Платежные сервисы

Что изучает экономическая и социальная география мира. Экономическая география. Социальная и экономическая география


Предмет экономической и социальной географии мира. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.






Социальная география; география населения; геодемография; география сферы обслуживания; рекреационная география; экономическая география; география промышленности; география транспорта; география сельского хозяйства; география внешних экономических связей; геоэкология. В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых социально- экономической географией, входят:


Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития. При изучении социально-экономической географии используют следующие научные методы:


В нашей стране становление науки экономической географии связано с именами многих ученых-географов. Советский экономико-географ, участник революционного движения, общественный деятель, член-корреспондент АН СССР (1939), профессор МГУ (с 1929) и других вузов Москвы, заслуженный деятель науки РСФСР (1943), Герой Социалистического Труда (1962). Член Коммунистической партии с 1898 (перерыв в был меньшевиком- интернационалистом). Баранский Николай Николаевич 1881 – 1963


Основоположник районного направления в экономической географии. Основал кафедру экономической географии в ряде вузов, в том числе в Московском университете. При его активном участии в Московском университете создан географический факультет. Написал ряд учебников по экономической географии СССР.




Организатор науки, один из основателей советской научной школы социально- экономической географии зарубежного мира и страноведения. Специализировался на изучении стран Латинской Америки, Франции, Германии и др. стран Европы. Автор известного учебника «Экономическая география зарубежных стран» (16 изданий в гг.). Витвер Иван Александрович (1891–1966)


Учебник был издан в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китае, Японии, Великобритании, Франции. В МГУ создал географические курсы по географии мирового хозяйства, истории экономической и политической географии зарубежных стран, спецкурсы по Германии, Франции и Великобритании.


Владимир Павлович Максаковский Известен в первую очередь как автор серии учебников по социально-экономической географии мира. Почетный член Русского географического общества, географических обществ Болгарии и Чехии. Входит в Учебно-Методический Совет по географии УМО по классическому университетскому образованию Секция экономической и социальной географии. Почетный профессор МПГУ, входит в ученый совет вуза, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географического факультета Московского педагогического государственного университета.



Cоциально-экономическая география – это наука о территориальной организации общества, о формировании и развитии территориальных социально-экономических систем (ТСЭС).

Объектом исследований социально-экономической географии являются сложные территориальные социально-экономические системы, их подсистемы, структурные образования и элементы (рис. 1). Объект науки включает территориальные комплексы производительных сил в их единстве с природными условиями и ресурсами, населением и конкретным способом производства. В качестве подсистем и элементов ТСЭС выступают такие объекты исследований, как население, хозяйство и его различные отрасли, природные условия и ресурсы, территориально-производственные комплексы, экономические районы, по­селения, их сети и системы, агломерации и узлы, системы транспорта, другие территориальные сочетания.

Таким образом, социально-экономическая география сочетает в себе
одновременно элементы географии, экономики и социологии. Будучи наукой
географической, она использует в исследованиях общегеографические подходы и методы и работает в тесном контакте с природоведческими дисциплинами. Будучи наукой общественной, она использует в исследованиях экономические и социологические подходы и методы и работает в тесном контакте с общественными науками, имеющими с ней общий объект изучения.

Основная цель социально-экономической географии - изучение социально-экономических процессов и явлений в их территориальном выражении. Отсюда вытекают главные задачи исследований:

· изучение закономерностей формирования, развития и размещения ТСЭС;

· оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение ТСЭС, их подсистем и элементов;

· выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением;

· научно обоснованное районирование территории;

· выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов ТСЭС;

· исследование проблем народонаселения, формирования оптимальной системы населенных мест и рационального использования трудовых ресурсов;

· изучение экистических условий (условий расселения) и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане;

· исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических -параметров в различных типах поселений и районах страны;

  • разработка научных основ пространственной организации жизни социалистического общества для целей планирования и проектирования.
  • изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду.

География в настоящее время переживает глубокие структурные изменения, особенно ее общественные, социально-экономические ветви. Объект ее изучения расширяется и дополняется экономическими, социальными и экологическими направлениями. Вопросы экономического районирования, формирования промышленных узлов, территориально-промышленных и агропромышленных комплексов составляют главное направление работы экономико-географов. В связи с этим в рамках географии стали быстро развиваться такие направления, как география населения, география сферы обслуживания, география туризма и отдыха, медицинская география и др.


Необходимость оценки взаимосвязей в системе «общество - производство - окружающая среда» обусловила экологизацию современной социально-экономической географии, Отсюда вытекают новые направления исследований: контроль над изменениями природной среды, вызванными деятельностью человека; научные географические прогнозы последствий этого воздействия; предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий; оптимизация среды в природно-техногенных системах.

Появление словосочетания «экономическая и социальная география» было отражением сложных процессов, начинающихся в нашем обществе и географической науке. Оно означало начало поворота к человеку, к его производственной и непроизводственной деятельности.

Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир.

Объектом изучения экономической и социальной географии является освоенная часть географической оболочки Земли. Мировое хозяйство — объект исследования многих экономических наук. Например, население — объект демографии, этнографии и ряда других наук; природные условия — один из объектов физической географии; минеральные ресурсы -частный объект геологии и физической географии. Каждая страна обладает своими особенностями в структуре и размещении хозяйства и населения. Эти особенности определены всем историческим ходом развития страны, теми общественными условиями, которые господствовали в ней на разных этапах ее истории. Поэтому, чтобы понять современное состояние хозяйства, надо хорошо помнить и знать историю.

Большое влияние на хозяйство оказывают природные условия. Богатство природы благоприятствует развитию хозяйства. Отсутствие минеральных богатств, трудные для сельского хозяйства климатические условия, бедные почвы, наоборот, тормозят развитие хозяйства.

