Сделки

Предсказания Ванги по годам — что случится с нами в будущем? Начало колонизации Марса

24.08.2017 08:13

В конце июля 2017 года был утвержден окончательный вариант программы «Цифровая экономика», которая определяет цели и задачи нового экономического уклада до 2025 года. Этот уклад характеризуется переходом на качественно новый уровень использования технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

Чтобы понять, где мы находимся сейчас и с чего вести точку отсчета, обратимся к докладу «Глобальные информационные технологии» за 2016 год, который был представлен на Всемирном экономическом форуме. Данные свидетельствуют о том, что Российская Федерация пока занимаетлишь 41-е место по готовности к цифровой экономике. Причем мы значительно отстали от Сингапура, Финляндии, Швеции,Норвегии, США, Нидерландов, Швейцарии,Великобритании, Люксембурга и Японии. При этом по программе «Цифровая экономика» Россия планирует уже через 8 летзанять верхние позиции (топ-20) рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов.

Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы программа обозначает:создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.

В ИТ-сообществе программа вызвала немало бурных дискуссий. Однако интересно посмотреть, насколько цели и задачи, обозначенные в ней,в принципе реалистичны для российского рынка труда. И как Россия собирается готовить специалистов, которые будут работать с новыми технологиями не хуже, а может быть даже и лучше финнов, шведов, норвежцев и американцев?

Итак, давайте попробуем представить рынок труда будущего, руководствуясь текстом документа.

Кадры и образование в 2025 году: идеальная картинка

Подготовка квалифицированных кадров и образование - одно из восьми направлений программы «Цифровая экономика» (остальные направления: «Государственное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Исследования и разработки», «Информационная безопасность», «Государственное управление», «Умный город» и «Цифровое здравоохранение»).

Конкретно в рамках направления «Кадры и образование»государство ставитдо 2025 года ряд целей. Так, согласно программе, уже через несколько лет страна должна достичь следующих результатов:

  • Научные организации, вузы и компании активно участвуют в международных альянсах в сфере фундаментальных и прикладных исследований.
  • В России живая научная среда . Это проявляется в функционировании сети центров коллективного пользования цифровым оборудованием и научных установок, а также создании как минимум 10 новых «полигонов» для отработки «сквозных» технологий. Кроме того,развернута система makerspace в области цифровой экономики для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний.
  • Россия - привлекательное место для работы ИТ-специалистов . Чтобы прийти к такому результату, стране придется проработать вопросы не только правовой, но и технологической и организационно-экономической поддержки труда и привлечения таких специалистов. Еще одна задача - упростить и научиться эффективно привлекать в цифровую экономику зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обладающих необходимыми компетенциями.
  • К 2025 году в России решены проблемы переподготовки кадров и повышения квалификации . То есть к этому периоду уже имеются все необходимые для этого механизмы, включая механизмы вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан.
  • Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна , она согласовывается с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.
  • Система основных образовательных программ обеспечивает формирование компетенций для цифровой экономики с индивидуальной поддержкой талантливых, высокомотивированных обучающихся . Главные принципы образования: персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий. Обучающиеся, начиная с основной школы, вовлекаются в трудовой процесс в сфере ИТ.
  • Трудовая и учебная деятельность человека фиксируется в его цифровой персональной траектории развития . Данные из нее используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, трудовой деятельности.

Подготовка кадров с 2018 года: что изменится

Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, за которыми охотятся все приличные работодатели, не появляются на пустом месте. Эти люди формируются в образовательном контексте, под влиянием научных и технологических тенденций. Поэтому такой мощный блок, как «Исследования и разработки», заложенный в программу «Цифровая экономика», нельзя рассматривать отдельно от направления «Кадры и образование». Но здесь нужно ответить на пару вопросов.

  • В какой среде будут появляться высококвалифицированные специалисты?

В рамках создания институциональной среды для развития исследовательской инфраструктуры планируется организовать центры компетенций покаждому из направлений«сквозных» технологий ,координирующие всоответствующих предметныхобластях все проводимые в странеисследования и подготовку кадрови отвечающие за достижениемировых показателей поисследованиям и образованию. Так, например, на 2018 год намечено создание сетевогофорсайт-центра по технологическим направлениям на базе ведущего вуза или научных центров, а также интернет-площадки для генерации новых идей .

Если заглянуть дальше, то по плану на 2019 год - внедрение механизма адресной поддержки инновационного предпринимательства в сфере создания цифровых ресурсов и активов, в том числе на базе вузов, научных организаций и институтов развития. К 2025 году можно ожидать появления открытых лабораторий , проводящих исследования в области «сквозных» технологий, привлеченияне менее 30 лидирующих иностранных и российскихорганизаций для 3 пилотных цифровых платформ в качестве партнеров центров компетенций для трансфера технологий.

  • Какие механизмы поддержки системы подготовки высококвалифицированных специалистов возможны?

Если следовать плану программы, то уже в 2018 году будет внедрен механизм поддержки двухстороннего обмена сотрудниками между научно-исследовательскими организациями и вузами с компаниями в области цифровой экономики (sabbatical). Вторая цель на ближайший год - оптимизация механизма обучения перспективных сотрудников по необходимым для развития российских цифровых платформ темам и технологиям за рубежом с их возвратом в Россию .

К 2025 году намечено создание не менее 5 аспирантских и магистерских школ по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций.

База для развития рынка труда в условиях цифровой экономики

Программа «Цифровая экономика» обозначает различные направления, которые включают и вопросы, связанные с компетенциями, и проблемы общего, профессионального и дополнительного образования. Остановимся подробнее на задачах в рамках каждого направления.

Компетенции и траектории развития

  • Разработка и апробирование модели компетенций

По плану планируется выбрать организацию, которая будет ответственна за разработку и тестирование модели компетенций. На основе этой организации предполагается создать рабочую группу из экспертов из бизнес-среды, системы образования и органов власти.

Эта группа экспертов будет заниматься разработкой типовой расширяемой структурой модели компетенций и перечнем компетенций для цифровой экономики, определять базовые компетенции.

Также планируется пилотное внедрение модели компетенций, а для этого необходимо определиться с минимальным набором доступных форматоваттестации.По итогам пилота будут внесены уточнения в систему аттестации. К концу 2020 года должен быть готов механизм непрерывного обновления (актуализации) модели компетенций.

  • Независимая оценка компетенций

Уже в I квартале 2018 года будет определена организация, отвечающая за выбор операторов по аттестации граждан по отдельным компетенциям. К концу следующего года чиновники намереваются запустить интернет-сервисы по самооценке гражданами своих компетенций, в том числе бесплатные для оценки базовых компетенций.

По итогам тестирования механизма независимой аттестации будут разработаны правила и нормативные правовые акты подтверждения результатов аттестации. Еще одна важная задача - определить операторов, осуществляющих независимую аттестацию компетенций.

