Оформление пенсии

Усн регулируется главой 26.2 нк рф. Упрощенная система налогообложения. Кто не вправе перейти на УСН

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 346.11 НК РФ

Комментируемая ст. 346.11 НК РФ закрепляет общие положения, касающиеся УСН.

УСН применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями и применяется наряду с иными режимами налогообложения. А переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном в порядке.

Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ действуют в новых редакциях.

Так, п. 2 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривает, что применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по

налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

б) налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов

недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

При этом организации, применяющие УСН, по-прежнему не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Пункт 3 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривает, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);

б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как и ранее, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Также согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:

а) порядок ведения кассовых операций. Центральным банком Российской Федерации утверждены Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 г.;

б) порядок представления статистической отчетности. Порядок представления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета урегулирован в ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ утверждены формы документов для применения УСН. Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@ утвержден Формат представления в налоговый орган документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме.

Основание и правовые основы

Упрощенная система налогообложения (сокращенно УСН или УСНО) - это специальный налоговый режим, установленный главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Суть "упрощенки", как ее часто называют бухгалтеры, - в том, чтобы помочь малому бизнесу и сократить налоговую нагрузку. Название говорит само за себя: упрощенная система налогообложения упрощает расчет и уплату налогов субъектами малого предпринимательства.

Что важно знать про УСН:

  1. Применять ее компания или ИП может по собственному желанию - конечно, при соблюдении определенных законом ограничений.
  2. При применении упрощенной системы можно выбрать один из двух возможных вариантов уплаты налога:
    • с величины полученного дохода (ст. 346.14, 346.20 НК РФ);
    • с разницы между доходами и расходами (ст. 346.14, 346.20 НК РФ).
  3. Организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. Налоговый учет они ведут в упрощенном порядке.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет. Организации на УСН такой льготы не имеют.

Документы:

  • Федеральные:

Обязательные условия применения УСН и ограничения

Применять упрощенную систему налогообложения может не каждая организация или ИП. Налоговым кодексом РФ (статья 346.12) установлены условия применения УСН и ограничения.

Эти условия и ограничения таковы:

  1. Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период должна составлять не более 100 человек.
  2. Доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн. рублей.

    Внимание! Чтобы перейти на УСН с 2017 года, выручка за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб.

    Обращаем внимание!

    • Предельный размер указанных доходов ежегодно, не позднее 31 декабря, индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен в размере 1,329

      С 1 января 2016 года с учетом нового утратит право применять УСН, когда его выручка превысит 79,74 млн руб.

    • Исключением являются налогоплательщики, которые до перехода на УСН применяли исключительно режим ЕНВД. У них нет доходов, которые нужно учитывать при смене налогового режима.
  3. Остаточная стоимость основных средств организации, подлежащих амортизации не должна быть выше 100 000 000 руб.
  4. Доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%.

Отметим, что на некоторые организации ограничение в 25% участия других компаний не распространяется. Это:

  • организации, где уставный капитал состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
  • некоммерческие организации, в т.ч. потребкооперации, которые действуют в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1; .
  • хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, действующие в соответствии с вышеуказанным Законом.
С 2015 года уже не являются исключениями созданные научными и образовательными учреждениями хозяйственные общества, работа которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Право применять УСН при доле участия других компаний более 25% было им дано только в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2014 года.

Документы:

  • Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1

    (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"

Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и соблюдающие обязательные условия и ограничения (см пункт Обязательные условия применения УСН и ограничения). Но есть ряд организаций, которые вообще не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся:
    • производством подакцизных товаров;
    • добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
  9. организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  11. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  12. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  13. казенные и бюджетные учреждения;
  14. иностранные организации;
  15. микрофинансовые организации;
  16. организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки.

Документы:

Порядок перехода на УСН

По общему правилу организации и ИП УСН начинают применять с начала налогового периода (то есть календарного года).

Особое условие установлено для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных предпринимателей) - они вправе применять "упрощенку" с даты постановки на учет в налоговом органе.