Умение правильно оценить природные условия с точки зрения возможностей их использования в хозяйстве — важная задача экономической географии. Для того, чтобы научиться этому, надо знать физическую географию.

Современная наука обеспечила прогресс техники, который во много раз повышает производительность труда, увеличивает объем выпускаемой продукции всех отраслей хозяйства. Вместе с тем новая техника меняет технологию производства, вводит новые виды сырья, позволяет использовать земли, еще недавно считавшиеся малопригодными. Пониманию вопросов технологии различных отраслей хозяйства помогут знания по биологии, химии, физике, математике.

Экономическая и социальная география занимается анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Многие задания в учебнике потребуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы.

Экономическая и социальная география исследует также особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах.

Внимание к человеческому фактору усиливает роль географии сферы услуг, географии условий жизни, географии культуры и т. д.

Истоки экономической географии прослеживаются в недрах старой, общей, описательной географии. Это были разнообразные сведения о природе, размещении населения и хозяйства отдельных территорий, вначале в форме маршрутных записок путешественников, а затем — в краеведческих и страноведческих описаниях. Так постепенно происходило выделение отдельных направлений, изучающих географию хозяйства и отдельные его отрасли.

Научные основы хозяйственного освоения новых территорий, вопрос эффективного формирования производственных комплексов, урбанизация и экологические проблемы, рациональное природопользование — все эти задачи могут решаться только междисциплинарными науками.

Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область знания, в которой происходит тесное взаимодействие естественных и общественных наук.

Экономическая и социальная география мира является наукой общественной и поэтому входит одновременно в другие системы наук, изучающих общество, человека, общественное производство.

Часть 1. Введение в экономическую географию

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1.Динамика мирового населения

Глава 2. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
1.

Глава 3. Прогнозы роста численности населения мира и его регионов

Глава 4. Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира

Глава 5. Территориальное передвижение населения (миграция)

Глава 6. Городские и сельские поселения. Урбанизация

Раздел 2. География мирового хозяйства

Глава 1. География мировой информационной индустрии

Глава 2. География мировой электросвязи
1.
2.
3.

Глава 3. География всемирной компьютерной телекоммуникационной системы Интернет
1.
2.

Глава 4. География мирового машиностроения
1.
2.
3.

Глава 5. География мировой химической промышленности
1.
2.
3.

Глава 6. География мировой энергетики
1.
2.

Глава 7. География мировой металлургии
1.
2.

Глава 8. География мирового сельского хозяйства
1.
2.
3.

Глава 9. География мировой пищевой промышленности
1.
2.

Глава 10. География мировой легкой промышленности
1.
2.

Часть 3. Экономическая география России

Глава 1. Общая географическая характеристика России

С термином социально-экономической географии я столкнулся в экономическом вузе. Читать раздел с таким нудным и неинтересным названием кажется скучным времяпрепровождением, поэтому я просто решил не углубляться в тему. Повезло, что во время экзамена по мировой экономике этот вопрос не попался. Интерес к социально-экономической географии у меня проснулся (как это ни нелепо) во время просмотра видео в Интернете.

Что представляет собой социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает общество, его территориальную организацию относительно экономики, политики, культуры и устройства. Она изучает множество областей, которые с ней связаны, даже военную географию и географию транспорта.

Социально-экономическая география зарождалась как география экономики, а потом постепенно расширялась. Изучая социально-экономическую географию, можно разобраться в том, почему в каких-то странах одни отрасли промышленности более развиты, чем в других, или узнать, как количество жителей в стране влияет на экологию и социальную психологию.


Где можно изучить социально-экономическую географию

Не каждый Университет углубляется в изучение и исследование этой темы. Оно и понятно, ведь это чисто научная специальность. Работу не в стенах университета после обучения социально-экономической географии найти тяжело. Но если карьера и деньги вас не особенно интересуют (вы просто хотите больше узнать о мире, и вам интересна такая тема), то смело делайте выбор в пользу высших учебных заведений, которые специализируются в этой области. Вот некоторые вузы России, которые отлично обучают социально-экономической географии:

  • институт географии РАН;
  • географический факультет МГУ;
  • тихоокеанский институт географии ДВО РАН;
  • институт Наук о Земле СПбГУ.

Как вариант, вы можете поступить в обычный вуз на экономический или географический факультет, там о ней точно расскажут, но не настолько подробно. В некоторых университетах читают только определенные области из этой системы наук. Например, географию промышленности или географию населения.

Конспект урока

Тема урока: Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований.

Цель урока:

образовательная: сформировать в учеников общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований;

развивающая: развить интерес к изучения темы;

воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: атлас, учебник, тетрадь.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса - выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.

ІІІ. Изучение нового материала.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:

получить представление о современной политической карте мира;

научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;

познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;

рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;

рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;

выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;

показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.

Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.

Территориальная организация общества - это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.

Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.

Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.

В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.

Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.

Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии, что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС - активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.

Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?

Географии необходим выход в мировое пространство.

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.

Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.

Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.

Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.

Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.

Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.

Австралия и Океания.

IV . Закрепление изученного материала.

Дайте ответы на вопросы.

1.Дайте определение социально-экономической географии мира.

2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».

3.Назавите задачи социально-экономической географии.

4.Какие вы знаете источники географических знаний?

V . Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.

Задание 2.

Блицопрос.

1.Что изучает социальная география?

2.Что изучает экономическая география?

3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?

4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?

5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.

Задание 3.

Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Украина.

Проблемное задание.

Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.

Таблица 1

Страны, расположенные в двух частях света.

Страна

Часть света

VI . Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?

VIII . Домашнее задание.