Индивидуальные профили компетенций и траекторий их развития

Цифровая экономика требует создания индивидуальных профилей компетенций граждан определенного формата и траекторий их развития. Причем фиксировать в профилях планируется запись о результатах учебной и трудовой деятельности. Программа предусматривает, что нововведения появятся уже к концу 2018 года.

В рамках реализации проекта с профилями будет создана система их учета, выработаны правила предоставления доступа к ним, определен и нормативно закреплен новый формат, на конкурсной основе определены операторы более 50 000 профилей компетенций.

  • Требования к базовым компетенциям для каждого уровня образования

Первое, с чего начнется работа, - это с разработки требований к сформированности базовых компетенций для всех выпускников и обучающихся системы общего образования, а также профессионального и дополнительногообразования. К IV кварталу 2019 года федеральные государственные образовательные стандарты планируется актуализировать с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования. Уже через год будут обновлены и образовательные программы всех уровней образования в целях использования в учебной деятельностиобщепользовательских и профессиональных цифровых инструментов.

В образовательных организациях намечены создание профиля компетенцийдля каждого обучающегося и фиксация персональной траектории развития.

Система общего образования в условиях цифровой экономики

Для поддержки перспективных образовательных проектов к концу 2018 года будет запущен венчурный фонд на условиях частного и государственного софинансирования.

Используя ,эксперты предложат систему рекомендаций для профессиональной ориентации обучающихся. Также будет создано облачное решение, поддерживающее пилотный проект, реализующий персональный образовательный маршрут обучающихся.

Проект «Цифровая экономика» предусматривает и подготовку программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Важная ступень в реализации плана - создание системы раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития. Это сопровождение в том числе включает и грантовую поддержку педагогов и организаций, работающих с талантами.

К IV кварталу 2020 года для образовательной деятельности по предмету «Технология»будет создан отдельный правовой режим функционирования (он будет непрерывно обновляться с учетом изменений требований к базовым компетенциям цифровой экономики). К этому же периоду дистанционные образовательные технологии и электронное обучение станут неотъемлемой частью образовательных организаций.

Для стимулирования деловой активности обучающихсяи развития предпринимательских навыковпредполагается сформировать необходимую инфраструктуру. По результатам динамики персональных траекторий развития будут присуждаться рейтинги образовательных программ.В образовательных организациях будут созданы условия для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов.

В идеале Россия должна войти в число 20 лучших стран мира в международном рейтинге PISA.

Система профессионального образования

К концу 2018 года в рамках программы намечены следующие цели:

  • Предоставление госзаказа по перечню специальностей и направлениям подготовки в системе высшего образования, критически важным для развития цифровой экономики.
  • Изучение отечественных и зарубежных разработок.
  • Участие высокотехнологичных отечественных компаний в формировании стратегий развития вузов, которые готовят специалистов для цифровой экономики.

Предполагается, что к концу 2019 года уже будут созданы комфортные условия для привлечения действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования по информационным технологиям.

По результатам на 2020 год в образовательный процесс должны быть внедрены персональные траектории обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуально способы формирования базовых компетенций; образовательные учреждения должны перейти к независимой аттестации обучаемых в отношении уровня сформированности базовых компетенций цифровой экономики как одного из результатов своей деятельности, результаты фиксируются в профиле компетенций обучающегося и в его траектории развития; должна появиться возможность быстрого освоения базовых компетенций цифровой экономики путем разворачивания системы «элитного» среднего профессионального образования.

Согласно программе, количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020-му году составит 150 000 человек, к 2025-му году - 500 000 человек. Количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году будет 60 000 человек, к 2025-ому году - 100 000 человек.

Система дополнительного образования

В I квартале 2018 года будет разработан механизм независимой экспертной оценки результативности системы дополнительного и профессионального образования. Далее эксперты планируют определить потребности по переподготовке сотрудников 100 крупнейших компаний, а также потенциальныхбудущих работодателей и необходимые им ключевые компетенции сотрудников.

К IV кварталу 2020 года планируется запуск программы по обеспечению «цифровой грамотности» старшего поколения с привлечением инициатив школьников. Операторами по переподготовке кадров будут реализованы программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, субсидируемые государством посредством предоставления индивидуальных ваучеров гражданам, в том числе людям старшего возраста и гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Изменения на рынке труда: ключевые термины

На фоне изменений в системе образования предполагаются и различные изменения на рынке труда.

1. Персональная траектория развития заменит трудовые книжки

По программе к 2022 году не менее 60% компаний будут использовать персональную траекторию развития вместо трудовых книжек. К 2020 году компаниям будет обеспечен доступ к профилям компетенций и персональным траекториям развития их сотрудников и кандидатов на открытые позиции, а также внедрен механизм отражения в профиле компетенций и персональных траекториях развития результатов их деятельности на месте работы (профили компетенций уволившихся сотрудников будут передаваться новым работодателям).

Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, к 2020-му году будет составлять 10%, к 2025-му году - 80%.

2. Гибкие трудовые отношения будут законодательно регулироваться

К концу 2019 года будут выявлены барьеры, затрудняющие формирование гибких трудовых отношений, и приняты нормативные правовые акты, которые обеспечат их регулирование.

3. Появится индивидуальный цифровой ваучер на обучение

Государство планирует сформировать систему стимулирующих выплат на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Сроки реализации этой задачи - IV квартал 2020 года.

4. Будет предложен цифровой аналог нормативов ГТО

Для отдельных профессий к концу 2020 года будет введена система аттестационных нормативов уровня сформированности компетенций, которая дает преимуществапоступающим в вузы.

5. Появится бесплатный онлайн-сервис непрерывного образования

Ресурс будет доступен для широких слоев населения, его суть - в формировании базовых компетенций по цифровой экономике.

6. Введение в оборот карты молодого профессионала

Речь идет о документе, который предоставит иностранным высококвалифицированным специалистам, свободно владеющим русским языком, право работать на территории РФ и ряд других дополнительных преференций.

7. Создание механизма выдачи грантов и льгот

Государство намерено поощрять компании, обучающие и трудоустраивающие людей с базовыми для цифровой экономики компетенциями. Также в планах - разработка и запуск механизма стипендий для привлечения перспективных иностранных абитуриентов и специалистов, предполагающих осуществлять трудовую деятельность на территории России.

8. Развитие системы поддержки деловых связей с иммигрантами

Государство всерьез задумывается о том, как создать культурно-деловой мостик, который соединит нашу страну с уехавшими за рубеж соотечественниками, которые профессионально задействованы в сфере цифровой экономики.

Как думаете, по силам ли нашей экономике до 2025 года реализовать намеченное? Оставляйте свои комментарии ниже.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


…рост населения обеспечивает новый
человеческий капитал (трудовые ресурсы),
обороноспособность страны (есть кому
служить…) и работать в ОПК, рынки сбыта (есть кому продавать и кому покупать)…

Я. Симчера

Наиболее прогнозируемым в 2018 году является направление развития ВПО и России, основанное на известных парадигмах и тенденциях мирового развития, названное мною условно «Направлении № 1». Объяснений этому, на мой взгляд, несколько, но главные из них следующие:

Во-первых, вероятные сценарии развития России после 2025 года рассматриваются в среднесрочной перспективе 7–10 лет, когда основные тенденции развития в экономике, демографии, научно-технической области и других областях относительно хорошо известны и не ожидаются, что в них произойдут революционные перемены и смена парадигм. Так, в 2025 году, например, потенциал ЯО США и России не изменится качественно, а изменения в стратегических системах ВТО и ПРО ожидаемы и достаточно определенно контролируемы.

