Драгоценности

Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды. Отчитываемся по страховым взносам за год Составление отчетов по страховым взносам в организации

», декабрь 2017

Одним из главных изменений в законодательстве уходящего года, несомненно, стало изменение по части администрирования страховых взносов с января 2017 г. Администратором по страховым взносам на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством стала ФНС РФ, а порядок исчисления, уплаты и представления отчетности определяется теперь главой 34 НК РФ. Введена и новая форма отчетности – Расчет по страховым взносам, утвержденная приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Теперь по ней предстоит отчитаться за год.

Вопросы о Расчете по страховым взносам

В новом Расчете бухгалтерам нужно указывать сведения только о начисленных страховых взносах, что стало первым существенным изменением расчета, а вторым – отсутствие строчек по на начало и конец отчетного (расчетного) периода. Фактически на налоговые органы возложены функции исключительно по администрированию доходов системы обязательного страхования, тогда как на государственные внебюджетные фонды возлагаются обязанности по осуществлению расходов в рамках соответствующего вида страхования.

Работа со взносами и Расчетом на протяжении года вызывала у бухгалтеров немало затруднений, однако, несмотря на то, что организации отчитались по итогу трех кварталов, сдача годового Расчета по страховым взносам снова потребует подготовки, разъяснения и уточнения ряда вопросов.

В частности, ФНС отмечает, что у плательщиков взносов возникала необходимость разъяснения определения количества застрахованных лиц, которые отражаются в отчетности. Так, например, из-за разделения между ФНС и ФСС администрирования взносов, у бухгалтеров происходит путаница и затруднение в определении количества физлиц по строке 010 в приложении № 2 к разделу 1, в котором исчисляются взносы на социальное страхование.

По строке 010 в приложении № 2 к разделу 1 отражается количество физических лиц, которые являются застрахованными лицами в системе ОСС, но не принимаются к отражению лица, с которыми заключены договоры ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), а также не учитываются сотрудники, с которыми в отчетном периоде действуют трудовые договоры, но которым не производятся выплаты либо выплачиваются суммы, не облагаемые взносами (положения Закона № 255-ФЗ).

В отношении применения нескольких тарифов плательщиком и заполнения строки 010 следует обратить внимание на то, что данный показатель указывается для каждого тарифа в отношении тех физлиц, при начислении страховых взносов которым используется соответствующий тариф. То есть для каждого тарифа указываются только те физлица, в отношении которых применяется тот или иной тариф.

Смена вида экономической деятельности и переход на ОКВЭД 2 вызвал у плательщиков страховых взносов, которые находятся на пониженных тарифах, вопрос: возможно ли дальнейшее применение пониженных тарифов или нет? В связи с этим вышло письмо Минфина, опубликованное от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое в очередной раз подтверждает и разъясняет, что плательщики на УСН, осуществляющие до 2017 г. деятельность, которая попадает под льготные тарифы, вправе применять пониженные тарифы независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД2.

Ошибки при сдаче Расчета

Многие организации при сдаче Расчета столкнулись с тем, что данные в отчете по взносам не совпадает с данными, хранящимися в базах ФНС, из-за чего возникала ошибка в СНИЛС. Такая ситуация могла привести к тому, что Расчет считался бы несданным. Отказать в приеме Расчета по той же причине могут и сейчас (ст. 431 НК РФ). Но при первых сдачах Расчета инспекторы приняли отчетность с расхождениями из-за проблем в базах СНИЛС в самих инспекциях. Сейчас ситуация изменилась и теперь, чтобы было меньше отказов в приеме, ФНС разработала специальную программу для проверки персональных данных в личном кабинете юрлица на официальном сайте ФНС РФ – nalog.ru . Для регистрации и работы с данным ресурсом нужна только электронная подпись, вполне подойдет и та, которая используется в организации для сдачи отчетности.

По итогу трех кварталов у организаций периодически возникали вопросы о том, как быть, если обнаружилась ошибка в платежных поручениях по взносам. Но исправить ее или зачесть платеж – зависит от конкретной ситуации. Согласно письму ФНС РФ от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853 инспекция обязана обнулить пени, если организация уточнила платежку, но в некоторых ситуациях инспекторы либо зачитывают платеж, либо начисляют пени.

В случае, если ошибка допущена при указании получателя платежа (например, организация перечислила денежные средства в инспекцию своего подразделения вместо головного офиса), то налоговики зафиксируют переплату в одной ИФНС, а в другой ИФНС отразят недоимку и начислят пени.

В данной ситуации можно уплатить взносы в верную инспекцию снова, а переплату вернуть или зачесть в счет будущих платежей по заявлению, иной вариант – уточнить платежку. По мнению инспекции, в данной ситуации необходим зачет. Но, исходя из судебной практики, организация вправе подать заявление на уточнение (постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.09 № 14519/08).

