Финхаки

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

«О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ ГеоГрафия для профессий и специальностей социально-экономического профиля Практикум Рекомендовано Федеральным...»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ

ГеоГрафия

для профессий и специальностей

социально-экономического профиля

Федеральным государственным учреждением

«Федеральный институт развития образования»

в качестве учебного пособия для использования

в учебном процессе образовательных учреждений,

реализующих программы начального и среднего

профессионального образования

4-е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия»

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 П305

Р е ц е н з е н т ы:

канд. пед. наук, доц. кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета И. Б. Шилина;

канд. пед. наук, методист отдела качества общеобразовательной подготовки и ЕГЭ ГОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы Н. Ф. Гамаюнова;

преподаватель географии колледжа ландшафтного дизайна № 18 г. Москвы С. П. Гараничева Петрусюк О. А.

П305 География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.



ISBN 978-5-4468-0125-1 Практикум является дополнением к учебнику Е. В. Баранчикова «География». Он призван помочь студентам более детально рассмотреть важнейшие теоретические вопросы развития современного мира, отдельных стран и регионов с их национальными, историческими и политико-экономическими особенностями. Пособие содержит практические работы и большое количество дополнительной статистической информации, которая необходима для углубленного изучения материала учебной программы.

Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 © Петрусюк О. А., Баранчиков Е. В., 2011 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 ISBN 978-5-4468-0125-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011 Дорогие друзья!

Вы приступили к изучению интереснейшего учебного предмета - экономической и социальной географии мира. Изучаемые вами объекты - природа и население, страны и регионы, отраслевые и территориальные структуры - очень сложны. Они требуют не только теоретического осмысления, но и практического изучения. Предусмотренные государственной программой практические работы представлены в данном учебном пособии в виде различных заданий. Эти задания помогут вам более глубоко и детально изучить теоретические основы предмета с использованием широкого спектра статистических материалов, информационных возможностей Интернета и других источников географической информации.

Все практические работы начинаются с изложения методических установочных задач теоретического и прикладного характера. Знакомство с ними поможет вам представить круг и глубину изучаемых проблем, а также навыки, формирование которых является важной программной целью учебного курса.

Для успешного выполнения практических работ вам нужно иметь все необходимое оборудование, перечень которого представлен в каждой работе.

Перед выполнением практических работ следует внимательно изучить текст учебника Е.


В. Баранчикова «География» по соответствующей теме. Это поможет быстро сориентироваться в материале, хорошо уяснить практические задания и выполнить их. Работая с контурными картами, не забывайте оформлять легенду, внося все используемые вами условные знаки и фоновую окраску. В пособии вы встретите много заданий, требующих изобразить отобранный вами статистический материал в виде картосхем, таблиц, различных диаграмм. Используйте для выполнения этих заданий ранее полученные вами знания и умения.

Задания практических работ 21 и 22 носят универсальный характер, поэтому могут использоваться вами для характеристики различных стран и регионов мира в соответствии с заданиями преподавателя.

Мы надеемся, что представленные в пособии практические работы помогут вам раскрыть исследовательские и творческие способности, сделать интересным и содержательным изучение экономической и социальной географии мира.

В конце практикума помещены таблицы со статистическими данными, которые помогут вам при выполнении практических работ и заданий.

Желаем вам успеха!

СПИСОК БУКВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АТЭС - Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»

АЭС - атомная электростанция ВВП - валовой внутренний продукт ВВП (по КНВ) - валовой внутренний продукт по официальному курсу национальной валюты ВВП (по ППС) - валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности национальной валюты ВРП - валовой региональный продукт ГЭС - гидроэлектростанция ЕврАзЭС - Европейско-Азиатский экономический союз ЕПН - естественный прирост населения ЕС - Европейский союз ЕЭВС - Европейский экономический и валютный союз ЛААИ - Латиноамериканская ассоциация интеграции МЕРКОСУР - Общий рынок Южного Конуса НАТО - Организация Северо-Атлантического договора НАФТА - Ассоциация свободной торговли Северной Америки ООН - Организация объединенных наций ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти СНГ - Содружество независимых государств ТЭС - тепловая электростанция (работает на минеральном топливе) ТЕМА

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Практическая работа 1

АНАЛИЗ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМАТИКИ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

Вы должны закрепить следующие умения:

отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт;

оценивать и объяснять полученную при анализе информацию;

планировать свою самостоятельную работу.

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные.

Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Практическая работа 1 Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе.

Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Задание 3. Для выполнения задания используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории страну мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3. Запишите страны, через которые проходит линия перемены дат.

3.4. Назовите и запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.5. Запишите страны северного и восточного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль параллелей.

3.6. Запишите страны южного и западного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль меридианов.

Задание 4. Внимательно рассмотрите карту плотности населения мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

4.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

4.2. Какая информация вынесена в легенду карты плотности населения мира?

4.3. Можно ли с помощью политической карты и карты плотности населения мира выделить две крупнейшие страны мира по численности населения? Если да, то что это за страны.

4.4. Можно ли определить с помощью карты плотности населения мира страны, где население преимущественно сконцентрировано в прибрежных областях? Если да, то назовите эти страны.

4.5. Можно ли с помощью изучаемой карты определить страны, где отсутствуют города с населением свыше 1 млн чел.?

Если да, то приведите 5 - 6 примеров стран в разных частях света.

Задание 5. Выберите две любые тематические карты из географического атласа и проведите свой самостоятельный сравнительный анализ.

Для этого прежде всего продумайте план ваших действий, в котором выделите критерии сравнительного анализа. Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

Сравнительный анализ тематических карт

–  –  –

Практическая работа 2

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ОСНОВНЫХ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен вспомнить и закрепить уже известный вам по изучению предыдущих курсов географии номенклатурный географический материал, а также изучить положение основных регионов мира по отношению к океанам и крупнейшим морям, заливам и проливам; страны регионов мира, не имеющие выходов к морским побережьям; местоположение стран мира с разными формами правления.

использовать различные источники географической информации для выполнения поставленных задач;

применять различные картографические способы нанесения географической информации на контурную карту.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира.

Практическая работа 2

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте карты школьного атласа.

1.1. На контурной карте мира подпишите названия океанов, крупных морей, заливов и проливов, омывающих берега Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании.

1.2. Заполните таблицу:

Положение Зарубежной Европы по отношению к водам Мирового океана

–  –  –

Запад Восток

1.3. Выпишите страны Зарубежной Европы с наиболее протяженными морскими границами.

Примечание. В заданиях 1.2 и 1.3 Зарубежную Европу можно заменить любым другим регионом по выбору преподавателя или обучающегося.

Задание 2. Используя данные табл.

1 и политическую карту мира в географическом атласе, на контурной карте мира штриховкой выделите страны, не имеющие выхода к морскому побережью. Среди выделенных стран подпишите только наиболее крупные по площади территории. Внесите данное обозначение в легенду вашей контурной карты.

Т а б л и ц а 1. Страны, не имеющие выхода к морскому побережью

–  –  –

Примечания: 1. Босния и Герцеговина имеют незначительный по протяженности (15 км) выход к Адриатическому морю, но на нем нет ни одного морского порта.

2. Выхода к морю не имеет Косово, независимость которого от Сербии была провозглашена в 2008 г., но не признана ООН.

Задание 3. Специально выбранным цветом фоновой окраски обозначьте страны мира с монархической формой правления.

Используйте для этого материалы табл. 1 учебника. Обозначьте выделенные страны цифрами, которые отразите в легенде карты с расшифровкой названий стран и их столиц. Специальной штриховкой отметьте самую крупную по площади территории страну с монархической формой правления и (другой штриховкой) государства-республики, имеющие с ней общую сухопутную границу. Внесите обозначения в легенду.

Практическая работа 3 Практическая работа 3

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМ И ПРОСТЕЙШИХ КАРТ,

ОТРАЖАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В результате выполнения заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира; основные международные и региональные организации стран, направления деятельности этих организаций.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурные карты мира и Европы, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии.

Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов Интернета.

1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; БеТ е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ лоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку;

Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …;

… - Рига; … - Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …;

… - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - ….

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств (по заданию преподавателя или вашему выбору), на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду.

1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы табл.

2 и контурную карту мира.

2.1. На контурной карте мира найдите следующие страны:

государства, входящие в состав «Большой семерки» (выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите названия стран и их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений);

страны АТЭС (выделите их фоновой окраской, обозначьте их границы, подпишите названия стран и их столиц, цвет фоновой окраски занесите в легенду контурной карты);

государства - члены ОПЕК (выделите их, используя принятые в картографии обозначения месторождений нефти и природного газа, укажите границы этих стран, подпишите названия их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений).

