Сделки

Закон о оплате за не жилое помещение. Особенности оплаты коммунальных услуг за нежилое помещение в многоквартирном доме: тарифы на отопление, газ и электроэнергию

Я, предприниматель, имею в собственности нежилое помещение в жилом доме. Водоканал предлагает заключить договор на водоснабжение как предпринимателю, хотя право собственности оформлено на меня как на физлицо и я не сообщал этой организации, что являюсь предпринимателем. Оформлять договор считаю нецелесообразным, поскольку не исключаю прекращения предпринимательской деятельности. Каким нормативным актом регулируется порядок предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, не являющимся индивидуальными предпринимателями?

Порядок водоснабжения хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей) и граждан, не являющихся предпринимателями, регулируется разными нормативными актами. Это Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167 (далее — постановление № 167), и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - постановление № 307).

Согласно п. 1 постановления № 167 абонентом признается юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. Из этого же пункта следует, что указанной организацией признается предприятие, осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.

В пункте 2 постановления № 307 сказано, что его действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Можно предположить, что Водоканал предложил заключить договор, не зная вашего статуса, исходя из наличия у вас на праве собственности нежилого помещения. Скорее всего он считает, что это исключает регулирование правоотношений с вами постановлением № 307. По его мнению, в этом случае договор следует заключать напрямую.

Между тем из других норм постановления № 307 следует, что оно применяется и к правоотношениям, связанным с пользованием нежилыми помещениями. Так, в п. 20 предусмотрено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нем рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным согласно законодательству РФ.

Существует точка зрения, что организации и ИП, владеющие нежилыми помещениями в жилых домах, могут оформлять отношения по пользованию коммунальными услугами на основании постановления № 307. Это допустимо, когда коммунальные платежи уплачиваются не прямым поставщикам коммунальных услуг, а субъектам, управляющим жилыми домами (ТСЖ, управляющим организациям). Ее сторонники ссылаются на упоминание в постановлении № 307 нежилых помещений, но при этом отмечают, что эти хозяйствующие субъекты в любом случае должны оплачивать коммунальные услуги по тарифам, установленным для данной группы потребителей и отличным от тарифов коммунальных услуг для населения.

Мы считаем, что хозяйствующие субъекты, имеющие нежилые помещения в жилых домах, могут оформлять договорные отношения по пользованию коммунальными услугами как напрямую с их поставщиками, так и через посредников (ТСЖ, управляющие организации). Исключение - оплата ими потребляемой электроэнергии в силу прямого предписания п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

В то же время заинтересованные лица вправе настоять на заключении соответствующих договоров организациями и индивидуальными предпринимателями с непосредственными поставщиками коммунальных услуг. Приведем аргументы, которые они могут использовать при возникновении спора.

Если речь идет о водоснабжении, базовым правовым актом в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей является постановление № 167, прямо указывающее, что его положения распространяются на данные хозяйствующие субъекты. При этом правовой акт, предписывающий абонентам заключать прямые договоры с водопроводно-канализационной организацией, не предусматривает каких-либо особенностей установления договорных отношений собственниками нежилых помещений в жилых домах.

Теперь об оплате коммунальных услуг физическими лицами - собственниками нежилых помещений в жилых домах, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Действующее законодательство не предусматривает для данной категории лиц особого порядка установления договорных отношений и отдельных тарифов. При этом в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам упоминаются нежилые помещения. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что порядок предоставления коммунальных услуг указанной категории лиц регулируется названным правовым актом.

Проблема

Я являюсь арендатором нежилого помещения в цокольном этаже жилого дома. У меня отдельный вход со стороны улицы, общего входа в жилые квартиры нет. Мне начисляют оплату за содержание помещений по тарифу 11,25 руб/кв.м. Также начисляют оплату по ОДН, хотя помещение оборудовано счётчиками. Оплату за электроэнергию начисляют по тарифу помещений оборудованных газовыми плитами, хотя стоит электрическая и газ даже не подведён. Правомерно ли это?

Кто и в соответствии с какими нормативными документами должен утверждать место расположения мусорных контейнеров? http://taktaktak.org/problem/9595

Является ли договор управления МКД единым и для жилых, и для нежилых помещений? http://taktaktak.org/problem/12699

Всего доброго!

согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), потребителем признается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.

