(нем. Friedrich August von Hayek; 8 мая 1899, Вена - 23 марта 1992, Фрайбург) - австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 году (совместно с Гуннаром Мюрдалем) «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений».
Фридрих Август фон Хайек был старшим сыном врача и профессора ботаники Венского университета Августа фон Хайека и его супруги Фелицитас (дев. фамилия Юрашек). Семья происходила из рода военного и служилого дворянства и со стороны матери была финансово обеспечена. Отец матери, Франц фон Юрашек, был профессором, а позже президентом Центральной статистической комиссии.
В детстве Фридрих (родители называли его Фриц) интересовался сначала минералогией, насекомыми и ботаникой. Позже проявился интерес к ископаемым животным и теории эволюции. После военной службы во время Первой мировой войны, где он болел малярией, Фридрих Август фон Хайек поступает в университет города Вены на курс правоведения, однако посещает и лекции по политической экономии и психологии. Недостаточные возможности профессиональной работы в области психологии привели Хайека к решению углубить свои знания в области экономики, в частности по руководством профессора Фридриха фон Визера . Кроме того он принимает активное участие в частных семинарах Людвига фон Мизеса , где считается лучшим учеником.
В 1921 году Хайеку присваивается титул доктора юридических, а в 1923 доктора экономических наук. С 1927 Хайек и Мизес возглавляют Австрийский институт изучения экономических циклов. Хайек продолжает работу Мизеса в изучении колебания уровня деловой активности. В 1931 году Хайека приглашают в Лондонскую школу экономики и политических наук, где он в 1930-е и 1940-е годы считается основным представителем Австрийской школы и оппонентом Джона М. Кейнса .
В 1947 году фон Хайек приглашает учёных-либералов на встречу при Мон Пелерин в Швейцарии, положившей начало Обществу «Мон Пелерин». В 1950 году фон Хайек стал профессором в университете Чикаго, а в 1962 профессором университета Фрайбурга и после членом совета директоров Института Вальтера Ойкенса. В 1967 фон Хайек получает статус эмерита, однако продолжает преподавать до 1969 года.
В 1974 году Фридриху Августу фон Хайеку (вместе со шведом Гуннаром Мюрдалем) присвается Нобелевская премия в области экономики. После профессуры в университете г. Зальцбурга Хайек возвращается во Фрайбург, где он проживает до своей смерти в 1992 году.
В 1991 году ему присваивается Президентская Медаль Свободы - высшая награда США. Фридрих Август фон Хайек похоронен в Вене.
Научные достижения
Критика социализма
Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в XX столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только с поддержкой государства. Методической базой его работ являлась теория неполноты информации, неизбежной при описании сложной системы. Позже Хайек расширил эту теорию с помощью антропологических, культурных и информационно-теоретических аспектов.
В результате неполноты информации централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или по крайней мере значительно уступает рыночной экономике. Так, ещё в 1920-е годы Хайек заметил, что в обществе, основанном на разделении труда, происходит и разделение информации («рассеянное знание »).
Естественный порядок
Хайек рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение (преднамеренно разработанную людьми), а как самопроизвольный порядок или «результат человеческого действия, но не изобретения». Таким образом, Хайек помещал ценовой механизм на том же самом уровне как, например, язык. Такое заключение принудило его задуматься о том, как человеческий мозг мог приспособиться к такому развитому поведению. В книге «The Sensory Order » (1952) он предложил, независимо от Дональда Хебба гипотезу, которая формирует основание технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии.
Хайек приписывал рождение цивилизации появлению частной собственности в его книге «Пагубная самонадеянность» («The Fatal Conceit »), которую он написал в 1988 году. Согласно ей, ценовые сигналы - единственные средство предоставления возможности каждому экономическому субъекту, принимающему решения, сообщить скрытую или распределенную информацию друг другу, чтобы решить проблему экономического расчёта.
Деловой цикл
Капитал, деньги, и деловой цикл - заметные темы в ранних вкладах Хайека в экономику. Мизес ранее объяснил денежно-кредитную и банковскую теорию в его книге, написанной в 1912 году «Теория денег и кредита» («The Theory of Money and Credit »), применяя принцип предельной полезности к ценности денег, а затем предложил новую теорию делового цикла. Хайек использовал это собрание произведений как отправную точку для его собственной интерпретации делового цикла, которая позже стала известной как «австрийская теория делового цикла». В его работах «Цена и Производство» («The Prices and Production ») и «Чистая теория капитала» («The Pure Theory of Capital »), которые он написал в 1931 и 1941 годах соответственно, он объяснил происхождение делового цикла в терминах расширения кредита центрального банка и его передачи в течение долгого времени и в терминах нерационального использования ресурсов, вызванного искусственно низкими процентными ставками.
Эта теория делового цикла была раскритикована Кейнсом и его последователями. С тех пор «австрийская теория делового цикла» критиковалась сторонниками теории рациональных ожиданий и другими представителями неоклассической экономики, которые указывали на нейтралитет денег в теории делового цикла. Хайек, в его книге «Прибыль, процент и инвестиции» («Profits, Interest and Investment »), которую он написал в 1939 году, дистанцировался от позиции других теоретиков австрийской школы, таких как Мизес и Ротбард.
Научные труды
Биография
Родился в известной в Вене семье интеллигенции. Поступил в Венский университет в возрасте 19 лет. Хотя он записался на юридический факультет, его интересовали, в основном, экономика и психология .
Во время учебы в университете посещал так называемый «частный семинар» (Privatseminar) профессора Людвига фон Мизеса .