О переходе на УСН организация должна уведомить налоговый орган по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства, не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором планируется переход. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, а также остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября текущего года.

Отметим, что порядок перехода на УСН является уведомительным, то есть налогоплательщик обязан уведомить государство о своем желании и возможности применять упрощенную систему. Ждать же ответного разрешения или уведомления от налоговой не нужно.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее, чем по истечении 30 календарных дней с даты постановки на учет. Эта дата указана в выданном свидетельстве о постановке на учет (ОГРН). А срок в 30 дней начинает отсчитываться с даты, следующей за датой постановки на учет в налоговой.

Обращаем внимание!

При непредставлении уведомления о переходе на УСН в указанные сроки налогоплательщики не вправе применять данный налоговый режим.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД (единый налог на вмененный доход) вправе перейти на УСН в течение календарного года. Это может произойти в двух случаях:

  • они перестали вести деятельность, подпадающую под ЕНВД, до окончания текущего календарного года
  • они перестали соответствовать критериям применения ЕНВД.

В этих случаях нужно уведомить налоговый орган в течение 5 дней после окончания деятельности на ЕНВД. Для этого необходимо подать два документа - заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД и заявление о переходе на УСН.

Важно!

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили 79 740 000 рублей (с учетом коэффициента-дефлятора 1,329 , установленным для упрощенки 2016 года) или допущено иное несоответствие установленным требованиям, то он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено такое превышение (или несоответствие иным требованиям).

Налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода. Он также обязан уведомить налоговую инспекцию и в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, - и сделать это также нужно не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Налогоплательщик , применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает это сделать.

Формы заявления о переходе на УСН ИП в 2016 году и ООО, а также сообщения об утрате права на ее применение утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Налогоплательщик вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на ее применение.

Документы:

  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@

    "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"

  • Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772

    "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2015 N 39653)

  • Письмо ФНС РФ от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@

    "О сроках подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога и упрощенную систему налогообложения"

  • Письмо ФНС РФ от 04.08.2010 N ШС-17-3/847

    <О направлении заявления в налоговый орган>

Объекты налогообложения и налоговые ставки по УСН

При применении УСН можно выбрать один из двух вариантов объекта налогообложения:

  • доходы (УСН доходы 2016);
  • доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН доходы минус расходы 2016).

Есть только одно исключение - участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они могут применять в качестве объекта налогообложения только второй вариант ("доходы минус расходы") (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Следует еще раз подчеркнуть, что выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Менять объект налогообложения можно ежегодно (с начала нового налогового периода). Для изменения ранее избранного объекта налогообложения нужно уведомить налоговый орган до 31 декабря предшествующего года. Изменять объект в течение года нельзя. Таким образом, если вы заявили о применении налога УСН "доходы минус расходы" в 2016 году, то весь год с таким объектом налогообложения и будете работать.

Налоговые ставки УСН могут быть разными в зависимости от выбора объекта налогообложения. Существуют два варианта, исходя из которых определяется размер процентной ставки:

  • I вариант, когда объектом налогообложения выбраны доходы, - ставка УСН - 6 процентов в 2016 году.
  • II вариант - доходы, уменьшенные на величину расходов, - ставка 15 процентов.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах 5-15%.

Обращаем внимание!

С 1 января 2016 года региональные власти могут снижать ставку для УСН с объектом "доходы". Законом субъекта Федерации ставка налога, уплачиваемого при применении УСН с объектом «доходы», теперь может быть установлена в пределах от 1 до 6%. Эти изменения были внесены в пункт 1 ст. 346.20 НК РФ.

До настоящего времени регионы могли изменять ставку налога, уплачиваемого при применении УСН с объектом «доходы минус расходы». То есть полномочия субъектов Федерации распространялись только на налоговую ставку, составляющую 15% (II вариант). Уменьшать эту ставку власти регионов имеют право в пределах от 5 до 15%.