Если ошибка в платежке допущена в статусе, либо КБК или же налоговом периоде, то они могут попасть в невыясненные, и из-за этого грозит начисление пени, а суммы будут отражаться как нераспознанные.

Прочие ошибки, например, неверный КБК, можно уточнить в инспекции, отправив заявление с просьбой уточнить реквизиты в поручении. Но это возможно, только если уточнение платежа происходит в пределах одного налога (письмо Минфина РФ от 16.07.2012 № 03-02-07/1–176).

Недоимка возникнет, если организация перечисляет денежные средства по неверному виду взносов. В этом случае инспекторы учтут деньги как переплату по одному виду взносов, а на долг по другому будут начислять пени. В данном случае чтобы заплатить меньше пеней, желательно перечислить взносы снова, если такой возможности нет – подается заявление на зачет.

Что касается ошибки в счете или банке получателя, то платеж не поступит налоговикам, в соответствии с чем начисляются пени. Организации необходимо перечислить денежные средства снова, но уже с пенями. Деньги, отправленные с ошибкой, вернутся на счет.

При подготовке к сдаче годового Расчета особое внимание следует обратить на письмо ФНС РФ от 24.08.2017 № БС-4-11/16793@. В нем инспекция предупредила, что в Расчете по страховым взносам не должно быть отрицательных значений.

Ведомство объясняет, что ввиду того, что на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе ОПС не может содержаться отрицательных значений (это может послужить причиной нарушения прав застрахованных), в Расчете также не должны отражаться такие показатели. При нарушениях в данном случае инспекция проведет работу с плательщиками, также обяжет организацию внести корректные данные в расчет по взносам и представить уточненный расчет.

Одним из наиболее интересующих вопросов у бухгалтеров стали вопросы о блокировке расчетного счета налоговой инспекцией. Споров на этот счет было довольно много. ФНС считала, что несдача данного расчета может являться основанием для блокировки счета (письмо от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444), в то время как Минфин РФ в письме от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556 приводит прямо противоположные разъяснения. При этом, когда вышло Письмо Минфина от 24.04.2017 года № 03-02-07\2\24123, ИФНС обязало налоговые органы на местах руководствоваться данным письмом (Письмо ИФНС от 10.05.2017 года № АС-4-15\8659). Согласно этим документам, нет оснований для блокировки счетов за несданный расчет.

Тарифы страховых взносов и другие изменения

Важным сообщением уходящего года, касаемо страховых взносов стало то, что Госдума одобрила законопроект №274632-7 с поправками в ст. 426 НК РФ в части установления тарифов страховых взносов. Этим законопроектом предполагается сохранить до 2020 г. (включительно) тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной категории плательщиков страховых взносов на существующем уровне, то есть в размере 30% (в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9% в ФФОМС - 5,1%).

В части самого Расчета ИФНС вновь вносят изменения. Ведомство подготовило проект приказа с обновленной формой Расчета по страховым взносам (Приказ ФНС РФ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме»). Текст документа опубликован на официальный сайте regulation.gov.ru для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Изменения коснулись нескольких приложений расчета. Разъяснения ведомство опубликует позже. Предполагается, что новый приказ начнет действовать с 1 января 2018 г., а представление Расчета по страховым взносам за I квартал 2018 г. будет уже по новой форме.

Ответственность за неуплату

В части уголовной ответственности за неуплату взносов также внесены поправки в законодательство. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ распространил действие статей 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) на плательщиков страховых взносов, а также УК РФ пополнился новыми статьями – 199.3 и 199.4, которые устанавливают уголовную ответственность за неуплату страховых взносов на травматизм. Но уголовная ответственность грозит не во всех случаях. Важно понимать, что ответственность наступает именно за уклонение от уплаты, а не просто за факт неуплаты страховых взносов.

С 10 августа 2017 г. вступили в силу поправки, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение организации от уплаты взносов в крупном (более 5 млн руб. при превышении 25% от суммы взносов либо неуплата взносов на сумму больше 15 млн руб) и особо крупном (15 млн руб. при превышении 50% от суммы взносов, либо неуплата более 45 млн руб.) размерах наказывается штрафом до 500 000 руб. либо лишением свободы на срок до 6 лет. Что касается ИП, крупным размером признается неуплата в течение трех лет 900 тыс. руб (если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов) и особо крупным размером признается неуплата страховых взносов в сумме 4,5 млн руб. (если это больше 20% от подлежащей уплате суммы) либо неуплата более 13,5 млн руб.