Во-вторых, мы не знаем, какие именно социальные и политические качественные изменения могут произойти в ВПО (например, не ожидаем революции в США), но не исключаем полностью такой возможности, т.е. резервируем свою позицию.

В-третьих, мы предполагаем, что в период после 2025 года будет доминировать сложившихся до этого «Военно-силовой сценарий ВПО», т.е. развитие России будет проходить в условиях нарастающей враждебности, инерционно, предполагая, что такая враждебность (в силу логики эскалации) неизбежно приведет к вооруженным формам противоборства уже до 2025 года.

Следует признать, что у всех этих сценариев развития России после 2025 года есть и общие черты. В частности, темпы и качество развития России в возрастающей степени, можно сказать, практически абсолютно, после 2025 года будут обеспечиваться за счет количественного и качественного роста национального человеческого капитала. Этот вывод вытекает из того, что уже к 2018 году все экстенсивные ресурсы нации были фактически исчерпаны (за исключением борьбы с коррупцией) и выбор сводился к росу за счет НЧК или продолжения стагнации 2014–2017 годов. Последние «остатки» экстенсивного роста были ликвидированы вместе с обвалом цен на энергоресурсы в 2008 году.

Вместе с тем следует признать, что до 2018 года ни количественного демографического прироста, ни качественного увеличения НЧК России не происходило. Как и в социально-экономической области, в 2014–2018 годы наблюдалась в лучшем случае стагнация, а в худшем – деградация НЧК. Это говорит о том, что переход России к качественному развитию отнюдь не гарантирован.

Преодолеть эту тенденцию после 2018 года являлось главной задачей политической элиты России, но если она не была решена до этого времени, то нет уверенности в том, что она будет решена до 2025 года. Тем более, что само правительство планирует на 2018–2020 годы инерционный сценарий развития страны. Это означает, что к 2025 году не только ВПО, но и положение России относительно других стран может ухудшиться. Это и станет точкой отсчета для развития страны после 2025 года с вероятностью до 90% потому, что власть так и не решится на реализацию мобилизационного сценария развития, а инновационный сценарий в очередной раз окажется провальным.

На перспективу развития России в 2025–2050 годы, в рамках «Направления № 1», как уже говорилось, условно можно выделить три основных и наиболее вероятных сценария, основанных на известных в настоящее время парадигмах, тенденциях и факторах.

Во-первых, это Сценарий № 1 («Мобилизационный») – как возможная и наиболее желательная экстраполяции мобилизационного сценария развития России (в случае его существования до 2025 года) на период до 2050 годов в условиях ведущихся фактически против России военных действий.

Этот сценарий предусматривает не только дальнейшее обострение и эскалацию ВПО до состояния прямого военного конфликта с Россией, но и вероятного затягивание этого состояния на несколько лет.

Если допустить, что переход в это качество произойдет до 2025 года (например, в форме военных действий в бывших советских среднеазиатских республиках или на Украине), то можно прогнозировать возможное затягивание противостояния на несколько лет. Примером этому может быть конфликт на Украине, который продолжается уже более трех лет, но который может быть в таком замороженном состоянии находиться и после 2025 года. В принципе западной ЛЧЦ выгодно как сохраняющаяся напряженность на Украине, так и в отношениях между Украиной и Россией. Подобное (или близкое к нему) состояние существовало в Молдавии и Грузии.

Детали ВПО и СО не так, уж, и важны потому, что подобный сценарий ВПО был бы выгоден Западу в самых разных вариантах. Но такой сценарий был бы крайне невыгоден для России потому, что требовал бы бесконечной затраты ресурсов для поддержания возможности борьбы. Этот сценарий, надо признать, вполне вероятен и может быть удобен для Запада еще и потому, что связал бы на многие годы руки и ресурсы России. Особенно если западной военно-политической коалиции удалось бы создать и поддерживать боеспособность «облачного противника», на Украине и в Европе, как она это делала в последние годы в Сирии. Рост военно-силового противоборства неизбежно вел бы к росту не только военного бюджета России и других расходов по обеспечению безопасности, но и общегосударственных расходов в условиях ограниченного роста ВВП и доходов.

Эта экстраполяция на период после 2025 года вполне закономерна и объяснима, ибо только мобилизационный сценарий до 2025 года, на мой взгляд, способен по сути дела сохранить Россию в качестве суверенного субъекта МО–ВПО в будущем, на 2025–2050 годам. В настоящее время бюджет России составляет порядка 20% ВВП, но при мобилизационном сценарии он может быть увеличен до 25–35%, что позволит увеличить расходы на безопасность и оборону в 1,5–2 раза, а в случае роста ВВП – еще и пропорционально этому росту. Как видно из графика, резервы для этого существуют, хотя этот шаг, безусловно отразится и на социально-экономической ситуации в стране.

Во-вторых, наиболее вероятным в 2018 году представляется Сценарий № 2 («Инерционный») военно-политического развития России в условиях нарастающих санкций и силового давления со стороны западной коалиции. Это традиционный для России в последние десятилетия инерционный сценарий, которые неизбежно угрожает в конечном счете утратой части суверенитета России. Инерция стагнации в развитии России, сложившаяся к 2018 году, может сохраниться до 2025 года, но уже в условиях обострения враждебности ВПО. В этом случае России в целом удается обеспечить минимальный уровень внутриполитической стабильности и развития обороноспособности до 2025, но после этого периода она неизбежно столкнется с непреодолимыми трудностями. Инерционный сценарий развития после 2025 года будет сопровождаться:
  • неизбежной внутриполитической дестабилизацией, вытекающей из растущего социально-экономического отставания России, которая в условиях быстрого развития в мире доли среднего класса и душевых доходов, вряд ли сможет заметно увеличить свой уровень душевого дохода и качество жизни. Ситуация в еще большей степени будет осложнена, двумя обстоятельствами:
  • разрывом между богатыми и бедными, достигшим максимальной дистанции в мире;
  • разрывом в душевом доходе между отдельными регионами (например, Бурятии и Москвой – 1: 15);
  • отставанием в научно-техническом и технологическом развитии, сложившимся в последние десятилетия, а также невозможностью перехода к новым видам и системам ВВСТ;
  • отставанием в военной мощи и мощи военно-политической коалиции, которое изменится в пользу Запада и новых центров силы (например, соотношения 1: 20 в пользу западной коалиции, к соотношению 1: 50 в 2035–2040 годах).