Экономические воззрения
Критика социализма
Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могли существовать только при поддержке государства. Методической основой его работы всегда являлась проблема ограниченности познаний, связывающая его работы в области общественных наук с богатыми знаниями в области психологии. Ещё в 20е годы Хайек заметил, что в обществе, основанном на разделении труда, происходит и разделение информации так, что отдельный плановик будет не в состоянии достаточно точно описать в целом плановую систему и что у такого планирования в свою очередь был риск продвижения к тоталитаризму , потому что центральная власть должна быть обеспечена полномочиями, которые оказали бы влияние на общественную жизнь, а объем познаний, требуемого для центрального планирования, объективно децентрализован. В результате этого централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или по крайней мере гораздо уступает рыночной экономике. Позже Хайек расширил эту теорию с помощью антропологических, культурных и информационно-теоритических аспектов. При этом Хайек не оспаривал морально высоких целей некоторых социалистов, однако считал предложенный ими путь и в частности любой вид вмешательства государства опасным.
Естественный порядок
Хайек рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение (преднамеренно разработанную людьми), а как самопроизвольный порядок или «результат человеческого действия, но не изобретения». Таким образом, Хайек помещал ценовой механизм на том же самом уровень как, например, язык. Такое заключение принудило его задуматься о том, как человеческий мозг мог приспособится к такому развитому поведению. В книге «The Sensory Order» (1952) он предложил, независимо от Дональда Хебба гипотезу, которая формирует основание технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии .
Хайек приписывал рождение цивилизации появлению частной собственности в его книге «Пагубная самонадеянность» (англ. «The Fatal Conceit» ), которую он написал в 1988 году. Согласно ей, ценовые сигналы - единственные средство предоставления возможности каждому экономическому субъекту, принимающему решения, сообщить скрытую или распределенную информацию друг другу, чтобы решить проблему экономического расчёта.
Деловой цикл
Капитал, деньги, и деловой цикл - заметные темы в ранних вкладах Хайека в экономику. Мизес ранее объяснил денежно-кредитную и банковскую теорию в его книге написанной в 1912 году «Теория денег и кредита» (англ. «The Theory of Money and Credit» ), применяя принцип предельной полезности к ценности денег а затем предложил новую теорию делового цикла. Хайек использовал это собрание произведений как отправную точку для его собственной интерпретации делового цикла, которая позже стала известной как «австрийская теория делового цикла». В его работах «Цена и Производство» (англ. «The Prices and Production» ) и «Чистая теория капитала» (англ. «The Pure Theory of Capital» ), которые он написал в 1931 и 1941 годах соответственно, он объяснил происхождение делового цикла в терминах расширения кредита центрального банка и его передачи в течение долгого времени и в терминах нерационального использования ресурсов, вызванного искусственно низкими процентными ставками.
Эта теория делового цикла была раскритикована Кейнсом и его последователями. С тех пор «австрийская теория делового цикла» критиковалась сторонниками теории рациональных ожиданий и другими представителями неоклассической экономики , которые указывали на нейтралитет денег в теории делового цикла. Хайек, в его книге «Прибыль, процент и инвестиции» (англ. «Profits, Interest and Investment» ) которую он написал в 1939 году, дистанцировался от позиции других теоретиков австрийской школы, таких как Мизес и Ротбард .
Исследования в других областях
Философия и политика
Во второй половине свой жизни Хайек сделал большой вклад в социальную и политическую философию, который был основан на его взглядах относительно границ человеческого знания и идее естественного порядка. Он агитирует в пользу общества, организованного вокруг рынка, в котором механизм государства используется для того чтобы внедрить в жизнь юридический порядок (состоящий из абстрактных правил, а не специфических команд) необходимый для функционального свободного рынка. Этим идеям насыщенна моральная философия, полученная из эпистемиологических выводов относительно врожденных пределов человеческих знаний.
В его философии, которая имеет много общего с выводами Карла Поппера , Хайек был очень ответственен, по отношению к тому, что он назвал наукообразием: ложное понимание методов науки, которое было по ошибке создано общественными науками. Это ложное понимание противоречит методам подлинной науки. Хайек указывает, что большая часть науки дает объяснение сложным многовариантным и нелинейным явлениям и что социология экономики и естественного порядка сходна с такими сложными науками как биология. Эти идеи были развиты в книге «Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом» (1952) и в некоторых из более поздних эссе Хайека в научной философии, такие как «Degrees of Explanation» и «The Theory of Complex Phenomena».
В «Исследовании основ теоретической психологии» (1952), Хайек независимо развивал модели обучения и памяти - идеи, которые он изначально обдумывал в 1920 году, до его исследований в экономике. «Встраивание» синапса в общую теорию мозговой деятельности получило развитие в неврологии , когнитивистике, информатике , бихевиоризме , и эволюционной психологии.
Теория культурной эволюции и роль религий
Хайек расширил свою критику социализма с помощью теории культурной эволюции и человеческого сосуществования в общесте с разделением труда и тем самым существенно повлиял на развитие еволютивной экономики.
Ценности по мнению Хайека если и являются плодом человеческих усилий и разума, то лишь в небольшой мере. Их существование обосновано тремя причинами: они биологически «унаследованны», культурно «опробованны» и лишь в последнюю очередь и с наименьшим влиянием рационально «спланированны». Поэтому развитые традиции являются в репродуктивном и адаптивном смысле чрезвычайно эффективными и теоретиками социализма недооцениваются, в то время как возможность воплощения идеального общества переоценивается.
