Финансы

Функции государственного кредита как финансовой категории. Государственный кредит Это неоклассическая функция

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых, государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора , т.е. когда государство предоставляет займы юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно служит гарантом .

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на размер централизованных «денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как Экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основу государственного кредита составляет его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность, например займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Финансовые отношения, возникающие между экономическими субъектами в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств (стоимости) на принципах возвратности, платности и добровольности, называются кредитом. Назначение кредита как финансового категории заключается в удовлетворении временных потребностей в дополнительных средствах одних экономических субъектов и содействия выгодному размещению свободных средств - для других.

распределительную;

регулирующую;

контрольную.

Остановимся на рассмотрении данных функций более подробно.

1 Фискальная (распределительная).

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока заимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

2. Регулирующая функция.

Регулирующая функция государственного кредита также выполняет важную роль. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения. Если же государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в регулирующую функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Следующим этапом характеристики государственного кредита является рассмотрение его видов.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит.

Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.

Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье лицо (государство или отдельное предприятие), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно расчитывает.

При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:

Указание, за кого оно выдано,

Пределы обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантия

Срок действия.

Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных услови­ях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравне­нию с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в те­чение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее пере­ложить финансирование таких объектов на все поколения, кото­рые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников фи­нансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строя­щее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и после­дующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределитель­ной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирова­ния расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, ко­гда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирова­ния этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие на­чинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не проис­ходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, фи­нансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги ли­бо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимство­ваниями государства, зависит от их срока и процентов по креди­ту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов выну­ждено направлять государство на их погашение. Чем больше ве­личина долга, тем выше доля средств, направляемая на его об­служивание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производ­ственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолют­ное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, препода­вателей и врачей, количество наличной денежной массы в об­ращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования лик­видности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода опе­рации получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог вы­соко ликвидных государственных ценных бумаг стали предос­тавляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного про­цента, тем более дорогим становится кредит для предпринима­телей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов со­кращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает суще­ственного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воз­действие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рын­ке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значи­тельной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость го­сударство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, вы­ступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно разви­тых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, ис­пытывающих спад, путем гарантирования государством креди­тов, предоставляемых банками согласно соответствующим про­граммам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство бе­рет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, пре­доставленным мелким предпринимателям, в случае их банкрот­ства. В большинстве промышленно развитых стран функциони­руют государственные или полугосударственные компании, ко­торые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспе­чивается ускоренное развитие определенных районов или необ­ходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Еще по теме 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Функции государственного кредита.:

  1. 9.3. Сущность кредита9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
  2. 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
  3. Кредит как экономическая категория, его сущность, объекты и субъекты
  4. 2.СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФУНКЦИИ РЫНКА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов. Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.Экономические категории истинны, поскольку существует те отношения, отражением которых они являются. Различные экономические школы рассматривают категории с разных точек зрения, акцентируя внимание на отдельных сторонах и функциях.