Есть определенные основания для предположений о сохранении в основном тенденций, парадигм и политики, существующих в настоящее время, на более длительную перспективу до 2050 года. Этот изматывающий Россию экономически инерционный сценарий требует постоянного противоборства во всех сферах от России и крайне выгоден Западу, который всегда может «торговаться» по поводу тех или иных уступок.

Кроме того, этот сценарий не только инерционен, но и находится в плену своей логики и людей, связанных годами с его реализацией. Как показывает история, некоторые тенденции в экономике, политике, идеологии, а также программы ВВСТ существуют длительное время. Так, с 1990 года, например, по настоящее время развитие России происходит в рамках макроэкономической и политической либеральной парадигм, на протяжении всего периода в 27 лет. За этот период они претерпели, естественно, изменения, которые однако не выходят за рамки либеральной парадигмы и сценария развития.

В эти же 30–45 лет продолжали сохраняться многие системы ВВСТ: вертолеты Ми-8, ТБТ-95 и Ту 150 и т.д., созданные в советский период, но крайне медленно современные российские системы.

Таким образом можно с некоторым основанием констатировать, что экстраполяция инерционного сценария развития России после 2025 года вполне возможна.

В-третьих, возможен и даже вполне вероятен, впервые после 2008 года, и качественно новый сценарий развития России, – «Сценарий № 3» и его варианты, – который предполагает, что к 2025 году будут созданы новые политические, геополитические и военные парадигмы, способные качественно повлиять на развитие всего человечества.

Это влияние отразится и на России. Например, в случае войны западной ЛЧЦ с другими ЛЧЦ, что сделает дальнейшее продолжение фактической войны с Россией затруднительным. Именно такой сценарий развития МО-ВПО сработал в 1939–1941 годах, когда Великобритания и США с союзниками были вынуждены сконцентрировать усилия на борьбе с Германией и Японией, а не с СССР.

Таким образом в период 2025–2050 годов развитие России может происходить под влиянием 3 основных и наиболее вероятных сценариев развития, реализуемых в 7 вариантах. Эти сценарии будут оказывать решающее влияние на возможности социально–экономического развития страны, которые будут определяться следующими критериями относительно доли ВВП, например, выделяемой на нужды безопасности и обороны.

В рамках этого подхода к сценариям можно выделить таким образом три принципиально различных сценария для России на период 2025–2050 годов и их варианты, которые похожи отчасти на сценарии развития до 2025 года. Их вероятность в 2018 году может оцениваться экспертами по-разному в зависимости от их личных субъективных предпочтений, знаний и политической ориентации. Тем не менее можно предположить, что вероятность развития этих трех сценариев и их вариантов, оцениваемая в 2018 году, выглядит, на мой взгляд, следующим образом:

в 2017 году: прогноз в 2018 году

Вероятность развития «Сценария № 1» – 30% → 60%

Вероятность развития «Сценария № 2» – 60% → 30%

Вероятность развития «Сценария № 3» – 10% → 10%

Причем на вероятность реализации того или иного сценария после 2025 года оказывает существенная динамика развития ВПО в мире и состояния дел в России в 2016–2017, а именно – наблюдается устойчивая тенденция ухудшения прогноза после 2025 года . Так, если в 2014 году я прогнозировал вероятность перехода к военно-силовым действиям Запада в 2025 году, то в 2018 году – уже в 2021–2023 годы, что неизбежно оказывает влияние на прогноз развития России после 2025 года.

Вместе с тем резкое ухудшение ВПО в 2017 году может потребовать от руководства страны в период решительных действий мобилизационного характера как в политической, так и экономической областях, в частности, реорганизации всей военной организации страны и корректировке военного бюджета. Другими словами, не исключается, что руководство страны решится на радикальные меры, предусматривающие переход от инерционного сценария к мобилизационному уже в начале 2018 года.

Сказанное означает, что стратегическое планирование, в т.ч. в области обороны и безопасности, ГПВ и др. решения, должны исходить, на мой взгляд, из наибольшей вероятности развития после 2025 года «Сценария № 1», в котором будет доминировать логика эскалации военно-силового противоборства при стремлении Запада сохранить свой контроль над этой эскалацией. При этом наиболее вероятным после 2025 года может быть «Вариант № 2» сценария развития России потому, что этап развития «Варианта № 1» того же сценария в 2018 году может быть уже фактически пройден.

При этом, реализация такого сценария требует известных мер по подготовке со стороны России не только в области военной политики, но и военного искусства. Так. если говорить, например, о наиболее вероятных способах применения военной силы, то можно акцентировать внимание на стратегии иррегулярной войны, вероятность которой стремительно усиливается. Ее описал достаточно подробно в России Арзуманян Р.В. следующим образом: «Конфликты последних лет на примере Югославии, Ирака, Ливии и Сирии показывают, что копившийся годами военный потенциал в том виде, в котором он создавался, в большинстве случаев в условиях обострения обстановки либо не работает вообще , либо оперативно требуется его перестройка и адаптация к условиям, которые, как правило, кардинально отличаются от тех , к которым готовилась армия. Как результат – крайне низкая эффективность боевого применения сил и средств для решения стоящих задач.

С другой стороны, попытка государства применить военную силу для решения задач обеспечения безопасности и наведения порядка (как это было в России в ходе трех чеченских кампаний, либо в событиях на Украине и в Крыму), т.е. для решения именно тех задач, для которых, в том числе, и создавался многие годы военный потенциал, на деле упирается в крайне отрицательное «общественное мнение» и последующие международные санкции.

Также необходимо учитывать, что широкомасштабному применению военной силы предшествует этап наращивания сил, а с началом применения необходимо заботиться и о поддержании группировки (особенно это важно, если войска привлекаются для решения долгосрочных задач на оккупированной территории). Эти шаги крайне дороги и могут быть оправданы лишь на очень короткий период времени, либо только в условиях ведения широкомасштабной войны и перевода экономики на мобилизационный план.

Анализ показывает, что Запад первым осознал происходящие изменения. Формирование и поддержание группировки сил и средств, к примеру, по той же Югославии или по Ираку обошлись американским и европейским налогоплательщикам в очень значительную сумму. При этом необходимо учитывать, что от всей мощи созданных группировок эффективно применялись лишь несколько процентов (как правило, это авиация и силы специального назначения).

Понимание происходящих изменений отразилось в усиленном развитии невоенных средств и методов борьбы (включая экономические, информационные и др.). Сегодня Госдепартамент США в сфере ведения противоборства занимает гораздо более весомую позицию, чем Пентагон, поскольку координирует и интегрирует все элементы национальной мощи для решения стоящих задач .

Результатом такой работы стала, к примеру, концепция «цветной революции», когда поставленные политические цели достигаются за счет использования внутреннего протестного потенциала без широкомасштабного применения военной силы.

Сегодня наиболее перспективной концепцией на Западе является концепция иррегулярных военных действий, подразумевающая широкое применение партизанских, диверсионных и специальных форм и способов борьбы.

