Маткапитал

Банки аккредитованные на выдачу банковских гарантий. Какие учреждения имеют право выдавать банковские гарантии: актуальный перечень Минфина. Критерии, предъявляемые к банкам

Современная экономическая реальность предлагает множество способов уклонения от выполнения своих договорных обязательств. Поэтому в наиболее важных сферах, таких, как государственные закупки, регламентируемой 44-ФЗ, законодатель предлагает рынку использовать дополнительные способы обеспечения исполнения обязательств. Среди них – банковская гарантия, обеспечивающая выполнение обязательства по заключению тендерного контракта, возврата авансового платежа в случае отказа от выполнения контракта, и аналогичные обязательства.

Банковские гарантии должны быть действующими и реально выданными банками. Это значит, что они должны быть подписанными уполномоченными банковскими менеджерами и должны отражаться на балансе. Кроме того, кредитные учреждения должны резервировать средства, составляющие часть от номинала гарантии, за счет которых будет произведено погашение обязательства.

При этом банки должны отвечать ряду специальных требований, установленных статьей 74.1 Налогового Кодекса. Банки, которые имеют право выдавать такой вид обеспечения обязательств в сфере госзакупок, вносятся в специализированный список, который ведет Министерство финансов. Есть свои нормы, регламентирующие и учет гарантий. Кроме того, что их наличие можно проверить по банковской отчетности, они должны быть внесены в специальный .

Для того, чтобы попасть в список Минфина, банк должен отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом. Эти требования распространяются на банки, которые имеют право давать гарантии по налоговым обязательствам юридических лиц. Они же допущены к выдаче обеспечений, имеющих силу в системе госзакупок. Заказчик откажется принять обеспечение, если выдавший его банк отсутствует в списке. При этом следует учитывать, что даже в случае, если закупка регулируется законом №223-ФЗ, в качестве дополнительного требования заказчик может установить обязательное нахождение эмитента в перечне.

Перечень банков обновляется ежемесячно.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минфина. Политика Центрального банка по контролю за кредитными учреждениями приводит к тому, что этот список резко сократился за последние годы и сейчас в него входит менее трехсот организаций. Если ЦБР выявил какие-либо обстоятельства, препятствующие нахождению банка в списке, например, размер его собственных средств опустился ниже установленного предела, то в течение 5 дней с момента выявления этих обстоятельств он направляет информацию о необходимости корректировки перечня в Минфин. То, в свою очередь, исключает банк из реестра.

Клиенты банков в этом случае оказываются в сложной ситуации, при том, что их обеспечение еще действует, формально оно не соответствует требованиям, предъявляемым 44-ФЗ. Заказчик может потребовать его замены или аннулирования контракта. Но поставщикам не следует серьезно опасаться этой ситуации. Даже в случае отзыва лицензии у банка, арбитражный суд встанет на их сторону и подтвердит отсутствие необходимости замены обеспечения. Сформировалась обширная судебная практика, посвященная этому вопросу. В любом случае, поставщик должен проявлять должную меру ответственности и предусмотрительности и при выборе своего контрагента и обращать внимание на финансовые показатели банка и его репутацию еще до заключения договора.

Критерии, предъявляемые к банкам

Требования, которым должно соответствовать кредитное учреждение для того, чтобы попасть в список Минфина, достаточно строги. Требования сформировались на основании мониторинга текущей ситуации в финансо-кредитной сфере и являются объективными, должным образом обеспечивающими интересы заказчика.

Банки, предоставляющие банковскую гарантию в соответствии с 44-ФЗ, должны:

  • иметь собственный капитал в размере не менее миллиарда рублей;
  • иметь действующую лицензию, полученную не позднее, чем за пять лет до включения в список;
  • не попасть под действие мер, применяемых ЦБ РФ для финансового оздоровления кредитного учреждения.

В списке выдающих этот вид обеспечения учреждений можно найти и , и региональный Кошелев-Банк. Не обязательно находится в первой сотне рейтинга, на практике в списке есть небольшие, но финансово устойчивые банки.