2.2. Проанализируйте принципы образования отмеченных на контурной карте международных организаций. Запишите свои выводы. Приведите примеры организаций, созданных по иным принципам.

Практическая работа 3 Задание 3. Постройте картосхему Европы, на которой покажите границы всех стран. Используя материалы табл. 2 и разные цвета фоновой окраски, покажите характер расширения границ Европейского Союза с момента его основания до настоящего времени. Внесите цвета фоновой окраски в легенду вашей картосхемы.

Т а б л и ц а 2. Важнейшие международные организации

–  –  –

* В связи с истощением запасов нефти Индонезия подала заявку на выход из ОПЕК.

Практическая работа 4

СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ

ТЕМАТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ

И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить этапы формирования современной политической карты мира; причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй; осоПрактическая работа 4 бенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империй; сущность современных процессов изменения политической карты мира.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям;

отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;

оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст подразд.

1 учебника, а также ваши знания школьных курсов истории и географии, энциклопедии и географические атласы.

1.1. Заполните таблицу. Для каждого региона достаточно указать 2 - 3 страны или территории, входившие в состав определенной империи, если такие есть, например: Великобритания - Азия - Индия, Мьянма и т. д.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира

–  –  –

1.2. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории (не менее двух примеров колоний в составе каждой империи). Цвета фоновой окраски внесите в легенду контурной карты.

Т е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.3. Разработайте специальную систему значков для обозначения современного статуса бывших колоний, например: «С» - суверенное государство, «ЗД» - «заморский департамент» и т. д.

Нанесите значки на контурную карту и в ее легенду.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы таблицы и контурной карты, подготовленные в процессе работы над заданием 1, а также карты природных ресурсов, отраслевые карты промышленности и сельского хозяйства географического атласа мира.

2.1. Проведите отбор материала и заполните приведенную ниже таблицу, например: Великобритания - Индия - суверенное государство - пряности, продукты плантационных хозяйств (чай), традиционное ремесленное производство шелка, ковров и т. д.

Современное состояние бывших колоний

–  –  –

2.2. Проанализируйте материал таблицы и сделайте выводы о характере причин возникновения, а затем распада крупных колониальных владений. Используйте при анализе знания, полученные вами на занятиях по истории, обществоведению. Запишите выводы.

Задание 3. Используйте для выполнения данного задания материалы предыдущих заданий.

В тетради нарисуйте картосхему положения регионов (материков) мира. Разными по цвету или форме стрелками покажите направления перевозок колониальных грузов. Внесите используемые обозначения в легенду картосхемы.

Примерная ПрОГрамма

ОБЩеОБраЗОВаТеЛЬнОЙ

УЧеБнОЙ ДиСЦиПЛинЫ «ГеОГраФия»

для профессиональных образовательных организаций

« Федеральный институт развития образования » (ФГАУ « ФИРО ») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ « ФИРО »

УДК 372.891(075.32)

ББК 74.262.6я723я722

Б243

Н а у ч н ы й р у к о в о д и т е л ь -

Е.А.Рыкова , главный научный сотрудник

Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования

А в т о р -

Е . В . Баранчиков , преподаватель кафедры экономической социальной географии

Московского педагогического государственного университета, кандидат географических наук, доцент

Р е ц е н з е н т ы:

В . Б . Пятунин , доцент кафедры методики преподавания географии

Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;

О . А . Давыденко , преподаватель географии высшей категории, методист ГБПОУ «Колледж связи № 54» г. Москвы

Баранчиков Е.В.

Б243 Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 20 с.

ISBN 978-5-4468-2607-0

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

УДК 372.891(075.32)

ББК 74.262.6я723я722

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра « Академия », и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Баранчиков Е.В., 2015

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2015

ISBN 978-5-4468-2607-0 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2015

Пояснительная записка...................................................................................4

Общая характеристика учебной дисциплины «География» ..............................5

Место учебной дисциплины в учебном плане..................................................5

Результаты освоения учебной дисциплины....................................................6

Тематическое планирование...........................................................................12

Примерные тематические планы................................................................12

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов..................13 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «География» ..................................................................17

ПОяСниТеЛЬная ЗаПиСКа

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

    освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

    овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

    воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

    использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

    нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

    понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Программа учебной дисциплины «География» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа-население-хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социальноэкономического профилей профессионального образования, необязательно.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «География» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных :

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−умение ориентироваться в различных источниках географическойинформации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии; предметных :

−владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

−владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Практические занятия

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту .

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов .

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические занятия

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем ), характеризующих государственное устройство стран мира , географию современных международных и региональных конфликтов .

Нанесение на контурную карту стран мира , крупнейших по площади территории и численности населения .

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем , возникающих при использовании различных видов природных ресурсов . Поиск возможных путей их решения .

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Практические занятия

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира .

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира .

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов .

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научнотехнический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Практические занятия

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира .

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира .

7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Практические занятия

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России .

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России .

Составление карт (картосхем ) внешнеторговых связей России .

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций , связанных с глобальными проблемами человечества .

Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

    Новейшие изменения политической карты мира.

    Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

    Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

    Особенности современного воспроизводства мирового населения.

    Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

    Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

    Языки народов мира.

    Современные международные миграции населения.

    Особенности урбанизации в развивающихся странах.

    Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

    Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

    «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

    Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

    Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

    Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

    Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

    Международный туризм в различных странах и регионах мира.

    «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

    Запад и Восток Германии сегодня.

    Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

    Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

    Особенности политической карты Африки.

    Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

    Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

    Географический рисунок хозяйства США.

    Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

    Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

    Особенности современного экономико-географического положения России.

    Внешняя торговля товарами России.

    Глобальная проблема изменения климата.

ТемаТиЧеСКОе ПЛанирОВание

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

    по профессиям СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования -108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 36 часов;

    по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования - 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 18 часов;

    по специальностям СПО естественно-научного и гуманитарного профилей профессионального образования - 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 36 часов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Вид учебной работы

Количество часов

технический,

естественно-

научный, гуманитарный

Профессии СПО

Специальности СПО

Специальности СПО

Введение.

4. География населения мира

5. Мировое хозяйство

Окончание таблицы

Вид учебной работы

Количество часов

Профили профессионального образования

технический,

естественно-научный, социальноэкономический

технический, социальноэкономический

естественно-

научный, гуманитарный

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО

Специальности СПО

Специальности СПО

6. Регионы мира

Зарубежной Европы

География населения и хозяйства

Африки

География населения и хозяйства Северной Америки

География населения и хозяйства Латинской Америки

7. Россия в современном мире

Итого

72

36

72

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

36

18

36

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

108

54

108

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии

2. Политическое устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Продолжение таблицы

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Продолжение таблицы

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

6. Регионы мира География населения

и хозяйства Зарубежной

Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии

Окончание таблицы

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки

География населения

и хозяйства Северной

Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения

и хозяйства Латинской

Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономикогеографического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения

УЧеБнО-меТОДиЧеСКОе и маТериаЛЬнО-ТеХниЧеСКОе ОБеСПеЧение ПрОГраммЫ УЧеБнОЙ ДиСЦиПЛинЫ «ГеОГраФия»

Освоение программы учебной дисциплины « География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:

    многофункциональный комплекс преподавателя;

    наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

    информационно-коммуникативные средства;

    экранно-звуковые пособия;

    комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

    библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

Баранчиков Е . В ., Петрусюк О . А . География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

Баранчиков Е . В ., Петрусюк О . А . География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Баранчиков Е . В ., Петрусюк О . А . География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Баранчиков Е . В ., Петрусюк О . А . География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.

образования. - М., 2014.

Гладкий Ю . Н ., Николина В . В . География (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

Гладкий Ю . Н ., Николина В . В . География (базовый уровень). - 11 класс. - М., 2014.

Кузнецов А . П ., Ким Э . В

Максаковский В . П . География (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

Холина В . Н . География (углубленный уровень). 10 класс. - М., 2014.

Холина В . Н . География (углубленный уровень). - 11 класс. - М., 2014.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. - М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. - М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. - М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е . М ., Алексеевский Н . И . География: в 2 ч. 10-11 классы. - М.: 2014.

Петрусюк О . А . География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. - М., 2014.

Справочники, энциклопедии

Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А.Громыко. - М., 1987.

Российский энциклопедический словарь. - М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д.Володихина. - М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). - М., 2004.

Энциклопедия для детей. - Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. - М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. - М., 2004.

интернет-ресурсы

www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-

педии). www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной

организации при ООН (ФАО).

www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

Учебное издание

Баранчиков Евгений Владимирович

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций

Редактор Г . Е . Конопля

Компьютерная верстка: Р . Ю . Волкова

Корректор Е . В . Кудряшова

Изд. № 101117354. Подписано в печать 29.07.2015. Формат 60 × 90/8. Усл. печ. л. 2,5.

