Оформление пенсии

Организация оказания медицинской помощи сельскому населению. Организация медицинской помощи городскому и сельскому населению. I. Организация медицинской помощи сельскому населению

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению.

Таб. 3. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населении

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.



Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.

Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Сибирский государственный медицинский университет

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

Реферат

На тему: Организация медицинской помощи городскому и

сельскому населению

Выполнил: Ондар Туптен Монгун-оолович

Проверил: Образцова Елена Николаевна

Томск 2014г.

Введение

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

3. Диспансерный метод

4. Принцип специализации медицинской помощи

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Организация лечебно-профилактической помощи населению оказывается как в городе, так и на селе. Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению складывается из 3 этапов:

1. первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями стационарами, службой скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами.

2. стационарная медицинская помощь проводится в условиях стационара.

3. восстановительное лечение - в условиях стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Первичная медико-санитарная помощь - основная, доступная и бесплатная для каждого гражданина вид медицинского обслуживания включающая в себя: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции ФЗ №122"" от 22.08.2004г.)1

Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с определенными принципами:

1) доступность и бесплатность гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий. В программе определены виды, объемы, порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи населению. Программа государственных гарантий ежегодно пересматривается;

2) неразрывность лечебного дела и профилактики;

3) преемственность учреждений здравоохранения;

4) преимущество в оказании МП работающим;

5) участковость;

6) диспансерный метод.

Цель работы - рассмотреть организацию медицинской помощи населению в Российской федерации и Республике Башкортостан.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. обзор литературы по изучаемой проблеме;

2. изучить основные принципы организации медицинской помощи населению;

3. рассмотреть основные этапы оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

Для организации качественной медицинской помощи осуществляется преемственность между скорой помощь, поликлиникой, стационаром. Преемственность достигается путем обмена информацией между врачами лечебно-профилактических учреждений, проведения совместных клинических конференций, консультаций - это позволяет повысить квалификацию медицинского персонала, снизить дублирование лечения больного.

1) договор поликлиники со стационаром на госпитализацию пациента;

2) выписной эпикриз передается в поликлинику;

3) организация в поликлиники отделения восстановительного лечения (долечивание)

4) врачи поликлиники должны поочередно работать в стационаре.

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

Медицинское обеспечение работающих осуществляется в специализированных учреждениях - медико-санитарных частях (МСЧ), врачебных или фельдшерских здравпунктах. МСЧ могут быть как открытого типа - обслуживают работающих предприятия, их родственников и население прилегающей территории. В настоящее время таковыми являются все МСЧ, так и закрытого типа (только работников этого предприятия). Здравпункты врачебные и фельдшерские работают по графику работы предприятия. Фельдшерские здравпункты могут быть передвижными.

Работа цеховой службы оценивается, прежде всего, по форме №16 - по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Важным разделом является работа цехового врача с часто длительно болеющими (по 1 заболеванию 4 случая и 40 дней временной нетрудоспособности в год). Цеховой врач составляет списки часто длительно болеющих. Лечение проводится по согласованию с узкими специалистами. На предприятиях имеются санатории-профилактории. Медико-санитарные части могут функционировать в виде:

2. Объединенной больницы.

Медицинская помощь работающим оказывается также общей сетью лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, в случаях, когда предприятия не имеют медико-санитарную часть и численность работающих ниже установленных нормативами. (Витаминный завод прикреплен к 5-й поликлинике. Кабельный завод - к 1-й поликлинике). В регистратуре предусмотрено отдельное окно для обслуживания работающих.

Участковый принцип - это прикрепление к участковому врачу определенного контингента населения.

3. Диспансерный метод

Диспансеризация - активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности 3.

В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы:

1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.

2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, оценка результатов эффективности диспансеризации.

Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или их на дому и в результате различных профилактических осмотров, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. медицинский диспансерный лечение

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется путем ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по санитарно-гигиеническому образованию и пропаганду здорового образа жизни.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма.

В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом населения:

1. - дети до 18 лет;

2. - беременные женщины;

3. - учащиеся и студенты очного отделения;

4. - инвалиды Войн;

5. - спортсмены;

6. - отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ;

7. - больные, подлежащие диспансерному наблюдению.

