Авто

Эмиссионным банком является. Эмиссионная деятельность банка россии. Структура кредитной системы

Эмиссионные банки . Современное меновое хозяйство в силу обширности своего оборота не может довольствоваться тем количеством денежных знаков, что оно получает от перечеканки металла в монету

Потребность в платежных средствах удовлетворяется путем выпуска в обращение особого рода беспроцентных кредитных обязательств, обмениваемых на металл по предъявлению, обычно выписанных в круглых суммах и оплачиваемых всякому держателю. Банки, имеющие право выпуска таких кредитных обязательств, обычно носящих название банкнот, именуются эмиссионными. Первым по времени возникновения в настоящее время Эмиссионным банком может быть признан Стокгольмский банк Пальмструка, учрежденный 30 ноября 1656 г. Сперва он, как и существовавшие до него Венецианский, Гамбургский и Амстердамский банки, вел главным образом расчетные операции (жиро), но с 1661 г. приступил по проекту графа Магнуса Делагарди к выпуску банкнот, которые он авансировал казне в виде ссуды. В 1694 г. возникает Английский банк, а в 1695 г. — Шотландский банк. В 1716 г. Джон Ло добивается во Франции разрешения организовать Королевский банк. Он усиленно ссылался на пример Швеции в своих докладах об образовании Эмиссионного банка. В 1765 г. Фридрих Великий основал. Королевский заемный и жиробанк. В 1768 г. в Москве и Петербурге организованы были Ассигнационные банки. Крах Королевского банка во Франции и неудача Шотландского банка, затруднения Шведского государственного банка приостановили дальнейшую организацию Эмиссионного банка. В конце XVIII в. возникают Учетная касса в Париже (1776 г.) и банк святого Карла в Испании (1782 г.). Второй период организации Эмиссионных банков начинается с устройства Наполеоном I Французского банка в 1800 г. Затем возникают: Нидерландский банк в 1814 г., Национальный австрийский банк в 1816 г., Государственный норвежский в 1816 г., Национальный датский банк в 1818 г., Польский банк в Варшаве в 1828 г. В Соединенных штатах Северной Америки дважды создавали центральные Эмиссионные банки. Первый центральный Эмиссионный банк Штатов был учрежден в 1791 г. Он существовал до 1811 г. Через пять лет, в 1816 г., был организован второй центральный Эмиссионный банк Соединенных штатов Сев. Америки, просуществовавший до 1836 г. Опыты европейских стран и опыт Соединенных штатов Сев. Америки послужили примером для всех стран, позднее вступивших в меновое хозяйство. Страны Южной Америки и Азии, по мере вхождения в сферу мирового хозяйства, были вынуждены приступить к организации Эмиссионных банков за счет своих или иностранных капиталов. Мексика, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Турция и все балканские страны создают Эмиссионные банки. В колониях европейские государства приступают к организации колониальных Эмиссионных банков. Первой на путь создания колониальных Эмиссионных банков вступила Голландия, учредившая: в 1827 г. Яванский банк, существующий и до настоящего времени. Во французских колониях в Алжире, Мартинике, Гваделупе, французской Гвиане и Индокитае уже с давних пор существуют Эмиссионные банки. Даже маленькие европейские колонии, как голландская Гвиана, имеют свой Эмиссионный банк — Суринамский банк. Остров св. Фомы, затерянный среди Малых Антильских, пока он был датским владением, имел свой Эмиссионный банк. Перед войной в 48 государствах существовали Эмиссионные банки. Во время мировой войны и последовавших экономических потрясений были ликвидированы старый русский Государственный банк, Австро-венгерский банк, переорганизован Германский банк. В новых государствах, возникших после мировой войны, и в колониях для упорядочения денежного обращения возникла острая потребность в организации Эмиссионных банков. В целом ряде стран Эмиссионные банки были организованы вновь. Так возникли Государственный банк СССР, Польский банк (1924 г.), Национальный австрийский банк (1922 г.), Эстонский банк (1919 г.). Государственный латвийский банк (1922 г.). Сербский банк реорганизован в Национальный банк королевства сербов, кроатов и словаков (1920 г.). Свободный город Данциг дал привилегию на организацию Эмиссионного банка. Перу реформировало постановку эмиссионного дела путем создания в 1922 г. Центрального резервного Эмиссионного банка. Также по образцу С.-а. Соединенных Штатов провел реформу эмиссионных учреждений Южно-африканский союз, учредив в 1921 г. Южно-африканский резервный банк. В Бразилии исключительное право эмиссии банкнот в 1923 г. было передано Бразильскому банку. В ближайшем будущем будет организован ряд колониальных Эмиссионных банков (во Франции готовят проект Мадагаскарского банка). В Колумбии организован центральный Эмиссионный банк, носящий название Республиканского банка. В самом конце 1925 г. мексиканское правительство опубликовало закон об организации Мексиканского банка, который должен быть центральным Эмиссионным банком Мексики. Ввиду того обстоятельства, что создание орудий платежа по своим экономическим и юридическим последствиям очень близко к монетной регалии, и ввиду того, что выпуск банкнот может создавать возможность к получению исключительных доходов, а в то же время выпуск излишнего количества банкнот может вызвать громадные перевороты в народном хозяйстве, организация Эмиссионного банка происходит с особого разрешения государственной власти в форме дачи привилегии на выпуск банкнот банку при совершении им кредитных операций. Полная свобода Эмиссионных банков существовала в Шотландии в течение почти целого века, во Франции во время Директории, в Англии, вне Лондона, до 1844 г. В С.-а. Соединенных Штатах между 1836 и 1863 гг. создание Эмиссионных банков регламентировано местными законодательствами отдельных штатов. Из них в Род-айленде (Rhode Island) всем было предоставлено право устраивать Эмиссионные банки. В настоящее время везде право на производство эмиссионных операций считается исключительным правом государства, которое может осуществлять его непосредственно или в форме особых правительственных установлений, производящих эмиссионную операцию (Федеральные казначейства в С.-а. соединенных штатах, федеральное казначейство Канады, Экспедиция заготовления государственных кредитных билетов в России в 1843 — 1855 гг., Банковское отделение министерства финансов Чехии, Национальное эмиссионное установление Венгрии), или в форме государственных банков, или предоставлять право эмиссии полугосударственным смешанным акционерным банкам (Мексика), или совершенно частным банкам (Англия).