Выпасть из списка кредитное учреждение может в случае, если оно находится в состоянии, близком к банкротному. Как считает Минфин, реестр банков по выдачи банковских гарантий позволяет контролировать финансовое положение кредитных учреждений. Информация в реестре обновляется ежемесячно. Следует принять во внимание, что наличие организации в списке не означает автоматически то, что она оказывает услуги по выдаче тендерных гарантий. Есть банки, которые рассматривают это направление бизнеса как профильное для себя, а есть кредитные учреждения, которые выдают обеспечение на разовой основе и только постоянным клиентам. Конечно, постоянным клиентам со стабильными оборотами по расчетным счетам, обеспечение будет предоставлено быстрее и с меньшей комиссией, чем юридическому лицу, которое впервые обратилось в конкретную кредитную организацию.

Работая с реестром и выбирая контрагента нужно обращать внимание и на размер комиссии за предоставление этой услуги. Он зависит от специализации на этой конкретной теме, срока действия обеспечения, суммы, условия о безакцептном списании и наличия дополнительного залога, предоставляемого принципалов гаранту.

Зеркала списка Минфина, в случае его недоступности из-за каких-либо профилактических работ на сервере министерства можно найти на страницах кредитных брокеров, работающих в сфере госзакупок. Плюсом таких дополнительных списков будет то, что брокеры отметят банки, выбывшие из списка, и если клиенты уже начали работу с ними по получению гарантии, они смогут своевременно остановить ее и выбрать другой банк.

Кто и как ведет реестр гарантий?

Интересы заказчика в сфере госзакупок обеспечивает не только список банков, но и реестр выданных ими обеспечений. За ведение списка гарантий отвечает Федеральное казначейство.

Оно же выдает эмитетнам гарантий электронные сертификаты, которые позволяют вносить информацию в реестр. Попадают в него только гарантии, выданные в соответствие с законом №44-ФЗ.

Если же она выдается исходя из требований законов №223-ФЗ (закупки компаниями с госучастием). 214-ФЗ (долевое строительство) и других аналогичных, необходимости учитывать ее в реестре не установлено. А это значит, что достоверность документа можно проверить только направлением запроса в банк или проверкой изменения оборотов в отчетности по соответствующей строке. Случаи так называемых «серых» гарантий бывают и риска отказа в приеме обеспечения по этой причине следует избегать.

Как внести гарантию в реестр?

После того, как банковская гарантия выдана, оформлена в виде бумажного электронного документа, ее эмитент не позднее следующего рабочего дня после выдачи обязан внести информацию о ней в реестр. Информация предоставляется в электроном виде и подписывается усиленной электронной подписью. На основании занесения информации формируется выписка, которая предоставляется бенефициару. Точно также в кратчайшие сроки вносится в реестр и информация о внесении любых изменений в условия гарантии. Все банковские гарантии, банки, их выдавшие и государственные контракты также учитываются в системе учета данных по государственным закупкам. Эта информация доступна только непосредственным участникам процессов в этой сфере.

Закрытая и открытая информация

Так как среди государственных контрактов некоторые находятся в сфере, связанной с государственной тайной, информация о них засекречена. Точно также засекречена и информация, связанная с перечнем предоставленных банковских гарантий по обеспечению обязательств по таким контрактам.

Как получить выписку из реестра?

Выписка может потребоваться не только для предоставления ее бенефициару вместе с гарантийным письмом. Выдавать ее обязаны по требованию любой из сторон гарантийного обязательства, а также по запросу определенных государственных органов. Если информация находится в засекреченной части списка, то на запрос и ответ ставится гриф «секретно» и выдается она в особом порядке с соблюдением всех требований по защите государственной тайны. В ином случае она будет предоставлена по запросу заявителя и подтвердит наличие его обеспечения в списке.

Следует учитывать, что отсутствие банка в перечне и отсутствие гарантии в реестре может привести к отказу заказчика принять обеспечение. В худшем случае, поставщик тут может оказаться в перечне недобросовестных, в лучшем – ему придется оформлять новое гарантийное письмо. Следует избегать этих ситуаций и оформлять документы согласно требованиям закона, сотрудничая только с кредитными учреждениями, чья стабильность подтверждена Минфином.

В Список банков Минфина (Перечень Минфина) входят финансовые организации, которые соответствуют Закону 44-ФЗ и ст. 74.1 Налогового Кодекса РФ, а значит — имеют право оформлять банковские гарантии. Легальную банковскую гарантию по 44-ФЗ можно получить только в банке, входящем в этот список.

На нашем сайте всегда можно посмотреть свежий Список Минфина, актуальный в текущее время.

На данный момент последней является версия от 01.03.2016 г., опубликованная 29.03.2016 г.