Учитывая то, что аренда - это предоставление имущества во временное владение (ст.606 ГК РФ) и арендатор потребляет коммунальные услуги, он подпадает под понятие потребителя, указанное в Правилах. Следовательно, исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ) вправе заключить договор поставки коммунальных услуг напрямую с арендатором помещения.

Но не все так просто. Высший арбитражный суд РФ своим Постановлением от 21 мая 2013 г. N 13112/12 фактически поставил в положение «вне закона» договора между исполнителями коммунальных услуг и арендаторами помещений в МКД в части поставки коммунальных услуг.

Как указал суд, согласно ст.210 ГК РФ, бремя содержания имущества возложено на его собственника. Собственники помещений в МКД несут расходы за их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).

ЖК РФ, регулируя отношения по внесению платы на содержание жилых домов и платы за коммунальные услуги, отдельно предусмотрел, что плата за коммунальные услуги вносится в УК (ТСЖ), когда жилые помещения предоставлены по договору социального найма.

Наниматели обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации (ст.155 ЖК РФ), а плату за пользование жилым помещением (плату за наем) вносить наймодателю этого жилого помещения.

Между тем, ГК РФ и ЖК РФ не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах.

Таким образом, поскольку договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению коммунальных расходов, у судов не имелось (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).

Высший арбитражный суд в Постановлении от 21 мая 2013 N 13112/12 указал, что, согласно п.1 ст.611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество, переданное обществу в рамках договора аренды, должно быть пригодно для использования в соответствии с его фактическим назначением. Предоставленное обществу помещение обеспечено системой теплоснабжения, через которую осуществляется поставка тепла, необходимого для нормальной эксплуатации имущества.

Вследствие того, что пользование находящимся в аренде нежилым помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, на арендодателя, как собственника помещения возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам, и, следовательно, по их оплате поставщикам ресурсов.

Спорить с доводами ВАС достаточно сложно, однако такой поворот в деле предоставления коммунальных услуг арендаторам создает ряд проблем для управляющих компаний и ТСЖ, которые уже заключили договоры на поставку коммунальных услуг с арендаторами. Взыскать сумму задолженности с арендаторов будет достаточно проблематично, так как взыскивать надо с собственника, которым часто выступают органы местного самоуправления, у которых «суммы не заложены в бюджет».

Обратите внимание, что согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг (354 ПП РФ) потребителем, обязанным оплачивать коммунальные услуги, является лицо, пользующееся помещением на законном основании и потребляющее коммунальные услуги. В силу норм ст.606 ГК РФ аренда - предоставление пользование помещением на законном основании, а значит, арендатор является потребителем коммунальных услуг заключающий договор с исполнителем услуг. Налицо противоречие между позицией ВАС РФ и нормами 354-го Постановления…

Еще интереснее вопрос с потреблением коммунальных услуг в помещениях, которые входят в состав общего имущества (например, подвалы и технические этажи) и сдаются по решению общего собрания в аренду. Фактически объем потребленных арендатором коммунальных услуг входит в состав общедомового потребления, ведь в состав «индивидуального» потребления включаются только те услуги, которые потреблены в помещении, принадлежащем собственнику на праве собственности (п.40 Правил).

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491, входит в состав работ, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Соответственно, расходы на вывоз твердых и жидких бытовых отходов от многоквартирного дома являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ст. 39 и 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, разделы II и III Правил № 491). Режим общей долевой собственности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) на общее имущество собственников помещений пред­полагает равные права у всех собственников помеще­ний на владение, пользование и распоряжение общим имуществом, а также на одинаковое распределение рас­ходов на его содержание. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч. 1 ст.37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). В свою очередь доля каждого собственника квартиры или нежилого помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади квартиры или нежилого помещения. Об этом же говорится в письме Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 г. №6177-АД14: «В соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений»… Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящее письмо до органов местного самоуправления, управляющих и подрядных организаций, товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Для того чтобы вывоз отходов, образующихся в результате деятельности организаций, занимающих нежилые помещения, осуществлялся в счет платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (размер которой определяется на единых условиях для всех собственников помещений в многоквартирном доме) указанные отходы должны являться по своему происхождению, свойствам, составу, классу опасности бытовыми. Если же отходы от нежилых помещений не отвечают указанному признаку, то их вывоз производитсяне в счет содержания общего имущества многоквартирного дома, а по отдельному договору с лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (в том числе с лицом, осуществляющим управление либо содержание общего имущества многоквартирного дома), за отдельную плату, определяемую сторонами договора.