Возникновение Эмиссионных банков, прежде всего, было выгодно и удобно торговому капиталу. Пропаганду по созданию в стране Эмиссионных банков всегда и везде вел торговый капитал. Создание Эмиссионных банков увеличило возможности быстрого оборота товаров и увеличивало возможность быстрого роста капиталов буржуазии. Земельная аристократия и в некоторых случаях крестьянство всячески боролись против Эмиссионных банков. Английский банк теснейшим образом связан с победой буржуазии над феодальной реакцией во время революции 1688 г. В глазах Тори он был всегда одиозным учреждением; они примирились с ним только тогда, когда акт Роберта Пиля связал ему руки. В Швеции в XVII в. крестьянство было крайне резко настроено против Эмиссионных банков; в С.-а. соединенных штатах два первых центральных банка погибли в силу той причины, что земледельческие группы были против них. Пока в отдельных районах страны существует экономическая самостоятельность и пока торговый капитал может, опираясь на местные ресурсы, увеличивать размеры своих прибылей, существует стремление предоставить эмиссию большому количеству местных Эмиссионных банков. Одновременно целому ряду банков на совершенно равных началах предоставляется право эмиссий банкнот. Наиболее цельно идея децентрализации Эмиссионных банков была выражена в законе Нью-Йоркского штата Сев. Америки, разрешившем свободное учреждение Эмиссионных банков всякому физическому или юридическому лицу. На той же идее неограниченного числа Эмиссионных банков было построено законодательство о национальных банках по федеральному закону 1863 г. Ту же идею в первоначальное устройство своих банков вложили Канада, Япония и Аргентина. Во Франции до 1848 г. рядом с Французским банком существовали департаментские банки, организованные по одинаковым с ним уставам. В Швеции с 1824 по 1904 г. рядом с центральным государственным банком существовали частные Эмиссионные банки. Централизация экономической жизни страны заставляет отказаться сперва от идеи полной свободы в организации Эмиссионных банков, а затем повелительно требует объединения эмиссии банкнот или в небольшом количестве банков (Северо-американская система резервных банков) или в передаче права эмиссии одному центральному банку. Являясь результатом централизации хозяйственного строя, центральный Эмиссионный банк усиливает дальнейшее объединение экономической жизни. Наиболее отчетливо все этапы развития Эмиссионных банков прошла Швейцария. Первый Эмиссионный банк возник в кантоне Сэн-Галл в 1836 г. Затем каждый кантон создавал свой Эмиссионный банк сообразно им выработанным условиям. В 1881 г. появилось первое федеральное законодательство, ставившее себе задачей объединить устройство Эмиссионных банков в отдельных кантонах по одному образцу. В 1907 г. федеральное правительство создало Центральный Эмиссионный банк, заменивший 37 кантональных банков. Сохранение в начале XX в. в Англии и Германии Эмиссионных банков рядом с центральными банками, сосредоточивающими в своих руках подавляющую часть эмиссии, представляло пережиток эпохи децентрализации Эмиссионных банков. Децентрализация эмиссии сохранилась в Соединенных штатах, где до реформы 1913 г. было 7.145 национальных банков, производящих выпуск банкнот. Во время кризиса 1907 г. выяснилась со всей очевидностью слабость системы децентрализации. Реформой 1913 г. С.-а. соединенные штаты пошли также по пути объединения эмиссии. В настоящее время по закону от 23 декабря 1913 г. организовано 12 федеральных резервных банков, действующих каждый в своем районе. Капиталы федеральных резервных банков образуются из взносов банков, примыкающих к резервному банку. Во главе всей системы федеральных резервных банков стоит Федеральный резервный комитет с задачей руководить эмиссией федеральных резервных банкнот, формировать правления 12 банков, координировать их работу, контролировать и ревизовать их деятельность, наблюдать за сохранностью золотых запасов, согласовать учетные ставки, устанавливаемые отдельными резервными банками. При комитете имеется Федеральный совещательный совет, в который входят представители 12 банков. Каждый из 12 федеральных банков является вполне самостоятельным и независимым. Центральные Эмиссионные банки легче справляются с неизбежными в меновом хозяйстве кризисами. Они могут быстро, при поддержке государства, пойти на борьбу с неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, в то время как мелкие и децентрализованные Эмиссионные банки с трудом координируют свои действия. Отсутствие единства действия, отсутствие единства поставленных задач, проявление ничем неустранимого эгоизма приводит, как доказал особенно опыт С.-а. соединенных штатов во время кризиса 1907 г., к значительному потрясению хозяйственной жизни, хотя нельзя скрывать, что централизация эмиссионного дела в одном банке приводит к централизации кредита в месте расположения центрального Эмиссионного банка. Часто случается, что наибольшую кредитную помощь получает тот район, где находится правление центрального Эмиссионного банка. Центральные банки очень неохотно шли на развитие сети своих филиальных учреждений. Французский банк открывал отделения только после настойчивых требований местных торговых и промышленных кругов и только тогда, когда открытие отделения делалось для него обязательным по новой конвенции с государством. Еще большее количество споров существует в банковской литературе вокруг вопроса о государственных или частных банках. Буржуазные теоретики середины XIX в. усиленно доказывали, что только частный Эмиссионный банк может надлежащим образом наладить денежное обращение, что всякий государственный Эмиссионный банк будет всегда менее способен создавать благоприятные условия для развития народного хозяйства. Когда местный денежный капитал был достаточно силен, он брал на разных условиях (без содействия государства в Англии, с содействием государства во Франции, Бельгии, Германии) организацию Эмиссионного банка. В тех же случаях, когда местный денежный капитал был слаб и брать на себя риск создания Эмиссионного банка не мог, то по его настоянию государство организовывало Эмиссионный банк за счет средств, собранных с налогоплательщиков (Швеция, до революции Россия, Финляндия, Болгария, Урагвай). В конце XIX в. буржуазные теоретики за границей и в России особенно выдвигали идею автономности центрального эмиссионного института. Автономность Эмиссионных банков в устах большинства писавших сводилась к освобождению Эмиссионных банков от влияния тех социальных групп, в руках которых находилось распоряжение средствами банка. В России промышленная и торговая буржуазия, проводя идею автономности, желала вырвать банк из рук полуфеодального царского правительства. Французская и германская буржуазия совершенно спокойно относилась к внешней зависимости французского и германского банков от государственной власти ввиду того, что они всегда были вполне уверены, что при распределении средств банка им обиды не будет. В экономически зависимых странах встречаются Эмиссионные банки, вполне независящие от местной государственной власти. Иногда Эмиссионные банки организуются по законам других стран. Ионийский банк в Греции — обычный английский акционерный банк, Оттоманский банк Турции — франко-английская акционерная компания, Имперский персидский банк — английская компания, Русско-азиатский банк был Эмиссионным банком в Китае. Правление Абиссинского банка находится в Каире, а управляющий Национальным египетским банком должен входить в состав правления Абиссинского банка как председатель. Политическая и экономическая зависимость современной Германии особенно резко выражена в факте введения в правление реорганизованного Германского банка иностранных членов, согласно плану Дауэса, и установлении должности комиссара репарационной комиссии при банке. Контроль над Эмиссионным банком дает возможность путем кредитной политики направить ход развития народного хозяйства по тому пути, который будет выгоден тем, у кого в руках будет влияние на денежное обращение. Контроль над Эмиссионным банком может быть изъят из рук местной власти, но без бюджетных средств местной государственной власти нельзя поставить хорошо устроенного Эмиссионного банка. Свободные средства государства всегда и везде являются основной базой для Эмиссионного банка. Первый эмиссионный Шведский банк Пальмструка был кассиром государства по таможенным налогам. Путем медленной эволюции выработалось обыкновение в Англии все свободные ресурсы Гос. казначейства хранить в Английском банке. Классическая постановка объединения средств Эмиссионного банка со свободными средствами Государственного казначейства была достигнута впервые в 50-х годах XIX В. в Бельгии, где при организации Национального бельгийского банка Эмиссионный банк явился официальным кассиром государства. Гибель второго Эмиссионного банка С.