Билет№6.Общественное производство и воспроизводство Между людьми, одной стороны, и животными, с другой, существует множество различий. Но в основе всех их лежит одно основное. Все животные без единого исключения только присваивают то, что дает природа, они лишь приспосабливаются к среде. Люди создают вещи, которых в природе не существует, они преобразуют среду. Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство - необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е в человека. Животное есть только организм, только биологическое существо. Человек есть неразрывное единство тела (организма) и духа, в котором ведущая роль принадлежит духу, представляющему собой явление социальное и только социальное, есть личность. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства. 2. Труд и производство Материальное производство - всегда единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Если отвлечься от отношений людей друг к другу, то производство выступит просто как труд. Самое простое определение труда - деятельность человека с целью создания предметов, которые удовлетворяют те или иные его потребности, т.е. создания новых потребительных ценностей (благ). Труд представляет собой единство трех моментов. Первый из них - предмет труда. Это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается заранее намеченному изменению, имеющему целью превратить ее в нужную человеку потребительную ценность. Если человек пилит бревно, то бревно - предмет труда. Предмет труда - и металлическая заготовка, которую токарь обрабатывает на станке.Средство труда (второй момент труда) есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и при помощи которого он производит заранее намеченное изменение предмета труда. Если взять те же примеры, то в первом из них средство труда - пила, во втором - токарный станок. Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда. Существуют вещи, которые сами не оказывают воздействия на предмет труда, но без которых его преобразование было бы невозможным. Таковы здания мастерских или заводов, светильники, транспортные средства и т.п. Их тоже обычно характеризуют как средства труда. Таким образом, средства труда подразделяются на активные и пассивные. Последние можно было бы назвать также условиями труда. Но различие между активными средствами труда и пассивными важно лишь в чисто техническом отношении. В социально-экономическом смысле они суть одно целое, что оправдывает использование для их обозначения одного единого термина.Различие предметов и средств труда носит не абсолютный, а относительный характер. Когда землю пашут и боронят, тогда она предмет труда. Но когда ее засеяли, - она уже средство труда. Теперь она - вещь, которую человек поместил между собой и зерном и при помощи которой он воздействует на зерно с тем, чтобы это зерно дало начало новому растению и новым зернам.Третий момент труда - собственно труд как сознательная, целесообразная деятельность человека по использованию средств труда для совершения заранее намеченного изменения предмета труда.Труд есть деятельность человека. Но в результате труда в объективном мире происходит изменение вещей: предмет труда превращается в отличный от этого предмета продукт труда. Рассматриваемый с точки зрения его результатов труд выступает как производительный труд, как производство в самом узком смысле слова, а предмет труда и средства труда (включая условия труда) - как средства производства. Средства производства представляют собой один из факторов производства; другой его фактор - рабочая сила. Чтобы процесс производства имел место, необходимо соединение средств труда с рабочей силой. 3. Общественное производство как единство производства, распределения, обмена и потребления Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без потребления, так же как и потребление - без производства. Производство и потребление составляют неразрывное единство, ведущая роль в котором принадлежит производству. Производство и потребление не только связаны друг с другом, но в определенном отношении даже тождественны. С одной стороны, производство есть одновременно и потребление: потребление рабочей силы, предмета труда и средств труда. С другой стороны, потребление есть одновременно и производство, а именно - производство рабочей силы. Но это тождество не исключает различия. Всегда нужно отличать собственно производство как создание материальных благ от собственно потребления как процесса иного, чем создание материальных благ. Собственно потребление - процесс, подчиненный собственно производству, то есть момент производства, понимаемого в широком смысле.Все вещи, созданные в процессе производства, рано или поздно потребляются, т.е. исчезают. Поэтому они снова и снова должны производиться. Процесс производства всегда есть и процесс воспроизводства. И это позволяет взглянуть на него под новым углом зрения. Каждый конкретный отдельный акт труда может состояться, а может не состояться, но процесса производства в целом не может не быть. Если он прекратится - исчезнут люди, исчезнет человеческое общество.В процессе производства, понимаемого в широком смысле, вещи, созданные в процессе собственно производства, поступают в потребление. Но этот переход от собственно производства к собственно потреблению никогда не происходит непосредственно. Между первым и вторым всегда вклинивается распределение, а во многих обществах также и обмен. Распределение и обмен - это тоже моменты производства в широком смысле слова. Производство в самом широком смысле представляет собой единство собственно производства, распределения, обмена и потребления.