В поликлинике выделяются диспансерные дни для работы с диспансерными больными. Диспансеризация проводится в 2 этапа. Показатели 1 этапа:

1. Полнота охвата медицинскими осмотрами;

2. Контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру. Примерно 80% населения охвачено диспансерным наблюдением. Кроме того проводится дополнительная диспансеризация в рамках Национального проекта "Здоровье". По итогам диспансеризации врач-терапевт участковый, ВОП распределяет граждан, прошедших диспансеризацию, по 5 группам состояния здоровья:

I - "практически здоров",

II - "с высоким риском развития заболевания, нуждающиеся в профилактических мероприятиях",

III - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в амбулаторных условиях",

IV - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях",

V - "нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи".

Граждане, отнесенные:

к I группе - не нуждаются в диспансерном наблюдении, с ними проводится профилактическая беседа по здоровому образу жизни;

к II-й группе - составляется программа профилактических мероприятий, осуществляемых в данном АПУ;

к III группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в амбулаторных условиях;

к IV группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в стационарных условиях;

к V группе - направляются в Комиссию органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по отбору нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи.

Стандарт диспансеризации включает в себя обследование следующими специалистами:

1. флюорография, маммография (для женского населения в возрасте старше 40 лет) или ультразвуковое исследование молочной железы, ЭКГ (электрокардиограмма), ОАМ (общий анализ мочи), ОАК (общий анализ крови), общий холестерин и липидный профиль, сахар, онкомаркеры (40 лет и старше)

2. осмотры специалистов: врач-терапевт участковый или врач общей практики, акушер-гинеколог (для женского населения), уролог (для мужского населения), невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.

Качество дополнительной диспансеризации: отсутствие впервые выявленных, заболеваний на поздних стадиях, в том числе - онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта, и прочих заболеваний, ведущих к длительной и стойкой утрате трудоспособности (через три месяца после завершения диспансеризации)4.

4. Принцип специализации медицинской помощи

Специализированной бригадой скорой медицинской помощи,

Узкими специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений,

В отделениях многопрофильных стационаров.

В диспансерах.

Диспансеры - это специализированные лечебно-профилактические учреждения для активного выявления больных, лечения, реабилитации и профилактики. Все диспансеры республиканского значения и финансируются из бюджета РБ

Типы: кардиологический, врачебно-физкультурный, кожно-венерический и др. Диспансеры включают поликлинику и стационар. Важный раздел работы - это консультативная помощь общей сети лечебно-профилактических учреждений.

Качество оказания медицинской помощи в специализированных стационарах выше, чем в стационаре общего профиля. Например, кардиодиспансер - кардиологическое отделение стационара или терапевтическое отделение. Однако это дорогостоящий вид медицинской помощи.

5. Организация лечебно - профилактической помощи сельскому населению

Строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению. Главными из них являются участковый и диспансерный. Различия в организации медицинской помощи определяются рядом факторов: малая плотность расселения сельских жителей; удаленность места жительства от районных центров; слабое обеспечение средствами связи; специфика условий труда и быта - сезонный характер сельскохозяйственных работ 5. Контакт с животными, химическими удобрениями и пр.

Особенности оказания медицинской помощи:

1. до 40% объема медицинской помощи оказывают средние медработники - (фельдшерско-акушерские пункты);

2. большой радиус обслуживания;

3. более низкая обеспеченность материально - техническими и кадровыми ресурсами (лечебно- диагностической аппаратурой, врачами, койками);

4. преимущественное медицинское обеспечение лиц занятых сельскохозяйственным трудом.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению это сельский врачебный участок (СВУ). Оказывается квалифицированная доврачебная и врачебная медицинская помощь. Радиус участка- 5-7 (до 20) км. В составе сельского врачебного участка работают: сельская участковая больница (СУБ), сельская врачебная амбулатория (СВА), ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), детские ясли, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилактории.

Медицинская помощь, оказывается, по 6 - 8 специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология. Сельский врачебный участок, находящийся в районе центральной районной больницы, считается приписным и его население обращается непосредственно в нее. На комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

II этап - квалифицированная специализированная медицинская помощь в районных медицинских учреждениях, в составе центральной районной больницы, центральная районная аптека, районные больницы, межрайонные диспансеры (по 10-20 специальностям).

