Мобильные

Классный час "деньги". Классный час «Деньги в жизни человека». Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые. Тематический урок копейка рубль бережет

Классный час

« Что такое деньги в нашей жизни? »

Цели:

  1. Рассмотреть определение понятие «деньги»;
  1. Определить с учащимися значимость денег в жизни человека;
  1. Обсудить различные варианты отношения к деньгам;
  1. Помогать учащимся планировать семейный бюджет;
  1. Способствовать обогащению характера русского человека

духовностью;

  1. Развивать у студентов познавательные интересы, творческие

способности, общеучебные умения и навыки, способствовать

самореализации личности.

План.

  1. Вступительное слово.
  2. Обсуждение сюжета из мультфильма.
  3. Историческая справка о возникновении денег.
  4. Аукцион пословиц и поговорок.
  5. Беседа. « Деньги-это лишь средство к существованию или нечто более?»
  6. Викторина.
  7. Деловая игра. Планирование семейного бюджета.
  8. Заключительное слово.

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему « Что такое деньги в нашей жизни?» На доске вы видите слова Уильяма Ю.Гладстона (премьер-министра Великобритании).

« Мы относимся к деньгам,как неразумное дитя к

Строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас

Пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он

Добивается лишь понимания »

Уильям Ю.Гладстон

(Премьер-министр Великобритании)

Как вы понимаете сущность этих слов.

А как вы понимаете смысл понятия «деньги»

Итак, на вопрос, что же такое Деньги и какое место они занимают в жизни человека мы постараемся ответить сегодня.

Сейчас вашему вниманию предлагается сюжет из мультфильма, который знаком вам с детства.

Мультфильм

Ребята, как вы считаете, были ли искренны слова раджи о том, что он сделает мальчика министром

(Но мальчик в ответ сказал замечательную фразу- Раджа, разве ты не знаешь, что друзей не придают).

На предварительном этапе подготовки к классному часу проводилось анкетирование на тему: « Можете ли вы подружиться с деньгами». Проанализировав анкеты можно видеть следующие результаты:

5%- готовы на любые жертвы ради денег

27% - достигнут определенный успех в сфере бизнеса с помощью друзей.

68%- обязательно преуспеют в сфере бизнеса

Да действительно, в отношениях между людьми деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог и телефона.А как же возникли деньги?

История денег.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины – каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200г.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VIIв. До н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин « монета». Монета- денежный знак, изготовленный из металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIIIв. До н.э. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце XVII –начале XVIIIвв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение. Так же пользуется популярностью система электронных платежей. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

Деньги, металлическая монета, это просто бумага в конце концов. Но непонятно почему они вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Вот как высказался об этом А.С.Пушкин в «Скупом рыцаре».

А.С. Пушкин « Скупой рыцарь» (Корытина Марина )

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп- я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Вернуться к мультфильму

Вот такой парадокс: с одной стороны деньги-это великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны это зло, от которого нужно избавляться. Определенное отношение к деньгам вы также узнали из пословиц и поговорок. Итак, объявляется конкурс аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Деньги любят счет.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Долг платежом красен.

Долго спать с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

С деньгами мил, без денег постыл.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь -без нужды проживешь.

Лишние деньги- лишняя забота.

И то бывает, что и не деньгам не рад.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег –меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

И снова противоречие: «Денежка дорожку прокладывает и в то же время «Лишние деньги-лишние заботы» Так как же найти ту золотую середину?

Искусству обращения с деньгами западный человек начинает обучаться с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Наверное вы слышали истории об этом

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.

В 90-е годы 19 века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечера проводил в сарае, работая над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд.

Прослушав данные истории можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если конечно, относится к ним с уважением и не совершать ради них безумные поступки. А какие же поступки нельзя совершать ради денег?

Предательство

Ложь

-- Ребята, а какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.

Постоянное саморазвитие

Пища

Влияние на других людей

Модные вещи, одежда

Хорошее здоровье

Уважение близких

Образование

Развлечения

Любовь

Самоуважение

Дружба

Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более. С этим утверждением согласны многие поэты и режиссеры. Сейчас вашему вниманию будет предложена викторина с определенным высказывание про деньги. Ваша задача- отгадать автора и произведение.

Викторина.

Ребята, мы сегодня много говорили про деньги, выяснили отношение каждого. А сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Для этого задания нужно разделиться на группы. Допустим их будет три.

