищного фонда;

Износ объектов внешнего благоустройства;

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;

Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” используются для оценки финансового состояния предприятия.

Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя (17, С. 56):

Прибыль (убыток) от реализации продукции;

Финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций;

Доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

В форме № 2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны суммы налога на прибыль и отвлеченных средств. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.

Таким образом, анализ финансового состояния, как составляющая часть экономического анализа, изучает финансовое состояние хозяйствующих субъектов и результаты производственно-хозяйственной деятельности. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

Социально-экономическая культурная и оборонная функции гос-ва.

Финансовая деятельность – непрерывный процесс.

Финансовая деятельность гос-ва – это деятельность гос-ва по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств необходимых для осуществления его задач и функций.

Финансы 1) – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, использования, распределения фондов денежных средств.

Совокупность фондов денежных средств

Участники: * Президент РФ;

* органы законодательной (представительной) власти;

* органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

* органы денежно-кредитного регулирования;

* органы государственного и муниципального финансового контроля;

* государственные внебюджетные фонды;

* главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

* иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Финансово-правовые отношения < денежных отношений

В отличие от остальных правоотношений финансовые складываются одновременно с общественными.Главная особенность что оболочкой денежных отношения всегда является норма права, а не обычай, нормы морали…

Финансовое право – отрасль публичного права.

Финансовая деятельность носит объективный характер.

Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются:

 законность;

 гласность;

 федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

 плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая система РФ и ее институты.

Финансовая система :

1) Совокупность финансовых институтов

2) Совокупность финансовых органов страны

Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

На валютном рынке (foreign exchange market) совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

На рынке золота (gold market) совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

На рынке капиталов (capital market) аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Денежные потоки, связывающие фирму и рынок капитала


Логика приведенных на рис. 1.1 денежных потоков фирмы заключается в следующем:

1 – начало работы, размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;

2 – инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;

3 – генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;

4 – уплата предусмотренных законом налогов;

5 – выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;

6 – реинвестирование в активы фирмы части прибыли;

Приведенная схема относится к акционерным обществам, предприятия других форм собственности также могут взаимодействовать с рынками капиталов, выступая на них в роли инвесторов.

Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг (primary market) представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок (secondary market) предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше сорока внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний. В США на внебиржевом рынке продаются: а) большинство облигаций американских компаний; б) большинство облигаций государственных и местных органов управления; в) ценные бумаги «открытых» инвестиционных трастов (компаний, которые могут постоянно выпускать в обращение дополнительные акции); г) новые выпуски ценных бумаг; д) крупные блоки ценных бумаг при их повторном размещении.

Одной из характерных особенностей российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90 % видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки в июне 1994 г., котировалось только на одной бирже; более 97 % – на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически нет, т. е. они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с помощью различных структур.

Приведем краткое описание их функций.

1. В Государственной Думе создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов в области рынка ценных бумаг. В их числе:

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.);

Подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании (законопроекты о ценных бумагах и фондовом рынке);

Подкомитет по банкам (законопроекты о банках и банковской деятельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами).

В работе комитетов Думы принимают участие и некоторые общественные организации; в частности, при Подкомитете по банкам создан Экспертный совет, в состав которого входят авторитетные специалисты – представители различных государственных органов, инвестиционных институтов, бирж, прессы.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием и функционированием рынка ценных бумаг с помощью федеральных органов исполнительной власти, а также участвует в подготовке законопроектов.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ), созданная в ноябре 1994 г. на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, объединяет ведущих специалистов Администраци президента, Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Госкомимущества, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Российского фонда федерального имущества и др. Комиссия имеет следующие полномочия:

– разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

– утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядка осуществления регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

– установление обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу;

государственная регистрация фондовых бирж (фондовых отделов товарных бирж), их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности;

– обеспечение создания единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынке Российской Федерации.

4. Министерство финансов РФ является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок. В его компетенцию входят:

регламентирование правил совершения операций с ценными бумагами; регулирование учета и отчетности;

лицензирование финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж;

регистрация выпусков ценных бумаг; ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в РФ ценных бумаг; контроль приобретения крупных пакетов акций и др.

5. Центральный банк России устанавливает для банков правила совершения операций на фондовом рынке, в том числе: лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков и ведение их реестра; регулирование учета и отчетности в банках;

аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и др.

6. Российский фонд федерального имущества занимается продажей акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций, находящихся в собственности государства, а также имеет право выполнять методические и регулирующие функции в отношении подобных операций.