-а. соединенных штатов произошла вследствие отказа правительства помещать свободные средства государства на счета банка. Главная сила русского дореволюционного Государственного банка была в хранении у него свободной наличности Государственного казначейства. Ныне уставы Эмиссионных банков почти всегда предусматривают хранение свободных средств государства. Варьируется вопрос только в пределах платности или бесплатности исполнения казначейских обязанностей. В уставе Национального швейцарского банка сказано, что он безусловно хранит средства Союза. Новый Мексиканский банк за исполнение казначейских обязанностей государственного кассира будет получать вознаграждение. Устройство Эмиссионных банков по североамериканскому образцу резервных банков также предполагает передачу им свободных ресурсов казначейства. Резервные банки Сев.-ам. штатов, Перу, Южно-африканского союза тесно связаны с Государственным казначейством. Одна из причин, почему не могли и не могут вырасти в большие Эмиссионные банки — банки типа Оттоманского банка, Имперского персидского банка, Лондонского и Мексиканского банка, Ионийского банка, Русско-азиатского банка, Гонконг-шанхайской корпорации — заключается главным образом в том, что, получив право выпуска банкнот, они не получили возможности сделаться хранителями бюджетных средств той публичной власти, что дала им право выпуска банкнот. Если к ним и поступают средства государства, то только частично. А наилучшая постановка Эмиссионного банка возможна только тогда, когда все публичные ресурсы служат опорой правильной постановки выпуска банкнот. Кассовые средства государства для Эмиссионного банка более важны, чем собственный капитал банка. Собственный значительный капитал для Эмиссионного банка не является необходимостью, в особенности в случае принадлежности банка государству. Долго высказываемая теоретическая истина впервые была подтверждена на практике Австралийским банком. Банк создан государством в 1901 г. Было предположено собрать капитал для него путем выпуска облигаций, но капитал до сих пор не собирался. Американские резервные банки при балансе в 11 млрд. долл. имеют основных и резервных капиталов всего только 334 млн долл. Ничтожное значение собственных капиталов в Эмиссионном банке служит ясным показателем, что без особых жертв со своей стороны небольшая группа лиц, вложившая средства в акционерный капитал Эмиссионного банка, может спокойно получать дивиденды за счет всего народного хозяйства, оперируя главным образом казначейскими ресурсами. Чем больше Государственное казначейство связано с Эмиссионным банком, тем больше органическая связь между его администрацией и правительством. Если частный банк делается казначеем государства, то государство, передавая ему свои средства для операции, осуществляет над Эмиссионным банком контроль в виде своего комиссара с правом вето (Австрийский национальный банк), в виде назначения членов правления (целый ряд банков), в виде назначения управляющего и его ближайших помощников (Франция, Германия до войны, Япония и др.). В этом случае получается частный банк с государственным управлением. Отсутствие внешней связи между управлением Английского банка и английским правительством объясняется долговременным сходством интересов акционеров и правительства. В новых уставах влияние правительства на состав управления в той или другой форме всегда осуществляется. Совершенно свободны от влияния правительства только те Эмиссионные банки, которые не претендуют быть кассирами государственных средств. В акционерных Эмиссионных банках в отношении передач акций существуют различные правила. Акции банка могут быть только именные (Япония), акции банка не могут принадлежать иностранцам, при американской системе резервных банков акционерами могут быть только кредитные учреждения, удовлетворяющие определенным условиям. От акционера Эмиссионного банка обыкновенно требуется полная уплата акции. Некоторые уставы допускают частичную оплату. Часто главным акционером является государство (новый Мексиканский банк, где государству принадлежит 51 % акций). Общие собрания в акционерных Эмиссионных банках обычно имеют ограниченные права. В них с решающим правом голоса допускаются только наиболее крупные акционеры (Франция). Обычно собрание акционеров заслушивает отчет и выбирает ревизионный орган (ревизионную комиссию, комиссию цензоров и т. п.). В акционерных Эмиссионных банках полученная прибыль делится с государством. Система дележа прибыли между государством и акционерами очень разнообразна. Если государство прямо не участвует в прибылях частного Эмиссионного банка, то доход государства от банка получается косвенным путем. Эмиссионные банки предоставляют государству аванс или из расчета по очень пониженному проценту, или совершенно беспроцентно. Перед войной Французский банк предоставлял государству беспроцентный аванс в размере 200 млн фр. и платил 1 / 7 часть дохода от продуктивных обращений при учетной ставке в 3,5 % и 1 / 6 часть при учетной ставке в 4 % и выше. По уставу Мексиканского банка предположено следующее деление прибыли: 10 % в резервный фонд, пока он не достигнет 100 % основного капитала, затем 6 % на капитал. После вычета этих двух отчислений 50 % остатка идет в пользу государства, 10 % служащим, 5 % директорам, 35 % могут быть выданы в виде дополнительного к 6 % дивиденда. Право на производство выпуска банкнот делает для Эмиссионных банков менее нужными, чем для других банков, «чужие деньги». Ограничение в сфере размещения свободных средств, которое налагается уставами на Эмиссионные банки, приводит к тому, что Эмиссионные банки почти не платят процентов по вкладам. В некоторых уставах Эмиссионных банков запрещается прием капиталов с условием платежа процентов по нему. Во многих случаях, когда устав допускает принятие вкладов с уплатой по ним процентов, банки сами отказываются от процентных вкладов, сознавая, что необходимость платить проценты заставит их в их деятельности далеко уйти от настоящей дороги Эмиссионных банков. Основная задача Эмиссионных банков — регулирование денежного обращения, облегчение условий платежа и развитие путем кредита производительных сил страны. Из этого вытекает эмиссионная операция. Постановка эмиссионной операции в разных банках различна (см. ст. Банкнота). Если есть страны с совпадающими нормами по постановке эмиссионных операций, то на практике получается беспредельное различие. Эмиссионная практика должна считаться с конкретными условиями не только данной страны, но и данного момента. При выпуске банкнот Эмиссионный банк стремится удержать размен банкнот на металл; в крайности — удержать банкноты на определенном паритете. Для обеспечения размена и поддержания вексельного курса Эмиссионному банку предоставляется право на производство всякого рода операций по покупке и продаже, приему в залог золота. Из этого уже следует необходимость предоставления Эмиссионным банкам права на все операции по продаже и покупке тратт и чеков, иностранных банкнот и других платежных иностранных обязательств. Эмиссионному банку обыкновенно предоставляется право на производство учета краткосрочных векселей, выдачу ссуд под ценные бумаги, выдачу ссуд под драгоценности (бриллианты и серебро), открытие текущих счетов под обеспечение, прием вкладов срочных и бессрочных, оплачиваемых и неоплачиваемых, производство расчетов между своими клиентами, различные операции по инкассированию, выдачи чеков, аккредитивов, продажи и покупки за свой счет и на комиссионных началах ценных бумаг, приобретение которых допущено уставом банка, оплаты купонов процентных бумаг. Операция по концентрации золота в Эмиссионных банках привела к тому, что в настоящее время везде, где существуют Эмиссионные банки, в их распоряжении находится почти весь запас золота, принадлежащий данному народному хозяйству. По накопленным запасам на первом месте стоят 12 федеральных резервных банков: С.-а. соединенных штатов (13.995 млн зол. фр.), Французского банка (5.548 млн зол. фр.), Английского банка (3.605 млн зол. фр.). Дальше по запасам золота стоят: Японский, Голландский, Итальянский банки, Национальный швейцарский и Испанский, Германский, Русский государственный, Шведский. Свыше половины запасов золота сосредоточено в федеральных резервных банках С.