Так, преступление, совершенное физическим лицом в крупном размере, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до 360 часов, а в особо крупном размере, наказывается штрафом до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается преступления, совершенного юридическим лицом в крупном размере, то в таком случае, организация наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года. В особо крупном размере, наказывается штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов возможно, если это преступление было совершено впервые, и организация или ИП полностью уплатили в бюджет всю сумму долга, пеней и штраф. Штраф и лишение свободы полагаются и за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов.

В соответствии с ч. 7 ст. 144 УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение об уклонении от уплаты страховых взносов. Оно может быть получено из любого источника – ИФНС, ФСС или другого (например, от самих работников организации, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов).

После получения такого сообщения следователь будет обязан в течение 3 суток запросить соответствующую информацию в ИФНС или в ФСС и, если налоговики или фонд подтвердят факт нарушения, это станет достаточным основанием для возбуждения дела.

Если информация поступает из ведомств, то информацию о неуплате взносов они предоставляют без запроса.

При этом дело может быть возбуждено и без получения заключения из налоговой и ФСС. Например, в случаях, когда у следствия уже имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Таким образом, начиная с января 2017 г. положения законодательства РФ в части страховых взносов претерпели значительные изменения, поправки вносятся и по сей день. При подготовке к отчетности за год важно учитывать все нюансы и особенности исчисления и уплаты взносов, а также меры ответственности за нарушения законодательства, чтобы избежать неприятных последствий и споров с ФНС. Также бухгалтерам следует обратить внимание, что Расчет по страховым взносам за год сдается по прежней форме, а начиная с I квартала 2018 г., уже по обновленной форме отчетности (Приказ ФНС РФ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@»).

При расчетах с персоналом и перечислении страховых выплат каждое предприятие обязано предоставлять обязательную отчетность во внебюджетные фонды. Обо всех тонкостях составления и подачи документов по страховым взносам вы узнаете из нашей статьи.

Отчетность по страховым взносам: составление, форма, сроки

Законодательство обязывает организации, имеющие в собственном штате сотрудников и выплачивающие страховые взносы, предоставлять отчеты в органы социальной защиты. Форма отчетов и порядок их заполнения строго регламентирован, за несоблюдение норм и нарушение процедуры сдачи отчетности к предприятию могут быть применены штрафные санкции.
Какие отчеты нужно сдавать во внебюджетные фонды, кто и в какие сроки должен отчитываться по социальным выплатам – в этих и многих других вопросах мы разберемся ниже.

Отчитываемся в Пенсионный фонд

Подавать отчетность в ПФ РФ обязаны все без исключения юридические лица, заключившие с работниками трудовые договора. Если предприятие имеет договорные отношения с исполнителями работ и производит выплаты в рамках гражданско-правовых соглашений, то оно также обязано предоставлять отчетность во внебюджетный фонд. Обязательства в подаче документов имеют индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты.

Следует отметить, что для юридических лиц подача отчетности обязательна даже в случае, если в данном периоде предприятие не осуществляла каких-либо выплат. В таком случае в ПФ сдается отчет с “нулевыми” показателями расчетных сумм. Физические же лица (адвокаты, детективы, нотариусы, ИП) могут не отчитываться в ПФ, если их система налогообложения не предусматривает выплаты в ПФ, а соответственно какие-либо перечисления в фонд они не делают.

Что касается непосредственно содержания отчета и порядке его заполнения, то данный документ заполняется согласно бланку ПФР. При заполнении отчета в него включают суммы начисленных и выплаченных пенсионных взносов с учетом видов произведенных выплат. Таким образом, он содержит следующую основную информацию:

  • количество сотрудников (исполнителей по договорам подряда и т.п.), с выплат которых отчисляются страховые взносы;
  • данные о суммах взносов на пенсионное страхование в разрезе отчетных периодов (с 2010 по 2013 и с 2014 по сегодняшний момент), видов выплат (страховая и накопительная пенсия);
  • расчет сумм по выплатам, осуществляемых по дополнительному тарифу (за квартал в целом и по каждому месяцу отдельно);
  • информация о выплатах, которые организация перечисляет по пониженному тарифу;
  • суммы произведенного перерасчета (если факт такового имел место в отчетном периоде);
  • данные о сотрудниках, которые проходят обучение за счет организации

Форма документов, предоставленный в ПФ, может быть бумажная и электронная. Отчет на бумаге разрешено сдавать предприятиям, имеющим в штате не более 25 работников. Для всех остальных организаций предусмотрен электронный формат отчетов.