III этап - высококвалифицированная узкоспециализированная помощь практически по всем специальностям оказывается в республиканских учреждениях, стоматологических поликлиниках, консультативных поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской профилактики и т.д.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению - сельская участковая больница (СУБ). В РБ (2006) - 53. Четыре категории в зависимости от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим, инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, помощь детям.

Основные функции сельской участковой больницы: оказание квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.

1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.

2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных пунктов.

Выделяют следующие особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в СУБ:

1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;

2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;

3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;

4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского врачебного участка обслуживаются фельдшером;

5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости оказания неотложной помощи;

6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда участка.

При выездах на ФАП участковый врач оказывает методическую помощь в работе ФАП и должен осуществить следующие основные мероприятия на местах:

a. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными женщинами, детьми и тяжелобольными;

b. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или приглашенных врачом и фельдшером;

c. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет, тяжелобольных;

В сельской врачебной амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой больницы, однако нет круглосуточного стационара

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). В республике Башкортостан - 2464 (2011 г.) фельдшерско-акушерских пунктов. Заведующим является фельдшер. В настоящее время продолжает действовать положение о ФАПе, утвержденное ещё приказом МЗ СССР № 1000 от 1981 г. По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 - 4-6 км, менее 300 человек свыше 6 км.

На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим вопросам администрации сельского поселения, а по специальным - главному врачу участковой больницы. Функции фельдшерско-акушерского пункта:

1. оказание доврачебной медицинской помощи,

2. выполнение назначений врача,

3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов и специалистов сельского хозяйства,

4. проведение под руководством врача профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, иммунизация,

5. диспансеризация здоровых и больных,

6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,

7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,

8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в оргметодкабинет центральной районной больницы,

9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача района.

II этап оказания медицинской помощи сельскому населению - центральная районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400 коек. Структура центральной районной больницы:

1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерское, гинекологическое, инфекционное),

2. поликлиника,

3. отделение скорой и неотложной медицинской помощи,

4. патологоанатомическое отделение,

5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.

Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам - администрации муниципального района, по специальным вопросам - министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих заместителей:

1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий организационно-методическим кабинетом;

2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);

3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);

4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);

5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной нетрудоспособности,

6. по административно - хозяйственной части (АХЧ) и др.

Для оперативного руководства в центральной районной больнице функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой, районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских работников, общества Красного Креста, главные специалисты района 6.

Организационно-методическое руководство здравоохранением района обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский статистик

Функции организационно-методического кабинета:

1. Разработка мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной помощи - выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.

2. Методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района;

3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;

4. Повышение квалификации медицинских работников.

III этап оказания медицинской помощи сельскому населению - республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики, база специализации и повышения квалификации врачей.

По мощности республиканские клинические больницы подразделяются на 5 категорий. Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, охраны здоровья матери и ребенка

С начала 90-х годов двадцатого века в здравоохранении на селе происходят реформы. Организуются новые приписные терапевтические и педиатрические участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и др.

Основные функции республиканской клинической больницы:

1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

2. оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в первую очередь сельского звена;

3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях республики;

5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;

6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики современных технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников;

9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Существует 5 категорий республиканских (краевых, областных) больниц, от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности должны быть следующие структурные подразделения: управление (администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.), организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника, стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП), отдел АСУ, патолого-анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения), пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских работников.

Задачи поликлиники республиканской клинической больницы:

1. оказывает консультативную помощь больным;

2. проводит выездные консультации специалистов;

3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры, информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической помощи в районах).

Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на консультацию. В республиканской клинической больнице имеется организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию оргметодотдела, который является структурной частью республиканской больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела входят:

1. организационно-экономическое отделение;

2. клинико-экспертное отделение;

3. информационно-статистическое отделение.

Основными задачами организационно-экономического отдела являются внедрение в практику современных медицинских и информационных технологий, экономических методов управления, принципов медицинского страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Кроме штатных главных специалистов, имеются внештатные главные специалисты, назначаемые приказом МЗ РБ из числа высококвалифицированных ведущих специалистов республиканских больниц, диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений г. Уфы, а также специалистов научно-исследовательских учреждений и профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного медицинского университета.