-а. соединенных штатов; свыше четверти мировых золотых запасов — в руках Английского и Французского банков, немного меньше четверти мировых запасов золота приходится на Эмиссионные банки восьми названных стран. У остальных банков имеется в их распоряжении запас золота, составляющий не более одной десятой части всех имеющихся у Эмиссионных банков запасов золота. Из операций особенное значение для народного хозяйства имеет право Эмиссионных банков на операции с иностранной валютой и иностранными девизами. Являясь центром продажи и покупки иностранной валюты, Эмиссионные банки регулируют производство международных расчетов и благодаря своему положению могут выравнивать баланс платежей и требований, устраняя этим резкие колебания вексельных курсов, внося платность и устраняя толчки, вредно отражающиеся на хозяйственной жизни. Перечень операций, разрешенных или запрещенных Эмиссионным банкам, в разных уставах Эмиссионных банков разнообразен. В некоторых случаях сила традиций действует более внушительно, чем нормы, записанные в устав. Основная идея деятельности Эмиссионных банков состоит в том, что его актив должен быть быстро реализуем, что Эмиссионные банки во всякое время должен суметь извлечь размещенные средства из оборота. Поэтому операции по долгосрочному финансированию промышленности, внешней торговли, сельского хозяйства не могут входить в задачу Эмиссионных банков. Однако французским колониальным Эмиссионным банкам удалось очень удачно соединить банкнотную эмиссию с финансированием сахарных плантаций. Эмиссионным банкам в колониях и странах с слабо развитой хозяйственной жизнью приходится далеко отступать от чистоты принципов, выработанных в странах старого капитализма. Борьба между денежным капиталом и аграрными группами в Европе выражается в требовании от Эмиссионных банков уделять значительную часть своих средств кредитованию сельского хозяйства. Если часто землевладельцы непосредственно получают отказ, то косвенно все же Эмиссионные банки делают им уступки. Так, во время банковской анкеты 1907 г. в Германии Германский банк облек свою уступку аграриям в форму широкой выдачи авансов по закладным листам. Расширив рынок закладных листов, он дал возможность ипотечным банкам дать более широкое развитие их деятельности. Принимая в залог акции и облигации промышленных предприятий, а также акции и облигации финансирующих промышленность банков, Эмиссионный банк направляет свои средства в промышленность. Во многих уставах Эмиссионных банков нередко установлены формальные признаки в отношении как клиентов, так и документов и товаров, с которыми может производить операции Эмиссионный банк. Так, для товаров устанавливается принцип национального происхождения. Эмиссионный банк может кредитовать только операции по обороту местных товаров, клиентом не может быть лицо, объявленное банкротом, векселя должны иметь три подписи и т. д. Цель этих ограничений — сделать клиентов Эмиссионных банков возможно подвижнее и не дать средствам Эмиссионных банков застрять в каких-либо сомнительных операциях. Почти во всех уставах Эмиссионных банков оговаривается особым образом право государства быть клиентом банка по активным операциям. В уставах Эмиссионных банков обычно вводится ряд ограничений в отношении правительственных займов. В уставе Польского банка разрешается банкам учет казначейских обязательств польского правительства. В новом уставе Мексиканского банка, несмотря на его почти государственный характер, сказано, что суммы, авансируемые правительству, не могут быть больше, чем 10 % основного капитала банка. В уставе Национального австрийского банка указано, что банк не имеет права ни прямо ни косвенно давать авансы австрийскому правительству, за исключением только тех случаев, когда авансы могут быть обеспечены ценным залогом или иностранными девизами. По плану комиссии Дауэса Германский банк может кредитовать германское правительство, но всегда с таким расчетом, что общая сумма непогашенной задолженности правительства Германскому банку никогда не должна превышать 100 млн марок. Аванс не должен предоставляться на срок, превышающий 3 месяца. В конце отчетного периода правительственная задолженность банку должна быть погашена. Кроме того, Германскому банку запрещено выдавать авансы или иные ссуды германским землям (союзным государствам), муниципалитетам, административным единицам. В уставах большинства Эмиссионных банков содержится запрещение каких-либо кредитных непосредственных операций с иностранными правительствами или иностранными административными единицами. Почти во всех уставах в совершенно тождественной форме повторяется запрещение Эмиссионнам банкам покупать, приобретать каким-либо способом и удерживать в числе своих имуществ недвижимые имущества (дома и земли), за исключением тех, что нужны им для непосредственного выполнения их задач. В колониальных странах, где слабо организованы складочные помещения, Эмиссионные банки вынуждены для развития торгово-ссудных операций владеть значительным недвижимым имуществом в виде элеваторов, холодильников и товарных складов. Главной операцией Эмиссионных банков является учет краткосрочных векселей. Формальный характер вексельного обязательства и его краткосрочность лучше всего другого создают условия для помещения средств. Эмиссионные банки принимает к учету только первоклассные векселя и притом главным образом товарные. В странах старой капиталистической культуры и с большим денежным рынком Эмиссионные банки иногда даже приходится выступать покупателями векселей в силу того обстоятельства, что лучшие векселя из более дешевого процента могут быть учтены помимо Эмиссионного банка. В странах бедных капиталами с небольшим денежным рынком лучшие векселя всегда в руках Эмиссионных банков, так как Эмиссионные банки переучитывают векселя уже учтенные в каком-либо банке. В спокойное время банки отбирают у Эмиссионных банков клиентов, предоставляя им более удобные условия кредитования. Отсюда превращение Эмиссионного банка в банк банков. Ныне действующая американская система строит федеральные резервные банки сразу как банки банков. То же сделали Южно-африканский союз, Перу. Очень близок к этому и Австралийский банк. Из европейских банков к типу банка банков ближе всего Французский и Английский банки. В странах молодого капитализма и в колониях, где часто кроме Эмиссионного банка нет других банков, Эмиссионный банк имеет огромное значение для денежного рынка страны. Длительной борьбой за устойчивый низкий дисконт Эмиссионного банка могут создать особо благоприятные условия для развития народного хозяйства (политика Французского банка). Постоянными повышениями и понижениями учетной ставки Эмиссионного банка даже при сравнительно небольших запасах золота могут иметь его в достаточной мере для народного хозяйства (дисконтная политика Английского банка). В странах бедных свободными капиталами учетный процент Эмиссионного банка всегда ниже учетного процента свободного рынка. Задача Эмиссионного банка — с одной стороны, понизить внутренний процент, а с другой стороны, держать учетный процент на таком уровне, чтобы он способствовал притоку иностранного капитала (дисконтная политика Японского, Испанского, итальянских Эмиссионных банков и Русского дореволюционного банков). С переходом вексельного материала в другие банки Эмиссионные банки начинают развивать операции с ценными бумагами. Срочные (On coll) ссуды под процентные и дивидендные бумаги дают им возможность вести денежный рынок по желательному направлению. Конечно, Эмиссионные банки с большой осмотрительностью выбирает ценные бумаги для своих операций. Даже операции, лишенные риска, переходят в другие банки. Эмиссионным банкам всегда нужна гарантия, и гарантию ему по сделкам предоставляют другие банки. Одним из важнейших условий успешности деятельности Эмиссионных банков является требование опубликования балансов. Балансы Эмиссионных банков должны публиковаться, во-первых, регулярно, а во-вторых, достаточно часто. Гласность дает возможность судить о ходе деятельности Эмиссионных банков, о состоянии отдельных его счетов. Регулярное сообщение балансов Английского банка началось с акта Роберта Пиля. В настоящее время еженедельно публикует свои отчеты Англия, Франция, Швеция, Норвегия, Бельгия, Швейцария. В Германии и России до войны балансы Эмиссионных банков сообщались почти четыре раза в месяц, в Италии — три раза, в Австралии — два раза в год. Некоторые Эмиссионные банки публикуют балансы только раз в год. Большое значение имеет выпуск Эмиссионными банками годовых отчетов. Годовые отчеты введены в практику акционерными Эмиссионными банками. До сих пор ни годовая отчетность Эмиссионных банков, ни составление балансов нигде удовлетворительно не были поставлены. В некоторых случаях фальсифицируются публикуемые цифры, или цифры баланса так комбинируются, что не дают ясного представления о настоящем положении дела. Яркими примерами — итальянские банковские затруднения 80 — 90-х годов и история с превышением законом установленной эмиссии в России в январе 1905 г. и во Франции весной 1925 г., скрытые в искусно составленных балансах Эмиссионных банков.