Чтобы найти нужный Вам банк в списке, нажмите Ctrl+F и напечатайте название банка.

№ п/п

Наименование банка

Город/область

Рег. №

АО ЮниКредит Банк

Банк «Кредит-Москва» (ПАО)

ПАО "Энергомашбанк"

Санкт-Петербург

ПАО Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ"

Санкт-Петербург

ПАО МАБ "Темпбанк"

ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА"

Свердловская обл.

АКБ "Энергобанк" (ПАО)

Респ. Татарстан

МОРСКОЙ БАНК (ОАО)

АО "БКС Банк"

Новосибирская обл.

АО АКБ "ЦентроКредит"

АО "РН Банк"

ОАО "МБСП"

Санкт-Петербург

КБ «Экспресс-кредит» (АО)

Прио-Внешторгбанк (ОАО)

Рязанская обл.

АО КБ "РосинтерБанк"

ПАО АКБ "Урал ФД"

Пермский край

ОАО КБ "Хлынов"

Кировская обл.

АО "ГУТА-БАНК"

АКБ "ИРС" (АО)

ООО "ХКФ Банк"

ПАО "МДМ Банк"

Новосибирская обл.

ОАО "АБ "РОССИЯ"

Санкт-Петербург

Банк ГПБ (АО)

ООО Банк "Аверс"

Респ. Татарстан

ПАО КБ "УБРиР"

Свердловская обл.

ПАО "Бест Эффортс Банк"

ПАО "Банк "Санкт-Петербург"

Санкт-Петербург

ООО КБ "Новопокровский"

Краснодарский край

АКБ «ЕНИСЕЙ» (ПАО)

Красноярск

АО "Кубаньторгбанк"

Краснодарский край

АО "ТАТСОЦБАНК"

Респ. Татарстан

ОАО "ЧЕЛИНДБАНК"

Челябинская обл.

ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"

Челябинская обл.

Банк "Первомайский" (ПАО)

Краснодарский край

ОАО КБ "Акцепт"

Новосибирская обл.

АО АБ "Капитал"

ЗАО "СНГБ"

Тюменская обл.

Банк ИПБ (АО)

АБ "АСПЕКТ" (ЗАО)

АКБ "Ижкомбанк" (ПАО)

Удмуртская Респ.

ПАО "Лето Банк"

ООО КБ "ГТ банк"

Респ. Адыгея

ПАО "НИКО-БАНК"

Оренбургская обл.

ОИКБ "Русь" (ООО)

Оренбургская обл.

ОАО "СКБ-банк"

Свердловская обл.

ООО КБЭР "Банк Казани"

Респ. Татарстан

АО КБ "Ассоциация"

Нижегородская обл.

ПАО "Курскпромбанк"

Курская обл.

ПАО УКБ "Белгородсоцбанк"

Белгородская обл.

ПАО "Уралтрансбанк"

Свердловская обл.

АКБ "Заречье" (ОАО)

Респ. Татарстан

ПАО "Дальневосточный банк"

Приморский край

ПАО БАНК "ЮГРА"

Тюменская обл.

"АНКОР БАНК" (АО)

Респ. Татарстан

АО "Меткомбанк"

Вологодская обл.

ПАО "Норвик Банк"

Кировская обл.

ПАО "МИнБанк"

ПАО "Запсибкомбанк"

Тюменская обл.

ПАО "НВКбанк"

Саратовская обл.

ПАО "Совкомбанк"

Костромская обл.

ПАО "Евразийский банк"

Банк ВТБ (ПАО)

Санкт-Петербург

ОАО ВКАБАНК

Астраханская обл.

ООО "Хакасский муниципальный банк"

Респ. Хакасия

КБ "Финансовый стандарт" (ООО)

ОАО "БайкалИнвестБанк"

Иркутская обл.

ПАО "О.К. Банк"

Владимирская обл.

АО "Кузнецкбизнесбанк"

Кемеровская обл.

ПАО "Плюс Банк"

Омская обл.

ПАО "Липецккомбанк"

Липецкая обл.

Банк "Таатта" АО

Респ. Саха (Якутия)

АО "БИНБАНК Мурманск"

Мурманская обл.

ПАО Ставропольпромстройбанк

Ставропольский край

КБ "ЭНЕРГОТРАНСБАНК" (ОАО)

Калининградская обл.