УСН в Крыму и Севастополе

Власти Республики Крым и города Севастополя сохранили право установить на 2016 год нулевую ставку налога на УСН, причем как для объекта «доходы», так и для объекта «доходы минус расходы» (ст. 346.20 НК РФ). При этом налоговые ставки могут различаться по видам деятельности.

Однако, в 2016 году они этим правом не воспользовались и установили следующие ставки:

  • В Крыму - 3% для объекта "доходы" и 7% для объекта "доходы минус расходы".
  • В Севастополе - 5% для объекта "доходы минус расходы" для отдельных категорий налогоплательщиков (сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, образование, здравоохранение, культура и спорт).

УСН в Санкт-Петербурге

С 2015 года на территории Санкт-Петербурга для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы", установлена налоговая ставка в размере 7%. Эта ставка УСН доходы минус расходы в 2016 году продолжает действовать.

С 2016 года субъекты федерации получили право устанавливать нулевую ставку для вновь зарегистрированных ИП. Это право они имели и ранее, однако оно распространялось лишь на тех предпринимателей, чья деятельность относится к производственной, социальной либо научной сферам. Теперь список видов деятельности расширился. Он пополнился:

  • деятельностью, связанной с бытовыми услугами;
  • деятельностью, основанной на патентной системе налогообложения (появились новые виды деятельности, для занятия которыми необходимо получение патента).

Минимальный налог при УСН

Для объекта налогообложения "доходы минус расходы" существует понятие минимального налога.

Минимальный налог (статья 346.18 НК РФ) - это своеобразный нижний предел суммы налога к уплате. Он применяется, когда сумма налога по базовому расчету оказывается меньше, чем эта самая минимальная сумма, или, когда по расчету расходы превышают доходы.

Минимальная сумма налога составляет 1% от суммы доходов за налоговый период.

Документы:

  • Санкт-Петербург:
  • Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36

    "Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (принят ЗС СПб 22.04.2009)

Порядок определения доходов и расходов

Доходы при УСН

При определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы в соответствии с НК РФ (статьи 249, 250). При расчете налога не учитываются:

  • доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ (она содержит довольно длинный перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль);
  • доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций;
  • доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ; доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД;
  • поступления от деятельности, переведенной на патентную систему налогообложения.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках (кассу), либо получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также, при использовании кассового метода (когда доходы и расходы признаются произведенными только после их фактической оплаты) день погашения задолженности налогоплательщиком.

Расходы при УСН

Расходы определяются в соответствии со статьей 346.16 НК РФ. Определение расходов важно только при применении объекта налогообложения по типу "доходы минус расходы".

Сумму налога можно уменьшить в частности на расходы по уплате: страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • пособий по временной нетрудоспособности;
  • платежей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • материальные расходы и расходы на оплату труда;
  • расходы на командировки, канцтовары, телефонию, интернет;
  • и другие виды расходов - все они указаны в статье 346.16 НК РФ.

Чтобы расходы можно было учесть в уменьшении налоговой базы по УСН, они должны быть:

  • оправданными,
  • подтвержденными документами,
  • направленными на получение дохода.

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты (за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав).

При использовании объекта налогообложения "доходы" на сумму страховых взносов можно уменьшать единый налог (но не более чем на 50 процентов).

Документы:

Освобождение от иных налогов

Применение УСН освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость - это изменение действует с 1 января 2015 года).

Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты:

  • налога на доходы физических лиц;
  • НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ);
  • налога на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень объектов, по которым база определяется по кадастровой стоимости. Этот перечень определяется на региональном уровне).

Документы:

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом при УСН является календарный год. По его окончании необходимо определить налоговую базу и исчислить сумму налога к уплате в бюджет.

Отчетные периоды:

  • I квартал
  • полугодие
  • 9 месяцев календарного года

По окончании отчетных периодов необходимо подводить промежуточные итоги и вносить авансовые платежи по налогу.

Документы:

Порядок и сроки уплаты, отчетность по УСН

Налог платится двумя способами: авансом и по итогам отчётного периода.