Представьте такую ситуацию : Вы уже замужем или женаты и у вас есть ребенок (ему 3 года). Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 10 тысяч.

Подведение итогов. Стихотворение собственного сочинения Майстровой Кристины.

Анкетирование.

Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое(1)

4. Деньги – самое главное в жизни (7)

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1)

6. Я могу работать 10 – 12 часов, даже если работа мне неприятна(1)

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7)

8. Любая компания признает меня лидером. (5)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2)

11. Бедность- следствие недостатка способностей (5)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5)

14. Я хороший организатор (5)

15. Мне не нужно время на « раскачку» перед работой (1)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1)

17. Я бы рискнул начать собственное дело, вместо работы на кого-то еще (5)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5)

19. Я не могу сидеть без дела (1)

20. Для нормальной работы мне достаточно шести часов сна (1)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3)

26. У меня очень много знакомых (3)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1)

30. Я почти никогда не опаздываю (1)

Результаты:

Меньше 6 баллов: В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов: Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов: Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов: Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением.

Больше 75 баллов: Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Викторина.

1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал:

« Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».

2. Кто и в каком произведении восклицал: « Пиастры! Пиастры!»

3. Герои какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?

А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

О, дело плохо! Мы только сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.

Правда, у нас есть седла. . .

4. Герой какого романа, « . . . несмотря на свою легкомысленность с виду светскую жизнь. . . раз пять в году уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это «посчитаться. . . ».

5. О ком были сказаны эти слова:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

6. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

Слушай-ка. . . если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

Неужто ты ничего не отложишь про запас?

Откладывать? Это к чему же?

А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

7. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон?

Все скорлупки золотые.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету.

8. « Там царь Кощей над златом чахнет». А где это- там?

9. Из какого произведения эти строки:

Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда-сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

10. Кто и в каком произведении так рассуждает о деньгах:

Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

А вы не любите денег?

Не люблю.

Зачем же вам шестьдесят тысяч?

Из принципа!

1.Между Томом и Геком, героями романа М.Твена « Приключения Тома Сойера».

2. «Скупой рыцарь» А.С.Пушкин

3. Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо.

4. «Три мушкетера» А. Дюма

5. Об Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина.

6. В лукоморье, сказка А.С.Пушкина.

7. Это диалог между Остапом Бендером и Ипполитом Воробьяниновым,

« Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

8.Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.

9.Алексей Вронский, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

10. Золотые.

Как много истин нам известно

Копейка рубль бережет,

И кто с утра с печи не встанет

Потом гроша не соберет.

Так из расчета экономят

И не щадят тут никого,

И годы вновь закон запомнят

Что деньги здесь важней всего.

Как жить среди немых купюр

Все что бесценно то не важно

Важней наряды от кутюр.

А как же честь? Что раньше в"есела

На цену,выше нет какой

Она теперь амбиций месево

Гордится глупою ценой.

Все что не куплено, то продано.

Что не продать зачем держать.

И пусть что совесть здесь не модна

Её не страшно показать.

И дружба, что огонь и воду вновь,

Всех будет снова поражать

Ведь и её как и любовь

И не купить и не продать!

Представьте такую ситуацию:

Вы уже 4 года замужем или женаты. У вас есть ребенок, ему 3 года.

Вы живете в собственной квартире. Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 12 тысяч рублей.





Определение причин и последствий исчезновения мелочи из оборота. -изучить историю появления русской копейки; -выяснить, когда и почему копейки в России уже исчезали; -сравнить денежные единицы в разных странах мира; -определить экспериментальным путём, есть ли польза от копеек в наши дни.


1. На Руси широкое хождение имели монеты монгольского хана Кепека (Кебека), которые стали называть «Кепек динар». Русский князья стали называть мелкие монеты собственной чеканки – «копейка». 2. Владимир Даль в своём толковом словаре утверждает что копейка произошло от слова «копить» деньги. 3. На лицевой стороне копейки изображен всадник с копьём – «деньга копейная». 4 Откуда произошло слово «копейка»












10 Что можно было купить за копейки? ХХ век. Во времена Советского Союза на копейке (1924 год) изображен Герб Советского Союза. Медь заменяют сплавом бронзы, копейка начинает весить 1 грамм. Такой помнят копейку люди старшего поколения После 1961 года 1 копейку стоили: кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, два медиатора для гитары, коробок спичек.