7. Госкомимущество РФ совместно с другими органами регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, а также контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов.

8. Антимонопольный комитет РФ согласовывает: а) крупнейшие выпуски ценных бумаг; б) приобретение 35 % и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50 % голосов акционеров; в) создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества и др. Кроме того, комитет контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг, а также регулирует обращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам.

9. Министерство экономики РФ участвует в разработке политики формирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопроектов, занимается экспертизой создания промышленно-финансовых групп.

В той или иной степени в регулировании рынка ценных бумаг участвует и ряд других государственных органов, отвечающих за некоторые специфические вопросы.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

– эмитенты ценных бумаг – хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов; они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг;

– инвесторы – физические и юридические лица, имеющие временно свободные денежные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных доходов (различают институциональных инвесторов: страховые компании, пенсионные фонды, заемно-сберегательные фонды и другие – и прочих инвесторов население, предприятия и организации); инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет;

– инвестиционные институты. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Инвестиционный институт осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка…

Фондовая биржа. Организация взаимодействия между данными субъектами, т. е. функционирование рынка ценных бумаг, осуществляется с помощью фондовых бирж, занимающих ведущее место на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа является основным организованным финансовым рынком, т. е. местом, где осуществляются операции с ценными бумагами, а процесс ценообразования происходит стихийно. В настоящее время в мире насчитывается около 150 фондовых бирж. Наиболее крупные из них – Токийская, Нью-Йоркская, Лондонская.

Согласно российскому законодательству биржа создается в форме некоммерческого партнерства и должна иметь не менее 20 членов, в качестве которых могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами.

Финансирование деятельности фондовой биржи может осуществляться за счет:

– продажи собственных акций, дающих право вступить в ее члены;

– регулярных (как правило, ежегодных) членских взносов членов фондовой биржи;

– биржевых сборов со сделок, осуществляемых на бирже;

– иных доходов. Минимальный размер собственного капитала биржи – 600 тыс. экю. Она

является некоммерческой организацией и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржа предоставляет своим участникам помещение для операций с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, получая за это комиссионные. Таким образом, ее работа основана на принципах самоокупаемости, причем члены биржи не получают доходов от ее деятельности.

Исключительным предметом деятельности биржи являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночной цены и надлежащее распространение информации о них. В ее основные функции входят:

организация операций по продаже и покупке ценных бумаг, перераспределение финансовых ресурсов, предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов, предоставление сберегателям возможности сохранения и выгодного использования накопленных ими денежных средств, информационное обеспечение агентов биржевого рынка, выявление рыночной стоимости ценных бумаг и др.

Фондовая биржа не вправе заниматься деятельностью в качестве инвестиционного института, а также выпускать ценные бумаги, за исключением собственных акций. Обязательным условием деятельности биржи является наличие лицензии Министерства финансов России.

В мировой практике различают два основных вида бирж:

– замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи;

– биржа со свободным доступом посетителей. Российским законодательством предусмотрено существование только

замкнутых бирж, при этом сдача брокерских мест в аренду нечленам фондовой биржи не допускается.

Фондовая биржа вправе устанавливать минимальные обязательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, а также квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.

В международной практике биржевого дела является обычным, когда биржи предъявляют требования, порой весьма жесткие, к компаниям, желающим быть зарегистрированными на бирже. Эти требования носят специфический характер. В качестве примера можно привести Нью-Йоркскую фондовую биржу, выдвигающую пять необходимых требований:

а) налогооблагаемая годовая прибыль в большинстве предшествующих лет должна быть не менее 2,5 млн долл., а в последние два года – 2,0 млн долл. либо суммарная прибыль за последние три года должна составлять не менее 6,5 млн долл.;

б) материальные активы (в оценке нетто) должны быть не менее 18 млн долл.;

в) рыночная цена акций составляет не менее 18 млн долл.;

г) среди акционеров должно быть распространено не менее чем 1,1 млн акций;

д) не менее 2000 акционеров должны владеть 100 и более акциями каждый. Инвестиционные институты. Основной объем операций на бирже

осуществляется посредниками – инвестиционными институтами. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Он может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка.

Брокер – это физическое или юридическое лицо, выполняющее посреднические функции с валютой, ценными бумагами, товарами и недвижимостью и заключающее сделки от своего имени, но за счет клиента. Операции с ценными бумагами осуществляются брокером на основании договора комиссии или поручения. Доходом брокера являются главным образом комиссионные, т. е. вознаграждение в виде договорного процента от суммы сделки. На фондовых биржах экономически развитых стран помимо брокеров работают также дилеры. Дилер выполняет те же посреднические функции, но за собственный счет, т. е. на свой страх и риск.