Внештатные главные районные специалисты - организаторы соответствующей специализированной помощи в сельском районе, назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий отделением центральной районной больницы, имеющий категорию. Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется главным врачом центральной районной больницы.

Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новейших методов профилактики, диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

В лечебно-профилактических учреждениях функционирует оперативный отдел и отделы управления качеством, ответственные за внутриведомственный контроль качества, за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи.

З аключение

Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является наиважнейшей социальной ценностью государства.

Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению. Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности 8.

На современном этапе развития здравоохранения особую роль приобретает организационно-методическая и лечебно-консультативная роль главных специалистов, состоящих в штате Министерства здравоохранения (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог).

С писок использованной литературы

1. Анопченко Т.Ю., Максимов Д.А. Организация стационарной медицинской помощи населению крупного города в современных условиях//Экономические аспекты стратегии модернизации России. Сборник научных трудов / Под ред. проф. Алешина В А, проф, Чернышев М.А., проф. Анопченко Т.Ю. - Ростов н/Д.: Изд-во "АкадемЛит", 2011. - 208 с.

2. Жиляева Е.П. Роль государства в современном здравоохранении Франции //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №1. - С.51-54.

3. Максименко Л.Л., Бобровский И.Н., Муравьева В.Н. Организация лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9 - С. 31-33.

4. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: Под редакцией В.З. Кучеренко. - Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2008 г. - 560 с.

5. Стародубов В.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития: монография / В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. - М.: Медицина, 2007. - 264 с.

6. Степанов В.В. Основные направления совершенствования сельского здравоохранения / В.В. Степанов, Е.А. Финченко, И.А. Цыцорина, А.В. Ганина, М.И. Браславец, М.В. Гусев / Основные направления развития сельского здравоохранения.- Новосибирск: Издательская компания Лада. - 2003. - С. 8 - 67.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Ознакомление с историей развития стационарозамещающих технологий. Определение целевого назначения стационаров дневного пребывания в больнице и при амбулаторно-поликлинических учреждениях; выявление их медицинского, социального и экономического эффектов.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Анализ демографической ситуации Республики Беларусь. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению на примере деятельности УЗ "Свислочская ЦРБ". Основные мероприятия по повышению доступности медицинского обслуживания сельским жителям.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Принципы амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной, терапевтической, хирургической и травматологической, стоматологической, онкологической, противотуберкулезной и наркологической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Модель функционирования системы оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология". Врачебная медико-санитарная помощь больным с онкологическими заболеваниями. Тактика медицинского обследования и лечения больного, профилактика заболевания.

    презентация , добавлен 12.03.2016

    Организация медицинской помощи населению, ее типы. Медико-социальные услуги гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Оказание помощи больным венерическими заболеваниями и СПИДом.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Значение стационаров на дому как одного из видов амбулаторно-поликлинической помощи больному. Оказание медицинской помощи населению семейным врачом и медсестрой в стационарах. Показания для лечения на дому. Учетно-отчетная медицинская документация.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2014

    Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Правовые основы обеспечения охраны здоровья граждан и организации здравоохранения. Кодекс РК "О здоровье народа и системе здравоохранения", статистическая документация. Принципы и формы медицинской помощи населению. Права граждан в сфере охраны здоровья.

    презентация , добавлен 27.04.2014

    Развитие стационарозамещающих технологий в РФ. Их роль при оказании медицинской помощи населению. Цель и функции работы дневных стационаров. Медицинский, социальный и экономический эффекты их деятельности. Анализ стоимостных показателей лечения в ДС.

План:

1. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

2. Организация работы фельдшера в условиях ФАПа взрослому, детскому, женскому и декретированному населению.

3. Нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

4. Функциональны обязанности медсестры ФАПа.

5. Принципы ведения учёта и отчётности на ФАПе.

6. Основные показатели деятельности ФАПа.

Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. В охране здоровья сельских жителей особенно большая роль отводится средним медицинским работникам.

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения (доступность, квалифицированность, бесплатность).

Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

1. характер расселения жителей,

2. радиус обслуживания,

3. сезонность работ,

4. воздействие погодных условий при полевых работах,

5. специфические условия трудового процесса,

6. неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий,

7. регионально-нацио­нальные особенности и обычаи,

8. образовательный и культурный уровень и др.

