Платежные сервисы

Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения. Курсовая работа прибыль как источник финансирования деятельности организации Финансовые отношения организаций и сущность финансового менеджмента

Общегосударственные финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Возникновение финансов

Финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Это так называемые финансы хозяйствующих субъектов или финансы предприятий.

Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок.

Можно назвать следующие предпосылки возникновения финансов.

Первая предпосылка . В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка . Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка . Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода.


Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В то же время можно сказать, что сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства (например, финансы предприятий) и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет так же и функцию формирования денежных доходов (обеспечивающую функцию).

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.

Они делятся на две группы:

Первая группа - зарплата работников, занятых в сфере материального производства;

Вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано:

Ø с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

Ø наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

Ø перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Финансы выполняют также контрольную функцию, которая тесно связана с распределительной. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Обеспечивая распределение и перераспределение стоимости общественного продукта посредством формирования и использования доходов, поступлений и накоплений экономических субъектов финансы приобретают свойство количественно отображать распределительный процесс и, в целом, процесс воспроизводства. Любые отклонения от заданных пропорций и направлений формирования и использования доходов свидетельствует о нарушениях в распределительном процессе, а вместе с этим, и в воспроизводственном процессе. Таким образом, финансы выполняют функцию «контролера» как в системе распределительных, так и в системе воспроизводственных отношений.

государственная политика;

государственные расходы;

Финансы;

33.Курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества- это:

Финансовая стратегия;

финансовый механизм;

финансовая политика;

финансовая тактика;

финансовое планирование.

34.Какая функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет:

регулирующая;

Фискальная;

перераспределение;

все ответы верны;

нет верного ответа.

35.Определите структуру валового общественного продукта :

нет верного ответа.

36.Совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников производства для удовлетворения их разнообразных потребностей - это:

Финансы;

перераспределение;

нет верного ответа.

37.К какому звену финансовой системы относятся финансы жилищно-коммунального хозяйства?

общегосударственные финансы;

Финансы непроизводственной сферы;

финансы сферы материального производства;

финансы домашнего хозяйства;

нет верного ответа.

38.Выберите правильно финансовые органы, на которых возложено стратегическое управление финансами:

Парламент, Президент, Правительство, Министерство финансов;

Налоговый комитет;

финансовый отдел;

управление Казначейства;

банковские учреждения.

39.Основными источниками финансовых ресурсов являются:

бюджетные средства;

банковские средства;

Денежные накопления, доходы от внешнеэкономической деятельности;

нет верного ответа.

40.Какими объективными обстоятельствами вызывается необходимость финансов?

Потребностями общественного развития;

перераспределение финансовых отношений;

созданием денежного фонда;

рациональным использованием денежными фондами;

нет верного ответа.

41.В чем состоит суть метода экстраполяции как метода финансового планирования?

согласованность расходов с источниками их покрытия;

Определение финансовых показателей на основе установления их динамики;

использование ЭВМ для финансовых прогнозов;

широкое использование экономико-математических моделей;

установление норм и нормативов.

42.Дайте определение “финансовая дисциплина”:

Это порядок и ведения финансового хозяйства, соблюдение и установление норм;

денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество - на конечное использование;

это образуемые государством предприятия, организации денежные накопления и денежные фонды при распределении национального дохода;



это движение финансовых ресурсов;

это решение задач формирование и эффективное использование децентрализованного фонда.

43.Какие существуют 3 типа финансовой политики:

Централизм, демократизм, регионализм;

функциональная, национальная, единство;

регулирующая, классическая, плановодерективная;

распределительная, воспроизводственная, первичная;

нет верного ответа.

44.Расчетно-обоснованной величиной затрат или распределение ресурсов является:

алименты;

Нормативы;

45.Дайте определение финансовой политики:

однородные экономические отношения, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде;

Совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач;

экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства;

одна из экономических категорий, развития которой связанно с товарно-денежными отношениями и существованием государства;

система видов и форм, методов организации, планирования и управления финансами.

46.Термин “фискальная политика” в западных теоретических концепциях означает:

Комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизм ее реализации в экономических процессах;

совокупность отношений на основе которых образуются денежные фонды;

рациональное использование финансовых ресурсов;

все ответы верны;

нет верного ответа.

47.Элемент управления финансами, который означает слаженность всех звеньев управления это:

финансовая информация

Финансовая организация

финансовое регулирование

финансовый контроль

финансовое планирование

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

В систему финансовых отношений входят:

– государственные финансы;

– муниципальные (местные финансы);

– финансы предприятий;

– финансы граждан.

Основой финансовой системы выступают финансы предприятий, поскольку именно на их уровне формируются первичные источники денежных средств. С другой стороны, с точки зрения макроэкономики ключевую роль в финансовой системе играют государственные финансы. Государственные финансы – это система отношений по поводу формирования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственный внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды – это целевые фонды денежных средств, используемые для удовлетворения социальных потребностей населения. Они представлены Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет – централизованный денежный фонд, который образуется путем перераспределения национального дохода и который используется государством для выполнения своих функций . Как государственный документ, государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок (чаще всего на год).

Доходы государства складываются из двух основных источников:

– налоги и сборы. Они носят разовый характер (например, гербовый сбор – обязательный платеж за регистрацию документов);

– неналоговые поступления, включающие в себя доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности и т. д.

Расходы госбюджета представляют собой денежные средства, направляемые на выполнение основных функций государства. Они включают в себя расходы на финансирование народного хозяйства (на развитие сельского хозяйства, инвестиции в строительство дорог и т. д.), расходы на социальную инфраструктуру (на образование, здравоохранение), военные расходы, расходы на содержание государственного аппарата, платежи по государственному долгу.

Принято выделять перераспределительную и регулирующую функции государственного бюджета.