За отмену: 1. Государство тратит на изготовление копеек больше чем их реальная стоимость. Против отмены: 1. Копейки уменьшают цену. 2. Пострадают малоимущие люди. Для торговли будет лучше если мелкие монеты исчезнут из оборота. В них сегодня просто нет необходимости, одна путаница. Несомненно, что отмена мелких монет вызовет рост цен и инфляции. Нужно ли отменять копейки Моё мнение, что нужно не отменять копейки, а сделать так, чтобы копейка стала опять важной денежной единицей государства.

Сыровегина Дарья

В своей работе исследованы возможности снижения стоимости коммунальных услуг. Актуальность исследования обусловлена тем, что для многих семей статья расходов по квартплате составляет значительную часть бюджета. Поэтому ко всем способам сократить нешуточные суммы, отдаваемые каждый месяц в виде коммунальных платежей, народ относится очень серьезно. Естественно возникает вопрос: как можно сэкономить на квартплате? Я считаю, что значительно уменьшить квартплату поможет установка общедомовых и индивидуальных приборов учета. Цель работы: выяснить, как изменится квартплата, после установки в квартире счетчиков на холодную и горячую воду, газ, отопление, энергосберегающих лампочек.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работу выполнила

ученица 7а класса МОБУ «Комсомольская СОШ» Сыровегина Дарья

В своей работе я исследовала возможности снижения стоимости коммунальных услуг.

Слайд 1. Творческая тема нашего проекта: «Копейка рубль бережет!»

Актуальность исследования обусловлена тем, что для многих семей статья расходов по квартплате составляет значительную часть бюджета. Поэтому ко всем способам сократить нешуточные суммы, отдаваемые каждый месяц в виде коммунальных платежей, народ относится очень серьезно.

Слайд 2. Естественно возникает вопрос: как можно сэкономить на квартплате?

Слайд 3. Я считаю, что значительно уменьшить квартплату поможет установка общедомовых и индивидуальных приборов учета.

Слайд 4. Работая над темой проекта, я поставила цель: выяснить, как изменится квартплата, после установки в квартире счетчиков на холодную и горячую воду, газ, отопление.

Слайд 5. Для достижения поставленной цели, на мой взгляд, необходимо решить следующие задачи:

  1. выяснить структуру платы за квартиру;
  2. собрать данные о квартплате без приборов учета и с приборами учета;
  3. выполнить необходимые расчеты;
  4. и сделать выводы.

Слайд 6. Изучая квитанции, беседуя с родителями, я выяснила структуру платы за квартиру. Она состоит из двух частей. Это коммунальные услуги: водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация (водоотведение), отопление, электроснабжение, газоснабжение. И жилищные услуги - это содержание и текущий ремонт жилья; сбор и вывоз мусора.

Слайд 7. Информацию о тарифах и нормативах на 2012 год нам любезно предоставили работники ТСЖ «Реальность» Саяпина Наталья Вячеславовна - председатель ТСЖ и Туева Вера Николаевна главный бухгалтер. О показаниях приборов учета коммунальных ресурсов мы узнали так же из квитанций об оплате коммунальных услуг и из бесед с жителями поселка Комсомолец.

Слайд 8. На основании полученных данных составили примерную квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг семьи из 3 человек, проживающей в п. Комсомолец в двухкомнатной квартире площадью 53 м 2 . Из таблицы наглядно видно, что сумма коммунальных услуг по приборам учета на 1552,37 рубля ниже. Что составляет почти 35%.

Слайд 9. Так же я выяснила, что энергосберегающие лампы, в сравнении с наиболее распространёнными в обиходе лампами накаливания, позволяют снизить потребление электроэнергии, на 64 кВт в месяц. Что составляет 33 %. Выгода очевидна.

Слайд 10. В ходе исследования было выяснено, что на снижение размера платы за коммунальные услуги влияют: общедомовые (коллективные) и индивидуальные (поквартирные) приборы учета коммунальных ресурсов, а так же использование энергосберегающего бытового оборудования.

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла в работе свое подтверждение, а все поставленные цели и задачи достигнуты.