Между собственно производством и потреблением, с одной стороны, и распределением и обменом, с другой, существует важное различие. Собственно производство - по крайней мере, с внешней стороны - есть отношение человека к вещам. Человек при помощи одной вещи изменяет другую. То же можно сказать о потреблении: это тоже отношение человека к вещам. Человек использует ту или иную потребительную ценность для удовлетворения той или иной своей потребности. Совершенно иное дело - распределение и обмен. Они всегда представляют собой не только действия с вещами, но и отношения между людьми. Эти отношения носят название экономических, или социально-экономических. Другое название, которое ввели К. Маркс и Ф. Энгельс - производственные отношения. Применение марксистской литературе для обозначения социально-экономических отношений прилагательного "производственные" и часто встречавшееся в ней определении "производственных отношений" как отношений в процессе производства иногда имело следствием неверное понимание данного термина.Люди нередко, а теперь чаще всего трудятся совместно. Работники кооперируют свои усилия: совместно изменяют предмет труда или последний поочередно переходит из одних рук в другие, каждый раз подвергаясь все новой и новой обработке. Существует определенная организация труда и люди, которые организуют и координируют трудовую деятельность и т.п. Все описанные выше и другие связи несомненно представляют собой отношения в процессе производства, являются производственными в буквальном смысле этого слова. Но они не являются социально-экономическими и тем самым производственными в том смысле слова, который вкладывали в него К. Маркс и Ф. Энгельс. Это отношения существуют не в масштабе социоисторического организма в целом, а лишь внутри существующих в нем хозяйственных ячеек. Их можно изменить, не меняя типа общества. Лучше всего их было бы назвать организационно-трудовыми отношениями.Таким образом, с одной стороны, отношения производственные в буквальном, житейском смысле не есть отношения производственные в марксовом значении. А с другой, отношения производственные в последнем смысле ни один человек, не изучавший политэкономии, никак не отнесет к числу производственных. Ведь это же отношения распределения в обмена, которые, как это представляется обычному человеку, явно относятся к иной сфере, чем производство. И тем не менее эти отношения безусловно являются производственными. Кроме столь привычного обыденного смысла слова "производства" - непосредственный процесс создания вещей - существует и иное его значение - производство в широком смысле, производство как единство собственно производства, распределения и потребления. Именно отношения распределения и обмена, или, что то же самое, социально-экономические отношения собственности и образуют внутреннюю структуру процесса производства в широком смысле слова. Без производства в широком значение слова нет и не может быть производства в узком смысле, собственно производства. И отношений распределения и обмена - единственные экономические отношения. Никаких других экономических отношений, кроме них, не существует.После первичного распределения в большинстве случаев происходит собственно распределение как особый процесс, отличный от процесса собственно производства. Раб получает содержание - пищу, одежду, рабовладелец - доход. Капиталист получает прибыль, рабочий - заработную плату. Это - вторичное распределение.В идеале за распределением, в результате которого каждый член общества получает в собственность, распоряжение или пользование причитающуюся ему долю общественного продукта, должно наступить потребление этого продукта. Так как продукт исчезает, то он должен быть воспроизведен. Процесс производства, как мы помним, есть процесс постоянного воспроизводства. В некоторых обществах, действительно, собственно производством, распределением и потреблением исчерпываются все действия с общественным продуктом. В таких обществах никаких других социально-экономических отношений, кроме отношений распределения, которые одновременно являются и экономическими отношениями собственности, не существует. Однако в большинстве обществ к этим действиям прибавляется обмен и, соответственно, отношения обмена, которые могут приобретать самые разнообразные формы. Вопреки мнению значительного числа экономистов, товарообмен - всего лишь одна из многих форм обмена. Кроме обмена товарами существовал обмен дарам (дарообмен), помощью (помогообмен) и т.п. Отношения обмена могут существовать рядом с отношениями распределения, образуя особую сферу, отличную от сферы распределения. Но при капитализме, например, распределение происходит в форме обмена. Получение рабочим заработной платы есть акт распределения. Но он же представляет собой заключительный момент акта товарообмена между капиталистом и рабочим. Во многих обществах наряду с распределением и обменом существует также еще и перераспределение, принимающее самые разнообразные формы. К числу отношений перераспределения, входящих в систему социально-экономических отношений того или иного общества, относятся некоторые формы и методы эксплуатации, оплата различного рода личных услуг и т.п. Что же касается налогов, то они в разных обществах играют различную роль: в социоисторических организмах одного типа они принадлежат к числу отношений распределения (пример - рента-налог в обществах с азиатским способом производства), в других - к отношениям перераспределения (например, налоги при классическом капитализме).