Как видно из предложенных сценариев и их вариантов, «Сценарий № 1» и отчасти даже «Сценарий № 2» являются по сути продолжением сценариев развития России до 2025 года, реализуемых преимущественно на основе прежних парадигм мирового развития. С той небольшой разницей, что «Сценарий № 2» можно отнести к развитию «Военно-силового сценария» до 2014 года, а «Сценарий № 1» – после 2014 года.

Их модернизация до 2025 года и в особенности в 2025–2050 годы носит важный, но не принципиальный характер и не предполагает появление в период 2025–2050 годов принципиально новых политических, экономических или военных парадигм.

Иными словами эволюция военно-политических особенностей развитии России (в сценариях № 1 и № 2) – будет экстраполяцией развития ВПО и России в 2014–2017 годы с частными различиями, имеющими второстепенный и (часто) субъективный характер.

Соответственно развитие России после 2025 года по тому или иному сценарию требует от руководства страны в настоящее время, т.е. в 2018 году, учета этих факторов. Например, прямые военные действия на ТВД в 2025–2050 годы потребуют огромных запасов не только ВВСТ, прежде всего, средств ведения неядерной войны, но и боеприпасов. Достаточно сказать, например, что боезапас КР США «расстреляли» в Ираке в течении одного месяца.

В значительной степени прогноз сценария развития России в 2025–2050 годы будет влиять на ту часть национальных ресурсов, которая выделяется через федеральный бюджет. На мой взгляд (очень условно), можно было бы говорить о следующих пропорциях военного бюджета в общефедеральных расходах для того или иного сценария и его вариантов.

Доля ВВП, выделяемая на потребности безопасности и обороны
в 2025–2050 годы, в соответствии с разными сценариями
и вариантами развития России

Характеристика
сценария
Характеристика
варианта сценария
(в %)
Степень внешней
угрозы
(от 1 до 10)
Доля ВВП (в %),
выделяемая на оборону России
Сценарий № 1 :
(«Мобилизационный»).
Предполагает, что развитие России крайне затруднено в условиях военно-силового давления и противоборства с западной ЛЧЦ
Вариант № 1 . Конфликт с использованием «облачного противника» 8 баллов: наиболее вероятен 8–10% ВВП
Вариант № 2 . Участие США и НАТО в прямых военных действиях против России 7 баллов: вероятен 10–15% ВВП
и даже до 30% ВВП
(как в Израиле)
Вариант № 3 . Глобальная война на различных ТВД 5 балла: наименее вероятен до 40% ВВП
(как в СССР
в 1939–45 гг.)
Сценарий № 2 :
(«Инерционный»).
Предполагает, что развитие России сдерживается расходами на безопасность
Вариант № 1 . Сохранение существующего военно-силового противоборства 3 балла: вероятен в отдельные периоды до 5% ВВП
(на уровне 2011–2015 гг.)
Вариант № 2 . Усиление силового противоборства 6–7 баллов: вероятен до 7% ВВП
Сценарий № 3 :
(«Оптимистический»).
Новые центры силы переносят противоборство в иную плоскость
Вариант № 1 . Война западной коалиции с КНР 3 балла: мало вероятен до 5% ВВП («вооруженный нейтралитет)
Вариант № 2 . Война с исламской ЛЧЦ 3 балла: вероятен до 5% ВВП (участие в коалиции)
Вариант № 3 . Война западной ЛЧЦ с другими центрами силы 2–3 балла: очень маловероятен до 3% ВВП

Сказанное выше означает, что формальное сокращение оборонного бюджета в 2017 году не основано на долгосрочном прогнозе, а опирается на иную аргументацию и решения, а именно на стагнацию российской экономики в 2014–2017 годы и некоторое «перенасыщение» военного бюджета в эти годы.

Предлагаемая выше таблица представляет собой скорее логическую модель, а не реальные оценки военно-политического прогноза, а тем более планирования. Она является, скорее, «приглашением» к совместному прогнозу будущего России.

Тем не менее из нее можно сделать вывод о том, что наиболее вероятен «худший сценарий», когда России предстоит до 2025 года и вплоть до 2050 годов опираться на собственные силы в условиях усиления военной опасности. Это означает, что «мобилизационный», сценарий в одном из своих вариантов неизбежен и самая лучшая стратегия – начинать его реализацию самим по принципу «чем раньше – тем лучше».

В этой связи можно сопоставить военные расходы России по тому или иному сценарию и его варианту с расходами других стран. Так, относительно расходов бюджета, можно говорить о том, что «Мобилизационный СЦЕНАРИЙ России после 2025 года вполне допустим на уровне расходов в 10–15% (Азербайджан, Иран, США, но меньше чем Саудовская Аравия, ОАЭ или Израиль), что будет приблизительно соответствовать 3–5% уровня ВВП, т.е. сегодняшнему уровню военных расходов России.

Вероятно, что это – минимальный уровень военных расходов России в условиях реализации «Мобилизационного» сценария после 2025 года, который, скорее всего, будет недостаточным для эффективного противоборства. Это означает, что еще до 2025 года должны будут сделаны дополнительные инвестиции и накопления стратегические запасы ВВСТ и боеприпасов.

Очевидно, что доля военных расходов в ВВП России после 2025 года будет высокой, может быть, очень высокой, что отнюдь не означает, что эти расходы бесполезны. Важно, чтобы они были сконцентрированы в рамках «Мобилизационного» сценария на наиболее важных не только для обороны и безопасности, но и экономики и социальной области приоритетах, а именно:

  • на НИОКР, которые могут стать двигателями технологического развития (как в 40–50-е годы XX века ракетная и ядерная области);
  • на НЧК, который может не только резко повысить качество ВС, но и всей нации;
  • на эффективности управления в государстве, ОПК и ВС.

После 2025 года расходы на оборону России в решающей степени будут зависеть не от абсолютных величин или соотношения расходов с основными оппонентами (они будут абсолютно не сопоставимыми), а от других факторов. Таких, прежде всего, как:

  • состояния МО и ВПО в мире;
  • угроз национальной безопасности, среди которых военные угрозы могут быть не самыми главными;
  • внутриполитической стабильности и др.

Так, в частности, можно ожидать, что величина душевого дохода или, например, заработной платы, к 2025 году станет примерно одинаковой в большинстве развитых стран. Более того, к ней «подтянутся» доходы значительной части граждан новых центров силы, а их средний уровень достигнет 35–40 тыс. долларов в 2025 году. Это означает, что большинство стран создадут ведущую «прослойку» населения, состоящую из представителей среднего класса, когда внутриполитическая стабильность будет определяться не только доходами, но и отношениями в нематериальной области, а внешняя безопасность не будет непосредственно зависеть от объема финансирования, выделенного на оборону. Так, если в настоящее время существует огромная разница в зарплатах и доходах между группами развитых стран, с одной стороны, и развивающихся стран, с другой стороны, то после 2025 года это соотношение может практически сравняться для большинства населения, как это произошло в КНР. Учитывая налоги, разница может составить уже не 1: 10, а 1: 3 или даже 1: 2, что сравняет в принципе доходы основных групп населения в большинстве стран.

