Сделки

Дачный дом определение. Правительство узаконит «садовые дома

Рабочую неделю глава правительства Дмитрий Медведев начал в Курске. Основной целью визита премьера была встреча с представителями садоводческих, огороднических и дачных хозяйств для обсуждения обновленного проекта Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве», который готовит правительство. По словам премьера, действующий закон был принят 20 лет назад и в значительной степени устарел, кроме того, вызывает массу вопросов у садоводов. Кроме того, глава правительства отметил на этой встрече, что после публикации в газете «Известия» он предложил пересмотреть вопрос взимания платы с владельцев участков в садовых товариществах за использование водных скважин.

Дача - это сугубо российское явление. Тема, которую мы с вами сегодня будем рассматривать, имеет весомое значение. На прошлой неделе мы рассматривали законопроект на заседании правительства. Предложил дать период на доработку закона из-за нашей встречи, - обратился к присутствующим премьер.

Обновленным законопроектом приводятся в соответствие с гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Первая форма - садоводческое некоммерческое товарищество для ведения садоводства и дачного хозяйства и вторая - огородническое некоммерческое товарищество для ведения огородничества.

Также законопроектом предлагается убрать из Жилищного кодекса понятие «жилое строение» и заменить его на «садовый дом». Документ устанавливает, какие дома и постройки могут быть размещены на дачном участке. Так, на огородном земельном участке жители вправе размещать только хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капстроительства.

Помимо этого будет введен единый неконкурсный порядок выделения садоводам земли, которая находится в государственной и муниципальной собственности.

Планируется закрепить все типы взносов, которые взимаются с участников садового товарищества. Их будет три: вступительные, целевые и членские. Также устанавливается закрытый перечень направлений трат таких средств. Отдельно будут конкретизированы порядок создания товариществ и принятия и исключения из них.

Садоводы пожаловались премьеру на то, что при постановке одинаковых участков на кадастровый учет для налогообложения их стоимость может разниться.

С 1 января 2017 года вступает в силу закон о государственной кадастровой оценке. Теперь этим будет заниматься бюджетное учреждение по единой методике, которая будет утверждена Минэкономразвития. Убытки, которые причинены в результате нарушения этого закона, будут возмещаться в полном объеме за счет этого учреждения. Мне кажется, что это правильная норма, - успокоил присутствующих Дмитрий Медведев.

Дачников также взволновал вопрос электроэнергии. Во-первых, они попросили премьера передать линии электропередачи на баланс муниципалитетам. Во-вторых, установить единые тарифы на электроэнергию. Также прозвучало предложение передать линии электропередачи на муниципальный баланс в состав специальных организаций.

Нужно одобрить передачу сетей на баланс специальных организаций. Это инфраструктура, причем достаточно сложная, и, по сути, объект повышенной опасности. Должно быть единое обслуживание, - согласился Дмитрий Медведев. - Если говорить о тарифах, то это не федеральное решение, а региональное.

Отдельно премьер, которому пожаловались на то, что Россия находится в сильной зависимости от импортных производителей семян, обсудил с садоводами и проблему семеноводства.

Проблема семян, к сожалению, возникла не сегодня. Это угроза национальной безопасности - не отрежут ли нам в какой-то момент поток семян и сможем ли мы нормально сеять. Задача страны - поддержка селекционного производства. Это вошло в приоритеты развития сельского хозяйства. Мы значительную часть денег направляем на эти цели. Надеемся, что в ближайшие годы мы получим нормальные семена, адаптированные к нашим погодным условиям, - рассказал премьер.

Попросили главу правительства и о законодательном закреплении всероссийского праздника садоводов, который предложили отмечать во второе воскресенье сентября.

Заканчивая встречу, глава правительства вспомнил, что читал в «Известиях» о том, что с 1 сентября миллионы владельцев участков в садовых товариществах, сельскохозяйственные и другие предприятия, не имеющих лицензии на водные скважины, могут быть оштрафованы. Предполагается, что для физических лиц сумма административного штрафа за добычу подземных вод без лицензии составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Я читал об этом в «Известиях». Нам нужно контролировать, что происходит с водой. Есть идея - от лицензирования не отказываться, но всем тем скважинам, которые появились до вступления этого закона в силу, все эти лицензии продлить в автоматическом режиме и бесплатно. Ни копейки не брать. Это было бы правильно, - успокоил дачников премьер.

В 2017 году ожидается принятие или же вступление в силу ряда правовых норм, регулирующих статус российских садоводческих объединений, порядок реализации дачниками некоторых имущественных прав, а также устанавливающих для садоводов некоторые дополнительные обязанности. Соответствующие инициативы реализуются как на уровне уже принятых правовых актов, так и в контексте активно обсуждаемых законопроектов.