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем и качество зависят от:

1. удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов,

2. укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием,

3. возможности получения специализированной медицинской помощи,

4. возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.
1. Этапность.
2. Выздные формы работы.
3. Развитие общеврачебной практики
4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

1. Сельский врачебный участок.

2. Центральная районная больница.

3. Областная больница.

Первый этап оказания медицинской помощи сельскому населению

Сельский врачебный участок или (с учетом новых организационных структур) территориальные медицинские объединения (участковая больница, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, родильные дома, ясли-сады и др.).

Задачи Сельского врачебного участка :



1. оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи (терапевтической, хирургической, акушерской и гинекологической, педиатрической, стоматологической);

2. проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

3. формирование у населения установок и навыков здорового образа жизни.

Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница

Количество сельских врачебных участков в районе в основном определяются численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы.

Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7 тыс . жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км .

Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице в основном определяются ее мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов.

В штате сельской участковой больницы в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы (ЦРБ) могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Организация работы на ФАПе

Основное значение в структуре сельского врачебного участка имеет ФАП.

ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке.

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населённом пункте от 700-900 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км .

300-700 человек при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 4 км.

300 и менее человек, если расстояние 6 км. и более.

В штат ФАПа вводится медицинская сестра - 0.5 ставки при числе жителей 900-1300 человек, 1 ставка – 1300-1800 человек.



Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

· процедурная;

· комната фельдшера и акушерки;

· комната экстренного приема родов;

· комната временного пребывания пациентов;

· санузел для персонала;

· санузел для пациентов;

· санитарная комната.

Оснащенность ФАПа по стандарту перечислена в приказе в приложении №17.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

· амбулаторный приём и помощь на дому,

· участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

· оказание доврачебной помощи,

· выполнение врачебных назначений,

· медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,

· проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

· наблюдение за беременными и роженицами,

· психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

· оказание помощи роженицам и родильницам,

· организация школы матери и ребёнка,

· оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

· диспансерное наблюдение за детьми,

· оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

· текущий санитарный надзор,

· противоэпидемические мероприятия,

· мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

· проведение профилактических прививок,

· санитарно-просветительная работа,

· санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

§ проводить перепись населения;

§ готовить кабинет к приему;

§ выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

§ измерять температуру и АД пациентам;

§ осматривать на педикулез;

§ информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

§ осуществлять патронажные посещения на дому;

§ приглашать на проф.прививки согласно плану;

§ приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

§ соблюдать правила этики и деонтологии;

§ соблюдать правила техники безопасности;

§ осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

§ санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

§ своевременно и правильное ведение медицинской документации.

Медицинская и лекарственная помощь сельскому населению основана на тех же принципах, что и городскому населению, но особенности жизни сельского населения (характер расселения, низкая плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) требуют создания особой системы организации помощи. Организация медицинской и лекарственной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от отдаленности медицинских и аптечных организаций от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи. Оказание медицинской и лекарственной помощи сельскому населению происходит в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

Первичную медико-санитарную помощь населению Ставропольского края оказывают 28 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 146 врачебных амбулаторий, 72 участковые больницы, 2 районные больницы, 25 центральных районных больниц (ЦРБ), 15 городских больниц. В крае функционируют около 300 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), имеющих право обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами (ЛП) население в сельской местности .

Районные лечебно-профилактические учреждения обеспечивают квалифицированную и специализированную помощь с консультативными приемами врачей-специалистов по 10–12 специальностям. В поликлинику центральной районной больницы (ЦРБ) обращаются сельские жители по направлению из медицинских учреждений сельских врачебных участков для функционального обследования, консультации и лечения у врачей-специалистов. Районные лечебно-профилактические учреждения труднодоступны для пожилого населения, проживающего в отдаленных сельских населенных пунктам, что затрудняет консультации и лечения у врачей-специалистов.

Сельский врачебный участок (СВУ) - объединяет сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), фельдшерские пункты, домовые хозяйства. СВУ представляет собой комплекс медицинских учреждений, обеспечивающих население определенной территории квалифицированной медицинской помощью, оказываемой по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Количество СВУ в районе определяется численностью населения и расстоянием до районной больницы. Средняя численность населения на одном сельском врачебном участке колеблется от 7 до 9 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7- 10 км. Территория сельского врачебного участка включает, как правило, 3-4 населенных пунктов. Структура учреждений, входящих в состав сельского врачебного участка определяется в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономического состояния района, состояния дорог.