Слайд 11. В заключение хочу дать рекомендации по рациональной эксплуатации имущества дома:

  1. Берегите крышу, не устанавливайте на ней много оборудования!
  2. Обеспечьте вентиляцию чердаков!
  3. Закрывайте окна в подъездах, подвальных помещениях; тамбурные и чердачные двери!
  4. Проводите своевременно текущий ремонт (замена и утепление дверей, разбитых оконных стекол, устранение утечек сантехприборов)!
  5. Применяйте энергосберегающие технологии при освещении мест общего пользования и жилых/ нежилых помещений, рационально используйте электроэнергию!

Слайд 12. Работая над проектом, я использовала следующие источники:

  1. http://www.kansk-adm.ru
  2. http://www.aif.ru
  3. http://images.yandex.ru


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Слайд

Ну, что сказать о первом слоге? Слайд
О нём известно, слава Богу,
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.
Второй же слог – спросите маму,
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана,
По имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 2, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какой вопрос задаёт Незнайка? (Что такое деньги?)

Ответ на этот вопрос и ещё многие другие, связанные с деньгами и умением с ними обращаться мы с вами искали в течение месяца. Для этого мы с вами разделились на группы и каждая группа провела небольшое исследование, нашла много интересного. А итогом нашей работы стала книга “Копейка рубль бережёт”

1 раздел нашей книги – введение.

Давайте послушаем ребят из 1 группы.

Итак, слово первой группе.

Мы искали ответ на вопрос:

– что такое деньги
– история создания денег
валютный курс рубля.

Деньги – это мера стоимости товара или услуги при купле-продаже. С помощью денег происходит обмен, платежи, измерение стоимости и накопление капитала. Деньги бывают металлические и бумажные. Каждый из денежный знаков имеет свой номинал.

Ученик 1: Функции денег.

  • Средство обращения
  • Средство измерения
  • Средство сбережения
  • Средство платежа

Ученик 2: Слайд. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

Ученик 3: Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены - за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.

Ученик 4: Первые бумажные деньги появились в Китае в IX веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.

Слайд

Ученик 5: Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег - тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.

Деньги других государств называют валютой. В нашей коллекции представлены деньги…

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка.

Интересна история денег в России.

Ученик: Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Слайд

Ученик 2: Сейчас, например, в России используются монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей и купюры:, 50 рублей, 100 рублей, 1 000 рублей и 5 000 рублей. Купить машину проще имея купюры достоинством 5 000 рублей, а в магазин за молоком мы скорее пойдем имея в кармане 50 рублей.

Практическая работа

Учитель: У вас на столе российские монета 5 рублей. Что на ней изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты? (Высказывания детей)

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт".

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Ребята, посмотрите на края монеты. Какие они? Почему они ребристые нам сейчас расскажет Катя.

Ученик: А вы знаете, Почему у монет ребристые края? Всё дело в том, что изначально достоинство монеты было основано на количестве содержащегося в ней золота или серебра. То есть в золотой монете 10$ содержалось золота на эту сумму. Но мошенники обрезали монеты по краю, чтобы впоследствии пустить эти обрезки на переплавку. Нанесение бороздок позволило это предотвратить, их отсутствие говорило о том, что монета была обрезана. Сегодня, монеты производят не из серебра и золота, тем не менее, при их производстве продолжают наносить насечки на края монет.

Отчёт о валютном курсе рубля.

Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Мы изучили валютный курс рубля. Для того, чтобы определить самую дорогую денежную единицу, мы составили таблицу, где наглядно можно увидеть, что по данным центрального банка на 18 марта 2011 года самая дорогая денежная единица – ….

Фунт стерлингов – официальная валюта Великобритании, одна из самых известных мировых валют. Фунт стерлингов можно назвать предшественником доллара – ведь Америка когда-то была колонией Англии. Фунт долгое время выполнял функции мировой валюты, пока не был вытеснен с рынка.

Скажите, а как называется европейская валюта? А валюта США?

А теперь откройте рабочие тетради и выполните упражнение …., для этого у вас на партах лежат конверты.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Я по полю нынче шла
И нашла, нашла, нашла
Денежку, денежку, денежку большую,
Никуда не денешься, на базар схожу я
За вареньем и печеньем,
И за прочим угощеньем.
А когда начну я торг,
Продавец придет в восторг.
Будет снижена цена,
Денежка – всего одна.
Всем привыкла нравиться
Муха-раскрасавица.