Владельцам дач и участков в 2017 году нужно будет уделить серьезное внимание некоторым правовым нормам и законодательным инициативам, которые регулируют деятельность садоводов. В чем сущность данных норм, и на какие правоотношения распространяется их юрисдикция?

Законодательство о садоводческих объединениях в 2017 году: что изменится

В 2017 году в российском законодательстве, регулирующем правоотношения с участием садоводческих товариществ, ожидаются значительные изменения. Они будут выражаться:

  1. Во вступлении в силу ряда поправок в Федеральный Закон «О садоводческих объединениях» от 15.04.1998 года № 66-ФЗ.Суть поправок - в установлении для объединений садоводов обязательства по формированию реестра участников - до 01.06.2017 года или через месяц после государственной регистрации объединения (если она была осуществлена после вступления указанных поправок в силу).
  2. В переходе в юрисдикцию Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.06.2015 года № 218-ФЗ процедуры государственной регистрации земельных участков.Суть инициативы - в установлении с 2017 года для владельцев садовых участков (включая те, что принадлежат членам товариществ) обязательства оформлять технический план для дома на дачном участке - как условия оформления дома в собственность.
  3. В возможном принятии совершенно нового Закона о садоводческих товариществах 2017 года - на основе законопроекта № 1160742-6.Суть инициативы - в принятии принципиально нового правового акта о садоводческих организациях, который должен заменить ФЗ № 66.

В прессе, а также в тематических публикациях на юридические темы под принятием «нового закона» о садоводческих товариществах в общем случае понимается утверждение как раз таки указанного законопроекта (которому, стоит отметить, следует пройти еще несколько чтений в Госдуме).

Стоит отметить, что под «новым законом» об организациях садоводов (в широком смысле данного термина) неофициально могут пониматься и 2 другие указанные законодательные инициативы. Мы также уделим им внимание далее в статье.

Новый ФЗ о садоводческих объединениях (законопроект № 1160742-6): основные положения

  1. О том, что дачники могут учреждать объединения, представленные только в виде товарищества (которое может быть садоводческим или же огородническим) - как разновидности партнерства собственников недвижимости.
  2. О том, что исключительно садовые, но не огородные, земельные участки могут задействоваться для строительства жилых домов (в которых предполагается постоянное проживание собственников).
  3. О закреплении в законодательстве РФ понятия «садовый дом» вместо термина «жилое строение», которое используется в действующем федеральном правовом акте об объединениях садоводов.
  4. О регламентации порядка формирования органов управления партнерством в таких аспектах как:
    • вступление в ряды товарищества, выхода из него;
    • информирование членов партнерства о его деятельности;
    • определение перечня вопросов, которые не могут быть решены объединением садоводов при заочном голосовании его участников.
  5. Об определении ключевых принципов исчисления взносов членов организации, способов расходования данных взносов, их экономического обоснования.
  6. О регламентации оборота общего имущества членов организации.
  7. Об отказе от практики заключения договоров между участниками товариществ и гражданами, которые не являются членами партнерства при том, что за данными гражданами закрепляются обязанности по содержанию общего имущества соответствующих организаций.

Законопроект не предполагает осуществления перерегистрации уже созданных объединений. Нужно будет только привести их учетные документы в соответствие с принимаемым ФЗ при внесении первых изменений в эти документы после вступления данного правового акта в силу.


Когда законопроект о садоводческих объединениях будет принят?

Официальных данных касательно конкретных сроков принятия федерального правового акта на основе законопроекта № 1160742-6 пока что ни в каких источниках не опубликовано. Таким образом, неизвестно, будет ли соответствующий федеральный правовой акт об организациях садоводов принят в 2017 году (хотя в экспертном сообществе это ожидается).

В октябре 2016 года законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, после чего - направлен в различные инстанции (законодательные, исполнительные структуры, Счетную Палату, Общественную Палату) для подготовки отзывов, замечаний, предложений.

Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности, а также земельным отношениям предписано подготовить соответствующий проект закона к рассмотрению депутатами Госдумы. Но, опять же, официальных сроков завершения данной подготовки не опубликовано.

Таким образом, действующим нормативно-правовым актом, регулирующим сферу правоотношений с участием организаций садоводов, является ФЗ № 66. Как мы отметили выше, в отношении него был инициирован ряд поправок. Изучим их.