Сельская участковая больница (СУБ) осуществляет амбулаторный врачебный прием по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология, акушерство, гинекология и др.). К амбулаторному приему в отдельных случаях (отсутствие врача, его болезнь, отпуск, большое количество обращений) привлекаются и фельдшеры. Врач или фельдшер обязан обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому. В последние годы увеличивается потребность в медицинской помощи на дому в связи с увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре сельского населения, при этом особую роль играет организация ухода за больными. Участковые больницы являются ведущим медицинским учреждением на сельском врачебном участке. В структуре сельских участковых больниц предусмотрен стационар и амбулатория. Мощность сельской участковой больницы определяется числом коек в стационаре. СУБ первой категории рассчитаны на 75 – 100 коек, второй – на 50 – 75 коек, третьей на 35 – 50 коек, четвертой на 25 – 35 коек. В настоящее время основу оказания медицинской помощи сельскому населению составляют сельские участковые больницы преимущественно 3 и 4 категории. В зависимости от мощности участковые больницы имеют определённое число отделений. В больнице 1 категории шесть отделений: терапевтическое, хирургическое, акушерско- гинекологическое, педиатрическое, инфекционное, противотуберкулёзное. В каждой последующей категории – на 1 отделение меньше. В больнице 2 категории нет противотуберкулёзного отделения, в 3 категории нет противотуберкулёзного и педиатрического, в 4 категории есть терапевтическое, хирургическое и акушерско- гинекологическое отделения. Врачебный штат в стационаре устанавливается исходя из норматива – одна врачебная должность на 20 - 25 коек, таким образом, в больнице четвертой категории на 3 отделения выделяется

1 врачебная должность. Врачебный штат для амбулаторно-поликлинической помощи определяют исходя из рекомендованного числа должностей на 1000 сельских жителей (взрослого и детского населения).

В отдаленной сельской местности ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по реализации населению лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

Фельдшерско-акушерский пункт - лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно- профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, ФАП располагается в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах, что приближает медицинскую помощь к сельскому населению. Обслуживает часть территории сельского врачебного участка, подчиняясь по медицинским вопросам участковой больнице или амбулатории (когда в районе нет данных учреждений - центральной районной больнице). В штате ФАП: заведующий - фельдшер (имеющий право на реализацию лекарственных препаратов); акушерка (патронажная медсестра) и санитарка. Персонал ФАП оказывает больным доврачебную помощь (в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки) на амбулаторном приеме и на дому, консультирует их у врача, выполняет врачебные предписания. Учреждения здравоохранения сельского поселения, входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую), но более проблематично с лекарственным обеспечением. Территориальная доступность лекарственной помощи в Ставропольском крае осуществляется 910 аптеками, 468 аптечными пунктами и 17 аптечными киосками. ФАПы, имеющие лицензию на лекарственное обеспечение не всегда доступны для сельских жителей удаленных населенных пунктов . Домовые хозяйства, расположенные в удаленных населенных пункта не имеют условий и полномочий для реализации лекарственного обеспечения. Первым медицинским учреждением, в которое обращается сельский житель, является ФАПы, которые целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек. Что затрудняет лекарственное обеспечение в малонаселенных пунктах, где не доступны ФАПы.

Основными проблемами здравоохранения в сельской местности является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте.

В настоящие время идёт процесс укрупнения сельских участковых больниц, строятся, главным образом, больницы 1 и 2 категории. Больницы 3 и 4 категории превращаются во врачебные амбулатории либо в отделения ЦРБ. Больницы 1 и 2 категории лучше оснащены аппаратурой и врачами. Отрицательной стороной укрупнения является отдаление медицинской помощи от сельского населения.

Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской и лекарственной помощи, что снижает ее доступность.

Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенной проблемой для жителей села является лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей.

Обеспеченность сельского населения врачами (средними медицинскими работниками) и работниками фармации по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой.