Деятельность инвестиционной компании осуществляется по двум основным направлениям: а) организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; б) операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т. е. объявления «цены продавца» и «цены покупателя», по которым компания обязуется продавать и покупать определенные ценные бумаги. Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам, и не имеют права привлекать средства населения.

Инвестиционный банк (investment banker) – финансовый институт, который специализируется на эмиссии ценных бумаг и их гарантированном размещении.

Инвестиционные банки занимаются продажей корпоративных акций и облигаций. Когда фирма решает привлечь средства, инвестиционный банк обычно скупает все ценные бумаги выпуска, а затем перепродает их инвесторам. Поскольку банки постоянно занимаются соединением предложения и спроса капитала, они размещают выпуски ценных бумаг более эффективно, чем это сделали бы эмитенты. Плата за услуги составляет разницу между суммой, уплаченной компании, выпустившей ценные бумаги, и полученной за них от покупателей.

Инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество открытого типа, аккумулирующее средства мелких инвесторов путем продажи собственных ценных бумаг. Фонд обеспечивает инвестирование собранных средств в ценные бумаги других эмитентов, а также выполняет другие операции на финансовом рынке. Инвестиционные фонды бывают трех типов: открытые, закрытые и чековые. Открытый фонд эмитирует ценные бумаги с обязательством их обратного выкупа; закрытый фонд такого обязательства не дает.

Исключительным видом деятельности инвестиционного фонда является выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги и на банковские счета. Приобретая акции фонда, инвесторы становятся его совладельцами и разделяют в полном объеме весь риск от финансовых операций, осуществляемых фондом. Успешность таких операций отражается в изменении текущей цены акций фонда. Инвестиционный фонд не вправе направлять более 5 % своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 10 % ценных бумаг одного эмитента. Обязательным условием деятельности инвестиционного фонда является наличие в его штате специалиста по работе с ценными бумагами, имеющего квалификационный аттестат Министерства финансов России на право совершения операций с привлечением средств населения.

Инвестиционный институт вправе начать свою деятельность на рынке ценных бумаг только после получения специальной лицензии Министерства финансов России, которая может выдаваться как на отдельный вид деятельности, так и на два или три из следующих видов деятельности: посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании.

В последние годы стали создаваться инвестиционные институты других организационных форм, в частности финансовые компании и финансово-промышленные группы. Финансовая компания – это компания, занимающаяся организацией выпуска ценных бумаг, фондовыми операциями и другими финансовыми сделками, например, кредитованием физических и юридических лиц.

Финансово-промышленной группой является группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено ее участниками в добровольном порядке либо путем консолидации одним из участников группы приобретаемых им пакетов акций других участников. Формирование финансово-промышленной группы может осуществляться путем:

– учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа;

– передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций, входящих в группу предприятий и учреждений, в доверительное управление одному из участников группы;

– приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Процесс формирования финансово-промышленных групп регулируется государством, в частности, путем проведения предварительной экспертизы проекта создания группы, декларирования некоторых ограничений по составу группы, формам собственности участников и др. Создание группы подтверждается записью в Реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Одним из важнейших видов финансовых институтов являются депозитарии ценных бумаг. Хранение ценных бумаг может быть организовано либо самим их владельцем, либо с помощью специализированного хранилища ценных бумаг – депозитария. Депозитарная деятельность заключается в предоставлении услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав на эти бумаги.

Депозитарную деятельность могут осуществлять только следующие юридические лица:

– инвестиционные институты (кроме инвестиционных консультантов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов);

– фондовые биржи;

– специализированные депозитарии, занимающиеся исключительно депозитарной деятельностью;

– расчетно-депозитарные организации, осуществляющие как исключительные совместно депозитарную деятельность и деятельность по организации денежных расчетов и клиринга денежных обязательств и требований, возникающих из сделок с ценными бумагами.

Лицо, которое на договорных условиях пользуется услугами депозитария, называется депонентом. В этом случае между депонентом и депозитарием заключается специальный договор, регулирующий их отношения по поводу депозитарной деятельности, называемой договором счета «депо». Счет «депо» представляет собой совокупность записей в учетных регистрах депозитария, необходимых для исполнения последним договора счета «депо» с депонентом.

