Оформление пенсии

Пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование: пенсионные отчисления.

Среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию Закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает:

  1. пенсию по старости;
  2. пенсию по инвалидности;
  3. пенсию по случаю потери кормильца.

Страховое обеспечение тех или иных видов обязательного социального страхования, как предусматривает Закон РФ «Об основах обязательного социального страхования», осуществляется на основании специальных законов. Так, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца являются видами трудовой пенсии и регулируются специальным законом - Федеральным законом 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанный Закон определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан . Право на трудовую пенсию, как сказано в данном Законе, имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии со следующим специальным законом - Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации ». Застрахованные лица получают трудовую пенсию из бюджета Пенсионного фонда РФ, формируемого за счет страховых взносов страхователей .

Еще один специальный закон - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - предусматривает в отличие от трудовых пенсий другие виды пенсий. Это пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет (федеральным государственным служащим и военнослужащим);
  2. пенсия по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);
  3. пенсия по инвалидности (военнослужащим и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);
  4. социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам).

Есть еще другие категории лиц, которым выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, но эти лица получают пенсии согласно другому специальному Закону - ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ , учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Возвращаясь к Федеральному закону «Об в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы в РФ, необходимо сказать, что Закон вводит основные понятия обязательного пенсионного страхования .

Это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. в РФ осуществляется страховщиком , которым является Пенсионный фонд РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. В управлении страховщика по находятся денежные средства обязательного пенсионного страхования , которые составляют бюджет Пенсионного фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , которые уплачиваются страхователями. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Застрахованные лица имеют право на обязательное пенсионное страхование в РФ только в случае уплаты страховых взносов страхователями в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Страховщик осуществляет обязательное страховое обеспечение, выплачивая застрахованному лицу при наступлении страхового случая трудовую пенсию, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Страховым случаем согласно Закону РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Страховым риском для целей указанного Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

2. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию являются следующие субъекты обязательного пенсионного страхования :

  1. федеральные органы государственной власти ;
  2. страхователи;
  3. страховщик;
  4. застрахованные лица.

Страховщик - Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами , утверждаются правлением Пенсионного фонда РФ.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом.

Гражданства

  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
  • 3. Обязательное страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию

    Обязательным страховым обеспечением являются:

    1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
    2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
    3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
    4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

    Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

    Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    Скачкова О.А.. Страхование. 2004

    Негосударственным пенсионным фондам предоставляется право осуществления деятельности по обеим структурам.

    Пенсионным обеспечением называется денежное вознаграждение, представленная установленной суммой, которая регулярно выплачивается государством получателю, достигшему определенного возраста либо вследствие завершения работы по найму в качестве пособия.

    Пенсия выплачивается с момента времени, когда наступают вышеприведенные события и до окончания жизни.

    Она разделена на части:

    • базовую или социальную, ее оплачивает государство независимо от получаемой заработной платы, размера взносов, оплачиваемых по страховке всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж равный пяти годам;
    • страховой, зависящей от размера оплаченных платежей в по договору на страхование пока длилась трудовая деятельность. Он рассчитывается как отношение пенсионного капитала, накопленного до дня назначения пенсии и числа месяцев ожидания выплат, которое равно 228 месяцам или 19 годам;
    • накопительная, на которое влияют накопленные пенсионные отчисления, введена в 2002 году, поэтому на ее получение могут претендовать молодые возрастные категории граждан, например, она выдается мужчинам с 1953 и до сего года рождения, а женщинам, начиная с 1957 года рождения.

    Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании

    В основу регулирования процедуры в Федерации государством положены нормы Федерального закона, изданного в декабре 2001 года за номером , в котором определены правовая роль субъектов, регламент их правоотношений, основания их появления и методы осуществления прав и обязанностей, отмечен уровень ответственности каждого субъекта.

    Принятый в 2002 году Федеративный закон «Об обязательном пенсионном страховании» дал возможность осуществить пенсионную реформу, по которой гражданам страны надлежало стать застрахованными лицами.

    Он предусматривал открытие индивидуальных лицевых счетов для имеющих страховку граждан, куда работодатель перечислял регулярно каждый месяц страховых взносов в его пользу при начислении заработной платы. Данные платежи накапливаются, формируя будущую пенсию за осуществляемую трудовую деятельность.