ОАО "Собинбанк"

АО "АЛЬФА-БАНК"

ЗАО "Солид Банк"

Камчатский край

Банк "Левобережный" (ПАО)

Новосибирская обл.

ОАО УКБ "Новобанк"

Новгородская обл.

РНКБ Банк (ПАО)

Банк "Снежинский" ПАО

Челябинская обл.

БАШКОМСНАББАНК (ПАО)

Респ. Башкортостан

БАНК "МНХБ" ПАО

ПАО М2М Прайвет Банк

Банк "Возрождение" (ПАО)

ООО КБ "УМБ"

Свердловская обл.

ООО КБ "Агросоюз"

ПАО КБ "Восточный"

Амурская обл.

ПАО АКБ "Связь-Банк"

ПАО Сбербанк

АКИБ "ОБРАЗОВАНИЕ" (АО)

Банк "Солидарность" АО

ПАО "РосДорБанк"

ПАО КБ "КЕДР"

Красноярский край

"Тимер Банк" (ПАО)

Респ. Татарстан

ВТБ 24 (ПАО)

"СДМ-Банк" (ПАО)

ООО КБ "Нэклис-Банк"

Креди Агриколь КИБ АО

Санкт-Петербург

Банкхаус Эрбе (ЗАО)

ПАО "БыстроБанк"

Удмуртская Респ.

АККСБ "КС БАНК" (ПАО)

Респ. Мордовия

ООО "Русфинанс Банк"

Самарская обл.

ООО "Инбанк"

АО "Арксбанк"

ПАО КБ "ЕвроситиБанк"

АКБ "ФОРА-БАНК" (АО)

АКБ "Ланта-Банк" (АО)

АО КБ «Модульбанк»

Костромская обл.

АО "ГЛОБЭКСБАНК"

ПАО "НБД-Банк"

Нижегородская обл.

КБ "Русский ипотечный банк" (ООО)

ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие"

Тюменская обл.

АБ "Девон-Кредит" (ПАО)

Респ. Татарстан

ООО КБ "АйМаниБанк"

ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"

КБ «БТФ» ООО

"СИБСОЦБАНК" ООО

Алтайский край

ПАО "САРОВБИЗНЕСБАНК"

Нижегородская обл.

ПАО КБ "РусЮгбанк"

Волгоградская обл.

АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (АО)

ЗАО АКБ "Алеф-Банк"

КБ "Экономикс-Банк" (ООО)

АКБ "ХОВАНСКИЙ" (АО)

АО "Нефтепромбанк"

АКБ "ФИНПРОМБАНК" (ПАО)

"Сетелем Банк" ООО

АКБ "НРБанк" (ОАО)

АКБ "Спурт" (ПАО)

Респ. Татарстан

АКБ "Форштадт" (АО)

Оренбургская обл.

ПАО Банк "ФК Открытие"

ТКБ БАНК ПАО

КБ "РЭБ" (ЗАО)

АО "Банк Интеза"

ОАО КБ "Центр-инвест"

Ростовская обл.

КИВИ Банк (АО)

АО "Народный банк"

Карачаево-Черкесская Респ.

Банк "Кузнецкий мост" АО

ПАО "МТС-Банк"

ПАО "ОФК Банк"

ПАО РОСБАНК

ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

АО "Банк Русский Стандарт"

АКБ "ВЕК" (АО)

АКБ "Абсолют Банк" (ПАО)

Банк СОЮЗ (АО)

АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО)

АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО)

АО АКБ "РУССОБАНК"

АО АКБ "ГАЗБАНК"

Самарская обл.

Банк "ИТУРУП" (ООО)

Сахалинская обл.

АО КБ "Северный Кредит"

Вологодская обл.

АО АКБ "ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК"

Банк "ГПБ-Ипотека" (АО)

АКБ "ПРОМИНВЕСТБАНК" (ПАО)

ПАО АКБ "Металлинвестбанк"

ПАО "МЕТКОМБАНК"

Свердловская обл.

АКБ "Мосуралбанк" (АО)

АКБ "БНКВ" (АО)

АО "ГЕНБАНК"

ЗАО "БАНК КРЕДИТ СВИСС (МОСКВА)"

ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО

АО "Тольяттихимбанк"

Самарская обл.