Хранение ценных бумаг в депозитарии может осуществляться двумя способами: закрытым и открытым. В первом случае депозитарий обязуется принимать и исполнять поручения депонента в отношении любой конкретной ценной бумаги, учтенной на его счете «депо», при наличии у такой бумаги индивидуальных признаков (номер, серия, разряд). Открытый способ хранения ценных бумаг представляет собой способ регистрации прав на взаимозаменяемые ценные бумаги в депозитарии, при котором депонент может давать поручения депозитарию только по отношению к определенному количеству ценных бумаг, учтенных на его счете «депо», без указания их индивидуальных признаков.

Помимо хранения ценных бумаг депозитарий может выполнять следующие функции:

– организация обмена информацией, связанной с владением ценной бумагой, между эмитентом (держателем реестра) и депонентами (клиентами);

– получение доходов по ценным бумагам, хранящимся в депозитарии, с последующим их переводом на счета депонентов;

– учет обременения ценных бумаг депонентов (клиентов) обязательствами, а также их прекращения;

– ведение по договору с эмитентом реестров собственников ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, по которым депозитарий выступает номинальным держателем;

– передача сертификатов ценных бумаг по поручению депонентов (клиентов) третьим лицам;

– проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежеспособность;

– клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами);

– инкассация и перевозка ценных бумаг;

– изъятие из обращения сертификатов ценных бумаг в соответствии с условиями их обращения;

– регистрация сделок с ценными бумагами. Депозитарная и сопутствующая ей деятельность осуществляется только при

наличии лицензии на осуществление такой деятельности, полученной в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации или уполномоченном ею органе (лицензирующем органе).

Пенсионные и другие подобные фонды создаются для обеспечения доходов людям, прекратившим свою трудовую деятельность, в течение которой они вносили туда деньги так же, как и их работодатели. Фонд куда-либо инвестирует эти средства, а потом или периодически выплачивает накопленные средства уволившемуся работнику, или предоставляет аннуитет. В период накопления поступающие средства налогами не облагаются, вкладчик платит налоги, когда деньги ему возвращаются. Коммерческие банки через свои трастовые отделы, страховые фирмы, а также федеральное правительство, местные администрации и некоторые другие нестраховые организации предлагают свои средства пенсионным фондам. Ввиду того что пассивы пенсионных организаций имеют долгосрочный характер, у фондов есть возможность инвестировать средства в долгосрочные ценные бумаги. Поэтому основная часть инвестиций приходится на корпоративные акции и облигации. Пенсионные фонды на самом деле являются крупнейшими среди институциональных инвесторов держателями корпоративных финансовых инструментов. Хотя наибольшей частью корпоративных ценных бумаг владеют физические лица, в последние годы наблюдалась чистая реализация таких ценных бумаг физическими лицами. А пенсионные и тому подобные фонды на настоящий момент являются основными покупателями ценных бумаг данного вида.

Фонды взаимного кредита тоже вкладывают значительные средства в корпоративные акции и облигации. Они принимают деньги от физических лиц и помещают их в активы специфических видов. Обычно подобный фонд связан с компанией, которая за некоторую плату управляет инвестициями. Каждое физическое лицо владеет определенной долей фонда, зависящей от размера его вклада. В любое время граждане могут продать свои акции, поскольку фонды обязаны их приобретать. Одни фонды помещают свои деньги в обыкновенные акции, другие специализируются на корпоративных облигациях, рыночных, денежных обязательствах, например, краткосрочных коммерческих векселях, выпускаемых корпорациями, или муниципальных ценных бумагах. Инвестиционная политика различных фондов значительно варьируется от политики получения стабильного дохода и обеспечения безопасности вкладчиков до крайне агрессивной погони за прибылью. В любом случае частное лицо получает диверсифицированный портфель инвестиций, управляемый профессионалами.

1.3. Финансовые инструменты

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Из имеющих хождение на территории России ценных бумаг выделим следующие: акции, долговые ценные бумаги, финансовые фьючерсы, коммерческие бумаги (чеки, коносаменты, закладные, залоговые свидетельства и др.). Специфическим видом ценных бумаг, предназначенных для начального этапа процесса приватизации в России (чековой приватизации), были приватизационные чеки (ваучеры).

В соответствии с законодательством на территории России обращаются следующие виды ценных бумаг:

акции акционерных обществ – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах общества и получение дохода от его деятельности. Акции – финансовые вложения в собственный капитал предприятия с целью получения дополнительного дохода, складывающегося из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие роста их цены;

облигации – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником);

государственные долговые обязательства – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления;

производные ценные бумаги – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу указанных выше ценных бумаг.