Отчет в ПФ является квартальным и имеет накопительный эффект: документ надо подавать в ПФ каждые 3 месяца, но информация, которая в нем содержится, накапливается каждый отчетный период – 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 1 год. Информацию о сроках подачи представим в виде таблицы:

Что касается ликвидируемых компаний, то после подачи отчетности она имеет дается 15 дней на погашении задолженности. Например, АО “Стимул” заявит ликвидации 13 апреля 2016. Значит отчитаться в ПФ стимул обязан не позже 12 апреля 2016, а сделать пенсионные выплаты до 27 апреля 2016.

Отчет о социальных выплатах

Аналогично отчетам в ПФ, предприятия, осуществляющие социальные выплаты, обязаны предоставлять документы о начисленных и перечисленных суммах в ФСС. Что касается ИП, то если между предпринимателем и исполнителем заключен договор, в котором отсутствует информация о необходимых выплатах в ФСС, то отчетность ИП подавать не должен.

Данные отчет может быть запрошен территориальным органом ПФ при необходимости получения информации о стаже, который накоплен сотрудником до 2002 года. Особенность данного документа заключается в том, что он составляется в 2-х экземплярах, один из которых обязательно выдается застрахованному лицу, о котором запрошена информация о трудовом страже. В органы ПФ отчет подается только после ознакомления и подписи застрахованного.

Ответственность за нарушения при сдаче отчетности

При несоблюдении норм составления и подачи информации организации грозит штраф в сумме не менее 1000 руб. Расчет штрафа определяется в зависимости от суммы взносов за квартал и составляет 5% от данного показателя.

Рассмотрим пример:

АО “Статус” нарушило сроки подачи отчетности и предоставила отчет за 1 квартал 2015 только 15 июня. Согласно данным “Статус” начислил:

  • за январь 2016 – 33.140 руб;
  • за февраль 2016 – 36.420 руб.;
  • за март 2016 – 31.960 руб.

Расчет штрафа выглядит так:

(33.140 руб. + 36.420 руб. + 31.960 руб) * 5% = 5.076 руб.

Также законом предусмотрены штраф 200 руб. за отказ предприятия в предоставлении документов, необходимых для проверки корректности составления отчетов.

На предприятие ООО "Аргус" обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Общий тариф страховых взносов:

в ПФР уплачивается 20 процентов.

в ФСС РФ - 2,9 процента;

в ФФОМС - 5,1 процента.

Работодатели-организации начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на "травматизм" с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

На упрощенной системе налогообложения организации в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок оформления отчетов во внебюджетные фонды.

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

Порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации.

3. Приказ МНС РФ "О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных со счетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 (ред. от 11.10.2013). Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов.

4. Приказ ФНС РФ "О внесении изменения в формат предоставления налоговых деклараций бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде (версия 3.00)" от 09.04.2007 № ММ-3-13/208 (с изм. от 08.10.2014).

Отчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды сдаются: форма-4 ФСС, форма РСВ-1 ПФР.

Для составления отчетов по страховым взносам, заполним вспомогательную таблицу 1.

Таблица 1. Сведения для исчисления страховых взносов

Сумма, руб.

Корреспондирующие

1. Начислена заработная плата за отчетный период, в том числе:

Лицам 1966 года и старше

Лицам 1967 года и моложе

2. Начислены страховые взносы в ФСС сумм заработной платы

3. Начислены страховые взносы в ФСС от НЗ и ПЗ

4. Начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, в том числе:

Для лиц 1966 года и старше всего:

страховая часть

Для лиц 1967 года и моложе всего:

страховая часть

накопительная часть

5. Начислены страховые взносы в ФФОМС с сумм начисленной заработной платы

6. Перечислены с расчетного счета взносы в ФСС

7. Перечислены с расчетного счета взносы в ПФР

8. Перечислены с расчетного счета в ФФОМС

9. Перечислены с расчетного счета взносы в ФСС от НС и ПЗ

Плательщики страховых взносов обязаны ежеквартально представлять в органы контроля за уплатой взносов расчеты по установленным формам. Что это за расчеты, в каком объеме их необходимо представлять, как их подготовить с помощью регламентированных отчетов фирмы "1С"? Ответы на эти, а также другие вопросы, связанные со страховыми взносами, содержатся в справочниках "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование" и "Ведение кадрового учета и расчетов с персоналом в программах 1С" диска "Информационно-технологическое сопровождение" пользователей экономических программ "1С" (ИТС ПРОФ). О том, как найти и использовать информацию, необходимую для составления отчетности по страховым взносам, рассказывает С.А. Харитонов, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ.

(далее - справочник Страховые взносы ) и . Справочник Страховые взносы


Рис. 1

В первом разделе

Во втором разделе

В третьем разделе

В четвертом разделе

Налоги и взносы Отчетность Страховые взносы на закладке Консультации .


Рис. 2

В справочнике Ведение кадрового учета и расчетов с персоналом в программах 1С описываются:

Кадры и оплата труда .