Вопрос№46.Ординалистский : подход представители кембриджской школы обратили внимание, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы.От потребителя требуется только умение сравнить два набора благ и выбрать, который из них предпочтительней, причем неважно, на сколько. По отношению к любому заданному набору потребитель может разделить все возможные потребительские наборы на 3 части:1)Наборы, которые предпочтительнее данного.2)Наборы, которые менее предпочтительны, чем данный.3)Наборы, которые обладают той же самой полезностью – эквивалентные (безразличные).

Этих двух предположений (о наборах и о сравнениях) оказывается достаточно, чтобы построить непротиворечивую теорию потребительского выбора. Эту теорию разработал Дж. Хикс – первый нобелевский лауреат по экономике.


Для того чтобы математические выводы были более строгими, вводятся предположения:1)Каждое благо неограниченно делимо.2)Каждому потребительскому набору мы можем сопоставить уровень полезности (для любого товарного набора мы всегда можем найти кривую безразличия).Кривые безразличия имеют некоторые свойства:1) Кривые безразличия не могут иметь другие формы.2)Для любого потребителя в каждый данный момент времени кривые безразличия не могут пересекаться.Вывод: в каждый данный момент времени мы будем считать, что потребитель имеет систему предпочтений. Это означает, что он как бы упорядочил (проранжировал все товарные наборы с точки зрения их полезности) все пространство товаров. Если мы рассмотрим область потребительского выбора, то мы увидим, что она равномерно наполнена кривыми безразличия. Чем дальше она от начала координат, тем выше полезность. Стремление потребителя заключается в том, чтобы достичь как можно более дальней точки. При движении по кривой безразличия происходит эквивалентное замещение одного товара другим при той же полезности набора. В действительности пространство товаров N-мерное. Тогда будет не кривая безразличия, а поверхность безразличия.ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ:Условие задачи:

Свойства:

2. Пусть эта функция в каждой точке, по крайней мере, дважды дифференцируема по каждому аргументу.

Это неоклассическая функция.

Пример: , где > 0, < 1



Общее положение: для описания поведения потребителя можно использовать особую функцию с перечисленными свойствами (неоклассическая функция потребления).Экономический смысл : мы рассматриваем пространство товаров, в котором мы можем рассмотреть различные уровни полезности (C – значение полезности). q i > 0 означает, что все товары необходимы. Свойство 2a показывает, как изменится полезность набора, если увеличить на единицу количество одного из благ – предельная полезность (U j ). В свойство 2b показывает: если в одном наборе мы последовательно наращиваем количество одного из благ, то предельная полезность уменьшается – закон Госсена.Отныне мы можем считать, что каждый потребитель имеет собственную функцию полезности. С помощью этой функции он может определить полезность любого уровня благ. Если C – число, то возвращаемся к количественному подходу. Если C нельзя определить до числа, то остаемся в рамках порядкового подхода. Количественный и порядковый подход не противоречивы.АНАЛИЗ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ: Требуется определить, как происходит эквивалентное замещение одного блага другим? Условие задачи: Пусть изменяется количество блага q 1 . Необходимо определить, насколько должно измениться количество q 2 , чтобы общая полезность набора не уменьшилась (q 2 – ?).

Решение задачи:

Мерой эквивалентной замены 2-х благ в потреблении является специальный показатель: – интервальная норма взаимной замены. Интервальная норма взаимной замены показывает, на сколько единиц нужно уменьшить потребление второго товара при увеличении первого товара на единицу при условии, что общая полезность неизменна. При последовательном увеличении количества одного и того же товара в наборе нам будет требоваться все меньшее количество второго товара для поддержания уровня полезности. Из этого следует два вывода:1)Ценность каждой единицы блага зависит от количества данного блага и от количества других благ, причем, чем больше данного блага в наборе, тем меньше ценность каждой последующей единицы и наоборот.2)Так как ценность благ существенно зависит от их количества, показатель интервальной нормы эквивалентной замены является очень грубым измерителем. Правильнее было бы измерять возможности эквивалентной замены благ в каждой точке кривой безразличия.


О возможностях эквивалентной замены благ можно судить по показателю предельной нормы замещения. Видно, что MRS двух благ должна быть каким–то образом связана с величиной предельной полезности. Рассмотрим некоторую неоклассическую функцию U(q 1 , q 2). Известна формула Эйлера:


Экономический смысл: если q 1 растёт, то MRS падает, а U 1 стремится к 0 и U 2 стремится к бесконечности Þ U 1 /U 2 ® 0. Общая тенденция: q 1 растет ÞU 1 падает Þ MRS быстро падает.БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ.Условие задачи: R – бюджет потребителя – количество денег, которым он обладает. Пусть известны цены товаров . Запишем условие полного расходования бюджета потребителя. Пусть потребитель приобрел набор q 1 и q 2 .