    Находящиеся на лицевом счету вкладываются в финансовый рынок, за счет чего образуется некоторая дополнительная сумма, добавляемая в накопленным средствам.

    Накопительная часть находится в полном распоряжении Государственной управляющей компании, которая держит ее на расчетном счету Внешэкономбанка. Всякий гражданин в РФ имеет право по своему усмотрению распоряжаться накопительной частью пенсии, он же определяет способ инвестирования.

    Если от него не поступают предложения по использованию накопленных средств, то они перечисляются из ПФ на счет ГУК. Однако гражданин имеет право сделать вклад в фонд негосударственного фонда, передав ему права на доверительное управление.

    Пожизненная пенсия будет выплачиваться гражданину РФ по достижении возраста, установленного пенсионным. В нее войдут накопленные денежные средства и доходы, полученные в ходе их субсидирования.

    Функции

    Обязательное пенсионное страхование как часть пенсионной системы РФ
    осуществляет функции, позволяющие обезопасить граждан в случаях возникновения страховых рисков.

    Оно производится Пенсионным фондом, выполняющим функции страховщика, в обязанности которого входит:

    • осуществление контроля над правильным исчислением страховых взносов, их своевременным перечислением в ПФ в полном объеме;
    • назначение и осуществление своевременных оплат по всем видам страховых пенсий, принимая за основу сведения индивидуального счета;
    • проверка документов для начисления обязательного страхового обеспечения;
    • составление проекта бюджета ПФ и обеспечение его выполнения;
    • обеспечение целевого использования финансовых средств;
    • осуществление учета финансов, которые поступают;
    • производство регистрации и снятие с учета страхователей;
    • контролирование поступлений страховых взносов от физических лиц, которые добровольно вступили в правоотношения;
    • создание государственной базы данных по различным группам страхователей;
    • обеспечение регламента, позволяющего вести специальную часть индивидуального счета;
    • обеспечение организации своевременного учета дохода, вырученного от инвестирования средств;
    • консультирование на бесплатной основе на всех уровнях региональных органов застрахованных лиц и страхователей;
    • прием заявлений от лиц на добровольное вступление в правоотношения;
    • консультирование, информирование застрахованных лиц по оплате дополнительных взносов, размещая сведения на официальном сайте ПФ, СМИ;
    • осуществление функций оператора персональных данных;
    • определение размера платежей по страховке, начисленных в страховую и накопительную части пенсий.

    Какие цели преследуются

    Основной целью является обеспечение граждан пенсионного возраста достойным уровнем жизни, для чего им создаются условия, позволяющие иметь дополнительную пенсию.

    Государственные органы совместно с негосударственными пенсионными фондами разработали ряд специальных программ, которые ориентированы на внедрение, совершенствование и развитие механизмов осуществления пенсионного страхования.

    Программы по обязательному пенсионному страхованию привлекательны тем, что они обладают гибкими условиями регулирования, осуществляемыми легко и оперативно под запросы конкретного застрахованного лица.

    Ее преимущества заключаются:

    • если заканчивается период, в течение которого производится накопление, то накопленные средства можно забрать полностью или до конца жизни получать равными долями ежемесячно;
    • если застрахованное лицо умирает до конца периода накопления средств, то они передаются наследникам;
    • если застрахованное лицо в какой-либо период времени не может вносить взносы, то размер будущей пенсии пересчитывается в зависимости от величины накопленной суммы до момента приостановки платежей;
    • если застрахованное лицо умирает, то преемнику выплачиваются денежные средства, собранные до того времени. Срок осуществления оплаты оговаривается в договоре либо при внесении поправок в него, но до начала осуществления платежей.

    Как описывается в договоре

    Договор по страхованию пенсий является соглашением заключенным пенсионным фондом и страхователем в интересах застрахованного лица либо его правопреемника, согласно которого фонд обязуется назначить и платить ему по достижению пенсионного возраста накопительную часть трудовой пенсии или осуществить выплаты правопреемникам, в случае его смерти.