Страховые взносы

Представление материалов по страховым взносам на ИТС

Материалы, посвященные страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) представлены в двух справочниках: Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование (далее - справочник Страховые взносы ) и Ведение кадрового учета и расчетов с персоналом в программах 1С . Справочник Страховые взносы состоит из четырех разделов (рис. 1).

Рис. 1

В первом разделе раскрываются основные понятия по страховым взносам (кто является плательщиком, что признается объектом обложения страховыми взносами, по каким ставкам исчисляются страховые взносы и т. д.), а также приводится авторский комментарий к письмам Минфина, Минздравсоцразвития России, ФСС РФ и иных органов, посвященным вопросам исчисления и уплаты страховых взносов.

Во втором разделе описывается установленный порядок представления и заполнения расчетов по страховым взносам по формам РСВ-1 ПФР, 4-ФСС РФ (в какие сроки, в каком объеме, в каком виде представляются расчеты, что указывается в каждом показателе, в какой последовательности заполняются разделы и таблицы).

В третьем разделе описывается технология составления расчетов по формам РСВ-1 ПФР, 4-ФСС РФ с помощью соответствующих комплектов регламентированных отчетов фирмы "1С".

В четвертом разделе приводятся ответы аудиторов на вопросы пользователей, имеющих подписку на ИТС, по исчислению и уплате страховых взносов, а также составлению отчетности по страховым взносам.

В главном меню ИТС имеется несколько точек перехода к материалам справочника. В частности, для перехода в раздел Основные понятия достаточно щелкнуть на наименовании справочника на закладке Налоги и взносы . Для перехода к рекомендациям по составлению соответствующего расчета по страховым взносам в программах "1С" - щелкнуть на названии отчета на закладке Отчетность (рис. 2). Для перехода к разделу с ответами на вопросы пользователей - щелкнуть на гиперссылке Страховые взносы на закладке Консультации .

Рис. 2

В справочнике Ведение кадрового учета и расчетов с персоналом в программах 1С описываются:

  • порядок настройки видов расчета для целей исчисления страховых взносов и примеры настроек для различных начислений за отработанное и неотработанное время;
  • порядок начисления страховых взносов и отражения расчетов по страховым взносам в программах;
  • порядок начисления пособий по социальному страхованию;
  • настройки для целей бухгалтерского и налогового учета страховых взносов и порядок отражения расчетов по страховым взносам в регламентированном учете.

Перейти к материалам этого справочника из главного меню ИТС можно через гиперссылку с наименованием справочника на закладке Кадры и оплата труда .

Накануне очередной отчетной кампании по страховым взносам проиллюстрируем ценность и полезность информации, представленной в справочнике Страховые взносы , на примере отдельных материалов раздела, в котором приведены рекомендации по составлению в программах "1С" расчета по форме РСВ-1 ПФР. В справочнике они приведены применительно к программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8", но могут использоваться пользователями других программ фирмы "1С" на платформе "1С:Предприятие 8", в состав которых входят соответствующие регламентированные отчеты.

Создание отчета по форме РСВ-1 ПФР

Для подготовки этого Расчета необходимо в форме Регламентированная и финансовая отчетность в дереве отчетных форм выделить строку с названием РСВ-1 ПФР, ввести команду для создания нового экземпляра отчета этого вида, и в стартовой форме указать организацию и период, за который составляется расчет.

В результате на экран выводится форма Расчета, в которой показатели, характеризующие организацию на титульном листе (наименование, коды, регистрационный номер в ПФР и др.), будут заполнены автоматически имеющимися в информационной базе данными.

Обратите внимание! Рекомендованным Порядком заполнения формы РСВ-1 ПФР установлено, что Разделы 3 и 4 Расчета заполняются только плательщиками, применяющими пониженные тарифы в отношении выплат, начисленных в пользу отдельных работников в соответствии с частью 2 статьи 57 и статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а Раздел 5 - при наличии на начало расчетного периода недоимки (переплаты) по страховым взносам, образовавшейся по состоянию на 31.12.2009 включительно.

Поскольку в Порядке не оговаривается состав представляемого Расчета, во многих отделениях ПФР от плательщиков требуют представлять все разделы Расчета, в том числе, и те, которые заполнять не требуется.

Такие требования противоречат приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н.

В сносках к разделам 3, 4 и 5 формы РСВ-1 ПФР, утвержденной этим приказом, прямо оговаривается, когда соответствующий раздел представляется (следовательно, заполняется) в составе Расчета.

Для автоматического заполнения показателей разделов по учетным данным необходимо воспользоваться кнопкой Заполнить панели инструментов.