Требуется найти все комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при данном бюджете и данных ценах.

Решение задачи:


Экономический смысл: рассмотрим различные наборы товаров, которые потребитель желает приобрести: набор А – может пробрести; набор D – может; B – нет. Бюджетное ограничение делит все пространство на 3 части.

Свойства:

1. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен. 

2. Если изменится бюджетная линия, например первый товар подешевеет при ceteris paribus, при этом же бюджете потребитель сможет купить больше Þ tg увеличится.

3. Если цены на товары неизменны, а R увеличится, бюджетная линия изменится, так что произойдет параллельный сдвиг прямой, угол останется тот же.СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ .Существуют 2 модели:1)Статическая модель – исследуют по методу при прочих равных условиях. Такой метод называется сравнительная статика.2)Динамическая модель – при этом применяется несколько управляющих элементов. Исследование динамики – очень сложный вопрос.Условие задачи: Дана неоклассическая задача потребления, т.е. известны потребительские предпочтения, заданы потребительский бюджет и система цен. Определить оптимальный план закупок для данного потребителя

Решение: Решив соответствующую задачу получим график:

Что влияет на объем закупок отдельного товара q j ? Предпочтения не меняются. Тогда, в общем виде: – функция от (N+1) переменных.Спрос на отдельно взятый товар – функция от цен и дохода – это функция покупательского спроса.Метод сравнения статики заключается в следующем: берем один из аргументов, остальные считаем заданными: .Рассмотрим влияние изменения дохода на покупательский спрос .


Давайте рассматривать непрерывное изменение дохода. Тогда мы много раз решаем неоклассическую задачу и находим точки равновесия.


Эта линия содержит точки равновесия, она называется «доход–потребление». Это ГМТ равновесия, полученных при решении задач при различных уровнях дохода. Каждая точка этой линии дает оптимальный покупательский набор для заданного значения дохода. Она также называется «кривая Энгеля».Что можно сказать про соотношение q 1 и q 2 ?При R 1 закупки примерно в одинаковой пропорции. До R 2 – некоторое предпочтение q 1 . Начиная с R 2 потребитель практически перестает потреблять q 2 , т.е. происходит насыщение товаром q 2 .Если доход увеличивается на единицу и при этом стали потреблять q 1 больше, чем q 2 , то q 1 ценнее. Ценность товара имеет относительное значение и в существенной мере определяется уже достигнутым уровнем потребления.

Можно построить другой график:


Задача Энгеля в интерпретации Торнквиста: необходимо рассмотреть всевозможные зависимости вида и определить характерный вид кривых Энгеля по группам товаров.Торнквист вывел, что все товары можно грубо разделить на 3 группы:1)nовары первой необходимости;2)в точке А – переключение спроса, т.е., начиная с уровня R A , товары первой необходимости перестают доминировать в его потребительской корзине (этот порог часто отождествил с уровнем бедности);3)предметы роскоши. Их потребление начинается на достаточно высоком уровне R и уже неограниченно. В точке B предмет роскоши начинает превалировать над (2).

Вопрос№50 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.Пожалуй, самой простой формой представления производства является модель «чёрного ящика».


F – это земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Но иногда удобнее рассматривать только один фактор, т.е. остальные не имеют значения. Функция может быть:1)однофакторная и однопродуктовая;2)однопродуктовая и многофакторная;3)многопродуктовая и многофакторная;Производственная функция , если задана, описывает некоторую технологию. Если задана технология, значит, есть производственная функция. Если технология задана и если мы знаем затраты F , мы можем легко вычислить выпуск Q .Конечно, существуют различные технологии, однако далее мы рассматриваем только эффективные технологии. Эффективная технология – наиболее производительная из существующих. Заданный объем выпуска – меньше ресурсов; задан объем ресурсов – больше выпуска.Из всевозможных производственных функций основное внимание уделяется функциям с неоклассическими свойствами:

2. Функция должна быть дважды дифференцируема;

3. – предельный продукт фактора (MPF );

4. – убывающая отдача дополнительных затрат фактора.


ОДНОФАКТОРНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.

Рассмотрим однофакторную производственную функцию при условии нехватки труда. Остальные условия мы берем неизменными. Исследуем, как будет увеличиваться выпуск продукции в зависимости от труда.

На графике А – точка перегиба.Затраты от 0 до F A дают по сравнению с предыдущей большую отдачу. Вторая производная больше 0. После F A – постоянно уменьшающаяся отдача. В точке D полное насыщение производства. Это график стандартной технологии .

Условие задачи:Пусть: – средний продукт (средняя производительность фактора)

; показатель предельной производительности. МР показывает, насколько увеличится производство при затрате последней единицы фактора.

Пояснения к рисунку.

Каждая единица фактора имеет разную отдачу. Показатель AP характеризует отдачу от всех затрат, но очень важно знать тенденцию, т.е. как будет изменяться выпуск в зависимости от каждой следующей единицы затрат фактора. Об этом нам говорит MP .

Рассмотрим характеристики стандартной технологии с точки зрения последовательных затрат фактора. На интервале (1) каждая последовательная единица фактора дает нам все большую отдачу, следовательно, предельная производительность растет, а с ней растет и AP , вплоть до точки А

На участке (2) каждая последующая единица дает все меньшую отдачу, но, тем не менее, отдача каждой следующей единицы все еще выше, чем средняя отдача всех предшествующих затрат, следовательно, АР растет, вплоть до точки В.

Отдача от дополнительной единицы факторов в точке В равна отдаче от всех предшествующих затрат, следовательно, АР = МР .На участке (3) каждая дополнительная единица фактора дает меньше отдачи, чем в среднем все предшествующие, поэтому понижение МР ведет к снижению АР до точки D. После точки D новые затраты фактора дают нулевой эффект.

Свойства графика:1) Максимальная отдача – в точке А.2) Максимальная средняя отдача – в точке В.3) Максимальный выпуск продукции – в точке D.

– если затраты фактора увеличить в n раз.Мы анализируем «эффект масштаба производства». Нам надо сравнить n и m.Если затраты F увеличить в n раз, а производство увеличится меньше, чем в n раз (mn, то имеем экономию от масштаба – положительный эффект масштаба производства. Оптимальные размеры производства с точки зрения технологии связаны с эффектом масштаба. Для стандартной технологии положительный эффект масштаба производства, оптимальный режим, дальнейшее расширение – потери от масштаба.ОДНОПРОДУКТОВАЯ ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ. Для данной технологии требуется рассмотреть все возможные значения выпуска в зависимости от затрат ресурсов.Получаем семейство изоквант для данной технологии . В идеале мы должны считать, что изокванты непрерывны. Для одной и той же технологии изокванты не пересекаются. Для неоклассической производственной функции изокванты не пересекают оси координат. Чем больше выпуск Q, тем изокванта дальше от начала координат. Если мы движемся по изокванте, мы можем рассмотреть возможности взаимной замены ресурсов при постоянном выпуске Q в условиях данной технологии.


– интервальная норма замещения.

– очень маленькое приращение в окрестностях одной точки.

Предельная норма технического замещение (MRTS) показывает возможности замещения ресурсов в каждой точке.Показатель MRTS должен быть связан с МР:

Виды изоквант:1)Ресурсы абсолютно взаимодополняемые – изокванта2)Ресурсы абсолютно взаимозаменяемы – изокванта 3) Все остальные случаи (например, 3) промежуточные ситуации (изокванты неоклассических производственных функций).

Для теории производства вид изокванты имеет большее значение. Поэтому важно найти характеристику, которая показывает степень изогнутости изокванты. Мы можем измерить эластичность взаимной замены факторов, а именно, соотношение факторов хотелось бы представить как функцию .Эластичность этой функции будет показывать, на сколько процентов изменится K/L, если MRTS изменится на 1%.