    В договоре описываются:

    • права и обязанности Пенсионного фонда, застрахованного лица;
    • учет накоплений, поступивших от застрахованного лица, их субсидирования;
    • регламент, условия назначения, осуществление платежей из накопительной части трудовой пенсии;
    • порядок выдачи правопреемникам накоплений умершего застрахованного лица;
    • ответственность субъектов за допущенные правонарушения, связанные с исполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, возложенных на них договором в соответствии с нормами законодательства РФ;
    • порядок введения поправок, требования, предъявляемые к расторжению;
    • продолжительность срока действия.

    Соглашение приобретает законную силу со дня, когда перечисленные бывшим страховщиком денежные средства поступают на расчетный счет выбранного фонда. Договор по пенсионному страхованию относится к одному из видов личного, является двухсторонним и необобщенным.

    Помимо того, в нем необходимо отметить личные данные застрахованного лица, сведения о характере страхового случая, размер суммы по страховке, реквизиты.

    Об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

    Риски и случаи

    Действующий Федеративный закон дал определение понятиям «страховой риск» и «страховой случай». В соответствии с ним к страховым рискам относится потеря застрахованным лицом заработка в качестве выплат, вознаграждений либо иных видов дохода при наступлении страхового случая.

    Страховым случаем называется событие, указанное в договоре совершилось, поэтому страховщик обязан осуществить выплату по страховке застрахованному лицу либо его преемнику.

    К ним относятся события или их комбинация:

    • наступление возраста, соответствующего пенсионному;
    • инвалидность, вследствие болезни, дорожно-транспортных случаев;
    • утрата лица, являющего единственным кормильцем.

    Что касается выгод, получаемых застрахованным по программе пенсионного страхования лицом, то они, несомненно, существуют.

    В первую очередь заключаются в оказании услуг личного консультанта, разъясняющего тонкости и нюансы пенсионного страхования. Во вторую очередь для привлечения и сохранения ценных кадров большинство работодателей заключают договор корпоративного страхования на обеспечение пенсией, получая при этом льготы по налогам.

    Государство разработало ряд юридических, экономических и координационных мероприятий, которые легли в основу системы обязательного пенсионного страхования. Все они ориентированы на поддержку населения путем назначения компенсаций и осуществления их выдачи при возникновении страховых рисков, связанных с наступлением...

    Крайне актуальной является тема про пенсионное страхование для всех стран СНГ, так как настоящая система пенсионных выплат не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. То немногое, что можно сделать – это позаботиться о своем будущем еще в молодости самостоятельно, подписав договор по предоставлению добровольного пенсионного страхования.

    В большом количестве развитых стран средства на обеспечение пенсиями граждан поступают из нескольких источников: государственных пенсионных фондов, корпоративных отраслевых пенсий и индивидуальных пенсий, получаемых согласно договору. Причем это примерно одинаковые части поступлений. Свидетельство этому – их пенсионные выплаты.

    Именно страховые компании – основные поставщики услуг, позволяющие отложить некоторые суммы средств к достижению пенсионного возраста. Это можно объяснить многими причинами:

    1. Особенности налогообложения этих взносов и выплат по ним, которые полностью либо большей долей не облагаются никакими налогами на средства, либо другими.
    2. Роль государства, которая минимизирована в процессе формирования и выплат пенсий.
    3. Выгодность и возможность получения больших сумм в российской системе страхования.

    Исходя из этих пунктов, такой подход – единственный возможный реальный механизм осуществления накоплений для пенсионеров, к тому же безальтернативный. Пенсионное страхование может стать очень выгодным для многих людей.

    Что такое пенсионное страхование и его виды

    Пенсионное страхование – одна из разновидностей страхования жизни, при котором выплаты суммы страховки производят после момента вступления застрахованного человека в пенсионный возраст, т. е. выхода на пенсию. Оно может быть обязательным (ОПС) и добровольным.

    Обязательное пенсионное осуществляют на случаи ухода на пенсию:

    • по возрасту;
    • по наличию выработанного трудового стажа;
    • при приобретении/оформлении инвалидности.

    Выплаты при таком виде страхования переводятся через Государственный пенсионный фонд (ПФР). Осуществляется обязательное страхование страной, а взносы выплачиваются посредством налога работодателями. Получать выплаты граждане имеют право по факту наступления пенсионного возраста.