Продавец:

Подходите, подходите,
Мой товар скорей купите.
Вот и ложечки резные,
Самовары расписные,
Вот и пряники печатные,
Вот и сушки ароматные.

Самовар и угощенье,
Я справляю день рожденья.

Продавец: Вам с доставкой али как?

Муха: Уложусь ли я в пятак?

Продавец:

Здесь хоть и простая лавка,
Но бесплатная доставка!

Я думаю, что все ребята в классе знают:
Покупка – это обмен товара на деньги.

Следующий раздел нашей книги называется “Учимся экономить” За него отвечала 2 группа. Давайте послушаем отчёт этой группы по этой теме.

Нужные товары люди покупают в магазинах. Мы ходили на экскурсию и исследовали разные виды торговых точек

Торговая точка на рынке

магазин “…”,
магазин “…”,

Мы делали контрольную закупку –шоколадку “Алёнка”. Её цена была разной.

Слайд, Слайд, Слайд

В результате этого исследования мы сделали вывод.

Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это магазин “……”, но цена товара там выше. … магазин продают шоколадку по самой низкой цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки.

В магазине

В магазине интересно, глазки разбегаются.
За прилавком дяди, тёти мило улыбаются
В кошельке у мамы деньги, маму попрошу,
Чтобы денежку достала: “Дай я подержу!”.
Что купить? Не знаю прямо! Хочется всего!
И игрушку, шоколадку, и с совком ведро!
Что мне делать, я гадаю! Что же мне нужней?
И кому отдать, не знаю, денежки скорей.
Мама смотрит, улыбаясь, сверху на меня:
“Ну, сынок, давай быстрее, выбирай, дитя!”.
Нет, игрушек не хочу – их надо убирать,
Книжечку себе куплю – буквы изучать!

Физкультминутка

Следующий раздел – “Расходы семей 3 “Б” класса”

А теперь слово дадим третьей группе. Давайте послушаем, что интересного они для нас приготовили.

Мы обрабатывали материалы анкет, считали средний балл в таблице расходов семьи. Вот какие результаты у нас получились…

В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание – 24.
На втором месте – одежда, обувь –15.
На третьем месте – жильё – 14
Минимальный расход – транспорт и медицинское обслуживание – 6

А ещё третья группа нашла очень много пословиц, поговорок, сказок, загадок, связанных с деньгами. Некоторые из них они нам сейчас и загадают.

  • Он в Америке родился,
    Путешествовать пустился.
    С тех пор по миру он гуляет,
    Везде цену себе знает.
    С ним торгуют, управляют…
    Как его все называют? (Доллар)
  • Чтоб продукты потреблять,
    В платьях модных щеголять,
    Чтобы вкусно есть и пить,
    Нужно всё это …(купить)
  • Угадай, как то зовётся,
    Что за деньги продаётся.
    Это не чудесный дар,
    А просто-напросто…(товар)
  • Чтобы врач купил пирог
    Заплати скорей …(налог)
  • Та сумма, что заплатит покупатель,
    Та сумма, что устроит продавца;
    Как мера для обмена всех товаров,
    На рынке называется…(цена)

При работе над проектом мы узнали много нового, вот некоторые интересные факты о деньгах

Знаете ли вы … – Что Иена – это денежная единица Японии.

– Что фальшивомонетчик – это человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.

– Что национальная денежная единица в России появилась во времена царствования Ивана III.

– Что первые бумажные деньги в России появились во времена царствования Екатерины II.

– Что в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.

– Что Китай – страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.

– Что коллекционирование монет называется нумизматика.

– Что денежная единица какой-либо страны называется валюта.

– Что товар – это продукт, предназначенный для обмена.

– Что деньги – это средство платежа.

– Что наука, о разумном ведении хозяйства называется экономика.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили данную тему. Я вам предлагаю поиграть в “Занимательный лабиринт” (у каждой группы лист с заданием.)

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам

Итак, сегодня мы с вами завершаем работу над проектом. Мы узнали много нового и интересного. Давайте посмотрим на пословицы, которые нашли ребята из 3 группы. После того, как мы с вами проделали такую работу, можете ли вы объяснить смысл пословицы, которая послужила названием нашего проекта “Копейка рубль бережёт”. (Пословица используется как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту.)

На уроке не скучали: ценность денег изучали
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар, знай, что деньги – твой товар.
Все мы вдумчиво считали; что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с экономикой дружить.