КБ "Кубань Кредит" ООО

Краснодарский край

КБ "МКБ" (ПАО)

АКБ "АКТИВ БАНК" (ПАО)

ЗАО "ЭКСИ-Банк"

Санкт-Петербург

АО АКБ "НОВИКОМБАНК"

АО Банк "ПСКБ"

Санкт-Петербург

АКБ "ЯПЫ КРЕДИ БАНК МОСКВА" (АО)

АО КБ "Ситибанк"

"ЗЕРБАНК (МОСКВА)" (АО)

ПАО "БИНБАНК"

КБ "Гарант-Инвест" (АО)

Банк "КУБ" (АО)

Челябинская обл.

ПАО "АКИБАНК"

Респ. Татарстан

ПАО "АК БАРС" БАНК

Респ. Татарстан

ООО КБ "Альба Альянс"

"Королевский Банк Шотландии" ЗАО

АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО

Респ. Саха (Якутия)

ОАО Банк "Объединенный капитал"

Санкт-Петербург

ОАО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ"

КБ "Дж.П. Морган Банк Интернешнл" (ООО)

ОАО АК "БайкалБанк"

Респ. Бурятия

ООО ПИР Банк

АКБ "СЛАВИЯ" (АО)

ООО КБ "Центрально-Европейский Банк"

ООО КБ "Еврокапитал-Альянс"

Ярославская обл.

ООО "Банк БКФ"

КБ "Международный Банк Развития" (АО)

ПАО "ИнтехБанк"

Респ. Татарстан

КБ "ЛОКО-Банк" (АО)

"Северный Народный Банк" (ПАО)

Респ. Коми

ООО КБ "Развитие"

Карачаево-Черкесская Респ.

ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк"

Приморский край

АКБ "Держава" ПАО

ОАО "Банк Москвы"

ОАО "НК Банк"

ОАО "ТЭМБР-БАНК"

АО "ОТП Банк"

АКБ "СВА" (АО)

КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО)

ООО "АТБ" Банк

АО МС Банк Рус

АО "Банк ФИНАМ"

АКБ "СТРАТЕГИЯ" (ПАО)

АКБ "Трансстройбанк" (АО)

ПАО "БАНК СГБ"

Вологодская обл.

ОАО КБ «СИНКО-БАНК»

КБ "РТБК" (ООО)

К2 Банк (АО)

Карачаево-Черкесская Респ.

КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО)

АО "ИШБАНК"

ПАО АКБ "АВАНГАРД"

АО КБ "АГРОПРОМКРЕДИТ"

"Банк Кремлевский" ООО

ООО КБ "АРЕСБАНК"

ББР Банк (АО)

ЗАО КБ "Эксперт Банк"

Омская обл.

ПАО "Межтопэнергобанк"

ООО КБ "Славянский кредит"

ОАО "УРАЛПРОМБАНК"

Свердловская обл.

АО "ГОРБАНК"

Санкт-Петербург

Центркомбанк ООО

КБ "СТРОЙЛЕСБАНК" (ООО)

Тюменская обл.

АО "Углеметбанк"

Челябинская обл.

ООО "Экспобанк"

ОАО АКБ "Приморье"

Приморский кр.

ПАО «АК Банк»

ООО КБ "ИНВЕСТСОЦБАНК"

АО Банк "Развитие-Столица"

АО "Нордеа Банк"

ПАО "Банк БФА"

Санкт-Петербург

АО "Европлан Банк"

АО "Гранд Инвест Банк"

ОАО "АИКБ "Татфондбанк"

Респ. Татарстан

Джей энд Ти Банк (АО)

АКБ "ВПБ" (ЗАО)

ПАО "РГС Банк"

"Нацинвестпромбанк" (АО)

АО КБ "РУБЛЕВ"

ООО КБ "ФИНТРАСТБАНК"

АКБ "Легион" (АО)

КБ "РМБ" ЗАО

АО "НС Банк"

АКБ "РосЕвроБанк" (АО)

АО «Банк ЖилФинанс»

ООО КБ «ВНЕШФИНБАНК»

Краснодар

АО БАНК "ТГБ"

ООО КБ "ЯР-Банк"

АО "Сити Инвест Банк"

Санкт-Петербург

ПАО НОКССБАНК

Волгоградская обл.

ПАО "СЭБ Банк"

Санкт-Петербург

ООО КБ "СОЮЗНЫЙ"

ОАО "СИАБ"

Санкт-Петербург

ПАО БАНК "МОСКВА-СИТИ"

ПАО "Промсвязьбанк"

ПАО Банк ЗЕНИТ

АО КБ "ИНТЕРПРОМБАНК"

ОАО "БАНК ОРЕНБУРГ"

Оренбургская обл.