    На сегодня функционируют два типа государственных пенсий: социальная и трудовая. Вторая наступает по достижении 55 лет женщинами, 60 – мужчинами.

    По итогам пенсионной реформы на основе нового ФЗ, которая проводилась в течение нескольких последних лет, произошел переход к персональному учету поступлений взносов по страховке на личный счет сотрудника. Государством же обеспечивается «резервный» минимум социальных гарантий для своих граждан – на то оно и «обязательное».

    Добровольное пенсионное страхование пенсионеров производят негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Оно происходит за счет средств самих страхователей или применяя средства работодателя как дополнение. Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на добровольных началах и регулируется договором.

    Что такое и для чего нужен полис

    Определимся, что же дает добровольный вид страхования:

    • стабильный доход каждый месяц, не зависящий от суммы трудовой/социальной пенсионной выплаты;
    • возможность спокойно организовывать распорядок жизни, не ужимая себя в необходимом: еде, одежде, лечении, путешествиях;
    • гарантии сбора нужной суммы к определенному сроку (например, для покупки дома либо участка при выходе на пенсию);
    • гарантированные выплаты по программе добровольного страхования.

    Один из вариантов можно выбрать и зафиксировать в самом полисе при его выпуске. Страхователь вправе его изменить в течение всего накопительного периода при условии, что момент выбран не позже чем за 3 месяца перед получением первой пенсии.

    Из-за того, что государственное пенсионное обеспечение может быть недостаточным для полноценной жизни, возникло дополнительное пенсионное страхование, которое предоставляется различными организациями на единых условиях с составлением договора.

    Что еще можно страховать

    Кроме обеспечения пенсионных выплат необходимо позаботиться также как минимум о здоровье. Для этого в нашей стране предусмотрено медицинское страхование. Помимо ОМС (Обязательного медицинского страхования), которое обеспечивает государственная социальная программа, предоставляя равный минимум в предоставлении медицинских услуг, существует еще добровольное, дополняющее первое. Оно обеспечивает получение более широкого спектра услуг в ряде случаев и разделяется на коллективное и индивидуальное. Каждый застрахованный приобретает полис, который дает ему возможность выбирать медицинское заведение и специалистов, независимо от места проживания. Полис предоставляется в момент поступления на работу.

    Государство поддерживает всех граждан по достижении ими определенного возраста или же при наличии некоторого трудового стажа.

    Но также существует возможность воспользоваться услугой пенсионного страхования. Сегодня большое количество различных компаний предлагают подобного рода специализированные программы.

    Что это такое

    В 2002 году была начата пенсионная реформа. Согласно ей, все граждане РФ являются застрахованными лицами.

    Пенсионное страхование – особый формат страховых услуг, целью которых является финансирование пенсии. Страхование такого типа является основной основой пенсионных систем практически во всех странах мира.

    На данный момент различают два вида страхования рассматриваемого типа:

    • обязательное государственное;
    • добровольное частное.

    Страхование обоих обозначенных видов имеет свои существенные особенности, но при этом алгоритм работы является схожим. При этом обязательное страхование на государственном уровне является строго обязательным.

    В отличие от добровольного страхования – каждый гражданин РФ вправе сделать выбор. Данный момент подробно освещается в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании».

    Но следует помнить о некоторых существенных отличиях добровольного пенсионного страхования от государственного, обязательно.

    К наиболее существенным можно отнести следующие:

    • страхование такого типа может являться только дополнительным к обязательному – оно не может заменить его;
    • величина страховых взносов всегда выбираются самим застрахованным, государство на это никакого влияния не оказывает;
    • в качестве страховщиков в рассматриваемой системе добровольного страхования всегда выступают именно негосударственные пенсионные фонды – прошедшие соответствующую аккредитацию;
    • государство в страховании рассматриваемого типа никаким образом не участвует – но при этом осуществляет постоянный пристальный контроль за ним.

    Сами страховщики формируют большое количество самых разных программ страхования. Желающий воспользоваться услугой страхования пенсии самостоятельно выбирает ту, которая ему больше всего подходит.