Копейка рубль бережет.

Бежал как-то Заяц мимо дома Медведя-инвестора, а Медведь занятия в школе для зверей проводил. И как раз в тот момент, когда Заяц пробегал, Потапыч на доске очень важный закон записывал. Заяц, хоть он и косой, но одним глазом увидел, что на доске медведь пишет: «Копейка рубль бережёт!»
«Глупость это!» - подумал Заяц и помчался дальше.
А навстречу ему Белка. Заяц к ней подбежал и говорит: «Белка, Белка, представляешь, Медведь выдумал, что копейка рубль бережет! Ха-ха-ха!» – и покатился со смеху.
– Умные вещи Медведь говорит, – продумала Белка и дальше поскакала, ничего не ответив Зайцу.
Бежит Заяц по дороге, хохочет, а навстречу ему Мышонок. Интересно Мышонку, что так косого развеселило, спрашивает его. Заяц, давясь от смеха, рассказывает: «Наш Медведь считать разучился, говорит, что копейка рубль бережет!»
Забрался Мышонок Зайцу на голову, постучал своей лапкой между ушами: «Тук-тук-тук».
– Ты чего это, Мышонок! – возмутился Косой.
А Мышонок ему отвечает: «Хоть ты, Заяц, и больше меня, да мозгов-то в голове меньше. Ты сам посуди. Один рубль состоит из ста копеек. Один рубль равен ста монетам по одной копейке или двадцать монет по пять копеек, или десять монет по десять копеек, или две монеты по пятьдесят копеек. Если у тебя маленький кошелек, то все копеечки могут не поместиться. А если в магазине у тебя нужной копеечки не хватает, то тебе ничего не продадут», – продолжал объяснять Зайцу Мышонок.
Но Заяц, в ответ только головой махал: «Пойдем, лучше, Мышонок, с тобой на качелях качаться. Волк для всех желающих парк аттракционов открыл. Но сначала я тебя мороженым угощу». И друзья побежали.
Бежит Заяц, а на боку у него сумочка болтается, в которую он четыре рубля разными монетками положил. Мышонок бежит рядом. Заяц посмотрит на Мышонка, улыбнется и быстрей бежать наперегонки. Устал мышонок за Зайцем гнаться, уцепился зубами за сумочку. А зубки-то у мышонка острые были, вот он и порвал её, дырку сделал. А из той дырки монетка выпала. Никто этого и не заметил, ни Заяц, ни Мышонок. Только Муха-Цокотуха.
Прибежали Мышонок с Зайцем в Волчий парк аттракционов. Лиса тут как тут, мороженое продает. Заяц подошёл к Лисе говорит: «Нам с Мышонком два мороженых на палочке! Да чтобы с шоколадом для меня, а для Мышонка с орехами. Я его сегодня угощаю! Он глупостям Медведя про копейку верит».

Лиса хвостиком повиляла: «С вас два рубля».
Достал Заяц две монеты по пятьдесят копеек и десять монет по десять копеек и подал их Лисе. Лиса выдала два мороженых эскимо. Одно с орехами внутри, другое только шоколадом облитое.
Заходят друзья в парк, а Волк на входе билеты продает. Подает Заяц двадцать монет по пять копеек, чтоб другу купить билет. Мышонок взял билет и побежал на горке кататься, а Заяц высыпал прямо из кошелька все оставшиеся деньги Волку в лапы. Волк пересчитал их и говорит: «Билет стоит один рубль, а здесь девяносто девять копеек. Копейки не хватает, билета нет!»
Заяц начал возмущаться, бунтовать: «Подумаешь, одной копейки не хватает!»
А Волк щелкнул зубами и отвечает: «Нет, не подумаешь! Копейка рубль бережёт! Одного Зайца без билета пропустишь, много других зайцев набежит. Вон вас, сколько в лесу бегает, целая сотня!»
Вот сидит Заяц смотрит, как Мышонок то на горке, то на качелях качается, а сам думает: «Была бы у меня ещё одна копейка! Я бы эту копейку к девяноста девяти, которые у меня в кошельке лежат, добавил, и стало бы сто копеек. А сто копеек – это уже целый рубль. Сейчас же у меня нет рубля. Поэтому на билет в парк денег не хватает. Выходит, прав был Медведь: «Копейка – рубль бережёт».