Текущий закон о садоводческих партнерствах (ФЗ № 66): поправки 2017 года

Итак, пока законопроект № 1160742-6 не утвержден, правоотношения с участием объединений садоводов регулируются ФЗ № 66. В данный правовой акт был внесен ряд поправок, которые устанавливают определенные обязательства для участников садовых товариществ в 2017 году.

А именно – в ФЗ № 66 появилась статья 19.1, которая установила обязательство для членов каждой организации садоводов – сформировать реестр членов соответствующей структуры. Данный реестр должен быть сформирован до 01.06.2017 года или же в течение 1 месяца с момента государственной регистрации товарищества садоводов (если она проведена после вступления рассматриваемых поправок в силу).

Реестр участников товарищества должен соответствовать требованиям законодательства о персональных данных. В нем должны присутствовать:

  • ФИО членов объединения;
  • почтовые или электронные адреса участников;
  • кадастровые номера участков, которые принадлежат членам партнерства (как только участки распределены между ними);
  • прочие сведения, предусмотренные уставом организации.

Кроме того, статья 19.1 ФЗ № 66 обязывает участников товариществ своевременно информировать руководящие органы соответствующих объединений об изменениях в указанных сведениях.

Дачи и ФЗ о регистрации недвижимости: на что обратить внимание участникам товариществ

В 2017 году фактически утратили силу положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» от 21.06.1997 года № 122-ФЗ. Вместо них вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218.

В ранее действовавшем ФЗ № 122 была формулировка, по которой процедура государственной регистрации дома, расположенного на садовом участке, в собственность предполагает предоставление в регистрирующие органы декларации об объекте недвижимого имущества - по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447.

В свою очередь, в ФЗ № 218 присутствует другое требование - об обязательном оформлении технического плана. Его составление, как правило, требует существенно больших затрат владельца дачи - нужно обращаться в специальные организации и заказывать там технический план платно.

Декларацию же дачники могли заполнять без особых сложностей самостоятельно. Данная упрощенная процедура реализовывалась в рамках механизма так называемой «дачной амнистии» (можно отметить, что упрощенное оформление участка по соответствующему механизму в ФЗ № 218 осталось без изменений).

Многие граждане РФ, являясь членами объединений садоводов и владельцами дачных территорий, не имеют на руках правоустанавливающих документов на владение домом, который расположен на участке. Тем не менее, законодательство РФ позволяет данным гражданам все же оформлять соответствующие дома в собственность.

Автор: . Профессия по диплому: политолог (Сыктывкарский государственный университет). Текущий род деятельности: Журналист (бизнес-тематика). Опыт написания статей в изданиях «Форбс», «Деловой Петербург». Предприниматель.
11 февраля 2017 .

Какой дачный дом годен для прописки?

Как построить дом, на дачном участке, чтобы он соответствовал всем нормативам? Можно ли прописать в нем свою семью? Ответы на эти и другие вопросы в этой области на страницах декабрьского выпуска журнала «Юрист спешит на помощь» дает председатель Союза Садоводов России Олег Валенчук.

В конце года Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий россиянам регистрацию на даче. Разработанный Министерством регионального развития РФ, документ вносит изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, реализовано решение Конституционного Суда РФ, который признал не соответствующим Конституции ограничение на прописку, установленное федеральным законом (постановление от 14.04.2008 № 7-П). Возникло это решение, напомним, после обращения двух семей из Краснодарского края, которым запретили зарегистрироваться на своих дачах, несмотря на то что другого жилья у них не было. После серии мытарств по инстанциям, где им дружно отвечали отказом, краснодарцы и обратились в Конституционный Суд.

Регистрация в садовом доме сегодня необходима большому количеству россиян, которые живут в частных домах и не имеют другого места для прописки. Поэтому возможность зарегистрироваться в своем собственном доме снимает вопросы ограничения права на выбор места жительства, дает определенные социальные гарантии. От наличия прописки напрямую зависит получение пенсии. Без заветного штампика в паспорте трудно найти работу, прикрепиться к поликлинике, устроить ребенка в сад или в школу, да и просто получать почту.

Превращение жилого строения в дом. В чём суть изменений?

Дело, в первую очередь, в смене терминологии, касающейся понятия дома, пригодного для прописки. Сейчас дома на садовых и дачных участках не считаются жилыми помещениями, а относятся к жилым строениям. Что автоматически лишает их статуса пригодных для постоянного проживания. В законопроекте же к дачным домам, построенным по СНи-Пам, предлагается применять термин «индивидуальный жилой дом». Прописываться можно будет в доме на садовом или дачном участке не только в границах населенного пункта, но и на землях сельхозназначения. Гражданам будет предоставлено право переоформлять жилые строения, признанные пригодными для постоянного проживания, в качестве индивидуальных жилых домов. Здесь важно отметить, что, по замыслу авторов документа, регистрация в жилом доме не будет автоматически приводить сельские территории в статус населенного пунктов.