Для приближения специализированной медицинской и лекарственной помощи сельским жителям необходимо организовать бригады выездной врачебно-амбулаторной и лекарственной помощи. Выездная бригада должна работать по плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом центральной районной больницы и заведующим аптечной организацией. В состав бригады ввести терапевта, педиатра, стоматолога, акушер-гинеколога, детскую медицинскую сестру, лаборантов и фармацевтов. При необходимости в состав выездных бригад могут быть включены и врачи-специалисты – невропатологи, офтальмологи, отоларингологи, аллергологи, фтизиатры, онкологи, ревматологи в соответствии с территориально распространенными заболеваниями. Выездные бригады необходимо обеспечить транспортными средствами, оснащенными портативной аппаратурой и оборудованием для обследования и лечения больных. Выездная бригада играет значительную роль в диспансеризации сельского населения.

В населенных пунктах Ставропольского края с числом жителей менее 100 человек, не имеющих ФАПов, организованы 19 домовых хозяйств оснащенных перевязочными, иммобилизационными материалами и телефонной связью, на которые возложены функции по оказанию первой помощи . Но, остается открытым вопрос, требующий доработки лекарственного обеспечения. Проблему лекарственного обеспечения в отдаленных сельских поселениях может решить развозная форма реализации лекарственными препаратами, которая в основном должна быть предназначена для доставки лекарственных препаратов в отдаленные места, где открытие постоянно функционирующей аптечной организации нецелесообразно. Для снабжения лекарственными препаратами (ЛП) жителей районов, отдаленных от аптечных организаций и ФАПов на значительные расстояния, необходимо организовать передвижные аптечные киоски. В киоске могут предполагаться два помещения: для хранения и реализации лекарственных препаратов и для персонала. Помещение для хранения лекарственных препаратов отделить витриной. В киоске создать оптимальные условия для правильного хранения лекарственных препаратов благодаря специальной системе поддержания постоянной температуры воздуха внутри кузова независимо от колебания внешней температуры. Также создать условия для пребывания персонала в передвижном киоске в течение продолжительного времени - в помещении установить спальное место и тумбу для спального белья и личных вещей, которую можно использовать как стол и умывальник.

Для каждого выезда подбирать соответствующий ассортимент ЛП. Практиковать выездные бригады врачей и специалистов аптечных организаций, предоставляющих одновременно врачебную и медикаментозную помощь сельскому населению. Ассортимент и количество лекарственных препаратов для передвижного аптечного пункта согласовывать с врачами, входящими в состав выездной бригады. С данным подходом к лекарственному обеспечению населения отдаленных районов возможна экономия на арендной плате и других затратах, связанных с организацией торговли. Оборудованные под аптеки автомобили по оснащению в 4-6 раз дешевле, чем создание и оборудование одной аптечной организации. Именно поэтому актуальным является доставка лекарственных препаратов в отдаленные сельские населенные пункты в достаточном количестве и гарантированного качества. В ассортимент ЛП возможно включить около 1200 наименований, отпускаемых как без рецепта врача, так и по рецепту врача реализуемых в рамках программы ОНЛС, а также медицинские и гигиеничные товары. Ассортимент ЛП необходимо формировать с учетом обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготным категориям населения, также с учетом эпидемической ситуации в сельских населенных пунктах, имеющихся хронических заболеваний у жителей конкретного села, прогнозирования сезонных болезней, возрастной категории больных и т.д. Обеспечение процесса возможно с помощью районных регуляторных органов системы здравоохранения. Кроме того, сотрудничество между врачами и фармацевтами, работающими в сельской местности, должно проходить на принципиально новом, более тесном коллегиальном уровне. Одновременно, возможно решение кадровой проблемы и возможность молодым специалистам осуществлять фармацевтическое обеспечение сельского населения, проживая при этом в городской местности. Режим работы выездного пункта может составлять 8 часов (с 9 до 17 ч.). Провизор, может выбирать маршрут, учитывая нужды сельских жителей в фармацевтических услугах и установить время прибытия и период пребывания в конкретном сельском населенном пункте. Кольцевой маршрут (движение из одного населенного пункта в другой, с возвратом в исходный пункт после окончания рабочего дня) даст возможность рационально использовать рабочее время и горючее с оптимальным обеспечением обслуженной территории. Для того чтобы организовать развозную реализацию ЛП и товаров аптечного ассортимента, необходимо разработать методические рекомендации. Несомненно, это возможность улучшить доступность лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для населения, проживающего в сельской и труднодоступной местности, а также прекратить поступление лекарственных препаратов в отдаленные регионы из неспециализированных источников.