Это означает, что в России в 2025 году заработная плата для представителей среднего класса (которые увеличатся с 20–25% до 45–60%) вырастет с нынешних 1 тыс. долл. до 2,5–3 тыс. долл., что сделает возможным эффективную реализацию различных сценариев обеспечения безопасности, особенно, если речь будет идти о «Мобилизационном» сценарии.

У России есть огромные ресурсы, которые не используются в настоящее время, но могут быть использованы в случае выбора в пользу «Мобилизационного» сценария. как минимум речь идет:

  • о ликвидации оффшоров и активов за рубежом;
  • снижения коррупции;
  • более эффективного использования природной ренты что, как показывает опыт зарубежных стран, может быть сделано в очень широком диапазоне.

Иными словами, у России есть огромный ресурс для маневра при выборе того или иного сценария развития, если уйти от механического следования рекомендациям финансистов – «макроэкономистов». В частности, можно использовать даже опыт финансирования военных расходов на Украине в период 2014–2017 годов, который был достаточно показателен:

Динамика военных расходов Украины в 2013–2016 гг.

2013 18,8 млрд. гривен (1,11% ВВП)

2014 – первоначально, принятый в середине января 2014 года государственный бюджет на 2014 год включал военный бюджет в размере 14,6 млрд. гривен; 10 мая 2014 года министр финансов А. Шлапак сообщил, что в период с января 2014 года, когда был утвержден военный бюджет, военные расходы увеличились уже на 50%, а военный бюджет – с 14 млрд. гривен до более чем 20 млрд. гривен. 21 мая 2014 года для оплаты военных расходов начался выпуск казначейских облигаций «Военные» на общую сумму 100 млн. гривен. В июне 2014 года военный бюджет Украины составил 20,1 млрд. гривен (1,25% ВВП).

2015 – в декабре 2014 года было объявлено, что военные расходы на 2015 год составят не менее 50 млрд. гривен ; 8 января 2015 года было объявлено, что военный бюджет Украины составит 44,6 млрд. гривен; 17 июля 2015 было принято решение о выделении на нужды министерства обороны и вооружённых сил Украины дополнительных средств в размере 5,3 млрд. гривен.

2016 – по предварительным расчётам, военный бюджет 2016 года планировали в размере не менее 100 млрд. гривен (5% ВВП), а с учётом средств из специальных фондов – 113 млрд. гривен .

2017 – по предварительным данным, военный бюджет на 2017 год должен составлять не менее 5% ВВП (150 млрд. гривен).

Таким образом развитие военных возможностей «облачного противника» России за 3 года прошло путь от 18,8 млрд. до порядка 150 млрд., что (даже, с поправкой на инфляцию) означает рост в 3–4 раза!

Основные критерии сценариев развития России
и их вариантов в период 2025–2040 годов,
основанных на известных парадигмах

И это привело во многом к обострению кризиса на Украине в социально-экономической области, но отнюдь не к социальному взрыву. Прежде всего потому, что власти удалось внедрить в сознание граждан необходимость «защиты» от внешней угрозы.

Подберезкин Алексей Иванович

Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. – М.: МГИМО-Университет, 2011. –Т. 3.

Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в 2 т./ под ред. А.И. Подберёзкина. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – Т. 1. – 796 с.

См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.

Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 169 с.

Арзуманян Р.В. Стратегия иррегулярной войны: теория и практика применения. – М.: АНО ЦСОиП, 2015. – 334 с.

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – Т. 3.

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.


Питер Диамандис
Основатель и CEO X PRIZE Foundation

В соответствии с , в 2025 году мы будем наблюдать ускорение изменений и приблизимся к миру подлинного изобилия. Вот восемь областей, в которых нас ждут необычайные преобразования:

1. Человеческий мозг за $1000

В 2025 году вы должны быть в состоянии купить за $1000 компьютер, который сможет просчитывать 10^16 циклов в секунду (10 тыс. триллионов циклов в секунду), что эквивалентно скорости обработки информации человеческим мозгом.

2. Экономика триллиона сенсоров

«Интернет всего» (следующая итерация ) соединит в единую сеть устройства, людей, процессы и данные. К 2025 году ИВ будет насчитывать более чем 100 млрд подключенных устройств, у каждого из которых будет дюжина или больше сенсоров, получающих данные об окружающей среде. Это приведет к созданию экономики триллиона сенсоров, с которой информационная революция перешагнет границы нашего воображения. По оценке, содержащейся в недавнем отчете Cisco, ИВ создаст потребительскую ценность на $19 трлн.

3. Совершенное знание

Мы движемся навстречу миру совершенного знания. Имея триллион сенсоров, собирающих данные повсеместно (автономные автомобили, спутниковые системы, дроны, носимые устройства, камеры), вы сможете узнать все, что захотите, в любой момент, где угодно, и анализировать громадный массив информации в поисках ответов и открытий.

4. Восемь миллиардов людей с тесными связями

Уже сейчас несколько компаний работают над тем, чтобы предоставить каждому человеку на Земле доступ к глобальной сети на скорости, превышающей 1 Мбит/сек. Эти компании - Facebook (с проектом Internet.org), SpaceX, Google (Project Loon), Qualcomm и Virgin (OneWeb).

Таким образом, вместо трех миллиардов пользователей Сети мы получим восемь миллиардов, то есть за десять лет в глобальную экономику вольется пять миллиардов новых потребителей, их совокупная покупательная способность измеряется десятками триллионов долларов. И они выйдут в Сеть не так, как мы это сделали 20 лет назад - с допотопными модемами, работавшими на скорости 9600 бит/сек. У них сразу появится мегабитный канал и доступ ко всей информации в мире через мощный поисковик, искуственному интеллекту, 3D- печати через облако, краудфандингу, краудсорсингу и т.п.

5. Прорыв в здравоохранении

Существующие ныне учреждения здравоохранения будут сплющены в лепешку с появлением новых бизнес-моделей, обеспечивающих более качественную и . Тысячи стартапов, а также нынешние гиганты рынка данных (Google, Apple, Microsoft, SAP, IBM и др.) шагнут на этот привлекательный рынок емкостью $3,8 трлн с новыми бизнес-моделями, которые дематериализуют, демонетизируют и демократизируют современную бюрократическую и неэффективную систему.

Носимые биометрические сенсоры и искуственный интеллект превратят каждого из нас в СЕО собственного здоровья. Масштабное геномное секвенирование и самообучающийся искуственный интеллект позволят нам узнать причины раковых, сердечных и нервных заболеваний, а также способы справиться с ними. Роботы-хирурги смогут автономно проводить безупречные операции раз за разом - за копейки по сравнению с сегодняшними ценами. Когда понадобится, каждый из нас сможет вырастить новое сердце, печень, легкое или почку, вместо того чтобы ожидать донорского органа от усопшего.