Авансовые платежи по УСН

Порядок расчета авансовых платежей и суммы налога зависит от выбора объекта налогообложения: "доходы" или "доходы минус расходы".

Расчет УСН "доходы" 2016 года (речь идет сейчас об авансах) производится так: налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода (квартала) исчисляют авансовые платежи по фактически полученным доходам, рассчитанным нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев с вычетом ранее исчисленных авансовых платежей. Нарастающий итог означает, что база берется не поквартально, а суммарно, за соответствующий период. Например, налогоплательщик считает налог с начала налогового периода до окончания 9 месяцев и вычитает из этой суммы уже уплаченный за полугодие налог.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", уменьшают сумму единого налога (авансовых платежей по налогу):

  • на сумму уплаченных в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС;
  • на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) за первые три дня болезни, но только в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями;
  • на размер платежей по договорам добровольного личного страхования, заключенных в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни, оплачиваемые работодателем.

При этом сумма налога или авансовых платежей не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более, чем на 50%.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога или авансовых платежей на фиксированный размер уплаченных страховых взносов за себя.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с учетом сумм ранее исчисленных авансовых платежей.

Авансовые платежи уплачиваются организациями и предпринимателями по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики имеют право уменьшить сумму дохода, облагаемого налогом, не только на сумму страховых взносов, отчисляемых на обязательное пенсионное страхование своих работников, но и на сумму фиксированного платежа, уплаченного за своё страхование. Это уточнение внесено письмом Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Уплата налога по УСН по итогам года

Налог по итогам календарного года уплачивается организациями - не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля следующего года.

По общему правилу, если последний день уплаты налога приходится на выходной или праздничный день, то этот срок переносится на следующий день.

При утрате права на применение УСН налогоплательщику необходимо уплатить налог и представить декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право.

Вместе с уплатой налога по итогам года необходимо также предоставить Декларацию по УСН. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@.

Декларацию можно предоставить в бумажном или электронном формате (установленном законодателем) - по желанию налогоплательщика.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

  • Федеральные:
  • Приказ Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н

    (ред. от 20.04.2011, с изм. от 20.08.2012) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2009 N 14493)

Книга доходов и расходов при УСН

Главный учетный документ "упрощенца" - Книга доходов и расходов (КУДИР). В ней ведется весь налоговый учет в течение года, позже на ее основании формируется декларация по УСН.

Что нужно знать про Книгу доходов и расходов:

  1. Ее можно вести в бумажном или электронном виде. В электронном, конечно, удобнее. Формировать ее умеют все программы бухучета. В любом случае, в конце года книгу нужно распечатывать, прошить, пронумеровать, указав на последней странице итоговое количество листов.
  2. Форма книги установлена приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н. В этом же документе регламентирован порядок ее заполнения.
  3. Записывать в книгу нужно только те доходы и расходы, которые будут использованы при исчислении суммы налога. Остальные можно не указывать.
  4. Ведение книги - это не право, а обязанность компании или ИП. При этом сдавать ее в налоговую не нужно. Впрочем, в некоторых случаях - при проверках - налоговая может ее запросить, и тогда ее нужно представить в течение 5 рабочих дней. Иначе можно получить штраф, хотя и небольшой - 200 рублей на компанию и от 300 до 500 рублей на руководителя.

Документы:

Кодекс об административных правонарушениях. Cтатья 15.6

  • Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н

    "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26233)

Упрощенка 2016: что нового?

С 1 января 2016 года при УСН составляет 1,329. Учитывая этот новый коэффициент, в 2016 году налогоплательщик не сможет применять «упрощенку», если его выручка превысит 79,74 млн. руб. Для того, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения в 2017 году, выручка налогоплательщика за 9 месяцев 2016 года не должна превышать 59,805 млн. руб.