Поскольку большинство показателей во всех разделах Расчета программа заполняет автоматически, от пользователя требуется только правильно начислить взносы и отразить платежи по страховым взносам.

Страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование в программе начисляются с помощью документа Начисление страховых взносов . По каждому виду страхования страховые взносы начисляются отдельно по каждому физическому лицу (рис. 3).

Рис. 3

При проведении документа на суммы взносов, подлежащих уплате, производятся записи в регистр накопления .

По этим записям заполняются показатели о начисленных взносах в Разделах 2 и 3.

Уплата страховых взносов в программе отражается с помощью документа Расчеты по страховым взносам с операцией Уплата (рис. 4).

Рис. 4

При проведении документа на уплаченные суммы взносов производятся записи с видом Расход в регистр накопления Расчеты с фондами по страховым взносам . По этим записям заполняются показатели об уплаченных взносах в Разделе 1.

Подробно порядок заполнения расчета был описан в статье С.А. Харитонова "Составление отчетности по страховым взносам в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8", опубликованной в номере 4 "БУХ.1С" за 2010 год.

Расшифровка данных Расчета

В регламентированном отчете РСВ-1 ПФР предусмотрен механизм расшифровки отдельных данных, внесенных в отчетность.

С его помощью можно получить информацию о том, каким образом при заполнении Расчета получено значение показателя.

Для расшифровки данных необходимо выделить нужную ячейку с данными и нажать на кнопку Расшифровать панели инструментов. Если для ячейки предусмотрена расшифровка, то на экран выводится отчет с расшифровкой данных.

В разделах 2 и 3 предусмотрена расшифровка базы и ее составляющих. В разделе 1 предусмотрена расшифровка начисленных взносов.

Печать отчета, сохранение отчета в файл

Для печати отчета используется кнопка Печать, расположенная на нижней командной панели формы отчета (рис. 5).

Рис. 5

При ее нажатии из выпадающего меню можно выбрать одно из следующих действий:

  • Печатать сразу - печать отчета сразу на принтере без предварительного показа;
  • Показать бланк - вывод отчета в отдельном окне в виде табличного документа для осуществления его проверки.

Второй из указанных выше вариантов позволяет произвести предварительный просмотр отчета и его дополнительное редактирование, а также сохранение отредактированного отчета в отдельном файле на диске в формате Microsoft Excel или в формате табличного документа (MXL).

Отчетность по страховым взносам представляется в виде расчетов в территориальные органы ФСС и ПФР плательщиками взносов. Рассмотрим подробнее, какие расчеты нужно заполнять страхователям, а также сроки сдачи отчета в ФСС и ПФР.

Какие периоды по страховым взносам являются отчетными

Выплачивая вознаграждения физическим лицам за их труд, работодатели должны исчислить и уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды Российской Федерации. Расчет взносов происходит по мере начисления вознаграждений, а уплата должна производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления.

По итогам отчетных периодов, которыми являются квартал, полугодие, 9 месяцев и год, страхователям необходимо отчитываться в фонды по начисленным и уплаченным взносам.

Подробнее о расчетном периоде по страховым взносам читайте в материале «Какой расчетный период по страховым взносам в 2015 году?» .

Какие отчеты нужно сдавать во внебюджетные фонды

Поскольку взносы платятся в различные фонды, то и расчеты по каждому виду взносов должны подаваться в соответствующие фонды.

Так, расчеты по взносам по нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) сдаются в территориальные органы Фонда социального страхования. Они представляются по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59.

Сдать отчетность в ФСС нужно на бумажном носителе до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а в электронном виде на 5 дней позже — до 25-го числа. Расчет по начисленным и уплаченным взносам на ОПС и ОМС выполняется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, и сдается в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Отчетность: срок сдачи ФСС

До 2015 года сроки сдачи ФСС отчета приходились на 15-е число месяца, следующего за отчетным. С 01.01.2015 срок сдачи ФСС отчета изменился (п. 2 ст. 5, ст. 6 ФЗ от 01.12.2014 № 406-ФЗ). Новые сроки сдачи ФСС отчета приведены в п. 2 ч. 9 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и п. 1 ст. 24 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В зависимости от способа представления отчета (в бумажном или электронном виде) сроки сдачи отчета в ФСС в 2016 году различаются. Сдать отчетность в ФСС в 2015 году нужно было на бумажном носителе до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а в электронном виде — на 5 дней позже (до 25-го числа). Сроки сдачи в 2016 году отчетов в ФСС по сравнению с 2015 годомне изменились.

Нужно учитывать, что если последний день, когда необходимо подать расчет, приходится на выходной, то отчитаться нужно в первый ближайший рабочий день.

Сдача ФСС в 2016 году по срокам приходится на рабочие дни, поэтому переноса сроков сдачи отчетности не производится.