КБ "ВЕГА-БАНК" (ООО)

ЗАО «ЕвроАксис Банк»

КБ "Гаранти Банк - Москва" (АО)

ОАО "НБК-Банк"

Банк "ВБРР" (АО)

ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"

АО "Райффайзенбанк"

"Русьуниверсалбанк" (ООО)

ООО КБ "ФПК"

Санкт-Петербург

ЗАО "Данске банк"

Санкт-Петербург

АО "Кредит Европа Банк"

ООО "Дойче Банк"

ООО Банк "СКИБ"

АО "Денизбанк Москва"

ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"

АО "Мидзухо Банк (Москва)"

АО "КБ ДельтаКредит"

АО "МСП Банк"

КБ "МИА" (АО)

АО "Россельхозбанк"

КБ "Москоммерцбанк" (АО)

АО "СМП Банк"

АО "Банк Финсервис"

"Натиксис Банк АО"

"Банк "МБА-МОСКВА" ООО

АО "МБ Банк"

ЗАО КБ "РУСНАРБАНК"

"БНП ПАРИБА БАНК" АО

КБ "РБА" (ООО)

ООО "Унифондбанк"

АО Банк "Национальный стандарт"

АО "ТРОЙКА-Д БАНК"

"РИАБАНК" (АО)

Банк НФК (ЗАО)

Банк "РЕСО Кредит" (АО)

ООО "Морган Стэнли Банк"

ПАО "Первобанк"

Самарская обл.

ООО "Ю Би Эс Банк"

ЗАО "Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)"

Банк НКЦ (АО)

АО "Тойота Банк"

"Мерседес-Бенц Банк Рус" ООО

АйСиБиСи Банк (АО)

ЗАО "Ури Банк"

ООО "Банк БЦК-Москва"

ООО "Банк ПСА Финанс РУС"

"БМВ Банк" ООО

КБ "МСБ" (ООО)

ООО "Голдман Сакс Банк"

КБ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (ООО)

АО "СМБСР Банк"

АО "ЮМК банк"

Утвержденный Минфином России, — это список благонадежных кредитных учреждений, которые соответствуют требованиям действующего налогового (п. 3 ст. 74.1 НК РФ) и закупочного законодательства ().

В соответствии с Законом о контрактной системе 44-ФЗ и списку, который утвердил Минфин, перечень банков, банковская гарантия которых признается надежной, необходим заказчику для проверки участника закупки или поставщика-победителя. А участнику список банков поможет выбрать организацию, которая полностью соответствует требованиям и считается уполномоченной.

Какие требования устанавливает для банков 44 ФЗ

Не каждое банковское учреждение выдает БГ, и далеко не каждая финансово-кредитная организация может войти в легитимный по 44 ФЗ. Требования, предъявляемые к кредитным учреждениям, закреплены в ч. 1 ст. 45 44-ФЗ.

С 01.06.2018 вступает в силу ПП РФ № 440 от 12.04.2018. Согласно ему, ужесточаются требования, предъявляемые к банковским структурам, которые имеют право предоставлять участникам закупок и поставщикам БГ. По новым правилам, такие банки обязаны:

  1. Иметь собственные средства в размере 300 миллионов рублей и выше. Собственный капитал рассчитывается по методике ЦБ РФ на последнюю отчетную дату.
  2. Иметь кредитный рейтинг.
  • с национальной рейтинговой шкалой рейтингового агентства АКРА на уровне не ниже «ВВ-(RU)»;
  • с национальной рейтинговой шкалой АО «Рейтинговое агентство "Эксперт РА"» на уровне не ниже «ruBB».

Для тех организаций, которые на данные момент не соответствуют данным критериям, Правительством РФ определен переходный период — до 01.01.2020. За это время структуры с рейтингом на уровне не ниже «В-(RU)», а также «ruВ-» вправе предоставлять участникам закупки и поставщикам БГ.

Список благонадежных структур обновляется ежемесячно. Место, где каждый заказчик может просмотреть перечень банков 44 ФЗ — сайт Минфина. Чтобы ознакомиться с ним, пользователю необходимо зайти на официальный

С 01.07.18 для участия в торгах по 44-ФЗ требуется замена электронной подписи на квалифицированную!