Возникает важный вопрос: а каковы основные признаки индивидуального жилого дома, по которым постройка обретает статус законного места для прописки?

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи. В соответствии с действующим законодательством под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Так, требования пожарной безопасности определены приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Признание помещения жилым регламентировано, помимо этого, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура признания строения на участке жилым домом на сегодня может быть осуществлена только в судебном порядке. Признать строение (садовый дом) жилым может только суд в результате проведения экспертизы на соответствие требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям. Не может быть признано жилым домом строение, в котором нет электричества и отопления, а также временные постройки, не имеющие фундамента. Обращаться в орган технической инвентаризации для замены технического паспорта, выданного на садовый/дачный дом без решения суда, не имеет смысла, так как у БТИ нет данных полномочий. Но уже на основании положительного решения суда следует переоформить технический (кадастровый) паспорт на дом и идти в органы регистрации.

Всё решает СНиП

Первое, что вы услышите при переоформлении дома под прописку, — соблюдай все СНиПы или — строительные нормы и правила. СНиПы для строительства одноквартирного жилого дома были введены в 2002 году постановлением Госстроя России от 22.03.2001 № 35. Особенно строгий контроль существует для исполнения СНиПов, касающихся котельных, требований правил эксплуатации установок и размещения помещений.
Помимо этого велика вероятность того, что придется соблюдать и ряд других требований. В доме должна быть возможность постоянного проживания. Ограждающие конструкции должны быть выполнены в соответствии со строительными нормами по теплопроводности, должно быть в наличие постоянное отопление, а также электро— и водоснабжение. Чаще всего дома, выполненные из камня, бетона, вполне соответствуют данным требованиям. При отсутствии централизованного газоснабжения для снабжения газом кухонных плит допускается применение газобаллонных установок, размещаемых вне дома. Внутри дома допускается установка баллона вместимостью не более 50 л. У дома должен быть определяемый почтовый адрес. Его могут дать только на те здания, которые находятся в черте населенного пункта. Земли сельскохозяйственного назначениятакой возможности не имеют, т.е. и прописка на них проблематична. Законопроект разрешает и эту ситуацию. Кроме того, почтовый адрес получается только на объект, строительство которого завершено. Соответственно, на участке без дома либо на строительном объекте регистрация невозможна.

Вы построили на своем участке хороший дом — вода, канализация, отопление и готовы идти в суд для признания строения жилым домом. Но теперь вас может подстеречь проблема — земельный участок, на котором стоит это строение, может не соответствовать требованиям строительства на нем жилого дома.

Как правило, дачи располагаются на садовых, дачных участках или участках для огородничества. А для каждого из таких участков свои правила застройки, которые установил Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Так вот на землях, предназначенных для огородничества, строительство капитальных сооружений запрещено. Соответственно и прописаться на огородных земельных участках не удастся. Возможность прописаться будет только у владельцев садовых и дачных участков, расположенных на землях сельхозназначения и землях поселений, но никак не на огородных земельных участках. И еще очень важный момент — на земельный участок должно быть оформлено право собственности, и он должен состоять на кадастровом учёте.

Индивидуальный жилой дом должен стоять отдельно, иметь не больше трех этажей, быть пригодным для круглогодичного проживания и предназначаться для одной семьи.

Типовой дачный домик на шести сотках
Из постановления Госстроя России от 22 марта 2001 г. ¹ 35 «О принятии и введении в действие СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Общие положения
4.3. Состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.
4.4. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения — помещение для теплового агрегата.
В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание.
Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты — 12 м2; спальни — 8 м2 (при размещении ее в мансарде — 7 м2); кухни — 6 м2.
Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой — 1,7 м, передней — 1,4 м, внутриквар-тирных коридоров — 0,85 м, ванной — 1,5 м, уборной — 0,8 м. Глубина уборной должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м при открывании двери внутрь.
4.5. Высота (от пола до потолка) жилых комнат и кухни в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IIА (по СНиП 23-01) должна быть не менее 2,7 м, в остальных — не менее 2,5 м. Высоту жилых комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде, и при необходимости в других случаях, определяемых застройщиком, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высота помещений может приниматься не менее 2,1 м.
4.6. При проектировании и строительстве дома должны быть обеспечены условия для маломобильных жителей, а при необходимости — также для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. С этой целью должны быть предусмотрены необходимых габаритов дорожки на участке и пандусы, а также соответствующие размеры дверей, тамбуров, коридоров и кухонь, уборных и ванных комнат.
4.7. По требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома.
Теплоэнергетический паспорт предназначен для установления теплоэнергетических характеристик теплозащиты дома и его энергопотребления. Он составляется в порядке и по форме, установленным в действующих нормативных документах, с учетом положений раздела 9 настоящих норм и правил. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.
Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.
4.8. Правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома принимают по СНиП 2.08.01.