Так, отчет в ФСС за 1 квартал 2016 года сдается не позднее 20 апреля на бумаге и не позднее 25 апреля в электронном виде.

В ФСС сроки сдачи отчетности 2016 года приходятся:

  • за 1-е полугодие — на 20 (бумажный отчет) и 25 июля (в электронном виде);
  • за 9 месяцев — на 20 (бумажный отчет) и 25 октября (в электронном виде);
  • за год — на 20 (бумажный отчет) и 25 января 2017 года (в электронном виде).

Отчетность: срок сдачи в ПФР

Сроки подачи отчетности в ПФР несколько отличаются от сроков подачи отчетности в ФСС РФ. Расчет РСВ-1 ПФР на бумажных носителях подается до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронном виде — до 20-го числа, т.е. на 5 дней позднее (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ), п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5, ст. 6 Закона № 406-ФЗ).

Подробнее о сроках подачи расчетов в Пенсионный фонд читайте в материале «Сроки представления расчета РСВ-1 с 2015 года» .

Несмотря на то что отчеты сдаются в разные фонды, данные расчетов постоянно сопоставляются контролирующими органами. Случаи выявления каких-либо несоответствий по формам 4-ФСС и РСВ-1 ПФР могут послужить поводом для выездной проверки. Один из вариантов несоответствия — это разное количество отчетов по фондам. Такие разъяснения дали чиновники ПФР в приложении к письму № ТМ-30-24/13848 и чиновники ФСС в письме № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Что нового в порядке заполнения расчета 4-ФСС

Как уже было отмечено, расчет по форме 4-ФСС был утвержден приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59 и применяется для сдачи в органы ФСС РФ начиная с 1 января 2015 года.

Расчет состоит из титульного листа и двух разделов, а каждый раздел — из нескольких таблиц.

См. также «Обязательно ли заверять 4-ФСС печатью?» .

В разделе 1 настоящего расчета отражается информация по суммам взносов, начисленным и уплаченным на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приводятся базы, с которых рассчитываются данные взносы; показываются расходы, понесенные страхователем в связи с выплатой больничных и прочих пособий. Кроме того, если страхователь применяет пониженные ставки по взносам в ФСС, то в данном разделе должны содержаться все необходимые сведения и условия для применения таких ставок. Также в разделе 1 расшифровываются выплаты, произведенные за счет средств федерального бюджета.

Раздел 2 настоящего расчета раскрывает информацию о взносах, которые начисляются и уплачиваются на страхование от несчастных случаев на производстве.

Форма расчета, действующая в настоящее время, достаточно сильно отличается от предыдущей, утвержденной приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н в редакции приказа Минтруда России от 11.02.2014 № 94н.

Рассмотрим, какие же новшества были введены в данный расчет по разделу 1:

  • таблицы 2 и 3 раздела 1 действующей формы дополнены строками, где отдельно указываются суммы больничных иностранцам и лицам без гражданства, имеющим статус временно пребывающих в Российской Федерации, а также начислений в пользу указанных лиц;
  • видоизменена таблица 3 раздела 1, где теперь нужно отражать информацию о начисленных вознаграждениях по международным договорам и Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, облагаемых (строка 1) и не облагаемых взносами (строка 2);
  • в таблице 2 раздела 1 суммы пособий ВНиМ отражаются в 2015 году с учетом сумм, выплаченных в пользу застрахованных работников, являющихся гражданами стран, входящих в Евразийский экономический союз;
  • в раздел 1 дополнительно включена таблица 3.1, содержащая сведения о сотрудниках, получивших в России статус временно пребывающих;
  • в таблице 5 нового расчета дана расшифровка информации об оплате выходных дней, которые дополнительно даются для ухода за детьми-инвалидами, и суммах взносов, рассчитанных с таких выплат;
  • в таблице 2 расчета теперь справочно указываются пособия начисленные, но еще не выплаченные;
  • несколько видоизменены таблицы, касающиеся информации о применении пониженных тарифов.

Кто должен подавать расчеты в органы ФСС

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 7, ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ определено, что расчет по форме 4-ФСС сдают все те, кто производит выплату заработной платы и других вознаграждений по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, а именно:

  1. все российские организации вне зависимости от режима налогообложения;
  2. обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, открытый счет в банковском учреждении, самостоятельно начисляющие выплаты в пользу физических лиц и расположенные в России; если же такое подразделение действует за пределами нашего государства, то расчет должен быть представлен головной организацией по ее месту нахождения (ч. 11, 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ);
  3. индивидуальные предприниматели независимо от характера налогообложения, заключающие трудовые договоры с наемными работниками; если индивидуальный предприниматель заключает только гражданско-правовые договоры, то ему нужно подавать данный отчет лишь тогда, когда он исчисляет с выплат взносы от несчастных случаев;
  4. адвокаты, нотариусы — все те, кто занимается частной практикой и заключает трудовые договоры с работниками; в противном случае им нет необходимости регистрироваться в органах ФСС в качестве страхователей и плательщиков взносов (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч. 1 ст. 6 Закона № 212-ФЗ);
  5. физические лица — не предприниматели, нанимающие работников по трудовым договорам для решения каких-либо бытовых вопросов и проблем (например, уход за больным членом семьи).