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • В каком банке открывать спецсчет? СПИСОК УТВЕРЖДЕННЫХ БАНКОВ

В каком банке открывать спецсчет?

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые с 1 июня вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. В актуальном списке от 22.10.2018 уже 200 финансовых организаций.

Смотреть обновляемые списки банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ можно на сайте Минфина (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/# ).

Уточненные данные на 01.11.2018.

Общие сведения об использовании спецсчетов

С 1 июля 2018 года начнут работать , согласно которым при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, должны будут вноситься участниками закупок на специальные счета , открытые ими в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

Другими словами, порядок внесения обеспечения заявок в электронных торгах на счета электронных торговых площадок - упраздняется.

Первоначально предполагалось, что у каждого поставщика будет только один спецсчет. Однако, это вызвало массу возражений со стороны участников рынка госзакупок и ФАС, которые опасаются приостановки закупок в связи с необходимостью открытия сотен тысяч счетов. В свою очередь электронные торговые площадки утверждают, что требование «один поставщик, один счет» может лишить их клиентов, с банками которых площадки не работают. За один спецсчет выступили только две ЭТП - Агентство по госзаказу Татарстана и Сбербанк-АСТ, ссылаясь на сложности с поисками ответственного за выполнение операций по обеспечению заявки при наличии у поставщика нескольких счетов, а также на то, что проверка нескольких счетов технически неисполнима - на блокировку счета отводится один час.

27 апреля 2018 года Минфин разместил на своем официальном сайте , обозначив следующие моменты:

  • Поддержано предложение о снятии ограничения на одновременное наличие у участника закупки только одного специального счета с введением возможности одновременного открытия нескольких спецсчетов в различных банках. Соответствующие поправки готовятся;
  • Спецсчета будут открываться в банках, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям (аналогичным требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться на депозиты средства федерального бюджета);
  • Спецсчет не может использоваться для проведения расчетов при исполнении контрактов;
  • Допускается многократное использования спецсчета при участии в закупке, проводимой на любой электронной площадке;
  • На остатки денежных средств на спецсчетах участникам закупок будут начисляться проценты;
  • Операторы электронных площадок, отобранных в соответствии с установленными Правительством РФ критериями, будут обязаны заключить соглашения с банками, ведущими спецсчета, для обеспечения обмена информацией.

В конце мая 2018 года Правительство РФ выпустило Постановление N 626 от 30.05.2018 , в котором обозначены следующие моменты:

  • Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета;
  • Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком;
  • Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронных закупочных процедурах.

Таким образом, вышеуказанное постановление разрешает использовать в качестве спецсчета существующие банковские счета участников закупок. Для этого необходимо заключить с банком дополнительное соглашение, в соответствие с требованиями постановления.

До 1 января 2019 года стать владельцем спецсчета смогут поставщики, аккредитованные на одной из ЭТП, вновь отобранных по требованиям 44-ФЗ. После указанной даты участник закупок должен состоять в едином реестре участников закупок, ведение которого будет осуществляться на ЕИС.

Вывод - для старта работы и процесса открытия спецсчета ожидаем трех следующих событий:

  • публикацию перечня банков для работы со спецсчетами;
  • публикацию перечня ЭТП, готовых к реализации всех новшеств 44-ФЗ;
  • заключения доверенных банков соглашений к отобранными ЭТП.

Почему вводится новая схема со спецсчетами? Победитель закупки оплачивает торги

Основную цель, которую преследует Правительство РФ вводя использование счецсчетов, это повышение "прозрачности" госзакупок. Однако, этот механизм лишает электронные площадки возможности получать доход от размещения денежных средств участников на банковских счетах.

В целях "компенсации" потери доходов электронных торговых площадок Правительство РФ подписало Постановление № 564 от 10.05.2018 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении её предельных размеров". Согласно данному документу:

  • плата взимается с победителя электронной процедуры в замере 1% от НМЦК, но не более чем 5000 рублей;
  • если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то предельная сумма, которая будет взиматься с победителя не должна превышать 1% от НМЦК и 2000 рублей;
  • в случае уклонения победителя от заключения контракта, возможно заключение контракта со "вторым" местом, плата с которого не взимается.

Взимание платы с победителя будет осуществляться двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки;
  • путем списания денежных средств в размере платы со спецсчета победителя закупки.