Религии играют постольку решающую роль в эволюции человека, поскольку их селекция и «естественный отбор» происходит не с помощью рациональных аргументов, а в зависимости от их репродуктивных качеств как результат религиозной веры и успешной адаптации к соответствующей среде. Не каждая религия по мнению Хайека может быть одинаково успешной (коммунизм по его мнению тоже является отмирающей религией), но в их соперничестве всегда побеждает то религиозное движение, которое успешно способствует размножению и развитию экономики. Свобода вероисповедания Хайек считает главной основой и задачей либерализма. В её рамках могут возникать и соперничать различные микросообщества, что в свою очередь приносит успех и для всего макросообщества в целом. Поэтому религии, основанные на монотеизме, ведут к реактионизму.
Общественная деятельность
Ф. А. фон Хайек явился вдохновителем организации в 1947 году Общества «Мон Пелерин» , объединившего экономистов, философов, журналистов и предпринимателей, поддерживающих классический либерализм. Был избран Президентом Общества, обязанности которого исполнял с по 1961 год .
Основные произведения
- Geldtheorie und Konjunkturtheorie
. - Wien, 1929.
- на англ.: Monetary Theory and the Trade Cycle . - London: Jonathan Cape, 1933.
- существуют испанск. и яп. пер.
- Prices and Production
. - London: Routledge & Sons, 1931 (2nd revised ed.
London: Routledge & Kegan Paul, 1935).
- рус.пер.: Цены и производство. - Челябинск: Социум , 2008.
- существуют переводы на нем., франц., китайск. и япон. яз.
- Monetary Nationalism and International Stability . - London, 1937.
- Profits, Interest, and Investment . - London, 1939.
- The Pure Theory of Capital
(«Чистая теория капитала
»). - London, 1940; Chicago: University of Chicago Press, 1941.
- существуют переводы на японск. и испанск. яз.
- The Road to Serfdom
. - London: and Chicago: University of Chicago Press, 1944.
- рус.пер.: Дорога к рабству . - М.: Прогресс, 1993.
- существуют переводы на голландск., датск., испанск., итал., китайск., нем., норвежск., португал., франц., шведск., японск. яз.
- Individualism and Economic Order
. - London and Chicago: University of Chicago Press, 1948.
- рус.пер.: Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000.
- существует перевод на нем. яз, а также сокращ. перевод на норвежск. яз.
- John Stuart Mill and Harriet Taylor . - London and Chicago, 1951.
- The Counter-Revolution of Science
. - Chicago: University of Chicago Press, 1952.
- рус.пер.: Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003.
- существуют переводы на итал., нем. и сокращ. пер. на франц.яз.
- The Sensory Order . - London and Chicago, 1952.
- The Constitution of Liberty
. - London and Chicago: University of Chicago Press, 1960.
- существуют переводы на испанск., итал. и нем. яз.
- Studies in Philosophy, Politics, and Economics . - London and Chicago, 1967.
- Freiburger Studien . - Tübingen, 1969.
- Law, Legislation and Liberty
, 3 vols. («Право, законодательство и свобода
»). - London and Chicago: University of Chicago Press, 1973-1979.
- рус.пер.: Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН , 2006.
- Denationalisation of Money: An Analysis of the Theory and Practice of Concurrent Currencies.
- London: Institute of Economic Affairs, 1976.
- рус.пер.: Частные деньги. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
- New Studies in Philosophy, Politics and Economics. - Chicago: University of Chicago Press, 1978.
- The Fatal Conceit: The Errors of Socialism.
/ Vol. 1 of The Collected Works of F. A. Hayek
. - London: Routledge, and Chicago: University of Chicago Press, 1989.
- рус.пер.: Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма .
Собрание сочинений Ф. А. Хайека
англ. название: The Collected Works of F.A. Hayek
История издания
В середине 1980-х годов Издательство Чикагского университета (The University of Chicago Press) начало издание собрания сочинений Ф. А. Хайека в 20 томах. Планировалось включить все наиболее значимые работы австрийского экономиста, а также часть ранее непубликовавшихся рукописей. Главным редактором серии стал известный американский философ Уильям Уоррен Бартли III (W. W. Bartley III) ( -).
Изданные тома (хронологически)
- Vol. 1: The Fatal Conceit : The Errors of Socialism . Edited by William W. Bartley, III. - 194 p. - ISBN 978-0-226-32068-7.
- Vol. 3: The Trend of Economic Thinking : Essays on Political Economists and Economic History . Edited by W. W. Bartley, III and Stephen Kresge. - 398 p. - ISBN 978-0-226-32067-0.
- Vol. 4: The Fortunes of Liberalism : Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom . Edited by Peter G. Klein. - 287 p. - ISBN 978-0-226-32064-9. (Русск.пер. : Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН , Мысль; Челябинск : Социум , 2009. - 337 с.)
- Hayek on Hayek: An Autobiographical Dialogue . Edited by Stephen Kresge and Leif Wenar. - 177 p. - ISBN 978-0-226-32062-5.
- Vol. 9: Contra Keynes and Cambridge : Essays, Correspondence . Edited by Bruce Caldwell. - 277 p. - ISBN 978-0-226-32065-6.
- Vol. 10: Socialism and War : Essays, Documents, Reviews . Edited by Bruce Caldwell. - 280 p. - ISBN 978-0-226-32058-8.
- Vol. 5: Good Money, Part 1 : The New World . Edited by Stephen Kresge. - 267 p. - ISBN 978-0-226-32095-3.
- 1999 Vol. 6: Good Money, Part 2 : The Standard . Edited by Stephen Kresge. - 270 p. - ISBN 978-0-226-32097-7.