Или ценные бумаги и платёжно-расчётные документы (банковские карты , чековые книжки). Эмиссией денег в стране чаще всего занимаются центральные банки , выпуском ценных бумаг - коммерческие банки . Выпущенные банком банковские карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка-эмитента, а держатель карты получает её лишь в пользование .

Также банком-эмитентом называют банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. К банку-эмитенту применяются правила об исполняющем банке .

См. также

Напишите отзыв о статье "Эмиссионный банк"

Примечания

Отрывок, характеризующий Эмиссионный банк

Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что то по французски австрийскому императору и улыбнулся.
Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать.
Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.

Структура кредитной системы

I Банковская система

1.Эмисионные банки (ЦБ, нац., резервный)

2.Коммерческие универсальные банки

3. Специализированные банки (ипотечные, инновационные, ссудо-сберегательные, инвестиционные, учетные, биржевые)

4. Небанковские кредитные организации

II Парабанковская система

1. Специализированные кредитно-финансовые институты (лизинговые и факторинговые компании, пенсионные фонды, страховые общества, общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и союзы, клиринговые центры, инвестиционные фонды, финансовые компании)

2.Почтово-сберегательные системы - почтовые отделения, почтово-сберегательные учреждения

IIIОбъединения банков и парабанков (ассоциации, консорциумы, корпоративные объединения)

На ранних стадиях развития капитализма четкого разграничения между центральными и КБ не существовало. С развитием кредитной системы доверием пользуются те банки, чьи банкноты выполняли полноценно функцию кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными.

По форме собственности капитала различают следующие виды эмиссионных банков:

1. Гос. Ц.Б. (Россия, Великобритания, Канада, Франция, Германия), капитал которых полностью принадлежит государству.

2. Акционерные (США)

3. Смешанные, т.е.акционерные общества с участием государства (Япония, Бельгия)

ЦБ являются юридически самостоятельными, но в то же время сочетают черты банка и гос. органа, т.к. осуществляют регулирование экономики в соответствии с гос. денежно-кредитной политикой, которая является составной частью всей экономической политики государства.

Функции эмиссионных банков:

1. Функция эмиссионного центра - эти банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, контролируют наличную и безналичную эмиссию, хранят кассовые резервы КБ и выступают в качестве гарантийного фонда погашения депозитов.

2. Функция валютного центра - в них сосредоточены золотовалютные резервы, они осуществляют валютное регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса с помощью учетной (дисконтной) политики и валютных интервенций.

Учетная (дисконтная) политика основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее КБ. При этом ЦБ из валюты векселя удерживает дисконт или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. При повышении такого % проводится политика «дорогих денег», при понижении – политика «дешевых денег», т.е. кредитная рестрикция или кредитная экспансия. Дисконтная политика оказывает влияние на платежный баланс и валютный курс через воздействие на международное движение капиталов. При пассивности платежного баланса ЦБ повышает учетную ставку для притока капиталов из-за границы и повышения валютного курса. При активном платежном балансе – снижает для отлива капиталов и снижения курса нац. валюты.



Валютные интервенции – вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке для воздействия на курс нац. валюты. В целях повышения курса валюты ЦБ продает иностранную валюту в обмен на нац., а для снижения – скупает иностранную в обмен на нац.

3. Банк банков и расчетный центр – главными клиентами ЦБ являются КБ, он не работает с населением и предприятиями. Хранит обязательные банковские резервы и определяет их норму. КБ открывают специальные счета в ЦБ, посредством которых осуществляется регулирование расчетов между ними.