С 1 января 2016 года регионы получили дополнительные полномочия по регулированию налоговых ставок при применении УСН. Теперь региональные власти могут снижать ставку для УСН с объектом «доходы» (УСН 6 процентов) в 2016 году, а не только для УСН с объектом «доходы минус расходы», как было ранее. Соответствующие изменения были внесены в связи с исполнением антикризисного плана Правительства. Предусмотрены они Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ. Ставка налога, уплачиваемого при применении УСН по объекту «доходы», может быть установлена законом субъекта РФ в пределах от 1 до 6%.

Обращаем внимание!

С 1 января 2016 года возросли пени за просрочку уплаты налога. Это произошло в связи с повышением ставки рефинансирования. ЦБ РФ более не устанавливает её самостоятельное значение. Ставка рефинансирования теперь равна ключевой ставке и составляет 11%.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который вносит широкомасштабные изменения как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Не обошли стороной новшества и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 401-ФЗ). Закон вносит широкомасштабные коррективы как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Новшества не обошли стороной и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

В данном материале рассмотрены только изменения, затронувшие гл. 26.2 НК РФ, об остальных новшествах расскажем в № 1, 2017.

Традиционные предновогодние изменения налогового законодательства не стали исключением и в 2016 году: 30.11.2016 опубликован Федеральный закон № 401-ФЗ. Законом вносятся поправки, касающиеся как порядка налогового администрирования, так и содержания практически всех глав ч. II НК РФ.

В 2016 году гл. 26.2 НК РФ уже претерпевала существенные коррективы, но, как оказалось, они были не последними в уходящем году.

Федеральный закон № 401-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, но в отношении ряда положений установлены иные сроки начала действия.

Увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ), который должен вступить в силу с 01.01.2017. Этим законом были утверждены новые критерии применения УСНО с 2017 года:

  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб. Размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 01.01.2020. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1. Таким образом, с 01.01.2017 до 31.12.2020 предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., для целей перехода на УСНО – 90 млн руб.;
  • основных средств для целей применения УСНО увеличена со 100 млн руб. в полтора раза – до 150 млн руб.

К сведению:

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года – 59,805 млн руб.

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО до 150 млн руб., для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 346.12, п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

При этом сказано, что указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 401-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данный закон был опубликован 30.11.2016, а новый налоговый период по УСНО начинается с 01.01.2017, получается, что данные нормы вступают в силу с 01.01.2017.

В Информации от 01.09.2016 по вопросу применения новых значений дохода для целей перехода на УСНО с 2017 года представители ФНС разъяснили, что для организаций, переходящих на обозначенный спецрежим с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб. (величина предельного дохода, действующая в 2016 году на момент подачи уведомления (45 млн руб.), x коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год (1,329)).

Если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСНО, не превысит 90 млн руб., то такая организация получит право переходить на УСНО, но только с 01.01.2018.

С учетом рассмотренных изменений, если доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб., организация вправе будет перейти на УСНО с 01.01.2018.

Показатель

Согласно нормам, действовавшим в 2016 году

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 243-ФЗ

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 401-ФЗ

Размер доходов за девять месяцев для целей перехода на УСНО

45 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 59,805 млн руб.)

90 млн руб.

112,5 млн руб.

Предельный размер доходов для целей применения УСНО

60 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 79,74 млн руб.)

120 млн руб.

150 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО

100 млн руб.

150 млн руб.

Расходы в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса.

Федеральный закон № 401-ФЗ вносит изменения в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в котором определен порядок учета расходов на уплату налогов и сборов. Данные поправки коррелируют с принципиальными новшествами в вопросе уплаты налогов и сборов, которые внесены этим же законом в ст. 45 НК РФ.

Согласно действующему в 2016 году порядку налогоплательщик обязан сам уплатить налоги и сборы. Финансисты настаивали на том, что НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией (Письмо от 12.08.2016 № 03-02-07/1/47290).

Много вопросов появлялось у налогоплательщиков в связи с тем, что никто кроме самого налогоплательщика был не вправе исполнить данную обязанность. С 2017 года эта проблема будет решена.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон № 401-ФЗ уточняет, что не только иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в общем порядке, но и сборы и страховые взносы.