ООО «Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1.

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. Изложены основные направления политического, экономического и социального устройства современного мира и его дифференциации по регионам и странам. Представлены широкие межпредметные связи географии с другими учебными дисциплинами. Учебник является составной частью учебно-методического комплекта, включающего также практикум, дидактические материалы, контрольные задания и методические рекомендации. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования.

Политическая карта мира.
Страна в ее государственных границах является объектом изучения политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социально-экономическими, политическими, историческими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями. Процесс формирования политической карты шел на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства изменяли свои границы, теряли или приобретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Эти тенденции учитываются и при характеристике современной политической карты мира.

Современная политическая карта мира - итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются следующие:
древний (до V в. н.э., точнее до 410 г. н.э., когда вестготы захватили и разграбили Рим). Крупнейшими государствами, существовавшими в это время, были Древний Египет и Месопотамия (возникли в IV тысячелетии до н.э.), Древняя Греция и Индия (III тысячелетие до н.э.), Китай (II тысячелетие до н.э.) и Древний Рим (V - III вв. до н.э.). Господствующей общественно-политической системой в тот период было рабовладение;
средневековый (V-XV вв., точнее, до 1492 г., когда X.Колумб открыл Америку, и 1498 г., когда Васко да Гама достиг берегов Индии). Для этого этапа характерно существование таких государств, как королевства Португалия, Испания и Англия, Франкская, Священная Римская и Византийская империи, Киевская Русь, Арабский халифат, Делийский султанат, Монгольская империя и др. Чрезвычайно важную роль начинает играть религия, устанавливаются феодальные общественно-политические отношения.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

11-е изд. - М.: 2012 - 480 с.

В учебнике представлен материал по экономической и социальной географии мира. Для более глубокого изложения политических, экономических и социальных процессов мирового развития авторы использовали большое количество систематизированного статистического материала, а для его лучшего усвоения - контрольные вопросы и практические задания. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2012, 480с.)

Размер: 9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2010, 480с.)

Размер: 111 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 1. Политическое устройство мира 5
1.1. Политическая карта мира 5
1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития 13
Глава 2. Природные ресурсы мира 23
2.1. Взаимодействие общества и географической среды 23
2.2. Природные ресурсы: виды и особенности размещения 26
Глава 3. Население мира 48
3.1. Численность и воспроизводство населения.48
3.2. Размещение и расселение населения 57
3.3. Состав населения 68
Глава 4. Мировое хозяйство. 86
4.1. Мировая экономика. Этапы становления и развития 86
4.2. Современные особенности развития мировой экономики 91
Глава 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства 105
5.1. Топливная промышленность и электроэнергетика мира 105
5.1.1. Топливная промышленность 108
5.1.2. Электроэнергетика 127
5.2. Металлургия мира 134
5.2.1. Черная металлургия 134
5.2.2. Цветная металлургия 143
5.3. Машиностроение мира 154
5.4. Химическая, лесная и легкая промышленность мира 166
5.4.1. Химическая промышленность 166
5.4.2. Лесная промышленность 173
5.4.3. Легкая промышленность 180
5.5. Сельское хозяйство мира 187
5.5.1. Растениеводство 191
5.5.2. Животноводство 204
5.6. Транспорт мира 214
Глава 6. Глобальные проблемы человечества 235
6.1. Проблема разоружения и сохранения мира 235
6.2. Экологическая проблема 237
6.3. Продовольственная проблема 241
6.4. Демографическая проблема 245
6.5. Энергетическая и сырьевая проблемы 246
РАЗДЕЛ II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 7. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы 250
7.1. Германия 269
7.2. Великобритания 277
Глава 8.Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии 286
8.1. Япония 295
8.2. Китай 309
8.3. Индия 318
8.4. Юго-Восточная Азия 331
8.5. Нефтедобывающие страны Персидского залива 344
Глава 9. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки 354
9.1. Северная Африка 368
9.2. Тропическая Африка 369
9.3. Южно-Африканская Республика 370
Глава 10. Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки 373
10.1. Соединенные Штаты Америки 380
Глава 11. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки 401
11.1. Бразилия 415
112. Мексика 420
11.3. Вест-Индия 423
Глава 12. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании 429
12.1. Австралия 429
12.2. Океания 437
Заключение 443
Список литературы 444
Тестовые задания для контроля знаний.445
Ответы на тестовые задания 474