Долговые ценные бумаги представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач. К ним относятся облигации, депозитные и сберегательные сертификаты банков, государственные краткосрочные обязательства, краткосрочные банковские векселя, казначейские векселя и ноты, векселя, акцептованные банком, долговые сертификаты и др.

Наиболее распространенной формой долговых обязательств является облигация. Это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска.

Различают облигации внутренних государственных и местных займов и облигации хозяйствующего субъекта (акционерное общество, коммерческий банк и др.); первые выпускаются только на предъявителя, вторые могут эмитироваться как именные, так и на предъявителя.

Облигации внутреннего валютного займа Внешэкономбанка (вэбовки) появились 14 мая 1993, когда ВЭБ выдал их предприятиям, имевшим корреспондентские счета, сроком на 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Номинал облигации – 1, 10, 100 тыс. долл. Ежегодный доход выплачивается в размере 3 % годовых. Вторичный рынок этих бумаг развит относительно слабо ввиду их невысокой доходности. Однако у этих бумаг есть одно выгодное отличие – они котируются на мировых фондовых рынках.

Жилищные сертификаты – одна из разновидностей облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющая право их собственника на приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов или получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Номинал сертификата устанавливается в единицах от общей площади жилья (не менее 0,1 кв. м), а также в его денежном эквиваленте. В качестве эмитентов могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Депозитный сертификат представляет собой письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющих право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Существуют различные виды сертификатов: на именные и на предъявителя; до востребования и срочные. Привлекательность ДС состоит в том, что он может быть передан другому лицу.

Сберегательный сертификат банка имеет тот же механизм действия, как и депозитный сертификат, но предназначен для физических лиц. Сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования. В случае досрочного возврата средств по срочному сертификату по инициативе его владельца выплачивается пониженный процент, величина которого указывается в договоре, заключаемом при взносе денег на хранение.

Вексель представляет собой безусловное письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Как долговое денежное обязательство вексель имеет четыре существенные особенности:

абстрактность, заключающуюся в том, что, возникнув как результат определенной сделки, вексель от нее обособляется и существует как самостоятельный документ;

бесспорность, состоящую в том, что векселедержатель свободен от возражений, которые могут быть выдвинуты по отношению к другим участникам вексельного договора;

право протеста, позволяющее векселедержателю в случае, если должник не оплачивает вексель, совершить протест, т. е. на следующий день после истечения даты платежа официально удостоверить факт отказа от оплаты в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика;

солидарную ответственность, состоящую в том, что при своевременном совершении протеста векселедержатель имеет право предъявить иск ко всем лицам, связанным с обращением этого векселя, и к каждому из них в отдельности, не будучи принужденным при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались.

Векселя могут быть по предъявлению (срок платежа не указан, платеж совершается в момент предъявления векселя) и срочные (с указанием либо точной даты платежа, либо периода от момента составления векселя, по истечении которого он должен быть оплачен, либо периода от момента предъявления векселя, в течение которого он должен быть оплачен).

Различают векселя простые и переводные. В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводной вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу – первому держателю (ремитенту). Переводные векселя получили большее распространение на практике. Переводной вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента, выполненной индоссантом на оборотной стороне векселя или при нехватке места для передаточных записей на дополнительном листе – аллонже. Посредством индоссамента вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, превращаясь в средство погашения долговых требований.

Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж в указанный в векселе срок. Такое согласие называется акцептом, оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь заплатить» и т. п.) и сопровождается подписью трассата. Наиболее ликвидными являются векселя, снабженные гарантией крупных банков в виде специальной надписи на векселе – аваля. Аваль может оформляться либо на лицевой стороне векселя, либо на дополнительном листе, либо в виде отдельного документа. Лицо, совершившее аваль, несет вместе с должником солидарную ответственность за оплату векселя.