4. Банк-правительства – ЦБ осуществляет исполнение гос. бюджета по доходам и расходам, размещает гос. долг. Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в ЦБ, который выполняет роль банкира по отношению к гос-ву. ЦБ пользуется безпроцентно этими средствами и поэтому бесплатно выполняет для него операции по исполнению бюджета. При размещении гос. долга ЦБ осуществляет выпуск гос. займов, размещает облигации среди КБ и др. участников.

5. Денежно-кредитное регулирование и банковский надзор – это совокупность мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и др. кредитных учреждений. Основная цель- регулирование спроса и предложения на ссудный капитал. Инструменты регулирования:

а) косвенные методы:

Учетная политика

Ломбардная политика

Политика на открытом рынке

б) прямые методы:

Политика обязательных резервов

Селективные (выборочные)- прямое ограничение размеров кредитов для отдельных банков и установление размеров моржи (разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды)

Дополнением этих методов является депозитная политика - основана на перемещении ден. средств гос. сектора экономики из системы ЦБ в КБ и обратно. Различают:

1. Экспансивная депозитная политика - указанные средства, размещенные в ЭБ, уменьшают и соответственно возрастают резервы КБ, их кредитный потенциал, процентные ставки снижаются.

2. Рестриктивная депозитная политика- является обратной.

Операции эмиссионных банков:

1.Пассивные- операции по созданию ресурсов эмиссионных банков: эмиссия банкнот (54,85%), вклады кред. учреждений и ин. банков, обязательные резервы КБ, вклады казначейства и собственный капитал.

2.Активные- операции по размещению ресурсов эмиссионных банков: учетно-ссудные операции, банковские инвестиции, операции с золотом и иностранной валютой.

Эмиссионный банк выполняет в основном следующие функции: эмиссионного центра страны, «банка банков», денежно-кредитного «регулирования» экономики, банкира правительства и международную функцию.

Функция эмиссионного центра страны заключается в выпуске банкнот и хранении золотого и инвалютного резервов. Если золотой резерв передается казначейству, то вместо него эмиссионному банку выдаются сертификаты, по которым он может получать золото.

Функция «банка банков» выражается прежде всего в кредитовании эмиссионным банком коммерческих банков, которые в свою очередь предоставляют ссуды промышленным и торговым предприятиям. К получению кредитов в эмиссионном банке коммерческие банки прибегают особенно часто во время периодических кризисов, когда спрос на ссудный капитал резко возрастает и вкладчики требуют свои вклады из коммерческих банков. Эта функция проявляется и в том, что коммерческие банки держат (в некоторых странах в обязательном порядке) часть своих вкладов на текущем счете в эмиссионном банке. Выполняя указанную функцию, эмиссионный банк осуществляет безналичные расчеты между банками, перечисляя денежные средства с текущего счета одного банка на счет другого банка.

Функция эмиссионного банка по денежно-кредитному «регулированию» экономики, типичная для эпохи империализма и общего кризиса капитализма, осуществляется через кредитную политику, направленную на расширение или сокращение кредитования промышленности и торговли с целью воздействовать на капиталистический цикл.

В некоторых странах, где эмиссионные банки выполняют также и функции коммерческих банков, они непосредственно кредитуют и осуществляют расчеты для промышленных акционерных обществ. Так, Французский банк, кроме своих основных функций, принимает вклады от промышленных акционерных обществ, кредитует их и осуществляет по поручению этих обществ расчетные операции. Поэтому он имеет 260 отделений (Английский банк только 8). Однако в последнее время и во Франции усиливается тенденция к превращению эмиссионного банка в «банк банков».

В Англии и США эмиссионные банки непосредственно воздействуют на развитие промышленности при помощи так называемых операций на открытом рынке. Сущность этой первой формы регулирования состоит в том, что эмиссионный банк продает и покупает по своей инициативе обязательства казначейства на открытом рынке. Тем самым эмиссионные банки оказывают прямую поддержку крупнейшим банкам, нуждающимся в денежных стред- ствах для расширения кредита промышленности, а также непосредственно промышленным монополиям, покупая у них казначейские обязательства.

Если эмиссионный банк хочет ограничить вложения в производство в период подъема, надеясь этим ослабить надвигающийся кризис, он продает краткосрочные обязательства казначейства, уменьшая таким образом соответственно средства, необходимые для вложений в производство.

Второй формой влияния эмиссионного банка на производство является дисконтная политика, т. е. политика понижения или повышения учетных ставок в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов. Эта форма воздействия таит в себе противоречие; понижение процента при прочих благоприятных условиях может содействовать росту производства, но в то же время способствовать бегству краткосрочного капитала в страньг с более высокой нормой процента, кризису платежного баланса, отливу золота и ухудшению курса валюты.

Третьей формой кредитного воздействия на экономику является изменение процента вкладов, передаваемых в обязательном порядке коммерческими банками эмиссионным банкам. При уменьшении этого процента возможности кредитования промышленности банками повышаются, при увеличении процента сокращаются. Такая форма применяется в США. В Англии в 1960- 1962 гг. коммерческие банки обязаны были держать в Английском банке в принудительном порядке специальные вклады, достигшие в конце 1961 г. максимума в 234 млн. ф. ст. Это было сделано для ограничения кредитования промышленности. С мая 1965 г. эта форма снова начала применяться, и к концу 1966 г. остаток таких вкладов составил около 200 млн. ф. ст.

Наконец, четвертая форма регулирования состоит в том, чтобы содействовать или препятствовать кредитованию продаж в рассрочку, как среднесрочному (главным образом на покупку автомобилей, мебели и т. п.), так и долгосрочному (на покупку жилых домов). Развитию кредита, а тем самым расширению производства товаров длительного потребления эмиссионный банк содействует путем уменьшения размера аванса, понижения процента и удлинения сроков кредита. Эти формы широко применяются в США, Англии и других странах.

Апологеты империализма восхваляют кредитную политику эмиссионных банков, афишируют ее как проявление «организованного капитализма».

На деле кредитная политика отнюдь не ведет к ликвидации кризисов, так как действие этой политики ограничено основным противоречием капитализма - анархией производства и ухудшением положения трудящихся масс. Если происходит кризис и депрессия, то никакое кредитное воздействие в направлении рас-ширения кредита не приведет к увеличению спроса на капитал, вкладываемый в производство. Если развертывается подъем, то никакие ограничения кредита не предотвратят надвигающегося кризиса, хотя и могут его несколько оттянуть.

Кризис 1929-1933 гг. и послевоенные спады промышленности показали несостоятельность теории организованного капитализма.

«Попытки государственного регулирования капиталистического хозяйства, - говорится в Программе КПСС, - не способны устранить конкуренцию и анархию производства… ибо основой производства остаются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда… Диалектика государственно-монопо-листического капитализма такова, что вместо укрепления капиталистической системы, на что рассчитывает буржуазия, он еще больше обостряет противоречия капитализма, расшатывает его до основания. Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма».