- Vol. 2: The Road to Serfdom : Text and Documents - The Definitive Edition . Edited, foreword and introduction by Bruce Caldwell. With new appendices. - 304 p. - ISBN 978-0-226-32054-0.
- 2007 Vol. 12: The Pure Theory of Capital . Edited by Lawrence H. White. Foreword by Bruce Caldwell. Introduction by Lawrence H. White. - 464 p. - ISBN 978-0-226-32099-1.
Главные редакторы собрания сочинений
Редакторы отдельных томов собрания сочинений
- Бартли У. У. III (William W. Bartley, III) - т. 1 (1988); т. 3 (1991, совм. с С. Кресге).
- Венар Л. (Leif Wenar) - «Хайек о Хайеке » (1994, совм. с С. Кресге).
- Клейн П. Дж. (Peter G. Klein) - т. 4 (1992).
- Колдуелл Б. (Bruce Caldwell) - т. 2 (2007); т. 9 (1995); т. 10 (1997).
- Кресге С. (Stephen Kresge) - т. 3 (1991, совм. с У. У. Бартли III); «Хайек о Хайеке » (1994, совм. с Л. Венаром); т. 5 (1999); т. 6 (1999).
- Уайт Л. (Lawrence H. White) - т. 12 (2007).
Современный план издания Собрания сочинений
(В скобках указан год фактического издания тома )
- Т. 1: The Fatal Conceit: The Errors of Socialism (1988)
- Т. 2: The Road to Serfdom (2007)
- Т. 3: The Trend of Economic Thinking: Essays on Political Economists and Economic History (1991)
- Т. 4: The Fortunes of Liberalism: Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom (1992)
- Т. 5: Good Money, Part 1: The New World (1999)
- Т. 6: Good Money, Part 2: The Standard (1999)
- Т. 7: Business Cycles, Part I
- Т. 8: Business Cycles, Part II
- Т. 9: Contra Keynes and Cambridge: Essays, Correspondence (1995)
- Т. 10: Socialism and War: Essays, Correspondence, and Documents (1996)
- Т. 11: Capital and Interest
- Т. 12: The Pure Theory of Capital (2007)
- Т. 13: Studies on the Abuse of Reason
- Т. 14: The Sensory Order
- Т. 15: The Market and Other Orders
- Т. 16: John Stuart Mill and Harriet Taylor
- Т. 17: The Constitution of Liberty
- Т. 18: Essays on Liberty
- Т. 19: Law, Legislation, and Liberty
Библиография
Работы Ф. А. Хайека, опубликованные на русском языке
- Хайек Ф. А.
Дорога к рабству. Разн.издания
:
- М.: Прогресс, 1993;
- М.: Новое издательство, 2005. - 264 с. - (Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия »). - ISBN 5-98379-037-4.
- Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000. - 256 с.
- Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003. - 288 с. - (Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия »). - ISBN 5-94282-169-0.
- Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма - М.: Новости, 1992. - ISBN 5-7020-0445-0.
- Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН , 2006. - 644 с. - ISBN 5-91066-010-1.
- Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН, Мысль ; Челябинск : Социум , 2009. - 337 с. - ISBN 978-5-91066-028-5 (и др.).
- Хайек Ф. А. Цены и производство. - Челябинск: Социум, 2008. - 199 с. - ISBN 978-5-91603-015-0.
- Хайек Ф. А. Частные деньги. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996. - ISBN 5-900520-064.
- Фридмен М. , Хайек Ф. О свободе. - М.: Три квадрата; Челябинск: Социум , 2003. - 192 с. - ISBN 5-901901-19-3, ISBN 5-94607-033-9.
Работы о Ф. А. Хайеке
- Капелюшников Р. Философия рынка Фридриха фон Хайека // МЭиМО . - 1989. - № 12.
- Caldwell B. Hayek’s Challenge: An Intellectual Biography of F.A. Hayek. - Chicago and London: University of Chicago Press, 2003. - 500 pp. - ISBN 978-0226091914.
- Garrison R. W., Kirzner I. M. «Hayek, Friedrich August von.» - In : Eatwell J., Milgate M., Newman P. , eds., The New Palgrave Dictionary of Economics. Vol. 2. - London: Macmillan, 1987. - Pp. 609–14. - ISBN 978-0333372357.
- Machlup F . «Hayek’s Contributions to Economics.» - In : Machlup F , ed., Essays on Hayek. - Hillsdale, Mich.: Hillsdale College Press, 1976. - Pp. 13–59.
- Steele G. Keynes and Hayek: The Money Economy. - London and New York: Routledge, 2001. - 240 pp. - ISBN 978-0415406895.
Сборник работ:
- Buckley W. F. et al., eds. Essays on Hayek. (Routledge Library Editions. Economics, 31). - London: Routledge, 2003. - 182 pp. - ISBN 978-0415313315.
Ссылки
- Информация о Ф. А. фон Хайеке на сайте Общества «Мон Пелерин» . - 14.10.2008.
- ХАЙЕК (Hayek), Фридрих фон // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ . - М.: Прогресс, 1992. (рус.) - 07.02.2009.