1. Перераспределительная функция – заключается в том, что через госбюджет перераспределяется определенная часть (35–55 %) совокупного дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между отдельными сферами и отраслями народного хозяйства, а также между регионами и социальными группами населения. Например, промышленные предприятия платят налоги в бюджет, а из бюджета эти средства идут на финансирование сельского хозяйства, науки и т.д.

2. Регулирующая функция – заключается в том, что государственный бюджет является одним из главных инструментов регулирования темпов и пропорций развития экономики. Например, если в стране высокая инфляция, то государство может уменьшить свои расходы или увеличить налоги. С целью стимулирования деловой активности, наоборот, могут быть снижены налоги и т. д.

В федеративных государствах государственный бюджет делится на три уровня:

– I уровень – федеральный бюджет;

– II уровень – бюджеты субъектов Федерации (бюджеты краев, областей, республик);

– III уровень – местные (муниципальные) бюджеты (городские и районные бюджеты).

Бюджеты отдельных уровней самостоятельны и не включаются друг в друга. У каждого из них имеются свои источники доходов и собственные, установленные законом, статьи расхода. В то же время для анализа состояния государственных финансов или оценки роли государства в экономике рассчитываются консолидированный бюджет и бюджет расширенного правительства (расширенный бюджет).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы, т. е. он включает в себя федеральный бюджет и плюс бюджеты субъектов федерации.

Бюджет расширенного правительства представляет собой совокупность консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Так, например, если надо оценить роль государства в экономике, то пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. Для этого сумму расходов расширенного бюджета делят на ВВП.

Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизован­ных (государственных) и децентрализованных фондов денеж­ных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность финансов проявляется в функциях: основные из них:

Распределительная - реализуется при распределении нацио­нального дохода, основанного на создании первичных (заработ­ная плата работников и доходы предприятий в сфере материаль­ного производства) и вторичных (доходы непроизводственной сферы экономики, налоги) доходов. Эта функция представляет собой целевое обособление каждой части стоимости (для финан­сов характерно одностороннее безвозмездное движение стоимос­ти) на фонд возмещения (на возмещение потреблённых в процес­се производства средств производства), на фонд накопления (при­бавочный продукт) и фонд потребления (необходимый продукт) и тем самым играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса.

Контрольная - проявляется в контроле за распределением ВВП и НД, позволяет оценить пропорции распределяемого об­щественного продукта, непрерывность воспроизводственного процесса, формирование фондов целевого назначения в различных сферах общественного производства.

2. Финансовая система государства и её субъекты

Функционирование финансовой системы реализуется посред­ством системы финансовых отношений, представляющих собой значимую часть денежных отношений. Финансовые и денежные отношения не тождественны между собой. Финансовые отноше­ния предусматривают движение денежных средств в качестве средства обращения (уплата физическими и юридическими лица­ми налогов) и средства платежа (возмещение ущерба при наступ­лении страхового случая). Материальным носителем финансовых отношений выступают финансовые ресурсы. Они формируются во всех стадиях общественного производства и используются через денежные фонды целевого назначения.

Денежные средства становятся финансовыми ресурсами лишь в том случае, когда они высвобождаются из хозяйственного обо­рота и функционируют относительно самостоятельно.

Совокупность финансовых отношений, включающая много­образные сферы и звенья финансов, представляет собой финан­совую систему (рис. 63).

К сферам финансовой системы относятся финансы предприя­тий, учреждений, организаций, страхование и государственные финансы.

В качестве звеньев финансовой системы соответственно выделяются коммерческие и некоммерческие предприятия, а также общественные объединения и фонды.

Финансовым звеном системы страхования является личное, имущественное, социальное страхование, а также страхование ответственности и предпринимательских рисков.

Финансовым звеном системы государственных финансов выступает государственный бюджет, внебюджетные фонды и госу­дарственный кредит.

Каждое звено финансовой системы государства, исходя из внутренних взаимосвязей, включает и систему подзвеньев. Так, подзвеньями системы финансов предприятий являются их от­раслевая направленность (финансы торговых предприятий, пред­приятий сети общепита, строительных и т.д.).

В некоммерческой сфере в качестве подзвеньев можно выде­лить финансы социальных предприятий, оказывающие поддер­жку определённым группам населения, транспортных предпри­ятий, принадлежащих муниципальным ведомствам и т.д.

Подзвеньями финансов общественных объединений являются различные виды фондов, к примеру, фонд поддержки малого предпринимательства, региональный фонд финансовой поддер­жки регионов и т.п.

Главным подзвеном системы социального страхования высту­пает медицинское страхование, а также страхование работников на предприятии.

На сегодняшний день появилась достаточно распространён­ная сеть страховых агентств, работающих с юридическими ли­цами. К примеру, в Ростовской области работают такие органи­зации, как «Айболит», «Панацея», «Адмирал» и т.д.

В секторе личного страхования подзвеньями являются стра­хование жизни, здоровья, старости, страхование от несчастных случаев и т.д.

По страхованию ответственности можно назвать следующие под звенья: страхование гражданской и профессиональной ответ­ственности, ответственности заёмщиков, кредиторов и т.д.

Подзвеньями системы страхования предпринимательских рисков выделяются страхование риска непогашения кредитов, стра­хование поставок, страхование вкладов и т.д.

В структуре государственных финансов подзвеном является взаимосвязь бюджетов трёх уровней - федерального, региональ­ного и местного, предусматривающего чёткое разграничение объектов (доходов, расходов), полномочий, прав и обязанностей каждого уровня бюджетной системы.

Совокупность участников финансовых отношений представ­ляет субъектный состав финансовой системы государства (госу­дарство в лице соответствующих исполнительных органов влас­ти в области реализации финансовой политики, предприятия и население).