Аналогичные уточнения внесены в п. 3 ст. 346.11 НК РФ, в котором соответствующие положения прописаны для индивидуальных предпринимателей.

Еще одна техническая правка внесена в абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в котором сказано о том, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам, уплачиваться страховые взносы будут не в ПФР или ФСС, а на счета ФНС. Соответственно, в приведенной норме слова «ПФР и ФФОМС» заменены на «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование».

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО с 2017 года до 150 млн руб., соответственно, для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб.

С 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Следовательно, «упрощенцы» смогут учесть в расходах уплаченные налоги и сборы на дату фактической уплаты, когда их уплачивает сам налогоплательщик, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги иное лицо.

Кроме этого, Федеральный закон № 401-ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД или ПСН.

Подробнее об этих новшествах читайте в статье Н. А. Петровой «УСНО – 2017: новые критерии», № 7, 2016.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 401‑ФЗ). Закон вносит широкомасштабные коррективы как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Новшества не обошли стороной и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

В данном материале рассмотрены только изменения, затронувшие гл. 26.2 НК РФ.

Традиционные предновогодние изменения налогового законодательства не стали исключением и в 2016 году: 30.11.2016 опубликован Федеральный закон № 401‑ФЗ. Законом вносятся поправки, касающиеся как порядка налогового администрирования, так и содержания практически всех глав ч. II НК РФ.

В 2016 году гл. 26.2 НК РФ уже претерпевала существенные коррективы, но, как оказалось, они были не последними в уходящем году.

Федеральный закон № 401‑ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, но в отношении ряда положений установлены иные сроки начала действия.

Увеличен предельный размер доходов при УСНО

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон № 243‑ФЗ), который должен вступить в силу с 01.01.2017 . Этим законом были утверждены новые критерии применения УСНО с 2017 года:
  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб. Размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 01.01.2020 . При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1. Таким образом, с 01.01.2017 до 31.12.2020 предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., для целей перехода на УСНО — 90 млн руб.;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена со 100 млн руб. в полтора раза — до 150 млн руб.
К сведению:
С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года — 59,805 млн руб. Федеральный закон № 401‑ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО до 150 млн руб., для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 346.12, п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

При этом сказано, что указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 401‑ФЗ и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данный закон был опубликован 30.11.2016 , а новый налоговый период по УСНО начинается с 01.01.2017 , получается, что данные нормы вступают в силу с 01.01.2017 .

В Информации от 01.09.2016 по вопросу применения новых значений дохода для целей перехода на УСНО с 2017 года представители ФНС разъяснили, что для организаций, переходящих на обозначенный спецрежим с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб. (величина предельного дохода, действующая в 2016 году на момент подачи уведомления (45 млн руб.), x коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год (1,329)).

Если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСНО, не превысит 90 млн руб., то такая организация получит право переходить на УСНО, но только с 01.01.2018 .

С учетом рассмотренных изменений, если доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб., организация вправе будет перейти на УСНО с 01.01.2018 .

Расходы в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса

Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит изменения в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в котором определен порядок учета расходов на уплату налогов и сборов. Данные поправки коррелируют с принципиальными новшествами в вопросе уплаты налогов и сборов, которые внесены этим же законом в ст. 45 НК РФ.

Согласно действующему в 2016 году порядку налогоплательщик обязан сам уплатить налоги и сборы. Финансисты настаивали на том, что НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией (Письмо от 12.08.2016 № 03‑02‑07/1/47290).

Много вопросов появлялось у налогоплательщиков в связи с тем, что никто кроме самого налогоплательщика был не вправе исполнить данную обязанность. С 2017 года эта проблема будет решена.