(1974)
Часть либертарианской философии | |||
Либертарианство | |||
---|---|---|---|
Теория и идеалы Анти-этатизм ·
Антивоенное движение |
|||
БиографияФридрих Август фон Хайек был старшим сыном врача и профессора ботаники Венского университета Августа фон Хайека и его супруги Фелицитас (девичья фамилия Юрашек). Семья происходила из рода военного и служилого дворянства и со стороны матери была финансово обеспечена. Отец матери, Франц фон Юрашек, был профессором, а позже президентом Центральной статистической комиссии. В детстве Фридрих (родители называли его Фриц) интересовался сначала минералогией , насекомыми и ботаникой. Позже проявился интерес к ископаемым животным и теории эволюции. После военной службы во время Первой мировой войны , где он болел малярией , Фридрих Август фон Хайек поступает в Венский университет на курс правоведения, однако посещает и лекции по политической экономии и психологии. Недостаточные возможности профессиональной работы в области психологии привели Хайека к решению углубить свои знания в области экономики, в частности по руководством профессора Фридриха фон Визера . Кроме того он принимает активное участие в частных семинарах Людвига фон Мизеса , где считается лучшим учеником. В 1921 году Хайеку присваивается титул доктора юридических, а в 1923 - доктора экономических наук. С 1927 года Хайек и Мизес возглавляют Австрийский институт изучения экономических циклов. Хайек продолжает работу Мизеса в изучении колебания уровня деловой активности. В 1931 году Хайека приглашают в Лондонскую школу экономики и политических наук , где он в 1930-е и 1940-е годы считается основным представителем Австрийской школы и оппонентом Джона Кейнса . В 1947 году фон Хайек приглашает учёных-либералов на встречу при Мон Пелерин в Швейцарии , положившей начало Обществу «Мон Пелерин» . В 1950 году фон Хайек стал профессором в университете Чикаго , а в 1962 профессором университета Фрайбурга и после членом совета директоров Института Вальтера Ойкенса. В 1967 фон Хайек получает статус эмерита, однако продолжает преподавать до 1969 года. В 1974 году Фридриху Августу фон Хайеку (вместе со шведом Гуннаром Мюрдалем) присваивается Нобелевская премия в области экономики . После профессуры в университете Зальцбурга Хайек возвращается во Фрайбург, где он проживает до своей смерти в 1992 году. В 1991 году ему присваивается Президентская Медаль Свободы - высшая награда США. Фридрих Август фон Хайек похоронен в Вене. Экономические воззренияКритика социализмаХайек был одним из ведущих критиков коллективизма в столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только с поддержкой государства. Методической базой его работ являлась теория неполноты информации, неизбежной при описании сложной системы. Позже Хайек расширил эту теорию с помощью антропологических, культурных и информационно-теоретических аспектов. В результате неполноты информации централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или по крайней мере значительно уступает рыночной экономике. Так, ещё в 1920-е годы Хайек заметил, что в обществе, основанном на разделении труда, происходит и разделение информации («рассеянное знание») . Получение этой информации затруднено как случайным характером самой экономической деятельности, так и несогласованностью интересов её участников. Поэтому отдельный плановик будет не в состоянии достаточно точно описать в целом плановую экономику. В целях предоставления плановику полномочий, которые обеспечили бы необходимый для центрального планирования объём познаний, централизованная власть оказывала бы существенное влияние на общественную жизнь, развиваясь в сторону тоталитаризма . При этом Хайек не оспаривал морально высоких целей некоторых социалистов, однако считал предложенный ими путь и, в частности, любой вид вмешательства государства, опасным. Позже Хайек развил эту теорию и добавил, что даже и вмешательства государства, не ставящие рыночную экономику под вопрос, в перспективе ведут к устранению свободы. Таким образом он требовал политическую свободу в виде демократии, «внутреннюю» свободу как отсутствие препятствий для достижение собственных целей и утверждал, что свобода от страха и нужд имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода, о которой здесь идёт речь, является общим политическим принципом, который был целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия. Хайек, однако, полагал, что насилие необходимо, если эта свобода ставится под вопрос: активная защита свободы должна быть непреклонной и догматичной, без согласия на уступки по каким-либо соображениям. По высказыванию Хайека:
Хайек доказывал, что эффективный обмен и использование ресурсов могут действовать только через ценовой механизм на свободных рынках. В книге «Использование знаний в обществе» (англ. «The Use of Knowledge in Society» ), написанной в 1945 году, Хайек утверждал, что ценовой механизм служит для того, чтобы разделить и синхронизировать общее и личное знание, разрешая членам общества достигнуть разнообразных и сложных результатов через принцип непосредственной самоорганизации. Он использовал термин каталлаксия , чтобы описать «систему самоорганизации добровольного сотрудничества». Естественный порядокХайек рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение (преднамеренно разработанную людьми), а как самопроизвольный порядок или «результат человеческого действия, но не изобретения». Таким образом, Хайек помещал ценовой механизм на том же самом уровне как, например, язык. Такое заключение принудило его задуматься о том, как человеческий мозг мог приспособиться к такому развитому поведению. В книге «The Sensory Order» (1952) он предложил, независимо от Дональда Хебба гипотезу, которая формирует основание технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии . Хайек приписывал рождение цивилизации появлению частной собственности в его книге «Пагубная самонадеянность» (англ. «The Fatal Conceit» ), которую он написал в 1988 году. Согласно ей, ценовые сигналы - единственное средство предоставления возможности каждому экономическому