    Необходимо лишь помнить о некоторых важных нюансах заключения страховых договоров. Прежде, чем подписать соглашение с НПФ, следует его внимательно прочитать. При возможности заранее проконсультироваться с юристом.

    Зачем это нужно

    Сегодня страхование пенсии представляет собой специальную программу, которая одновременно преследует сразу несколько целей:

    • улучшение благосостояния граждан РФ;
    • обеспечение соответствующего материального дохода на момент достижение старости;
    • дает возможность гражданину РФ самостоятельно определять величину своей будущей пенсии.

    Страхование пенсии – практика, которая перенимается Российской Федерацией от западных стран. Именно за счет данных программ пенсионеры Германии и других обеспеченных стран могут позволить себе безбедное существование после достижения пенсионного возраста.

    Пенсионное страхование дает возможность самостоятельно установить следующие параметры:

    • величину страховых взносов;
    • максимальную величину ежемесячных выплат;
    • длительность получения пенсии.

    Именно последний фактор является решающим для многих граждан, которые задумываются о необходимости страхования пенсии. Так как в большинстве случаев, почти во всех города РФ, средняя величина пенсии не позволяет покрывать текущие месячные расходы.

    Страхование же позволяет за счет страховых взносов существенно увеличить размер пенсии к моменту наступления страхового возраста.

    Само государство никак не участвует в системе добровольного пенсионного страхования. Но при этом осуществляет жесткий надзор за данным сегментом экономической деятельности.

    Страхование регламентируется Федеральным законом от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании».

    Основные разделы данного нормативно-правового документа позволяют ознакомиться с допустимыми границами деятельности негосударственных пенсионных фондов.

    При выборе учреждения, которое будет осуществлять страхование, необходимо обязательно убедить в его надежности. На данный момент специальное агентство «Эксперт РА» составляет рейтинг компаний, ведущих подобного рода деятельность на территории РФ.

    Стоит обращаться в учреждения, имеющие стабильный рейтинг. Это позволит снизить вероятность осложнений по достижении пенсионного возраста.

    Как работает

    Сам процесс добровольного пенсионного страхования достаточно прост. Для заключения договора необходимо будет обратиться в негосударственный пенсионный фонд, в котором предлагаются максимально удобные условия страхования.

    Процесс заключения договора необходимо осуществлять следующим образом:

    • составить заявление с просьбой оформления специального договора;
    • собрать перечень всех необходимых документов:
      • СНИСЛ – индивидуальное пенсионное свидетельство;
      • паспорт гражданина РФ;
    • полный пакет представленных документов рассматривается соответствующим отделом НПФ;
    • будущему клиенту предлагают перечень программ – на условиях которых может быть выполнено пенсионное страхование;
    • после выбора продукта формируется индивидуальный страховой договор – клиент и представитель НПФ его обязательно должны подписать.

    После заключения соответствующего страхового соглашения будущий пенсионер будет обязан в соответствии с ранее установленным графиком осуществлять установленные договором перечисления страховых премий.

    Они могут быть следующих видов:

    • ежегодными;
    • ежемесячными;
    • ежеквартальными.

    Если все условия договора клиент негосударственного пенсионного фонда выполнил в полной мере, то он может рассчитывать на соответствующие выплаты по достижении определенного возраста. Сами выплаты будут осуществляться в установленном в договоре порядке.

    Начисления могут происходить:

    • раз в месяц;
    • раз в квартал;
    • раз в полугодие.

    В зависимости от выбранных условий договора начисления могут осуществляться:

    • пожизненно;
    • в течение какого-то определенного периода времени.

    Рассматриваемого типа страхование является пенсионным страхованием с выплатой аннуитетов. Статистика работы страховых компаний Российской Федерации:

    • за 2014 год было собрано 1.6 млрд. рублей;
    • были осуществлены выплаты в размере 570 млн. рублей за этот же год.

    Сегодня контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих страхование рассматриваемого типа, осуществляет Пенсионный фонд РФ. В данном сегменте работают только лишь страховые компании, прошедшие соответствующую аккредитацию.

    Страхование дополнительной пенсии

    Сегодня государство предоставляет простым гражданам большое количество различных вариантов самостоятельного обеспечения своей старости. Одна из таких возможностей – страхование дополнительной пенсии.