Пожарная безопасность

6.1. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01. В связи с этим при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей. При этом учитывается возможность возникновения огня внутри любого помещения и выхода его на поверхность дома.
6.2. Противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01.
Смежные жилые блоки следует разделять глухими противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 45 и класса пожарной опасности не ниже К1. Блокированные дома классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3 дополнительно должны быть разделены глухими противопожарными стенами 1-го типа по СНиП 21-01 с пределом огнестойкости не менее REI 150 и класса пожарной опасности не ниже К0 на пожарные отсеки площадью этажа не более 600 м2, включающие один или несколько жилых блоков.
6.3. К домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.
Отопление и газ
6.15. Теплогенераторы, в том числе печи и камины на твердом топливе, варочные плиты и дымоходы должны быть выполнены с осуществлением конструктивных мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность дома в соответствии с требованиями СНиП 41-01. Кладовую твердого топлива допускается располагать в первом, цокольном этаже или в подвале дома.
6.16. Газовые камины должны быть заводского изготовления. Отвод продуктов горения должен быть предусмотрен в дымоход.

Вода и канализация

8.11. Снабжение дома питьевой водой должно быть предусмотрено от централизованной сети водоснабжения населенного пункта.
Допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или из водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с местными органами Минздрава России. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.
8.12. Для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации — централизованная, локальная или индивидуальная, в том числе выгребная, поглощающая или с санитарной индивидуальной биообработкой.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов и отходов от эксплуатации помещений общественного назначения должны быть организованы в соответствии с правилами эксплуатации жилищного фонда, принятыми местными органами власти.
Сточные воды и твердые отходы должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов.

Совет Федерации 25 июля одобрил закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Этот документ, как ранее сайт, устраняет ряд юридических коллизий, а также вводит новый понятийный аппарат и уточняет целый ряд ключевых понятий.

До сих пор самым распространенным типом организаций "дачников" было садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество. Одобренный закон сокращает число их форм до двух, исключая из перечня дачное. При этом количество членов в товариществе любого типа не может быть меньше семи. Виды разрешенного использования земельных участков "ведение дачного хозяйства", "дачное строительство" и аналогичные упраздняются.

Вводится новая редакция определения понятия "садовый земельный участок", включающая право размещения на нем садового дома, жилого дома, хозпостроек и гаражей. Раскрывается и содержание термина "огородный земельный участок" - с указанием на возможность разместить на нем хозпостройки, которые не являются объектами недвижимости, а предназначены исключительно для хранения сельскохозяйственного инвентаря и урожая. При этом все указанные типы участков могут быть образованы из земель населенных пунктов и земель сельхозназначения.

Закон отказывается от понятия "жилое строение", которое не предусмотрено действующей редакцией Жилищного кодекса РФ. Документ отдельно раскрывает определение "садовый дом" как "здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами их бытовых и прочих нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании". Для его возведения не требуется разрешения на строительство. Вместе с тем садовый земельный участок может использоваться и для строительства жилого дома для постоянного проживания. Эта новелла направлена на реализацию соответствующих постановлений КС РФ.

Взносы для организованных садоводов и огородников могут быть двух видов: членские и целевые. Размер их определяется общим собранием членов товарищества. Деньги необходимо вносить только через банк.

Закон устанавливает, что граждане могут использовать имущество общего пользования в границах территории товарищества на равных условиях. Общая же недвижимость принадлежит на праве общей долевой собственности тем, кто является владельцами участков - пропорционально их площади. Доля в праве общей собственности следует судьбе права собственности на землю.

Вместе с тем закон РФ "О недрах" дополняется положением о том, что садовые и огородные товарищества могут добывать воду без получения лицензии на пользование недрами.

Документом вносятся изменения в статью 17 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Они исключают из перечня запретов для госслужащих (лично или через доверенных лиц) участие в управлении общественной организации садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Норма же о праве безлицензионной добычи подземных вод - с момента его официального опубликования.