6. Дополненная и виртуальная реальность

Миллиарды долларов, которые инвестируются в эти технологии компаниями Facebook (Oculus), Google (Magic Leap), Microsoft (Hololens), Sony, Qualcomm, HTC и другими, приведут к появлению нового поколения дисплеев и пользовательских интерфейсов. Экран, каким мы его знаем - в вашем телефоне, компьютере, телевизоре - исчезнет и будет заменен очками. Не такими гиковскими, как Google Glass, а стильными и модными. Результат - радикальные изменения в ряде отраслей, включая ритейл, торговлю недвижимостью, образование, путешествия, развлечения - и фундаментальные сдвиги в человеческом поведении.

7. Знакомьтесь: JARVIS

Исследования в области искуственного интеллекта в следующее десятилетие совершат скачок. Если вам кажется, что голосовой помощник Siri полезен сейчас, то версия Siri из следующего десятилетия будет гораздо больше похожа на JARVIS из фильма «Железный человек», с продвинутыми способностями понимать человеческую речь и давать нужный ответ. Такие компании, как IBM Watson, и Vicarious сейчас в поте лица разрабатывают системы искуственного интеллекта следующего поколения. Через десять лет будет в порядке вещей разрешать ИИ слушать все ваши разговоры, читать вашу переписку и сканировать ваши биометрические данные, поскольку польза и удобство станут совершенно очевидными.

8. Блокчейн

Если вы еще не слышали о технологии блокчейн, я настоятельно рекомендую вам почитать о ней. Возможно, вы знаете про основанную на технологии блокчейн криптовалюту биткойн, которая децентрализована (т.е. является глобальной), демократична и имеет высокую степень защищенности. Но настоящая инновация - это сама технологии блокчейн, протокол, позволяющий совершать безопасные, прямые (без посредников) цифровые переводы ценностей и активов (денег, контрактов, акций, интеллектуальной собственности). Такие инвесторы как вложили десятки миллионов в развитие этой технологии, поскольку уверены, что эта возможность настолько же важна, как и создание самого интернета.

В итоге

Мы живем в самое невероятное и потрясающее время, где единственное, что остается неизменным - это перемены, а скорость, с которой эти перемены происходят, лишь нарастает.

Аналитики из Thomson Reuters провели масштабное исследование, цель которого - на основе опубликованных патентов и достижений самых быстроразвивающихся научных сфер выяснить, как изменится жизнь человека в 2025 году. И вот что выяснилось.
Человеку свойственно мечтать о будущем и рисовать его у себя в голове. Именно поэтому популярна научная фантастика, именно поэтому записи вроде «10 шокирующих предсказаний Ванги / Нострадамуса / Подставить нужное» собирают гигантское количество лайков и репостов в социальных сетях.
На самом деле спрогнозировать развитие нашей цивилизации - это одновременно и просто, и трудно. Просто - потому что, опираясь на достижения прошлых лет и открытия современных ученых, можно хотя бы примерно составить картину того, над чем светила науки работают в данный момент и во что все это выльется через десяток лет (чтобы потом, конечно же, сказать: «А я же говорил!»). Трудно - потому что точно сказать, как проявит себя та или иная технология на практике, невозможно. Тем не менее такие прогнозы всегда интересны.
Медиакомпания Thomson Reuters попыталась выяснить, что же нас ждет уже в 2025 году. Если вкратце - все будет хорошо.

Болезнь Альцгеймера («болезнь стариков») наряду со СПИДом входит в группу заболеваний, не поддающихся лечению. Можно их купировать, ослаблять симптомы, но методов эффективного лечения на сегодняшний день не существует. Помощь придет с не самой очевидной стороны - фармакологии поможет генная инженерия.
Исследования человеческого генома и генетических мутаций приведут к лучшему пониманию таких дегенеративных расстройств, как слабоумие и болезнь Альцгеймера, и созданию способов предотвращения их развития. Сегодняшние достижения ученых уже через десять лет будут иметь далеко идущие последствия.
Текущие исследования нейродегенеративных заболеваний нацелены на выявление патогенных хромосом, которые и приводят к развитию болезни. Подобные знания чрезвычайно ценны для медицины, ведь в перспективе они позволят ученым исправлять генетические отклонения и предотвращать появление старческого слабоумия.
Уже сегодня врачам удается изолировать хромосомы, вызывающие некоторые виды умственных расстройств. А к 2025 году, с улучшением методов диагностики и развитию специализированной медицинской техники, количество страдающих от этих страшных болезней людей может стать меньше.

Энергетический кризис предрекают уже не одно десятилетие, ведь запасов нефти и угля в мире осталось не так уж и много. Но есть две новости, и обе, как ни странно, хорошие. Первая - он так и не наступил, а вторая - скорее всего, и не наступит. Ведь уже в 2025 году солнце станет если не главным, то уж точно значительным источником энергии на планете.
Благодаря совершенствованию фотовольтаики и других прикладных химических дисциплин солнечную энергию будут повсеместно использовать не только потому, что она является экологически безопасной, но и потому, что она будет действительно эффективной.

Уже в 2025 году солнце станет если не главным, то уж точно значительным источником энергии на планете.
Главная задача современных ученых, работающих в этой области, - повысить КПД солнечных батарей. Ведь, в отличие от электростанций, которые могут работать 24 часа в сутки, ночью солнечную энергию собрать не получится.
Последние достижения свидетельствуют о том, что за десять лет им это вполне удастся. Ее будут «собирать» в больших количествах, хранить во вместительных источниках, а затем использовать при необходимости.
Именно солнечная энергия будет отапливать здания, воду и питать собой электронные устройства в домах и офисах людей.
Крыша нового кампуса Apple, кстати, будет представлять собой одну большую солнечную батарею. А компания Стива Джобса, что бы о ней ни говорили, почти всегда знает, какие технологии будут востребованы в будущем.

Жизнь диабетика, к сожалению, отличается от жизни здорового человека. Многие продукты нельзя есть, приходится постоянно контролировать уровень сахара в крови и ходить на лечебную физкультуру. И принимать инсулин.
В 2025 году диабет первого и второго типа, а также мышечную дистрофию можно будет предотвратить не только диетами и физическими упражнениями. Генная инженерия человека станет реальностью и откроет путь к изменениям определенных генов, вызывающих эти заболевания, и поможет предотвратить некоторые нежелательные изменения в метаболизме.
ДНК и РНК являются самыми важными биологическими молекулами жизни на Земле, и те роли, которые они играют, будут куда более понятны для ученых следующего десятилетия.
Сложные операции, протекающие внутри РНК, основного «канала» передачи данных от ДНК к белкам и самих белков, будут раскрыты и изучены. А процессы, благодаря которым генетическая информация, передающаяся из поколения в поколение, станут прозрачными. Все это приведет к тому, что генные модификации, изменения в структурах ДНК будут применимы и для человека, а не только для бактерий или мышей.
Несмотря на то что в наше время аббревиатура ГМО в большинстве случаев вызывает у людей сомнения или даже страх, в генной инженерии как таковой нет ничего плохого. Даже наоборот, она способна спасти множество жизней: с ее помощью можно будет лечить страшные генетические заболевания на невероятно ранних стадиях. Выдающийся ученый нашего времени Стивен Хокинг, к примеру, считает, что человек должен эволюционировать дальше именно за счет изменений собственного генома и кибернетики.