субъекту, принимающему решения, сообщить скрытую или распределенную информацию друг другу, чтобы решить проблему экономического расчёта. Деловой циклКапитал, деньги, и деловой цикл - заметные темы в ранних вкладах Хайека в экономику. Мизес ранее объяснил денежно-кредитную и банковскую теорию в его книге, написанной в 1912 году «Теория денег и кредита» (англ. «The Theory of Money and Credit» ), применяя принцип предельной полезности к ценности денег, а затем предложил новую теорию делового цикла. Хайек использовал это собрание произведений как отправную точку для его собственной интерпретации делового цикла, которая позже стала известной как «австрийская теория делового цикла». В его работах «Цена и Производство» (англ. «The Prices and Production» ) и «Чистая теория капитала» (англ. «The Pure Theory of Capital» ), которые он написал в 1931 и 1941 годах соответственно, он объяснил происхождение делового цикла в терминах расширения кредита центрального банка и его передачи в течение долгого времени и в терминах нерационального использования ресурсов, вызванного искусственно низкими процентными ставками. Эта теория делового цикла была раскритикована Кейнсом и его последователями. С тех пор «австрийская теория делового цикла» критиковалась сторонниками теории рациональных ожиданий и другими представителями неоклассической экономики , которые указывали на нейтралитет денег в теории делового цикла. Хайек, в его книге «Прибыль, процент и инвестиции» (англ. «Profits, Interest and Investment» ), которую он написал в 1939 году, дистанцировался от позиции других теоретиков австрийской школы, таких как Мизес и Ротбард . Отношение к религииИсследования в других областяхФилософия и политикаВо второй половине своей жизни Хайек внес большой вклад в социальную и политическую философию, который был основан на его взглядах относительно границ человеческого знания и идее естественного порядка. Он агитирует в пользу общества, организованного вокруг рынка, в котором механизм государства используется для того чтобы внедрить в жизнь юридический порядок (состоящий из абстрактных правил, а не специфических команд) необходимый для функционального свободного рынка. Этими идеями насыщена моральная философия, полученная из эпистемиологических выводов относительно врожденных пределов человеческих знаний. В его философии, которая имеет много общего с выводами Карла Поппера , Хайек был очень ответственен по отношению к тому, что он назвал наукообразием: ложное понимание методов науки, которое было по ошибке создано общественными науками. Это ложное понимание противоречит методам подлинной науки. Хайек указывает, что большая часть науки дает объяснение сложным многовариантным и нелинейным явлениям и что социология экономики и естественного порядка сходна с такими сложными науками как биология. Эти идеи были развиты в книге «Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом» (1952) и в некоторых из более поздних эссе Хайека в научной философии, такие как «Degrees of Explanation» и «The Theory of Complex Phenomena». В «Исследовании основ теоретической психологии» (1952), Хайек независимо развивал модели обучения и памяти - идеи, которые он изначально обдумывал в 1920 году, до его исследований в экономике. «Встраивание» синапса в общую теорию мозговой деятельности получило развитие в неврологии , когнитивистике, информатике , бихевиоризме , и эволюционной психологии. Теория культурной эволюции и роль религийХайек расширил свою критику социализма с помощью теории культурной эволюции и человеческого сосуществования в общесте с разделением труда и тем самым существенно повлиял на развитие эволютивной экономики. Ценности по мнению Хайека если и являются плодом человеческих усилий и разума, то лишь в небольшой мере. Их существование обосновано тремя причинами: они биологически «унаследованны», культурно «опробованны» и лишь в последнюю очередь и с наименьшим влиянием рационально «спланированны». Поэтому развитые традиции являются в репродуктивном и адаптивном смысле чрезвычайно эффективными и теоретиками социализма недооцениваются, в то время как возможность воплощения идеального общества переоценивается. Религии играют постольку решающую роль в эволюции человека, поскольку их селекция и «естественный отбор» происходит не с помощью рациональных аргументов, а в зависимости от их репродуктивных качеств как результат религиозной веры и успешной адаптации к соответствующей среде. Не каждая религия по мнению Хайека может быть одинаково успешной (коммунизм по его мнению тоже является отмирающей религией), но в их соперничестве всегда побеждает то религиозное движение, которое успешно способствует размножению и развитию экономики. Свободу вероисповедания Хайек считает главной основой и задачей либерализма. В её рамках могут возникать и соперничать различные микросообщества, что в свою очередь приносит успех и для всего макросообщества в целом. Общественная деятельностьФ. А. фон Хайек явился вдохновителем организации в 1947 году Общества «Мон Пелерин» , объединившего экономистов, философов, журналистов и предпринимателей, поддерживающих классический либерализм . Был избран Президентом Общества, обязанности которого исполнял с по 1961 год . Основные произведения
Собрание сочинений Ф. А. Хайекаангл. название: The Collected Works of F.A. Hayek История изданияВ середине 1980-х годов Издательство Чикагского университета (The University of Chicago Press) начало издание собрания сочинений Ф. А. Хайека в 20 томах. Планировалось включить все наиболее значимые работы австрийского экономиста, а также часть ранее непубликовавшихся рукописей. Главным редактором серии стал известный американский философ Уильям Уоррен Бартли III (W. W. Bartley III) ( -). Библиография
Работы Ф. А. Хайека, опубликованные на русском языке
Работы о Ф. А. Хайеке
Сборники работ:
|
23 марта 1992 г. скончался легендарный антисоциалист, автор книги "Дорога к рабству", нобелевский лауреат премии по экономики, Фридрих Август фон Хайек. Своей деятельностью этот человек доказал непригодность социализма как такового.