Эмиссионный банк, выполняя функцию банкира правительства, принимает в уплату налоги, выплачивает деньги по расходным статьям государственного бюджета, главным образом на военно-полицейские цели, т. е. осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета и управляет государственным долгом (берет на себя размещение облигаций государственных займов, принимает средства, вырученные от выпуска облигаций, выплачивает проценты по займам, погашает займы, проводит конверсию займов, т. е. превращение высокопроцентных займов в низкопроцентные). В результате всех этих операций в эмиссионном банке постоянно имеется остаток вкладов правительства.

Таким образом, эмиссионный банк активно содействует дополнительной финансовой эксплуатации монополистическим капиталом широких трудящихся масс.

В США функцию банкира правительства выполняют в большей степени крупнейшие коммерческие банки; в 1966 г. в них хранилось свыше 90% правительственных вкладов и лишь менее 10% -в федеральных резервных банках.

Эмиссионный банк как банкир правительства предоставляет ссуды правительству. Финансовая олигархия широко использует эмиссионные банки для подготовки и ведения империалистических войн и получения благодаря казенным заказам монопольной прибыли.

Международная функция эмиссионных банков заключается в том, что они являются органами, представляющими правительство в межгосударственных кредитно-денежных отношениях.

Эмиссионные банки империалистических стран возглавляют валютные зоны (например, стерлинговую, долларовую, зону франка), распоряжаются золотыми и валютными запасами этих зон, проводят девизную политику. Кроме того, эмиссионные банки сами или через контролируемые ими клиринговые институты ор-ганизуют и осуществляют валютные клиринги. Наконец, они выделяют представителей данного государства в межправительственные кредитные организации: Международный банк для реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

И доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета . Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования печатного станка, это приводит к росту массы денег в обращении, а, следовательно, повышению уровня цен.  

Эта особенность денег имела место при золотом обращении , которое требовало накопления центральными (эмиссионными) банками золотого запаса , использовавшегося для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. В настоящее время такое назначение золотого запаса отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако он продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков , казне государства, правительственных валютных органах. Величина золотого запаса свидетель-  

Постепенно право выпуска банкноты было закреплено за одним крупным банком страны, который стал центральным (эмиссионным) банком и во многих странах принадлежал государству. Поэтому банкнота центрального банка превратилась в денежную единицу страны , свободно обращающуюся на всей территории и имеющую принудительный курс , установленный властью.  

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны-участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны-члены МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.  

В соответствии с организацией банковского дела банковская статистика включает наблюдение за деятельностью эмиссионного банка (ЦБ РФ), коммерческих банков и сводные данные по банковской системе в целом.  

В развитой экономике потребность в наличных деньгах связана в основном с необходимостью выплаты заработной платы , а также пенсий, пособий, стипендий и других трансфертов населению и оплатой ими текущих расходов . При этом наличные деньги совершают постоянный кругооборот. Они поступают в обращение из касс эмиссионного банка. С наступлением сроков выплаты заработной платы рабочим и служащим, пенсий и стипендий денежные средства предприятий , учреждений, организаций, хранящиеся на счетах в банках, превращаются в наличные деньги . Дальнейшее движение наличных денег происходит при покупке населением товаров и услуг. Деньги, поступившие в кассы торговых предприятий и организаций, оказывающих услуги населению , вновь возвращаются в кассы банков. Таким образом, величина наличноденежного оборота определяется в основном величиной доходов и расходов населения.  

Отмечая, что каждому государству в отдельности периодически приходится переживать трудности финансового и экономического характера, Столыпин предлагал для разрешения этих проблем создать Международный банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств Такой Международный банк, капитал которого бы состоял из собранных вкладов всех государств, мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности, связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть создан экономический совет, который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте, в состоянии был бы оказывать своим советом большую помощь отдельным государствам и предотвратить те экономические кризисы , которые неизбежны периодически то в одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве 1. Данный проект П.А. Сто-  

Различают банковский и валютный К. Банковский К. характеризуется тем, что банки производят между собой расчеты только на величину разницы между суммами платежей и поступления денег. Банковский К. представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через расчетные палаты . Валютный К. устанавливает порядок безналичных международных расчетов при внешнеторговых и других экономических связях между двумя или несколькими странами. Как правило, валютный К. осуществляется между государствами с целью погашения задолженности друг другу , вытекающей из внешнеторговых операций путем зачета взаимных требований (без уплаты золотом или перевода иностранной валюты). Расчеты между двумя странами производятся со специальных счетов, открываемых эмиссионными банками или другими специальными для этой цели учреждениями. КЛИРИНГОВАЯ ВАЛЮТА - это расчетные валютные единицы. В них ведутся счета в банках и производятся различные операции между странами, заключившими платежные соглашения клирингового типа (в рамках которых предусмотрено строгое балансирование - управление - взаимного товарооборота по стоимости). К. в. функционируют исключительно в безналичной форме - в виде бухгалтер-  

Наиболее крупной статьей пассивов FED являются банкноты FED, составляющие основную часть национального запаса наличных денег, и резервные депозиты на счетах в федеральных резервных банков. Статья прочих пассивов включает вклады Государственного казначейства США и официальные чековые счета центральных эмиссионных банков других стран. Активы FED превышают ее пассивы, и поэтому чистая стоимость капитала является величиной положительной.  

Официальные государственные ЛИКВИДНЫЕ СРЕДСТВА включают резервы центральных эмиссионных банков, казначейств и стабилизационных фондов , необходимые для своевременного погашения обязательств страны по ее зарубежным товарным и кредитным операциям . К ним относятся  

Мы можем схематически разделить всю последовательность событий и политических изменений по ходу эволюции эмиссионных банков вплоть до 1875 г. на четыре фазы. Первая из них явилась предварительным этапом , на протяжении которого банки лишь начали зарождаться, при этом, теоретически обладая свободой при образовании, хотя бы только потому, что до поры до времени они просто не бросались в глаза законодательной власти. На следующем этапе уже доминировала монополия, либо абсолютная, либо до некоторой степени ограниченная. Для третьей фазы стал характерным плюрализм и усиливающаяся, хотя и ни в коей мере не ставшая полной, свобода. Наконец, в четвертой фазе наблюдается возврат к ограничениям и монопольной власти либо в ее абсолютной форме, либо в рамках смешанной системы , с централизацией контроля.  