Как правило, в штате организации всегда присутствует хотя бы руководитель, поэтому в ПФР, так же как и в ФСС, нужно сдать нулевой отчет. Срок сдачи ФСС нулевого отчета такой же, как и срок сдачи ФСС отчета, содержащего числовую информацию. Обратите внимание, что если ранее ИП, адвокаты, физические лица — не предприниматели имели наемных работников и были поставлены на учет в качестве плательщиков взносов, а потом договоры с наемными работниками были прекращены, то до момента снятия с учета у таких страхователей сохраняется обязанность по соблюдению порядка и срока сдачи отчетности в ФСС .

Как заполняется расчет РСВ-1 ПФР в 2015 году

В Пенсионный фонд России, а точнее, в его территориальные органы страхователи представляют расчет по форме РСВ-1 ПФР. В данном расчете отражается информация по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, начисленным и уплаченным в отчетном периоде. Кроме того, форма включает в себя данные персонифицированного учета.

Подробнее о порядке ведения персонифицированного учета можно узнать в материале «Как вести персонифицированный учет в 2014-2015 годах?» .

Следует уточнить, что форма РСВ-1 ПФР и порядок ее заполнения были утверждены еще постановлением правления ПФР от 16.01.2014 № 2п и не отражают всех изменений, произошедших в законодательстве в 2015 году относительно начислений и уплаты взносов. По этому поводу чиновники Пенсионного фонда дали определенные разъяснения и рекомендации по заполнению расчета.

Так, например, в информации ПФР «О приеме отчетности от плательщиков страховых взносов за I квартал 2015 года» было отмечено, что отчетность, подаваемая страхователями за I квартал 2015 года, принимается по формам и форматам 2014 года. Здесь же были указаны те категории плательщиков взносов, которые с 01.01.2015 больше не смогут использовать пониженные ставки страховых взносов, поскольку они были отменены законодательством.

Кроме того, в данной информации контролирующими органами были отмечены нововведения, вступившие в силу с 1 января 2015 года, но не учтенные в форме расчета старого образца:

  • была отменена предельная величина базы для исчисления взносов на ОМС;
  • исключено положение, оговаривающее, что если производятся выплаты по заключенному на срок менее 6 месяцев трудовому договору иностранному гражданину или лицу без гражданства, получившему в РФ статус временно или постоянно проживающего, то с таких выплат не нужно рассчитывать и уплачивать страховые взносы (теперь указанные выплаты не освобождаются от обложения взносами);

Подробнее об отмене данной льготы можно прочитать в материале «С 01.01.2015 выплаты временно пребывающим облагаются взносами без оглядки на срок трудового договора» .

  • плательщики взносов, сдающие отчетность в электронном виде, могут сдавать РСВ-1 ПФР на 5 дней позже, чем в 2014 году.

Кто сдает отчетность в органы ПФР

Так же, как и расчет 4-ФСС, расчет по форме РСВ-1 ПФР сдают все те, кто выплачивает заработную плату и прочие вознаграждения по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера. Однако есть небольшие отличия. Итак, отчетность по страховым взносам в ПФР должны сдавать:

1. Все организации независимо от выбранного режима налогообложения.

2. Обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, открытый счет в банковском учреждении, самостоятельно начисляющие выплаты в пользу физических лиц и расположенные в России. Если же такое подразделение действует за пределами нашего государства, то расчет должен быть представлен головной организацией по месту нахождения (ч. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Нужно отметить, что организации и их обособленные подразделения обязаны отчитываться в ПФР, даже если они не начисляли заработной платы и прочих вознаграждений в отчетном периоде.

3. Индивидуальные предприниматели (причем применяемая система налогообложения не имеет значения), если они заключают с физическими лицами следующие виды договоров:

  • трудовые договоры;
  • гражданско-правовые договоры;
  • договор авторского заказа;
  • договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • лицензионные договоры, как, например, издательский или о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

4. Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой и заключающие трудовые договоры с работниками.

5. Физические лица, не зарегистрированные как предприниматели, но заключающие с другими людьми трудовые договоры, чтобы решить вопросы и проблемы в быту (например, с няней для ребенка).