Хайек (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист, автор многочисленных работ по Политической философии, истории идей, эпистемологии и методологии экономического знания. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974, совм. с Г. Мюрдалем). Родился в Вене, изучал юриспруденцию и экономику в Венском ун-те. Учеба Хайека пришлась на время расцвета австрийской экономической школы, среди своих учителей он выделял Ф. Визера и Л. фон Мизеса. После окончания учебы некоторое время состоял на государственной службе, участвовал в Первой мировой войне. В 1927 совместно с Л. фон Мизесом основал Австрийский институт экономических исследований. В 1931 эмигрировал в Англию, преподавал в Лондонской школе экономики, с 1950 - профессор Чикагского ун-та, в 1962 вернулся в Европу, преподавал в ун-тах Фрейбурга (Германия) и Зальцбурга (Австрия).
Хайек был лидирующей фигурой неоавстрийской экономической школы; в области экономических исследований его главные интересы относились к теории экономических циклов, денег и капитала. В 1930-1940-х годах он вел полемику по этим проблемам с господствовавшей в то время теорией Дж. М. Кейнса. В отличие от последнего, Хайек всегда был противником государственного регулирования экономики (он даже полагал, что государство должно отказаться от регулирования эмиссии и обращения денег, и разработал концепцию «денационализации денег») и считал рынок и конкуренцию наиболее совершенным механизмом координации хозяйственной деятельности.
В годы войны Хайек опубликовал работу «Дорога к рабству» (1944), один из самых знаменитых манифестов 20 века в защиту свободного общества. Книга многократно переиздавалась и была переведена на многие языки. В ней Хайек показывает, как следование коллективистским, социалистическим идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. Вовлеченный в дискуссии после выхода книги, Хайек в послевоенные годы стал уделять политической философии и философии экономики не меньше внимания, чем конкретным экономическим исследованиям. Систематической разработке различных аспектов философии либерализма посвящены его труды «Индивидуализм и экономический порядок» (1948), «Составляющие свободы» (i960) и трехтомная работа «Право, законодательство и свобода» (1973-1979).
Из работ Хайека по истории идей наиболее важна «Контрреволюция науки» (1952). Этим названием он обозначает комплекс социально-конструктивистских и холистских идей, имевших пагубные последствия для понимания проблемы свободы человека и природы общества. Их истоки Хайек возводит к А. Сен-Симону и его ученикам по парижской Политехнической школе. Из этого круга пошли представления о возможности построения общества по заранее разработанному рациональному плану и последующего контроля за ходом его развития. Наиболее известные представители этих идей в 19 веке, О. Конт и К. Маркс, по Хайеку, стояли у начала тоталитарных идеологий, появившихся в 20 веке.
С 1950-х годов Хайек развивает комплексную концепцию, в которой соединяются социально-политическая философия либерализма, своеобразная теория рынка, эпистемология и методология экономического знания. В своих построениях он опирался на идеи Д. Юма, А. Смита, Дж. С. Милля, а также К. Поппера и М. Полани, с которыми его связывала многолетняя дружба. Наиболее оригинальными элементами данной концепции были теория общества как спонтанно складывающегося «расширенного порядка», понятие «рассеянное знание», трактовка рынка как информационного механизма, а конкуренции как «процедуры открытия» нового знания. Хайек противопоставляет рационалистически-конструктивистскому взгляду на общество представление о том, что оно суть совокупность социальных институтов, практик и моральных традиций, складывающихся в спонтанных, не планируемых действиях людей. «Расширенный порядок» социальной жизни не является продуктом чьего-либо разума, он - результат стихийной эволюции и не может быть охвачен какой-либо рациональной схемой или планом. И вместе с тем он более эффективен и универсален, чем любая сознательно создаваемая социальная система. Особое место в этом расширенном порядке человеческого существования занимает рынок. Его Хайек рассматривает как наиболее адекватный механизм координации действий миллионов людей, вовлеченных в хозяйственную жизнь, и одновременно как инструмент обмена знаниями.
Каждый участник хозяйственной деятельности в своих действиях и решениях использует разрозненные, фрагментарные, весьма индивидуальные и конкретные сведения экономического характера. Именно эту распыленную по множеству индивидов информацию Хайек называет «рассеянным знанием», причем рассеянность этого знания представляет собой его сущностную характеристику, и его невозможно собрать вместе и вручить государственной власти, вменив ей в обязанность создание «продуманного порядка». Наибольших успехов достигает та система, которая наиболее полно использует эти рассеянные в обществе знания. Именно в использовании рассеянных знаний и состоит главное преимущество рыночной экономики перед другими способами координации хозяйственной деятельности. Рынок координирует действия участников путем выработки соответствующих сигналов - рыночных цен, которые и сообщают агентам нужную им для принятия решений информацию. Другим важным инструментом рынка является конкуренция, которая также является своеобразным когнитивным механизмом: отбирая лучшие индивидуальные решения участников, она является для общества в целом процедурой открытия нового знания, Хайек столь высоко оценивает этот механизм, что проводит далеко идущую аналогию между рыночной конкуренцией и процессом научного открытия. Опираясь на эти идеи, Хайек трактует экономическую науку как «метатеорию» - теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно могут использоваться ограниченные ресурсы и средства для достижения экономических целей. Учитывая это, от экономических теорий нельзя ждать столь же точных объяснений и предсказаний, какие дают физические науки. Однако, считает X., построенные на эволюционистских идеях экономические концепции допускают фальсификацию и, следовательно, обладают эмпирической значимостью для объяснения «существенно сложных экономических феноменов».
Фридрих Август фон Хайек - это австрийский и британский экономист и философ. Он отстаивал интересы классического либерализма. В 1974 году он получил Нобелевскую премию на пару с Гуннаром Мирделом за «новаторскую работу в области теории денег и… глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных феноменов». Хайека называют представителем австрийской и чикагской школы. Его главные достижения - это калькуляционный аргумент, каталлактика, теория рассеянных знаний, ценовой сигнал, спонтанный порядок, модель Хайека-Хебба.