Список литературы

1. URL: http://[email protected] (дата обращения 23.02.2016).

2. Вощанова Ю. А. Анализ доступности льготной лекарственной помощи в разрезе муниципальных образований Ставропольского края./785-788с./ Научный журнал «Фундаментальные исследования №12 часть 4»./ Москва, 2011.

ЛЕКЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Составитель: старший преподаватель, к. м. н. Бадоева Заира Асланбековна Владикавказ 2013

План 1. Единство принципов оказания лечебно- 2. профилактической помощи городскому и 3. сельскому населению. 2. Особенности организации сельской 3. медицинской помощи. 3. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации.

Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения.

Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.

Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: профилактический характер участковость массовость специализация медицинской помощи общедоступность.

В настоящее время уровень стационарной медицинской помощи жителям села практически достиг уровня горожан. Одновременно уровень амбулаторнополиклинической врачебной помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.

Существующие различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены: своеобразной системой расселения населения; малая плотность населения; сезонность сельскохозяйственного труда; значительная удаленность населенных пунктов друг от друга; снижение доли лиц трудоспособного возраста; увеличение удельного веса пожилых и старых в сельской местности; недостаточное развитие транспортных связей;

На уровень и качество медицинской помощи сельскому населению также влияет: изношенность материально технической базы сельского здравоохранения; высокая текучесть медицинских кадров; низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием;

Одной из основных особенностей оказания медицинской помощи сельскому населению является ее этапность. На первом этапе медицинская помощь оказывается сельским врачебным участком. Второй этап-это районные медицинские учреждения: центральная районная больница, санитарно-эпидемиологическая станция и другие медицинские учреждения.

I этап - ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений: а) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории). В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ, ФАП-ы - филиалы СВА.

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы - создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0, 5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1, 5 -2, 0% от бюджета района.

Функции ФАПа: - оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача; - проведение профилактической и противоэпидемической работы; - организация патронажа беременных женщин, детей, - проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности; - гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) обслуживал 7 -9 тысяч населения в радиусе 7 -9 км. Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории.

В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75 -100 коек, II – 50 -75 коек, III – 35 -50, IV – 25 -35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При нерентабельной деятельности участковых больниц, они закрываются или перепрофилируются в отделения реабилитации районных больниц, а для медицинского обслуживания населения открываются самостоятельные сельские врачебные амбулатории(СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр.

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц: 1. Должности врачей для оказания амбулаторно поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения: Взрослое Детское население Врач-терапевт 4, 0 Врач-педиатр - Акушер-гинеколог 0, 6 Хирург 0, 4 - 8, 0 - 0, 3 2, 5 Стоматолог

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность: - врач-терапевт – на 25 коек; - врач-педиатр – на 20 коек; - хирург – на 25 коек; - стоматолог – на 20 коек. Коечная емкость сельской участковой больницы - 27 -29 коек.

Организация работы СУБ: - оказание лечебно-профилактической помощи населению; - внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных; - развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи.

организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка - проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка - изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению -

- организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков - осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

- осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания; - проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками.

II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО). Руководят ТМО Главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители: - заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом); - заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);

- заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек); - заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек); - заместитель по экономическим вопросам; - заместитель по административно хозяйственной части.

ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить: поликлиники (взрослые, детские, стоматологические); женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома; станции скорой медицинской помощи; детские санатории и другие учреждения.

Принципы формирования ТМО: 1. Определенная численность населения – 2. оптимальный размер ТМО – 100 -150 тыс. населения. 2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений. 3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города). 4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Функции ТМО: 1. Организация лечебно профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью. 2. Проведение профилактических мероприятий. 3. Оказание скорой помощи больным.

4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому. 5. Своевременная госпитализация. 6. Диспансеризация населения. 7. Проведение медико-социальной экспертизы. 8. Проведение гигиенического обучения и воспитания. 9. Анализ деятельности ЛПУ.

За организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.

III этап – областная больница и медицинские учреждения области. Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы: 1. Стационар. 2. Консультативная поликлиника. 3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг). 4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики. 5. Отделение экстренной и планово консультативной помощи и др. Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000 -1100 коек, детской - 400 коек.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.