    Оно позволяет создавать специальный индивидуальный страховой фонд. В последствии при выполнении заранее установленных условий будут осуществляться соответствующие пенсионные выплаты.

    Обычно такие выплаты свершаются в следующих ситуациях:

    • при достижении определенного, заранее выбранного самим застрахованным лицом, возраста;
    • в случае смерти застрахованного – выплаты будут получены (унаследованы) непосредственными наследниками;
    • если по какой-то причине была полностью или же частично утрачена трудоспособность.

    Страхование дополнительной пенсии преследует цели, аналогичные страхованию пенсии обычной. Позволяет обеспечить безбедное существование гражданам РФ по достижении ими определенного возраста или же при возникновении сложных жизненных обстоятельств.

    Заключающий договор имеет право самостоятельно выбрать условия:

    • получения страховых выплат;
    • осуществления взносов в систему страхования.

    Отличительной особенностью данной системы страхования является возможность заключения договора как с лицами физическими, так и с юридическими. Некоторые работодатели осуществляют страхование своих работников.

    Таким образом, повышается социальная защищенность, а также привлекательность рабочих мест. В страховании юридических организаций также имеются свои особенности и нюансы. Для осуществления данной процедуры необходимо будет получить согласие страхуемых сотрудников.

    Сегодня допускается оформление рассматриваемого типа договора на третье лицо. При этом соответствующие взносы будет осуществлять непосредственно сам заключивший договор.

    Например, подобное практикуют родители в отношении своих собственных детей. Это позволяет обеспечить последним безбедное существование по достижении определенного возраста.

    С каждым днем все большее количество граждан делает выбор именно в пользу рассматриваемого типа страхования. Так как государственной пенсии практически всегда недостаточно для поддержания уровня жизни на привычном уровне.

    Сегодня пенсионная реформа идет по достаточно сложному пути – потому необходимо обязательно следить за всеми проводимыми реформами. Пенсионное страхование дает возможность избежать большого количества самых разных сложностей, связанных с недостатком средств на пенсии.

    Именно поэтому все большее количество людей прибегает к использованию рассматриваемого типа программы – необходимо лишь внимательно ознакомиться с условиями заключения соглашения.

    Видео: Накопительная пенсия. Оставлять или отказаться?

    При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

    Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

    Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

    Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

    Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

    Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

    • пенсии по старости;
    • пенсии по инвалидности;
    • пенсии по случаю потери кормильца;
    • пенсии за выслугу лет;
    • социальные пенсии.

    Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

    Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

    1. размера внесенных страховых взносов;
    2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
    3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
    4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

    Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

    Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

    Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

    Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

    Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

    Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

    Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

    Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

    При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

    Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

    Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

    • РФ (через ВЭБ);
    • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
    • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

    До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

    Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

    При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

    Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

    Для лиц 1966 г. р. и старше

    Для лиц 1967 г. р. и моложе

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

    22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

    16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

    Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

    База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

    2005 — 2007 г.

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    На финансирование накопительной части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    От 280 001 руб. до 600 000 руб.

    28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

    11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

    Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

    Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

    На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

    • повысить уровень материального стимулирования работников;
    • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
    • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
    • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

    Корпоративные пенсионные программы

    С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

    Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

    Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

    В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

    Функции пенсионной схемы:

    • условия и порядок внесения взносов;
    • условия распределения инвестиционного дохода;
    • возможности выкупных сумм;
    • правила наследования;
    • уровень доходности;
    • формирование и расходование пенсионного резерва.

    Пенсионные схемы могут быть двух видов:

    • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
    • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

    В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

    Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

    Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

    • тарифного разряда работника (тарифная программа);
    • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
    • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

    Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

    Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

    Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

    Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

    Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

    Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

    До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

    Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

    Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

    Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

    Среднемесячная заработная плата, руб.

    Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

    Численность пенсионеров, млн чел.

    Дефицит ПФР. млн руб.

    Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

    Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

    Доходная масть

    Расходная часть

    Сальдо бюджета

    Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

    Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

    Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

    Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

    Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

    Намечаемые изменения

    планируется

    планируется

    62 года (2018 г.)

    Германия

    67 лет (к 2029 г.)