Общая информация
Фридрих Хайек был значительным социальным теоретиком и политическим философом XX столетия. Его наблюдение о том, как изменение цен сигнализирует индивидуумам важную информацию, которая помогает им координировать свои планы, стало важным достижением в экономике. Хайек участвовал в Первой мировой войне и не раз говорил о том, что этот опыт породил в нем желание стать ученым и помочь людям избежать ошибок, которые привели к вооруженному столкновению. За свою жизнь он много раз менял место жительства. Фридрих Хайек работал в Австрии, Великобритании, США и Германии. Он был профессором Лондонской школы экономики, Чикагского и Фрибургского университетов. В 1939 году Хайек получил британское подданство. В 1984 году он стал членом Ордена Кавалеров Чести и первым лауреатом премии Ганса Мартина Шлейера. Его статья «Использование знаний в обществе» вошла в двадцатку лучших, опубликованных журналом The American Economic Review за первые 100 лет его существования.
Биография
Фридрих Хайек родился в Вене. Его отец был врачом и внештатным преподавателем ботаники в местном университете. Мать Хайека родилась в богатой семье землевладельцев. Кроме Фридриха, у пары было еще два сына (на 1,5 и 5 лет младше него). Оба деда Хайека были учеными. Его с материнской стороны был Людвиг Виттгенстайн. Все это значительно повлияло на выбор сферы интересов будущего ученого. В 1917 году Фридрих Хайек присоединился к артиллерийскому полку в австро-венгерской армии на итальянском фронте. Он был награжден за храбрость во время военных действий.
В 1921 и 1923 годах он защитил кандидатские по праву и политологии. В 1931-м он начал работать в Лондонской школе экономики. Он быстро прославился. И о Хайеке заговорили как о главном теоретике в сфере экономики в мире. После того как Германия оказалась под властью нацистов, он решил принять британское подданство. В 1950-1962 годах он жил в США. После этого он переехал в Германию. Однако Хайек остался британским подданным до конца своей жизни. В 1974 году он стал Это событие принесло ему еще большую популярность. Во время церемонии он познакомился с русским диссидентом Александром Солженицыным. Потом он послал ему перевод своей самой известной работы «Дорога к рабству».
Личная жизнь
В августе 1926 года Фридрих Хайек женился на Хелен Берте Марии фон Фритш. Они познакомились на работе. У пары родилось двое детей, однако в 1950 году они расстались. Через две недели после развода Хайек женился на Хелене Биттерлич в Арканзасе, где это можно было сделать.
Фридрих Хайек: книги
Чикагский университет планирует выпустить собрание сочинений ученого, который достаточно продолжительное время работал здесь. Серия из 19 томов будет содержать новые редакции книг, интервью автора, статьи, письма и неопубликованные черновики. Самые известные работы Хайека включают:
- «Монетарная теория и торговый цикл», 1929.
- «Цены и производство», 1931.
- «Доходы, процент и инвестиции и другие эссе по теории промышленных колебаний», 1939.
- «Дорога к рабству», 1944.
- «Индивидуализм и экономический порядок», 1948.
- «Передача идеалов свободы», 1951.
- «Контрреволюция в науке: этюды о злоупотреблениях разумом», 1952.
- «Конституция свободы», 1960.
- «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма», 1988.
Фридрих Хайек, «Дорога к рабству»
Это самая известная работа австрийского экономиста и философа. Он написал ее в 1940-1943 годах. В ней он предупреждает об опасностях тирании, которой обязательно заканчивается контроль правительства за принятием решений с помощью центрального планирования. Фридрих фон Хайек доказывает, что отказ от индивидуализма и идей классического либерализма неминуемо ведет к потере свободы, созданию пассивного общества, диктатуре и «рабству» людей. Следует отметить, что утверждения ученого шли вразрез с бытовавшими в то время в научных трудах взглядами о том, что фашизм (национал-социализм) был ответом капитализма на развитие социализма. Хайек указывал на общие корни обеих систем. С момента публикации было продано более двух миллионов экземпляров «Дороги к рабству». Работа Фридриха Хайека оказала значительное влияние на экономический и политический дискурс в XX веке. Ее цитируют и сегодня.
Вклад и признание
Работы Хайека оказали значительное влияние на развитие экономической мысли. Его идеи являются вторыми по цитируемости (после Кеннета Эрроу) в лекциях нобелевских лауреатов. Вернон Смит и называют его самым известным современным экономистом. Именно Хайек первым ввел временное измерение в рыночное равновесие. Он оказал значительное влияние на развитие теории роста, и концепции спонтанного порядка.
Наследие и награды
Даже после смерти Хайек по-прежнему остается одним из выдающихся экономистов современности. Его взгляды ничуть не устарели. В его честь названы:
- Студенческое общество в Лондонской школе экономики. Оно было создано в 1996 году.
- Общество в Оксфорде. Создано в 1983 году.
- Аудитория в институте Катона. В последние годы Хайеку было присвоено звание заслуженного старшего научного сотрудника этой американской исследовательской организации.
- Аудитория в университете Франциско Маррокуина в Гватемале.
- Фонд для ученых Института гуманитарных исследований. Он дает премии аспирантам и молодым научным сотрудникам.
- Ежегодная лекция в институте Людвига фон Мизеса. На ней ученые рассказывают о вкладе Хайека в науку.
- Премия в университете Джорджа Мейсона за написание экономического эссе.