Различают казначейские, банковские и коммерческие векселя. Казначейский вексель выпускается государством и представляет собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения три, шесть или двенадцать месяцев. Банковский вексель выпускается банком или объединением банков (эмиссионный синдикат). Доход владельца банковского векселя рассчитывается как разница между ценой погашения, равной номиналу, и ценой продажи, осуществляемой на условиях дисконта. Коммерческий вексель применяется для кредитования торговых операций. В сделке, как правило, используется переводной вексель, а в роли ремитента выступает банк. Процедура обращения трассанта в банк-ремитент с акцептованным векселем с целью получения взамен него денег называется учетом векселя. Сумма кредита, выдаваемая в этом случае банком трассанту, меньше суммы, указанной в векселе; эта разница и составляет доход банка.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Модуль 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7

1 Финансовая система РФ.. 7

1.1 Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ.. 7

1.2 Правовые основы финансовой деятельности государства. 9

1.3 Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. 12

1.4 Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе
государственных органов. 13

2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.. 15

2.1 Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. 15

2.2 Принципы финансового права. 16

2.3 Система и источники финансового права. 18

2.4 Финансово-правовые нормы.. 19

2.5 Финансовые правоотношения, их особенности. 20

3 Правовые основы финансового контроля в РФ.. 24

3.1 Сущность и виды финансового контроля. 24

3.2 Методы финансового контроля. 26

3.3 Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 27

3.4 Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля 33

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 38

4.1 Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового
законодательства. 38

4.2 Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения
к ответственности за нарушение финансового законодательства. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.
№ 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Федеральный закон Российской Федерации от 11 января 1995 года
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (извлечение) 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г.
№ 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717. 65



ПРИЛОЖЕНИЕ 6 О подведомственности дел арбитражным судам.. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 68

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.. 69

ГЛОССАРИЙ.. 76


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Финансовая система РФ. Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ. Правовые основы финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов.

Финансовое право. Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. Принципы финансового права. Система и источники финансового права. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения, их особенности.

Правовые основы финансового контроля в РФ. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Компетенция органов, осуществляющих государственный финан-совый контроль. Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля.

Ответственность за нарушение финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность за нарушение финансового законодательства. Полномочия субъектов финан-сового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.


ЛИТЕРАТУРА *

1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).

2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).

3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п Умение Алгоритм
Установление принад-лежности правоотношений к финансовым правоотно-шениям 1. Определение состава правоотношений: а) субъекты, б) объект. 2. Анализ содержания с позиции принадлежности к финансовым правоотношениям
Определение правомер-ности действий субъектов финансовых правоотноше-ний 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юридически возможного
Установление вида и формы, метода финансо-вого контроля 1. Установление времени и направленности инициативы проведения для определения вида и формы финансового контроля. 2. Определение типа контроля с точки зрения правового положения контролирующего органа или его принад-лежности к тому или иному виду государственного (негосударственного) финансового контроля. 3. Установление метода финансового контроля исходя из представленных в ситуации приемов и способов проведения контроля
Определение видов ответ-ственности за финансовые правонарушения 1. Установление наличия оснований возникновения ответственности. 2. Определение субъекта, подлежащего привлечению к ответственности. 3. Определение нормативного акта, устанавливающего ответственность за данное правонарушение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *

Финансовая система РФ

Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ

Экономическая политика государства осуществляется в ос­новном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы – экономические отношения, связанные с форми­рованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вы­полнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы охватывают две сферы:

первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использо-ванием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюд­жетной системе и государственных внебюджетных фондах;

– вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрали-зованных денежных фондов пред­приятий.

Денежные фонды обеспечивают различные потребности общества: расширенное вос­производство, нужды обороны страны, удовлетворение социально-культурных бытовых по­требностей.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспре-деления валового внутреннего продукта (ВВП) и на­ционального дохода. Главное предназначение финансов – путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: предприятиями в процессе приобретения товарно-мате­риальных ценностей, реализации продук-ции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их рас­пределении; государством и гражданами при внесении ими налогов, сборов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов. Финансовый институт – группа однородных экономи-ческих отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использо-ванию соответст­вующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

– бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо-вания РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования);

– государственный и банковский кредит;

– фонды страхования (имущественного и личного);

– финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Подцентрализованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет­ной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред­приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций различных форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны­ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды. Финансы предприятий – часть финансовой системы, которая обслу-живает процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода, поэтому они являются основным звеном финансовой системы.

Роль государства в аккумуляции, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования.Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д.

Другое дело – децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку их состояние и динамика подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств – банковский или государственный кредит и проч. Именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но и в сфере полити­ки, демографии, экологии и т.д. Поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она в правовой форме.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает состояние экономики страны. В свою очередь, финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная, и охарактеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов: распределительная и кон­трольная; они осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна­чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распреде-лением.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: производствен-ной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства; отраслями материального производства; отдельными регионами страны; предприятиями различных форм собственности; социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. Государ­ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи­нансирование отдельных предпри-ятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокуп-ность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства. Один из важных элементов финансового механизма – фи­нансовое планиро-вание, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.