В этой связи в первую очередь требует решения вопрос идентификации отходов, возникающих в результате деятельности организаций, занимающих нежилые помещения, то есть проблема увязки результатов естественного оборота материальных ресурсов именно с бытовыми отходами.

Понятие «твердые бытовые отходы» законодательно не определено. Из-за отсутствия определения данного понятия первостепенное значение приобретает правильная его трактовка, а также четкое разграничение и структурирование отходов, возникающих в процессе деятельности организаций, расположенных в нежилых помещениях.

Рассмотрим, являются ли отходы, образующиеся в нежилых помещениях, бытовыми.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) содержит следующие понятия:

Отходы, под которыми понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. При этом под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления в основном относят твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.

Под определение понятия «отходы потребления» также подходит (или является его частным случаем) понятие «бытовые отходы» - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Вместе с тем ГОСТ 30772-2001 относит к отходам потребления не только отходы потребления от домовладений, но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов еще используется термин "муниципальные, или коммунальные отходы" (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. N 786. Согласно указанному Каталогув состав твердых коммунальных отходов входят следующие виды:

Отходы от жилищ;
- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, в том числе: мусор от бытовых помещений организаций, включая крупногабаритный, мусор строительный, мусор от разборки зданий;
- отходы кухонь и предприятий общественного питания;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
- др.

Аналогичный подход к классификации отходов содержится в Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения РФ (Главного государственного врача РФ) от 30 мая №16, и Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).

Так, согласно СП 2.1.7.1038-01: на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смёт, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (п.2.4).

Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (2.5).

Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 - 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (2.6).

Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается (2.7).

На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений (п.2.8) и т.д.

СанПиН 42-128-4690-88 к бытовым отходам отнесены хозяйственно-бытовые отходы, образующиеся на территориях жилых и общественных зданий, объектах культурно-бытового назначения, территориях различных учреждений и организаций торговли, общественного питания,парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; жидкие отходы из неканализованных зданий; уличный мусор и смет).

Таким образом, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 42-128-4690-88, ГОСТ 30772-2001 и Федеральный классификационный каталог отходов относят (приравнивают) неопасные и малоопасные отходы, образовавшиеся в результате деятельности непромышленных (недобывающих, необрабатывающих) организаций, к бытовым отходам (или к отходам потребления).

Как правило, именно такие организации и занимают нежилые помещения в многоквартирных домах, поскольку промышленное и тем более опасное производство в жилых зданиях запрещено. К таким организациям относятся: кредитные, торговые организации, организации общественного питания, бытового обслуживания и другие, а также любого профиля деятельности, размещающие офисы на первых этажах многоквартирных домов. Однако в ряде случаев в нежилых помещениях многоквартирных домов могут располагаться организации, образующие в процессе своей деятельности не относящиеся к категории бытовых опасные химические, биологические и иные отходы, для которых должен быть установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения (например, медицинские, биологические, химические лаборатории, химчистки и т.п.).

На основании изложенного можно сделать вывод, что в зависимости от конкретных условий производства и потребления материальные результаты деятельности организаций могут считаться бытовыми отходами, а могут ими не быть. Однако вопрос включения расходов по вывозу отходов, образующихся в нежилых помещениях, в состав платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме необходимо для всех случаев пользования нежилыми помещениями в многоквартирных домах решать одинаково.

А именно:

Сбор и вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности организаций, использующих нежилые помещения в многоквартирных домах, специальные требования к сбору, вывозу и захоронению которых отсутствуют и которые признаются бытовыми, в том числе, образовавшиеся в результате деятельности по уборке и ремонту служебных и иных помещений, в результате жизнедеятельности сотрудников (потребления на личные нужды), в результате производственной деятельности (например, бумажные отходы, типографские изделия, деловые бумаги),осуществляется в общем порядке, установленном договором управления для всех собственников помещений в данном доме, и оплачивается в счет содержания общего имущества пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество собственника каждого нежилого помещения.

Организации, для которых установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения образующихся у них отдельных видов отходов, не относящихся к категории бытовых, обязаны самостоятельно организовать сбор и вывоз таких отходов, в т.ч. заключить отдельный договор со специализированной организацией на оказание соответствующих услуг и оплачивать их в соответствии с условиями такого договора.

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме , и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются .

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений , которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354 , так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений . Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картинка. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения , то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения , то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома , соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.