В период между 1826 и 1836 г. было образовано около сотни акционерных эмиссионных банков, причем около семидесяти из них были учреждены в последние три года этого периода. Именно этот факт использовался противниками свободной банковской системы для  

Глядя на Закон 1844 г. с сегодняшних позиций и, таким образом, зная о последующем развитии событий в банковской сфере , в частности, о процессах слияния в последней четверти XIX в., невозможно не заметить ненормальность того положения, в которое Закон поставил провинциальные эмиссионные банки. Поскольку им было запрещено приобретение, путем ли прямой покупки или в результате слияния, права эмиссии других эмиссионных банков, это приводило к консервации мелких банков даже в тех ситуациях, когда их объединение было экономически целесообразным. Так происходило потому, что прибыль в случае сохранения за собой эмиссионных прав могла перевешивать выгоды объединения в более крупный концерн. Во-вторых, те акционерные банки , что проводили эмиссионную деятельность, оставались вне лондонского рынка и, чтобы производить выплаты по своим  

Первые действия были предприняты королевской и дворянской знатью, которые, руководствуясь собственными фискальными нуждами, попытались начать банковские операции тогда, когда их время еще не пришло, - когда еще не созрели торговые условия для подобной деятельности. Соответственно, их успехи, по крайней мере, на поприще вексельной эмиссии, оказались весьма скромными. Первым в целом успешно функционировавшим эмиссионным банком стал Берлинский Королевский Банк - государственный банк , основанный Фридрихом Великим. [В 1765 г. Фридрих был не в состоянии изыскать частный капитал если бы это ему удалось, он основал бы частный акционерный банк .] Сомнительно, ЧТО даже ЭТОТ банк  

Однако этот этап относительной свободы подошел к концу в 1833 г., когда в политике произошел поворот на 180 градусов. Вышедший тогда закон поставил эмиссию всех банкнот на предъявителя в зависимость от разрешения правительства. Надо заметить, что этот закон, фактически оказавшийся запретом, был вызван не столько интересами привилегированного Королевского Банка, сколько стремлением расчистить дорогу для обращения государственных бумажных денег, которые, впервые появившись во время Наполеоновских Войн, теперь должны были расширить сферу своего влияния. Даже сам Королевский Банк был включен в запретительный список, и, таким образом, все три эмиссионных банка Пруссии были вынуждены прекратить выпуск своих банкнот. Этот рост ограничений на банковское дело фактически совпал с моментом, когда в результате изменений в промышленной технологии уже начал назревать неимоверной силы взрыв спроса на кредиты.  

Усугубленная возросшим спросом на капитал, проблема денежного обращения встала к тому времени со всей остротой. В обращении находилось лишь очень небольшое количество золота и, в отсутствие банкнот платежи должны были производиться серебром, которое было чрезвычайно тяжело носить с собой. Банкноты, таким образом, рассматривались в качестве чрезвычайно эффективного средства облегчить жизнь, и в условиях своей относительной нехватки они зачастую имели хождение по курсу выше номинала . В Пруссии началась кампания против подавления частной инициативы, и правительство было наводнено проектами по созданию частных эмиссионных банков, которые существовали бы параллельно с Королевским Банком. Правительство, однако, решительно возражало против этих предложений. Требования о разрешении частной инициативы были выражены в двух различных формах. Одна группа хотела всего лишь учреждения частного акционерного банка на месте уже существовавшего другие же жаждали гораздо большего и требовали никак не меньше, чем создания систем независимых, беспрепятственно учреждаемых, конкурирующих между собой банков.  

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен национальных валют этих стран на французский франк и евро, а также контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны франка. Страны -члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые - один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во французский франк , а теперь и в евро, по привязанному курсу через операционные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базируется на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк КФА (от французского La ommunaute Finan iers Afri aine, FA Африканское финансовое сообщество). Исключением являются Коморские острова, которые в 1981 г. ввели собственную валюту - коморский франк.  

Однако наиболее жестокий удар по конкуренции был нанесен год спустя, когда правительство, во исполнение знаменитого Закона 24-ого Жерминаля XI года (loi du 24 Germinal an XI), даровало Банку Франции исключительную привилегию на эмиссионную деятельность в Париже, распорядилось об изъятии к определенной дате банкнот банков, ранее обладавших правом на эмиссию, а также наложило запрет на создание эмиссионных банков в провинции за исключением случаев, согласованных правительством, которое закрепило за собой права не только на разрешение всякой эмиссионной деятельности, но и установление ее максимальных пределов. Предлогом для принятия такого решения стал незначительный финансовый кризис 1802 г., хотя тогда никто не предъявил свободно конкурирующим банкам никаких обвинений по этому поводу.  

Почти сразу вслед за отказом Банка Франции от попыток учреждения кредитных институтов вне Парижа наступил короткий период либерализации, в течение которого Правительство Реставрации санкционировало три проекта по созданию частных областных (departmental) эмиссионных банков. Ими стали созданные в 1817-1818 гг. банки Руана, Нанта и Бордо. Однако все они должны были действовать в рамках жестких ограничений , которые, по сути, сводили на нет попытки сколько-нибудь значительного расширения их деятельности. Они имели право выпуска банкнот только в тех городах, где располагались их штаб-квартиры , плюс еще в одном-двух городах, оговоренных в уставе. Они могли учитывать только те счета, что были выписаны к предъявлению в их местности, и к тому же сумма их пассивов не могла превышать объем металлических резервов более чем в три раза. Сведение деятельности банков к столь узким территориальным рамкам и наложение запрета на открытие филиалов и найм агентов почти лишило смысла заложенное в их названия слово "областной". Сфера их операций была несравнимо уже понятия "департамент", и на деле они оказались всего лишь мелкими банками местного масштаба.  

Мы проследили, как из политического кризиса 1848 г. Франция вышла с полностью централизованной, монопольной банковской системой и одним эмиссионным банком. Развитие промышленной революции во Франции после 1850 года весьма отчетливо обнаружило острую нехватку кредитных учреждений , причем не только в провинции, но и в самом Париже. Там, где не существовало институтов, предназначенных для обеспечения бумажного обращения, соответственно отсутствовал и депозитный банковский бизнес. Особенно силен был контраст с Англией, где провинциальные банкиры с их знанием местной жизни и связями, даже не оказывая никаких дополнительных услуг , по крайней мере, приучили осторожного провинциала к банковскому укладу жизни . Курсель-Сеней особенно подчеркивал практически полное отсутствие в сельских районах Франции какой бы то ни было возможности брать взаймы либо давать в долг, кроме как через местного нотариуса. Более того, он также отмечал ["La Banque Libre", 1867], что большую часть года в распоряжении фермеров были бездействующие остатки наличности, поскольку они получали выручку за проданный ими урожай и запасы продукции один раз в определенное время года, а затраты несли на гораздо более систематической основе и в течении относительно долгого временного промежутка. Эти остатки могли бы быть депонированы в местные банки, если бы такие существовали, и использованы для выдачи краткосрочных займов. В реальности же остатки просто копились, и накопленные таким образом сбережения лежали без дела.   ]