Пункт 1 ст. 45 НК РФ дополнен следующей нормой: уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Для исполнения этой обязанности, по всей видимости, будут внесены изменения в платежное поручение или порядок его заполнения: данные коррективы не должны повлечь нарушение прав налогоплательщиков и лиц, уплачивающих за них налоги. Налоговые органы должны иметь всю необходимую информацию, позволяющую с использованием технических средств идентифицировать налогоплательщиков, за которых перечисляются налоги, а также уточнять ошибочно перечисленные третьими лицами налоги, в том числе в составе невыясненных поступлений.

Соответствующие изменения внесены в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. До 2017 года расходы на уплату налогов и сборов учитывались в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитывались в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

С 2017 года расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает названную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов .

Получается, с 2017 года уплатить налоги и сборы «упрощенец» может сам, а может это за него сделать иное лицо. Соответственно, учесть в расходах уплаченные налоги и сборы он сможет на дату фактической уплаты, когда уплачивает сам, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги такое лицо.

Совмещение УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД и ПСН

Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО с системой налогообложения в виде ЕНВД или ПСН.

Во-первых , п. 2 ст. 346.13 НК РФ, в котором в том числе сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД, дополнен положением о сроке подачи данного уведомления. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Эта поправка вступает в силу с 01.01.2017 .

Во-вторых , коррективы внесены в п. 8 ст. 346.18 НК РФ. Согласно обозначенной норме налогоплательщики, совмещающие УСНО и спецрежим в виде ЕНВД, должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным видам деятельности. Теперь данная норма распространена и на тот случай, когда совмещаются УСНО и ПСН, а также УСНО, система налогообложения в виде ЕНВД и ПСН.

Без изменений остался порядок распределения расходов в случае невозможности их разделения при исчислении базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам: эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Уточнено, что доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются спецрежим в виде ЕНВД или ПСН, не учитываются при исчислении базы по налогу, уплачиваемому при применении УСНО.

Отметим, что представители контролирующих органов и ранее придерживались приведенных правил, но эти правила не были прописаны в гл. 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 09.12.2013 № 03‑11‑12/53551, от 24.11.2014 № 03‑11‑12/59538, от 24.02.2016 № 03‑11‑12/9994).

Технические поправки гл. 26.2 НК РФ

В главу 26.2 НК РФ Федеральным законом № 401‑ФЗ внесены и технические правки, которые вступают в силу с 01.01.2017 .

В пункте 2 ст. 346.11 НК РФ сказано о том, что применение УСНО освобождает организации от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость исходя из названного кодекса). «Упрощенцы» также не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого согласно ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон № 401‑ФЗ уточняет, что не только иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в общем порядке, но и сборы и страховые взносы.

Аналогичные уточнения внесены в п. 3 ст. 346.11 НК РФ, в котором соответствующие положения прописаны для индивидуальных предпринимателей.

Еще одна техническая правка внесена в абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в котором сказано о том, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам, уплачиваться страховые взносы будут не в ПФР или ФСС, а на счета ФНС. Соответственно, в приведенной норме слова «ПФР и ФФОМС» заменены на «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование».

Федеральный закон № 401‑ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО с 2017 года до 150 млн руб., соответственно, для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб.

С 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Следовательно, «упрощенцы» смогут учесть в расходах уплаченные налоги и сборы на дату фактической уплаты, когда их уплачивает сам налогоплательщик, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги иное лицо.

Кроме этого, Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД или ПСН.

Подробнее об этих новшествах читайте в статье Н. А. Петровой «УСНО — 2017: новые критерии», №  7, 2016.

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов и настоящей статьи);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов и настоящей статьи);

2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со настоящего Кодекса;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и настоящего Кодекса;

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 настоящего Кодекса;

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

31) судебные расходы и арбитражные сборы;

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

33) расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Кодекса;

35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов;

37) сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Абзацы второй - третий утратили силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017);

38) обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Расходы, указанные в пункте настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 настоящего Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 38 пункта настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями , и настоящего Кодекса.

3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 настоящего Кодекса.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящего Кодекса.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений Порядок признания доходов и расходов

4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • Налоговая база
    7. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
  • Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
    3. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.