Об этом мало кто знает, но в 2013 году от нехватки еды - голода - страдал каждый седьмой человек в мире. Эта проблема и сейчас особенно актуальна для аграрных, неразвитых и расположенных в неблагоприятных условиях (например, в пустынях) стран.

В 2013 году от нехватки еды - голода - страдал каждый седьмой человек в мире.
Однако есть все основания полагать, что в 2025 году голод, подобно чуме и оспе, станет воспоминанием из прошлого. Совершенствования технологий подачи света, совмещенные с генетическими модифицированием зерновых культур, повысят эффективность их выращивания в теплицах и раз и навсегда закроют проблему нехватки еды на планете.
Модифицировать растительную пищу будут таким образом, чтобы она ускоряла свой рост под воздействием световых волн определенной длины. Эти волны затем будут излучать специальные светодиоды, которые будут размещены в теплицах. Таким образом, можно в несколько раз увеличить урожай зерна и любых других культур, а значит, обеспечить достаточным количеством пищи все 8 млрд человек на планете.
Кроме того, такая пища будет устойчива к болезням, вредителям и медленно портиться, поэтому можно будет транспортировать ее в любое место земного шара без каких-либо последствий.

Способы добраться из точки А в точку В в 2025 году будут серьезно отличаться от тех, к каким мы привыкли сегодня. Машины и самолеты по-прежнему будут существовать, но они будут умнее (вспомните хотя бы многообещающую самоуправляемую Google Car), гораздо легче, а также способными преодолевать куда большие расстояния. Совершенствования неуглеродных источников энергии (таких как, к примеру, литий-ионные аккумуляторы), а также создания эффективного водородного топлива и батареек толщиной с кинопленку изменят транспортную инфраструктуру к лучшему.
Летать самолетом станет куда дешевле, поскольку они будут требовать меньше места для взлета и приземления и не такое большое число обслуживающего персонала, как сейчас. Вполне возможно, что купить себе свой персональный маленький самолет (или, на худой конец, вертолет) будет так же просто, как сейчас обзавестись автомобилем. А банки наверняка предложат оформить на него кредит через SMS.

Тем, кто уже сейчас не одобряет «оцифровку» реальности, в 2025 году придется еще хуже. Благодаря графену (революционному сверхпроводнику), сотовым сетям нового поколения и интернет-стандарту 5G (который, кстати, уже тестируется) беспроводным доступом в интернет будет обеспечен практически каждый житель Земли. Доступ в Сеть станет чем-то вроде электричества, вещью первой необходимости.
Умными станут не только часы и мобильные телефоны, но и машины, телевизоры, холодильники, стиральные машины, да и вообще все предметы, с которыми человек постоянно взаимодействует. Стараниями Google, Apple, и других гигантов индустрии все это будет связано в единую экосистему и будет дополнять друг друга, делая жизнь человека проще и практичнее, а его самого - зависимым от технологий.
Все это будет «укомплектовано» виртуальной и дополненной реальностью. И если у кого-то на этот счет возникают сомнения, стоит просто посмотреть на нынешние возможности Oculus Rift и Google Glass. И представить себе, во что все это выльется через десять лет.

Традиционный пластик разлагается невероятно долго. Если обыкновенную бутылку из-под газировки не выкинуть в мусорный бак, а бросить где-нибудь в лесу, существует большая вероятность того, что она этот самый лес попросту «переживет».
этот материал будет считаться архаизмом. Упаковки будут производиться из биологических материалов, которые можно безопасно перерабатывать без какого-либо вреда окружающей среде. В качестве и прочности при этом они не упадут.
Есть их, конечно, будет нельзя. Зато приятно осознавать, что «мусорных морей» из пластиковых бутылок, пачек сухариков и шоколадок в мире станет гораздо меньше.

В медицине есть такое понятие: препарат широкого спектра действия. Это означает, что он действенен сразу против нескольких групп бактерий. С одной стороны, это хорошо - меньше вероятность того, что лекарство не подействует. С другой - чем шире этот спектр, тем больше побочных эффектов он может дать.
В 2025 году фармакология станет гораздо точнее, препараты будут включать в себя специальные антитела и белки, заточенные под определенный тип заболевания. Это значит, что побочных эффектов у лекарств станет куда меньше.
Возьмем в качестве примера антибиотики. Если сейчас они работают как раз против широкого круга заболеваний, то в 2025 году врач сможет подобрать их специально под определенную инфекцию. То же самое будет касаться и методов лечения от рака. Ученые будут лучше разбираться в механизмах появления и распространения злокачественных опухолей в различных органах, что приведет к тому, что лекарства от этой болезни будут работать куда эффективнее, исцеляя пораженные клетки и не повреждая здоровые. Это сделает мучительный процесс лечения гораздо легче.

в Избранное в Избранном из Избранного 2

Очень интересный прогноз. Ни чего лишнего, ни каких таймлайнов и разливанием воды по дереву. Только цифры, в уж откуда они взялись, догадывайтесь сами.

Приведу лишь некоторые интересные факты:

Северная Корея не присутствует в списке стран 2025, но есть в списке-2014. Это можно списать на лень разработчиков, но можно на вполне серьёзные предположения аналитиков ЦРУ (Кстати, Южная Корея присутствует, но она очень сильно потрёпана возможным кризисом).

По Китаю отмечен очень слабый рост за десятилетие. Например, население Китая выросло всего на 10 миллионов человек, или на 0.7%. И это за десять лет, при нынешних 0.5% ежегодно! А экономика возросла на всего на 10%, и это при том росте в 6% ежегодно, который мы наблюдаем сейчас! Похоже, Китай будет очень серьёзно трясти. Экономика с военным бюджетом тоже вырастут на совсем небольшое значение.

Сайт делает прогнозы с 2012 года. И с каждым новым обновлением таблицы, прогнозы по Америке становились всё хуже.

Чтож, похоже, мы живём в эпоху по настоящему системных перемен. И авторы сайта нам гарантируют отнюдь не скучное десятилетие.

PS. Естественно не мог не посмотреть что авторы прогноза готовят для неньки, моей Родины — Украины.

Итак, в 2025 Украина будет находиться на достаточно высоком, для нас сегодняшних, 41 месте. С валовым ВВП 175 миллиардов долларов. ЕМНИП сейчас миллиардов 100, и падает.

Понятно, что при данной экономической парадигме, такого ни когда не достичь. Следовательно авторы прогноза прогнозируют к 2025 вхождение Украины в сферу интересов России и присоединение ЕвразС.

Почему я так решил. Посмотрите на страны Европы, по прогнозам их ждёт, лютый кризис, сильней он будет только в США. Следовательно, если Украина была в сфере интересов ЕС он бы накрыл и её. Но на Украине замечается прогресс.